что не является параметром информационного потока
9)Понятие информационного потока, его элементы, параметры, типы и признаки классификации. Элементы информационных потоков, отражающие требование потребителей.
Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.
Информационные поток – поток сообщений в устной, документной (бумажной и электронной) и других формах, соответствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе, и предназначенный в основном для реализации управляющих функций. Информационные потоки делятся на внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы или между логистической системой и внешней средой).
По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к логистической системе (или ее отдельным звеньям) информационные потоки делятся на:
• внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы (или ее отдельного звена) или между логистической системой и внешней средой);
• горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы, ивертикальные — от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему;
• входные и выходные — по отношению к входу (выходу) логистической системы (или ее отдельного звена).
По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки,соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические потоки(с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line». В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.
1. В зависимости от вида систем, которые связываются потоком:
горизонтальный, которой принадлежит одному уровню иерархии логистической системы;
2. В зависимости от места прохождения:
внешний, который циркулирует между логистической системой и внешней средой;
внутренний, который циркулирует внутри логистической системы или ее отдельного элемента.
3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:
Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие информационного потока
Информационный поток в логистической системе – это совокупность документов, распоряжений, сообщений, которые сопутствуют материальному потоку и необходимы для организации и контроля логистических операций с материальным потоком.
Эффективное управление информационным потоком в логистической системе позволяет:
Прогнозировать параметры материальных потоков и планировать логистические операции
Например, при отсутствии полной и достоверной информации о спросе потребителя искажается прогноз поставок материалов, в результате на предприятии возникают излишние или недостаточные запасы, что может привести к необоснованному росту издержек на логистику
Обеспечивать бесперебойное движение материального потока от поставщика к потребителю
Например, несвоевременное поступление документов, сопровождающих груз, на таможенный терминал приводит к задержке грузопотока в связи с невыпуском его таможенными органами. Это может привести к нарушению обусловленных сроков поставки, а также порче груза в ожидании выпуска
Контролировать и вести учет операций в логистической системе
Например, при отсутствие контроля и своевременного учета поступления товаров на склад может возникнуть пересортица запасов или утеря товарно-материальных ценностей, что приведет к убыткам предприятия
Характеристики информационного потока
Информационный поток в логистической системе характеризуется следующими параметрами:
Источник информации – это лицо, которое формирует сообщения, необходимые для организации логистических операций и адресованные получателю информации.
Направление информационного потока характеризует его связь с соответствующим материальным потоком.
Например, товарно-сопроводительные документы следуют вместе с грузом от отправителя получателю в одном направлении, соответственно такой информационный поток характеризуется прямым направлением. А последующее сообщение грузополучателя о получении груза, адресованное отправителю, характеризуется обратным направлением.
Периодичность информационного потока определяет частоту поступления определенной информации о процессе. Информационные потоки с установленной периодичностью являются детерминированными, такие информационные потоки можно прогнозировать и легко управлять ими. В противном случае, когда информация поступает неритмично, управляемость системой снижается, могут возникать сбои в логистических процессах
Готовые работы на аналогичную тему
Носитель информации характеризует объект, с помощью которого передается информация о процессе, способный достаточно длительное время сохранять эту информацию. В настоящее время широко используются цифровые носители информации, в этом случае информация передается в форме цифрового кода по средствам сети интернет. Наряду с электронными документами используются и бумажные носители информации (сопроводительные документы, контракты и прочее). Эффективность бумажного документооборота существенно ниже электронного и обуславливает необходимость большого числа дополнительных перемещений носителя информации (например, доставку подписанного контракта от одного контрагента другому). В связи с этим в настоящее время на предприятиях внедряются специальные логистические информационные системы (ЛИС) и системы электронного документооборота (СЭД), которые позволяют оцифровать максимальный объем информации с высокой надежностью и сохранностью.
Классификация информационных потоков
В зависимости от характеристик информационных потоков можно выделить различные их виды.
В зависимости от уровней иерархии источника и получателя информации:
По отношению к логистической системе:
По виду носителя информации:
По целевому назначению:
По отношению к материальному потоку:
Параметры информационных потоков
Классификация материальных потоков
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Логистические задачи
o Создание комплексных интегральных систем управления различными видами потоков для достижения стратегических целей;
o Согласованность применения различных инструкций в производственной сфере и сфере обращения;
o Возможность постоянного совершенствования при использовании различных логистических инструментов. Все глобальные задачи имеют временную характеристику и любые изменения внешней среды могут повлиять на развитие логистических систем как в положительную и отрицательную стороны;
o Увеличение срока хранения готовой продукции при ухудшении качества готовой продукции или других материальных ценностей, ухудшающих потребительские характеристики товара, а следовательно снижение спроса, следовательно изменение экономико-финансового результата;
o Сокращение времени перевозок;
o Рациональное и грамотное использование транспортных баз;
o Изменение скорости реакции на потребительские предпочтения;
o Осуществление сквозного контроля за выполнение всех логистических задач;
o Разработка и постоянное совершенствование различных способов, методов и методологии управления потоками;
o Многовариантное прогнозирование событий;
o Формирование стандартизированного и унифицированного набора логистических операций;
o Выявление центров потерь различных видов потоков;
o Применение наиболее рациональных, современных, инновационных и экономико-прибыльных инструментов, использующихся в логистическом процессе;
o Выявление несоответствий между логистическими цепями предприятий и потребностей рынка;
Объектом логистического процесса является логистический поток.
1. Материальный поток – находящийся в движении набор или комплекс материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, которые непосредственно применяются в логистических операциях и которые связаны с функциями погрузки, разгрузки, хранения, укрупнения, и производственной обработки;
Виды/части материального потока:
· Внутри обрабатывающий (производственный);
· Конечно исходящий поток (готовая продукция или готовый полуфабрикат);
Незавершенное производство – продукция, не прошедшая все стадии производственной обработки или продукция, которая не имеет возможности выхода за пределы предприятия в следствии невыполнения каких-либо операций, с помощью которых она приобретает законченный вид.
Готовая продукция – продукция, прошедшая все стадии производственного цикла, а также технологического контроля и готовая к использованию и эксплуатации целевым потребителем.
Показатели материального потока:
· Начальная точка – отдел закупок или поставщик;
· Конечная точка – отдел продаж или склад;
· Промежуточная точка – точка, в которой продукция имеет возможную модернизацию и видоизмененный материальный поток. Может служить контрольной – производство (цех, отдел);
· Мощность потока (интенсивность) – количество разово перевозимых единиц товаров;
· Номенклатура и ассортимент;
· Габариты и весовые характеристики;
· Физико-химические свойства, функциональная организация и эстетические характеристики;
· Наличие тары и упаковки.
Материальный поток – основной поток на предприятии, а информационные, людские, финансовые потоки могут рассматриваться в качестве вспомогательных и подчиняющихся ему.
· По отношению к логистической системе:
o Внутренние потоки (не выходят за пределы логистической систем);
o Внешние потоки (выходят за пределы логистической системы);
o Входящие (поступают в логистическую систему из вне);
o Одно продуктовые (простые) – имеется один вид товара;
o Много продуктовые (сложные) – несколько видов товаров, продукции;
· По степени непрерывности:
· По степени равномерности:
· По ритмичности во времени:
o Ритмичный (синхронизированный во времени поставки и сроков в соответствии с запланированным графиком);
· По характеру перевозимых товарно-материальных ценностей:
o Тяжеловесные (более 100 кг);
2. Информационный поток – совокупность информационных сообщений, циркулирующих в логистической системе между логистическими элементами, а также элементами внешней среды, которая необходима для принятия управленческих решений и функций, связанных с выполнением логистических операций.
Объектом информационного потока является информация (полезные для системы сведения);
Первичная информация – информация, полученная в результате опросов, интервью, наблюдений, выделения групп.
Вторичная информация:
· Внутренняя – получена от сотрудников предприятия на собраниях компании;
· Внешняя – получена из НПА, из баз данных, статистических источников, из выставок, конференций, ярмарок.
Информационный поток может опережать материальный, может идти параллельно или совместно, после него. При это материальный поток может идти в одну сторону с материальным потоком так и в противоположную.
· Опережающий информационный поток во встречном направлении (информация о ценах);
· Опережающий инфо поток в прямом направлении (сообщение о предмете груза);
· Одновременно с материальным потоком;
· После материального потока (информация о приемке, претензии, подтверждении оплаты).
· Конечный пункт или получатель;
· Промежуточные точки потока;
· Объем выдаваемой и получаемой информации.
Что такое информационные потоки? Схема информационных потоков. Классификация информационных потоков
Все большее количество российских бизнесов начинает изучать проблематику, связанную с информационными потоками. Что это за явление? Какое значение информационные потоки имеют для развития организаций? Каковы особенности применения методологии их изучения для предприятий разных отраслей?
Практическая значимость информационных потоков
Для того чтобы повышать эффективность выпуска товаров, а также их качество, осваивать производство новых типов и внедрять продвинутые технологии, руководители компаний задействуют широкий спектр научных и прикладных методов.
Информационные потоки в организации в значительной мере способствуют проведению качественной работы управленцев по всем отмеченным направлениям.
Исследуя их, компании могут успешно решать проблемы, связанные с эксплуатаций имеющихся производственных ресурсов.
Применение информационных потоков на производстве
Рассмотрим, посредством каких механизмов задействуются информационные потоки на предприятии. Как правило, компании стараются выстраивать их в системных проекциях. Основой для формирования которых выступают информационные ресурсы (имеющие как внутрикорпоративное, так и внешнее происхождение).
Типичная модель информационных потоков в компании, как мы уже сказали выше, отражает заинтересованность руководства предприятия в повышении качества менеджмента. Ее выстраивание подразумевает решение следующих основных задач:
Конкретный алгоритм выстраивания модели зависит, как правило, от отраслевой специфики компании. В некоторых сегментах обмен информацией как внутри корпорации, так и с внешним рынком может быть затруднен в силу секретности или же технологических затруднений в компилировании данных в файлы и последующей их передаче адресату.
Виды информационных потоков
Общепринятых критериев классификации, которые бы позволили однозначно назвать виды информационных потоков, в современной российской маркетинговой школе пока не выработано. Слишком много проблемных аспектов, отражающих изучение данных. Однако в среде экспертов достаточно распространена модель, подразделяющая потоки на типы в зависимости от характера информации. Так, они могут быть:
Задействование потоков как конкурентного инструмента
Если в компании внедрена корректно функционирующая система информационных потоков, то это может стать значимым конкурентным преимуществом фирмы. В каких аспектах?
Прежде всего в управлении технологическими процессами. Когда ответственные сотрудники компании соответствующим образом снабжаются нужной информацией, это позволяет им эффективнее оптимизировать те или иные этапы производства. Получаемые специалистами сведения позволяют выявлять наиболее значимые с точки зрения рентабельности бизнеса технологии, а также внедрять те, что с высокой вероятностью могут таковыми стать.
Владея необходимыми данными, корпоративные структуры управления персоналом имеют в руках инструмент, позволяющий организовать работу внутрикорпоративных структур эффективнее.
Еще один конкурентный фактор, который компания может получить, используя в своей работе информационные потоки, заключается в лучшем распределении финансовых и материальных ресурсов.
Практика информационного менеджмента
Данные, извлекаемые из внутрикорпоративных документов и прочих имеющих признаки достоверности источников, загружаются в информационную систему (условимся, что она в компании уже есть). После чего сведения анализируются и принимается решение, как именно задействовать документы. Если они носят характер предписывающих (например, являются инструкциями), то менеджеры могут посчитать нужным внести в них корректировки или же, наоборот, оставить без изменений. Если это, скажем, бухгалтерские бумаги, то соответствующие выводы по ним могут быть переданы в финансовый отдел для последующего анализа и составления отчета.
Сетевые технологии
Ряд экспертов называет основным критерием качества функционирования корпоративной информационной системы задействование сетевых технологий. Что здесь имеется в виду?
Сетевые технологии, безусловно, полезны также и с точки зрения выстраивания взаимоотношений между компанией и внешними игроками, которые, к слову, также могут быть генераторами сведений. Внешние информационные потоки, исходящие, к примеру, в виде обращений покупателей или коммерческих предложений от других организаций, во многих случаях являют собой данные, имеющие прикладную значимость.
Например, получив от клиентов некую совокупность запросов о выпуске товаров с характеристиками, которые пока не свойственны для выпускаемой продукции, менеджмент фирмы может принять решение запустить эти изделия в производство. Поскольку их хочет видеть на прилавке покупатель, сообщивший о своих пожеланиях посредством предусмотренного компанией информационного канала. Умение общаться с клиентами также можно причислить к конкурентным преимуществам в бизнесе.
Критерии качества информации
Рассмотрев, как формируются внешние и внутренние информационные потоки, мы можем изучить критерии, определяющие качество сведений, поступающих во внутрикорпоративный оборот. К таковым эксперты причисляют:
О контроллинге
Ряд экспертов вкладывают в термин «контроллинг» дополнительный смысл. В частности, есть мнение, что это деятельность, связанная не только с анализом качества информации, но также и интерпретации ее, выявления аспектов, влияющих на прикладную значимость сведений. Кроме того, есть специалисты, сводящие значение термина «контролллинг» только лишь к деятельности финансово-хозяйственных структур предприятия. То есть, по их мнению, вся информация, что есть в обороте внутри фирмы, должна, в конечном счете, использоваться в целях оптимизации прибыли и расходов. Любая схема информационных потоков в соответствии с этой концепцией должна анализироваться на предмет влияния на рентабельность бизнеса.
Есть эксперты, несколько сужающие функции специалистов, занимающихся контроллингом. В их теории эта деятельность должна ограничиваться только лишь сбором информации от разных генераторов и распределением ее в компетентные отделы. В некоторых случаях контроллерами может формироваться оптимальная, по их оценке, структура информационного потока, формат его преподнесения. Анализом же ее и интерпретацией, полагают эксперты, должны заниматься структуры, специализирующиеся на том или ином направлении работы предприятия.
Ценность управления информационными потоками
Попробуем определить, в каких аспектах выражается набольшая ценность управления информационными потоками. Условимся при этом, что контроллинг занимает в этом процессе одну из центральных функций (а не только в части сбора данных и их структурирования).
Работа с информационными потоками, равно как и контроллинг (при условии достаточной глубины его использования) позволяет обнаружить в бизнесе слабые места. Совершенствуются отдельные производственные связки, продукция фирмы становится лучше и конкурентоспособнее.
Работа с информационными потоками предполагает концентрацию ресурсов компании (не только материальных, но и кадровых), выявления наиболее сильных сторон в бизнес-модели, нахождения новых источников повышения конкурентоспособности, внедрения инновационных, ранее не опробованных в компании механизмов организации производства.
Использование информационных потоков в логистике
В каких еще сферах активно используются информационные потоки? В логистике однозначно. Чем это может быть обусловлено?
Эксперты полагают, что эффективное управление материальными потоками непосредственным образом зависит от качества обработки информации, которая обращается в логистических системах.
Здесь многое зависит от уровня знаний, которым обладают менеджеры и специалисты, проводящие соответствующий анализ.
Прежде всего, отмечают эксперты, на уровне методов и принципов. С технологической точки зрения логистический информационный поток вполне может быть исследован традиционными инструментами. Но то, как их корректно задействовать в методологическом аспекте, российская логистика еще только учится понимать, полагают эксперты.
Что не является параметром информационного потока
Современное состояние логистики много в чем определяется бурным развитием и внедрением во все сферы информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций и систем была бы невозможной без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько велико, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами. Эту функциональную область логистики часто называют компьютерной.
Информационная логистика организовывает поток данных, которые сопровождают материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Она охватывает управление всеми процессами перемещения и складирования реальных товаров на предприятии, позволяя обеспечивать своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, комплектации, качестве с точки их возникновения в точку потребления с минимальными расходами и оптимальным сервисом.
Информация выступает двигателем деятельности логистической системы и держит ее открытой – способной приспосабливаться к новым условиям. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики выступает понятие информационного потока.
В общем виде информационный поток является перемещением в некоторой среде данных, выраженных в структурированном виде.
С точки зрения логистики информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями.
Увеличение роли информационных потоков в современной логистике обусловлено такими основными причинами:
– для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;
– с позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса;
– информация увеличивает гибкость логистической системы относительно того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
В логистике выделяют такие виды информационных потоков.
1. В зависимости от вида систем, которые связываются потоком:
– горизонтальный, которой принадлежит одному уровню иерархии логистической системы;
– вертикальный – от верхнего уровня логистической системы до нижнего.
2. В зависимости от места прохождения:
– внешний, который циркулирует между логистической системой и внешней средой;
– внутренний, который циркулирует внутри логистической системы или ее отдельного элемента.
3. В зависимости от направления по отношению к логистической системе:
4. По виду носителя информации;
– на бумажных носителях;
– на электронных носителях и т.д.
5. В зависимости от назначения:
Взаимосвязь материального и информационного потоков является очевидной, однако соответствие одного потока другому является условным. Собственно говоря, содержание материального потока, как правило, отображают данные информационного потока, но по временным параметрам они могут не совпадать. На практике в логистических системах материальные и информационные потоки нередко опережают или опаздывают по отношению друг к другу. Векторное соответствие материальных и информационных потоков также имеет специфическую особенность, которая состоит в том, что они могут быть как однонаправленными, так и разнонаправленными:
– опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
– опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о будущем прибытии груза;
– одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
– вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приема груза по количеству или по качеству, различные претензии, подтверждения.