Что было в детстве радищева
Александр Николаевич Радищев: биографическая справка
Будущий автор «Путешествия из Петербурга в Москву», известный писатель, просветитель и философ Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в богатой помещичьей семье в селе Верхнем Аблязове (сейчас – село Радищево Кузнецкого района Пензенской области) [1, с. 47].
Детство и юность
Александр Николаевич был старшим из одиннадцати детей. Отец Радищева, Николай Афанасьевич, получил хорошее воспитание: он знал языки, богословие, историю и любил сельское хозяйство. Мать писателя, Фекла Степановна, происходила из старинного дворянского рода [2, с. 26].
Первыми воспитателями Радищева были крепостные отца: нянюшка Прасковья Клементьевна, которую он тепло вспоминает в одной из глав «Путешествия», и дядька Петр Мамонтов, по прозвищу Сума (именно он обучил мальчика грамоте). Когда Александру исполнилось шесть лет, к нему был нанят гувернер-француз, но он был всего лишь беглым солдатом и не имел достаточных знаний.
Желая продолжить образование сына, родители отправили его в Москву к дяде Михаилу Федоровичу Аргамакову, который был родственником директора только что открывшегося Московского университета. Радищев стал воспитываться и учиться вместе с детьми Аргамаковых. Уроки им давали лучшие профессора университета [3, с. 7-8].
Вскоре после дворцового переворота 1762 года, возведшего на трон Екатерину Вторую, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Прислуживание при дворе, входившее в обязанности пажа, позволило Радищеву в деталях узнать дворцовую жизнь. В 1766 году Екатерина решила отправить за границу в Лейпцигский университет 12 молодых людей возрастом от 12 до 21 года, чтобы они изучили серьезные науки у немцев. В их числе оказался и Радищев [4, c. 6].
Радищев вместе с товарищами слушал лекции профессоров, с особенным интересом занимался словесными науками у знаменитого философа и поэта Геллерта. Как и другие, Радищев много читал, увлекаясь по преимуществу французскими философами и писателями.
Служба в Петербурге
После обучения в Лейпциге, длившегося четыре года, Радищев вернулся в Россию с двумя товарищами – Алексеем Михайловичем Кутузовым и Андреем Кирилловичем Рубановским. Радищев и Кутузов были приняты на службу в Сенат в звании протоколистов с чинами титулярных советников.
Пробыв в Сенате два года, Александр Николаевич занял должность обер-аудитора в штате главнокомандующего в Петербурге графа Якова Александровича Брюса. Он был любим своим начальником, и постепенно его стали принимать в лучших петербургских обществах.
В 1775 году Радищев вышел в отставку секунд-майором и женился на Анне Васильевне Рубановской, племяннице своего лейпцигского товарища (подробнее см. [5, с. 21-24]). Одновременно он приобрел некоторую связь с высшими кругами общества, так как отец его жены был заметным дворцовым чиновником.
Через год после женитьбы, в 1776 году, Радищев был определен асессором в Коммерц-коллегию, президентом которой был граф Александр Романович Воронцов. Радищев жадно бросился изучать все, что относится к торговле, и его старания были оценены. Он сделался у Воронцова домашним человеком и первым советником по коммерческим делам, а вскоре после этого получил чин надворного советника. Сам граф навсегда остался его покровителем [1, с. 40-42].
В 1780 году Радищева в звании советника Казенной палаты назначили в помощники к советнику таможенных дел Герману Юрьевичу фон Далю, но благополучие его жизни вскоре было омрачено тяжелой потерей. Супруга Анна, подарившая мужу трех сыновей (Василия, Николая и Павла) и одну дочь (Екатерину), скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына. Заботу о детях взяла на себя свояченица Радищева, родная сестра его жены Елизавета Васильевна Рубановская.
За успехи по службе Радищев получил чин коллежского советника, а затем и недавно учрежденный орден святого Владимира 4-й степени. В 1790 году Радищев полностью заменил своего начальника Даля, вышедшего в отставку [6, с. 77-80].
Ответственная государственная служба не мешала литературным занятиям Радищева. Он вступил в «Общество друзей словесных наук» и принял участие в печатном органе общества – журнале «Беседующий гражданин» (подробнее см. [1, с. 35]).
«Путешествие из Петербурга в Москву»
Над своим главным сочинением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, по его собственным словам, начал работать еще в 1780-1781 гг. (подробнее см. [7, с. 27]). Полностью рукопись была готова в конце 1788 года. Разрешение печатать книгу дал председатель «Управы благочиния», петербургский обер-полицмейстер Никита Рылеев, который даже не читал сочинение, успокоившись безобидным названием.
Получив согласие на печать, писатель сначала предлагал издать рукопись московскому типографу Семену Иоанникиевичу Селивановскому, но тот отказался. Тогда Радищев приобрел в долг печатный станок и организовал типографию у себя дома.
В качестве первого опыта Радищев напечатал в домашней типографии в начале 1790 года «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Сразу после выхода в свет «Письма» Радищев в самом начале 1790 года приступил к набору и печатанию книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Печать книги была закончена в мае 1790 года. Книга появилась в лавке Зотова и через некоторое время попала в руки императрицы.
26 июня по прочтении первых тридцати страниц книги Екатерина II заявила своему секретарю, что видит в ней рассеивание заразы французской, отвращение от начальства. На следующий день Воронцову было послано предписание императрицы допросить Радищева обо всех обстоятельствах написания и выпуска книги. Осознавая опасность, Радищев распорядился сжечь все остальные экземпляры «Путешествия», но было уже поздно [5, c. 59].
Следствие, приговор и помилование
Через две недели после начала следствия императрица передала дело о Радищеве в Петербургскую уголовную палату, обвиняя писателя в издании книги, наполненной, по ее словам, самыми вредными умствованиями. Уголовная палата приговорила Радищева к лишению чинов и дворянства, к отобранию ордена и к смертной казни. Приговор был сначала передан в Сенат, а затем направлен самой императрице, которая вынесла его на рассмотрение в Государственный Совет. 19 августа приговор утвердили. В ожидании его исполнения Радищев пробыл целый месяц в Петропавловской крепости и написал несколько бумаг, в том числе завещание. 4 сентября последовал именной Указ Сенату о наказании Радищева. Екатерина II, по случаю мира со Швецией, заменила казнь ссылкой в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание [7, c. 56-59].
Сибирская ссылка
С обвиненного, которого заковали в кандалы еще в здании суда, оковы были сняты в пути лишь по ходатайству Воронцова. Граф писал губернаторам всех больших городов, через которые проезжал Радищев, с просьбой оказывать ссыльному писателю содействие [4, с. 26-27].
Радищев ехал больным и в Москве был вынужден немного задержаться до выздоровления. Он провел несколько дней в доме своего старика-отца, приехавшего тогда в Москву. Мать, разбитая параличом с того дня, как узнала об участи своего сына, осталась в Саратовской губернии. В Сибирь из Москвы с Радищевым добровольно поехали его бывшие крепостные, отпущенные им на свободу: Степан Алексеевич Дьяконов и его жена Анастасия.
В середине декабря Радищев добрался до Тобольска. Здесь он пробыл больше полугода, ожидая Елизавету Васильевну с двумя маленькими детьми – Екатериной и Павлом, с которыми она выехала в Сибирь разделить участь Радищева (подробнее см. [9, c. 14-20]). Путь из Тобольска к месту назначения они продолжили уже все вместе. Старшие сыновья Радищева, Василий и Николай, во время ссылки отца жили в Архангельске у его брата Моисея Николаевича [1, с. 71].
Дорожные впечатления Радищев записывал в дневник, который он назвал «Записки путешествия в Сибирь» [10], и излагал в письмах к Воронцову.
3 января 1791 года Радищев прибыл в Илимск [5, с. 74], где прожил следующие пять лет. Здесь он сочетался гражданским браком с Елизаветой Васильевной, и у них родились трое детей – две дочери, Анна и Фекла, и сын Афанасий.
За годы ссылки илимские жители прониклись к Радищеву большим уважением – он занимался сельским хозяйством, помогал лечить больных, устраивал праздники. С начала поселения прошло почти пять лет, когда 6 ноября 1796 года умерла императрица. Уже на следующий день в Сибирь полетела бумага с запросом о Радищеве.
Возвращение из Сибири и последние годы
В середине января 1797 года до Иркутска дошел указ об освобождении Радищева, которому разрешалось поселиться в деревне. Радищев выехал из Илимска в Немцово в конце февраля 1797 года [11, с. 366]. В дороге Елизавета Васильевна заболела и, несмотря на все предпринятые усилия, умерла в Тобольске. Радищев похоронил жену на Тобольском кладбище и, пробыв несколько дней в городе, поехал с детьми дальше.
Из Немцова продолжающий пребывать под надзором Радищев подписал прошение губернатору с просьбой разрешить поехать в Саратовскую губернию к отцу и, получив разрешение побывать там не более одного раза, в начале 1798 года со своей семьей отправился к родителям в Верхнее Аблязово. Там он активно занимался исследованиями в области агрономии (подробнее см. [12, с. 121-122]), а через год вернулся в Немцово и прожил там безвыездно до своего полного освобождения, данного ему Александром I указом 15 марта 1801 года.
Получив свободу, Радищев вернулся в Петербург. Ему были возвращены гражданские права и орден. Более того, Александр I привлек его к участию в трудах Комиссии составления законов [13, с. 612-613]. Радищев даже составил проект «Гражданского уложения», но его идеи об уничтожении крепостного права не понравились председателю Комиссии Петру Васильевичу Завадовскому. Граф намекнул Радищеву, что слишком восторженный образ мыслей уже однажды навлек на него несчастье, и даже упомянул Сибирь [14, с. 15-16]. С этого момента состояние здоровья Радищева стало ухудшаться, его начала одолевать сильная тревога. 11 (23) сентября 1802 года Радищев выпил стакан яда и скончался в мучениях на следующий день [7, с. 121]. Есть версии, что он не планировал самоубийство и погиб по воле несчастного случая [1, с. 95].
Писателя похоронили в Петербурге на Волковом кладбище. Император Александр I принял участие в положении семейства Радищева, выделив деньги на оплату его долгов. Старшей его дочери была назначена пенсия в 500 рублей. Две малолетние девочки были отданы в Смольный монастырь, а шестилетний сын определен во Второй кадетский корпус [1, с. 96].
Увековечение памяти о Радищеве
О Радищеве продолжали помнить и после его смерти. В Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» стало преемником идей писателя. В 1868 году официально было снято запрещение с книги «Путешествие из Петербурга в Москву» [5, с. 106].
Во всех достаточно крупных населенных пунктах по пути следования Радищева в сибирскую ссылку есть улицы его имени, памятные знаки и мемориальные доски на домах, где он останавливался. Специальные экспозиции, посвященные биографии писателя, его знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» и пребыванию Радищева в Сибири, встречаются во многих краеведческих музеях и библиотеках городов, располагающихся по Сибирскому тракту. Кроме того, у нас в стране есть два «радищевских» музея, имеющих не региональную, но всероссийскую значимость.
Первый из них – Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, основанный еще 29 июня 1885 года внуком писателя, художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым.
Второй – открытый 28 октября 1945 года Государственный музей А.Н. Радищева в селе Радищеве (бывшем Верхнем Аблязове – фамильной вотчине писателя).
Александр Радищев
Биография
Сегодня, направляясь из Санкт-Петербурга в Москву, путешественники преследуют какую угодно цель, только не обличение несправедливых государственных порядков. Не таков был Александр Радищев, положивший означенный маршрут в основу знаменитой книги, от которой сам же тяжело пострадал. Писатель пережил на своем веку царскую немилость и прощение и стал одной из самых значительных фигур русского Просвещения.
Детство и юность
Александр Николаевич Радищев родился в 1749 году, во времена правления Елизаветы Петровны. Родители были зажиточными помещиками и проживали в селе Верхнее Аблязово, получившем название по фамилии прадеда писателя. В 1952 году населенный пункт переименован в Радищево.
Дом Радищевых и усадебная церковь в селе Верхнем Аблязове
Николаю Афанасьевичу, отцу мальчика, принадлежало имение Немцово под Калугой, и там частично проходило детство будущего философа. Мать Фекла Саввична происходила из рода московских дворян Аргамаковых. Семья была большая, дружная, шумная, в ней родились 11 детей. Они вели привольную деревенскую жизнь, однако родители уделяли внимание их образованию.
Александр Радищев в детстве с крепостным учителем Петром Мамонтовым
Заодно с двоюродными братьями и сестрами он брал уроки у именитых профессоров, а воспитанием детей занимался французский гувернер, бежавший с родины по политическим мотивам. Либеральные учителя заложили в юноше основы свободомыслия и стремление к протесту против несправедливости.
В 1762 году на престол взошла Екатерина II и приняла 13-летнего Александра в число императорских пажей. Он обучался в Пажеском корпусе и прислуживал государыне на приемах и светских мероприятиях. Жизнь при дворе разительно не соответствовала идеалам свободы, служения и бескорыстия, воспринятыми юношей от прогрессивных учителей.
Портрет Александра Радищева
В 1766 году Радищев попал в число избранных юношей, которые удостоились чести отправиться на обучение в Лейпцигский университет. Шестеро товарищей провели в Германии 5 лет, получая юридическое образование и впитывая передовые взгляды эпохи Просвещения.
Жили студенты скудно, однако с жадностью поглощали знания по философии, естествознанию, литературе и истории. Радищев к тому же едва не получил диплом медика. Возвращаясь в Россию в 1771 году, молодые люди были полны надежд послужить отечеству и воплотить в жизнь передовые идеи.
Литература
Литературной деятельностью Радищев стал заниматься еще в Лейпциге. Он начинал с переводов произведений, казавшихся ему ценными с общественной и философской точки зрения. В Петербурге юноша знакомится с издателем Николаем Новиковым и анонимно публикует в его журнале “Живописец” небольшой очерк.
Писатель Александр Радищев
Рассказ становится прообразом главного труда писателя и повествует о путешествии. Здесь автор рисует невеселую картину русской деревни, скованной крепостным рабством. Публикация вызвала большой резонанс и шквал критики “сверху”. Однако Радищев продолжает писать, в том числе переводы, правда, дополняя их собственными мыслями.
Первую отдельно изданную книгу Александр Николаевич также выпускает анонимно. Это «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений», изданное в 1789 году. Книга посвящена старшему товарищу по Лейпцигскому университету, который был идейным вдохновителем их студенческой группы. Издание имело успех, о нем говорили, отмечая, однако, опасность высказанных мыслей.
Александр Радищев в типографии печатает книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»
“Путешествие из Петербурга в Москву” писалось не один год. Взгляды автора трансформировались, знания обогащались, что непосредственно влияло на текст и его тональность. В 1789 году Радищев дерзнул предоставить рукопись цензорам. Как ни странно, цензура пропустила опасную работу, приняв ее за обычный путеводитель и не удосужившись вникнуть в содержание.
Однако ни одно издательство за публикацию не бралось, тогда автор при помощи друзей организовал типографию у себя дома. Там в 1790 году напечатали 600 экземпляров книги и часть выставили на продажу. Первые тома разлетелись мгновенно, и “Путешествие” стало пользоваться спросом. Поднявшийся шум привел к тому, что издание доставили императрице. Та прочла книгу, выделяя особенно возмутительные цитаты. После громкого дела полный тираж изъяли и сожгли.
Александр Радищев на допросе
Книга, признанная крамольной и вызвавшая общественный резонанс, со временем была раскритикована с точки зрения художественной ценности. В частности, Александр Пушкин отмечал, что она пошла и жеманна, а проблемы в ней раздуты, и характеризовал роман как “очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге”.
В ссылке Радищев продолжал заниматься творчеством. В трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» писатель отходит от социальных вопросов и обращается к философии. Автор исследует двойственность человеческой природы, единство души и тела, подчеркивая при этом главенствующую роль разума. В последние годы жизни мужчина занимается поэзией. К написанной ранее оде “Вольность” добавляются новые стихи и богатырская поэма “Бова”, венчающая его писательскую биографию.
Общественная деятельность и ссылка
До скандала, вызванного изданием “Путешествия из Петербурга в Москву”, Радищев служил чиновником в разных службах Петербурга. Несколько лет мужчина проработал в торгово-промышленном ведомстве, а затем перешел в таможню, где за 10 лет дослужился до поста начальника.
Александр Радищев под конвоем едет в ссылку
Однако 30 июня 1790 года с карьерой было покончено: по приказу Екатерины II Александра Николаевича арестовывают, заключая в Петропавловскую крепость.
Радищев не отрицал своей вины, но был поражен, когда узнал, что ему грозит смертная казнь. Писателя обвиняли как заговорщика, государственного изменника и бунтовщика “хуже Пугачева”. Мужчине вменялось “покушение на государево здоровье”. От смертного приговора Радищева спасло только особое решение императрицы, которая смилостивилась и заменила наказание 10-летней ссылкой в Сибирь. Народный заступник был отправлен в сентябре 1790 года в Илимск Иркутской области.
Личная жизнь
В личной жизни Александра Радищева было две женщины. С первой женой его познакомил товарищ по Лейпцигскому университету Андрей Рубановский, которому Анна Рубановская приходилась родственницей. Александр и Анна вступили в брак в 1775-м, и год спустя у них появился первенец Василий. Всего у пары родились шестеро детей, но две девочки умерли в младенчестве.
Василий, Николай, Екатерина и Павел лишились матери в 1783 году. Женщина скончалась в возрасте 31 года, рожая младшего сына.
Портрет Анны Васильевны Радищевой
В 1797 году Александр Николаевич овдовел во второй раз: простудившись, его жена умерла, так и не вернувшись в Петербург из места ссылки. Интересным фактом можно считать то, что отец Радищева отказался признавать младших внуков, называя их внебрачными. Старик чтил церковный устав и предпочел бы, чтоб сын женился на крепостной, нежели на свояченице.
Последние годы и смерть
Ссылка Радищева закончилась раньше назначенного срока. В 1796 году на престол взошел Павел I и в пику матери освободил опального писателя. Тот перебрался в отцовское имение Немцово, а полную амнистию и восстановление в правах получил уже при Александре I в 1801 году. С этого времени Радищев жил в Петербурге, занимаясь разработкой законов в специальной комиссии.
Памятник Александру Радищеву у входа в Саратовский художественный музей
Цитаты
“Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. и народ право имеет монарха-деспота судить”.
“Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом”.
“Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, как наша речь”.
“Добродетелью я называю навык действий, полезных общественному благу”.
Биография Радищева
Всего получено оценок: 1335.
Радищев Александр Николаевич (1749–1802 гг.) – русский писатель, поэт, философ, переводчик, автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Он придерживался либеральных взглядов, выступал против самодержавия и крепостничества, за что заработал себе славу «первого русского революционера».
Детские годы и образование
Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.
В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В краткой биографии Радищева стоит упомянуть что в этот период своей жизни писатель увлекся трудами Вольтера, Руссо, Гельвеция, Рейналя.
Карьера и начало литературной деятельности
В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».
С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели». В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.
В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».
Ссылка в Сибирь
В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.
Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.
Жизнь после ссылки
В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя: Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.
Хронологическая таблица
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
Биография (вариант 6)
Предки семьи Радищевых
Александр Николаевич Радищев своими корнями происходил из татарских князей.
Сын его, Павел Александрович, в воспоминаниях об отце, опубликованных в 1858 году, пишет: «Родоначальники Радищевых были два татарские князька, Кунай и Нагай, родные братья. После покорения Казани царем Иоанном Васильевичем, Кунай и Нагай заперлись с своею дружиной в Арском городке, в 30 верстах от Казани, с тем, чтобы защищаться до последней капли крови. Царь послал им сказать, что так как Казань взята и царство их пало, то сопротивление их будет бесполезно, а если они захотят окреститься, он их примет в свое подданство и даст им земли.
Мурзы согласились. Кунай при крещении назван был Константином, а Нагай — Василием. Царь пожаловал им по сорока пяти тысяч четвертей земли в нынешних Борисоглебском, Малоярославецком и других уездах. Александр Николаевич Радищев произошел от Куная».
Более поздние исследования документально подтвердили семейное предание о том, что род Радищевых «ведется от татарского мурзы Куная, добровольно перешедшего на сторону Ивана Грозного во время борьбы Русского государства с Казанским ханством».
Детство Александра Николевича Радищева
Александр Радищев родился в семье небогатого провинциального помещика, офицера гвардии. Детство Александр провел в глухой саратовской деревушке под названием Верхнее Аблязово.
Дом Радищевых был большой, богатый, многолюдный. Дети (у Александра Николаевича было 6 братьев и 4 сестры) были окружены крепостной «дворней» и хорошо знали деревню. За будущим писателем ходил дядька, видимо тоже крепостной, Петр Мамонтов, по прозванию Сума, который рассказывал мальчику сказки.
В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат.
–1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.
Далее обстоятельства складывались для мальчика как нельзя лучше. Его сделали пажом, и он смог продолжить образование в Пажеском корпусе. Пажи часто присутствовали на королевских балах и приемах, так что юноша знал об особенностях дворцовой жизни не понаслышке.
Любовь в жизни Радищева
Первой женой А. Н. Радищева была Анна Васильевна Рубановская. История их любви и семейной жизни напоминает романтические повести начала XIX века.
Младший сын от этого брака Павел Александрович Радищев, вскоре после рождения которого Анна Васильевна умерла, рассказал историю недолгой совместной жизни своих родителей в воспоминаниях об отце: «Радищев влюбился в Анну Васильевну, и она отвечала его страсти, но мать ея долго противилась их союзу, надеясь породниться с придворною знатью. Однако видя, что их любовь не ослабевает, но еще усиливается от препятствий, родители, после нескольких лет ожидания, согласились их соединить. Все отправились в Москву для свадьбы, которая должна была происходить в доме родителей Радищева. Это было в 1775 году.
даровав своему мужу трех сыновей и дочь, скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына, того именно, от которого получены сообщаемые подробности. Радищев был в отчаянии. Его свояченицы, вышедши из Смольного Монастыря, взялись воспитывать его детей».
Один из достаточно стойких революционных мифов утверждает, что А. Н. Радищев был отправлен в ссылку в кандалах.
Сама же дорога в Илимский острог, расположенный «в 500 верстах к северу от Иркутска, при реке Илим, впадающей в Ангару», это первое путешествие уже не из Петербурга в Москву, а по бесконечным просторам империи, весьма, кстати, скупо изложенное А. Н. Радищевым в дорожных записках, на деле проходило с достаточным комфортом.
Позаботился обо всём давний и высокопоставленный покровитель писателя граф А. Р. Воронцов, разославший письма губернаторам провинций с просьбой обращаться с ссыльным снисходительно. «Граф объявил семейству Радищева, что он берет на себя все его содержание, как в дороге, так и на месте его заточения, и разослал деньги во все города, где ему должно было останавливаться». Естественно, что ни о каких кандалах речи не было. Они принадлежат к области позднейшей революционной пропаганды.
Здесь, в Тобольске, начинается история второй, ещё более романтической любви А. Н. Радищева. «Туда свояченица его Елизавета Васильевна Рубановская привезла его двух меньших детей, дочь девяти и сына Павла восьми лет». Все вместе они добирались сначала до Иркутска, а потом до Илимска. «Радищев, — сообщает его сын, — женился в Сибири на Елизавете Васильевне. В апреле 1792 года родилась у него дочь; в январе 1795 года другая дочь, а 3 сентября 1796 года — сын».
А уже 20 февраля 1797 года, через четыре месяца после восшествия на престол императора Павла I и после пяти лет жизни в ссылке, Радищевы покинули Илимск, даже не получив ещё на руки официального указа об освобождении.
«Морозы были ужасные, выше 30 градусов. Елизавета Васильевна простудилась дорогой и занемогла. Остановились в Таре, за 575 верст от Тобольска; там ее соборовали маслом; болезнь усиливалась. Радищев поспешил ехать в Тобольск до вскрытия рек, тем более, что в этом городе можно больше найти медицинских пособий. Но все усилия науки были тщетны.
Елизавета Васильевна умерла вскоре после приезда в Тобольск, и Радищев в другой раз овдовел. Он оплакивал ее, но не столько, как первую свою жену. Она была не хороша лицом и ряба, но умная женщина. Он был много обязан ей во время своей ссылки. Она его поддерживала и не давала ему упадать духом; привезла к нему детей, прилежно занималась хозяйством, и делала его жизнь по возможности приятною. За то он всегда говорил о ней, что это была женщина с геройским духом».
Поразительно: в Тобольске близкие отношения Александра Николаевича и Елизаветы Васильевны стали явными, здесь началась их любовь и здесь же она оборвалась со смертью этой удивительной женщины. Словно не было для этой любви места за пределами Тобольска, за границами Сибири.
«Александр Николаевич полагал, — говорит его сын, — что самый счастливый в мире тот, кто имеет хорошую жену». Утверждение это можно с полным правом отнести как к первому, так и ко второму браку А. Н. Радищева. Может быть даже ко второму — в особенности.
Дети и внуки Радищева
ему дано было «высочайшее разрешение» на свидание с родителями, жившими в Верхнем Аблязове Саратовской губернии (до 1928 года входило в Саратовскую губернию, ныне село Радищево Кузнецкого района Пензенской области).
Отправился он туда со всем своим семейством – четырьмя сыновьями и тремя дочерьми.
Целый год прожил писатель в Аблязове, проводя время среди самой близкой родни.
Его отец решил «произвести законный раздел…имения, ещё не разделённого между детьми». В списке будущих наследников, имя старшего «опального» сына, хотя он, лишённый дворянского звания, не мог владеть землёй и крестьянами, указано в завещании первым. Но Николай Афанасьевич не захотел признать «сибирских» внуков и отказался выделить им хоть небольшую часть наследства. Родители не благословили второй брак Александра Николаевича с Елизаветой Васильевной Рубановской по «правилам родства». Таким образом, наследниками стали только дети А. Н. Радищева от первого брака.
Старшему сыну Василию уже к этому времени был 21 год. Он не поехал с отцом в Немцово, когда, в 1799 году, писатель вновь возвращается под «наиточнейшее надзирание» начальника Калужской губернии, остался в Аблязове и прожил в нём до своей кончины.
После смерти мужа Акулина Савватеевна с детьми переедет в Хвалынск в 1840-е годы, где и будет жить со своим незамужними дочерьми и сыном в доме по улице Дворянской (ныне ул. Ленина), где сейчас расположена картинная галерея им. К. С. Петрова-Водкина.
А. В. Радищев обладал склонностью к общественной деятельности, административной жилкой. Эти качества характера Алексея Васильевича проявились в полной мере в бытность городским головой с 1870 года: по его инициативе существенно увеличились расходы на народное образование, открылась женская прогимназия, а затем гимназия, в 1902 году создано профессиональное техническое училище. На время правления А. В. Радищева пришлось строительство дороги через гору Богданиха (это и сейчас единственная транспортная нить, связывающая город с областью).
В браке с Анной Львовной у Алексея Васильевича родилось шестеро детей: Михаил (1859 – 1920), Пётр (1861-1919), Антонина (1868-1929), Лев (1870-1944), Ольга (1873-1957) и Анатолий. Дети Алексея Васильевича унаследовали таланты своего прадеда, который в 1776 году вместе с группой русских юношей был отправлен в Лейпциг «для обучения юриспруденции и другим, к оной относящимся наукам». Он оставил заметный след в правовой науке, написал ряд трудов по законодательству. Кроме того он изучал в Лейпциге медицину, знание которой пригодилось ему в илимской ссылке, когда он сам делал прививки от оспы детям илимских жителей, он писал А. Р. Воронцову: «Я сделался здешним лекарем и хирургом». Его всегда интересовали естественные науки, а «химия была его любимым упражнением, в доме его химическая печь всегда была в деле…».
По воспоминаниям его сына Павла, он ежедневно тратил «по несколько часов на исследования растений», делал «пробы со слюдой и глиной», изучал строение гор, стараясь приобрести «некоторые познания в минералогии», пытался связать климат и природные условия с жизнью растительного мира.
А. Н. Радищев владел несколькими иностранными языками, «знал музыку, играл на скрипке, был ловкий танцор, искусный фехтовальщик, хороший ездок, и счастливый охотник с ружьём». Кроме литературы, которую он хорошо знал, Александр Николаевич проявлял интерес к скульптуре, живописи и графике, находя в них «истинное наслаждение не токмо чувств, но и разума».
Настолько мощной, в смысле разносторонности интересов, широты познаний, была эта ветвь древа Радищевых, что внукам и правнукам писателя оставалось развивать то, что было заложено в них прадедом. Каждый из них по мере способностей углублял одну из граней энциклопедиста.
получил чин надворного советника, как отец. Увлекался археологией, с 1912 года – действительный член саратовской учёной архивной комиссии, автор публикаций о хвалынских городищах эпохи раннего железа. На базе его уникальных археологической, нумизматической, орнитологической, зоологической, этнографической коллекций, после национализации дома Радищевых в 1919 году, открыт краеведческий музей.
Михаила Алексеевича отличало здоровое честолюбие, уверенность в своих силах, способность осуществлять задуманное на практике. Живой, по натуре общительный человек, он легко ладил с людьми, которых привлекали его деликатность, культура, образованность. Ещё до революции он превратил свой дом в музей, открывая его для бесплатного посещения в определённые дни.
Умер М. А. Радищев в 1920 году от тифа во Владикавказе.
Пётр пошёл по стопам старшего брата, связав свою судьбу после окончания Казанского университета с юриспруденцией. Был избран мировым судьёй сначала по Николаевскому, а затем Хвалынскому округу. Он унаследовал дом, стоящий рядом с родительским, тоже принадлежавший Радищевым. Умер в 1919 году.
Антонина до своей кончины жила в Хвалынске и работала в советское время тапёром в кинотеатре, она была прекрасным музыкантом, обладала абсолютным слухом, как её отец и прадед. Устраивала до революции концерт симфонической музыки, сама принимала в них участие в качестве пианистки, жила недалеко от родительского дома.
«хвалынским Чюрленисом», в картинной галерее им. К. С. Петрова-Водкина хранятся акварели и живописные произведения Льва Алексеевича, он обладал и писательским даром, его перу принадлежат книги символического содержания в модном тогда декадентском стиле «Морские дыхания», «Ветры и ветерки», иллюстрации в них выполнены автором. Его связывали дружеские отношения с К. С. Петровым-Водкиным, сохранились письма Кузьмы Сергеевича Льву Алексеевичу Радищеву, относящиеся к 1900 – 1910 – м годам. Не разобранный архив Л. А. Радищева находится в Пушкинском Доме в Санкт-Петербурге и хранит ещё множество тайн. В отличие от старших братьев, бывших всегда на виду, Лев Алексеевич находился постоянно в тени. Его скромность и застенчивость не знали предела.
До революции он побывал в Париже, жил в Петербурге, Москве, Хвалынске. После революции бедствовал: рисовал обложки для журнала «На путях коллективизации», сотрудничал с домом-музеем Н. Г. Чернышевского в Саратове. В годы войны жил в Хвалынске вместе с сестрой Ольгой. Умер в 1944 году при возвращении из эвакуации в Ораниенбауме под Ленинградом.
К сожалению, сведений о младшем сыне Радищевых – Анатолии очень мало: по некоторым источникам он жил в Сызрани до революции. Известно, что у него был сын Аркадий, судьба которого неизвестна.
Следующее, двенадцатое, поколение хвалынских Радищевых возглавляет Алексей Михайлович Радищев (1886 – 1940) – единственный сын Михаила Алексеевича. Окончил юридический факультет Московского университета и три курса естественного факультета в 1910 году. Его детство и юность прошли в Хвалынске, женат он был на жительнице Хвалынского района. До революции часто жил у отца. В советское время работал в Нальчике. Автор ряда статей по охране сельскохозяйственных культур от грызунов. Он оставил по себе память как инициатор и организатор научных экспедиций по изучению флоры и фауны Кабардино-Балкарии. Увлекался таксидермией, сделал ряд чучел животных и птиц для музея Кабарды. В 1933 году был арестован, осуждён тройкой ОГПУ и умер в Карлаге в 1940 году.
Её брат Вячеслав Петрович Радищев (1896-1942) вошёл в Советскую энциклопедию как химик-неорганик. Он окончил химический факультет Саратовского университета. Работал в лаборатории общей химии Академии наук СССР в Москве, автор ряда работ по химии (гидрохимия пресных и солёных природных водоёмов, солевые системы в водных растворах и др.). Умер от туберкулёза в годы войны. Младший сын Петра Алексеевича от второго брака – Александр жил и умер в Москве.
Остальные потомки Алексея Васильевича Радищева не имели детей.
В настоящее время в Москве живут дочь и внучка Нины Алексеевны, но они носят другую фамилию. Это представители четырнадцатого и пятнадцатого поколения.
Несомненно, литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».
Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».
Философские воззрения Радищева
«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что «бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе». Согласно его гносеологическим воззрениям, «основанием всего естественного познания является опыт». При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с «опытом разумным». В мире, в котором нет ничего «опричь телесности», своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, — утверждал Радищев, — находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?».
«имеет силу о вещах сведому». Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. «Человек — единственное существо на земле, ведающее худое, злое», «особое свойство человека — беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться». Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию «разумного эгоизма», считая, что отнюдь не «себялюбие» является источником нравственного чувства: «человек есть существо сочувствующее». Будучи сторонником идеи «естественного права» и всегда отстаивая представления о естественной природе человека («в человеке никогда не иссякают права природы»), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: «Природа, люди и вещи — воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов». Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода «болезни» он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что «сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова». В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: «Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?». Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева — позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на «естественность» миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму.»
Восприятие Радищева в XIX–XX вв
Представление о том, что Радищев — не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».
На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие декабристы называли имя Радищева.
Очевидно влияние Радищева и на творчество другого писателя-вольнодумца — А. С. Грибоедова (предположительно, обоих связывало кровное родство), который, будучи кадровым дипломатом, часто ездил по стране и потому активно пробовал свои силы в жанре литературного «путешествия».
«Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Альоша Попович» (Пушкин всю жизнь ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» — самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора:
«Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию».
Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».
В 1830–1850-е годы интерес к Радищеву существенно снизился, уменьшается количество списков «Путешествия». Новое оживление интереса связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне А. И. Герценом в 1858 году (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»).
Оценка Радищева как предтечи революционного движения была перенята и социал-демократами начала XX века. В 1918 А. В. Луначарский назвал Радищева «пророк и предтеча революции». Г. В. Плеханов считал, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII — первой трети XIX столетий». В. И. Ленин назвал его «первым русским революционером».
«Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. Заграничное издание Герцена осуществлялось по неисправному списку, где язык XVIII века был искусственно «осовременен» и встречались многочисленные ошибки. В 1905–1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово.
Научное исследование Радищева по сути началось только в XX в. В 1930–1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические. В 1950–1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Шторм и др.) — о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. Я. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева — масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права.