что играла на скрипке гусева в бригаде
Что играла на скрипке гусева в бригаде
Очень многие актеры не любят пересматривать фильмы, в которых они снимались. Но Катя Гусева не смогла бы этого сделать, даже если бы очень захотела. Очень плотный рабочий график так и не позволил ей посмотреть сериал “Бригада” от начала до конца. Почти каждый вечер (кроме понедельника) она играет главную роль Кати Татариновой в мюзикле “Норд-Ост”, а утром — репетирует в цирке на Цветном бульваре, где сейчас готовится грандиозный концерт из известных номеров мировых мюзиклов. С другой стороны — быть всегда востребованным режиссерами и публикой — разве не об этом мечтает любой актер.
— Катя, думаю, настоящая народная любовь — это когда на улицах вас не просто узнают, а начинают отождествлять с экранным персонажем. Согласны?
— Да, есть такое. Вообще я человек очень закрытый, домашний, и круг общения у меня довольно ограниченный. Я не пользуюсь общественным транспортом, поскольку езжу на машине. Но были случаи, когда нужно было спуститься в метро или зайти в магазин, замечала — люди смотрят и улыбаются. Потом кто-то начинает показывать пальцем, кто-то кричит: “Оля! Оля!”. Одна бабулька подошла и говорит: “Что ж ты, Олечка, из заграницы-то вернулась? Там же муж тебе и квартиру подарил, и житье там какое. ” Я была абсолютно не готова к этому! Первое время носила какие-то вязаные шапки, очки, поднятые воротники. А если все-таки узнавали, начинала объяснять: “Во-первых, я не Оля, а Катя. Во-вторых, у меня нет недвижимости за границей, и вообще я никуда не уезжала”. И так далее. А потом уже стала отвечать от имени своего персонажа — Оли Суриковой: “Ну как же, меня ведь здесь муж ждет, я его люблю и без него не могу, и бабушка моя здесь”.
— Мечта любого актера — за одну роль сыграть всю жизнь персонажа. Так что с Ольгой вам, наверное, повезло.
— Я действительно всегда мечтала о роли, в которой можно сыграть и 18-летнюю, и 35-летнюю героиню. Да и возраст у меня сейчас как раз такой, когда это можно сделать. В этом фильме я вообще сыграла все, что может сыграть актриса в кино. Влюбилась, вышла замуж, родила ребенка, хоронила близких людей, пережила измену мужа, выяснение отношений с любовницей. В начале была девочкой с кружевными воротничками, а в конце стала такой железной женщиной. Как у Ольги меняются черты лица, речь, когда уже в конце она говорит: “Мужики, вашу мать. ” Просто Белов в юбке.
— Есть моменты, в которых вы недовольны собой? Где хотелось бы сыграть лучше?
— Конечно. Во-первых, я очень боялась. Ну, про скрипку — это отдельная история. С чего начать-то?
— Давайте со скрипки и начнем. Что за история?
— Когда я снималась в “Бригаде”, ко мне часто подходили музыканты из нашего оркестра в “Норд-Осте”: “Ну что, когда твоя “Бригада” выйдет? Когда ты там будешь на скрипке играть. ” И я очень переживала, как меня воспримут профессиональные музыканты в роли скрипачки.
— Не поняла. Вы хотите сказать, что не умеете играть на скрипке?
— А как выходили из положения на общих планах?
— Какая сцена в фильме вам далась сложнее всего? Может быть, был момент, который переснимали несколько раз?
— А взрывов на площадке вы случайно не боялись?
— Со своим партнером Сергеем Безруковым вы познакомились на съемках или уже знали друг друга раньше?
— Может быть, то обстоятельство, что вы уже были знакомы с Сергеем, и помогло утвердить вас на роль?
— Сейчас расскажу. Зимой должен выйти фильм режиссера Максима Воронкова “Интимная жизнь Севастьяна Бахова”, в котором я играю талантливую девочку-скрипачку. Эту картину мы начали снимать задолго до “Бригады”, а закончили буквально недавно. И вот, когда я пришла к Сидорову на знакомство, он спросил: “Ну расскажите, чем вы сейчас занимаетесь? Где снялись?” “Вот, — говорю, — снялась в водевиле с Сергеем Безруковым. ” Он так кашлянул и поставил себе галочку на листе. Я продолжаю: “А еще у меня сейчас в работе картина, где я играю девочку-скрипачку”. Он себе ставит вторую галочку. Чувствую — режиссер в каком-то напряжении. Думаю: может, что не так сказала? Потом Леша объяснил, в чем дело, и я и сама поняла: слишком много совпадений. Потом я предложила: “А может быть, Оля будет играть на контрабасе? Почему обязательно скрипка?” Он: “Нет, только скрипка. Что ты, контрабас на себе, что ли, будешь таскать. ”
— Сергей Безруков в одном из интервью сказал: “У нас с Катей все было по-настоящему. И любовь, и чувства”. Как вам с ним работалось?
— Ну что вы, очень сложно! В один момент ко мне вообще подошел Сидоров и сказал: “Знаешь что? Если вы не договоритесь, придется кого-то менять. Или Безрукова, или тебя”. Мы снимали сцену на мосту, и я была жутко зажата: стеснялась обниматься-целоваться, Сережа при этом жутко наигрывал, изображая из себя героя-любовника. Это было ужасно! Мы долго снимали, потом Леша подошел и сказал: “Надо что-то делать. Нужно понять, что это профессия, и овладевать ею. Давайте работать”. Вообще мне, конечно, повезло, что “Бригада” шла в прайм-тайм на канале РТР, и никаких постельных сцен там быть не могло. Леша все время говорил: “Ты должна так на него посмотреть, чтобы мне не пришлось тебя раздевать и укладывать в постель”.
— А почему вы стеснялись? Впервые приходилось играть любовь или здесь еще многое и от партнера зависит?
— Да нет, у меня были до этого любовные сцены. Но вы знаете, мне гораздо легче играть, если передо мной будет стоять не партнер, а просто приклеят на камеру красный скотч, такую точечку, — и я буду с нею работать. Потому что, объясняясь в любви своему партнеру на площадке, на самом деле только я знаю, кому все эти слова адресованы. У меня есть кому адресовать их в жизни, и, говоря о любви, я прекрасно знаю, к кому обращаюсь.
— С этого момента поподробнее, пожалуйста. Если я правильно поняла, у вас есть семья — муж и сын? Роль мамы в кино у вас получилась очень убедительной.
— Я могу сказать, что у меня есть семья, мои любимые люди, благодаря которым и ради которых, собственно, я и работаю. Вот, пожалуй, и все. Я понимаю, что актеры — публичные люди, и всех интересует их частная жизнь, но я пока к этому не готова. Мне кажется, когда актер ничего не может сказать о своих работах, тогда в ход идут апартаменты, машина, дети, мужья. Может быть, я не права.
— Каждый сам определяет для себя степень открытости.
— Понимаете, наверное, я скажу какую-то криминальную вещь, но я абсолютно негостеприимный человек. Потому что я не могу общество своих любимых мужчин, маленького и большого, делить даже с самыми близкими родственниками — мамой, папой, бабушкой. Мне очень дорого время, когда мы втроем дома.
— Тогда очень отвлеченный вопрос. В фильме ваша героиня связала жизнь с человеком абсолютно ей противоположным. В жизни вы допускаете для себя такую ситуацию?
— Кстати, это одна из сложностей, про которые вы меня спрашивали, — что тяжело давалось на съемках. Тяжело было оправдать тот факт, что каждую ночь моя героиня ложится в одну постель с убийцей. Человеком, у которого руки в крови. Но при этом она его любит! Потом я поняла, что это такой союз, который соединили где-то там, наверху, — иначе невозможно. Просто есть два человека на земном шаре, которые не могут существовать друг без друга.
— А ваш идеальный мужчина в жизни — какой он?
— Я думаю, это должен быть сильный человек, рядом с которым можно почувствовать себя маленькой, хрупкой. Вообще-то я девушка, что называется, не “бледной немочи” и иногда даже физически чувствую себя сильнее некоторых мужчин. Просто понимаю, что могу взять его и поднять. (Смеется.) Бывает, в театре дадут партнера, который чуть ниже тебя ростом или чуть меньше весит, а нужно играть, что ты его боишься, — это так сложно! (Смеется.) Поэтому мне важно, чтобы это была такая глыба, скала! А я — вода. Вода камень точит. Такие отношения мне комфортнее.
— Кстати, в досье на вас действительно написано, что вы — вода, поскольку по гороскопу Рак. А вот год рождения не указан. Возраст намеренно скрываете?
— Да нет, просто люди, которые составляли это досье, наверное, не знали. Я действительно Рак, сейчас мне 26 лет.
— Быть актрисой, как это принято говорить, вы мечтали с детства?
— Я бы так не сказала. Скорее мечтала быть фигуристкой: дома у нас весь паркет был изрезан коньками, потому что я даже летом умудрялась что-то репетировать в комнате. Но это были детские мечты, не более того. Я всегда очень много танцевала и сцены в принципе никогда не боялась. На последнем звонке меня случайно увидела педагог из Щукинского училища (ее племянник заканчивал мою школу). У нас был капустник, и я там выступала в главных ролях. Она подошла ко мне и спросила, не хотела бы я попробовать, — сейчас как раз идет набор на курс Евгения Рубеновича Симонова. Я только спросила: “Что нужно?” “Стих, басня, проза”, — сказала она. И я пошла поступать. Просто так, ради эксперимента. Конкурс прошла на оценку “пять”. Потом были этюды, коллоквиум, вокал, сценодвижение. Я поступила. Мама тогда подумала, что это какой-то театральный кружок. Ну как это: Щукинское училище закончили Гундарева, Ярмольник, и вдруг — Катя Гусева?! Когда я принесла ей студенческий билет, она все не верила: “Ну это же училище. ” Я говорю: “Нет, мама, это высшее образование”.
— В школе вы наверняка были отличницей? По крайней мере внешне складывается именно такое впечатление.
— Вот благодаря этому внешнему образу у меня и нет ни одной тройки в аттестате. На деле же я была просто повеса, кокетка и взбалмошная девчонка. По некоторым предметам имела просто нулевые знания — тангенс от котангенса с трудом могу отличить. Историю и литературу я любила, а вот точные науки осилить не могла. У меня всегда было много друзей, молодых людей, которые мне помогали и решали варианты. Так что, к сожалению, по каким-то предметам оценки не соответствовали моим знаниям, и именно вот этот внешне правильный образ девочки с длинной косой меня и выручал.
— Да и сейчас все ваши роли довольно положительные.
— Да, так получается. Хотя, думаю, если бы я в “Бригаде” играла какую-то отрицательную роль, меня на улице закидали бы помидорами и тухлыми яйцами.
Юля МАЛИНИНА, Валентина ПЕСКОВА, Мария СПЕРАНСКАЯ
Почему Екатерина Гусева избегала съемок с Сергеем Безруковым: Секреты самой известной экранной пары начала 2000-х
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Хотя практически всем актерам, принявшим участие в съемах этого проекта, «Бригада» принесла первую громкую популярность, сегодня они не любят вспоминать об этом эпизоде своей кинокарьеры – слишком скандальной была слава сериала о бандитах. Павел Майков спустя годы называл его преступлением, который нанес вред обществу, Владимир Вдовиченков и Екатерина Гусева на протяжении нескольких лет вообще отказывались говорить в интервью на тему «Бригады», а Сергея Безрукова и по сей день выводит из себя любое упоминание о Саше Белом – слишком часто он слышал о том, что этот персонаж «проглядывал» в каждом его следующем образе и был самой убедительной ролью за всю кинокарьеру. Однако была и еще одна причина того, почему Гусева и Безруков долгое время отказывались говорить о «Бригаде».
В сериале Екатерина Гусева сыграла жену главного героя, и на экранах они с Безруковым так убедительно изображали влюбленную пару, что им приписали роман и за пределами съемочной площадки. В прессе не раз писали о том, что брак актера находится на грани распада именно по этой причине. На это Безруков отвечал: « Количество романов мне приписывают огромное. Стоит мне сыграть с кем-нибудь в кино – и сразу начинают приписывать. Люди иногда выдают желаемое за действительное, потому что всем очень хочется каких-то страстных событий. А поскольку актеры – люди яркие, они все на виду, им порой приписывают огромное количество каких-то романов. При этом совершенно забывают о том, что мы такие же люди, и порой нам хочется отдохнуть и побыть в тени ». При этом Безруков сам подогревал интерес к их паре, заявив в одном из интервью: « У нас с Катей все было по-настоящему – и любовь, и чувства ».
Екатерина Гусева признавалась, что всегда любила совсем другое кино и перед съемками даже не читала весь сценарий – только эпизоды со своей героиней, и склеила из них свой сценарий. Ей не хотелось вникать в сюжетные перипетии очередной бандитской саги, и она сыграла свою линию как мелодраму: « Не вникая в ту черную жизнь, вела свою белую. Задача была сложная, потому что все-таки должна была быть гармония на экране ». Благодаря Екатерине Гусевой и Валентине Теличкиной, сыгравшей мать главного героя, этот сериал получился таким, каким его хотел видеть режиссер, – о любви, которая не выбирает и не знает условностей.
Популярность, которая обрушилась на нее после «Бригады», стала для нее полной неожиданностью – никто не ожидал, что проект режиссера-дебютанта с малоизвестными актерами будет настолько успешным. Ее останавливали на улицах и, называя Олей – именем ее героини, спрашивали, зачем же она вернулась из-за границы, ведь ей же там муж подарил дом. Полное отождествление актрисы с ее героиней Гусеву удивляло и огорчало, но худшее было впереди. Она никогда не любила говорить о своей личной жизни, но после того, как слухи об их романе с Безруковым перешли в разряд констатации факта, она вынуждена была прокомментировать эту ситуацию.
Обычно об их отношениях она или молчала, или отвечала уклончиво – мол, никто не понимает, какой он, «настоящий» Сергей Безруков. Спустя годы она призналась, что работать ей с ним было сложно, особенно поначалу. В первые же съемочные дни им пришлось играть сцены, где они уже были супругами, а ведь актеры только познакомились в реальной жизни. Безруков сразу же «ринулся в бой» с напором героя-любовника, а Гусева была зажата и чувствовала стеснение. Понимания между ними не было, и режиссер их предупредил, что если они не найдут общий язык, героиню нужно будет менять. Тогда они начали больше общаться и приглядываться друг к другу, и в результате заставили поверить в их чувства всю страну. И позже Гусева говорила о Безрукове как об « актере, который может сыграть все – и Пушкина, и Есенина, и Белого, и кого угодно ».
На самом деле на тот момент у обоих актеров были семьи. За 2 года до съемок в «Бригаде» Сергей Безруков женился на актрисе Ирине Ливановой, а Екатерина Гусева еще в 1996 г. вышла замуж за бизнесмена Владимира Абашкина, в 1998 г. у них родился сын, в 2010 г. – дочь. О своей семье она никогда не рассказывала, тщательно оберегая личную жизнь от посторонних глаз, но тут ей пришлось рассказать о своем семейном статусе, чтобы положить конец разговорам об их романе с Безруковым.
По этой же причине Екатерина какое-то время намеренно избегала съемок вместе с актером – «чтобы не дразнить гусей». Кроме того, они оба старались избежать «заштампованности» их тандема. А предложения сняться вместе поступали регулярно, ведь их тогда называли лучшей экранной парой. В результате спустя 3 года они все же встретились опять на съемочной площадке сериала «Есенин», где Безруков исполнил главную роль, а Гусева сыграла его возлюбленную Августу Миклашевскую.
Тем не менее своим любимым партнером в кино актриса называет другую звезду «Бригады» – Дмитрия Дюжева. В одном из интервью в 2012 г. она говорила: « После «Бригады» мы снялись с ним в картине «Вербная неделя». Сейчас вот в «Одессе-маме» играем. А вообще специфика кино в том, что пара актеров может сняться в двух-трех картинах. Больше – уже странно как-то. Другое дело в театре. Потому я так искренне люблю своих многолетних партнеров по сцене – Сашу Домогарова и Виктора Сухорукова ».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Екатерина Гусева: «Мы с мужем заново обрели друг друга»
— Екатерина, как я слышала, вы с мужем называете друг друга по фамилии — Абашкин, Гусева. А как вы называете детей?
— Дочку сейчас — Аней, но какое-то время она была исключительно Аннушкой, и никак иначе не разрешала себя называть. Помню, даже батюшка на причастии говорил: «Причащается раба Божия младенец Аннушка», — сделал такое снисхождение. А прошлой весной она у нас стала Нюрой. Коров научилась доить, коз. В 9 лет! Доярушка наша. (Смеётся). А был период Анны, это когда я Анну Каренину начинала играть пять лет назад в Театре оперетты. И моя Анечка тоже в Анну превратилась. Важная такая становилась, строгая, когда ее так называли.
— То есть, когда вашей дочке было пять лет? И она уже знала, кто такая Каренина?
— Она какое-то время репетировала роль Сережи, сына Карениной, пока не утвердили мальчиков. И постоянно слышала это имя – Анна, Анна. И ей хотелось, чтобы ее звали так же — по-взрослому, по-женски.
— Она у вас с характером!
— О, да! Вся в папу! Запрещает нам ее жалеть, сюсюкаться с ней. У Ани взрывной темперамент и остро выражено чувство справедливости. Она внутренне очень сильная, кремень. Так было с самого рождения. Помню, еще совсем крохой она управляла папой, как конем, сидя у него в сумке-кенгурушнике. Умела развернуть его направо или налево, в зависимости от того, куда ей хотелось. Ее невозможно было повернуть к себе лицом. Она упиралась коленями, кряхтела, рычала, головой таранила грудь. Требовала перевернуть и предоставить ей обзор.
— Чем Анечка сейчас увлекается?
— Многим понемножку. Конным спортом, колокольным звоном. Зимой начала заниматься, а сейчас уже поднимается на колокольню и звонит к службе. Она учится в музыкальной школе на хоровом отделении и иногда подпевает на клиросе. Ходит на мастерклассы по керамике, гончарному делу, очень любит рисовать. Вообще, она очень жадная до всего нового, интересуется всем. Однажды она была со мной на репетиции концерта, и Феликс Борисович Арановский, дирижер оркестра МВД России, позволил ей побыть внутри оркестра, прислушаться к звучанию разных инструментов. Феликс Борисович очень щедрой души человек, у него самого дети, внуки. И дальше началось невероятное: после той оркестровой репетиции она пришла домой и собрала все музыкальные инструменты, которые нашла. Тульскую гармошку, подаренную мне на фестивале Аллой Суриковой. Дудочки, презент от Николая Расторгуева, когда мы пели в шоу «Две звезды». И еще скрипку моего папы, я снималась с ней в «Бригаде». И вот Аня стала на ней «играть» – одержимо, вдохновенно. Приходила из школы и, не снимая верхней одежды, бросалась к скрипке, закатывала глаза к потолку и «пилила». В течение полугода она просила меня, чтобы я отдала ее учиться игре на скрипке профессионально. И я согласилась. Занималась Анна у замечательного педагога, Михаила Викторовича Фадеева. Он долгие годы был правой рукой дирижёра и «первой скрипкой» в оркестре Ю.В.Силантьева. Он к тому же потрясающий аранжировщик. В течение года Аня занималась несколько раз в неделю, но потом мы приняли решение, что продолжать не будем. Потому что скрипка не терпит конкуренции, она очень ревнива. Если ею серьёзно заниматься, то больше уже ничем другим.
— Вашему сыну Алексею уже 22 года. А он чем занимается?
— Алексей закончил 4 курс МГИМО, но хочет продолжить учёбу и совместить магистратуру с работой. Лёша — мой сын! Если Анечка больше в папу, то Алёша в меня пошёл. Характер мягкий, сдержанный, он терпимый очень, все простит, выслушает. Мудрый такой, спокойный. Я как в зеркало на него смотрю.
— У Леши есть девушка?
— Вы про невесту? Нет, пока не приводил. (Смеётся).
— Вы такая молодая и красивая. Странно представить, что у вас в любой момент могут появиться внуки…
— Да я буду только счастлива! Ведь чисто гипотетически я уже сейчас могла бы быть бабушкой 4-летних внуков. Ведь Алексею 22. Но вот только смогу ли я сегодня быть бабушкой в классическом понимании этого слова? Ведь бабушка – это что-то такое вязательно-пирожковое, исключительно домашнее. Я же смогу стать разве что очень занятой бабулей на бегу (Смеется). С другой стороны, моим внукам повезет, ведь я не буду им докучать гиперопекой.
— Вы вышли замуж довольно рано – примерно в том же возрасте, в котором сейчас ваш сын. Не жалеете, что не успели нагуляться?
— А я не гулящая. Я росла семейным, домашним ребенком, маминой и папиной дочкой, и чувствовала себя так уютно под их крылом, что мне очень сложно было воспринять себя как личность, как самостоятельную единицу. То, что я – это я, стало понятно, когда я поступила в театральное. Стала уходить из дома в девять утра, возвращалась в одиннадцать вечера. А на четвертом курсе я познакомилась с Володей и, окончив институт, вышла замуж. С тех пор я под его крылом. (Улыбается.) Наверное, это генетика: как и мои мама с папой, бабушки с дедушками, я очень быстро определилась с выбором человека, с которым захотела прожить всю жизнь. Не то чтобы я выбирала, искала. Нет. Небо мне подарило — вот и всё.
— Знаю, что во время свадебного путешествия у вас с мужем чуть было не случилось дурного предзнаменования: он чуть не потерял обручальное кольцо.
— Он его дважды чуть не потерял в этот день! Мы были на море. Помню, муж, как дельфин, нырял: набирал воздух и снова уходил под воду, и это продолжалось раз за разом довольно продолжительное время. Я подплываю, спрашиваю, что случилось? А он, набирая воздух для следующего нырка, говорит только одно слово: «Кольцо!» И опять уходит под воду. Выныривает, я переспрашиваю: «Что-что??» — «Кольцо!» Тут я похолодела, когда поняла, что обручально-венчальное кольцо соскочило с руки и лежит на дне. Я одолжила у кого-то на побережье маску – он стал нырять в ней. Потом я приплыла к нему с футболкой, – надо было укрыть его от палящего солнца, потому что спина стала уже бордовая, пока он минут 40 так нырял. Но кольца муж так и не нашел, вернулся на берег без сил. На пляже собрались иностранцы, какие-то женщины начали трясти бусами на шее, я увидела, что они свои кольца нанизывают на цепочку, и так плавают. Очень темпераментно нас учили жизни, наверное, это были итальянцы. (Смеется.) И тут сквозь толпу протиснулась маленькая девочка и протянула кольцо. Каким-то чудом ей удалось найти его на дне. Все стали обниматься, целоваться, фотографироваться, девчонке в знак благодарности купили мороженое. Потом мы, счастливые, пошли на свое место на песок и начали мазаться кремом. Я до сих пор помню это движение: Абашкин выдавил крем себе на правую руку, растёр в ладонях, занес ее над моим плечом, и вдруг замер. Я не поняла сначала, что случилось. Только видела его застывшие в ужасе глаза. Оказалось, кольцо из-за скользкого крема снова соскочило с пальца и улетело куда-то в песок. Мы устроили «раскопки». Шлепанцами и полотенцами огородили участок и стали копать. Любопытным детям, рвавшимся помогать нам «строить замок» мы говорили: «Кыш! Кыш!» Когда, наконец, нашли пропажу, уже смеркалось… (Смеется.)
— Вашу собственную семью, скорее всего, не назовешь итальянской?
— Точно нет. Дома я вообще как рыба в аквариуме, очень спокойная, такой даже немножко тюлень. Тихое, диванное существо, очень медлительное. Всегда пребываю в какой-то неге, все время на расслабоне.
— При этом вы выбрали публичную профессию.
— Думаю, это она меня выбрала. А публичность — это вторично, побочный эффект. Популярность, узнаваемость, как следствие. Когда я стою на сцене, я отделена от зала. Тем самым защищена. В кино нахожусь в окружении съёмочной группы друзей. А в народ, в люди я выходить опасаюсь. Я закрытый человек.
— Вам дома дают отдохнуть?
— Что значит отдохнуть? Я же не всё время лежу на диване, как Обломов. Домашние хлопоты доставляют мне большое удовольствие – именно в них и заключается мой отдых. Люблю готовить супы на два-три дня: щи, борщ, куриную лапшу. Вещи из стиральной машины люблю грамотно развешивать, ну, чтобы потом не гладить. (Смеётся).
— В июле вам исполнится 45 лет, и многие говорят: «Екатерина выглядит гораздо моложе». А вам это нужно – быть и выглядеть моложе?
— Я совершенно комфортно чувствую себя в своем возрасте, и у меня нет потребности бежать со временем наперегонки. Я мама 22-летнего мужчины, и прекрасно понимаю, что уже не Дюймовочка и даже не девушка Бонда. Я не играю Джульетт, и мне не нужно останавливать процесс женского взросления. Никогда не ставила перед собой задачи быть и казаться моложе, чем я есть. Просто я неплохо сохранилась, мне кажется (Улыбается).
— Катя, а бывало такое, что ваша природная красота становилась препятствием в работе?
— Я никогда не считала себя наделенной какой-то особенной красотой. Но как-то раз я пробовалась у Павла Чухрая на роль в фильме «Водитель для Веры». У героини проблемы с ногами. И режиссер сказал мне: «Нет, нет, даже если бы у тебя вообще не было ног, это не стало бы проблемой. Слишком красивая».
— Зато вы недавно снялись в другом фильме о той же военной эпохе: «Африка». Про спасенную детьми собаку…
— Действие разворачивается зимой близ блокадного Ленинграда, в холодной и голодной деревне остался целым лишь один дом, в котором живут мама и трое детей. Девочка пяти лет и два мальчика – 9 и 16 лет. Они спасают собаку Африку, которую могли бы, простите, съесть. Но она становится им лучшим другом и помощником… Я знаю от бабушки историю своей собственной семьи. Поэтому на съемках «Африки» я пыталась бороться за киноправду! Мне было крайне важно, чтобы все выглядело достоверно. Например, моя героиня ходила в овечьем тулупе. Я протестовала! Вы серьезно, говорю? Тулуп в те времена, когда люди ели ремни и варили суп из кожаного ботинка, чтобы хоть какой-то запах в парах кипятка напоминал о мясе? Или вот в кадре зажгли лампадку — у меня был истерический смех сквозь слёзы. Не то что лампадное масло. свечи ели! Да и вообще, ну какая из меня блокадница? Когда сценарий прочла, говорю продюсеру : «Вы посмотрите, я 60 с лишним килограммов наела!» « Нет, нет, — отвечает, нам нужна не анорексичная актриса, а сердечная».
— Екатерина, говорят, вы никому не отказываете в помощи, даже малознакомым людям.
— Правда? Ну, не знаю. Наверное, меня ни разу не просили о чем-то, чего я не смогла сделать.
— А есть люди, которым вы не доверяете?
— Я доверчивая. Но, представляете, мне кажется, меня никто никогда и не обманывал! Мне нравится доверять – режиссёру в театре, оператору на съемочной площадке, когда можешь полностью положиться и отпустить себя, свой самоконтроль. И такая лёгкость сразу образуется! Груз ответственности переложил на другого, и летишь! (Смеётся). Так, например, со Станиславом Сергеевичем Говорухиным. Это была диктатура, конечно, но какая! Вау. Я получала истинное удовольствие, когда он не управлял, нет, направлял! Вёл. Как горько, что его уже нет.
— Вам часто достаются грустные роли и редко комедийные. Как вы думаете, почему?
— Еще вы сыграли трагикомедийную роль в фильме «Домовой». И там снова ломаете сложившийся стереотип, что Гусева – грустная актриса. На самом деле вы совсем не такая…
— Вы много работаете. Как успеваете переключаться с одной роли на другую?
— Во время поклонов. Я, когда голову вниз опускаю, будто сбрасываю роль, как шкуру змея. (Смеётся). В кино слышишь: «Стоп, снято!» — и тоже сразу отпускает. Работа в театре вообще имеет для меня, как для жены и мамы множество преимуществ. Ведь на работу надо уходить к 18:00. Утром, днём свободна, как птица! Это в кино смена длится 12 часов, и то — если без переработок. Поэтому сниматься стараюсь летом, в течение сезона очень сложно найти силы и время, я ведь служу в двух театрах. В Театре оперетты, например, в новом сезоне будут продолжаться показы «Анны Карениной» и возобновится мюзикл «Граф Орлов». А в Театре им. Моссовета помимо занятости в текущем репертуаре мы начинаем репетировать спектакль «Восемь женщин» по Франсуа Озону.
— Телеканал «РОССИЯ- Культура» показал ваш сольный концерт в Кремле, который состоялся в марте. Каково это – выходить на такую сцену?
— Ну а как вы думаете? Волнительно, конечно! Первый сольный концерт в Кремле в сопровождении Центрального концертного оркестра МВД России под управлением художественного руководителя и главного дирижера, Заслуженного артиста России, полковника Феликса Арановского.
А сценическое оформление умопомрачительной красоты впервые для меня сделал мой муж! Это его профессия. Он более 35 лет занимается изготовлением декораций. Мы с ним, собственно, и познакомились на телевидении в программе «Русское лото», где он оформлял студию, а я была ассистенткой ведущего. Тогда я еще училась в театральном на 3 курсе. За 25 лет, что мы вместе, это наш первый совместный проект. И я хочу сказать за него отдельное спасибо генеральному директору и художественному руководителю Государственного Кремлёвского дворца, народному артисту России Петру Михайловичу Шаболтаю – это удивительной широты и душевной доброты человек однажды подошел ко мне за кулисами и сказал: «Артистка Гусева, у тебя будет сольный концерт в Кремле! Готовься!» Я так растерялась! Выступать в Кремлевском дворце на сборных концертах мне доводилось не раз, но о сольном я даже не мечтала! Как минимум, это стоит огромных денег, а мне сделали такой подарок! И важно было настроиться, взять себя в руки, справиться с волнением от возложенного доверия и ответственности. Но накануне мне дал напутствие Виктор Иванович Сухоруков. Сказал, чтобы я не вела себя как девочка-школьница, а как хозяйка бала! На тебя, говорит, придут! И это меня вдохновило.
— Ну а потом концерты, спектакли и все остальное на время прекратилось из-за карантина. Как вы пережили вынужденные каникулы в прошлом году?
— Несмотря на то, что мы переживаем исторически знаковый и довольно страшный период, я была рада оказаться в одночасье просто мамой и женой. Возможностей вот так отдохнуть у меня в жизни было только две – 10 лет назад и 22 года назад, во время моих беременностей. И вот подвернулась третья – карантин. Могу сказать, что в эти месяцы мы с мужем обрели друг друга заново и убедились, что когда-то не ошиблись. Мы уже 25 лет вместе, и нам до сих пор хорошо вдвоем! (Улыбается).