Что бывает за богохульство
О зле богохульства
Что же, «чувства верующих» — довольно неудачная формулировка, которая обращает внимание на субъективные переживания оскорбленных, а не на объективный характер деяния, поэтому лучше лучше говорить о богохульстве.
С точки зрения некоторых комментаторов богохульство — это вообще мнимое преступление, что-то, что не может считаться ни преступлением с точки зрения закона, ни злом с точки зрения морали, поскольку, если Бога не существует, направлено против воображаемой сущности, а если Он существует — то всемогущий Бог едва ли может нуждаться в защите человеческого закона.
Закон не может защищать нематериальные сущности; его дело — предотвращение измеримого материального ущерба, который может быть нанесен жизни, здоровью или имуществу людей. Мораль же есть дело частное — считаете аморальным богохульствовать, не богохульствуйте. Есть люди, которые считают, сообразно их религиозным традициям, аморальным употреблять вино, свинину или говядину. Это же не налагает никаких обязательств на Вас? Ну вот и Ваше благочестивое негодование на некоторые вещи не может никого обязывать.
Есть ряд причин, по которым эта аргументация не работает. Начнем с закона. Защищает ли закон нематериальные сущности? Разумеется. Закон, например, защищает памятники истории и культуры. Не просто в качестве строений, находящихся в чьей-то собственности, а именно в качестве памятников. Какие материальные параметры отличают памятник от не-памятника, Храм Покрова на Нерли от бетонной коробки склада? Материальные — никакие, разве что в качестве склада храм менее удобен. Только культурные, эстетические и духовные. В глазах людей Храм Покрова на Нерли обладает нематериальной ценностью — и эта нематериальная ценность находится под защитой закона.
Представим себе человека, лишенного эстетического восприятия, для которого все изумление людей перед лицом этого чуда древнерусского зодчества — нечто совершенно пустое, и, на его взгляд, даже вредное. Возможно, обладая кое-какими возможностями, он захочет снести этот храм и водворить на его месте превосходный бетонный склад, к немалой пользе для экономического развития региона. У многих из нас — верующих и неверующих — это намерение вызовет ужас, и мы захотим ему воспрепятствовать. На что он нам скажет, что чувства любителей древнерусского зодчества — это всего лишь чувства, и мало кого что глубоко огорчает. Его вот, может быть, глубоко огорчает, что такую экономически важную территорию занимает какая-то старая развалина. И вообще мало ли у кого какие чувства, на всякий чих не наздравствуешься. Наш ужас и негодование по поводу возможного уничтожения этого уникального памятника будет ему совершенно непонятен — и восприниматься как блажь. Все негодование и возмущение будет разбиваться об стену непонимания «а что такого-то?».
Тем не менее, многие из нас сочтут, что храм сносить нельзя. А неспособность нашего оппонента понять, сколь ужасны его планы — признак его ущербности, а не превосходства. Люди, у которых нет чувства красоты, культуры и истории, не должны диктовать тем, у кого оно есть. К частью, такой ситуации не возникнет — Храм Покрова на Нерли находится под защитой закона.
Но в этом случае закон защищает именно нематериальные ценности — которые проявляют себя в чувствах людей. Нам всем очень дорог Храм Покрова на Нерли. Нам искренне жаль тех, кому он не дорог. Антиутопий, в которых бы закон защищал только и исключительно материальные ценности, пока не возникло.
Однако богохульство имеет и вполне материальные последствия. Защита Бога и насаждение благочестия, разумеется, не входит в задачи государства. В его задачи входит поддержание мира и предотвращение ущерба.
Богохульство есть хуление почитаемой другими людьми святыни, оно намеренно совершается именно с целью оскорбления этих людей. Подчеркнем — речь идет о намеренном действии. Если Вы запиваете жирные свиные сардельки с сыром ледяным пивом, Вы, вероятно, тяжко огорчаете этим гастроэнтерологов, а также людей, традиции которых это запрещают. Однако Вы совершаете это отнюдь не с намерением нанести кому-либо оскорбление. Если Вы, скажем, преподаете теорию эволюции, которая огорчает сторонников младоземельного креационизма, Вы не виновны в оскорблении, потому что преподаете ее отнюдь не с целью оскорблять кого-либо. Более того, если Вы утверждаете, что Бога нет, и никогда не было, и приводите в обоснование своего мнения те или иные доводы, это не оскорбление — потому, что Вашей целью в данном случае является изложить и обосновать ваши взгляды на реальность, а не оскорбить кого-либо.
Богохульство предполагает, что Вы делаете нечто именно с намерением оскорбить большую группу людей. Это, в самом деле, эффективный способ выразить крайнее, предельное неуважение к людям. Закон пресекает изъявления ненависти на этнической почве — и имеет точно также же основания пресекать изъявления ненависти к чьей-либо религии. В целях поддержания гражданского мира.
Но вернемся к примеру с Храмом Покрова на Нерли. Почему, собственно, это сооружение обладает ценностью? Значительная часть людей так считает? Но что если люди, воспринимающие этот храм как ценность, окажутся в меньшинстве? Будут ли они все равно правы — должны ли мы будем ободрить их, как немногих носителей культуры среди моря варварства? Можем ли мы решить вопрос голосованием — и, если большинство будет не против, все же построить на месте этого храма бетонный склад? Далее, должны ли мы развивать в школьниках способность к эстетическому восприятию и показывать им это храм как пример прекрасного?
Иначе говоря, есть ли за красотой — и эстетическим переживанием красоты — какая-то подлинная ценность, не то, что мы назначили голосованием, а то, что существует до нас, независимо от нас, и по праву требует нашего признания?
То есть, переходя от закона к морали — есть ли у нас нравственное обязательство признавать красоту? Не является ли человек из нашего примера, желающий снести храм ради склада, человеком провалившимся в нравственном отношении?
Если да, то за нравственностью есть нечто объективное. Этот человек объективно неправ. Мы должны признавать красоту, культуру, историю и учить этому детей. Это не обязательно предполагает личную веру — но это точно предполагает воздержание от богохульства.
Неверующий может признавать культурную, эстетическую и историческую ценность храма, богохульник — нет. Можно уважать своих предков и не разделять их веры. Но нельзя уважать своих предков и глумиться над их верой. Богохульство всегда является антикультурным явлением. Воспитание в уважении к культуре предполагает нравственный запрет на богохульство.
Еще одна причина, по которой богохульство является аморальным — даже для неверующего человека — это нравственные ценности, связанные с Евангелием, даже если человек в него не верит. Как писал об этом Умберто Эко, человек лично неверующий, «и среди многих примеров, которые человеку удастся измыслить, в ряду примеров блистательных, кошмарных, гениально-утешительных — в некий миг полноты времен этот человек обретет религиозную, моральную и поэтическую силу создать фигуру Христа, то есть образ всеобщей любви, прощения врагам, историю жизни обреченной холокосту во имя спасения остальных. Будь я инопланетянин, занесенный на Землю из далеких галактик, и окажись я перед лицом популяции, способной породить подобную модель, я преклонился бы, восхищенный толикой теогонической гениальности, и почел бы эту популяцию, мизерную и нечестивую, сотворившую столь много скверн, — все искупившей, лишь тем, что она оказалась способна желать и веровать, что вымышленный ею образец — истинен».
Даже если не верить во Христа как в Бога, не верить в Богоматерь, их образы есть образы милосердия, чистоты, жертвенной любви — и глумиться над этими образами значит глумиться над этими ценностями, которые могут быть вполне реальны и для неверующего человека.
Но, рассмотрев юридическую, культурную и моральную сторону вопроса, поднимемся на уровень выше. Богохульство уничтожает способность к духовному поиску. В духовной жизни мы ищем Бога, достойного поклонения, источника всякой истины, добра и красоты. Духовная жизнь всегда предполагает любовь и смирение, готовность склониться перед тайной Бога с благоговейным трепетом. Лишиться благоговения — значит лишиться веры и спасения. Верующий человек ни в коем случае не может одобрять или поощрять такой грех.
Разумеется, люди выступающие против богохульства, или, по крайней мере, заявляющие об этом, могут вести себя откровенно глупо — точно также, как люди, выступающие против любого зла могут вести себя глупо. Разумеется, бывают совершенно неосновательные обвинения в богохульстве, порожденные как искренним непониманием, так и злой волей.
Зло богохульства, однако, от этого не перестает быть злом — и должно быть названо таковым.
Закон о богохульстве: что это, где действует
Закон о богохульстве, или Blasphemy law (дословно: закон о богохульстве) – законодательное ограничение свободы слова и высказываний, относящихся к богохульству или неуважению к святым лицам, религиозным артефактам, обычаям и верованиям.
Они существует более, чем в 30 странах мира. Наиболее распространены на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в которых в 70 % стран есть подобное законодательство.
Богохульство в ряде стран – является административным правонарушением, однако, на большинстве территорий, где действуют подобные законы, ‒ это уголовное преступление.
Соответственно, и наказывают обвиняемых в богохульстве по-разному: от незначительного штрафа до смертной казни. Наиболее радикальные меры используют в мусульманских странах, судебная система которых действует на основе принципа суда шариата.
В последнее время в некоторых странах законы о богохульстве пересматриваются в сторону смягчения. А, например, в Исландии в 2015 году Парламент отменил наказание за богохульство.
Как власти понимают, что человек совершает богохульство? Как правило, определение прописано законодательно. Общие черты нарушения закона о богохульстве для многих стран:
Определение термина «богохульство» в России
Основные толкования синонимического ряда в различных толковых и энциклопедических словарях:
Богоху́льство. Поношение, оскорбление Бога, догматов веры (Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2006. С.87).
Богохульство, богохульства, ср. (церк.). Брань, поношение Бога (Ушаков Д.Н. Толковый словарь. 1935-1940).
Богоху́льство (от Бог и др.-рус. хула, ст.-слав. хѹла) – непочтительное использование имени Бога или богов, а также поношение любых объектов религиозного поклонения и почитания (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Богохульство).
Богохуление (βλασφημια, blasphemia) – непочтение к Богу, выражаемое дерзкими словами или какими-нибудь поступками (Клокоцкий С.С. Богохуление // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907).
Богохульство (греч. blasphemia) – любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение, в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (http://dic.academic.ru Энциклопедия Кольера).
Богохульство – это когда одно или несколько лиц пытаются сознательно подвергнуть унижению и поруганию религиозные святыни или символы, которые являются священными для русских православных людей. Оно может выражаться как словами, так и действиями, оскорбительными с точки зрения православного христианина (simvol-veri.ru).
Исходя из вышеуказанных определений, попробуем описать противоправное деяние, номинируемое словом «богохульство». Его можно репрезентировать следующим образом:
Наказание за богохульство в России
В России за возведение хулы на Бога, оскорбление церковных обрядов и реликвий в разные исторические периоды наказывали по-разному. Самым жестоким видом наказания была смертная казнь через сожжение. Подобная мера существовала на Руси несколько веков и, в том числе, предусматривалась в Уложении царя Алексея Михайловича Романова 1649 года. Причем, это был первый пункт первой главы свода:
«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и Русский человек, возложить хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождшую Его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на честный Крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь».
Позже, при Петре I, сыне Алексея Михайловича к смертной казни добавили еще и «прожжение языка калёным железом». Далее несколько цитат из Воинского устава 1716 г.:
«Артикул 3. Кто имени Божию хуление приносить, и оное презирает, и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится, тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет.
Артикул 4. Кто пресвятую Матерь Божью Деву Марию и Святых ругательными словами поносит, оный имеет по состоянию его особы и хуления телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть».
Наказывали и тех, кто кощунственные и богохульные речи слышал, однако, не донёс на автора незаконных высказываний:
«Артикул 5. Ежели кто слышит таковое хуление и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть».
Устав благочиния, или Полицейский устав 1782 г. подтверждает пункты петровского устава.
В XIX веке наказания постепенно смягчали, заменяя казнь на ссылку и удары плетью.
А в начале XX века богохульников уже карали арестом от трех недель до трех месяцев. И только в случае «ужасного» кощунства – тюремным заключением на срок от четырех до восьми месяцев. Появлялись прецеденты, когда виновный и вовсе уходил от наказания. Понятно, что после революции речи о законах против богохульства речи не велось. К нему вернулись значительно позже – в 2013 году, когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан».
В соответствии с новеллой 148 УПК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».
Как доказывают противоправность деяствия?
Высказывания (вербальные или письменные) обвиняемого оценивают эксперты-лингвисты. Эксперты анализируют высказывания, чтобы найти «запрещённые приёмы», например, речевую агрессию, речевую манипуляцию или обман.
Какие вопросы ставят перед экспертами-лингвистами, оценивающих высказывания в рамах расследования дел о неуважении и оскорблении религиозных чувств верующих?
При написании материала использовалась статья В. Ю. Меликяна «Оскорбление религиозных чувств верующих»: юрислингвистическое параметризирование»/ Сборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», 2015.
Беседа тринадцатая. Страсть богохульства 198
Ещё есть и огромная масса бесов, которые непрестанно изрыгают богохульства. Вся их жизнь, весь смысл их существования в том только и состоит, и нет у них никакой другой цели, как только покорить Бога под ноги свои. Миллиарды бесов богохульствуют неограниченно, за ними следуют люди, которые продолжают и преизбыточествуют это дело бесов. И Христос во всякое время распинается теми, кого Он Сам сотворил.
Евреи распяли Его один раз. А мы, православные христиане, искуплённые от вечного осуждения Его Пресвятой Кровью, мы Его распинаем и уязвляем без конца, вновь и вновь надеваем на Его Пречистую Главу терновый венец, причиняем Ему страдания гораздо большие тех, что причинили неверующие в Него иудеи. Мы же верим в Него, омылись в купели Крещения, причащаемся Его Тела и Крови, а потом. богохульствуем! Могу сказать, что это величайший грех и преступление из всех грехов и преступлений, которые только может совершить человек. Всё остальное направлено либо против самого человека, либо против их ближних. А богохульство – прямо против Христа и Пресвятой Богородицы.
Богохульник хулит не от того, что Бог виноват. Вот что-то случается у человека на работе, дома, с детьми, с женой и т.д., и вместо того, чтобы бранить виновных лиц, он непроизвольно и бесконтрольно попирает Бога хульными и отвратительными словами.
Подумаем о том, как уязвляется сердце Христа и Пресвятой Богородицы, когда Они без конца слышат эти хулы. Но и несмотря даже на это, Христос постоянно готов к помощи, и сердце Его всё время открыто к тому, чтобы принять богохульника, простить его, обнять, облобызать и открыть перед ним Врата Рая. Долготерпение Божие не имеет границ. Мы же, люди, грешим постоянно, и то одним, то другим грехом постоянно огорчаем Бога. Хорошо, что ещё есть немногие люди, что приносят Ему утешение «и о рабех своих умолен будет».
И Божия Матерь так же много огорчается этим бесконечным грехом. Вот что я скажу вам. Святые отцы нашей Церкви, желая украсить время Великого Поста и вместе с тем особо почтить и возвеличить Пресвятую Матерь нашу Богородицу, определили, чтобы Акафист Пресвятой Богородице с его многочисленными «радуйся» пелся во время Великого Поста в пятницу вечером в течение пяти недель. «Радуйся!» – воспеваем мы в знак благодарности ко Пресвятой Богородице, Которая принесла в мир Искупителя.
Но посреди многих голосов, воспевающих эти многочисленные «радуйся», слышен и ещё один голос – голос Самой Пресвятой Богородицы. Она говорит: «Зачем вы говорите мне “радуйся”. Как мне радоваться, когда вы, православные христиане, познавшие всё величие вочеловечения Сына Моего, доходите до того, что распинаете Моё Чадо, хулите Его, всячески глумитесь над Ним, а при этом говорите Мне “радуйся”. Исправьте жизнь 199 вашу – и Я буду радоваться, и тогда всем сердцем Моим приму ваши песнопения и молитвы, но только измените свой неправедный образ жизни. Постоянно слышна ваша хула на Моё Чадо. Почему вы так делаете? Позабыли, что Он распялся за вас? Забыли, что пролил Свою Пречестную Кровь на Кресте? Не вспоминаете, что Он подвергся бичеванию, был увенчан терновым венцом и распят? Не ведаете, что Сын Мой даёт вам в причастие Свои Плоть и Кровь, чтобы вы могли наследовать вечную жизнь? Вы за всё это без конца нечестиво и бессовестно хулите Его Пресвятое имя, а потом говорите Мне “радуйся”? Нет, так нельзя! Только если вы измените себя, Я смогу утешиться как Мать, Которая радуется о детях».
Хула привлекает гнев Божий. И всё же Господь с великим долготерпением ожидает, когда мы обратимся к Нему, чтобы даровать нам спасение.
Человече Божий, ты – православный христианин, ты крещён, искуплён, возрождён от Святой купели Таинства Крещения и вдруг ты хулишь имя Христа, Божией Матери, Честной Крест и Святых, презирая бесконечные и неиссякаемые благодеяния Божии к тебе?
– Но я не специально, – говоришь ты.
– Если бы, человече Божий, кто-то, угрожая тебе пистолетом, внушил тебе: «Станешь меня бранить – будешь убит», – стал бы ты его тогда оскорблять?
– А Христос, твой Бог, твой Творец, что Он тебе сделал? Он исполнен любви, Он оказывает тебе столько благодеяний, а ты вместо манны напояешь Его желчью.
Мы, несчастные, снова и снова распинаем Господа Славы и ждём, что настанут для нас благоприятные и благодатные дни. Но, к сожалению, из-за хулы на Бога дела наши становятся всё хуже и хуже. Один человек, добрый христианин, сегодня сказал на исповеди следующее: на вопрос, богохульствует ли он, он ответил, что когда-то грешил этим, но теперь нет. И вот, что рассказал:
– Чадо, – Она не назвала меня нечестивцем, но сказала «чадо», – что плохого Я тебе сделала? Зачем ты Меня оскорбляешь?
Тут я понял, что передо мной Божия Матерь, и был как громом поражённый. Тут же Своей рукой Она взяла меня за язык, вытянула его до самого потолка и говорит:
– Теперь, если хочешь, оскорбляй Меня.
Я, конечно, не мог, знаками показал Ей, что больше не буду. И Она сказала:
– Я исцелю твой язык, но, если ты будешь продолжать, то Я, возможно, заберу у тебя ребёнка.
С того момента, батюшка, я более ни разу не прегрешил перед Госпожой моей Богородицей».
Видите, всю жизнь одно сплошное богохульство. Почему же Христос, почему Божия Матерь не отняли у него жизнь? Я сказал ему так:
– Человече Божий, если кто и любит тебя, так это Тот, Которого ты хулишь. Христос любит тебя больше твоей жены, больше детей и больше родителей. Если бы твоя жена оскорбила тебя, что бы ты сделал?
– Хоть ты и любишь жену, но если бы ты плохо с ней поступил, что бы она тебе сделала?
– Хорошо. Если твой ребёнок оскорбил бы тебя, что бы ты сделал?
– Так что тогда с тобой, грешным, нужно сделать? Христос и Пресвятая Богородица любят тебя больше всех. А ты Тех, Кто тебя так любит, хулишь. Возможно ли, чтобы человек, который тебя сильно любит, сделал тебе зло? Нет. И хотя дела твои достойны самого страшного наказания, но разве Бог тебя как-нибудь наказал?
– Нет, батюшка. Сделал тебе что-то плохое?
– Так ты что, сумасшедший? Так ты в своём уме? Можно подумать, что нет. Разве человек в здравом уме может вести себя как сумасшедший? Неужели нормально оскорблять Того, Кто тебя так сильно любит и тебе благотворит, и оскорблять ни за что. Нет, это не нормально.
Это справедливо для каждого человека, кто пускает со своего языка этот огонь. Подумайте, как в тот момент, когда человек произносит хулу, Бог от него отвращается. Не от человека отвращается, а от его нечестия и неблагодарности.
Как мы и выше сказали, обычно человек богохульствует, сам того не желая. Может, у него цель такая – богохульствовать? Нет. В тот момент он не думает ни о Боге, ни о Божией Матери, но его язык сам быстро находит подвернувшиеся слова. Тогда в этом его направляет бес богохульства – да, есть ведь определённый бес богохульства, который заставляет людей творить этот грех. Человек, когда богохульствует, гневается. Вид его души в этот момент отвратителен. Если бы человек мог видеть, как выглядит душа богохульника, то ужаснулся бы: вид её в этот момент немногим отличается от того, как выглядят бесы. Потому бесы тут и торжествуют!
Умер один богохульник, и в момент исхода души из тела язык его вывалился изо рта, зрачки неестественно расширились, а рот открылся так, как будто что-то изнутри его разрывало. Руки и ноги стали выгибаться в суставах в противоположную сторону. С ним произошло то же, что и с мужем святой Феодоры, а благочестивая жена этого человека стояла рядом и с ужасом наблюдала происходящее.
На самом деле тот, кто уходит из жизни без покаяния и исправления, особенно, если он отягощён грехом богохульства, при исходе сильно страдает.
Человек, ты завтра умрёшь и предстанешь на Суд! Кто тебя будет судить? Тот, Кого ты хулишь! Может ты думаешь, что если умрёшь теперь, то увидишь Лицо Божие? Ничего подобного. От одра тебя примут бесы. И зачем ты так делаешь? Вредная привычка? Нет, не вредная, а дьявольская привычка! Ты обязан попрать дьявола; молись же, твори поклоны, умоляй Бога день и ночь: «Господи, избавь меня от хульного беса!» Каясь и молясь, ты будешь держать в уме своё преступление и будешь помнить, что так делать нельзя. В преисподней богохульники будут подвешены за язык.
Представим себе отца, у которого, например, двое или трое детей. Дети играют и вдруг начинают ссориться между собой, потом поворачиваются к отцу и начинают его оскорблять. Как поступит отец? Он отругает их и накажет. Он скажет им: «Дети, ведь я вас так люблю, забочусь о вас, кормлю, а вы, играя друг с другом, оскорбляете меня». Но и отец – человек, и у него есть грехи, а потому кто-то может сказать, что это попущено ему Богом за грехи. Но и то, такое может случиться всего один-два раза за всю жизнь.
А как с нами должен поступить Бог, если мы хулим Его постоянно?! Как у нас только рот открывается хулить Всеблагого Господа, от мановения Которого трепещет Вселенная? Как прах дерзает извергать огонь и гнев против Бога?! А Бог смотрит на человека, который Его оскорбляет, Его проклинает, Его унижает, ругает скверными словами, и с улыбкой вразумляет: «Дитя Моё, Я прощаю тебя и жду. Приди – и Я открою тебе Врата Рая и сделаю наследником Моего Царствия, только приди!»
Христос принимает человека, сколько бы раз он ни каялся. Везде у Него есть купель Святой Исповеди, Он ждёт и просвещает, и помогает всякому грешнику, приходящему омыться в этой купели, чтобы стать участником Его Царствия. Христос благоутробен, многомилостив, благ и милосерд сейчас, а после смерти – нет. Тогда Он, Судия, будет неумолим, потому что после смерти нет покаяния.
Мы должны бояться Бога не из-за страха мучений после смерти, но бояться из-за любви! Когда мы гневаемся, грешим, богохульствуем, а Он в ответ нас любит и прощает, то это и есть самый большой страх наказания. Неужели нам так трудно сказать: «Согрешил!» – тем покаяться и обратиться к Богу? Стоит только человеку произнести это «согрешил», как Бог тут же ответствует: «Преста грех твой».
Мы нередко видим нераскаянных грешников, ужасных преступников, как они в один момент просвещаются и обращаются к Богу: становятся на колени, раскрывают перед благим духовным судом свои преступления и тотчас получают прощение. Ни наручников, ни тюрьмы, ни заключения – ничего. Так легко может получить прощение любой отягчённый грехами человек, но чаще всего не старается. Дьявол не позволяет ему этого сделать как раз затем, чтобы до смерти держать его у себя в подчинении, а потом неизбежно столкнуть в ад.
Мы верим в вечность, верим в существование ада, верим во всё, чему учит Православная Церковь, но по пути, который нам указан, не идём, не делаем ничего, чтобы изменить себя и стать достойными Царствия Божия. Но настанет же тот час, когда мы ужаснёмся. Вот тогда-то задумаемся, и я первый, но что будет толку, ведь тогда уже ничего нельзя будет исправить!
Постараемся же приготовить нашу душу для будущей жизни! А возлюбить Бога нам поможет рассмотрение Божиих к нам благодеяний. Долготерпение Его говорит о том, что Он нас бесконечно любит, а если бы Он не любил, то не терпел бы и не ждал нашего обращения.
А так как Бог любит даже каждого богохульника и ожидает его обращения, то и мы должны любить этих людей и стремиться помочь им прекратить их зло. Каждый из нас, когда окажется рядом с человеком, мужчиной, ребёнком, соседом, который зримо поддаётся этому злу, богохульствует, пусть с молитвой и с рассуждением станет помогать ему сколько есть сил. Объясним им с любовью подобающим образом, что не надо больше причинять страданий Христу, Божией Матери, давая повод торжествовать дьяволу (ведь тот знает, что после смерти человек придёт на Суд к Богу, беспристрастному Судии, и тогда дьявол надеется торжествовать).
Очень радостно, что на исповедь приходят мужчины, они обращаются к Богу, плачут, меняют образ жизни – и это вселяет надежду. Причиной тому – просвещение от Бога, молитвы с покаянием и помощь христиан, особенно женщин.
Поэтому будем же стараться насколько возможно, с Благодатью Божией делать так, чтобы дьявол терял души людей, а приобретал их Христос. Аминь.
Произнесено на встрече с православными в Америке.