Что было в древности на территории оренбургской области
Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?
История географических исследований и освоения территории области
Когда появились первые сведения о территории области?
Наиболее древние сведения о территории нашей области приводит греческий историк и путешественник Геродот. В «Истории», написанной Геродотом в середине V в. до н.э., описывается Каспийское море, за которым, раскинулась «равнина на необозримом пространстве», за которой начинается «земля каменистая и неровная», а за ней «стоят высокие непроходимые горы». В описании Геродота угадываются бескрайние равнины Прикаспийской низменности, «каменистый и неровный» Общий Сырт и «высокие и непроходимые» Уральские горы.
Первую карту с изображением р. Урал и гор Южного Урала во II в. н.э. составил александрийский географ Клавдий Птолемей. На карте Азии он показал р. Даикс (Урал), в верховьях которой находились Риммикайские (Уральские) горы.
Но ни Геродот, ни Птолемей не были на территории нашей области. Первым знаменитым путешественником, побывавшим в нашем крае, был арабский писатель Ибн-Фадлан. В 921-922 гг. он в составе посольства, направлявшегося в Волжскую Булгарию (территория современного Татарстана), пересек западные районы нынешнего Оренбуржья.
В X—XII вв. арабам уже были хорошо известны р. Руза (Урал) и р. Магра (Сакмара). Западные купцы и миссионеры также неоднократно пересекали южноуральские степи. Среди них — посол римского папы Палацио Карпини (1246 г.), посол французского короля Виллем Рубрук (1253 г.), итальянцы братья Николо и Матео Поло (1265 г.) — отец и дядя знаменитого Марко Поло.
Кто населял территорию Оренбуржья в древности и Средневековье?
В древние и Средние века просторы южного Приуралья и Зауралья служили местом обитания, кочевий и ареной передвижения различных племен и народов (Приложение 1). Обилие пастбищ и плодородных земель, богатые рыбой реки и озера, месторождения медных и железных руд издавна способствовали освоению нашего края. Ко II в. до н. э. в степях Урала и Казахстана сложился хозяйственный уклад, сочетающий кочевое скотоводство, примитивное земледелие и металлургию, а также товарообмен с соседями.
В восточной части Оренбуржья (Кваркенский район) обнаружены остатки древних городов эпохи бронзы, охватывающей III—II тыс. до н. э. Считают, что эти города были построены древними арийцами, которые затем переселились из южно-уральских степей на запад и стали основой формирования многих народов зарубежной Европы.
В течение многих веков Урало-Каспийский регион был воротами на пути великих переселений. Волны народов одна за другой накатывались на оренбургские степи, вытесняя друг друга, оставляя следы своего пребывания в археологических памятниках и географических названиях. В I в. до н. э. Оренбуржье было местом тысячелетнего пребывания племен сарматов, занимавшихся кочевым скотоводством. С IV по XIII столетие наш регион, сменяя друг друга, населяли гунны, авары, гузы, печенеги, булгары, половцы, монголо-татары.
В этот период различные части территории области входили в состав государственных образований, существовавших в Средневековье. В IX в. юго-западное Оренбуржье было северо-восточной окраиной Хазарского каганата. В XII в. северо-западная часть области входила в состав Волжской Булгарии. В течение двух последующих веков вся территория Оренбуржья находилась в пределах Золотой Орды. В XV—XVII вв., после распада монголо-татарского государства, северная часть области стала местом кочевий башкир, в междуречье Волги и Урала располагались улусы Ногайской орды, по левобережью Урала и южнее простирались земли Казахских жузов.
Рис. 1. Формирование сети поселений
В XVI в. на территории стали создаваться казачьи городки и населенные пункты русских первопоселенцев, которые в основном расселялись по берегам рек — Урала, Самары, Сакмары.
Рассматриваемый период в истории Оренбуржья свидетельствует о том, что лесостепные и степные пространства области с глубокой древности были освоены и обжиты человеком, здесь формировались и веками существовали, сменяя друг друга, хозяйственные уклады и самобытные культуры различных народов.
Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 8383 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Краевед Оренбуржья
Люби и знай родной край
Разделы
Новые материалы
Оренбуржье на фото
Источник
Источник
Комментарии
Login Form
Оренбургский край в древности
Каменный век. Первобытнообщинная формация в большинстве регионов нашей страны, включая и Оренбуржье, охватывает каменный, бронзовый и железный века. Эпохи различаются материалом, из которого изготовлялись орудия труда.
Каменный век — это самый длительный период в истории человечества. Продолжался более 2 млн. лет. Он подразделяется на три этапа: палеолит, мезолит и неолит.
В Оренбургской области памятники эпохи палеолита пока не известны. Однако, судя по находкам в соседних областях, предполагают, что эта территория была заселена древним человеком около 100 тыс. лет назад. В Башкирии на р. Белой большую известность приобрела пещера Шульган-Таш (Капова), где сохранилась послепалеолитическая (около 15 тыс. лет до н. э.) живопись. В глубине пещеры красной охрой древние художники изобразили животных, на которых чаще всего охотились,- мамонтов, лошадей, шерстистого носорога. Здесь собирались древние охотники и совершали магические обряды, заклинания, якобы приносящие удачу. Это было время уже сложившейся родовой организации общества, основанной на счете родства по материнской линии — матриархате. Люди позднего палеолита жили в больших поселках, строили дома, используя для этого крупные кости животных и бивни мамонта, коллективно охотились, достигли высокого мастерства в изготовлении каменных и костяных орудий труда.
Примерно 12‒15 тыс. лет назад отступил последний ледник, потеплел климат, сложился близкий к современному животный и растительный мир. Наступила эпоха мезолита. Изменение природных условий повлекло за собой совершенствование хозяйства и, прежде всего, охоты. На смену коллективной загонной приходит охота индивидуальная с помощью лука и стрел.
В связи с образованием многочисленных рек и озер большое развитие получает рыболовство. К сожалению, эпоха мезолита в нашей области почти не изучалась. Несколько кратковременных стоянок охотников той поры известны на дюнах по берегам р. Сакмары, Урала, Джарлы. Но лишь раскопки одной стоянки на р. Ток у с. Юлта в Красногвардейском районе дали некоторые представления о жизни населения в мезолите. На стоянке найдено жилище с очагом, собрано более 3 тыс. кремневых и костяных орудий труда. Хозяин жилища сам изготовлял орудия из камня. Вокруг очага обнаружены также наковаленка, отбойники и ретушеры — из различных по размерам речных галек.
Изобретение гончарства, освоение новых приемов обработки камня: сверления, пиления, шлифовки, появления топоров и тесел для обработки дерева, а также переход в ряде регионов от охоты и рыболовства к производящему хозяйству — это признаки эпохи неолита. Памятники этого периода открыты в Бузулукском (у с. Елшанка) и в Красногвардейском (у с. Ивановка) районах. На раскопках собраны многие тысячи костей животных. Их специальный анализ, а также изучение спор пыльцы, сохранившейся в культурном слое, показал, что в неолите Западное Оренбуржье входило в лесостепную зону. Здесь в изобилии водились лоси, медведи, бобры, выдры, барсуки, кабаны, косули и другие животные, на которых охотились жители стоянок. При помощи сетей, а также гарпунов, острог в реках и озерах ловили осетра, щуку, сома, судака. Таким образом, охота, рыболовство и, видимо, собирательство в неолите Приуралья продолжает играть ведущую роль в добывании пищи. Но уже в VI—V тыс. до н. э. неолитические племена региона начинают переход и к производящему хозяйству, к скотоводству. Это показало исследование Ивановского поселения. По форме и орнаментации глиняной посуды, по типам каменных и других изделий прослежены далекие связи приуральских племен с населением Средней Азии, Кавказа, Северного Причерноморья, Зауралья. Из Передней Азии были получены первые навыки ведения скотоводческого хозяйства, отсюда попали в наш край овцы, а из Причерноморья — крупный рогатый скот. В евразийских степях была одомашнена лошадь, так как здесь водились ее дикие предки — тарпаны. Подтверждение этому мы находим в неолитических материалах Ивановской и других стоянок, где найдены пока самые древние останки домашней лошади.
Медно-каменный век. Примерно в начале IV тыс. до н. э. в нашем крае наступила эпоха энеолита — время значительных перемен в жизни человечества. Была открыта металлургия меди, и экономика народов, овладевших металлом, резко прогрессирует. Начинается процесс неравномерности развития различных регионов мира.
На Ближнем Востоке и в Передней Азии оформляются древнейшие цивилизации, первые государства. А в евразийских степях и лесостепях от Урала до Днепра складывается конгломерат скотоводческих племен, в который входили и племена Южного Приуралья, исторически и генетически связанные с населением Нижнего Поволжья, Подонья и Северного Причерноморья. В энеолите эти связи еще более окрепли на базе упрочившейся по всей территории скотоводческой экономики.
Энеолитические памятники изучены у сел Ивановка в Красногвардейском районе (2 погребения и могильник), Кузьминка Ташлинского района, Елшанка Бузулукского района. Раскопки выявили высокую степень развития скотоводства. На Ивановской стоянке кости крупного и мелкого рогатого скота, а также лошади составили более 50% от всех обнаруженных костей животных. Образы домашних животных стали использовать в искусстве и в погребальных ритуалах. Так, в могильнике у села Съезжее на реке Самаре обнаружены фигурки лошадей и быков, вырезанные из кости, а на жертвенных площадках вместе с сосудами из глины помещались черепа лошадей и кости других животных.
Установлено, что население евразийских степей познакомилось с металлом через трипольские племена, которые в свою очередь получили металлические орудия труда с территории Болгарии. Медных орудий было мало, и они ценились очень высоко. Поэтому в неолите каменные орудия труда сохраняются. Из различных пород камня изготовляли ножи, скребла, наконечники стрел, копий, проколки, резцы, топоры и т. д.
Распространение скотоводства и металлургии положило начало разложению родового строя, утверждению патриархального этапа его развития. В могильниках выделены погребения родовой знати — вождей — с богатым набором украшений и с особыми знаками власти — каменными скипетрами.
Бронзовый век. В III тыс. до н. э. на раннем этапе бронзового века отмечено наступление засушливого климата, что стало одной из основных причин перехода населения степей в Волжско-Уральском междуречье к кочевому скотоводству. Часть населения продвигается к северу в лесостепь. Группы представителей ямной культуры, или, как ее еще называют, культуры «окрашенных костяков» расселяются вдоль р. Урала, Илека, Чагана, Киндели, Иртека и Самары. Ямники принесли курганный обряд погребения.
В конце IV — первой половине III тыс. до н.э., с наступлением раннего бронзового века, носителями древнеямной археологической культуры Приуралья начинают разрабатываться Каргалинские медные рудники и менее крупные выходы медистых песчаников типа Сайгачьего рудника на реке Бердянке.
Огромные куполообразные курганные насыпи этого времени диаметром до 100 м и высотой до 9 м (Дедуровский, Барышниковский и другие курганы) перекрывают погребения знати, содержавшие металл из каргалинской меди, человеческие жертвоприношения. Значение металлургии меди для культур и народов бронзового века III-II тыс. до н.э. было несравненно большим, чем в последующие эпохи. Образно это время можно означить как «эпоху медного топора».
С середины II тыс. до н. э. по территории края проходит граница между двумя крупнейшими союзами племен, культура которых получила название срубной и андроновской. Срубная культура, занимавшая районы от Урала до Днепра, сформировалась на основе ямного населения. Население обеих культур оставило нам сотни могильников и поселений во всех районах области. Их многочисленность говорит о значительном росте населения в позднем бронзовом веке (втор. пол. II тыс. до н. э.). Демографическому взрыву способствовали как природные, так и экономические факторы. Развивается комплексное хозяйство, обеспечившее стабильность существования людей. На первом месте в нем стоят скотоводство и земледелие. Они удачно дополнялись охотой, рыболовством и собирательством. В стадах преобладал крупный рогатый скот, большую роль играло коневодство и овцеводство. Впервые в стаде появляются свиньи. Население вновь вернулось к оседлому образу жизни. Селились по берегам рек. Плодородные поймы были основой для кормления скота, позволяли запасать корм на зиму. Некоторые участки расчищали под посевы пшеницы, проса, ячменя. Установлено, что срубные племена уже знали плужное земледелие и использовали тягловую силу животных. На поселениях найдены бронзовые серпы и орудия для размола зерна — каменные зернотерки.
У с. Чесноковка Переволоцкого района, Сухоречка Бузулукского района, Юлта, Ивановка, Пролетарка Красногвардейского района, Покровка Новосергиевского района и др. на раскопках поселений срубной культуры изучены остатки жилищ — полуземлянок с деревянной каркасной конструкцией, с хозяйственными ямами, в которых запасали на зиму мясные и другие продукты. Многочисленные находки свидетельствуют о разнообразных занятиях жителей поселков: косторезном, ткацком, гончарном, металлургическом. Ученые считают, что в эпоху бронзы металлургия уже обособилась как ремесло. Об этом говорят найденные металлургические мастерские, литейные формы, плавильные чаши, куски медной руды и шлаки, песты-молоты и т. д. Известны погребения людей, занимающихся изготовлением различных изделий из металла. Такие погребения совершались с особым почетом.
В центре древнейших цивилизаций сложились рабовладельческие государства, в том числе на юге нашей страны: в Средней Азии — Древний Хорезм, в Закавказье — Урарту. В Причерноморье греки основали свои города-государства: Боспорское царство (со столицей в Пантикапее), Ольвию и Херсонес, экономическое и политическое влияние которых ощущалось по всей евразийской степи вплоть до Алтая.
На территории Южного Приуралья и в Поволжье в начале I тыс. до н. э. формируется савроматская культура. Савроматы — подлинное имя народа, дошедшее до нас благодаря греческому историку Геродоту. Изучению савроматов, или сарматов (более позднее название), посвятил свои труды археолог К.Ф. Смирнов, который считал, что предками сарматов было население срубной и андроновской культур. Так как срубная культура распространялась и в Поднепровье, то часть срубного населения влилась в сформировавшихся здесь скифов. Это и явилось одной из причин близости культуры и языка скифов и сарматов, и те и другие вели кочевой образ жизни, занимаясь подвижным скотоводством. Скот составлял основное богатство сарматов. Кроме того, знали они и металлургию железа, ювелирное дело, гончарство, ткачество и другие ремесла.
Родовой строй окончательно утратил свои позиции, сохранились лишь его пережитки в самой организации общества. Родовые общины объединялись в племена и в союзы племен. Хотя земля, видимо, еще представляла собственность отдельных родов и племен, у сарматов уже достаточно развиты имущественное неравенство и частная собственность, о чем говорит наличие богатых и бедных погребений. Во главе родов и племен стояли военные вожди. Большую роль играло народное собрание. Такая организация общества получила наименование «военной демократии». Подобное общественное устройство у скифов выдающийся советский исследователь Б.Н. Греков считал государственным. Некрополь, принадлежавший верхушке сарматского общества, находится у совхоза им. Димитрова Илекского района. Хотя раскопки его только начаты, но, судя по значительным размерам курганов, сложности ритуалов, наличию дорогих украшений, в могильнике хоронили знатных представителей общества.
Сарматы поддерживали связи с другими народами, особенно тесно со Скифией, а через скифов с греческими колониями в Причерноморье. В курганах, раскопанных в Илекском (с. Кардаилово), в Оренбургском (с-з им. Чкалова), Орском (с. Ново-Кумак), в Соль-Илецком, Акбулакском и др. районах найдены многочисленные вещи из Средней Азии, Кавказа, Древнего Египта и т. д. У с. Прохоровка Шарлыкского района в 1911 г. крестьяне нашли две серебряные чаши древнеиранского происхождения с надписью «чаша Атромитра» (конец IV‒ нач. III вв.)
Во II в. до н. э. сарматы завоевали Скифию, вытеснив скифов в Крым. Они вместе с другими «варварами» принимали участие в войнах против Римской империи и в разрушении рабовладельческого строя.
Территория Оренбургской области в древние века
Территория Оренбургской области в древние века
Многие Оренбуржцы внесли заметный вклад в историю нашей Родины. Современные Оренбуржцы знают и гордятся своими земляками помня их подвиги.
Оренбургский край воспет в книгах многих писателей и поэтов. Да и сама Оренбургская земля дала не мало талантливых литераторов.
Города эпохи бронзы
Охотники за мамонтами. Самые ранние следы обитания человека в нашем крае относятся к ледниковой эпохе, древнекаменному веку. Это было 30–15 тысяч лет назад. Холодные степи с островками хвойных и лиственных лесов были свободны от ледника. В степях обитали огромные мамонты, сибирские шерстистые носороги, первобытные быки, дикие лошади, северные олени, медведи, волки и другие животные. Их кости часто находят в обрывистых берегах рек, особенно после весенних разливов, при различных земляных работах.
Первые люди пришли в наш край из более южных широт, вероятно, из пределов Южного Казахстана и Средней Азии, постоянно продвигаясь к северу в поисках новых охотничьих угодий. Это были люди современного физического типа. Они жили матриархальными общинами, в которых главой рода считалась женщина. Их главным хозяйственным занятием являлась охота на мамонтов, носорогов, северных оленей и других крупных животных. Охотники были вооружены копьями с каменными наконечниками, костяными гарпунами, кремневыми ножами, костяными и каменными кинжалами, деревянными палицами. Люди уже умели добывать огонь, одевались в звериные шкуры, жили в землянках, пещерах.
Древнейшие орудия труда палеолитического облика, найденные в Оренбургской области. Внизу — каменное орудие в виде ножа (найдено в верховьях реки Сухой Губерли близ села Новониколаевки), вверху — обломок костяного гарпуна (найден на правом берегу реки Ток ниже села Нижне Яиково). Хранятся в областном краеведческом музее.
Каменные орудия (топоры, топоры-тесла, молоток, наконечники стрел). Найдены на территории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом музее.
Следы стоянок древних охотников обнаружены в районе нынешнего с. Идельбаево (около г. Медногорска) и в ряде других мест Южного Урала. Особенно интересный памятник того времени — знаменитая Капова пещера на р. Белой в Башкирии. На стенах сохранились изображения животных ледникового времени, выполненные красках руками древних художников.
Прошли тысячи лет. Потеплел климат. Исчезли мамонты и шерстистые носороги. Ушли в далекую тундру северные олени. Образовался близкий к современному растительный и животный мир степи. Люди научились шлифовать, сверлить и пилить камень, усовершенствовали каменный топор, изобрели лук и стрелы. В общинах стали изготовлять глиняную посуду, делать лодки-долбленки, строить плоты, из диких волокнистых трав прясть нитки, вязать сети, ткать грубый материал для одежды. Появилось первое домашнее животное — собака, ставая верным другом и помощником человека. Наступил новый этап в жизни человеческого общества — новокаменный век.
В 4–3 тысячелетиях до нашей эры матриархальные родовые общины жили в южно-уральских степях вдоль рек и озер. Главным занятием их были рыбная ловля и охота. Следы их стоянок обнаружены по берегам р. Джарлы (Адамовский район), на территории совхоза имени XIX партсъезда (Светлинский район), на р. Киембай (Домбаровский район), около устья р. Ток (Бузулукский район) и в других местах.
Древние скотоводы, земледельцы и металлурги. Во второй половине 3 тысячелетия до нашей эры древние рыболовы и охотники южноуральских степей перешли к скотоводству, примитивному земледелию, добыче медной руды и изготовлению первых металлических орудий, сначала медных, а затем и бронзовых. Изменилось общественное устройство: главой рода стал мужчина. Во 2 тысячелетии до нашей эры бронзовые орудия труда, наряду с каменными, широко вошли в обиход населения нашего края. Наступил бронзовый век.
Орудия труда бронзового века: медные серпы, медный топор, бронзовое копье. Найдены на территории Оренбургской области. Хранятся в областном краеведческом музее.
Вход в древнюю шахту для добычи медной руды в урочище Родниковские шишки на левом берегу реки Бердянки, в семи километрах выше села Благословенки.
Медные слитки — результат плавки медной руды древними рудокопами и металлургами. Найдены в 1952 году у города Соль-Илецка при строительных работах. Хранятся в областном краеведческом музее.
Кочевники раннего железного века. Распад родовой общины
Железные орудия сделали труд человека намного производительнее, чем раньше. Употребление их совершило настоящую революцию в технике, оказало огромное влияние на дальнейшую историю человеческого общества. С появлением железных орудий заканчивается бронзовый век и начинается ранний железный век.
Одновременно с появлением железных орудий древние оседлые скотоводы и земледельцы перешли к новому типу хозяйства — к кочевому скотоводству. Этот переход обусловливался дальнейшим ростом поголовья скота в общине и наличием благоприятных природных условий для его выращивания — бескрайних степных пастбищ.
Савроматы и сарматы. В 1 тысячелетии до нашей эры на территории нашей Родины произошли важные события. В Закавказье и Средней Азии образовались первые рабовладельческие государства — Урарту и Хорезм. В Причерноморье греки основали свои города-государства — Пантикапей, Оливью, Херсонес и другие. В тот период в причерноморских степях жили скифские племена, а в степях Южного Казахстана и средней Азии кочевали скотоводы саки и массагеты. Обширные южноуральские и прикаспийские степи населяли кочевники-скотоводы — потомки оседлых племен бронзового века. Древнегреческие историки (Геродот и другие) называли их савроматами (древнее название) и сарматами (более позднее название).
Савроматы являлись восточными соседями скифов. Территория, которую занимали савроматы, начиналась у Дона и уходила далеко на восток. Южноуральские степи были ее частью. Здесь они кочевали свыше тысячи лет, с VII в. до нашей эры и по IV в. нашей эры. Савромато-сарматские племена были родственны скифам, говорили на языке, близком к их языку.
Главным хозяйственным занятием савромато-сарматских племен являлось кочевое скотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот, сеяли просо, плавили железную руду, владели кузнечным ремеслом, знали литейное дело. Жилищами им служили войлочные кибитки, установленные на повозках. Питались они мясом домашних и диких животных, кумысом и куртом (сушеным творогом).
Родовые общины объединялись в племена и племенные союзы. Во главе родов и племен стояли вожди, которые выделялись среди рядовых общинников своим богатством. В хозяйстве вождя применялся труд военнопленных — рабов и обедневших общинников. Росло имущественное неравенство, шел процесс образования частей собственности. Родовая община переживала последнюю ступень своего развития.
Сарматские племена общались с соседними племенами, а через посредство их с греческими городами-государствами Причерноморья, со Средней Азией, с Ираном и Египтом. Об этом рассказывают найденные в курганах вещи. В 1911 г. в кургане у с. Прохоровки (Шарлыкский район) крестьяне нашли две серебреные чаши работы древнеиранских мастеров конца IV — начала III в. до нашей эры. На одной из них выгравирована древняя надпись, означающая в переводе «чаша Атромитра» (Атромитр — собственное древнеиранское имя). В 1971 г. в Новокумакском могильнике у города Орска нашли египетский алебастровый сосуд V в. до нашей эры. На сосуде — четыре надписи: одна сделана египетскими иероглифами и три — клинописью (на древнеиранском, эламском и аккадском языках). Все надписи означают одно и то же: «Артаксеркс, фараон великий». Артаксеркс древнеперсидский царь. Он правил в 465–425 гг. до нашей эры.
Племенные союзы и государственные образования степных кочевников в IV–XIII вв
Гуннский племенной союз. Авары. Около II в. нашей эры восточными соседями сарматского племени алан, жившего в южноуральских степях, становятся гуннские племена. Они пришли из Северного Китая и Монголии. В середине IV в. эти племена начали двигаться на запад через южноуральские и прикаспийские степи, увлекая с собой сарматские и другие племена Западной Сибири, Казахстана и Южного Урала. Гунны с огнем и мечом прошли южнорусские степи и появились в бассейне Дуная.
В начале VI в. через южноуральские и прикаспийские степи прошла новая волна кочевников из Азии — аваров. В русской летописи они именуются обрами.
Западнотюркский каганат. В VI в. степное кочевое население Казахстана и Южного Урала вошло в состав Западнотюркского каганата — обширного государства кочевых племен с центром на Алтае. Влияние каганата распространялось далеко на запад, вплоть до степей Северного Кавказа. В период существования каганата древнее население южноуральских степей все более и более пополнялось тюркоязычными племенами, выходцами из азиатских степей.
Хазарский каганат и государство Волжская Болгария. В VII в., после распада Западнотюркского государства, в низовьях р. Волги возникло государство хазар — Хазарский каганат, а на Средней Волге, главным образом в пределах нынешней Татарской АССР, государство болгар — Волжская Болгария. Северо-западная часть нынешней Оренбургской области была его юго-восточной окраиной. Туда через южноуральские и прикаспийские степи шли караванные дороги из Средней Азии и Ирана.
Во время существования древнерусского государства с центром в городе Киеве и в период феодальной раздробленности нашей страны в южноуральских и прикаспийских степях жили племена кочевников-скотоводов, объединенные в племенные союзы. Их обычно называют поздними кочевниками. Это были древние венгерские племена, печенеги, гузы и кипчаки. Племенные союзы последовательно двигались на запад в южнорусские степи, а затем в пределы современной Венгрии. Во второй половине IX в. на запад продвинулись печенеги. Вслед за ними около середины XI в. двигались гузы и кипчаки (в русских летописях первые именуются торками, последние — половцами). Появившись в южнорусских степях, кочевые племена нападали на население Киевской Руси. Русские дружины вели с ними длительную и упорную борьбу, которая нашла отражение в замечательном древнерусском поэтическом произведении «Слово о полку Игореве».
В среде поздних кочевых племен южноуральских степей сформировались также древние башкирские племена.
Появление русских в заволжских степях стало возможным лишь со второй половины XVI в., когда после завоевания Казанского ханства войсками Ивана IV были устранены преграды продвижению на восток. В состав России добровольно вошла Башкирия и признала подданство Ногайская орда. Важное значение для включения Заволжья и Приуралья в состав Российского государства имело строительство городов и укреплений, сооружение оборонительных линий, заселение их русским служилым и земледельческим населением. По инициативе царских властей в 1574 г. была основана Уфа, в XVII в. сооружена Закамская укрепленная линия с целой цепью городов и крепостей.
Эта колонизация, проводившаяся по инициативе и на средства государства, дополнилась колонизацией вольнонародной, когда на восток, в Заволжье в поисках свободы от феодального угнетения устремлялись всевозможные беглые люди, пополнявшие ряды формирующегося на Яике вольного казачества и населения новопостроенных крепостей.
О том, что казаки закрепились здесь и построили казачий городок, свидетельствует составленная в конце XVI в. первая русская карта страны «Большой чертеж», дошедшая до нас лишь в описании. В ней отмечено, что на Яике, у устья Илека находится остров Кош-Яик, а на нем Казачий городок. Кош-Яик в переводе с тюркского — двойной Яик, разделенный на два рукава, между которыми и лежал указанный остров.
В этом же году казаки совершили набег на ногайские улусы и вернулись с богатой добычей, захватив около 300 пленных, 3 тысячи голов скота, 15 панцирей. В числе пленников оказалась и сестра князя Уруса. В ответ ногайцы подступили к казачьему городку, стремясь разгромить его. Но все их приступы были отбиты.
На Яике тогда было заложено еще два казачьих городка. История сохранила имена некоторых казаков-первопоселенцев на Яике: атаманы Матюша (Матвей) Мещеряк, Ермак Петров, Артюха Болдырев, Никита Ус, Богдан Барабаш, Иванко Дуда, Нечай Шацкий, Якуня Павлов, Первуша Зезя, Янбулат Ченбулатов. Как видим, преобладали славянские — русские и украинские — имена, прозвища и фамилии.
Поселение казаков на Яике имело важное последствие. Вслед за ними на восток и юго-восток устремляются массы переселенцев, в основном русских, что ведет к заселению края и включению его в состав Российского государства.
Отдельные казачьи отряды и городки постепенно объединяются в единое Яицкое войско с центром в Яицком городке (ныне город Уральск), основанном в 1613 г. Казачий же городок Кош-Яик в 1614 г. был оставлен казаками. Лишь в 1737 г. в этом районе возникло новое поселение — Илекский городок, вошедший в состав Оренбургской укрепленной пограничной линии (ныне село Илек — центр одноименного района Оренбургской области).
Длительный исторический путь, пройденный нашим краем за последние четыре тысячи лет, свидетельствует о том, что обширные степные пространства Приуралья с глубокой древности были освоены и обжиты человеком, что здесь формировались и веками существовали, сменяя друг друга, самобытные и разнообразные культуры народов древности и средневековья.
1. Зобов Ю.С. Родной истории страницы // Ю.С. Зобов, Л.И. Футорянский – Оренбург, 1994
2. Сучков П.И. История родного края / П.И. Сучков – Южно-Уральское книжное издательство,1988.
3. Семыкин Н.П. История родного края / Н.П. Семыкин – Челябинск, 1986.
4. Попов С.А. История родного края / С.А. Попов – Челябинск, 1976.
5. Шестаков А.Н. История родного края / А.Н. Шестаков – Самара, 2000