что такое гкп на пхв
Что такое гкп на пхв
Ю. Гамалей, менеджер ТОО «Казахстанаудит»
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ГКП НА ПХВ ОТ КГП НА ПХВ, И КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА У ГКП НА ПХВ?
В чем отличие ГКП на ПХВ от КГП на ПХВ? Какие налоговые обязательства у ГКП на ПХВ?
В соответствии со статьей 102 Гражданского кодекса к государственным относятся предприятия:
1) основанные на праве хозяйственного ведения;
2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).
В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Гражданского кодекса предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по обязательствам государства.
Государство не отвечает по обязательствам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законодательными актами.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 2 Закона в состав республиканского имущества входит имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами.
А согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона в состав коммунального имущества входит имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами.
В соответствии со статьей 8 Закона при управлении республиканским имуществом Правительство Республики Казахстан организует взаимодействие государственных органов Республики Казахстан по реализации ими прав Республики Казахстан на республиканское имущество в рамках их компетенции.
При управлении коммунальным имуществом местные исполнительные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан организуют взаимодействие местных исполнительных органов по реализации ими прав на коммунальное имущество в рамках их компетенции.
Государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Государство (Республика Казахстан или административно-территориальная единица) может быть учредителем (акционером, участником) акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и государственных юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III его действие распространяется на:
— юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, основные отличия только в органе управления имуществом и в составе имущества, которое является или республиканской, или коммунальной собственности.
Налоговые обязательства у государственных юридических лиц на праве хозяйственного ведения ничем не отличаются от налоговых обязательств юридических лиц, участниками или акционерами которых являются физические лица и юридические лица с государственным или негосударственным участием, зарегистрированными в организационно-правовой форме товарищества или акционерного общества.
Настоящий материал является объектом авторского права.
Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
В чем отличие ГКП на ПХВ от КГП на ПХВ, и какие налоговые обязательства у ГКП на ПХВ? (Ю. Гамалей, 3 августа 2015 г.)
Ю. Гамалей, менеджер ТОО «Казахстанаудит»
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ГКП НА ПХВ ОТ КГП НА ПХВ, И КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА У ГКП НА ПХВ?
В чем отличие ГКП на ПХВ от КГП на ПХВ? Какие налоговые обязательства у ГКП на ПХВ?
В соответствии со статьей 102 Гражданского кодекса к государственным относятся предприятия:
1) основанные на праве хозяйственного ведения;
2) основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие).
В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем.
В соответствии с пунктом 2 статьи 103 Гражданского кодекса предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не несет ответственности по обязательствам государства.
Государство не отвечает по обязательствам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законодательными актами.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 2 Закона в состав республиканского имущества входит имущество, закрепленное за республиканскими юридическими лицами.
А согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона в состав коммунального имущества входит имущество, закрепленное за коммунальными юридическими лицами.
В соответствии со статьей 8 Закона при управлении республиканским имуществом Правительство Республики Казахстан организует взаимодействие государственных органов Республики Казахстан по реализации ими прав Республики Казахстан на республиканское имущество в рамках их компетенции.
При управлении коммунальным имуществом местные исполнительные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан организуют взаимодействие местных исполнительных органов по реализации ими прав на коммунальное имущество в рамках их компетенции.
Государственное имущество может закрепляться за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Государство (Республика Казахстан или административно-территориальная единица) может быть учредителем (акционером, участником) акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и государственных юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III его действие распространяется на:
— юридические лица, филиалы, представительства и постоянные учреждения иностранных юридических лиц, зарегистрированные на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Таким образом, основные отличия только в органе управления имуществом и в составе имущества, которое является или республиканской, или коммунальной собственности.
Налоговые обязательства у государственных юридических лиц на праве хозяйственного ведения ничем не отличаются от налоговых обязательств юридических лиц, участниками или акционерами которых являются физические лица и юридические лица с государственным или негосударственным участием, зарегистрированными в организационно-правовой форме товарищества или акционерного общества.
Настоящий материал является объектом авторского права.
Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Основные особенности и вопросы при переходе предприятия на ПХВ
Александр Осипов
Управляющий партнер ТОО «ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ», член ПНК РК.
Директор П ОО «ПНК» (республиканский статус) по городу Шымкент.
+7 777 502 24 25 │ cfk-audit@bk.ru
www.cfk—audit.kz
Вопросы, рассматриваемые в данной статье:
Что такое ГКП на ПХВ;
Распоряжение имуществом Предприятий на ПХВ;
Обязательство Предприятий отчислять государству часть своего чистого дохода;
Касательно размещения на депозит временно свободных денег;
Касательно особенностей по оплате труда;
Формирование Уставного капитала Предприятия;
Рекомендательные процедуры при переходе предприятия на ПХВ
1.Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-iv «О государственном имуществе»;
2.Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2009 года № 407 «Об утверждении методических рекомендаций по реорганизации организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения»;
3.ЗРК от 31 октября 2015 года № 379-v ЗРК «О государственно-частном партнерстве».
Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения — коммерческая организация, наделенная государством имуществом на праве хозяйственного ведения и отвечающая по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом
Право хозяйственного ведения — вещное право государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных гражданским кодексом Республики Казахстан, настоящим законом и иными законами Республики Казахстан, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом
Государственные предприятия не финансируются государственным бюджетом, а получают деньги в результате исполнения обязательств в рамках договора государственного заказа, при этом выполнение государственного заказа является обязательным для предприятия, или от реализации услуг (продуктов) собственного производства третьим лицам
Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года № 413-iv «О государственном имуществе»;
Государственное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, а также передавать и списывать дебиторскую задолженность только с письменного согласия собственника имущества, кроме случаев продажи или дарения основных средств.
Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности.
Право хозяйственного ведения является вещным правом государственного предприятия, получившего имущество от государства как собственника и осуществляющего в пределах, установленных законодательными актами, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Существенным отличием права хозяйственного ведения от права собственности является ограничение права распоряжения имуществом, а также использование переданного имущества исключительно в соответствии с предметом деятельности, целями и задачами государственного предприятия.
Законодатель ограничил имущественные права государственного предприятия на праве хозяйственного ведения, а именно оно не вправе без письменного согласия уполномоченного органа:
1) отчуждать или иным способом распоряжаться, сдавать в долгосрочную аренду (свыше трех лет), предоставлять во временное безвозмездное пользование принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование и другие основные средства предприятия;
2) создавать филиалы, представительства и дочерние предприятия, учреждать совместно с частными предпринимателями предприятия и совместные производства, вкладывать в них свой производственный и денежный капитал;
2-1) распоряжаться принадлежащими ему акциями, а также дебиторской задолженностью;
2-2) выдавать поручительство или гарантию по обязательствам третьих лиц;
3) предоставлять займы.
Функции субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет соответствующий акимат, а органом государственного управления этими предприятиями является сам акимат или уполномоченный им орган. Например, акимат ЮКО, а органом управления ими — Департамент по управлению коммунальной собственностью ЮКО или Департамент здравоохранения ЮКО или Департамент образования ЮКО.
Деньги, полученные государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, от сделок по отчуждению основных средств и от передачи его в долгосрочную аренду, используются самостоятельно. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения вправе реализовать производимую им продукцию по ценам, которые обеспечивают полное возмещение затрат на их производство, безубыточность деятельности и финансирование деятельности за счет собственных доходов. Производимая продукция по государственному заказу реализуется государственным предприятием по ценам, согласовываемым с органом государственного управления. Произведенная сверх государственного заказа продукция реализуется государственным предприятием по самостоятельно устанавливаемым им ценам.
Особенности расчета КПН организациями осуществляющими деятельность в социальной сфере.
Плательщиками КПН являются юридические лица – резиденты РК, за исключением государственных учреждений, а также юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников РК.
Статья 135 Налогообложение организаций осуществляющих деятельность в социальной сфере
Налогоплательщик являющиеся организациями осу-щими деятельность в социальной сфере, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного КПН на 100%.
Для целей настоящего кодекса к организациям, осуществляющим деятельность в соц. сфере, относятся организации осу-щие виды деятельности, указанные в настоящем пункте, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляет не менее 90 совокупного годового дохода.
В соответствии с пп2 статьи 140 Закона РК «О государственном имуществе» государственное предприятие на праве хозяйственного ведения обязано отчислять государству часть своего чистого дохода, норматив которого устанавливается органом государственного управления по согласованию с Министерством финансов РК, а для коммунальных государственных предприятий — по согласованию с местными финансовыми органами.
Дополнено постановление Правительства РК от 26.07.07 г. № 633 «О дивидендах на государственные пакеты акций и доходах на государственные доли участия в организациях».
Дополнительно установлено, что:
По итогам 2016 — 2018 годов направляет на выплату дивидендов на государственный пакет акций 5 (пять) процентов от чистого дохода.
См. Постановление Правительства РК от 22.11.17 г. № 763 (вводится в действие со дня его подписания).
Статья 139. Управление государственным предприятием
2. В трудовом договоре с первым руководителем, помимо условий, установленных Трудовым кодексом Республики Казахстан, определяется ответственность руководителя государственного предприятия за несвоевременные перечисления установленной части чистого дохода в бюджет.
5. Руководитель государственного предприятия несет персональную ответственность за финансово-хозяйственную деятельность и сохранность имущества государственного предприятия.
Касательно размещения на депозит временно свободных денег
Обязательство соблюдать Постановление Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2004 года N 960 О некоторых вопросах приобретения государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и организациями, контрольный пакет акций (долей) которых принадлежит государству, финансовых услуг
10) депозиты банков второго уровня. Организации в установленном законодательством порядке размещают временно свободные деньги на депозитах не менее чем в 3 (трех) банках второго уровня. Сумма депозита в каждом из них не должна превышать 30 (тридцати) процентов от размера временно свободных денег. Временно свободные деньги в размере до 5000 (пяти тысяч) месячных расчетных показателей могут размещаться на депозитах в одном банке второго уровня.
Касательно особенностей по оплате труда.
Форма оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и другого вознаграждения определяются самим государственным предприятием на праве хозяйственного ведения.
Статья 138. Оплата труда работников государственного предприятия
1. Размер фонда оплаты труда республиканского государственного предприятия ежегодно устанавливается уполномоченным органом соответствующей отрасли, а коммунального государственного предприятия — местным исполнительным органом.
2. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются государственным предприятием на праве хозяйственного ведения самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда. Размеры должностных окладов руководителя коммунального государственного предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливается – местным исполнительным органом.
В соответствии со статьей 138 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе» государственным предприятием на праве хозяйственного ведения самостоятельно определяются формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения в пределах установленного фонда оплаты труда. Постановлением Правительства РК № 269 от 27 марта 2014 года «О внесении дополнения в Постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий» предусмотрена надбавка в размере 10 % от должностного оклада, которая распространяется только на гражданских служащих.
При переходе предприятия на право хозяйственного ведения сотрудники предприятия теряют статус гражданских служащих.
Если руководством Предприятия принимается решение о сохранении данной надбавки в условиях работы на ПХВ, то источником таких начисления могут быть только:
-или экономия по заработной плате по госуслугам;
-или неиспользованная прибыль от платных услуг.
В любом варианте данные начисления включаются в облагаемый доход работника и облагаются ОПВ, СН и ИПН в общеустановленном порядке.
Порядок предоставления лечпособий и других социальных выплат должны быть оговорены в коллективном договоре Предприятия.
Уставный капитал
При формировании Уставного капитала Предприятия необходимо руководствоваться:
-ЗРК «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года № 413-IV;
-требованиями стандарта МСФО 16 «Основные средства»;
-Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 октября 2017 года № 352 «О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 114 «Об утверждении критериев, предъявляемых к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы»
Статья 143. Уставный капитал государственного предприятия на праве хозяйственного ведения
1. Размер уставного капитала государственного предприятия на праве хозяйственного ведения определяется его учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого государственному предприятию на праве хозяйственного ведения имущества и быть менее десятитысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на дату государственной регистрации государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.
Размер уставного капитала указывается в уставе государственного предприятия на праве хозяйственного ведения.
Данными нормативными документами уставный капитал для госпредприятий на праве хозяйственного ведения с наблюдательным советом достаточно сформировать (иметь) для 2017г. В размере не менее 10 000 МРП, что составляет 22 690 000 тенге.
Так как расценки по госуслугам не возмещают амортизацию основных средств, то аудиторами рекомендуется ограничиться формированием уставного капитала только в пределах 10 000 МРП (22 690 000 тенге), а весь остаток от переоценки перенаправить на счет 4420 «Доходы будущих периодов», предназначенный для возмещения расходов по амортизации основных средств в части их переоценки
Не соблюдение данной рекомендации влечет для Предприятия формирование убыточного финансового результата по итогам отчетного года с соответствующими оргвыводами и претензий к руководству Предприятия.
Органами государственного предприятия на праве хозяйственного ведения являются его руководитель, а также наблюдательный совет в предусмотренных случаях
О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 114 «Об утверждении критериев, предъявляемых к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы»
Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 5 октября 2017 года № 352. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 октября 2017 года № 15925
В соответствии со статьей 148 Закона Республики Казахстан от 1 марта 2011 года «О государственном имуществе» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 114 «Об утверждении критериев, предъявляемых к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10507, опубликован 15 апреля 2015 года в информационно-правовой системе «Әділет») следующие изменения:
В Критериях, предъявляемых к государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения, в которых создаются наблюдательные советы, утвержденных указанным приказом:
Подпункты 1) и 2) пункта 2 изложить в следующей редакции:
«1) размер уставного капитала предприятия составляет не менее 10 000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год;
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПХВ:
1. Определить дату перехода (Постановление от Уполномоченного органа);
Произвести оценку независимым оценщиком или запросить кадастровую стоимость имущества и земли для определения размера уставного капитала;
Для подтверждения достоверности активов запросить и осуществить следующие мероприятия:
— Провести инвентаризацию основных средств, ТМЗ, денежных средств на дату перехода на ПХВ (при необходимости произвести реклассификацию активов).;
Оформить запросы и получить следующие справки:
-в Банк для подтверждения достоверности остатка ДС на расчетных счетах и справку по вознаграждениям (если имеется)
-в местный ЦОН о наличии имущества;
-в ГАИ о наличии на балансе Предприятия зарегистрированных транспортных средств;
4. Привести в соответствие Учетную и Налоговую учетную политики в соответствии с МСФО и действующим налоговым законодательством РК;
5. Финансовую отчетность за 2 последних года и на дату перехода на ПХВ;
6. Провести сверку расчетов с контрагентами по состоянию на дату перехода на ПХВ.
И другие процедуры касательно приведения к соответствию бухгалтерского и налогового учета в соответствии с Правилами ведения БУ и НУ.
Переход на праве хозяйственного ведения дает больше автономии руководителю в принятии решений, позволяет более эффективно использовать ресурсы и обеспечить потребность населения в получении качественной медицинской помощи»
Поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения позволит совершенствовать систему управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повысить экономическую эффективность деятельности медицинских организаций, а также повысить эффективность управления персоналом.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Переименование ГКП на ПХВ «Многопрофильный медицинский центр»
В соответствии с Регламентом предоставления заключений НПП РК «Атамекен» на создание юридических лиц с государственным участием с целью публичного обсуждения размещается запрос о реорганизации ГКП на ПХВ «Городская инфекционная больница» акимата города Астаны путем присоединения к ГКП на ПХВ «Онкологический центр» акимата города Астаны с последующим переименованием в ГКП на ПХВ «Многопрофильный медицинский центр» акимата города Нур-Султан.
Местонахождение – город Нур-Султан.
Масштаб деятельности: в пределах административно-территориальных границ города Нур-Султан.
Учредитель (акционер) и орган, осуществляющий по отношению к нему функции субъекта права государственной коммунальной собственности, является акимат города Нур-Султан.
Задачами предприятия будут являться:
1) оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи населению и обязательного социального медицинского страхования;
2) обеспечение в полном объеме высокоспециализированной и специализированной стационарной, стационарнозамещающей и амбулаторно-консультативной медицинской помощивзрослому населению по специальностям:
Стационарная медицинская помощь взрослому населению по специальностям:
— Анестезиология и реаниматология;
— Акушерство и гинекология;
Стационарная медицинская помощь детскому населению по специальностям:
Консультативно-диагностическая медицинская помощь детскому населению – по специальностям:
Консультативно-диагностическая медицинская помощь взрослому населению – по специальностям:
Стационарнозамещающая помощь взрослому населению по специальностям:
Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению по специальностям:
Амбулаторно-поликлиническая помощь взрослому населению по специальностям:
Клинико-диагностическая лаборатория:
3) экспертная медицинская деятельность: экспертиза временной нетрудоспособности, оказание независимой экспертизы в сфере оказания медицинских услуг.
4) координация лечебно-профилактической и организационно-методической работы, проводимой структурными подразделениями Предприятияв медицинских организациях города Нур-Султан в соответствии профиля деятельности Предприятия.
5) приобретение на основании лицензии жизненно важных лекарственных средств, изделий медицинской техники и изделий медицинского назначения;
6) фармацевтическая деятельность, осуществляемая на основании лицензии, связанная с оборотом наркотических средств;
7) осуществление консультативной помощи другим лечебно-профилактическим организациям города Нур-Султан;
8) приготовление лекарственных форм и их реализация, розничная распродажа лекарственных средств;
9) оказание специализированной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
10) оказание платных медицинских и не медицинских услуг (транспортные услуги, камерная дезинфекция постельных принадлежностей, стерилизация биксов, стерилизация бумажно-пленчатых пакетов, сервисные услуги в палатах повышенной комфортности, ремонтно-восстановительные работы здания, автомобилей) в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
11) проведение профилактических медицинских осмотров на профессиональную пригодность;
12) оказание экстренной и консультативной помощи медицинским организациям города на договорной основе;
13) участвовать и проводить клинические исследования в рамках законодательства Республики Казахстан;
14) преддипломная и последипломная подготовка специалистов на основании договоров с предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.