что играли в блокадном ленинграде

Выступление Большого симфонического оркестра в блокадном Ленинграде в августе 1942 года (3 фото)

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде Большой симфонический оркестр во главе с Карлом Элиасбергом исполнил Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича. Именно в этот день немцы намеревались захватить город и уже даже заготовили пригласительные билеты на банкет, который должен был состояться в ресторане гостиницы «Астория». Какой ценой далось это выступление оркестра, читайте далее.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Кларнетист Виктор Козлов вспоминал: «На первой репетиции некоторые музыканты физически не могли подняться на второй этаж, они слушали внизу. Настолько они были измучены голодом. Сейчас невозможно даже представить себе такую степень истощения. Люди не могли сидеть, так они исхудали. Приходилось стоять во время репетиций».

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

В день исполнения симфонии все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска, считавшие, что город практически мертв.
После войны двое бывших немецких солдат, воевавших под Ленинградом, разыскали Элиасберга и признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 г мы поняли, что проиграем войну».

Источник

Символ ужаса и триумфа: История седьмой симфонии в блокадном Ленинграде

77 лет назад в осажденном городе состоялся легендарный концерт с исполнением седьмой симфонии Шостаковича.

355-й день блокады ознаменовался концертом. Премьеру седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича назначили на 9 августа 1942-го. Вообще-то в этот день немцы планировали захватить город, но вышло по-другому…

Подготовка к концерту шла в тяжелейших условиях. Город находился в блокаде уже почти год, профессиональных музыкантов в нем осталось очень мало. Многие погибли или умерли от голода, кто-то ушел на фронт или был эвакуирован. Остальные были заняты в мероприятиях по защите и обороне Ленинграда, их здоровье оставляло желать много лучшего. Дирижерскую палочку доверили Карлу Элиасбергу.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинградеДирижер Карл Элиасберг. Фото: архив Пятого канала

На валторне играл зенитчик, на тромбоне — пулеметчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг спас жизнь, заметив, что его пальцы еще шевелятся. Музыкантам выдали дополнительные пайки, чтобы они смогли приступить к репетициям.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинградеБольшой зал Ленинградской филармонии во время первого исполнения седьмой симфонии. Фото: Фотохроника ТАСС

Незадолго до этого Ленинградский фронт возглавил Леонид Говоров, будущий маршал. Он приказал вести по вражеским батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды не должны были мешать ленинградцам слушать музыку.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинградеМаршал Леонид Говоров. Фото: Radiorus.ru

Зал Ленинградской филармонии был переполнен, но концерт услышали не только те, кто имел билет. Благодаря радиотрансляции, репродукторам и громкоговорителям музыкой могли насладиться все жители города, его защитники и даже вражеские войска за линией фронта. Уже после войны Элиасберг встретился с участниками войны, находившимися по другую сторону баррикад. Один из них признался, что именно тогда понял, что борьба проиграна.

Читайте также

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Первые наброски, вошедшие в седьмую симфонию, появились еще до войны, но целенаправленную работу над новым музыкальным произведением Дмитрий Шостакович начал уже летом 1941-го. После начала блокады музыкант закончил писать вторую часть и приступил к третьей. Симфония была завершена уже в эвакуации. Партитуру удалось доставить в Ленинград на самолете, который прорвался в город. Музыка отразила чувства жителей: тревогу, боль, но и в то же время веру в будущую победу, которая наполняла силами в самые тяжкие моменты блокадной жизни.

Седьмая симфония сплотила ленинградцев и в самый сложный момент показала, что город продолжает жить. Так весь мир увидел, что великая музыка, написанная «кровью», обладает сокрушительной силой. А жители и защитники блокадного Ленинграда получили памятник, который невозможно разрушить. Даже в Польше и Прибалтике, где сейчас ломают монументы советским солдатам, симфония Шестаковича звучит столь же решительно и мощно, как и 77 лет назад.

Источник

Культурная жизнь военного Ленинграда

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Культурная жизнь не замирала в Ленинграде даже в страшные дни блокады. Редкие минуты отдыха от войны и пример мужества и стойкости русского народа: в осаждённом городе давали концерты и спектакли, играли в футбол, спасали памятники, часами просиживали в библиотеке и запоем читали книги, спускаясь в бомбоубежища во время авианалётов.

Театр в блокадном Ленинграде

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Театральная афиша в блокадном Ленинграде, 1941 г.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Ленинградский театр музыкальной комедии, сцена из спектакля «Раскинулось море широко». Премьера состоялась 7 ноября 1942 года, постановка посвящена морякам Балтийского флота

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Ленинградский театр музыкальной комедии. Совместное фото зрителей и артистов после концерта, организованного для раненых бойцов

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Концерт на передовой даёт фронтовая бригада Театра оперы и балета им. С. М. Кирова, 1942 г.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Заготовка дров. На фото — артисты Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

«Есть лишний билетик?» — так в блокаду продавали билеты «с рук»

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Перед началом спектакля «Иван Сусанин» артисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова читают газету «Правда», январь 1944 г.

18 октября 1942 года в Ленинграде, находящемся в плотном блокадном кольце, открывается новый Городской театр.

Немцы, пристально следящие за информацией, поступающей из осаждённого Ленинграда, в шоке: русские, вместо того, чтобы сдать город в первые же дни, открыли новый театр!

В труппу вошли артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина, Нового ТЮЗа, агитвзвода Дома Красной Армии. В годы блокады здесь шли «Русские люди» и «Жди меня» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Женитьба Белугина» А. Островского, «Олеко Дундич» А. Ржешевского и М. Кац.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

В Ленинградском драматическом театре во время войны

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Афиша Ленинградского драматического театра, 1942 г.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Ленинградский драматический театр, сцена из спектакля «Русские люди», 1942 г.

Музыка в Ленинграде в годы блокады

Важную роль в культурной жизни блокадного Ленинграда играла музыка.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (крайний справа) на крыше Ленинградской консерватории несёт службу в составе пожарного расчёта, 1941 г.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Жители города смотрят афишу концертов Ленинградской филармонии

К середине лета 1942 года в немецких типографиях были напечатаны билеты на торжественный банкет, посвящённый взятию Ленинграда. Предполагалось, что он пройдёт 9 августа 1942 года в лучшем отеле города, — сразу после парада гитлеровской армии на Дворцовой площади.

Но немцы не знали о том, что в Ленинград на одном из военных самолётов уже прибыло «секретное оружие»: четыре тетради, исписанные нотами, переданные Дмитрием Шостаковичем из эвакуации, — Симфония № 7 «Ленинградская». Её исполнение в осаждённом фашистами городе стало свидетельством несгибаемого духа ленинградцев.

Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета ко дню концерта понёс большие потери. Некоторые музыканты умерли от голода, другие ослабели настолько, что едва могли репетировать. Чтобы восполнить численность и состав оркестра, музыкантов отзывали из военных частей.

Ленинградская премьера Седьмой симфонии состоялась 9 августа 1942 года. Её исполнил Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра Карла Элиасберга.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

На Невском проспекте, напротив Гостиного двора, продают билеты на концерт

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Концерт в блокадном Ленинграде: Симфонический оркестр исполняет Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича, 1942 г.

Этот концерт транслировался по радио и по городским громкоговорителям. Слышали его и немецкие войска, осаждавшие Ленинград. Спустя много лет двое туристов из ГДР – бывшие солдаты — признались Элиасбергу: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Памятники искусства: как в блокадном Ленинграде сохраняли и восстанавливали скульптуру и архитектуру

А так выглядели хорошо знакомые нам здания и памятники в результате бомбёжек. Сегодня, проходя мимо, мы не всегда задумываемся о том, какой ценой удалось сохранить и восстановить дорогие нам уголки города.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Мариинский театр, пострадавший в результате авиаудара

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Музей А. В. Суворова, пострадавший в результате авиаудара

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Так восстанавливали ограду Таврического дворца, пострадавшую от разрыва фугасной бомбы, 1943 г.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Снятие скульптур с Аничкова моста

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Скульптуры с Аничкова моста

В блокаду многие памятники и здания в Ленинграде маскировали, чтобы сделать их незаметными с воздуха. Специально для этого была сформирована бригада из спортсменов-альпинистов. Им предстояло подниматься на шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора, на Исаакиевский собор, Инженерный замок. В качестве маскировки использовали специальные чехлы или защитные сетки, имитирующие зелень и кустарники. А купол Исаакия и шпиль Адмиралтейства, например, покрывали серой краской — так они сливались с пасмурным небом.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Альпинисты блокадного Ленинграда

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Медный всадник в лесах

Блокадный футбол

Футбол в блокадном Ленинграде — особая страница в жизни осаждённого города. Игры проводились регулярно, хотя и нечасто. Самый важный, самый известный «Матч Жизни» состоялся 31 мая 1942 г. На футбольном поле встретились ленинградское «Динамо» и команда Ленинградского металлургического завода. За «Динамо» играли профессиональные спортсмены, за команду ЛМЗ — рабочие завода и несколько футболистов довоенного «Зенита». Матч завершился со счётом 6:0 в пользу «Динамо», но это была победа всего города — она ещё раз показала, что дух ленинградцев не сломлен, а город продолжает не только Сражаться, но и Жить.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Футбольный матч в блокадном Ленинграде

Книги и пресса в блокадном Ленинграде

В военное время в Ленинграде продолжали работать библиотеки, издавались книги, была открыта «Книжная лавка писателей» — один из старейших городских книжных магазинов. В те годы горожане продолжали искать спасение в книгах. Это позволяло скоротать долгие вечера и ночи в бомбоубежищах.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

«Кабинет Фауста» Публичной библиотеки, общий читальный зал, зима 1941—1942 гг.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

Военнослужащий Красной армии в Публичной библиотеке, 1942 г.

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

СМИ блокадного города — сотрудница «Ленинградской правды» готовит полосы для отправки

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Источник

Музыка блокадного Ленинграда — отдельная страница героической летописи

что играли в блокадном ленинграде. Смотреть фото что играли в блокадном ленинграде. Смотреть картинку что играли в блокадном ленинграде. Картинка про что играли в блокадном ленинграде. Фото что играли в блокадном ленинграде

(фото отсюда)

Все знают Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Между тем в осаждённом
городе жили и творили десятки композиторов.

«Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» — так назывался необычный концерт, прошедший
в первые выходные сентября. Он посвящался Дню памяти жертв блокады, который
отмечается 8 сентября. Организовал спектакль благотворительный фонд поддержки
культурных и социальных программ «Классика». Со сцены звучала музыка, написанная в
осаждённом городе и ранее никогда не исполнявшаяся! Эти мелодии создали 11
композиторов, трое — умерли от голода.

Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных «тарелок»
трансляционной сети, в воинских частях и на призывных пунктах.

История распорядилась так, что почему-то имена этих героических людей оказались в
тени. Ошибку и решили исправить организаторы концерта. Они нашли немало забытых
партитур, работали в архивах Москвы, Петербурга, зарубежных стран, пересмотрели
сотни страниц нотных изданий. В итоге появилась целая программа неизвестной музыки,
созданной в блокаду. Шесть мировых премьер.

— Когда мы обращались в архивы, нам с удивлением говорили, что за 70 лет запросов на
эти нотные материалы не поступало, — сожалеет Юрий Лаптев, режиссёр-постановщик
концерта. — Считаю, что это непростительное упущение и укор послевоенным поколениям.
Судьба каждого мастера — пример трагедии и героизма. Композитор и балетный критик
Валериан Богданов-Березовский в самые суровые месяцы создал оперу-дневник
«Ленинградцы». Сам автор назвал её «запёкшейся кровью событий». В основе сюжета
(либретто Веры Кетлинской, которая тоже пережила блокаду) — хроника обычной семьи,
застигнутой войной. Но написана она с великой силой и правдивостью.

Борис Гольц в те годы считался кумиром. Его песня «Светит в небе звёздочка высоко»
была настоящим хитом. Её часто передавали по блокадному радио, а ноты печатались на
почтовых открытках. За эту песню автор удостоился бесценного приза,
продовольственного пайка, но в марте 1942-го умер от истощения, так и не дождавшись
награды. Ему было всего 29 лет.

Та же участь постигла Юлию Вейсберг. Автор популярных детских опер и песен, невестка
Римского-Корсакова, вместе с сыном погибла в блокаду.

Полна неожиданностей судьба архива Калафати. Его вывез в Грецию сын композитора,
впоследствии он неоднократно перепродавался, в том числе в одну из антикварных лавок,
и осел на острове Керкира. Там его и обнаружили инициаторы проекта.

Бориса Асафьева мы знаем как автора балетов. Его «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя
Парижа» идут и сегодня. В ноябре-декабре 1941-го, когда жизнь в городе практически
остановилась, он создаёт десять духовных хоров «Канты». В советской стране это было
одно из первых обращений к православной теме. Другой цикл композитора — «Песни
печали и слёз» рождается как серия музыкальных откликов на сводки с фронта.

Удивительно было и смирение великого мастера, которому предлагали эвакуироваться в
первую очередь, но он предпочёл разделить судьбу вместе с городом.

Падали от слабости

Александр Каменский — композитор и пианист-виртуоз. Почти всю блокаду прожил в
бомбоубежище Театра им. Пушкина. Написал «Героический партизанский марш», пьесы и
песни для воинской самодеятельности. Был един-ственным концертирующим пианистом,
который за 872 дня дал 600 (!) концертов. Под обстрелами и бомбёжками, в промёрзших
залах и полуразрушенных помещениях.

— Сотрудники радио работали в ватниках и тёплых шапках, — вспоминает супруга
пианиста. — Отогреть клавиши рояля было невозможно. Каменский грел руки над
печуркой, затем сбрасывал пальто и садился к инструменту. В январе 1942-го по радио
давали «Снегурочку» Чайковского. Под рояль — потому что оркестр уже не мог играть.
Пробовали репетировать, но у духовиков не хватало сил держать дыхание. А вот хор
звучал. Правда, артисты настолько ослабели, что не могли стоять, и их тела поддерживали
Т-образные деревяшки. Так они и пели, обвисая на этих «грабельках».

— Работая над этими произведениями, я не устаю поражаться, как рука композитора
— замерзающая, еле двигающаяся — создавала произведения такой силы и уверенности,
— поделился впечатлениями Василий Синайский, дирижёр. — Они жили и творили без
патетики, пафоса, но уверенные, что ленинградцев враг не сломит и всё закончится
нашей победой.

Победа музыки

отрывок из книги «Голос Ленинграда: Ленинградское радио в дни блокады»
Уже было сказано о том, как жили и работали люди в стенах Дома радио зимой 1941/42
года, как трагично сложилась судьба многих музыкантов симфонического оркестра
Радиокомитета.

Художественный руководитель Радиокомитета составлял отчеты о состоянии музыкантов.
Они были один мрачнее другого. Чтобы возродить оркестр, спасти людей, нужно
решение — вернуть Ленинграду музыку, дать в руки музыкантов их инструменты.

В начале марта 1942 года скрипач Г. Фесечко передал дирижеру симфонического оркестра
Радиокомитета К. Элиасбергу, жившему вместе с женой, пианисткой оркестра Н.
Бронниковой, в стационаре в гостинице «Астория», записку Б. Загурского. Начальник
Управления по делам искусств просил дирижера прийти к нему в здание Большого
драматического театра. Путь этот был для К. Элиасберга нелегким — всего месяц назад
товарищи привезли его, ослабевшего, в «Асторию» на саночках, сам он уже ходить не
мог. Но сейчас речь шла об оркестре, о музыке, и К. Элиасберг пошел…

Он увидел Б.Загурского, лежащего под шинелью, со следами недавней контузии. Вскоре после этой
встречи по радио было передано объявление: «Просьба ко всем музыкантам Ленинграда
явиться в Радиокомитет». Потом Я. Бабушкин так рассказывал А. Фадееву о возрождении
оркестра: «В городе было много прекрасных музыкантов, но все они… голодали. Можешь
себе представить, как оживились эти люди, когда мы стали вытаскивать их из темных
квартир. Боже, до чего многие из них отощали. Это было трогательное до слез зрелище,
когда они извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты и фаготы
и здесь, под обледенейшими сводами Радиокомитета, начались репетиции симфоний
Бетховена и Чайковского».

Прежде чем эти репетиции начались, прежде чем по радио полились звуки прекрасной
музыки, нужно было хоть немного подкормить людей, оказавшихся на последней грани
истощения. На помощь пришел начальник Управления по делам искусств Б. Загурский.
Он помог добиться дополнительного питания для музыкантов, поддержал просьбу
Радиокомитета, адресованную командованию фронта, — пополнить оркестр военными
музыкантами.

А в те же дни, задолго до первых репетиций оркестра, работники Радиокомитета узнали,
что в Куйбышеве состоялась премьера исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича. И
тут возникла фантастическая идея: «А что, если… Ведь симфония наша, ленинградская.
Ведь и начиналась она в Ленинграде, и Шостакович говорил о ней у нас». Кто сказал
первый, в этом ли дело. Эта идея захватила всех. Она дала Радиокомитету силы поднять
на ноги музыкантов, добиться того, что вскоре партитура симфонии самолетом была
доставлена в Ленинград.

И до получения партитуры многим сама мысль об исполнении симфонии в условиях
Ленинграда казалась неосуществимой. А тут еще К. Элиасберг категорически заявил:
«При нынешнем составе оркестра исполнить симфонию нельзя. Нужен полный комплект
оркестрантов. Необходим сдвоенный состав медных инструментов». Но уже ничто не
могло остановить руководителей Радиокомитета. Они понимали, какое огромное
общественно-политическое значение будет иметь исполнение Седьмой симфонии в
блокированном Ленинграде. Энергия руководителей Радиокомитета подействовала. В
Политуправлении фронта генерал Д. Холостое скрепя сердце давал указания
откомандировать музыкантов в распоряжение Радиокомитета. Начальник отдела торговли
Ленгорисполкома И. Андреенко с трудом, но соглашался выдать духовикам по списку
рабочие карточки. Еще весной оркестранты еле ноги волочили.

Нелегко было заставить людей вымыться, снять грязные ватники, которые не снимали всю
зиму.

К. Элиасберг стал примером для остальных. Он приходил на репетиции в белом
воротничке, побритый. Глядя на него, постепенно люди возвращались к нормальной
жизни.

А в это же время музыкальная редакция во главе с Надеждой Орловой размножала
партитуру симфонии. Нужно было обеспечить целый оркестр. Это было в апреле — мае
1942 года. В июне шли репетиции…

Исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича оркестром Ленинградского
радиокомитета стало самым значительным событием в музыкальной жизни Ленинграда
блокадных лет, больше того — событием незабываемым в истории блокады. Чтобы 9
августа 1942 года могли прийти слушатели в Большой зал Филармонии, нужно было
воссоздать оркестр, пополнить его армейскими музыкантами, а в день концерта вести
контрбатарейную стрельбу и не допустить обстрела города врагом.

Это был праздничный для Ленинграда день, полный высокого значения. Ленинградцы и
их защитники собрались не на митинг — на концерт. Пришли командующий фронтом,
генералы и руководящие партийные работники. Слушали музыку, утверждающую нашу
непреклонную волю к победе. Эту музыку, разносившуюся из репродукторов и рупоров
уличных громкоговорителей, слышал в тот августовский вечер весь Ленинград.

О том, как возникла и как впервые исполнялась Седьмая симфония в Ленинграде, уже
писали и сам композитор, и участники оркестра, и писатели, и журналисты.

Последовательно рассказано об истории возникновения симфонии и ее триумфальном
шествии по миру. Казалось, тема исчерпана. Но вот недавно ученики 235-й школы
Октябрьского района Ленинграда под руководством своего учителя Е. Линда проследили
судьбы всех музыкантов, первых исполнителей симфонии, нашли их портреты. Сейчас на
стене уникального по размаху школьного музея рядом висят фотографии Д. Шостаковича,
К. Элиасберга, Я. Бабушкина, Б. Загурского, В. Ходоренко, Н. Орловой, командира 47-го
контрбатарейного полка подполковника Н. Витте и скрипачей, альтистов,
виолончелистов — всех, кому обязан Ленинград исполнением Ленинградской симфонии в
осажденном городе. В этом же музее можно увидеть пригласительный билет на
исторический концерт. Даты — 9 августа — на нем, правда, из соображений безопасности
нет. Но зато названы фамилии всех исполнителей, а также напечатаны организации,
которые подготовили этот триумф ленинградцев.

Пройдут годы. Во время похорон великого композитора будет звучать Седьмая, Ленинградская, напоминая о
подвиге народа и подвиге его музыканта, а Ленинградскую филармонию назовут именем
Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

История создания Седьмой симфонии и ее памятное исполнение в Ленинграде как-то
заслонили собой многие важные события в музыкальной жизни военных лет. Известную
картину художника И. Серебряного, например, некоторые даже называли «Седьмая
симфония», хотя художник изобразил другое время и другой эпизод блокадной жизни,
связанный с исполнением музыки в зале Филармонии. О музыке тех дней писали стихи,
она вдохновляла живописцев, о ней вспоминают многие ленинградцы. Художник И.
Серебряный пишет: «В моей памяти о блокаде одно из первых мест занимает музыка.
Были дни, когда ее не было — и не было жизни».

Музыка и радио были неразделимы в сознании ленинградцев. Больше всего музыки
приносило им радио. Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета дал в
блокадном городе сто шестьдесят концертов, и почти все они транслировались по
городской сети — из Дома радио или из Филармонии. О каждом таком концерте можно
написать отдельно. Об одном из них дирижер оркестра К. Элиасберг вспоминал еще в
1943 году, на встрече представителей творческих организаций города с английским
журналистом Александром Вертом. Элиасберг рассказал на этой встрече о том, как 28
октября 1941 года, когда одна воздушная тревога сменяла другую, оркестр должен был
исполнять Пятую симфонию Чайковского для Англии.

Перед самым началом концерта фашистские самолеты прорвались в город. Фугасные и зажигательные бомбы падали на соседние дома, двух оркестрантов ранило. Летели стекла, сыпалась штукатурка. И все же
в назначенное время в Лондоне слушали музыку, которая через порабощенную Европу
доносилась до берегов Темзы из Ленинграда. Карл Ильич сказал Верту об этом концерте:
«Каким-то чудом мы уцелели…

Нам удалось сыграть в тихой обстановке только две части. Во время вальса прозвучал сигнал воздушной тревоги. Финал Пятой симфонии Чайковского довольно мощный. Мы уже не слушали, что происходит за стенами здания».

Один концерт из ста шестидесяти… Так работал оркестр в осенние месяцы 1941 года (с
конца сентября, после возвращения с оборонных работ) и позже, когда в апреле он
возродился. А зимой мало кто мог в Ленинграде исполнять музыку, она почти исчезла в
декабре, а в январе ее слышали по радио едва ли не единственный раз. И все же именно к
декабрю относятся записи, которые вел заболевший дистрофией композитор Н. Матвеев:
«Однажды в темную палату просочилось радио, ленинградское радио, героически
продолжающее свою работу. И для тех, кто еще мог выжить… это была тоненькая
ниточка, связывающая со страной, с жизнью. Для меня это была весть о друзьях:
передавали новые духовые марши и песни. Я услышал имена Б. Гольца, А. Лемана.
Ребята! Вы живы и работаете! С этой минуты я почувствовал прилив сил…»

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *