Что бывает в цирке
Что такое цирк? Кажется, что каждый из нас знает ответ на этот вопрос. Но стоит признать, что у большинства имеется только поверхностная информация. А вот про его историю и разновидности известно немногим. Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного. Как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду. Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей. Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.
Историческая справка
Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.
Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.
В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.
В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.
Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными. Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.
Цирк в России
Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала. Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург.
Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.
Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск. При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.
Цирк сегодня
Сегодня в цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм.
В наши дни возрождается уже практически забытая специальность огнеглотателей, которые были популярны много веков назад. Сегодня многие цирки мира включают в свою программу огненное шоу.
В России цирк является одной из ключевых номинаций в конкурсной программе Дельфийских игр.
Значение слова
Давая определение слова «цирк», не стоит забывать, что у него несколько смысловых значений.
Описание цирка
Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей.
Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа. Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.
Цирк Юрия Никулина
Из отечественных цирков стоит выделить, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны. Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим.
Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер. Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.
Никулин на сцене
Юрий Никулин оказался в студии клоунады при столичном цирке на Цветном бульваре после того, как его не приняли в ВГИК. В 1948 году он впервые вышел на сцену в паре с Борисом Романовым. Их номер назывался «Натурщик и халтурщик».
Вскоре после этого стал работать ассистентом популярного в те годы клоуна Михаила Румянцева, больше известного как Карандаш. Затем познакомился с Михаилом Шуйдиным. Все втроем они стали ездить на гастроли по всей стране.
В 1950 году после конфликта Никулин и Шуйдин стали работать отдельно от Румянцева, составив знаменитый клоунский дуэт.
В 1981 году Никулин перестал выступать на сцене, ему исполнилось 60. Он стал директором цирка. При нем было построено новое здание, которое открыли в 1989 году. Сегодня за представлениями в расписании цирка Никулина многие пристально следят. Ведь это один из самых популярных цирков страны.
«Аквамарин»
Большой популярностью в России пользуется также цирк танцующих фонтанов под названием «Аквамарин». Зрители становятся свидетелями уникального шоу, когда цирковой искусство соединяется с танцами фонтанов и балетом на льду. Невероятные способности и возможности человека раскрываются на фоне фантастической красоты.
В цирке «Аквамарин» гордятся тем, что сохранили лучшие традиции отечественного цирка. При этом постоянно применяют новейшие технологии, актуальную сценографию, погружая зрителя в настоящее современное шоу.
Цирковые жанры
Среди основных цирковых жанров необходимо выделить акробатику, которая делится на силовую, воздушную и прыжковую.
Иллюзионизм
Что такое цирковой жанр иллюзионизм, сегодня знает любой, кто хоть раз был в цирке или видел представление по телевизору. Это особый вид циркового исполнительского искусства. В нем с помощью ловкости рук, а также за счет трюков и использования специальной аппаратуры, как правило, скрытой от глаз окружающих, иллюзионист выполняет уникальные трюки или фокусы. Он создает иллюзии нарушения привычных для всех физических свойств предметов и явлений. Дословно название этого циркового жанра переводится как «вводить в заблуждение».
Искусство создания иллюзий восходит еще к древности. В то время особыми приемами и техникой для манипуляций пользовались жрецы или шаманы, чтобы производить впечатление на обычных людей, подтверждая таким образом свою уникальность и особенность. Со временем их стали использовать для развлечения публики факиры, шпагоглотатели и другие.
Жонглирование
Такой вид циркового искусства, как жонглирование, появился еще до нашей эры. Увидеть людей, одновременно подбрасывающих более трех предметов, можно еще на настенных рисунках в Египте.
Что бывает в цирке
1. Что такое цирк? Главным отличием этого вида искусства считается демонстрация чего-то смешного и необычного.
Большинству детей и взрослых очень нравится цирк. Это замечательное место для веселого проведения досуга. Здесь можно понаблюдать за веселыми клоунами, дрессированными животными, различными акробатическими трюками. Цирки есть почти во всех странах.
2. Они имеют очень давнюю и богатую историю. Что такое цирк, знали еще в Древнем Риме. В то время так называли сооружение, похожее на современный ипподром. Самым большим и известным был так называемый Большой цирк, который располагался в самом Риме.
3. Цирковые представления того времени имели мало общего с современными. Прежде всего, это были гонки на колесницах и лошадиные скачки. Позже цирковые представления стали организовывать в амфитеатрах. Они включали в себя бои гладиаторов, травлю диких животных.
4. У слова «цирк» несколько смысловых значений. Во-первых, цирк — это особый вид зрелищного искусства, который сегодня включает в себя разнообразные техники и дисциплины.
5.Еще одно значения слова цирк — это здание, в котором все эти представления и проходят.
6. Само по себе здание цирка чаще всего представляет собой круглый шатер с высоким куполом наверху. Это классический цирк-шапито. Внутри него расположен манеж или цирковая арена, а также сидячие места для зрителей. Другой вид цирка — капитальный. Примечательно, что обычно он тоже имеет круглую форму.
7. В Средние века цирк перестал быть главным местом развлечений. Ставшие популярными в то время театральные представления и мистерии затмили его.
8. В цирке, как правило, в выступлении можно увидеть пантомимы, репризы, фокусы, клоунаду.
9.Часто цирковые номера связаны с демонстрацией исключительных способностей человека, нередко отличающихся риском для жизни и здоровья. Это касается канатоходцев, эквилибристов, дрессировщиков хищных зверей.
10.Часто труппа базируется в определенном городе, имея конкретное здание. Но нередко выступает в разных местах, как бродячий цирк.
11. Манеж в цирке, на котором выступают артисты, всегда одного и того же размера. Причем независимо от того, на сколько зрителей рассчитан сам цирк — на 500 или пять тысяч.
12.Причем этот размер неизменен во всем мире. Диаметр манежа составляет 13 метров (или 42 фута). Это требование появилось еще в XIX веке и до сих пор остается неизменным.
13.Такая традиция пошла из-за профессиональной необходимости. Дело в том, что для упражнения на конях и акробатов необходимо, чтобы спина бегущей лошади всегда находилась под одним и тем же углом относительно центра манежа.
14.Добиться такого результата возможно только поддерживая постоянную среднюю скорость лошади на манеже определенного диаметра. В результате все цирковые арены, на которых проводились выступления на лошадях, были унифицированы.
15.Еще одна особенность — цирковая арена всегда отделяется от амфитеатра небольшим, но весьма широким барьером. Его высота доходит, как минимум, до среднего роста стандартной лошади, чтобы животное могло положить копыта передних ног на барьер и продолжить двигаться задними по арене.
16. Форганг – это занавес, отделяющий зрительный зал от закулисной части. Но для людей цирка оно значит неизмеримо больше. С одной стороны форганга – праздник, восторженные глаза зрителей, успех, аплодисменты, с другой – ежедневный, тяжелый будничный труд.
17.В цирке в ходу очень много специфических профессиональных примет: нельзя трогать руками чужой реквизит; нельзя переходить дорогу артисту перед его выходом на манеж — может привести к травме; нельзя садиться в сценическом костюме — неуважение к зрителям; перешагнешь барьер манежа — останешься в цирке на всю жизнь; премьеру не работают в новом костюме и т. д.
18. Цирк в современном для нас понимании появился во Франции только в конце XVIII века. Его создателями стали английские наездники Астлеи, сын и отец. В 1774 году они построили в пригороде французской столицы круглый зал, который так и назвали — цирк.
19.Астлеи стали давать представления, которые состояли из акробатических этюдов и упражнениях на лошадях. Именно из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе.
20. В истории цирка большую роль сыграли итальянцы Франкони. Они ввели пантомимы, а также устраивали борьбу между дикими животными и собаками.
21.Из истории цирка известно, что в конце XIX столетия появились выступления с дрессированными животными.
22.Накануне XX века стационарные цирки существовали во всех европейских столицах.
23. Что такое цирк, в России узнали в 1764 году. Именно тогда британский жокей Бейтс построил манеж для конных представлений неподалеку от Казанского вокзала.
24.Уже на следующий год он отправился с гастролями в Петербург. В России представления часто организовывали в частных домах — в манежах или временных помещениях. Как правило, выступали иностранные труппы.
25.Именно русский цирк появился в 1873 году в Саратове. Его основали братья Никитины. И сегодня он считается одним из лучших в России. К тому, же в то время по России и Европе кочевали бродячие цирки, которые давали представления каждый день на новом месте.
26. Реклама представления цирка всегда играла главную роль для аншлагов, еще с давних времен. Цирк 19 века, особенно передвижной, пользовался афишами и «живой» рекламой — по приезде в город труппа артистов в сценических костюмах, в сопровождении дрессированных животных, проходила кавалькадой под звуки оркестра по главным улицам, приглашая зрителей посетить цирк.
27.Стационарные цирки Санкт-Петербурга, Москвы и других городов, а также гастролёры извещали о начале своих выступлений в афишах, публиковали в газетах и журналах объявления с фотографиями артистов, подробным перечнем номеров программы, с кратким описанием главных трюков.
28.Текст обычно составлялся в преувеличенно хвалебном тоне; для характеристики исполнителя и номера подбирались эпитеты и образы, призванные поразить воображение: «человек-лягушка», «женщина-паук», «человек без нервов», «чёртов мост» и других. А чего стоил один слон. Люди шли на него всегда. И этим порой пользовались в то время — анонсировали выступления слона, а потом выяснялось, что слон заболел и не может выступить. Ну, или не доехал из-за погоды … Цирк, да и только.
29. Цирк в Санкт-Петербурге появился гораздо раньше оперы, балета и драмы. Уже во времена правления Петра I на улицах и площадях стали появляется временные деревянные здания для театральных и цирковых представлений.
30.А в 1736 на нынешней Манежной площади появляется слоновый двор, который простоит там довольно долго. Царица Анна любила зрелища и первая завезла сюда диковинного слона.
31. Цирку в Санкт-Петербурге вернули его историческое название — Чинизелли. Сейчас оно пока еще не привычно, но многие за возвращение к оригинальным названиям и всячески приветствуют возвращение Чинизелли в Питер.
32.Менялись артисты, номера, антураж и виды выступающих животных, но всегда в Цирке на Фонтанке выступали лошади. С открытия, когда порой на манеже выступало одновременно порядка 50 лошадей. Да и сам Гаэтано Чинизелли был наездником и дрессировщиком лошадей.
33.В табуне цирковых лошадей есть вожак, лидер табуна. Важно, чтобы он своим примером «вел» за собой остальных. В далеком прошлом в Цирке Чинизелли был номер «Адская лошадь», где выступление шло в сочетании с огнем. (Ни одна лошадь не пострадала.)
34. Цирк — это традиции, передаваемые из поколения в поколение. Из семьи в семью. Именно поэтому тут очень распространены цирковые династии. Дети буквально с рождения впитывают в себя атмосферу цирка. Они с малых лет уже помогают родителям на работе и участвуют в представлениях. Кио, Дуровы, Запашные, Филатовы, Багдасаровы — эти фамилии знакомы еще с детства нашим бабушкам и дедушкам.
ОЛЕГ ПОПОВ
35.Олег Попов был первым советским клоуном, которого в 1955-м выпустили на гастроли за границу. Тогда на его концерты в Англии, Франции, Бельгии пришли королевские особы и первые лица государств.
36. Из отечественных цирков стоит назвать, в первую очередь, цирк Никулина. Он расположен в Москве на Цветном бульваре. Это один из старейших стационарных цирков страны.
ЦИРК НИКУЛИНА НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ В МОСКВЕ
37.Он вмещает две тысячи зрителей. В настоящее время его генеральным директором является сын Юрия Никулина Максим. Этот цирк впервые распахнул свои двери для посетителей еще в 1880 году. Его основал Альберт Саламонский. Архитектором здания стал Август Вебер.
38.Открытие запомнилось всем. На нем выступала гимнастка Генриетта, которая умудрялась жонглировать на натянутой на большой высоте проволоке, госпожа Труцци скакала по манежу на неоседланной лошади, сам Альберт Саламонский продемонстрировал номер с 14 дрессированными жеребцами.
39.Изначально в цирке работало много клоунов. Саламонский настаивал, что его публика обязательно должна хохотать. Примечательно, что до этого цирк не считался местом, куда стоит приходить с детьми.
40.Только Саламонский осознал, что дети — это прекрасная публика, на которой можно неплохо заработать. Он первым инициировал проведение утренних представлений, который вскоре стали называться утренниками. При этом специально адаптировал программы к детскому восприятию.
41. Самым опасным животным для дрессировки является… медведь! ТАК кАК. его недовольство тяжело увидеть — хвоста то нет, которым обычно машут или прижимают другие животные, в частности кошачие. Медведь же может наброситься абсолютно внезапно, не показывая недовольства перед этим.
42. Значительный урон цирковому искусству был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Здания преимущественно были уничтожены во время бомбежек. Реквизит и оборудование были уничтожены. Погибли многие дрессированные животные.
43. Артисты отправлялись на фронт. Главное цирковое управление после нападения фашистов на СССР было эвакуировано в Томск.
44.При этом историками отмечается, что руководство все же позаботилось о сохранении циркового искусства. По распоряжению Сталина, советский цирк поддерживался, выделялись средства на содержание и питание животных.
45.В 2011 году в Сочинском Государственном Цирке был установлен рекорд самой высокой пирамиды из людей на спинах движущихся лошадей. Высота пирамиды составила 4,5 метра. Пирамида была из трех человек: Эдгарда Запашного, Александры Блиновой и Кристины Грицаенко.
46. Цирковые не едят семечек. Это одно из суеверий, которое держится вот уже несколько столетий. Клоуны и другие цирковые артисты никогда не едят семечки даже за пределами цирка. Этого же они просят не делать и зрителей. Они верят, что щелканье семечек может привести к уменьшению продаж билетов. Из-за этого цирк может обанкротиться, и все они потеряют свою работу.
47.13 — счастливое для циркачей число. Оно проявилось не только в диаметре арены, но и других вещах. Очень часто цирки размещаются под 13 номером на улицах. Также во многих из них число рядов также насчитывает 13.
ШПРЕХШТАЛМЕЙСТЕР В ЦИРКЕ
48. Ведущий цирковой программы – это шпрехшталмейстер. В обязанности шпрехшталмейстера входит объявление номеров программы, участие в клоунских репризах, руководство униформистами, наблюдение за выполнением правил техники безопасности, организация репетиций.
49. В современном цирке развиваются различные виды искусства. Например, это акробатика, клоунада, эквилибристика, а также музыкальная эксцентрика, интермедия, пантомимы, жонглирование, иллюзионизм. Известно большое количество цирковых специальностей. В отдельные выделяют хождение по канату, номера на трапеции, воздушную гимнастику, дрессировку животных.
50. В цирке есть что-то таинственное и притягивающее. У многих семей в нашей стране даже есть традиция похода в цирк на выходные. Особенно интересно в нем маленьким детям. Билеты в цирк станут также отличным подарком для родственников или друзей, которые хотят отдохнуть от привычной рутины и поднять себе настроение.
Цирковая жизнь 2: традиции цирка
Доброго времени суток, читатели Пикабушечки. После недавнего поста о постройке шапито у меня появилось аж три подписчика, значит тема кому-то интересна.
Напомню, с недавних пор мы с женой устроились на работу в цирк, и не просто в цирк, а в цирк на воде. О том и поведу речь в следующих постах.
(картинка честно стырена из тырнетов)
В отличии от прошлого поста в этом будет много текста и не будет фоток.
Цифра 13 для цирковых счастливая и именно из-за манежа. Традиционный манеж имеет имеет диаметр 13 метров. Именно этот диаметр, с учетом писты (небольшая насыпь по краю опилочного манежа, либо уклон по кромке резинового, или другого современного покрытия) позволяет лошади бежать как-бы прямо. Кстати, как-то слышал байку, что цирковые лошади скачут только по кругу. Враки. =)
В цирке плохая примета открытый зонт и лузгание семечек. Говорят, что зритель не придет.
Для клоунов есть правило не класть костюм поперек кровати, может долго не быть контракта.
Неэтичным считается выспрашивать секреты трюков. Строго запрещено прикасаться к чужому реквизиту без разрешения.
Нельзя класть афиши на мебель, почему-то их место на полу (причин не знаю).
Нельзя выходить в костюме к зрителю, который не видел номера, да и вообще ходить в костюме не особо приветствуется. А еще в новом костюме не работают премьеру.
История цирка как история жестокости и милосердия
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Цирк значит круг
Более знакомые нам цирковые виды представлений тоже были популярны в античном мире. Это были и выступления с дрессированными животными (особенно популярны были мартышки), и жонглирование, и простая акробатика, и ходьба по канату. Однако эти выступления проходили как раз не на аренах, а прямо на площадях, во двориках богатых горожан или просто на попойках.
Позже на долгие годы цирк в его античном значении был запрещён христианами, хотя бродячие цирки продолжали колесить по Европе — в том числе во время законов против кочевников и бродячих артистов. Как считается, бродячие циркачи, продолжая пробавляться своим искусством и тесно сойдясь на почве проблем с законом и схожих занятий с пришедшими в Европу цыганами, образовали отдельный цыганообразный этнос германского по крови происхождения — енишей. До сих пор енишей упоминают чуть не во всех документах по социальной политике вместе с цыганами. Естественно, цыгане тоже давали цирковые представления до самого недавнего времени, и сейчас среди цыган есть активисты, пытающиеся возродить этот старый жанр.
Первым цирк как круглую арену со зрелищами и цирковые представления в нашем понимании соединил в конце восемнадцатого века англичанин по имени Филипп Астлей. Гвоздём его программы была вольтижировка — зрелищная езда верхом на лошадях, но для того, чтобы зрителям было интереснее, он добавил между верховыми выступлениями мимов, шутов, жонглёров, акробатов и эквилибристов. И, конечно, снова дрессированных зверей. По всей Европе стали вырастать здания цирков, а бродячие балаганчики переименовывались — тоже в цирки, только шапито.
Жестокие развлечения белых джентльменов
Не стоит думать, что если кровавые забавы Древнего Рима больше не имели отношения к цирку, новый цирк стал исключительно жанром исполнительского искусства. Цирковая программа восемнадцатого, девятнадцатого, а местами и двадцатого века шокировала бы многих современных зрителей.
Некоторые дрессировщики не скрывали, что запугивают животных, и показательно огревали зверей-артистов кнутами, чтобы зритель насладился победой человеческой воли над дикой природой. Выступления клоунов строились на сценках унижения и даже избиения артистов — и зрители охотно добавляли в шоу перца, кидая в клоуна мусором и выкрикивая насмешки.
Вокруг купола передвижного цирка обязательно было несколько павильонов. В одних из них сидели гадалки или фокусники показывали своё мастерство. А в других выставляли напогляд людей, расхваливая их как «редкостных уродцев», которые будут зрителям потом обязательно сниться в кошмарах или очень их насмешат. «Уродцы» могли быть инвалидами (например, безногими людьми, которые освоили несколько простых гимнастических трюков, или горбунами, или людьми с чрезмерным ростом костей), могли быть «экспонатами» с гипертрихозом (лишними волосами на теле и лице), альбиносами, представителями колонизированных народов (и в таком случае их часто без стеснения раздевали, словно животных, и могли заставлять на потеху есть сырое мясо), людьми с гиперподвижностью суставов и так далее. Далеко не каждый посетитель осматривал «уродцев» с минимальной вежливостью. Порой зрители грубили, отпускали скабрёзные замечания, а иногда напрямую вредили здоровью артиста, например, без спроса дёргая за волосы на челюсти или за руку человека с гиперподвижностью суставов. Некоторые владельцы цирков, обещая артистам хорошие контракты и безбедное будущее, на деле не только выпускали их как «уродцев» или участников шоу на арене, но и проституировали.
В цирке же можно было увидеть ещё одну забаву: разного рода бои и борьбу. Обычно это были бои собак или петухов, а бороться могли и женщины, и мужчины. В уважающих себя цирках борцы были хорошо подготовлены и проводили бой на красивых и лаконичных приёмах, но некоторые цирки вызывали возмущение культурных людей тем, что выпускали неподготовленных женщин, чьей функцией были смешить толпу, возясь перед зрителями в трико кое-как. Даже вольтижировка была мучением для артисток: им приходилось демонстрировать чудеса управления лошадью, сидя в тугом корсете боком, с огромной шляпой на голове. При падении и корсет, и шляпные шпильки травмировали куда серьёзнее, чем любая деталь костюма артиста-мужчины. И это не говоря о невозможности сгруппироваться в такой одежде.
Двадцатый век — жестокий и… гуманный
С двадцатым веком подача номеров в цирке стала изменяться. Людям хотелось видеть меньше жестокости и не чувствовать, что к ним относятся как к дуракам. С арен постепенно исчезли бои животных, шоу силачей становилось куда популярнее борьбы и вытеснило её. Дрессировщики стали или скрывать свою жестокость, или разрабатывать иные методики дрессуры — не полностью гуманные, но намного мягче предыдущих, и животных вообще стали содержать лучше — по крайней мере, в стационарных цирках они стали дольше жить. Номера клоунов стали сложнее и постепенно полностью ушли от сцен унижения.
«Уродцев» теперь представляли как научное шоу, которое позволяет понять, как бывает капризна природа, и артистов описывали в уважительном ключе. Так, про девочку с четырьмя ногами, две из которых были недоразвиты, а одна работала плохо, в анонсах писали, что, несмотря на инвалидность, она — одно из самых светлых созданий на земле, а «великанов» и «волосатых людей» представляли как актёров, а не экспонат. Постепенно перестали показывать карликов (кроме тех, что владели каким-либо цирковым искусством, естественно), горбунов, безногих, с искривлённым позвоночником, микроцефалов. Наконец, цирковая общественность решила, что вообще демонстрация людей даже как научного шоу — не слишком хорошая идея.
Кстати, тогда же, когда люди в цирках превратились из «уродцев» в артистов, фокусники стали потихоньку переставать выдавать себя за магов — людям гораздо интереснее была наука, и фокусники объявляли, что покажут чудеса иллюзии, в том числе чисто физического свойства, потому что физика и есть чудо.
В наше время поднимается вопрос использования в цирке зверей — кроме, может быть, самых общительных, вроде некоторых специально выращенных цирковых собак или шимпанзе, которые не хуже людей могут быть артистами и способны что-то делать за лакомство и ласковое слово, а не тумаки. Волнует жестокость не только дрессуры, но и содержания зверей — цирковые зверинцы недостаточно просторны, тем более во время гастролей. Можно ли будет превратить каждый цирк во что-то вроде Сирка дю солей? Кто знает. Но пока что траектория развития цирка только радовала гуманистов.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: