что такое гкп на судне

Гирокомпасные курсы и пеленги

Однако в результате действия различных механических причин
полного совпадения оси с плоскостью истинного меридиана обычно не достигается. Вследствие этого картушки репитеров, повторяющие показания основного прибора, своими диаметрами 0—180° также не устанавливаются в плоскости истинного меридиана.

Вертикальная плоскость, проходящая через ось ротора гирокомпаса или диаметр 0— 180° картушки репитера, называется плоскостью гирокомпасного меридиана. В пересечении с плоскостью истинного
горизонта плоскость гирокомпасного меридиана образует линию гирокомпасного меридиана, которая

обозначается Nr-Sr. Все направления, определяемые относительно гирокомпасного меридиана,
будут гирокомпасными направлениями.

Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от северной части гирокомпасного меридиана по часовой стрелке до линии курса, называется гирокомпасным курсом (ГКК).

Угол в плоскости истинного горизонта, отсчитываемый от северной части гирокомпасного меридиана по часовой стрелке до направления на предмет, называется гирокомпасным пеленгом (ГКП).

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на суднеПеленгаторы, устанавливаемые на репитерах гирокомпасов, позволяют замечать именно гирокомпасный пеленг предмета (у магнитных компасов ОКП).

Угол, который необходимо прибавить со знаком «плюс» или «минус» к гирокомпасному направлению, чтобы получить истинное направление, называется поправкой гирокомпаса (?ГК).

Геометрически поправка гирокомпаса представляет собой угол, на который плоскость гирокомпасного меридиана отклонена от плоскости истинного. Этот угол отсчитывается в плоскости истинного горизонта от северной части истинного меридиана к W или Е до северной части гирокомпасного меридиана. При этом если северная часть гирокомпасного меридиана отклонена от истинного к Е, то поправка гирокомпаса будет восточной и ей приписывается знак «плюс». Если к W,
то поправка будет западной и ей приписывается знак «минус».

ИК=ГКК+?ГК, ИП = ГКП + ?ГК, ?ГК = ИК — ГКК = ИЛ — ГКП. где ?ГК учитывается или получается со своим знаком.

Поправка гирокомпаса ?ГК, в отличие от поправки магнитного компаса ?МК, не зависит от курса или магнитного состояния судна и обычно постоянна во время плавания. Но она изменяется после чистки
прибора, а также после его нового запуска. Кроме того, ?ГК в силу различных причин может изменяться и в процессе работы прибора во время плавания. Поэтому ее необходимо периодически определять.

Источник

Пожарная безопасность судна

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Содержание

Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Особенности пожара на судне:

Практика показала, если не удается в течение 15 минут локализовать пожар на судне, то разрастание пожара выходит из-под контроля.

Организация противопожарных мер на судне

Наблюдение. Основное круглосуточное наблюдение за судном осуществляется вахтенной службой. При стоянке в порту, кроме лиц, задействованных в несении вахт, дополнительно создается пожарная вахта, на которую возлагаются:

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель (рис. 7.10) или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Обращение с пожароопасными материалами. Для предупреждения возникновения пожара запрещается хранить:

Использование электроприборов и открытого огня. Правила пожарной безопасности предусматривают правила обращения как с теми или иными горючими материалами, так и с потенциальными источниками огня. Особое внимание уделяется использованию открытого огня и электроприборов. Запрещается:

Курение. Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.

В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения». Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается. Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Пути перемещения людей. Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.

Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

Проведение огневых работ. К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам, проводимым на судах, относятся:

При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:

К огневым работам допускаются специалисты, имеющие квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 часов наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой пожарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.

Организация борьбы с пожаром

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

На всех судах должны быть вывешены схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть четко показаны:

Второй комплект схем противопожарной защиты (рис. 7.11), предназначенный для использования береговой пожарной командой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищенном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов или входов в надстройку левого и правого бортов). Схемы должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Индивидуальные действия. Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут (рис. 7.12).

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Действия экипажа. После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварийных партий (групп) обязаны:

Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного (рис. 7.13).

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки.

Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:

При горении топлива у борта судна необходимо:

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 минут.

В помещение, где осуществлялось объемное пожаротушение, до окончания полной вентиляции входить разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Пожарное оборудование и системы

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пенообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ. При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетушители надо хранить при температуре не ниже 4,4 °С во избежание замерзания пены. При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20–60 с, что требует быстрых и умелых действий.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Переносные СО2-огнетушители. Особенностью является небольшая дальность полета струи, что требует максимального приближения к очагу пожара. Их эффективно используют для тушения горящих твердых и жидких веществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В. При значительной силе ветра использование огнетушителя неэффективно – слой углекислого газа быстро сдувается с горящей поверхности. Огнетушители можно хранить при отрицательной температуре; максимальная температура 54 °С, при более высоких температурах начинают срабатывать предохранительные клапаны.

Углекислый газ расширяется при выходе из огнетушителя, что приводит к резкому понижению температуры раструба, который может обмерзать. В зависимости от типа запорной головки имеются различные рекомендации по применению СО2-огнетушителей.

Переносные порошковые огнетушители: общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального назначения для тушения горящих металлов. Действие огнетушителей основано на прерывании реакции горения практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных условиях может привести к повторному возгоранию. Огнетушитель работает в вертикальном положении и подает порошок короткими порциями.

Характеристики порошковых огнетушителей: масса заряда 0,9–13,6 кг; дальность полета струи 3–9 м; продолжительность работы 8–30 с.

Пожарные рукава, стволы и насадки. Пожарные рукава должны быть прочными, водонепроницаемыми и эластичными. Пожарный рукав изготавливают секциями длиной 15–20 метров с прикрепленными к концам рукавными соединительными головками (муфтами). При помощи рукавных головок секции рукава соединяют друг с другом, крепят к пожарному гидранту (крану) и соединяют со стволом или насадкой. Во внутренних помещениях длина секции 10 метров. Рукава в комплекте со стволом подсоединяют к пожарному крану, хранят в ящиках с красной надписью «Fire Hose».

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Пожарные рукава легко повреждаются при небрежном обращении с ними и хранении. Их следует тщательно очищать путем мойки. Перед укладкой из рукавов надо слить воду и просушить их во избежание появления плесени и гниения. В установленные сроки рукава следует осматривать и испытывать.

Ручные пожарные стволы могут иметь насадки размерами 12, 16 и 19 мм и хранятся в комплекте с рукавами. Применение комбинированных насадок позволяет получать компактную, распыленную струю, а в усовершенствованных конструкциях пожарных стволов можно получить струю для пожаротушения и одновременно водяную завесу для защиты человека, ведущего борьбу с пожаром: компактную струю применяют для тушения твердых горючих веществ; она эффективно сбивает пламя и отгоняет горящие на поверхности воды нефтепродукты от борта судна; распыленную струю применяют для орошения палуб, переборок, борта судна, тушения горящих нефтепродуктов; компактная и распыленная струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.

Пенную насадку (пеногенератор) подсоединяют к рукаву, соединенному с магистралью пенотушения. Открывается вентиль на магистрали – начинается подача пены.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов

Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух человек – ствольщика и подствольщика. Обязанности ствольщика: прокладывать рукавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на повреждение рукава.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

При работе с рукавами следует учитывать:

Порядок работы с пеногенератором:

При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара, отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

Защитное оборудование и одежда

Фильтрующие противогазы. При пожаре образуется большое количество токсичных веществ в виде газов, паров, мельчайших капель, сажи и пыли. Широкое применение синтетических материалов приводит к насыщению дымовых газов сильнодействующими отравляющими веществами, многие из которых смертельны для человека даже при содержании в воздухе в ничтожном количестве. К простейшей респираторной защите относятся фильтрующие противогазы, в которых происходит очистка воздуха, содержащего достаточное количество кислорода, от загрязнителей.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Применение противогазов этого типа в условиях пожара неэффективно, их можно рекомендовать для работы в помещениях, воздух которых содержит токсичные примеси в небольших количествах.

Фильтрующие противогазы можно применять только в помещениях, воздух которых содержит достаточное для дыхания количество кислорода.

Перед входом в помещение обязательно проверить надежность противогаза: зажать отверстие в нижнем донышке коробки и задержать дыхание на 10 с – при отсутствии утечек маска слегка обожмет лицо. Сделать полный выдох – если воздух не вытекает по бокам маски, значит, выпускной клапан работает нормально.

Шланговые противогазы. Маска шлангового противогаза соединена шлангом с электроприводным воздушным насосом или ручным вентилятором, который обеспечивает подачу свежего воздуха для дыхания человека. Применяют армированные проволокой шланги, концы которых должны крепиться не к маске, а к ремням снаряжения, что обеспечивает безопасность при запутывании шланга. Преимущество шлангового противогаза – неограниченная подача воздуха, что обеспечивает длительность пребывания в аварийной зоне.

Недостатки – ограниченность свободы передвижения и опасность запутывания шланга.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Никогда не следует снимать противогаз в аварийной зоне. К каждому работающему должен быть прикреплен сигнальный канат, длина которого равна длине шланга. Выходить из аварийной зоны необходимо тем же путем, которым входили в нее, во избежание запутывания шланга и сигнального каната.

Изолирующие дыхательные аппараты на сжатом воздухе АСВ-2 ДРЕГЕР предназначены для защиты органов дыхания и зрения человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания (повышенная концентрация отравляющих веществ или обедненная кислородом атмосфера), и при работе под водой на глубине до 20 метров.

На судах аппарат применяется:

АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой схемой дыхания, которая позволяет:

К работе в аппаратах допускаются лица, признанные годными к работе на судах без дополнительного медицинского освидетельствования, прошедшие специальное обучение и имеющие документ установленной формы на право допуска к работе в аппаратах. Аппараты не закрепляются за отдельными членами экипажа.

Для каждого аппарата должен быть предусмотрен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной не менее 30 м, который прикрепляется непосредственно к аппарату или отдельному специальному поясу крючком-защелкой, чтобы предотвратить отсоединение аппарата при работе с предохранительным тросом.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Созданный на основе высокоэффективных материалов, технологий и эргономики, новейший автономный дыхательный аппарат, объединяющий высокопроизводительные материалы, фирменную электронику, и уникальные эргономические характеристики для пожарных, которые предлагают большую степень маневренности, безопасность и эффективность. ТИТАН предлагает пожарным совершенно новый опыт работы с их современным дыхательным аппаратом, потому что он направлен на расширение возможностей пожарного – это хороший баланс для тела, облегчение общения и простота в использовании.

Срок защитного действия аппарата при работе средней тяжести в воздушной среде 45 минут (баллоны емкостью 3 л) и 60 минут. Наполнение сжатым воздухом баллонов с просроченным испытательным сроком категорически запрещается.

Запрещается производить подтяжку соединений, находящихся под высоким давлением, для устранения в них течи.

Хранение аппаратов на судах должно быть в специальном сухом отапливаемом помещении, расположенном в надстройке и имеющем отдельный выход. Для аппаратов предусмотрены ящики или стеллажи, стенки которых должны быть оббиты амортизирующими материалами (войлок, поролон).

При работе в задымленном (загазованном) помещении необходимо пользоваться временно проложенной телефонной связью. Если такой возможности нет, используются простейшие средства сигнализации через страхующий трос:

от работающего – к обеспечивающему:

Пожарное снаряжение включает:

Применяют защитные костюмы двух типов.

Теплоотражающий костюм покрыт снаружи теплоотражающим материалом, отражает до 90 % теплоты излучения и создает для человека изолирующую оболочку.Костюм позволяет близко подойти к огню, но не рассчитан на непосредственное воздействие пламени. Для большей надежности перед пожарным должен создаваться водяной защитный экран.

Термостойкий костюм изготовлен из многослойного стекловолокна с теплоотражающими прокладками. Под костюм надевается автономный дыхательный аппарат. Правильно подогнанный и надетый костюм создает воздухонепроницаемое закрытие и защищает человека на короткое время от непосредственного соприкосновения с пожаром при температуре до 810 °С.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Литература

Источник

Руководство всеми видами судовых тревог

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Содержание

Общее руководство действиями экипажа по всем видам тревог осуществляется с ГКП (главный командный пункт). Для руководства борьбой за живучесть судна на ГКП должна находиться аварийная и техническая документация по борьбе за живучесть судна и соответствующее оборудование (приборы).

Термин «Аварийная папка» не следует понимать в буквальном смысле. Это может быть комплект, сформированный из отдельных документов, буклетов, книг и т.п. с их описью (перечислением) и составленный в соответствии с судовой Системой Управления Безопасностью (СУБ).

В Аварийную папку документов по борьбе за живучесть судна входят:

К оборудованию (приборам) относятся:

Информация о конструкции судна должна включать в себя в частности:

ГКП должен иметь надежные средства внутрисудовой связи (телефонная и переносная аппаратура двухсторонней радиотелефонной связи) с аварийными партиями (группами), ходовой вахтой в машинном отделении, партией охраны порядка и безопасности (на пассажирских судах), санитарной группой. При потере такой связи используются посыльные.

По общесудовой тревоге экипаж судна в первую очередь герметизирует судно; выходящий из каюты последним обязан задраить иллюминаторы. Каждый член экипажа должен иметь при себе спасательный жилет и прибыть на место сбора.

Аварийные партии (группы) готовят к действию аварийное и противопожарное снабжение.

Члены группы разведки пожара надевают полное снаряжение пожарных и по командам заместителя командира аварийной партии (помощника капитана по пожарной части там, где он имеется) производит проверку КИП, АСВ-2 или других воздушно-изолирующих противогазов или аппаратов, проверяют знание условных сигналов. О готовности группы разведки пожара заместитель командира аварийной партии (помощник капитана по пожарной части) докладывает командиру аварийной партии.

Порядок следования группы разведки пожара: командир группы разведки пожара (первый разведчик) карабин своего пояса соединяет с огоном спасательного троса; связной (второй разведчик) карабин своего пояса соединяет со спасательным тросом командира группы разведки пожара, так чтобы он находился в свободном скольжении по тросу; страхующий (третий разведчик) располагается в незадымленной зоне на сигналах и страховке, имея изолирующий противогаз или аппарат в положении «наготове».

Члены легководолазной группы (на судах, где имеется зарегистрированная водолазная станция) под руководством старшего группы в установленном месте надевают легководолазное снаряжение. Старший легководолазной группы распределяет обязанности водолазов:

Командир аварийной партии докладывает на ГКП о герметизации судна и готовности аварийной партии.

Старший (главный) механик докладывает на ГКП: о смене ходовой вахты согласно Расписанию по тревогам; о герметизации и затемнении машинного отделения; о готовности к действию стационарных технических средств и систем борьбы за живучесть; о готовности аварийной партии (группы).

Третий помощник капитана докладывает старшему помощнику капитана: о смене ходовой вахты на мостике; о производстве герметизации на ГКП водонепроницаемых и противопожарных закрытий, имеющих дистанционное управление с мостика; о выставлении постов наблюдений; о готовности документов по борьбе за живучесть.

В состав группы подготовки спасательных средств к спуску на воду должны входить:

Партия охраны порядка и безопасности (на пассажирских судах) производит герметизацию и затемнение своего участка судна; участвующие в подготовке плавсредств к спуску готовят плавсредства (подача дополнительного снабжения, продовольствия, воды), занимают места по эвакуации пассажиров с судна согласно расписанию по шлюпочной тревоге (регулировщики, регулировщики-распорядители, бортпроводники, помощник капитана по пассажирской части и т.д.).

О готовности партии охраны порядка, безопасности и эвакуации командир партии докладывает на ГКП с поста помощника капитана по пассажирской части (бюро информации).

Санитарная группа производит герметизацию своего участка и готовится к выполнению задач. О готовности санитарной группы командир группы докладывает на ГКП.

Получив все доклады, старший помощник капитана докладывает капитану о готовности судна по общесудовой тревоге.

При поступлении с ГКП оповещения о месте (районе) пожара или районе (месте) пробоины командир аварийной партии обязан немедленно, без напоминаний с ГКП, послать в первом случае группу разведки пожара, во втором случае — группу разведки водотечности корпуса, а при необходимости (если группа разведки водотечности корпуса не может проникнуть в затопленное помещение) легководолазную группу, если она находится в составе подчиненной ему аварийной партии.

При обнаружении пробоины решение на заводку пластыря должно поступать с ГКП.

При пожаре заместитель командира аварийной партии (после выхода на разведку группы разведки пожара) по команде командира аварийной партии дает распоряжение о доставке и подготовке к действию переносных средств пожаротушения к месту пожара в незадымленный район.

При взрыве на судне члены аварийной партии (расписанные для осмотра отсеков согласно Расписанию по тревогам), не ожидая дополнительных команд, должен обследовать свои отсеки и результаты доложить командиру аварийной партии, а тот в свою очередь — на ГКП.

О своих действиях командир аварийной партии (группы) должен докладывать на ГКП по переносной аппаратуре двухсторонней радиотелефонной связи. Доклады на ГКП должны быть краткими, четкими и ясными. В результате докладов на ГКП должна сложиться ясная картина о размерах аварии и действиях аварийных партий (групп).

В случае, если какое-либо действие согласно оперативному плану командиром аварийной партии (группы) не было произведено, с ГКП должна поступить команда на выполнение этого действия. С ГКП должны поступать четкие команды, касающиеся оперативного решения вопросов по ликвидации аварии, а не отдельные команды, касающиеся компетенции командира аварийной партии.

Если для ликвидации аварии и последствий у командира аварийной партии (группы) не хватает сил и средств, он должен запросить помощь у ГКП.

При невозможности потушить пожар первичными средствами пожаротушения и принятия решения об использовании систем объемного тушения пожара с ГКП должна поступить команда: «Пожар в МП (трюме) ликвидировать средствами объемного тушения!».

По получении команды «Пожар в МП ликвидировать средствами объемного тушения!», командир аварийной партии МП должен остановить механизмы, выключить вентиляцию, перекрыть быстрозапорные клапаны, произвести герметизацию, вывести людей из МП и о готовности МП доложить на ГКП.

По получении команды «Пожар в трюме (фонарной, малярной) ликвидировать средствами объемного тушения!», командир аварийной партии должен вывести людей из помещения, произвести его герметизацию и доложить об этом на ГКП.

По получении доклада о готовности и после проверки наличия экипажа с ГКП дается команда на тушение пожара через систему объемного тушения с местного поста или с ГКП.

Действия экипажа по тревоге «Человек за бортом»

Первый заметивший человека за бортом обязан сбросить ему спасательный круг, громким голосом объявить: «Человек за бортом слева (справа)!» и, продолжая вести за ним наблюдение, указывать на него рукой. Услышавший этот доклад обязан отрепетовать его в сторону мостика или сообщить на мостик лично.

К выполнению маневра по спасению человека, упавшего за борт, должен быть подготовлен каждый вахтенный помощник капитана. Получив доклад о падении человека за борт или обнаружив любого человека в море, вахтенный помощник обязан: сбросить спасательный круг со светодымящим буйком, объявить тревогу «Человек за бортом» и номер спасательной шлюпки, которую необходимо готовить к спуску, включить РЛС, выставить наблюдателя с биноклем, поднять флаг «О» (Оскар), доложить капитану.

Одновременно с объявлением тревоги в условиях, когда момент падения человека за борт зафиксирован точно, необходимо изменить курс судна, если навигационные условия позволяют, сделать это в сторону упавшего за борт на 240° от первоначального курса с дальнейшей отработкой заднего хода и остановкой судна у места падения человека за борт.

Если человек потерян из виду и его нужно искать на ранее пройденном пути, производится маневрирование путем изменения курса на 60° в любую сторону с дальнейшей перекладкой руля на противоположный борт и выходом на курс, обратный тому, которым судно следовало при падении человека, для поиска потерпевшего.

Капитан судна осуществляет общее руководство маневрами судна и спасательной операцией. Он обязан принять все меры к спасению человека, упавшего за борт, и может покинуть район поисков только после того, как убедится, что поиски безрезультатны.

Старший помощник капитана непосредственно руководит спуском спасательной шлюпки и спасательной операцией, имея при себе переносную аппаратуру двухсторонней радиотелефонной связи.

Боцман руководит приготовлением спасательной шлюпки к спуску на воду.

После остановки движения судна и полной готовности к спуску шлюпки старший помощник капитана дает указание вывалить и приспустить шлюпку до мест (палубы), где удобна посадка в нее людей.

По приказанию командира шлюпки члены экипажа в соответствии с расписанием по тревоге «Человек за бортом» и судовой врач или санитар занимают места в шлюпке.

Производится спуск шлюпки на воду, запускается шлюпочный мотор, проверяется наличие охлаждения его, устанавливается радиотелефонная связь шлюпка-ГКП, докладывается о готовности к отходу от борта. Шлюпка следует к пострадавшему на помощь, ориентируясь по указываемому с судна направлению. Наблюдатель на ГКП по переносной аппаратуре двухсторонней радиотелефонной связи и с помощью флажков указывает направление движения спасательной шлюпки (обе руки подняты вертикально вверх — курс шлюпки правилен, правая рука вытянута горизонтально — шлюпке держать правее, левая горизонтально — шлюпке держать левее).

Сейчас на морских судах, отвечающих требованиям СОЛАС-74 с поправками, и, соответственно, требованиям Кодекса ЛСА, спасательные шлюпки должны обладать достаточной прочностью, чтобы их можно было спускать на воду с полным комплектом людей и снабжения и буксировать на ходу судна при скорости 5 узлов на тихой воде.

В темное время суток направление на упавшего человека показывается трехцветным фонарем (белые длинные проблески — курс шлюпки правилен, зеленые — шлюпке держать правее, красные — держать левее) или лучом прожектора. Направление на упавшего за борт указывается также с помощью радиотелефонной связи.

Спасательная шлюпка следует к упавшему за борт без кормового флага.

Подъем флага на шлюпке означает, что человек подобран, после чего флаг «О» на судне спускается.

В случае невозможности спуска спасательной шлюпки по погодным условиям производится маневр подхода судна к человеку с расчетом своевременной остановки судна с наветренной от него стороны.

ПРИМЕЧАНИЕ. Спасательные жилеты надевают только члены экипажа шлюпки. А в штормовых условиях — все члены экипажа судна, расписанные по тревоге «Человек за бортом.

Маневр судна по тревоге «Человек за бортом»

Положить руль на борт (в сторону упавшего за борт). При отклонении судна на угол около 60° от курса (уточняется на каждом типе судов) переложить руль на противоположный борт до выхода его на контркурс и затем погасить скорость.

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

ПРИМЕРЫ. Человек за бортом. Судно сразу же возвращается к вероятному местоположению объекта (к исходной точке). Объект поиска однажды обнаружен н затем потерян. Судно держит курс на вероятное исходное положение объекта. Для случая второй схемы по окончании первой стадии поиска следует развернуть схему на 30* вправо и продолжить поиск, как показано пунктирной линией.

Ориентировочное время, в течение которого люди, находящиеся в воде при различных температурах, могут выжить:

что такое гкп на судне. Смотреть фото что такое гкп на судне. Смотреть картинку что такое гкп на судне. Картинка про что такое гкп на судне. Фото что такое гкп на судне

Организация эвакуации пассажиров и экипажа при угрозе гибели судна

Подготовку спасательных средств коллективного пользования к спуску на воду и проверку расстановки бортпроводников, регулировщиков, регулировщиков-распорядителей и т.д. (на пассажирских судах) проводят по общесудовой тревоге с выходом судна из порта в рейс.

В целях организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожаре, судовладелец должен разработать и утвердить «Схемы путей эвакуации» с четким указанием всех возможных, включая иллюминаторы и вырезы в конструкциях судна, путей эвакуации из различных помещений и отсеков. Количество и места расположения «Схем путей эвакуации» определяются капитаном в зависимости от назначения судна.

На пассажирских судах указанные схемы должны размещаться на видных и хорошо освещенных местах. В вестибюлях рядом с бюро информации должен быть установлен стенд, на котором текстом на английском языке (по возможности также немецком, испанском и французском) изложены значения сигналов тревог, инструктаж по правильному надеванию спасательных жилетов и порядок эвакуации пассажиров. Стенд оформляется цветными фотографиями по тексту изложения.

Для обеспечения быстрой эвакуации людей из угрожаемых мест при пожарах руководитель работ судоремонтного предприятия и администрация судна, каждый по своей части, обязаны не допускать загромождения путей эвакуации, а также мест расположения противопожарного оборудования и инвентаря.

Запрещается закрывать на замки двери, расположенные на путях эвакуации.

Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещений) и штатной численности пассажирской службы и может осуществляться:

Для регулирования движения и вывода пассажиров к спасательным средствам из состава партии охраны порядка и безопасности назначаются регулировщики и регулировщики-распорядители, которые должны иметь нарукавные повязки «регулировщик », «Распорядитель».

Основной принцип схемы расстановки регулировщиков состоит в том, чтобы пассажир, куда бы он ни пошел, в нос или в корму, встретил регулировщика на любой палубе.

В обязанности регулировщика входит регулирование движения пассажиров в нужном направлении к спасательным средствам.

Регулировщик-распорядитель регулирует движение пассажиров в определенных районах, помогая пассажирам быстро, организованно и непрерывно выходить к спасательным средствам, не создавая толпы, заторов, пробок.

Маршруты движения пассажиров к спасательным средствам должны назначаться с учетом пропускной способности коридоров, трапов, а также равномерности подхода пассажиров к спасательным средствам и должны быть обозначены стрелками-указателями.

Постоянным местом нахождения помощника капитана по пассажирской части является бюро информации.

По общесудовой тревоге он должен проверить расстановку бортпроводников, регулировщиков, регулировщиков-распорядителей, доставку в спасательные средства дополнительного снабжения (продовольствие, вода, одеяла и т.д.) и доложить об этом на ГКП.

В бюро информации должна находиться план-схема эвакуации пассажиров по шлюпочной тревоге с указанием мест расстановки на маршруте бортпроводников, регулировщиков, регулировщиков-распорядителей, а также план-карта расположения пассажирских кают на судне. У командиров звеньев должна быть схема мест расстановки на маршруте.

С объявлением шлюпочной тревоги помощник капитана по пассажирской части обязан сделать объявление по судовой трансляции:

С объявлением шлюпочной тревоги бортпроводники проверяют, чтобы пассажиры были одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами и чтобы они не брали с собой предметов, кроме разрешенных.

По команде «Покинуть судно» бортпроводники выводят пассажиров по маршруту на спасательные средства. Лифтами разрешается пользоваться только для подъема на шлюпочную палубу тяжелобольных.

В первую очередь производится посадка детей, женщин, престарелых и больных, затем — остальных пассажиров и членов экипажа для управления шлюпкой (плотом) в соответствии с расписанием по шлюпочной тревоге. Экипаж судна обязан помочь пассажирам занять места в шлюпках (плотах).

Двери кают, из которых выведены пассажиры, должны быть открыты настежь. Контроль за отсутствием пассажиров в каютах осуществляет помощник капитана по пассажирской части через администраторов, которые начинают проверку с первой каюты, следуя за бортпроводником, и заканчивают осмотр кают с выводом пассажиров из последней каюты блока, о результатах докладывают пассажирскому помощнику капитана.

Контроль за отсутствием членов экипажа в каютах осуществляет назначенный помощник капитана. Об отсутствии в каютах людей должен поступить доклад на ГКП.

Шлюпки приспускаются до палубы, с которой производится посадка пассажиров и экипажа. По команде с ГКП сбрасываются плоты.

Каждый член экипажа и каждый пассажир обязаны быстро, без суеты занять свое место в шлюпке (плоту) согласно расписанию или указанию командира (старшины) шлюпки и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира (старшины) шлюпки.

Если конструкция судовых устройств или непосредственно обстоятельства не позволяют произвести посадку людей в шлюпку (плот) на судне, в нее, как правило, следует спускаться по штормтрапу, шкентелям с мусингами или по спасательной сетке.

Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очередность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.

Для страховки от падения детей, женщин, стариков и больных используются выброски, растительные (синтетические) тросы и лини.

Прыгать с борта в воду следует в крайнем случае. Если прыжок в воду неизбежен, то его следует осуществлять ногами вниз, охватив свои плечи поверх нагрудника перекрещенными на груди руками, крепко прижимая его и оттягивая вниз.

Оказавшись в воде, надо отплыть от судна в сторону и держаться ближе друг к другу, оказывая помощь более слабым.

Разлитого по водной поверхности топлива следует избегать или попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.

Люди, находящиеся в шлюпке (плоту), должны оберегать ее от ударов о корпус судна, с помощью отпорных крюков удерживать в районе посадки, держать натянутыми штормтрапы и шкентели с мусингами, принимать спускающихся и помогать им занять место в шлюпке.

Во время посадки в шлюпке (плоту) запрещается стоять, перемещаться без указания командира шлюпки, вмешиваться в дела и распоряжения должностных лиц.

Закончив посадку в шлюпку, следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние в сторону носа или кормы и вести наблюдение за судном и водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям, не успевшим воспользоваться спасательными средствами.

Всех людей, находящихся в воде, необходимо как можно быстрее взять в шлюпку (плот). Если шлюпка переполнена, людям, находящимся в воде, следует держаться за спасательный леер с поплавками, прикрепленным к корпусу шлюпки с наружной стороны, до перераспределения их по другим шлюпкам (плотам).

Старший помощник капитана и старший (главный) механик оставляют судно по распоряжению капитана.

Капитан должен проконтролировать спасение судовых документов, ценностей, судовых журналов и др.

Капитан оставляет судно последним.

В сложных условиях осуществления аварийными партиями борьбы за живучесть судна (пожар, поступление забортной воды, потеря остойчивости и другие случаи), когда возникает явная угроза жизни и здоровью находящихся на борту людей, для спасения пассажиров и/или не занятых в аварийных партиях членов экипажа должна быть предусмотрена и осуществлена эвакуация этих людей с помощью судовых спасательных средств. Решение о такой эвакуации принимает капитан судна с учетом фактических условий и обстоятельств конкретного случая.

Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *