Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный

От чего зависит инвестиционный климат регионов и как его улучшить

Каждый инвестор, прежде чем вложить деньги в определенные объекты, изучает, насколько благоприятный инвестиционный климат, оценивает привлекательность, определяет потенциал, оценивает возможные риски.

Потенциал и риски — это ключевые элементы.

Что влияет на инвестиционный климат

В России регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом рассредоточены в европейской части страны. В Северо-Западном, Центральном и Приволжском ФО.

В 2020 году в рейтинг регионов, привлекательных с точки зрения инвестиций, попали Москва и Московская область, республика Татарстан, Тульская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Белгородская область, республика Башкортостан, Новгородская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Воронежская область, Ярославская область.

Высокие места в рейтинге обусловлены:

На территориях, привлекательных для инвестиций субъектов, сконцентрировано около 2/3 инвестиционного потенциала всей страны. Инвестиционный риск в этих регионах значительно ниже среднего по РФ.

Какие проекты являются инвестиционно привлекательными для регионов

На первый план выходят проекты, в которых предусматривается кардинальное улучшение бизнес-климата и достижение экономического роста региона. Это проекты с широким спектром действий.

Благоприятный инвестиционный климат становится основой для вложения денежных ресурсов в производство продукции, модернизацию производства, техническое перевооружение.

Региональными и муниципальными властями поддерживаются инвестиционные вливания капитала в социальную сферу — для строительства жилья, в здравоохранение, сельское хозяйство. Всестороннюю поддержку получает управление инвестиционными проектами, направленными на модернизацию и развитие инфраструктуры региона, создание новых рабочих мест, реализацию целевых программ.

На что обращают внимание инвесторы

Инвесторам важны гарантии и качество их выполнения. Нужно обеспечить семь основных условий:

Можно прибегнуть и к другим инструментам для улучшения инвестиционного климата. Например, в мировой практике для инвесторов создают специальные льготы, снижают налоговую ставку для определённых сфер инвестирования, предоставляют субсидии, льготные кредиты, создают свободные экономические зоны.

Рекомендуем

Реализация инициатив, направленных на привлечение инвестиций и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации, а также на активизацию инвестиционной деятельности бизнеса, часто затрудняется недостатком квалифицированных кадров.

Источник

Экспертная оценка инвестиционной привлекательности регионов

В дотационных регионах особое внимание в сфере взаимодействия предприятий с бюджетной системой должно уделяться не фискальным функциям управления, а мероприятиям, связанным с повышением инвестиционной привлекательности территорий. Именно через инвестиции правительство таких регионов может увеличить приток финансовых ресурсов, что, в конечном счете, приведет к росту налоговой базы и региональных бюджетов. В этой связи оценка инвестиционной привлекательности регионов и выявление факторов, способствующих ее повышению, является актуальной задачей.

Согласно данным Министерства финансов РФ, за последние годы в России значительно выросло число дотационных регионов. Так в 2013 году дефицит региональных бюджетов побил все рекорды, достигнув цифры в 642 млрд. рублей. Причем положительных изменений в будущем, а именно сокращения бюджетного дефицита, в регионах не предвидится. По мнению министра финансов Силуанова А.Г. в том, что большинство региональных руководителей как не умели, так и не умеют привлекать инвестиции.

Согласно данной методике инвестиционная привлекательность регионов оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Первый представляет собой рейтинговую оценку доли региона на общероссийском рынке, второй – оценку масштабов значимых для инвестора тех или иных проблем в регионе.

Суммарный инвестиционный потенциал оценивается через потенциал в девяти сферах:

Интегральный риск формируется из управленческого, финансового, экономического, социального, экологического и криминального рисков.

Вклад отдельных составляющих в совокупный рейтинг инвестиционного потенциала и риска оценивается на основе анкетирования экспертов, потенциальных инвесторов, а также представителей банковского сообщества.

Соответственно, регион может иметь высокий (В) инвестиционный потенциал (П) – ВП и низкий (Н) инвестиционный риск (Р) – НР, т.е. быть наиболее перспективным для инвестирования.

Другие вариант очевидны: ВП и ВР, НП и НР, НП и ВР. Последний вариант – самый неблагоприятный для инвестирования в регион.

Рассматриваются также промежуточные случаи с умеренным инвестиционным риском и потенциалом.

Так, например, Пензенская область, согласно данным агентства «Эксперт РА», в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов располагается в группе 3B1, которая характеризуется умеренным риском (46-е место в стране), но низким инвестиционным потенциалом (52-е место в РФ), особенно в природно-ресурсной и производственной сферах.

Рассмотренная методика экспертного ранжирования, на наш взгляд, нуждается в совершенствовании в связи со следующими возникающими проблемами:

Решение первой проблемы рассмотрим на примере инвестиционного потенциала одновременно с выявлением факторов, оказывающих на него наибольшее влияние.

Задачами исследования являлись:

Результаты многофакторного корреляционного анализа взаимосвязи между общим рейтингом инвестиционного потенциала региона (Y) и частными рейтингами инвестиционных потенциалов (X1, X2, … Xn) представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть картинку Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Картинка про Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный

Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что в большей степени на совокупный инвестиционный потенциал оказывают влияние факторы X1-X6, X9 и в меньшей степени – X7, Х8. Мультиколлинеарность среди факторных признаков вполне объяснима логикой экономической взаимообусловленности показателей.

Исследование тесноты связи между среднегрупповыми рейтингами указанных видов потенциала и совокупным рейтингом инвестиционной привлекательности регионов дало следующие результаты (таблица 2).

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в наибольшей степени на интегральный рейтинг инвестиционного потенциала оказывает влияние среднеарифметический рейтинг интеллектуального потенциала, в который входит трудовой, институциональный и инновационный потенциалы. На втором месте социально-производственный потенциал и на третьем – ресурсный потенциал.

Таблица 2. Связь рейтингов частных инвестиционных потенциалов с рейтингом инвестиционной привлекательности региона

Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть картинку Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Картинка про Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный

Данный вывод может иметь практическое применение в деятельности руководства дотационных регионов РФ по привлечению дополнительных инвестиций (внутренних и внешних).

В частности, результаты проведенного исследования были использованы при разработке локальных и нормативных актов Пензенской области, направленных на развитие инновационной деятельности в регионе.

Итак, эмпирическим путем, опираясь на логико-содержательный и статистический анализ проблем развития регионов в условиях инновационной экономики, мы приходим к выводу, что уровень интеллектуального потенциала существенно влияет на инвестиционную привлекательность территорий и необходимы меры по стимулированию и развитию его основных составляющих – трудовой, институциональной и инновационной.

Для решения проблемы определения степени согласованности мнений экспертов предлагается метод качественной оценки. Данные, полученные в результате экспертного ранжирования, сводятся в матрицу, имеющую следующий общий вид (таблица 3).

Таблица 3. Матрица данных экспертного ранжирования видов инвестиционного потенциала (риска)

Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть картинку Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Картинка про Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный

где Аj – составляющие инвестиционного потенциала (риска),
Эi – объекты (эксперты);
rij –значение i-той строки и j-того столбца (соответствующий ранг Аi).

Затем определяется множественный коэффициент конкордации:

Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть картинку Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Картинка про Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный

где К – число категорий качества, в нашем случае отвечающее за значимость составляющих инвестиционного потенциала (риска):

Только при w0,75 (хорошая согласованность) эксперты переходят к определению значений весов ki, исходя из количества полученных максимальных и минимальных рангов инвестиционного потенциала (риска) и условия ∑ki=1.

Предложенный способ повысит достоверность результатов экспертного ранжирования регионов и позволит точнее определить степень их инвестиционной привлекательности.

2 Лосева О.В., Финогеев Д.Г. Факторы повышения инвестиционной привлекательности регионов // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утемова. Концепт. 2014. Приложение № 20.

Источник

Эксперты назвали самые привлекательные для инвесторов регионы

Ведомости

Инвестиционная привлекательность российских субъектов в 2020 г. выросла, несмотря на пандемию коронавируса. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА», подсчитавшие изменения делового климата в регионах по пяти параметрам: обеспеченность инфраструктурой, социальное развитие, уровень экономики, финансовая стабильность, состояние окружающей среды (подробнее о методологии – во врезе). Медианный составной индекс в 2020 г. увеличился на 0,02 пункта, или на 3% с небольшим, и составил 0,61.

Инвестиционная привлекательность российских субъектов в 2020 г. выросла, несмотря на пандемию коронавируса. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА», подсчитавшие изменения делового климата в регионах по пяти параметрам: обеспеченность инфраструктурой, социальное развитие, уровень экономики, финансовая стабильность, состояние окружающей среды (подробнее о методологии – во врезе). Медианный составной индекс в 2020 г. увеличился на 0,02 пункта, или на 3% с небольшим, и составил 0,61.

Агентство сгруппировало регионы в семь блоков – в зависимости от уровня инвестиционной привлекательности. Самые лучшие оценки (наивысший уровень инвестиционной привлекательности, А-1) присвоены пяти субъектам: Архангельской области, Москве, Краснодарскому и Приморскому краю, а также Ямало-Ненецкому АО (перечислены в алфавитном порядке).

20 регионов находятся в группах с очень высоким и высоким уровнями инвестиционной привлекательности (А-2 и А-3). В числе лидеров этого блока – Белгородская, Воронежская области и Санкт-Петербург. В группу со средним, умеренным и умеренно низким (B-1, B-2, B-3) включены 45 субъектов, лучшие из них Амурская, Астраханская и Владимирская области. В состав аутсайдеров (низкий уровень, С) вошли 15 регионов. В последней тройке оказались Удмуртия, Ульяновская область и Чечня.

Как считали инвестпривлекательность

Проведенная агентством оценка инвестиционной привлекательности основывалась на расчете 62 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы и состояние окружающей среды. Наибольший вес среди данных блоков имеют инфраструктурные и социальные ресурсы (0,4 и 0,3), так как для инвесторов наибольшую значимость имеет сочетание развитой инфраструктуры и наличие производительной и квалифицированной рабочей силы в регионах присутствия. Вклады остальных параметров равны и составляют 0,1. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Росстата, ЦБ, Казначейства, Минфина и МВД. Инвестпривлекательность регионов не оценивалась «Эксперт РА» с 2017 г.

Среди инфраструктурных факторов учитывались такие показатели, как, например, число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1000 человек населения, доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям, число автобусов общего пользования на 100 000 человек населения.

Оценка инвестиционного потенциала показала, что привлекательность регионов зависит прежде всего от внутреннего спроса, развитости сырьевой базы или близости к столице, пишут аналитики «Эксперт РА». При этом в агентстве отмечают, что в группах с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности медианные значения уменьшились, тогда как по остальным блокам наблюдался рост. Такую тенденцию аналитики «Эксперт РА» объясняют тем, что сильнее остальных в кризисный период пострадали прежде всего более развитые регионы, практически не пользующиеся поддержкой из федерального бюджета, – субъекты, наиболее зависимые от денег Минфина, практически не почувствовали падения доходов, так как суммы помощи в прошлом году не уменьшились, а, напротив, резко возросли.

Инвестиции в основной капитал в 2020 г. хотя и сократились (на 1,4% в сопоставимых ценах к 2019 г.), но массового отказа от реализации проектов не последовало – фиксировались лишь единичные случаи, говорится в докладе.

Ограничивающее влияние на снижение ряда социальных параметров также имела поддержка населению, хотя ее суммы были и более скромными, чем помощь региональным бюджетам и бизнесу.

Источник: Ведомости
Дмитрий Гринкевич

Источник

KPI для регионов

Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Смотреть картинку Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Картинка про Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный. Фото Что быстрее меняется во времени на уровне отдельных регионов субъектов рф инвестиционный

Борьба за привлечение инвестиций в субъекты РФ постепенно становится не просто соревнованием ряда амбициозных региональных команд, но и одним из ключевых факторов оценки эффективности местной власти со стороны федерального центра, а потенциально и изменений в системе межбюджетных отношений. Задача довести долю инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году (против нынешних 21%) в целях модернизации и технологического обновления реального сектора экономики была поставлена президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Правительство страны считает рост инвестиций одним из основных экономических приоритетов, поскольку «более высокое соотношение инвестиций и ВВП будет стимулировать рост основного капитала, что, в свою очередь, должно раскрыть потенциал экономического роста России», отмечается в докладе Sberbank CIB. Летом 2019 года правительство утвердило план по наращиванию инвестиционной активности, подготовленный Минэкономразвития: он предполагает как системные меры по улучшению бизнес-климата, так и набор отраслевых мероприятий — собственные планы обязали подготовить и регионы. В конце октября на заседании правительства перед губернаторами была поставлена цель обеспечить привлечение инвестиций на уровне не менее 27% валового регионального продукта.

Кроме того, объем инвестиций в региональной экономике станет одним из критериев новых правил распределения грантов на общую сумму 45 млрд руб. между регионами за самые высокие показатели губернаторов и региональных команд (в начале декабря их утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев). Успехи в привлечении инвестиций также должны учитываться при оценке работы глав регионов, заявляла глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Было бы правильным ввести критерий, который будет выявлять эффективность губернатора в привлечении инвестора на современных платформах. Главы регионов будут соревноваться, тянуться друг за другом», — отмечала она.

«Инвестиции являются ключевым фактором социально-экономического развития населенной территории. В условиях значительной региональной дифференциации субъекты РФ конкурируют не только за доступ к федеральному бюджету, но и за инвесторов, разрабатывая механизмы для их привлечения и удержания», — комментирует доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов.

Инвестиции являются ключевым фактором для устойчивого роста регионов, отмечают в Sberbank CIB.

В рамках реализации нацпроектов федеральный центр будет активно вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты на местах — это будет стимулировать рост в тех регионах, которые получат значительную часть финансирования (например, на Дальнем Востоке) за счет устранения узких мест. Это способно обеспечить временный стимул для регионального развития, но в долгосрочной перспективе рост будет устойчивым, только если вырастет инвестиционная активность в частном секторе. «Наряду с государственной стратегией «большого рывка» для обеспечения роста в регионах необходимо создавать государственно-частные партнерства и улучшать инвестиционный климат для частного сектора», — предупреждают аналитики. Таким образом, активное привлечение регионами инвестиций в инфраструктурные проекты становится одним из залогов исполнения ими целей нацпроектов. Так, по оценке Российского фонда прямых инвестиций, более 50% проектов могут быть реализованы с привлечением институциональных и частных инвесторов в капитал.

Единые инструменты

В правительстве неоднократно подчеркивали, что необходимые стимулы и инструменты для привлечения инвестиций у местных властей есть: например, регионы, продемонстрировавшие по итогам года прирост по сбору федерального налога на прибыль, могут рассчитывать на его возврат. Кроме того, налоговые расходы по льготам, которые правительство считает эффективными, учитываются при расчете финансовой помощи со стороны федерального центра, а в 2018 году заработал механизм инвестиционной налоговой льготы, позволяющий регионам предоставлять преференции по налогу на прибыль в части новых инвестиций. Инвесторы же, вложившие в проекты более 1 млрд руб., могут претендовать на заключение специнвестконтрактов (СПИК), предусматривающих не только льготный порядок налогообложения, но и временную защиту от изменений налогового законодательства.

«Инструментов огромное количество, главное — грамотно ими пользоваться. И тут многое зависит от инициативы руководства регионов. В некоторых регионах губернатор и его команда лично занимаются поиском инвесторов не только по России, но и по всему миру, а в некоторых субъектах в это же время основная работа администрации сводится к тому, чтобы получить побольше финансовой помощи из федерального центра», — отмечал первый вице-премьер Антон Силуанов.

В то же время в правительстве стремятся унифицировать меры поддержки и намерены регулярно проводить их ревизию, чтобы региональная конкуренция не приводила к предоставлению неоправданных преференций, особенно в дотационных субъектах. Начиная с 2020 года все региональные и муниципальные льготы должны вноситься в специальные реестры, а их эффективность и соответствие целевому назначению — оцениваться кураторами из местной администрации.

Кроме того, в результате изменений в федеральном законодательстве с 2023 года регионы будут ограничены в установке льгот по налогу на прибыль организаций. «Как следствие, руководству субъектов РФ предстоит переориентировать инвестиционную политику в сторону внедрения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), поиска возможностей для создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также активизации региональных инвестиционных проектов (РИП)», — отмечает Максим Соколов.

Однако на фоне унификации налоговых инструментов задача усложняется даже для регионов-лидеров. «Конкуренция за инвестиции сегодня очень непростая работа», — указывает замглавы Ассоциации инновационных регионов РФ Рустам Хафизов. Если еще недавно небольшое количество регионов имели ряд льгот и преференций, которые позволяли привлечь инвестора на более выгодных, чем у прочих, условиях ведения бизнеса, то сейчас большинство регионов могут предоставить аналогичные правовые и налоговые режимы. «Ключевой задачей в конкурентной борьбе становится формирование условий, чтобы работающий в регионе бизнес и дальше инвестировал в него: либо в масштабирование, либо в открытие новых направлений и проектов», — говорит эксперт.

Без барьеров, но с кадрами

Для иностранных и российских инвесторов благоприятный инвестиционный имидж региона будет зависеть от его географического положения, обеспеченности ресурсами, развитости инфраструктуры и наличия благоприятной регуляторной среды, согласен Максим Соколов. Об эффективности проводимой региональной инвестиционной политики можно судить в том числе по результатам различных рейтингов — например, Рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (Национальное рейтинговое агентство), Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России («Эксперт РА») и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив, АСИ), отмечает эксперт.

В самом АСИ отмечают, что конкуренция между регионами нарастает с каждым годом. «Попасть в двадцатку в этом году было сложнее. Мы подсчитали, что те регионы, которые сегодня у нас оказались за пределами топ-20, в 2018 году вошли бы в десятку лучших», — заявила, комментируя итоги последнего рейтинга, гендиректор агентства Светлана Чупшева. В 2019 году 69 регионов улучшили интегральный индекс по сравнению с прошлым годом, а 62 демонстрируют устойчивый рост три года подряд.

Системным преимуществом, определяющим интерес инвесторов к региону, чем дальше, тем больше становится наличие квалифицированной рабочей силы, полагает Рустам Хафизов. «В борьбе за кадры, их подготовку и удержание идет серьезное состязание между управленческими командами регионов», — отмечает он. Подтверждением словам эксперта служат, например, итоги майского опроса работающих в России американских компаний, подготовленного Американской торговой палатой в партнерстве с компанией EY. Среди компаний, которые планируют расширение своего регионального присутствия (таких оказалось 30%), главным критерием выбора оказалась именно доступность квалифицированных кадров (25%) — этот показатель перевесил соображения близости к крупным рынкам сбыта (19%), положения региона в рейтинге инвестиционного климата (17%), наличия развитой транспортной системы и личной поддержки губернатора (по 14%), налоговых условий и льгот (8%).

В борьбе за иностранцев

По мнению Максима Соколова, в таких условиях конкуренция регионов за иностранные вливания должна строиться за счет комплексной и инновационно ориентированной политики территориального развития.

В неравных условиях

Региональная инвестиционная динамика остается сильно поляризованной даже в условиях общей низкой инвестактивности в стране (плюс 0,6% в первом полугодии 2019 года) — на нее влияют агломерационные и ресурсные конкурентные преимущества, отмечали исследователи из Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара в июньском мониторинге экономической ситуации в России. Так, на долю столичной агломерации пришлось почти 20% всех инвестиций в стране, на Тюменскую область с автономными округами — 14%, на Сибирский ФО — 10%, на Дальний Восток — 8% (против 9% в период подготовки к саммиту АТЭС). Лидерами роста выступили Ямало-Ненецкий АО (23%), Москва и Московская область (19–20%), Сибирь (13%). При этом объем инвестиций сократился в половине регионов. Резкое падение в Южном федеральном округе (минус 27%) было связано с завершением строительства инфраструктуры Крымского моста и, как следствие, снижением инвестиций в Крыму на 40%, а в Краснодарском крае — на 30% (основным инвестором в Крым и Севастополь остается государство, обеспечивающее до 70% всех инвестиций). Негативную динамику в Северо-Западном федеральном округе (минус 9%) обеспечили плохие показатели Санкт-Петербурга (минус 21%). В Приволжском ФО инвестиции сократились незначительно (минус 3%), отрицательную динамику продемонстрировали две трети регионов, включая Татарстан.

В целом же, по данным Sberbank CIB, 50% роста инвестиций в основной капитал обеспечили собственные средства компаний, тогда как доля иностранных инвестиций составила менее 1% совокупного показателя. За счет банковских кредитов было профинансировано лишь чуть более 10% вложений, что намного ниже, чем в развитых странах (причем региональная диспропорция здесь также заметна: в Уральском федеральном округе на долю кредитных средств пришлось 22,7%, а в Северо-Кавказском — лишь 3,8%).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *