что такое глагольное междометие
Словари
Науч. интерпретация Г. М. неоднозначна. Обычно их считают особыми экспрессивными («ультрамгновенными» или «внезапно-мгновенными») формами прош. времени (А. М. Пешковский, А. Н. Гвоздев) и предполагают их родство с формами др.-рус. аориста, к-рые могли выражать сходное значение (А. А. Шахматов). Др. исследователи видят в Г. М. отглагольные междометия (М. А. Шелякин) или подчеркивают их промежуточный либо синкретич. характер, располагая «почти за пределами междометий на границе категории глагола» (В. В. Виноградов).
Лит.: Виноградов В. В. Русский язык (Грамматич. учение о слове). М., 1947; Реформатский А. А. Глагольные формы типа хлоп // Изв. АН СССР. Отделение лит-ры и яз. 1963. Вып. 2, Рус. грамматика. Т. 2. М., 1980; Земская Е. А. Междометно-глагольные слова // Рус. разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983.
Междометия, образованные от глаголов. Часто встречаются в разговорной речи как выражение ее эллиптичности, экспрессивности: прыг, скок, глядь.
действие, обозначенное в главном члене, оформляется как независимое;
в нем посредством формальных показателей глагола (включая и нулевую форму связки быть) выражаются модальные значения:
2) синтаксического времени
Г.о.п. включают следующие разновидности:
1) определенно-личные предложения;
2) неопределенно-личные предложения;
3) обобщенно-личные предложения;
4) безличные предложения;
5) инфинитивные предложения.
2) синтаксического времени и 3) лица.
Г.о.п. включают следующие разновидности:
1) определенно-личные предложения;
2) неопределенно-личные предложения;
3) обобщенно-личные предложения;
4) безличные предложения;
5) инфинитивные предложения.
1) аспектуально-таксисные значения, объективные, описывающие некоторые реальные параметры ситуации, зачастую связанные с физическим временем;
2) модальные значения, субъективные, описывающие оценку говорящим реальных ситуаций или ситуации, не существующие в реальном мире.
1) аспектуально-таксисные значения, объективные, описывающие некоторые реальные параметры ситуации, зачастую связанные с физическим временем;
2) модальные значения, субъективные, описывающие оценку говорящим реальных ситуаций или ситуации, не существующие в реальном мире.
Междометные глаголы и способы их образования
Междометные глаголы и способы их образования
При изучении темы «Глагол» необходимо обратить внимание учащихся на особую группу – междометные глаголы типа чик, хлоп, хвать, цоп, шасть, бряк, а так же формы чикнуть, хлопнуть, брякнуть, хапнуть и др.
Анализируя произведения российских писателей, можно выделить три группы междометных глаголов. В первую группу входят усеченные формы глаголах типа: бряк, шмяк, цоп, брык, сиг, шасть и др.
… Развернулся и шмяк меня по уху («Доходная статья»); После цоп пакет и идет («На живца»); Сама видела : сиг через перилки и нету («Медаль»); …Шасть за дверь и слова никому не молвил («Виктория Казимироана»).
Можно сказать, ахнуть не успел («Галоша»); Ёкнуло у Пелагеи сердце («Письмо»); Никак батюшка стакан тюкнули? («Стакан»).
Третью группу составляют повторяющиеся усеченные глаголы.
Следует отметить, что морфологическая структура междометных глаголов и междометий характеризуется известной общностью, но не является вполне идентичной. Междометные глаголы образуются отрицательной аффиксацией, в связи с этим они имеют глагольные показатели, которые отсутствуют у междометий.
Особую группу составляют междометные глаголы, образованные от междометий путем суффиксации: ах – ахнуть, бабах – бабахнуть, кряк – крякнуть, ёк – ёкнуть.
Повторяющиеся междометные глаголы как конструкции в общем звене глаголов показывают, что конструкции с союзами и, да имеют значение окончательного действия. Например: сиг и нету; чик и на кусочки; цоп и идет; брык и лежит. Повторяющиеся междометные глаголы обозначают не мгновенное действие, а процесс мгновенных действий. В связи с этим у глаголов такой конструкции видо-временные значения устанавливаются на основе контекста. Междометные глаголы спрягаемой формы употребляются так же в качестве особой конструкции глагола-сказуемого, выделяемого на основе контекста. В таких случаях одиночные междометные глаголы несут в себе весь заряд действия как если бы это было простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени совершенного вида.
А командир, по выбору, прапорщик Лапушкин бряк меня по уху («Великосветская история») – сравним: А командир, по выбору, прапорщик Лапушкин [ударил] меня по уху;
Студентик брык наземь («Серенада») – сравним: Студентик [упал] наземь.
Междометие
7 класс, 8 класс, 10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Междометие как часть речи
Забавно, но на один из главных вопросов — что такое междометия и какая это часть речи — однозначный ответ дать невозможно. Более того, среди лингвистов нет единого мнения, считать ли их вовсе частью речи. Это совершенно уникальная категория слов, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным.
Но мы все-таки попробуем дать определение.
Междометиями называются слова, которые обозначают в письменной речи некие эмоции и чувства, но не называют их, а также помогают выразить призыв к действию или волеизъявление. |
Другими словами, все восклицания, так называемые звуковые жесты и этикетные слова — это междометия.
Как видите, одни междометия представляют собой короткие звуки, другие же включают одно или несколько слов: батюшки, мамочки, скажите на милость, будь добр и т. д.
Междометия как члены предложения
При синтаксическом разборе предложений междометия могут поставить в тупик даже отличника. Ведь они не называют предметы или их признаки, не обозначают действия. И даже к дополнениям их сложно отнести. Остается единственный вариант: вовсе не считать междометия членами предложения. И это правильно! Они действительно выпадают из синтаксического анализа.
Однако есть исключение — иногда слово, которое изначально было междометием, по смыслу текста превращается в самостоятельную часть речи, и тогда оно может быть выделено в качестве подлежащего.
Внезапно послышалось едва уловимое «тссс…».
В данном случае «тссс» будет подлежащим, а «послышалось» — сказуемым.
Также нередко междометия образуют короткое самостоятельное предложение. Обычно в этом случае они выделяются восклицательным знаком.
Ах! Как прекрасен зимний лес!
«Мамочки!» — закричала испуганная Даша.
Виды междометий по происхождению
Если дальше говорить о классификации междометий, несложно заметить, что часть из них в другом контексте могла бы быть существительными, часть — явно похожа на наречия или глаголы. А некоторые вообще ни на что не похожи, потому что представляют собой скорее звуки, чем слова.
Итак, есть следующие группы междометий по происхождению:
Коротко о том, какие междометия есть в каждой из этих категорий, расскажет таблица.
Первообразные | а, э, у, эге, гм, увы, ух, ишь, эхма | |
Производные | от глаголов | здравствуйте, извините, пошел вон, хвать, прыг |
от существительных | Господи! Мамочка! Жуть! Ужас! Класс! | |
от наречий | Полно! Здорово! Довольно! | |
от словосочетаний | будьте любезны, добро пожаловать, черт возьми | |
Заимствованные | брависсимо, алло, баста, швах, айда |
Разряды междометий по значению
Несложно заметить, что междометия легко разделить на группы еще и по смыслу или по значению. В этом плане выделяют:
В качестве шпаргалки по значению междометий предлагаем такую таблицу.
Разряды | Примеры | |
Эмоциональные | вау, ах, батюшки, боже мой, увы, ого, фу, гм, вот те на, браво, черт возьми | |
Императивные | Зов, отклик | алло, эй, эгей, ау |
Запрет, побуждение к действию | тсс, ну-ка, айда, стоп, баста, чур, цыц | |
Способы управления животными | ату, кис-кис, но, цып-цып, кыш | |
Этикетные слова | спасибо, извольте, привет, пожалуйста |
Междометия и звукоподражательные слова
Несмотря на то, что некоторые междометия могут представлять собой не слова, а звуки, их нужно отличать от звукоподражательных слов. Это разные лексические классы, хотя они имеют много общего: не относятся к самостоятельным или служебным частям речи, не могут выступать членами предложения. Но есть большая разница — междометия придают тексту эмоциональную окраску, а звукоподражательные слова лишь передают звуки.
Например: иго-го, мяу, тук-тук, гав, динь-динь, ква и т. д.
Посмотрим, как выглядит такая разница в предложениях.
Егор услышал тихое «тук-тук» — кто-то постучал в дверь.
В данном случае «тук-тук» не выражает никаких эмоций, ни к чему не побуждает и точно не относится к этикетным словами. Это лишь отраженный в письменной речи стук в дверь.
От удара книжка слетела с полки — шмяк!
А вот здесь заметна эмоциональная окраска, поэтому «шмяк» можно отнести к междометиям. Хотя по большому счету границы между ними и звукоподражательными словами очень размыты.
Как междометия выделяются в тексте
Иногда междометия называют изолированной частью речи, потому что они и вправду стоят обособленно. Более того, в предложении они имеют слабые синтаксические связи с другими словами. Исключением будут разве что императивные (побудительные) междометия, которые подчеркивают просьбу или приказ.
Кыш отсюда! Быстро марш из комнаты!
Когда нужна запятая
В письменной речи большинство междометий выделяется запятыми.
«Ой, как интересно вы рассказываете», — воскликнула Катя.
Боже, что я наделал…
Передайте, пожалуйста, эти документы Ивану Ивановичу.
Никуда я больше не пойду, баста!
Как видите, выделение запятыми не зависит от того, в какой части предложения находится междометие — в начале, в середине или в конце.
Когда запятая не нужна
Междометия легко спутать с частицами, которые тесно связаны с другими частями речи и служат для усиления слов. Несмотря на очевидное сходство, важно все-таки различать их, поскольку частицы не выделяются запятыми.
Ну и как ты собираешься это исправить?
Ну, давай уже, решайся!
В первом случае «ну» выступает в качестве частицы, которая усиливает общий смысл предложения. А вот во втором предложении «ну» — эмоциональное междометие, поэтому мы видим запятую.
Есть еще пара исключений:
Междометие не выделяется запятой, если оно стоит перед обращением или перед местоимением, после которого идет обращение:
О майское утро, как ты прекрасно и свежо!
Твои звезды, о ночь, сверкают подобно алмазам!
Ах ты, проказник, никак тебя не угомонить.
Но в остальных случаях после такого же междометия запятая нужна:
О, как же хочется уехать!
Ах, мне никогда не забыть эти дни!
Запятая не ставится, если междометие является частью целостного устойчивого выражения:
Запятая не нужна, когда междометие является частью согласия или отрицания со словами «да» и «нет»:
Ах да, я совсем забыла об этом, и хорошо, что вы напомнили.
Ну нет, мы так не договаривались, я не согласен.
Восклицательный и вопросительный знак
Если междометие является восклицанием и стоит в самом начале прямой речи, вместо запятой оно может быть выделено в отдельное предложение с восклицательным знаком.
Ах! Какую удивительную историю я услышал.
«Фу! Мне совсем не нравится эта дождливая погода», — сказала Соня.
В некоторых случаях можно задать с помощью междометия вопрос, и тогда его также нужно выделить в короткое предложение.
— Вы взяли эту книгу в прошлом месяце?
— Ну?
— Вам нужно будет сдать ее на следующей неделе.
— Я сегодня пойду в парк.
— А? Я не расслышал.
— Я в парк собираюсь, идем со мной.
Вот еще одна табличка для запоминания основных правил пунктуации при междометиях с примерами.
Знак препинания | Правило | Пример | |
Запятая | Выделяет слова, сказанные с обычной интонацией. | Эх, как долго еще ждать каникул. | |
Восклицательный знак | Выделяет слова, сказанные с повышенной интонацией,а также императивные междометия. | ||
Восклицательный знак и/или многоточие | Обычно ставятся в коротких предложениях из одного слова (и они могут употребляться вместе). |
|
Русский язык в школе
Междометие как часть речи
Александр Илариевич Германович (1896–1973) – языковед, педагог, автор трудов по морфологии и стилистике русского языка, истории русского литературного языка, русской литературы, методике преподавания филологических дисциплин.
Родился в белорусской деревне Родионовка, учился в Мстиславском духовном училище, в Могилевской духовной академии, в Нежинском историко-филологическом институте. Преподавал в начальных и средних школах в Белоруссии, в Смоленской и Московской областях (1923–1931), в Казахском пединституте и Новгородском учительском институте (1934–1938). Почти 40 лет жизни (1938–1973) А. И. Германович отдал Крымскому пединституту, преобразованному позднее в Симферопольский государственный университет (ныне – Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского, крупнейший вуз Крыма).
Особое внимание ученого привлекало междометие. Этой части речи он посвятил немало работ, в том числе фундаментальный труд «Междометия в русском языке». Собственно, «официальный» статус части речи междометия и получили во многом благодаря А. И. Германовичу: в середине XX века об этих словах среди лингвистов шли многочисленные споры (например, академик Л. В. Щерба называл междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением»). А. И. Германович детально рассмотрел междометия с содержательной, словообразовательной, синтаксической и формально-интонационной стороны.
Своеобразие слов, включаемых в категорию междометий, заключается в том, что они не являются названиями чувств или волеизлияний (вроде существительных, прилагательных, глаголов или наречий). Междометия – это слова-сигналы для выражения чувств и воли человека. Большинство междометий образовалось путем перехода из других частей речи. «Переходность» – это основной путь формирования категории междометий. Сравнительно недавно образовались междометия из культовых слов, обращений к невидимой силе, к предкам и т. д. Это такие слова и словосочетания, как чорт!, чорт дери!, к чорту!, господи!, пропасть!, батюшки!, матушки! и др. Подобный переход других частей речи и фраз в междометия, всегда связанный со скачком – полной потерей старого значения слова и формированием нового, выражаемого зачастую интонацией, можно назвать интеръективацией (от латинского interjectio – междометие).
Восходят к названиям животных (существительным) слова клича и отгона животных, известные литературному языку и в громадном количестве встречающиеся в диалектах. Таковы, например, вполне очевидные кось!, тель!, кызь! (от коза), уть! (от утка) и мн. др.
Своеобразна и группа междометий, восходящая в своей истории к существительным, глаголам и другим частям речи различных иностранных языков. Сюда относятся стоп! (английский императив stop), алло! (теперь телефонный окрик, раньше окрик с одного судна на другое, морское, английское), караул! (турецкое Kara Kol), айда! (татарское) и др.
Ряд иностранных глаголов, существительных дал начало междометиям клича и отгона животных. Таковы, например, наши пиль!, куш!, шерш! и др. (из французских глаголов). В различных диалектах имеем куть! (ср. kutia – собака по-фински), кечь! (слово призыва козы, турецкое Käri — коза).
Некоторые междометия получили свое значение от различных действий (зачастую культовых) или физиологических актов. Таковы тьфу!, бррр!, ха-ха-ха! Фонетическая сторона таких междометий шире фонетической системы других частей речи. На письме они передаются лишь условно. К данным словам близко примыкают известные в быту пощелкивания языком, подсвистывания, причмокивания.
Мы не имеем пока этимологий междометий, состоящих из одного гласного звука (а!, э!, и!, о!, у!), гласного в сочетании с согласным х, й (ах, эх, их, ух, ох, ай, ой, эй).
Не подходят к междометиям такие слова, как шасть, хвать, скок, глядь. Это, как справедливо утверждал А. М. Пешковский («Русский синтаксис в научном освещений», изд. 6-е, стр. 199–200), глаголы ультрамгновенного вида, показателем которого является нулевой аффикс. Данные слова ни по своему значению, ни по синтаксической функции, ни по своей форме не подходят к междометиям. Они являются названиями определенных действий, имеют номинативное значение, чего нельзя сказать о междометиях вообще. В предложении они выступают только в роли сказуемого.
Без достаточного основания относят к междометиям и звукоподражательные слова и фразы. Звукоподражания не являются сигналами для выражения чувств и воли, но служат для эмоционально-образного представления действительности.
Совершенно особо должно рассматривать эмоциональные (выражающие чувство) междометия и междометия императивные (повелительные), выражающие волю человека. Каждая из данных групп имеет свои смысловые и структурные подразделения.
Так, эмоциональные междометия делятся на а) междометия, значение которых определяется интонацией, и б) междометия с устойчивым, более или менее определенным значением.
Многозначными являются и бывшие культовые восклицания (господи!, батюшки!, чорт! и др.). Ими выражается жалоба, страдание, досада, удивление, неожиданность, восторг, страстное желание чего-нибудь, негодование, одобрение, похвала и другие чувства и настроения.
Вторую группу эмоциональных междометий составляют междометия с устойчивым значением, более или менее независимым от интонации. Здесь мы имеем несколько групп, обособленных и по форме и по значению.
Упомянутые уже бррр!, тьфу! выражают негодование, презрение или отвращение. Сюда же можно отнести и ха-ха, хе-хе или хи-хи, выражающие насмешку или сарказм.
Компактную группу составляют междометия, выражающие радость, восторг, приветствие, поощрение, благодарность (ура!, браво! спасибо, фольклорные исполать и гой и др.).
Сожаление, тоска и горе выражаются междометиями увы! и ох!
К устойчивой группе относятся и междометные словосочетания, идиомы, широко распространенные в разговорном языке. Таковы: вот тебе на!, вот тебе раз!, вот на!, вот еще!, еще бы!, ну еще бы!, то-то!
Можно говорить о междометных выкриках, помогающих регулировать работу. Иногда это обычные раз, два, выполняющие роль сигнала для приложения общего усилия. О таких выкриках говорил, например, Н. А. Некрасов, описывая труд бурлаков:
Ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова
От века те же: «раз да два!»
С болезненным припевом: «ой!»
И в такт мотая головой.
В трудовых песнях такими сигнализирующими словами являются припевы: ай, ай-да, ай-да-да, ой, ух, ой-раз, эх-раз, ах и др. Иногда вся трудовая песня подчинена задаче – регулировать ритм работы. Смысл слов ее ничтожен.
К данной группе междометий можно отнести и такие, которыми успокаивают или убаюкивают детей: агу и баю.
К профессиональным междометиям первоначально относилась и многочисленная группа слов клича и отгона животных. Это в первую очередь пастушеские, извозчичьи, охотничьи, крестьянские междометия. Многие из них стали общеизвестными.
Междометия в синтаксисе
Междометия – по своей специфике слова-сигналы, и как таковые они являются самостоятельными предложениями. Это своеобразные односоставные предложения. Такими являются все слова клича и отгона животных, все профессиональные междометия, остальные имнеративные и большая часть эмоциональных междометий. Ни в какие сочетания с другими словами они не входят, образуя самостоятельное и законченное целое, не нуждающееся в дополнении. Кис-кис!, Брысь!, Стоп!, Алло!, Батюшки! и т. п. – примеры таких самостоятельных предложений.
Старый язык дает большое количество междометий, связанных с предложением. В житии протопопа Аввакума читаем: « о дивного и скорого услышания; ох праведной души; ох времени тому; увы грешной душе; увы мне как дощеник – от в воду-ту не погряз со мною» 4 и т. п. В послании Ивана Васильевича Кирилло-Белозерскому монастырю также находим: « увы мне грешному, ох мне скверному»; то же имеем у Симеона Полоцкого: « оле злых врагов, како суть прельщени; увы нам; увы мне») и др.
Все то, что относится к междометию-дополнению, можно сказать и о междометии-подлежащем. Субстантивированное междометие не есть междометие в обычном смысле слова. Это также знак междометия. В предложениях: Ура раздалось вдали, Ахи и охи так надоели – ура, ахи, охи не являются выразителями чувств. Это простые названия известных междометий. Поэтому слова ахи и охи и имеют форму именительного падежа множ. числа.
С явлением субстантивации тесно связано и словообразование от междометий. От междометий мы имеем глаголы, существительные, прилагательные, иногда в разговорном языке даже наречия, например ахти: Отменно драл Шалашников, а не ахти великие доходы получал (Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо», гл. III). Более всего известны глаголы: ахать, айкать, охать, ойкать, хихикать, цыкать, аукать, атукать, атукнуть (охотничье), нукать, понукать, иногда тпрукать и др., например: «Не может волк ни охнуть, ни вздохнуть» (Крылов, «Волк и журавль»), «Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел» (Он же, «Крестьянин и батрак»). Иногда междометие и без глагольных формативов воспринимается как глагол. Прав проф. Л. В. Щерба («Части речи», «Русская речь», II серия, 1928 г., стр. 9), считая ах в предложении Татьяна – ах! а он реветь – глаголом. В этом ах нет испуга, оно эквивалентно глаголу ахнула. С явлением субстантивации связано и образование таких сложных существительных, как ура-патриот, ура-наступление, автостоп (недавнее изобретение для автоматической мгновенной остановки поезда).
Иногда и ух играет роль своеобразной экспрессивно-эмоциональной частицы. Характеризуя даму приятную во всех отношениях, Гоголь пишет: «хотя, конечно, сквозь любезности прокрадывалась у х какая горькая прыть женского характера! и хотя подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка!» («Мертвые души»).
1 Ср., например, трактовку междометия В. А. Богородицким («Общий курс русской грамматики», изд. 1935 г., стр. 106 и 198–199.
2 Ближе всего к правильному разрешению вопроса классификации междометий подошел А. А. Шахматов (см. «Синтаксис русского языка», ч. II, стр. 100–101).
3 Сочинения М. В. Ломоносова, изд. Академии наук, 1898 г., т. IV, стр. 216–217.
4 Орфографии памятников не сохраняем.
5 См. еще Потебня, «Из записок», т. I, стр. 80.
6 В. И. Даль, Словарь и Пословицы II, 93 и IV, 69.
Текущий рейтинг:
- что такое глагольная рифма
- что такое глагольное сказуемое в русском языке