что такое глина для детей дошкольного возраста
Конспект занятия в подготовительной группе «Глина и ее свойства»
Светлана Георгиевна Максимова
Конспект занятия в подготовительной группе «Глина и ее свойства»
Программное содержание: познакомить детей со свойствами глины; учить сравнивать глину и песок, отмечать, что общего и чем они отличаются; развивать экспериментальную деятельность детей, умение анализировать, обобщать, делать выводы; развивать логическое мышление, умение решать проблемные задачи.
— Ребята, нам пришла посылка от девочки Батагоз из пустыни. Отгадайте,что лежит в посылке:
— Сыпучий, состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, бывает обычно желтого, коричневого цвета, хорошо пропускает воду, обладает сыпучестью, в пустыне его очень много /песок/
— Что еще можно добавить о песке? /Сухой песок намного легче сырого. Песок состоит из разных по размерам песчинок, по цвету, по состоянию блеска (одни блестят, другие матовые/
Батагоз хотела изготовить посуду из песка для своего дедушки, но у нее ничего не получилось. Почему?
Мы поможем Батагоз найти нужный материал для изготовления посуды и отправим ей посылку.
Сегодня мы познакомимся со свойствами и особенностями известного природного материала, полезным ископаемым – глиной. Глина, также как и песок образуется при разрушении различных горных пород (под действием солнца, воды, ветра, гранит разрушается).
Сравним мелкий порошок глины и песка. /Дети рассматривают через лупу/ Чем отличаются? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Песчинки не связаны друг с другом. Глина состоит из мелких частичек, чешуек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу, скреплены между собой. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются/.
Возьмите в руки сырую глину. Попробуйте помять ее в руках.
Слепите из глины чашку.
Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через глину? Как можно проверить? Налейте в изготовленную вами чашку воду.
Вывод: глина не пропускает воду.
-А вы бы выбрали какую дорогу? Почему?
Рассмотрим свойства сухой глины.
Ребенок ударяет молоточком по сухому комочку глины.
Вывод: сухая глина очень хрупкая, поэтому с глиняными изделиями нужно обращаться осторожно. Они ломаются, рушатся от удара, падения.
Дети исследуют свойства керамической посуды.
Звучат ли керамические изделия? /Издают мелодический звук/
— Что же мы отправим в посылке для Батагоз? /Глину, из которой Батагоз сможет слепить любую посуду/
Итог занятия.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Магазин глиняных игрушек» Занятие по ознакомлению с окружающим (неживая природа) Тема: «Магазин глиняных игрушек» Программное содержание: 1. познакомить детей со.
Наблюдение за глиной на прогулке. Конспект занятия в средней группе «Сравнивание свойства глины и песка» Наблюдение на прогулке: «Сравнивание свойства глины и песка» Цель: учить отличать глину от песка по внешнему признаку, определять свойства.
Конспект занятия «Знакомство с глиной»
Альфия Максимова
Конспект занятия «Знакомство с глиной»
Знакомство с глиной.
Цель: познакомить детей с глиной, развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности.
формировать представления о глине, ее свойствах, видах, нахождения в природе.
— развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
Материалы к занятию: Ком глины, емкость в водой, высушенная чашечка из глины, образцы предметов, сделанных из глины, русская народная сказка «Глиняный парень», лопатки, сито.
Ход занятия:
1 часть (теоритическая).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем с вами в исследователей. Кто такие исследователи? (Ответы детей). Правильно ребята, исследователи – люди, которые проводят исследования. Но прежде чем начать наши поиски, давайте поиграем в игру «Передай волшебный шарик» (дети передают по кругу глиняный шарик)
В: Мы передадим по кругу волшебный шарик, обращаюсь к друг другу ласково.
— Кто из вас узнал, из какого материала этот шарик?
Ребята, этот глиняный шарик к нам прикатился из сказки «Как кусочек глины стал красивой вазой».
Воспитатель собирает детей и предлагает им послушать сказку.
-Из чего был сделана ваза? Как ее сделали?
Выслушав ответы детей, педагог показывает ком глины и рассказывает:
А теперь давайте немного отдохнем.
«Привезли мы глину с дальнего бугра».
Привезли мы глину с дальнего бугра.
(едут на «лошадке», руки вперед, сжаты в кулачки, энергично сгибаем в локтях)
(руки на пояс, наклоны влево – вправо)
Вылеплю горшочек, хорошенько сглажу,
(показываем пальцами рук, ладошками «сглаживаем»)
Высушу, узором я его украшу.
(дуем, воображаемая кисточка, рисуем)
Кринки и кувшины, плошки и чашки
(показываем ладошкой правой вправо, затем левой влево, с наклоном туловища)
В жаркой печке обретут яркие рубашки.
(показать руками «рубашки», руки на пояс).
Воспитатель –посмотрите, эти прекрасные вазы, посуда и игрушки сделаны из глины. И называются они керамические. Чтобы обыкновенная глина превратилась в такое изделие нужно много потрудиться, это целый технологический процесс. А что же такое глина? (ответы детей).кто как запомнил?
2 часть (практическая).
Воспитатель: А теперь ребята, хотите сами попробовать добыть глину? Тогда давайте пройдем к участку раскопок (песочнице). Вооружившись лопатками, мальчики будут выкапывать глину, а девочки с помощью сита очищать ее от песка.
Воспитатель: Посмотрите, сколько глины мы добыли! скажите, какая она на ощупь? Легко ли было ее найти и очистить? Теперь надо ее подготовить к лепке. Для этого замочим ее в воде на время. А пока наша глина отмокает, предлагаю поиграть.
Подвижная игра. «Хитрая лиса».
Воспитатель: Ребята, наша глина готова, давайте приступим к лепке. Расскажи, какая глина на ощупь? Легко ли лепить? Давайте попробуем слепить колобков.
Воспитатель: наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам, ребята? Что нового вы узнали?
Конспект занятия «Знакомство с фруктами» Тема: «Знакомство с фруктами». Цель: Дать представление о 3-4 фруктах (яблоко, лимон, апельсин или мандарин). Научить различать плоды по.
Конспект занятия «Знакомство с измерительными приборами» Цель: Дать детям понятие «термометр» для чего он нужен. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Конспект занятия «Знакомство с термометром» Цель: Дать детям понятие «термометр» для чего он нужен. Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Конспект занятия «Знакомство со светофором» Занятие Тема: «Знакомство со светофором» Цель: формирование представления о назначении светофора, о его сигналах, закрепление цвета – красный,.
Конспект занятия по рисованию «Знакомство» Приветствие участников занятия Каждый участник называет свое имя и сопровождает это придуманным жестом, остальная группа повторяет имя вслух.
Конспект занятия «Знакомство со свойствами воды» Цель: создать условия, для возникновения интереса к природе, ее явлениям. Задачи: дать детям представление о воде, ее свойствах.
Конспект занятия «Знакомство с буквой Ю» Программное содержание. Образовательная область «Коммуникация»: • актуализировать знания детей о букве Ю; • закрепить зрительный образ.
НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» с детьми старшей группы
Носкова Алёна
НОД «Знакомство с глиной, что нам подарила природа» с детьми старшей группы
Непосредственно – образовательная деятельность с детьми старшей группы по экологическому воспитанию
«Знакомство с глиной, что нам подарила природа»
Цель: познакомить детей с глиной, способами её добычи в природе, рассказать о том для чего нужна глина человеку.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в волшебный мир природы. Скажите, почему я называю, что мир природы волшебный?
Посмотрите, что у меня в руках. Да, правильно, это кувшин. Скажите, из чего сделан кувшин? А что такое глина? Где мы её можем увидеть? Где человек берёт глину?
Что бы узнать ответы на все эти вопросы мы с вами отправимся в путешествие. На чём мы можем отправиться путешествовать?
Первая остановка у нас будет на месте, где добывают глину. Глина с давних времён и по сей день сопровождает людей. Вы хотите узнать о ней?
Воспитатель с детьми рассматривают картину с изображением природного массива.
Воспитатель: Дети, смотрите это место, где добывают глину. В природе глина находится под верхним слоем земли, чаще всего возле рек и озёр, на склонах холмов. Дети, а как вы думаете, кто помогает человеку в добыче глины?
Воспитатель: Правильно, специальные машины бульдозеры и экскаваторы приезжают туда, где была обнаружена глина, и начинают свою работу.
Рассматривание плаката с изображением машин в карьере.
Воспитатель: Такое место называется карьер. Специальные машины везут глину на предприятие, где её очищают от камней и мусора. Давайте продолжим наше путешествие и посмотрим, какая же она глина.
Воспитатель показывает детям кусок сухой глины.
Воспитатель: Дети, какого она цвета?
Дети: Рыжая, красная…
Воспитатель: Правильно дети, это красная глина,но она бывает и других цветов: серая, голубая, белая. А сейчас мы с вами посетим выставку изделий, сделанных из глины.
Воспитатель показывает детям расставленные на столе изделия из глины: посуду, игрушки.
Воспитатель: Дети, что вы видите?
Дети: Кувшин, игрушки, чашку, куклу, крынку…
Воспитатель: Да, правильно. Всё это сделано человеком из глины. Дети, но какого они цвета?
Дети: Яркие, цветные (называют цвета)
Воспитатель: Правильно, все эти изделия, после того как человек их слепил, обожгли в специальной печи, чтобы они были крепкими. А потом раскрасили яркими красками, чтобы они были красивыми. А сейчас наше путешествие продолжается, и мы с вами посетим мастерскую, где работают с глиной.
Рассматривание куска глины.
Воспитатель: Дети, посмотрите на этот кусок глины. Рассмотрите, потрогайте.
Какая глина?
Дети: Жёсткая, крошится, твёрдая…
Воспитатель: Она липкая, мажется?
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведём эксперимент: намочим этот кусок глины водой и посмотрим, что с ней станет. Дети помогите мне залить её водой.
Дети заливают в специальной ёмкости кусок глины водой.
Воспитатель: А пока наша глина мокнет, мы с вами поиграем.
Физкультминутка (проводится 2 раза)
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыжки)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают.)
Воспитатель: Хорошо, поиграли, а теперь давайте посмотрим, что стало с нашей глиной. Как она поменяла свои свойства. Дети, что изменилось?
Воспитатель: Дети вы можете потрогать её, помять. Какая она стала?
Дети трогают глину руками.
Дети: Мягкая, липкая, мажется…
Воспитатель: Это свойство глины и узнали люди, и стали делать из неёразличные предметы: кирпичи для строительства домов, предметы быта (посуду, игрушки, украшения.
Дети: Всё это из глины?
Воспитатель: Да дети, глина удивительное чудо природы. Вам понравилось наше путешествие?
Воспитатель: На этом наше путешествие заканчивается. Где мы с вами побывали?
Дети: В музее, где добывают глину, в мастерской, на природе…
Воспитатель: А что вы узнали о глине?
Дети:Она бывает разная: твёрдая, мягкая, липкая…
Воспитатель: И конечно же очень полезная человеку. Дети в следующий раз мы с вами отправимся путешествовать в гончарную мастерскую, будем лепить из глины игрушки, а потом подарим их своим мамам в честь праздника 8 марта.
«Наш дом — природа». Занятие по экологии с детьми старшей группы Цель занятия: 1. Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом; 2. Учить понимать роль человека в нарушении.
Фотоотчет «Как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы» Марина Лебедева Фотоотчет как мы делали коллаж «Как природа влияет на здоровье человека» с детьми старшей группы Уважаемые коллеги, предлагаю.
Фотоотчет о наблюдении за природой «Что нам осень подарила?» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с изменениями в природе. Учить различать, что где растет. Развивать память, мышление. Ход наблюдения: Воспитатель.
Фотоотчет о проведении экскурсии «Знакомство с профессией повара» с детьми средней группы Цель: расширение и уточнение знаний детей о профессии повара в детском саду, условий его труда, специфики производства. Летом много интересных.
Фотоотчет «Знакомство с библиотекой» воспитанников старшей группы В библиотеке для ребят На полках книги в ряд стоят Бери, читай и много знай, Но книгу ты не обижай. Она откроет мир большой, А если сделаешь.
Фотоотчёт о проведении экскурсии с детьми средней группы «Знакомство с профессией повар» ЦЕЛЬ: формировать у детей представление о профессии повар. Задачи: продолжать формировать представление о назначении профессии повар, о.
Конспект викторины «Природа вокруг нас» с детьми подготовительной группы Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе. Задачи: Образовательные: систематизировать.
Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.
Совместная деятельность воспитателя с детьми средней группы «Знакомство с профессией «Доктор» Цель деятельности: формирование знаний у детей среднего дошкольного возраста о работе доктора. Задачи: дать информацию о взаимодействии.
НОД о познавательно-исследовательской деятельности «Чудесная глина»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами глины, способами её использования.
• формировать представление о глине, как основе гончарного
• обогатить представление детей об использовании глины человеком;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
• способствовать развитию творческого потенциала через игровую
• воспитывать ценностное отношение к труду и его результату;
•воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку
сообща играть, трудиться, заниматься.
Ход НОД.
Жестовая игра: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую.
Воспитатель: «Настенька, почему ты такая грустная?»
Девочка: «У меня разбилась моя самая любимая чашка. Кто мне поможет?
Воспитатель: «А где же твоя разбитая чашка?»
Девочка: «Вот что от нее осталось»
Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, из чего сделана чашка Насти? Может
Воспитатель: «Почему вы думаете, что не из стекла?
(Дети рассказывают о свойствах стекла).
Воспитатель: «А из чего же сделана чашка?»
(Дети отвечают, что чашка сделана из глины, обосновывают свой ответ)
Воспитатель: «Мы сможем помочь Настеньке?»
(Ответы детей: «Склеить, купить, слепить…»
Воспитатель: «Правильно, мы можем слепить чашку из глины».
Воспитатель: «А где можно найти глину?»
Воспитатель: «Да, мы уже с вами рассматривали слои почвы. Вспомните,
какие слои вы знаете?
(Ответы детей: земля, песок, камни, глина
Воспитатель: «Давайте отправимся на поиски глины»
Какое сейчас время года? (Осень). Какая осень? (Поздняя)
Что же мы должны сделать, чтобы не замерзнуть? (Ответы)
Жестовая игра:Надеваем сапожки на наши ножки:
Этот на правую ножку,
Этот на левую ножку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все готовы глину отыскать?
Лопатки быстро мы возьмем и на улицу пойдем.
Дружно идут ножки по мокрой от дождя дорожке.
Вот дошли до места мы.
Глубоко копать начнем, убираем чернозем.
До песка мы докопали, слой песчаный мы убрали.
Вот и глина. Хороша. Ее возьмем мы не спеша.
В садик глину принесем, ее рассматривать начнем.
Раз, два, три, вот и в садике уж мы.
Разденемся и сядем за столы.
Воспитатель: «Посмотрите ребята, какого цвета глина?
Воспитатель: «А вы знаете, что в зависимости от того, где находится глина,
она имеет разный цвет: красный, зеленый, черный, коричневый, голубой,
Попробуйте ее руками, какая она?
Воспитатель: «Надавите на глину посильнее. Что с ней произошло?»
(Ответы: Глина рассыпается, разламывается на кусочки)
Воспитатель: «Что можно сказать о прочности глины?»
Воспитатель: «У нас на столах есть песок, сравним глину и песок. Возьмите
лупы. Посмотрите, из чего состоит песок? Теперь рассмотрим глину.
(По ходу исследования дети отвечают)
Воспитатель: Да, песок состоит из мелких частиц, а у глины еще мельче
комочки. Возьмем ложечкой воду и нальем в песок. Что произошло?
(Вода прошла через песок, песок намок.)
Воспитатель: «А теперь налейте воду на глину. Что происходит?» (Вода скатывается с кусочка глины)
Воспитатель: «Какой вывод можно сделать?»
(Глина не пропускает воду, не намокает)
Воспитатель: «Вчера я завернула глину в мокрую тряпочку, давайте
посмотрим, что произошло»
(Дети исследуют глину.)
Воспитатель: «Какая стала глина?»
(Мягкая, эластичная, гладкая, блестит)
Воспитатель: «Человек с давних времён использовал глину.
Как вы думаете, что делал человек из глины?
Воспитатель: «Человек лепил из глины посуду, игрушки, сувениры. Так же
глину использовали в строительстве домов. Чистая глина входит в состав
некоторых лекарств, даже в состав зубных паст. Предлагаю вам отправится
на выставку глиняных работ.
(Дети рассматривают поделки из глины).
Воспитатель: «Понравилась вам выставка?»
Воспитатель: «Кто знает, как называется мастер, работающий с глиной?»
Воспитатель: «Вы хотите посмотреть, как создает свои работы гончар?»
(Дети смотрят видеофильм о работе гончара. Затем рассказывают о
последовательности работы мастера).
Воспитатель: «А вы хотите сейчас стать гончарами? Тогда проходите в
гончарную мастерскую. На выставке вы видели много интересных работ. Что
вам хотелось бы слепить из глины?»
(Ответы. Кто-то захотел слепить новую чашку для Насти)
Воспитатель: «Надевайте фартуки. Какими приемами мы пользуемся при
(Ответы детей о приёмах лепки)
Воспитатель: «Подготовим руки к работе.
Руки хорошо потрем,
До тепла их разомнем,
Чисто вымоем сначала,
Чтобы глина не серчала.
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
Нам поделочку слепите».
Приступайте к работе.
(Дети лепят поделки из глины. Рассматривание и обсуждение готовых работ).
Воспитатель: «Ребята, что вы узнали о глине?»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Что бывает ночью?» Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с миром природы) Тема: «Что бывает ночью?» Средняя группа. Программные задачи:.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Все удивительное рядом» Конспект НОД на тему «Все удивительное рядом» Цели и задачи: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды и воздуха; Показать значение.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы» Программное содержание: Образовательные цели: • Закрепление представлений о зимующих птицах. • Расширение словарного запаса по теме «Зимующие.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Чудесная ягода». Разработала: Хрусталева.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Весеннее настроение» МБДОУ Вершино-Тейский детский сад «Аленушка» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Весеннее настроение» (средняя.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Домашние животные» Конспект НОД Познавательно – исследовательская деятельность по теме: «Домашние животные» Воспитатель: Кычакова Анна Афанасьевна Цель: Расширение.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «История электричества» «История электричества» Цель: • формировать представления об электричестве, истории его открытия, использования его в окружающем мире. Задачи.
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная вода» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Светлячок» «Волшебная вода» Нод по познавательно-исследовательской.