Что бывает гладким и шероховатым
Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»
Татьяна Голубева
Игровое дидактическое пособие «Погладь рукой, скажи: какой?»
Автор: Голубева Татьяна Валерьевна
учитель-логопед МБДОУ № 38 Детский сад «Золотой петушок»
Цель пособия: развитие у детей с общим недоразвитием речи тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.
Задачи: развивать тактильную память, мыслительные операции, мелкую моторику, импрессивную и экспрессивную речь (активизация словаря и обогащение лексики существительными и прилагательными: мех, пух, стекло, ковролин, губка, линолеум…; гладкий, холодный, мягкий, пушистый, шершавый, твердый, жесткий.); фантазию и воображение.
Интеграция областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Возраст: 4+
Оборудование: ламинированные карточки, на которых – изображения персонажей (животных, птиц, растений и т. п.) со вставками из различных по фактуре материалов: мех, пух, зеркало, ковролин, губка, линолеум…; коробка для карточек.
Предварительная работа. Детям предлагается рассмотреть персонажей на карточках, потрогать их и назвать (если затрудняются, то с помощью, какие они по тактильным ощущениям. Вариант: можно, не показывая персонажа, дать потрогать его и попросить догадаться, кто (что) это может быть, по мнению ребенка.
Игры с элементами ТРИЗ и РТВ:
С помощью данного пособия можно сравнивать персонажей по тактильным ощущениям; основываясь на опыт ребенка, предложить подумать, кто (что) еще может быть таким же пушистым (гладким, шершавым); для чего ещё можно применить данный материал; предложить догадаться, чем был используемый материал ранее и т. д.
«Что-то»(автор М. С. Гафутулин)
Если мы рассмотрим что-то…
Это что-то для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
1. Дидактическая игра «Угадайка»
Цель: развитие тактильной памяти.
Попросить ребенка закрыть глаза, провести рукой по одному из персонажей и предложить угадать, кого (что) потрогал ребенок. Предложить догадаться, чем был этот материал ранее.
2. Дидактическая игра «Вспоминайка»
Цель: развитие памяти, пассивного словаря и понимания речи.
Ребенку предлагается вспомнить и сказать: кто (что) из персонажей колючий (шершавый, пушистый?
3. Дидактическая игра «Погладь рукой, скажи: какой?»
Цель: активизация и обогащение словаря ребенка качественными прилагательными.
Ребенку предлагается назвать качества фактур используемых материалов для персонажей игры: колючая, пушистая, жесткая, холодная и т. д. Предложить подумать, для чего ещё можно применить данный материал.
4. Дидактическая игра «ДАкалка и НЕкалка»
Цель: нахождение задуманного персонажа, отсекая лишние признаки.
Предложить ребенку отгадать персонаж, задуманный взрослым или другим ребенком, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Например: Это птица? (нет) Это растение? (нет) Это животное? (да) Это животное дикое? (да) … Это шершавый материал? (нет) Колючий? (нет) Гладкий? (да) …
По мере продвижения к цели, лишние предметы убираются.
5. Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: выделение противоречий в предметах.
6. Дидактическая игра «Узнавайка»
Цель: учить описывать предмет, не называя его.
7. Дидактическая речевая игра «Засели новую Планету»
Ребенку сообщается, что в Космосе появилась новая планета и предлагается рассказать, какая эта планета на ощупь, заселить её существами с различной фактурой, охарактеризовать их (добрый, злой) и объяснить, почему он так думает. (При описании используется тактильный материал данного пособия).
8. Дидактическая речевая игра «Фантастическое животное»
Ребенку предлагается нарисовать воображаемое животное, а потом рассказать, какие (по ощущениям) у него уши, голова, чем покрыто тело, какое оно по характеру и объяснить своё мнение. (При описании используется тактильный материал данного пособия).
9. Дидактическая игра «Отставайка – забегайка»
Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.
Взрослый задает вопрос о прошлом и/или будущем персонажа (или тактильного материала, используемого в игре, ребенок отвечает. Например, кем (чем) был раньше цыпленок (яйцом). Кем будет в будущем (курицей, петухом) и т. п.
10. Дидактическая игра «Разбирайка»
Цель: учить подвергать анализу составляющие объект части.
11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: учить выделять лишний предмет по определенному признаку.
(Обобщать можно по лексической теме; по похожим тактильным ощущениям; живое / неживое)
12. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: учить подбирать слова-антонимы (по фактурам и текстурам тактильного материала пособия)
Гладкий – шершавый (шероховатый);
Холодный – теплый (горячий);
Пушистый – гладкий (голый, гладкошерстный, приглаженный);
Блестящий – тусклый (бледный, неяркий);
Мягкий – твердый (жесткий) и т. д.
13. Дидактическая речевая игра «Шагайка» (сочиняем синквейн)
О полюбившемся персонаже игры предложить ребенку придумать «рассказ», «шагая» по ступенькам схемы и включая в него слова, обозначающие исследованные ощущения.
Схема «Шагайки» (синквейна):
1 ступенька – предмет (Кто? Что)
2 ступенька – два признака к предмету (Какой? Какая? Какое)
3 ступенька – три действия к предмету (Что делает)
4 ступенька– предложение о предмете (см. 1 ступеньку)
5 ступенька – вывод, итог (Кто? Что)
14. Лото «Кот в мешке»
выполнено по подобию Сенсорной игры на запоминание Текстуры GOKI, производитель Германия – http://teddymarket.ru/item3639.html
Цель: отыскивание на ощупь схожих по фактуре образцов.
Предварительная работа. Изготовить одинаковые крышечки небольшого диаметра с тактильным материалом внутри, дублирующим материалы вставок персонажей, положить их в непрозрачный мешочек Далее – как в игре «Волшебный мешочек».
Ход: Предложить ребенку нащупать и достать из мешочка крышку с таким же тактильным материалом внутри, как у персонажа на карточке, назвать качество фактуры и вид материала.
P.S. Начинать нужно с ограниченного количества материала. Со временем игра усложняется (добавляем новый тактильный материал; материал, похожий по фактуре).
15. Лото «Такой же…»
Цель: подбор предметов, схожих по фактуре, опираясь на жизненный опыт ребенка,
Предварительная работа. Подобрать картинки с предметами, схожими по тактильным ощущениям или визуально похожие (мех – кошка, лиса, шапка…; наждачка – асфальт, тёрка, кора дерева и т. п.)
Ребенку предлагается потрогать поверхность тактильного материала персонажа и подумать, кто (что) бывает таким же пушистым (колючим, шершавым, гладким) и подобрать подходящие картинки из имеющихся в лото.
Например, такими же пушистыми, как кролик, бывают кошка, лиса, одуванчик … (подбираются картинки с этими предметами).
Дети от игрового пособия в восторге!
А вот так играют наши взрослые!
«Академия Наук» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тропинка к истине сложна. И потому в мышленье чистом Отвага дерзкая нужна Не менее, чем альпинистам… 8 февраля 1724 года Указом правительствующего.
Немного о себе. Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.
Органоиды клетки
Клеточная мембрана (оболочка)
Запомните, что в отличие от клеточной стенки, которая есть только у растительных клеток и у клеток грибов (она придает им плотную, жесткую форму) клеточная мембрана есть у всех клеток без исключения! Этот важный момент объясню еще раз 🙂 У клеток животных имеется только клеточная мембрана, а у клеток растений и грибов есть и клеточная стенка, и клеточная мембрана.
Интегральные (пронизывающие) белки образуют каналы, по которым молекулы различных веществ могут поступать в клетку или удаляться из нее. «Заякоренные» молекулы олигосахаридов на поверхности клетки образуют гликокаликс, который выполняет рецепторную функцию, участвует в избирательном транспорте веществ через мембрану.
Вирусы и бактерии не являются исключением: они взаимодействуют только с теми клетками, на которых есть подходящие к ним рецепторы. Так, вирус гриппа поражает преимущественно клетки слизистой верхних дыхательных путей. Однако, если рецепторов нет, то вирус не может проникнуть в клетку, и организм приобретает невосприимчивость к инфекции. Вспомните врожденный иммунитет: именно по причине отсутствия рецепторов человек не восприимчив ко многим болезням животных.
Итак, вернемся к клеточной мембране. Ее можно сравнить со стенами помещения, в котором, вероятно, вы находитесь. Стены дома защищают его от ветра, дождя, снега и прочих факторов внешней среды. Рискну предположить, что в вашем доме есть окна и двери, которые по мере необходимости открываются и закрываются 🙂 Так и клеточная мембрана может сообщать внутреннюю среду клетки с внешней средой: через мембрану вещества поступают в клетку и удаляются из нее.
Внутрь клетки с помощью осмоса поступает вода. Путем простой диффузии в клетку попадают O2, H2O, CO2, мочевина. Облегченная диффузия характерна для транспорта глюкозы, аминокислот.
Активный транспорт чаще происходит против градиента концентрации, в ходе него используются белки-переносчики и энергия АТФ. Ярким примером является натрий-калиевый насос, который накачивает ионы калия внутрь клетки, а ионы натрия выводит наружу. Это происходит против градиента концентрации, поэтому без затрат энергии (АТФ) не обойтись.
Фагоцитоз был открыт И.И. Мечниковым, который создал фагоцитарную теорию иммунитета. Это теория гласит, что в основе иммунной системы нашего организма лежит явление фагоцитоза: попавшие в организм бактерии уничтожаются фагоцитами (T-лимфоцитами), которые переваривают их.
В ходе эндоцитоза мембрана сильно прогибается внутрь клетки, ее края смыкаются, захватывая бактерию, пищевые частицы или жидкость внутрь клетки. Образуется везикула (пузырек), который движется к пищеварительной вакуоли или лизосоме, где происходит внутриклеточное пищеварение.
Клеточная стенка
Цитоплазма
Постоянное движение цитоплазмы поддерживает связь между органоидами клетки и обеспечивает ее целостность.
Прокариоты и эукариоты
Немембранные органоиды
Очень мелкая органелла (около 20 нм), которая была открыта после появления электронного микроскопа. Состоит из двух субъединиц: большой и малой, в состав которых входят белки и рРНК (рибосомальная РНК), синтезируемая в ядрышке.
Это органоиды движения, которые выступают над поверхностью клетки и имеют в основе пучок микротрубочек. Реснички встречаются только в клетках животных, жгутики можно обнаружить у животных, растений и бактерий.
Одномембранные органоиды
ЭПС представляет собой систему мембран, пронизывающих всю клетку и разделяющих ее на отдельные изолированные части (компартменты). Это крайне важно, так как в разных частях клетки идут реакции, которые могут помешать друг другу, что нарушит процессы жизнедеятельности.
Выделяют гладкую ЭПС и шероховатую ЭПС. Обе они выполняют функцию внутриклеточного транспорта веществ, однако между ними имеются различия. На мембранах гладкой ЭПС происходит синтез липидов, обезвреживаются вредные вещества. Шероховатая ЭПС синтезирует белок, так как имеет на мембранах многочисленные рибосомы (потому и называется шероховатой).
Модифицированные вещества упаковываются в пузырьки и могут перемещаться к мембране клетки, соединяясь с ней, они изливают свое содержимое во внешнюю среду. Можно догадаться, что комплекс Гольджи хорошо развит в клетках эндокринных желез, которые в большом количестве синтезируют и выделяют в кровь гормоны.
В комплексе Гольджи появляются первичные лизосомы, которые содержат ферменты в неактивном состоянии.
В ходе апоптоза ферменты лизосомы изливаются внутрь клетки, ее содержимое переваривается. Предполагают, что нарушение апоптоза в раковых клетках ведет к бесконтрольному росту опухоли.
Пероксисомы (микротельца) содержат окислительно-восстановительные ферменты, которые разлагают H2O2 (пероксид водорода) на воду и кислород. Если бы пероксид водорода оставался неразрушенными, это приводило бы к серьезным повреждениям клетки.
Трудно переоценить значение вакуолей в жизнедеятельности растительной клетки. Вакуоли создают осмотическое давление, придают клетке форму.
Примечательно, что по размеру вакуолей можно судить о возрасте клетки: молодые клетки имеют вакуоли небольшого размера, а в старых клетках вакуоли могут настолько увеличиваться, что оттесняют ядро и остальные органоиды на периферию.
Двумембранные органоиды
Оболочка ядра состоит из двух мембран и пронизана большим количеством ядерных пор, через которые происходит сообщение между кариоплазмой и цитоплазмой. Главными функциями ядра является хранение, защита и передача наследственного материала дочерним клеткам.
Замечу, что хромосомы видны только в момент деления клетки. Хромосомы представляют собой сильно спирализованные молекулы ДНК, связанные с белками.
Хромосомы отличаются друг от друга по строению, форме, размерам. Совокупность всех признаков (форма, число, размер) хромосом называется кариотип. Кариотип может быть представлен по-разному: существует кариотип вида, особи, клетки.
В связи с этим, митохондрия считается полуавтономным органоидом. Вероятнее всего, изначально митохондрии были самостоятельными организмами, однако со временем вступили в симбиоз с эукариотами и стали частью клетки.
Так же, как и митохондрии, пластиды относятся к полуавтономным органоидам: в них имеется кольцевидная ДНК (находится в нуклеоиде), рибосомы.
Пластиды, которые содержат пигменты каратиноиды в различных сочетаниях. Сочетание пигментов обуславливает красную, оранжевую или желтую окраску. Находятся в плодах, листьях, лепестках цветков.
Хромопласты могут развиваться из хлоропластов: во время созревания плодов хлоропласты теряют хлорофилл и крахмал, в них активируется биосинтез каротиноидов.
Не содержат пигментов, образуются в запасающих частях растения (клубни, корневища). В лейкопластах накапливается крахмал, липиды (жиры), пептиды (белки). На свету лейкопласты могут превращаться в хлоропласты и запускать процесс фотосинтеза.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Помогите пожалуйста с биологией:) ) 1.Самый маленький органоид ….. 2.Функция эндоплазматической сети …
Самый маленький органоид …..
2.Функция эндоплазматической сети ….
3.Молекулы АТФ образуются в ….
4.Функция …. – запас органических веществ.
5……состоит из липидов и белков.
6……бывает гладкой и шероховатой.
7.Этот органоид овальной формы, внутри него находятся ферменты, которые разрушают органические вещества.
8.К двух мембранным органоидам относят …..
9.Поступление в клетку жидких веществ называется …., а поступление твердых ….
10.Этот органоид отвечает за синтез белков.
11.…… бывают равноплечие, неравноплечие, палочковидные и точечные.
12.Форма этого органоида часто совпадает с формой клетки.
13.Внутри этого органоида есть складки – кристы.
14.Если этого органоида нет в клетке, то клетка называется прокариотической.
15.Этот органоид принимает участие в делении клетки.
16.Непостоянные структуры клетки называются …
17.…. Состоит из большой и малой субъединиц.
18.В составе этого органоида есть базальное тельце.
19.….выполняет функцию опоры, придает форму клетки.
20.Эти органоиды могут самостоятельно увеличивать свою численность.
21.Какие органоиды клетки отвечают за ее движение
22.Каковы функции ядра в клетке
23.У этого органоида есть центромера.
24.Этот органоид образуется вокруг участка хромосомы.
Срочно надо. Помогите плиииз
15. ядро
22. храниение информации ДНК
10. рибосома
14. ядро
Одномембранные органоиды
Эндоплазматическая сеть – совокупность мембранных каналов и полостей, пронизывающих всю клетку. Является непосредственным продолжением внешней ядерной мембраны. Бывает двух видов – гладкая и шероховатая (гранулярная, гранулы – это рибосомы). На гранулярной ЭПС идет синтез белка, на гладкой – синтез липидов и углеводов. Внутри каналов ЭПС синтезированные вещества накапливаются и транспортируются по клетке.
Аппарат (комплекс) Гольджи – стопка плоских мембранных полостей, окруженных пузырьками. По каналам ЭПС вещества поступают в АГ, там накапливаются и химически модифицируются (например, от белков отрезаются лишние участки). Затем готовые вещества заключаются в пузырьки и отправляются по месту назначения (например, выносятся из клетки).
Лизосомы – пузырьки, заполненные пищеварительными ферментами. Образуются в аппарате Гольджи. Пищеварительная вакуоль, в которой происходит переваривание пищи, получается после слияния фагоцитозного пузырька с лизосомой. Кроме того, лизосомы могут переваривать ненужные части клетки или целые клетки, например, у головастика постепенно исчезает хвост.
Вакуоли – пузырьки, заполненные каким-либо содержимым. У животных вакуоли временные, занимают около 5% клетки. У растений и грибов имеется крупная центральная вакуоль. Её содержимое называется клеточный сок, мембрана – тонопласт. У растений она занимает до 90% объема зрелой клетки.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. В клетках животных полисахариды синтезируются в
1) рибосомах
2) лизосомах
3) эндоплазматической сети
4) ядре
Выберите один, наиболее правильный вариант. Эндоплазматическая сеть образована выростами:
1) цитоплазматической мембраны
2) цитоплазмы
3) ядерной мембраны
4) мембраны митохондрий
Выберите один, наиболее правильный вариант. Что происходит в пищеварительных вакуолях простейших?
1) неорганические вещества растворяются и выводятся наружу
2) органические вещества превращаются в воду и углекислый газ
3) синтезируются органические вещества
4) сложные органические вещества расщепляются до мономеров
Выберите один, наиболее правильный вариант. Комплекс Гольджи наиболее развит в клетках
1) мышечной ткани
2) нервных
3) секреторных желез
4) кроветворных
ЭПС КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения и функций эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) расщепление белков
2) транспорт веществ
3) окислительное фосфорилирование
4) синтез белка на рибосомах
5) разделение цитоплазмы на отсеки
2. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики свойств строения эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) формирует лизосомы
2) является одномембранным органоидом
3) является полуавтономным органоидом
4) участвует в транспорте белков
5) на мембранах могут располагаться рибосомы
3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ЭПС. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) система из 5-8 мембранных полостей
2) от полостей отходят ветвящиеся трубочки и отделяются пузырьки
3) структура, состоящая из каналов и полостей
4) служит местом для проведения химических реакций
5) существует два вида: гладкая и шероховатая
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения и функций эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) синтез липидов
2) окислительное фосфорилирование
3) разделение цитоплазмы на отсеки
4) расщепление белков
5) транспорт веществ
5. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения и функций эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование лизосом
2) участие в синтезе белка
3) транспорт веществ
4) разделение клетки на отсеки
5) расщепление «сломанных» органоидов
2. Установите соответствие между характеристикой и органоидом клетки, для которого она характерна: 1) шероховатая эндоплазматическая сеть, 2) комплекс Гольджи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) образует лизосомы
Б) участвует в синтезе белка
В) участвует в построении клеточной стенки
Г) состоит из стопки плоских цистерн и отделяющихся от них пузырьков
Д) делит клетку на секции, где происходят различные химические реакции
Е) обеспечивает транспорт веществ по трубочкам и цистернам
3. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: 1) эндоплазматическая сеть, 2) аппарат Гольджи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) транспорт веществ по клетке
Б) модификация, упаковка органических веществ
В) участие в синтезе белков
Г) образование лизосом
Д) вынос веществ из клетки
4. Установите соответствие между характеристиками и органеллами клетки: 1) эндоплазматическая сеть, 2) аппарат Гольджи. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) может присоединять рибосомы
Б) отвечает за синтез полипептидов из аминокислот
В) формирует лизосомы
Г) образует секреторные пузырьки
Д) завершает сборку сложных белков
Е) разделяет клетку на компартменты
АГ
1. Выберите три варианта. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?
1) синтезирует органические вещества из неорганических
2) расщепляет биополимеры до мономеров
3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезируемые в клетке
4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки
5) окисляет органические вещества до неорганических
6) участвует в образовании лизосом
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже функций выполняет аппарат Гольджи?
1) образование нитей цитоскелета
2) первичный синтез белков
3) разрушение отслуживших молекул белка
4) образование лизосом
5) модификация белков после синтеза
6) формирование секреторных пузырьков
АГ РИС
Рассмотрите рисунок с изображением органоида клетки и укажите (А) его название, (Б) его функцию, (В) в каких клетках он находится. Для каждой буквы выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) бактериальная
2) митохондрия
3) комплекс Гольджи
4) эукариотическая
5) строительная
6) образование лизосом
7) эндоплазматическая сеть
8) внутриклеточный транспорт
АГ КРОМЕ
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания функций комплекса Гольджи. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) синтез органических веществ из неорганических
2) расщепление биополимеров до мономеров
3) накопление продуктов биосинтеза
4) упаковка гормонов в гранулы
5) образование лизосом
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания функций комплекса Гольджи. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) синтез полипептидной цепи
2) образование липидов
3) образование лизосом
4) упаковка и транспорт гормонов из клетки
5) расщепление биополимеров
3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания аппарата Гольджи. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) органоид ограничен двумя мембранами
2) в нем дозревают синтезированные белки
3) к мембране прикрепляются рибосомы
4) формирует секреторные пузырьки
5) наиболее развит в клетках железистого эпителия
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций аппарата Гольджи. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование лизосом
2) расщепление глюкозы
3) модификация белков после синтеза
4) накопление продуктов обмена веществ
5) формирование секреторных пузырьков
АГ КРОМЕ РИС
1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенного на рисунке органоида эукариотической клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) немембранный органоид
2) обеспечивает химическую модификацию синтезированных в клетке веществ
3) одномембранный органоид
4) сложная сеть мембранных полостей, от которых отходят трубочки и отделяются пузырьки
5) участвует в водном обмене
2. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения и функций изображенного органоида клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) упаковывает и выносит синтезируемые вещества из клетки
2) участвует в образовании лизосом
3) обеспечивает окислительное фосфорилирование
4) состоит из одной мембраны
5) содержит соединенные между собой граны
3. Выберите из перечисленных ниже признаков два, относящиеся к изображенному на рисунке органоиду клетки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) встречается только в растительных клетках
2) внутри органоида происходит окончательная сортировка и упаковка различных продуктов жизнедеятельности клетки
3) содержит гладкую и шероховатую часть
4) формирует лизосомы
5) является двумембранным органоидом
4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания, изображённого на рисунке органоида клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) одномембранный органоид
2) синтезирует белки
3) содержит кольцевую ДНК
4) накапливает продукты синтеза
5) образует лизосомы
5. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённого на рисунке органоида клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) двумембранный органоид
2) синтезирует белки и липиды
3) формирует лизосомы
4) состоит из пузырьков, цистерн и мембранных мешочков
5) связан с эндоплазматической сетью
6ф. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке органоида. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) формирование транспортных пузырьков
2) модификация молекул белка
3) синтез органических веществ из неорганических
4) синтез АТФ
5) образование лизосом
2. Установите соответствие между характеристиками и клеточными органоидами: 1) комплекс Гольджи, 2) лизосома. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) обеспечивает внутриклеточное пищеварение
Б) представляет собой одномембранный пузырек
В) состоит из полостей и пузырьков
Г) обеспечивает модификацию веществ
Д) содержит гидролитические ферменты
Е) образует пероксисомы
3. Установите соответствие между признаками и органоидами клетки: 1) комплекс Гольджи, 2) лизосома. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) состоит из стопок уплощённых полостей
Б) сливается с фагоцитозным пузырьком
В) накапливает вещества, образовавшиеся в клетке
Г) упаковывает вещества в секреторные пузырьки
Д) участвует в подготовительном этапе энергетического обмена
Е) участвует в расщеплении полимеров до мономеров
4. Установите соответствие между функциями и видами органоидов: 1) комплекс Гольджи, 2) лизосома. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) расщепление биополимеров до мономеров
Б) упаковка продуктов биосинтеза
В) переваривание клетки и группы клеток в процессе развития у животных
Г) модификация белков, жиров и углеводов
Д) синтез полисахаридов для формирования клеточной стенки
ЛИЗОСОМЫ
1. Какую функцию выполняют в клетке лизосомы? В ответ запишите цифры двух верных вариантов из пяти предложенных.
1) расщепляют биополимеры до мономеров
2) окисляют глюкозу до углекислого газа и воды
3) осуществляют синтез органических веществ
4) участвуют в переваривании веществ
5) синтезируют полисахариды из глюкозы
ЛИЗОСОМЫ КРОМЕ
1. Перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания лизосом. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) гидролиз биополимеров
2) окислительное фосфорилирование
3) одномембранный органоид
4) расщепление веществ
5) репликация
2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания лизосом. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) содержит пищеварительные ферменты
2) гидролизует полимеры до мономеров
3) транспортирует питательные вещества
4) участвует в разрушении старых органоидов
5) окружены двумя мембранами
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность процессов, происходящих при секреции клеткой вещества белковой природы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) присоединение пузырька к цистерне аппарата Гольджи
2) формирование транспортного пузырька ЭПС с синтезированным веществом
3) транспорт пузырька с готовым белком к плазматической мембране
4) модификация молекулы белка
5) отшнуровывание транспортного пузырька от ЭПС
2. Установите последовательность событий, приводящих к секреции вещества белковой природы из клетки. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) выход пузырька из аппарата Гольджи
2) модификация белка
3) соединение транспортного пузырька с аппаратом Гольджи
4) соединение транспортного пузырька с плазматической мембраной
5) синтез белка на ЭПС