что такое dia в параметрах колесных дисков
DIA диска — что это
Автовладельцы могут столкнуться с такой ситуацией, когда внешне схожее колесо с другой машины, невозможно установить на ступицу. Слишком маленький диаметр центрального отверстия (ЦО). А, в иных случаях, ЦО бывает намного больше необходимого. Оба варианта несоответствия являются нежелательным. Чтобы исключить расхождение, следует руководствоваться при выборе колёс таким параметром, как DIA диска. Что это за техническая норма, где её искать, на что она влияет и как правильно подобрать колесо к ступице? Об этом вы узнаете из нашего материала.
Что такое DIA колесного диска
DIA – это размер центрального отверстия (ЦО) колёсного диска. Несмотря на кажущуюся простоту, от размера этого параметра многое зависит. Диаметр ЦО на различных марках авто может отличаться, так как автомобиль проектируется под определённые эксплуатационные характеристики. То-есть, параметры одной машины, могут существенно отличаться от параметров другой.
Колесо — это основной элемент транспортного средства. Поэтому, его конструкционные особенности тоже могут быть разными, обеспечивая автомобилю заводские характеристики. Параметр DIA, может иногда обозначаться литерой «D». Его можно найти в инструкции по эксплуатации, в таблице «Технические характеристики», раздел «Колёса».
Ещё, его наносят на сам диск, вместе с другими параметрами. Например, 4*108/6J/DIA 63,3/R15. Если информации нет, придётся воспользоваться штангенциркулем и самостоятельно замерить диаметр ЦО. Во всех дисках, диаметр указывается в мм.
Иногда, одни и те же диски выпускаются для разных моделей автомобиля. Например, на ВАЗ-1117/1118/1119 Калина (04-), со стандартной разболтовкой 4×98, параметр DIA 58 мм, а для ВАЗ 2101-2107 Жигули/Лада с той же разболтовкой 4×98 — DIA равен 60 мм.
Почему важно правильно подобрать DIA при выборе дисков
Что будет, если неправильно подобрать параметр DIA? В этом случае, диск может неправильно встать в посадочное место ступичного цилиндра. Как следствие, появится вибрация на рулевом колесе от динамического и статического дисбаланса колеса. Это гарантировано происходит, если неправильно ставить неоригинальные диски. Перед покупкой и установкой, следует узнать заводской параметр DIA. Производитель допускает небольшое отклонение от нормы:
При соответствии, диск имеет возможность правильно отцентроваться на ступице и выполнять свои функции согласно конструкционным характеристикам. Какие последствия могут выскочить, в случае пренебрежения параметром DIA:
Перечень этих причин возникает при неправильной отцентровке диска на ступице, если неверно подобрано ЦО. Иногда, многие автовладельцы напрасно грешат на некачественную балансировку в шиномонтаже, и возвращаются скандалить к мастерам. Это может быть вина самого владельца, поставившего колёса несоответствующего параметра DIA.
Центрующие кольца
Чтобы охватить большее число покупателей и сократить издержки производства, многие производители выпускают диски с заведомо большим ЦО. В основном, это относится к литью. На штамповках, параметр DIA сохраняет заводской размер.
Чтобы обеспечить отцентровку дисков на ступицах, после их покупки, автовладельцам предлагается приобрести центрующие кольца. Это своего рода переходные втулки, которые могут быть изготовлены из пластика или металла. Кольца из полимеров мене крепкие. Однако, они не поддаются окислению, что практично при зимах в РФ. Все кольца (втулки) имеют различную толщину. Поэтому, автовладельцу предстоит самостоятельно сделать арифметические расчёты, чтобы идеально подогнать новые диски к ступице. Это будет не сложно.
Если конструкцией предусмотрено оснащение автомобиля легкосплавными дисками, то на заводе устанавливают «литьё» без центрующих колец, в строгом соответствии с заводским DIA. Покупая оригинальные диски из алюминия, втулки не потребуются.
Если вы собрались приобрести именно стальные диски, обязательно обратите внимание на диаметр ЦО. Даже при незначительном отклонении более +/- 0,1 мм, последствия будут критичны, а центрующие кольца для штамповок не предусмотрены. Возможно, поиски и высчитывание DIA потребуют от вас времени, но это окупится длительным ресурсом шин и рулевого управления. Как говорят специалисты — не стоит экономить на двух вещах, это на колёсах и тормозах.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Размер колесных дисков — как обозначается, как подобрать
О центральном отверстии диска
Время на чтение: 5 минут
Актуальный вопрос среди автомобилистов: «что такое DIA на дисках?». Чтобы обеспечить дальнейшую эксплуатацию транспортного средства, необходимо сделать правильный подбор колесных конструкций. Ведь от их свойств зависит безопасность дорожного движения. С нарушением всех показателей колесной базы портится механизм, а также ухудшается управляемость транспортного средства.
DIA: что означает при выборе дисков
Когда речь заходит о приобретении новых комплектующих, обойтись без советов специалистов достаточно сложно. Выбирая конструкции для своего авто, многие даже не знакомы с основными параметрами. Поэтому, прежде чем установить комплектующие на свой автомобиль, необходимо изучить все показатели транспортного средства, указанные в техническом паспорте завода-производителя.
В их список прежде всего входит вынос, PCD, DIA, ширина изделия и др. Немаловажную роль играет маркировка колес. Ее показатель обычно указывается на этикетке или в техническом паспорте. Данная информация отображается для всех видов конструкций в стандартном формате.
Прежде чем грамотно прочитать маркировку, автовладелец должен разобраться, что может значить определенный термин:
Вылет диска делят на положительный, отрицательный и нулевой. В последнем варианте происходит определение привалочной плоскости изделия между серединой конструкции. Если они совпадают друг с другом, то вид колеса считается нулевым.
Иногда бывает так, что показатель вылета меньший, тогда конструкция будет некрасиво выпирать снаружи транспортного средства. Однако некоторым автомобилистам нравятся широкие комплектующие. Поэтому они выбирают первый вариант. Во втором случае все выглядит иначе: чем больше значение ЕТ, тем плотнее конструкция садится внутрь машины.
PCD означает диаметр окружности центров отверстий колесного диска. Данный показатель определяет расположение крепежных отверстий колесной разработки.
Часто новички и даже опытные водители не могут расшифровать обозначения, указанные на автомобильных колесах. Чтобы не допустить ошибок при выборе покрышек, необходимо внимательно изучить все показатели. Что такое DIA на дисках — это диаметр центрального отверстия. На многих производимых литых дисках, чтобы придать автомобилю презентабельный вид, диаметр центрального отверстия DIA делается большим. Для грамотного выбора размера ступицы авто специалисты рекомендуют определиться переходным кольцом или втулкой.
Посадочное отверстие конструкции
Посадочный диаметр обода колеса выглядит следующим образом — 7.5 j x16 H2 5/112 ET 35 d 66.6:
Можно ли ставить комплектующие с большим центральным отверстием
Вопрос о том, какое влияние оказывает ЦО на автомобильных дисках, остается актуальным как среди новичков, так и водителей со стажем. Диск, имеющий универсальный центральный диаметр, продается во всех магазинах, а также онлайн-ресурсах. Современные разработки, которые имеют большое центральное отверстие, подходят под многие модели.
Основной причиной, почему оригинальные автомобильные разработки стоят заметно дороже своих даже самых качественных неоригинальных аналогов, являются предъявляемые им требования автопроизводителей.
Что такое ЦО на дисках авто
Многих интересует вопрос, что такое центральное отверстие диска. Данный показатель определяет немало параметров. От этой величины зависит управляемость по авто по ледяному/мокрому асфальту. При выборе дисков для авто DIA определяется как характеристика колеса. Иногда данный показатель производители могут обозначать как D. Некоторые автовладельцы покупают большие крепежные болты, которые не ставятся на конструкции. Все эти нюансы следует учесть, чтобы обеспечить безопасность водителя/пассажира.
Что делать, если ЦО конструкции больше, чем ЦО ступицы
Диаметр центрального отверстия диска должен совпадать с параметрами диаметра посадочного цилиндра там, где находится ступица. За последние годы многие производители начали выпускать одинаковые разработки сразу для нескольких автомобильных марок. Следовательно, приобретая новые комплектующие для транспортного средства, нужно определить соответствие этого параметра.
Что такое ступичное отверстие колеса
Для каждой машины существуют допустимые параметры, которые нужно учитывать прежде чем покупать аксессуары или комплектующие. Например, важную роль играет параметр посадочных диаметров колес. Показатели могут значительно отличаться друг от друга. Определить точное значение возможно лишь по этикетке.
Автомобилистов часто интересует вопрос, что такое Dia в параметрах автомобильных колесных дисков. Вышеупомянутые требования производителей колесных изделий к выпускаемым под их брендом автомобильным колесам касаются не столько внешнего вида, сколько их качества.
Таким образом, при определении PCD необходимо учесть все характеристики транспортного средства. В основном крепежные отверстия покрышек поступают на продажу с большим показателем.
Без белых пятен: читаем маркировку дисков как профессионалы (+ВИДЕО)
Подбор дисков становится простым, когда поймёшь, что означают буквы и цифры в их маркировке. Запускайте ролик, чтобы узнать о разболтовке, посадочной ширине, вылете и других, более специфических, параметрах, которые используют в маркировке колёсных дисков. Если смотреть неудобно, переходите к тесту под роликом.
Присоединяйтесь к нам в Instagram, Facebook, ВКонтакте или Одноклассниках, чтобы быть в курсе новостей, конкурсов, скидок и акций. Больше интересной информации о шинах и автомобилях – на нашем YouTube-канале.
Основная маркировка
«6.0» в маркировке «6.0Jx15» – это посадочная ширина диска, она измеряется в дюймах, а «15» – это посадочный диаметр, он также измеряется в дюймах. Эти величины нельзя путать с физическими размерами диска, поскольку физические размеры диска будут больше за счёт внутренней и внешней бортовых закраин.
«4» в маркировке «4×100» – это количество болтов, которые используют для крепления колеса к ступице, а «100» – это диаметр, на котором находятся эти отверстия относительно центральной оси вращения диска. Ещё этот параметр называют PCD, а измеряют его в миллиметрах.
Комбинацией букв и цифр «ET50» маркируют вылет диска – расстояние между плоскостью, которой диск прижимается к ступице (привалочной плоскостью), и осью симметрии диска. Ось симметрии диска – это воображаемая линия, которая проходит по всей длине окружности диска и делит его пополам. Вылет измеряют в миллиметрах, а бывает он положительным, нулевым и отрицательным. Чем больше значение «ET», тем глубже диск будет утоплен в колёсную арку. А чем меньше вылет, тем больше диск будет выступать наружу.
Маркировка «d60.1» не всегда есть на самом диске, но для обывателя она важна. Этот параметр иногда обозначают как «DIA». Как бы там ни было, «60.1» – это диаметр центрального отверстия диска со стороны привалочной плоскости. Измеряют его в миллиметрах. В нашем случае он равен 60,1 мм. Допустимо приобретать диски с диаметром центрального отверстия большим, чем рекомендует производитель автомобиля. Тогда для установки диска на автомобиль используют специальные пластиковые центрирующие кольца. Самодельные металлические кольца использовать нельзя.
Вспомогательная маркировка
Некоторые обозначения на дисках несут нагрузку только для профессионалов – для тех, кто продаёт диски и занимается шиномонтажом.
Например, буква «J» в маркировке «6Jx15» обозначает форму бортовых закраин. Бывают и другие варианты: «JJ», «JK», «K», «B», «P», «D». Отличие между ними в закруглениях, размерах и углах наклона бортовых закраин диска. Символы «H2» обозначают форму хампов – кольцевых выступов на посадочных полках диска. Бывают и такие варианты: «H», «FH», «FH2», «CH», «EH2» и «EH2+». Отличаются они конструкцией. В большинстве случаев маркировка будет именно «J» и «H2».
Помимо этого, на диске можно найти маркировку максимальной нагрузки в килограммах или фунтах, дату производства, страну производства, название бренда, отметки для контролирующих органов и, например, кодовый номер модели.
Помощь в подборе
За профессиональной консультацией при подборе дисков обращайтесь к специалистам компании «Автосеть» – лидеру шинного рынка Беларуси, по данным Международного агентства MASMI Research Group за 2018 год.
Бесплатно доставляем шины и диски по всей Беларуси.
Что делать, если DIA дисков не подходит на ступицу машины
Какие параметры нужно знать при подборе дисков?
На первый взгляд может показаться, что выбрать новый диск для своего колеса несложно. Но потом вы сталкиваетесь с обозначениями следующего типа: 4*108, 6S ET47, Dia 62.5, R17. Да, именно в таком виде указываются все технические характеристики. Потому что у дисков существует множество параметров, которые нужно учитывать при покупке. Что они в себя включают?
Если эти нюансы кажутся излишними, то помочь вам смогут в любом колесном магазине. Если же вы хотите разобраться во всех деталях сами, попробуем понять, что собой представляет диаметр центрального отверстия диска. Что же это?
Что надо знать при покупке дисков и шин для легкового автомобиля?
При покупке дисков для легкового автомобиля необходимо знать несколько параметров:
1. Диаметр диска (D) ( в дюймах).
2. Ширина диска (B) ( в дюймах).
3. Диаметр центрального отверстия (DIA) (в мм.).
4. Вылет (ET) (в мм.).
Эту информацию можно посмотреть в инструкции по эксплуатации на Ваш автомобиль или по дискам, которые были установленны на заводе.
После того как Вы выбрали диски к ним надо купить шины летние или зимние, в зависимости что Вам надо.
Здесь выбор осуществляется по 3 параметрам, два из них жёсткие: это внутренний диаметр шины и ширина шины, должны строго соответствовать размерам диска, а вот высота профиля позволяет небольшие вариации. Но и здесь лучше придерживаться заводского размера шины, что бы не искажались показания спидометра и пробега.
Система обозначений автомобильных дисков, шин, а также таблица соответствия размера шины- размеру диска приведены ниже.
Система обозначения автомобильных дисков
. Например: 5,5Jx14H2 ET49 PCD:4/100 d 56.6 5.5 — Ширина диска в дюймах (B).
14 — Диаметр диска в дюймах (D).
4/100 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 4. Диаметр, на котором они расположены, называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм.
PCD — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах). Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля): — у дисков с 5 (пятью) крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние между центрами дальних отверстий нужно умножить на коэффициент 1.051. — у дисков с 4 (четырьмя) крепёжными болтами (или гайками): значение PCD равно самому расстоянию между центрами дальних отверстий.
ET 49 — Вылет (или вынос) диска, измеряется в мм. и в нашем случае он равен 49 мм. Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Вылет «положительный», если привалочная плоскость не переходит за воображаемую плоскость. Вылет «отрицательный», если привалочная плоскость переходит через воображаемую плоскость d 56.6 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 56.6 мм.
hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины. В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская разгерметизацию колеса. Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для центровки на ступице используют переходные кольца.
Система обозначения автомобильных шин
На рисунке выше показана шина с маркировкой
185/70 R14 92T, где: 185 — это ширина шины в мм. 70 — это отношение высоты профиля шины к её ширине в процентах (на данной шине это 70%). Чем меньше этот показатель, тем шире шина смотрится и тем «приземистее» и динамичнее автомобиль. Если этот показатель отсутствует (например: 185/ R14), то это соотношение равно 80-82% и шина называется «полнопрофильной». Начиная с 80% и ниже, этот показатель обязательно входит в обозначение шины. R — означает радиальную конструкцию шины (иногда указывается дополнительно Radial). Легковые шины с диагональной конструкцией уже практически не выпускается. 14 — диаметр диска в дюймах, т.е. внутренний диаметр шины. 92 — индекс нагрузки шины. Этот условный показатель определяет максимальную нагрузку на шину.
T — индекс скорости. Этот условный параметр определяет максимально допустимую скорость движения автомобиля, разрешённую при использовании данных шин.
Что такое диаметр центрального отверстия диска?
Это отверстие в середине диска, которое, несмотря на свою кажущуюся простоту, определяет немало параметров автомобиля. В списке характеристик колеса он обычно отмечен как Dia или просто D. Не стоит путать его с обозначением ПСД, которое указывает величину крепежных отверстий. Диаметр центрального отверстия диска должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Зачастую одни и те же диски выпускают сразу для нескольких автомобильных марок, поэтому перед покупкой нужно обязательно проверять соответствие этого параметра техническим характеристикам изготовителя. Диск может неправильно встать, неплотно держаться, из-за чего вы будете постоянно ощущать вибрации и неровный ход колеса. Еще лучше покупать оригинальные запчасти. Если же такой возможности нет, то внимательно изучите варианты размера центрального отверстия. Обычно позволяется отклонение в 2-5 мм на литых дисках и 0,01 мм на штампованных.
Как подобрать колесные диски по параметрам?
Возможность установки диска на конкретный автомобиль определяется несколькими числовыми параметрами.
Например, характеристика диска может иметь следующий вид: 7J R17 PCD5*112 ET45 d57,1
J | 7 | ширина колесного диска в дюймах. |
R | 17 | диаметр диска в дюймах. |
PCD | 5 | количество крепежных отверстий. |
PCD | 112 | диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия в миллиметрах. |
ET | 45 | вылет колесного диска в миллиметрах. |
d | 57,1 | диаметр центрального отверстия в миллиметрах. |
Как правило, производители автомобилей предоставляют рекомендованные характеристики колесных дисков. Подвеска автомобиля проектируется под диски с определенными параметрами. Поэтому если Вы хотите избежать возможных проблем в будущем, то найдите диски, все 6 характеристик которых соответствуют параметрам, указанным автопроизводителем.
Отмечу, что на практике при покупке колесных дисков может возникнуть следующая проблема. Диски у официальных дилеров стоят дороже, чем похожие диски в специализированных магазинах, продающих шины и диски. Однако диски у дилеров строго соответствуют рекомендованным параметрам, а диски в автомагазинах могут отличаться по одной или нескольким характеристикам. Что делать в этом случае?
1. Купить дорогие диски у дилера и не забивать голову их параметрами.
2. Попробовать найти диски, которые строго соответствуют требуемым параметрам, в автомагазинах. На эту задачу придется потратить чуть больше времени, однако решить ее вполне реально.
К сожалению, вероятность найти диски с требуемыми характеристиками в первом попавшемся магазине довольно небольшая, т.к. существует огромное количество разных комбинаций. Однако всегда остается возможность заказать подходящий вариант через интернет-магазин, где проблем с ассортиментом не наблюдается.
3. Купить диски, отличающиеся одним или нескольким параметрами.
Например, можно купить диски большего или меньшего диаметра. Можно купить диски, имеющие больший размер центрального отверстия, другой вылет или большую ширину.
Единственный параметр, который изменить не удастся, — PCD, т.к. посадочные отверстия диска должны строго соответствовать посадочным отверстиям на автомобиле.
Еще раз подчеркну, что использование дисков с параметрами, отличающимися от рекомендованных, может привести к техническим неисправностям автомобиля. Так что подходите к вопросу с умом.
Вернемся к колесным дискам. В среднем диски меньшего размера стоят дешевле, чем диски большего размера.
Например, на практике может оказаться дешевле купить зимнюю резину и дополнительный комплект дисков диаметром 16 дюймов, чем комплект зимней резины 17 дюймов без дисков.
Примечание. В тексте этой статьи для сравнения будут приводены цены для колесных дисков размером 14 дюймов, актуальные в 2019 году.
На какие параметры влияет центральное отверстие?
Производители современных колесных дисков сталкиваются с огромным количеством марок и моделей с разными параметрами. Естественно, выпускать диски индивидуально под каждую машину было бы бессмысленно и очень затратно. Поэтому компании идут по пути наименьшего сопротивления: они выпускают колеса с максимально возможным центральным отверстием. И это не очень хорошо сказывается на поведении автомобиля, особенно на больших скоростях. На какие еще параметры влияет это отверстие?
Что делать, если центральное отверстие диска больше диаметра ступицы?
Все продавцы дисков рекомендуют перед покупкой проверять их на машине, при этом желательно проехать на них хотя бы небольшой отрезок пути. Еще лучше разогнаться до скорости 60-80 км/ч, чтобы точно понять, как ведут себя новые колеса. Поставить на автомобиль диски с центральным диаметром меньше диаметра ступицы сложно. Можно ли ставить колеса с большим диаметром? Конечно же, лучше всего подбирать отверстие идеально подходящее именно под ваш автомобиль. Если же такой возможности нет, то вы можете установить так называемый универсальный диск, с большим центральным отверстием. Для этого необходимо приобрести комплект переходных колец, которые будут компенсировать разницу между ступицей и диском. Внимательно следите за тем, чтобы они не повреждались во время монтажа шин, и чтобы их все время ставили обратно после сезонной смены колес. При примерке дисков не забывайте следить, не остались ли кольца на ступице от предыдущих дисков.
Маркировка дисков
Штампованные и литые диски для легковых автомобилей имеют одно и то же стандартное обозначение (маркировку). Сертификация дисков на территории стран ЕС осуществляется согласно UN/ECE 124.
В качестве примера можно расшифровать один из вариантов маркировки колесного диска: 7,5 J х 15 Н2 5х100 ЕТ40 d54.1
Расшифровка данной маркировки будет следующей:
Ширина обода (rim width) Цифра 7,5 в примере маркировке указывает расстояние между внутренними краями обода в дюймах. Этот показатель учитывается при выборе покрышек, т. к. у каждой шины есть определенный диапазон ширины обода. Лучше всего, когда ширина обода находится в среднем диапазона покрышки.
Тип кромки обода (flange) Латинская буква J в маркировке диска обозначает форму закраины обода. Это место, в котором диск соединяется с шиной. Среди наиболее распространенных обозначений для легковых автомобилей встречаются: P, D, B, K, JK, JJ, J. Каждая буква скрывает несколько параметров:
Рекомендуем: Каковы последствия высокого уровня масла в АКПП?
Чаще всего в современных легковых автомобилях встречается закраина в форме J. Полноприводные модели обычно комплектуются дисками с обозначением типа JJ.
Закраины обода колесного диска оказывают влияние на монтаж шины, массу балансировочных грузиков, устойчивость покрышек к смещению в экстремальных ситуациях. Поэтому, несмотря на внешнее сходство дисков JJ и J, нужно отдавать предпочтение той кромке обода, которую рекомендует автопроизводитель.
Разъемность обода Знак “х” говорит о том, что обод выполнен в неразъемном виде и представляет собой единое целое, а знак “-” указывает на то, что он состоит из нескольких комплектующих, и его можно разобрать и собрать. Неразъемные диски отличаются от разборных конструкций легкостью и большей жесткостью.
Колесные диски с ободом “х” предназначены для эксплуатации их с эластичными шинами, что характерно для легковых и небольших грузовых автомобилей. В случае грузовых покрышек, которые отличаются жесткостью, требуются разъемные конструкции дисков. По-другому произвести монтаж шины на колесный диск просто невозможно.
Монтажный диаметр (rim diameter) Монтажный диаметр – это размер посадочного обода колесного диска под шину.
Монтажный диаметр обычно указывается в дюймах (в нашем примере – это цифра 15). В обиходе автомобилисты ещё называют его радиусом диска. При подборе шины этот показатель обязательно должен совпадать с её монтажным размером.
Стандартными значениями монтажных диаметров диска для легковых автомобилей и кроссоверов будут величины от 13 до 21.
Кольцевые выступы или подкаты (hump) Обозначение Н2 расшифровывается следующим образом. Кольцевые выступы (хампы) находятся с 2 сторон диска. Эти подкаты предназначены для фиксации бескамерной шины на колесном диске. Они препятствуют оттоку воздуха в случае внешнего воздействия на покрышку. Применяются и другие обозначения: Н – хамп имеется только с одной стороны, FH – подкат имеет плоскую форму (Flat Hump), AH – у выступа асимметричная форма (Asymmetric Hump) и т. д.
Расположение крепежных отверстий (Pitch Circle Diameter) В маркировке 5х100 первая цифра указывает количество отверстий в колесном диске. Число 100 обозначает диаметр окружности, на которой размещаются крепежные отверстия.
Определить на глаз соответствие размера ступицы и диска не всегда удается. А установка диска 98 вместо 100 может привести к перекосу колеса, что станет причиной биения, а также самопроизвольного откручивания болтов.
Вылет диска (ET, Einpress Tief) Вылет диска представляет собой расстояние между плоскостью прикосновения диска со ступицей и плоскостью, которая проходит через центр поперечного сечения колесного диска. Величина выражается в миллиметрах, а вылет бывает как положительным (ЕТ40), так и отрицательным (ЕТ-30).
Этот показатель должен соответствовать рекомендациям автопроизводителя, иначе в экстренной ситуации, силы, действующие на подвеску, могут разломать диск.
Диаметр посадочного отверстия (hub diameter, DIA) Центральное (ступичное) посадочное отверстие колесного диска указывается в миллиметрах, например d54.1. Диаметр посадочного отверстия в легковых автомобилях колеблется от 50 до 70 мм. Очень важно точно подбирать диск в соответствии с посадочным пояском ступицы автомобиля.
Даже при незначительных отклонениях одного из параметров колесного диска от требований автопроизводителя появляется угроза ускоренного износа шины, что может привести к её разрушению в экстремальной ситуации (высокая скорость, резкое торможение, крутой вираж).
При остановке машины по вине двигателя, можно вызвать эвакуатор, мастера или уехать за помощью на “попутке”. А вот когда на высокой скорости происходит разрыв покрышки или отрывается колесо от ступицы, это создает опасность жизни водителя, пассажирам и другим участникам дорожного движения. Поэтому колеса всегда должны быть в исправном состоянии и находиться под постоянным контролем водителя.
Плюсы и минусы увеличения центрального отверстия
На что влияет центральное отверстие, и изменятся ли технические параметры автомобиля при его увеличении? К положительным сторонам диска с универсальным центральным диаметром можно отнести:
Но не только с плюсами можно столкнуться, если выбрать диск с увеличенным центральным диаметром. Есть у такого выбора и не очень приятные последствия:
Наличие хампов
На колесе используется маркировка с буквой «H». Она отвечает за особенности кольцевых выступов – хампов. Они удерживают бескамерную шину на дисках. В большинстве случаев на колесе размещают два хампа (H2). Если используется одинарный хамп, то дополнительно указывают его форму:
Колеса без хампов применяются только у некоторых ретро-автомобилей, на которых используются покрышки с камерой.
Начинающему автовладельцу легко запутаться в обширных параметрах и технических характеристиках запчастей. По большинству из них есть таблицы для разных марок и моделей авто, по которым можно узнать, например, диаметр ступицы и тип разболтовки. Важно определиться с предпочитаемым типом дисков: выберете ли тяжелые, но недорогие и надежные штампованные диски, или отдадите предпочтение стильному, но дорогому и хрупкому «литью». Оба варианта широко представлены в нашем каталоге – выбирайте новые колеса и в путь!
Диаметр ступицы для разных автомобилей
У каждого автомобиля существует свой перечень допустимых посадочных диаметров колес. Параметры могут меняться, обычно узнать их можно по наклейке рядом с водительским сидением или из технических характеристик машины. Разнообразие диаметров центрального отверстия порой вводит покупателей в недоумение. Отличаются они иногда буквально в 0,1 мм. Единых стандартов нет, поэтому некоторые производители указывают данные более точно, а другие менее. Некоторые уважающие себя производители дисков идут дальше и указывают показатели не 1/20 миллиметра, а до целых 10 мкм, т.е. до 0,01 мм. Какие стандарты приняты для автомобилей самых популярных марок?
Советы специалистов
При покупке колесных дисков специалисты советуют обратить внимание на следующие детали:
Виды конструкций колесных дисков
Конструкция колёсного диска состоит из двух частей: сердцевины и несущего обода. По классификации, они разделяются на камерные и бескамерные шины. Кроме этого, диски различаются по структуре на 3 категории:
В первом случае, стальные: сердцевина и обод — соединяются сварными швами. Литые диски разделить невозможно, эти колёса монолитные Третий вариант — сборные диски. Они могут состоять из 2 или 3 частей: сердцевина, обод и планка. Эти элементы соединяются между собой высокопрочными болтами.
Также, колёсные диски подразделяются по способу крепления к ступице с дисковыми и барабанными тормозами. Исключение для легковых колёс. Ещё один параметр, это парность колёс. То есть, требование производителя установить 2 ската на одну ступицу. Применяется на микроавтобусах г/п свыше 2,5 тонн.
Как оказалось, выбрать колесные диски не просто. Надеемся вы поняли, что следует максимально серьёзно подойти к вопросу покупки колёс. Обладая этими знаниями, вам будет легче разобраться в огромном ассортименте дисков. Стоит помнить, что нарушение требований автоизготовителя, может негативно отразится на эксплуатационных характеристиках машины.
Отзывы о дисках с разными диаметрами центрального отверстия
Несмотря на все тонкости, автомобилистам не стоит особенно волноваться, если диаметр центрального отверстия купленных дисков оказался большим, чем нужно. На поведение машины оказывают влияние совершенно другие характеристики. Большинство автомобилистов пишет, что их езда на дисках с большим диаметром ступичного отверстия никак не сказалась ни на ходе машины, ни на комфортности поездок. Единственная проблема, с которой вы можете столкнуться, – затрудненный монтаж колеса. Если же вы случайно купили диски с меньшим диаметром, то колеса придется «разболтовывать», а это трудоемкая и долгая процедура. Поэтому перед покупкой обязательно поинтересуйтесь у продавца, для каких моделей машин подходит данный товар. Это избавит вас от многих проблем. В остальном же, стоит положиться на профессионалов – они точно знают, как правильно установить колесные диски на вашу машину.
Многие водители пишут, что при неправильной установке (например, если проставочные кольца забыли поставить), могут возникнуть следующие неприятные явления:
Эти побочные эффекты могут возникнуть из-за того, что посадочное отверстие колеса не фиксируется жестко на ступице. Из-за этого автомобиль может начать «водить» из стороны в сторону. Да и потряхивания на скорости выше 80 км/ч тоже никому не доставляют удовольствия. Чтобы понять, в чем именно заключаются неполадки, вам необходимо проверить не только совпадение диаметра центрального отверстия, но и балансировку колес. Возможно, проблема кроется именно в них.
Параметры литых дисков
Посадочная ширина обода — диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина. Допускается отклонение посадочной ширины на 0,5-1 дюйм, однако для низкопрофильных шин оно должно быть минимальным. |
Существует «народный» способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины: ширина протектора шины — 20% = ширина диска ; например 205/70-14 ширина 205 мм — 20%=164 мм делим на 10 ( в 1см = 10 мм)=16,4см делим на 2,5 (1 дюйм=2,5 см)= 6,5 дюймов. Вылет (ЕТ) — расстояние от плоскости колеса, прилегающей к ступице, до плоскости, проходящей через середину посадочной ширины обода (измеряется в миллиметрах). Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. При значительных отклонениях вылета от рекомендуемого шины могут задевать за колесные арки или элементы подвески. Кроме того, установка колес с вылетом, значительно меньшим предусмотренного, приводит к существенному снижению устойчивости автомобиля в поворотах, повышенной чувствительности рулевого управления к дорожным неровностям и неравномерности тормозных усилий.Диаметр центрального отверстия (Cx) — должен соответствовать (с минимальным зазором) диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля (измеряется в миллиметрах). Допускается отклонение его величины в большую сторону. В этом случае для установки колеса используется переходные центровочные кольца.PCD — посадочный диаметр по центрам шпилек (b) — диаметр окружности центров крепёжных отверстий (измеряется в миллиметрах). Эта величина должна соответствовать штатной, иначе невозможно добиться надежной фиксации колеса на ступице. Отклонение даже на 2 мм приведет к перекосу элементов крепления (болтов).
серия | размер авторезины | ширина обода (в дюймах) | ||
рекомендуемые | минимальные | максимальные | ||
R12 | ||||
82 | 125R12 | 3,5 | 3 | 4 |
82 | 135R12 | 4 | 3,5 | 4,5 |
82 | 145R12 | 4 | 3,5 | 5 |
82 | 155R12 | 4,5 | 4 | 5 |
70 | 145/70R12 | 4,5 | 4 | 5 |
70 | 155/70R12 | 4,5 | 4 | 5,5 |
R13 | ||||
82 | 145R13 | 4 | 3,5 | 5 |
82 | 155R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
82 | 165R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
82 | 175R13 | 5 | 4,5 | 6 |
80 | 135/80R13 | 3,5 | 3,5 | 4,5 |
80 | 145/80R13 | 4 | 3,5 | 5 |
80 | 155/80R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
80 | 165/80R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
70 | 135/70R13 | 4 | 3,5 | 4,5 |
70 | 145/70R13 | 4,5 | 4 | 5 |
70 | 155/70R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
70 | 165/70R13 | 5 | 4,5 | 6 |
70 | 175/70R13 | 5 | 5 | 6 |
70 | 185/70R13 | 5,5 | 5 | 6,5 |
70 | 195/70R13 | 6 | 5,2 | 7 |
65 | 155/65R13 | 4,5 | 4 | 5,5 |
65 | 165/65R13 | 4,5 | 4,5 | 6 |
65 | 175/65R13 | 5 | 5 | 6 |
60 | 175/60R13 | 5 | 5 | 6 |
60 | 185/60R13 | 5,5 | 5,5 | 6,5 |
60 | 205/60R13 | 6 | 5,5 | 7,5 |
55 | 195/55R13 | 6 | 5,5 | 7 |
R14 | ||||
82 | 145R14 | 4 | 3,5 | 5 |
82 | 155R14 | 4,5 | 4 | 5 |
82 | 165R14 | 4,5 | 4 | 5,5 |
82 | 175R14 | 5 | 4,5 | 6 |
82 | 185R14 | 5,5 | 4,5 | 6 |
80 | 175/80R14 | 5 | 4,5 | 5,5 |
80 | 185/80R14 | 5 | 5 | 6 |
70 | 165/70R14 | 5 | 4,5 | 6 |
70 | 175/70R14 | 5 | 5 | 6 |
70 | 185/70R14 | 5,5 | 5 | 6,5 |
70 | 195/70R14 | 6 | 5,5 | 7 |
70 | 205/70R14 | 6 | 5,5 | 7,5 |
65 | 155/65R14 | 4,5 | 4 | 5,5 |
65 | 165/65R14 | 5 | 4,5 | 6 |
65 | 175/65R14 | 5 | 5 | 6 |
65 | 185/65R14 | 5,5 | 5 | 6,5 |
65 | 195/65R14 | 6 | 5,5 | 7 |
60 | 165/60R14 | 5 | 4,5 | 6 |
60 | 175/60R14 | 5 | 5 | 6 |
60 | 185/60R14 | 5,5 | 5 | 6,5 |
60 | 195/60R14 | 6 | 5,5 | 7 |
60 | 205/60R14 | 6 | 5,5 | 7,5 |
55 | 185/55R14 | 6 | 5 | 6,5 |
55 | 205/55R14 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
R15 | ||||
82 | 125R15 | 3,5 | 3 | 4 |
82 | 135R15 | 4 | 3,5 | 4,5 |
82 | 145R15 | 4 | 3,5 | 5 |
82 | 155R15 | 4,5 | 4 | 5 |
82 | 165R15 | 4,5 | 4 | 5,5 |
82 | 185R15 | 5,5 | 4,5 | 6 |
80 | 185/80R15 | 5,5 | 4,5 | 6 |
70 | 175/70R15 | 5 | 5 | 6 |
70 | 195/70R15 | 6 | 5,5 | 7 |
70 | 235/70R15 | 7 | 6,5 | 8,5 |
65 | 185/65R15 | 5,5 | 5 | 6,5 |
65 | 195/65R15 | 6 | 5,5 | 7 |
65 | 205/65R15 | 6 | 5,5 | 7,5 |
65 | 215/65R15 | 6,5 | 6 | 7,5 |
65 | 225/65R15 | 6,5 | 6 | 8 |
60 | 195/60R15 | 6 | 5,5 | 7 |
60 | 205/60R15 | 6 | 5,5 | 7,5 |
60 | 215/60R15 | 6,5 | 6 | 8 |
60 | 225/60R15 | 6,5 | 6 | 8 |
55 | 185/55R15 | 6 | 5 | 6,5 |
55 | 195/55R15 | 6 | 5,5 | 7 |
55 | 205/55R15 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
55 | 225/55R15 | 7 | 6 | 8 |
50 | 195/50R15 | 6 | 5,5 | 7 |
50 | 205/50R15 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
50 | 225/50R15 | 7 | 6 | 8 |
45 | 195/45R15 | 6,5 | 6 | 7,5 |
R16 | ||||
65 | 215/65R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
60 | 225/60R16 | 6,5 | 6 | 8 |
60 | 235/60R16 | 7 | 6,5 | 8,5 |
55 | 205/55R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
55 | 225/55R16 | 7 | 6 | 8 |
55 | 245/55R16 | 7,5 | 7 | 8,5 |
50 | 205/50R16 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
50 | 225/50R16 | 7 | 6 | 8 |
50 | 235/50R16 | 7,5 | 6,5 | 8,5 |
50 | 255/50R16 | 8 | 7 | 9 |
45 | 195/45R16 | 6,5 | 6 | 7,5 |
45 | 205/45R16 | 7 | 6,5 | 7,5 |
45 | 225/45R16 | 7,5 | 7 | 8,5 |
45 | 245/45R16 | 8 | 7,5 | 9 |
40 | 215/40R16 | 7,5 | 7 | 8,5 |
40 | 225/40R16 | 8 | 7,5 | 9 |
R17 | ||||
55 | 225/55R17 | 7 | 6 | 8 |
50 | 205/50R17 | 6,5 | 5,5 | 7,5 |
50 | 215/50R17 | 7 | 6 | 7,5 |
45 | 215/45R17 | 7 | 7 | 8,5 |
45 | 225/45R17 | 7,5 | 7 | 8,5 |
45 | 235/45R17 | 8 | 7,5 | 9 |
45 | 245/45R17 | 8 | 7,5 | 9 |
45 | 255/45R17 | 8,5 | 8 | 9,5 |
40 | 215/40R17 | 7,5 | 7 | 8,5 |
40 | 235/40R17 | 8,5 | 8 | 9,5 |
40 | 245/40R17 | 8,5 | 8 | 9,5 |
40 | 255/40R17 | 9 | 8,5 | 10 |
40 | 265/40R17 | 9,5 | 9 | 10,5 |
40 | 275/40R17 | 9,5 | 9 | 11 |
40 | 285/40R17 | 10 | 8,5 | 11 |
35 | 245/35R17 | 8,5 | 8 | 9,5 |
35 | 265/35R17 | 9,5 | 9 | 10,5 |
35 | 335/35R17 | 11,5 | 11 | 13 |
R18 | ||||
50 | 235/50R18 | 7,5 | 6,5 | 8,5 |
45 | 255/45R18 | 8,5 | 8 | 9,5 |
40 | 225/40R18 | 8 | 7,5 | 9 |
40 | 235/40R18 | 8 | 7,5 | 9 |
40 | 245/40R18 | 8,5 | 8 | 9,5 |
40 | 265/40R18 | 9,5 | 9 | 10,5 |
35 | 285/35R18 | 10 | 9,5 | 11 |
35 | 295/35R18 | 10,5 | 10 | 11,5 |
30 | 325/30R18 | 12 | 11 | 13 |
R18 | ||||
40 | 245/40R20 | 9 | 8 | 9,5 |
35 | 275/35R20 | 10 | 9 | 11 |
Например: P215/65R15 89H
«P» означает что это легковая шина (в противоположенность грузовой или какой-либо другой шине). P-метрика является версией США метрической системы классификации шин.
«215» Ширина: Ширина шины в миллиметрах от бока до бока. Эта мерка изменяется в зависимости от ширины обода предназначенного для шины: больше для широких, меньше для узких ободов. Число показывает ширину шины с учетом рекомендованной ширины обода.
«65» Пропорциональность: Отношение высоты профиля к ширине; высота профиля данной шины составляет 65% ее ширины.
«R» Конструкция: Как расположены слои нитей корда в каркасе шины. “R” означает шину с радиальным кордом. “B” вместо “R” означает шину с опаясывающим кордом. “D” вместо “R” означает диагональное расположение нитей корда.
Диагональная конструкция | Радиальная конструкция |
Слои текстильного корда накладываются под острым углом к бортовым кольцам попеременно и перекрестно. Количество слоев корда зависит от размера шины и предельно допустимой нагрузки. В этом случае конструкция боковин шины также является многослойной. | Радиальная конструкция представляет собой каркас, образованный из однослойного текстильного корда, расположенного между бортовыми кольцами под углом 90 градусов к ним.Таким образом, каждая нить корда, формирующая открытый тор, находится под углом 90 градусов к направлению вращения шины. В брекерном слое шины расположены металлокордные ленты, нити корда которых, направлены под острым углом к направлению вращения шины. Эти ленты накладываются попеременно, в несколько слоев.Таким образом, основой упругой конструкции боковины шины является однослойный каркас, а основой конструкции брекерного слоя является жесткий «сэндвич», состоящий из части каркаса и металлокордных лент, нити корда которых, образуют треугольник. |
«15» Диаметр обода: Диаметр диска в дюймах.
«89» Индекс нагрузки: Данная шина имеет стандартный уровень предельной нагрузки в 580 кг. Разные числа соответствуют разным уровням нагрузки. Уровень предельно-допустимой нагрузки выражается в lbs. (футах) и kg (килограмах), а уровень предельно-допустимого давления в PSI (фут на квадратный дюйм) и в kPa (kилопаскалях). Килограммы и килопаскали – метрические единицы измерений.
Индекснагрузки | Предельно допустимаянагрузка на шину в кг | Индекснагрузки | Предельно допустимаянагрузка на шину в кг |
62 | 265 | 87 | 545 |
63 | 272 | 88 | 560 |
64 | 280 | 89 | 580 |
65 | 290 | 90 | 600 |
66 | 300 | 91 | 615 |
67 | 307 | 92 | 630 |
68 | 315 | 93 | 650 |
69 | 325 | 94 | 670 |
70 | 335 | 95 | 690 |
71 | 345 | 96 | 710 |
72 | 355 | 97 | 730 |
73 | 365 | 98 | 750 |
74 | 375 | 99 | 775 |
75 | 387 | 100 | 800 |
76 | 400 | 101 | 825 |
77 | 412 | 102 | 850 |
78 | 425 | 103 | 875 |
79 | 437 | 104 | 900 |
80 | 450 | 105 | 925 |
82 | 475 | 106 | 950 |
83 | 487 | 107 | 975 |
84 | 500 | 108 | 1000 |
85 | 515 | 109 | 1030 |
86 | 530 | 110 | 1060 |
«H» Индекс скорости: Данная шина обладает стандартным предельным уровнем рабочей cкорости в 210 км/ч (130 миль/час). Шины использующие старо-европейскую систему содержат индекс скорости в описании размера: 215/65HR15.
Индекс скорости | км/ч |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
ZR(Y) | свыше 300 |
ZR | свыше 240 |
«ROTATION» направление вращения.
«LEFT» шина устанавливается на левую сторону автомобиля.
«RIGHT» шина устанавливается на правую сторону автомобиля.
«OUTSIDE» или «Side Facing Out» внешняя сторона установки.
«INSIDE» или «Side Facing Inwards» внутренняя сторона установки.
Символы «DOT» сертифицируют соответствие всем действующим стандартам безопастности установленным транспортным департаментом США (DOT). Дальше идет идентификационный или серийный номер шины; до 11 цифр и букв.
За исключением снежных шин, DOT требует от производителей оценку шин легковых автомобилей, основываясь на трех критериях качества: изностойкость, сила сцепления и термостойкость.
Износостойкость
— Больше 100 — Улучшенная — 100 — Норма — Меньше 100 — Плохая
Износостойкость является сравнительной оценкой основанной на результатах тестирования в регулируемых условиях на специально назначенной правительством эксперементальной трассе. Шина с оценкой 200 на испытаниях протянет вдвое дольше чем шина с оценкой 100. Реальный пробег вашей шины зависит от условий ее эксплуатации и может колебаться в зависимости от вашего стиля вождения, от состояния машины, от различий в климате и качестве дорог. Заметьте: Износостойкость существует для возможности сравнения между шинами одного производителя. Нельзя проводить аналогии между шинами разных производителей основываясь на этой оценке.
Сцепление
Сцепление характеризует способность шины тормозить на мокрой дороге. Эта оценка выявляется в процессе испытаний на правительственной тестовой асфальто-бетоной площадке. В основе характеристики Сцепления лежат тесты по торможению на прямолинейном участке дороги; она не показывает устойчивость на виражах.
Термостойкость
— A — Превосходная. — B — Средняя — C — Удовлетворительная
Оценка термостойкости представляет устойчивость шины к выделению теплоты, в соответствии с результатами теста, проводимого в управляемых условиях в закрытом помещении на эксперементальном лабораторном колесе. Длительная высокая температура может вызвать дегенерацию материала шины и тем самым cократить ее жизнь. Чрезмерно высокая температура может вывести шину из строя. Федеральный закон требует, чтобы все шины удовлетворяли по меньшей мере требованиям Оценки С.
Способ расчета желаемой ширины диска под определенную ширину шины: ширина протектора шины — 20% = ширина диска например 205/70-14 ширина 205 мм — 20%=164 мм делим на 10 ( в 1см = 10 мм)=16,4см делим на 2,5 (1 дюйм=2,5 см)= 6,5 дюймов. Внимание! Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5 — 1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0 — 1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
фото поясняющее вылет:
фото про геометрические параметры и конструктивные элементы литого диска (хамп, ручей):
Похожие записи:
Итоги
Опытные автомобилисты часто говорят, что экономить никогда не стоит на двух деталях автомобиля – колесах и тормозах. Какой диаметр центрального отверстия колесного диска нужно подобрать, чтобы машина ездила «как по маслу»? Этот параметр не является главным при выборе «обновки» для вашего автомобиля. Но его, безусловно, стоит учитывать при покупке, не брать размер меньше диаметра ступицы. Но если вы возьмете диск с отверстием чуть больше нужного, то ничего страшного не случится. Главное — обратиться в проверенный шиномонтаж, в котором вам установят новые колеса со всеми необходимыми для вашей безопасности дополнениями.