что такое гоча в дрифте
Портрет пилота RDS GP 2020. Георгий «Гоча» Чивчян: первый опыт, любительский офф-роуд, ожидание сезона и многое другое.
Этот участник рубрики Портрет Пилота RDS GP 2020 едва ли нуждается в представлении. Двукратного чемпиона мира, Георгия «Гочу» Чивчяна и его желтую Silvia S15 знают все любители дрифта на планете.
ГЕОРГИЙ «ГОЧА» ЧИВЧЯН
Название команды: ФОРВАРД АВТО.
Автомобиль сезона RDS 2020: Nissan Silvia S15.
Первый сезон в RDS: 2013.
Стаж в дрифте: 13 лет.
Титулы: трехкратный чемпион Российской Дрифт Серии GP (2017, 2018, 2019), двукратный чемпион FIA Intercontinental Drifting Cup (2018, 2019).
Участие в других гоночных сериях: D1 GP, Formula Drift, Driftmasters
European Championship, D1 Asia Pacific Primring GP, RDS-Сибирь, Drift
Battle, Winter Drift Battle.
— Что пробудило интерес к дрифту?
— Первый опыт дрифта появился еще в 16 лет, когда я катался по ночным заснеженным дорогам на Toyota Altezza своего брата. В 2004 году увлечение автомобилями вылилось в покупку с аукциона моего первого автомобиля Nissan Silvia S15 желтого цвета. Но почти сразу ездить на заводской версии автомобиля стало скучно. Начались доработки, и понеслось…
— Лучший этап в карьере?
— Завершающий этап в России под названием Asia Pacific D1 Primring GP 2018 «RDS vs. D1». Тогда получилось преуспеть как в личном зачете, разобравшись с давними соперниками из Японии, так и одержать командную победу.
— Самый неудачный этап?
— Сочи, 4‑й этап RDS GP 2018. Это была гонка в ночное время при отличной погоде и нестандартной атмосфере. Настрой на гонку был максимальным, но в заезде топ-16 с Антоном Сваринским я чуть-чуть промахнулся с траекторией и зацепил бетонную стену. Автомобиль поврежден, заезд окончен, а гонка проиграна.
— Любимая трасса?
— Красное кольцо, Атрон, Нижегородское кольцо и Бикерниеки.
— Пилоты, которыми вдохновляешься?
— Наоки Накамура, Масато Кавабата и Фредрик Аасбо.
— Три лучших пилота RDS GP?
— Аркадий Цареградцев, Евгений Лосев и Дамир Идиятулин.
— Интересуешься ли другими автоспортивными дисциплинами?
— С удовольствием смотрю любые другие автомобильные гонки, но, скорее, из-за интереса к технике, нежели к самим гонкам. А еще мне нравится любительский офф-роуд, несколько раз в год выезжаем с друзьями в окрестности Красноярска в поисках приключений.
— Совет тем, кто хочет начать заниматься дрифтом?
— Главное, не начинать это делать на улицах города. Лучший вариант — стационарная гоночная трасса, приемлемый — подготовленная для этого площадка, недопустимый — улицы города и парковки торговых центров.
— Какой автомобиль посоветуешь новичку?
— Который нравится. Для любительского дрифта подойдет практически любой заднеприводный автомобиль. Если вы понимаете, что хотите заниматься этим всерьез и долго, то отлично подойдет Nissan S-шасси (S13, S14, S15) или Toyota X-шасси (JZX90, JZX100). И еще, не стоит сразу же углубляться в доработку автомобиля, лучше больше времени уделять тренировкам.
— Как оцениваешь уровень RDS GP?
— Очень рад тому, что сейчас происходит с RDS. Мы видим стремительный рост уровня чемпионата, что вызывает огромный интерес не только у гонщиков и команд мирового уровня, но и у новых зрителей, компаний, партнеров. А если сравнить уровень проведения RDS GP с известными зарубежными гоночными сериями, то точно могу сказать, что во многом мы их обогнали!
— Как оцениваешь других пилотов RDS GP?
— В RDS GP не осталось таких гонщиков, которых можно было бы не бояться в парных заездах.
— Планы на участие в других дрифт-сериях?
— Основной акцент мы делаем на RDS GP. По мере возможности стараемся хотя бы пару раз в год вырваться на соревнования за рубежом.
— Планы и ожидания от сезона RDS 2020?
— Очень ждем прекращения карантинных мер, открытия границ и начала гоночного сезона. В этом году к нашей команде присоединится Масато Кавабата. Думаю, с ним и моим братом Вовой мы сможем хорошо поработать над очками в командном зачете.
— Помечтаем: у тебя неограниченный бюджет, какой бы автомобиль построил для RDS GP?
— Я его уже построил! Моя Silvia имеет офигенный баланс надежности, мощности и сцепления с дорогой. Кажется, другого и не надо.
— Личный гражданский автомобиль?
— Audi RS6, Nissan 200SX.
— Любимое хобби?
— Кайтсерфинг, охота, рыбалка, фрирайд на сноуборде.
Мы открыли голосование за пилотов RDS GP 2020. Поддержите любимого пилота, за которого вы болели с первого этапа!
Если он не победит в этом сезоне, то сможет получить приз симпатий читателей журнала «5 колесо». Симпатии болельщиков для спортсменов очень важны.
Отдать свой голос можно здесь
Российский дрифт: сколько можно заработать на умении управлять машиной в заносе?
19–20 октября на «Сочи Автодроме» проходит финальный этап Российской дрифт-серии, второго по популярности автоспортивного события в стране после «Формулы-1». Чемпионат существует с 2009 года, а в 2019-м собирает в среднем по 10 000–12 000 зрителей за этап и зарабатывает больше 80 млн рублей в год. Forbes узнал у участников РДС, как стать профессиональным дрифтером, можно ли на этом заработать и сколько стоит содержать команду в чемпионате по дрифту.
Как стать профессиональным дрифтером?
Илья Федоров, пилот команды Aimol Racing:
— В начале нулевых в интернете появились видеоролики крутых японских дрифтеров. Мы смотрели, восхищались и пытались повторить их трюки на улице. Я тогда жил в Хабаровске, работал оператором на местном телеканале. У меня был небольшой грузовичок типа «Газели», на нем и учился дрифтить. Зимой получалось немного, а летом разгонялся, затягивал ручник и проезжал некоторое расстояние боком — на этом и весь летний дрифт. Потом выменял отцовский грузовичок на Toyota Mark 2, следом взял Nissan Silvia, эта машина для дрифта лучше подходит. Я и на работу на ней долгое время ездил. А по вечерам тренировались с друзьями на площадке возле хоккейного стадиона. В 2006-м впервые участвовал в соревнованиях. На набережной нам выделяли часть аллеи, отгораживая зрителей ленточкой. У меня неплохо получалось, и в 2009-м я решил заявиться на гонки во Владивостоке. Поехал на своей машине, в ней же и ночевал. 15 000–20 000 рублей обошлись дорога и шины. В 2011-м у меня появился спонсор — магазин шин из Хабаровска. Сначала дали 150 000 рублей на участие в супер-дрифт-битве в Красноярске, потом заключили контракт на год, затем продлили. Четыре года они меня поддерживали, а когда сотрудничество прекратилось, в качестве бонуса мне оставили машину.
В 2013 году съездили с Гочей Чивчяном на соревнования в Японию. И впечатление было такое, будто мы в космос попали. Машины, организация гонки — все на запредельном уровне. Пилоты — боги. Выступил я неудачно — въехал в стену, но все равно чувствовал себя участником очень крутого события.
В 2014-м я перебрался во Владивосток, стал тренером и пилотом на автодроме «Прим Ринг». В 2017-м меня пригласили пилотом в команду Aimol Racing, то есть мне предоставили автомобиль, шины и возможность участвовать в гонках РДС. Дорогу и проживание оплачивал сам. За год набежало около 400 000 рублей. Но я неплохо себя проявил и уже в следующем году стал постоянным сотрудником команды на зарплате. В мои обязанности входит не только выступление на этапах РДС (их всего 6 в году), но и участие в различных промо-мероприятиях, настройка автомобиля и много другой рутинной работы. Плюс еще работаю дрифт-тренером на трассе в Мячково. В сумме зарабатываю около 1,5 млн рублей в год.
Можно ли заработать на команде по дрифту?
Георгий Чивчян, пилот и владелец команды «Форвард Авто»:
— Дрифт в России сейчас очень круто развивается, но пока еще у нас не дошло до того, чтобы пилоты этим зарабатывали. В РДС соревнуются около 40 гонщиков, и у многих есть спонсоры, но вкладывают ребята еще больше, чем получают. А есть те, кто вообще без партнеров, да еще и на подиум заезжают. Я тоже первые пять-семь лет ездил на свои деньги. Но мне повезло, у меня была возможность выдернуть какую-то сумму из бизнеса, тем более он тесно связан с автомобилями. У нашей семьи сеть магазинов автозапчастей — в Красноярске, Москве и Краснодаре. Поначалу я увлекся дрифтом как хобби. Но тогда это стоило адекватных денег, а потом чемпионаты стали развиваться — пришлось искать спонсоров и диверсифицировать бизнес. Например, мы теперь строим под заказ машины для профессионального дрифта — на одно авто может уйти до полугода, стоить будет 6–8 млн рублей. Сейчас у нашей команды девять спонсоров, в основном бренды автозапчастей. Это наши давние партнеры, но каждый год мы пересматриваем условия сотрудничества. Чем серьезнее спортивные цели, тем больше расходы на их достижение. Например, мы купили фуру для переездов между этапами, сделали вторую машину, чтобы не гонять одну из Владивостока в Москву и обратно, организуем павильон для спонсоров на этапах РДС. Плюс в команде работают 12 человек: механики, инженеры, видеооператоры. Когда в конце года сводишь баланс, от спонсорских взносов ничего не остается, наоборот — обычно еще 30% я добавляю из бюджета компании. Но мы рассматриваем это как маркетинговые расходы.
Сколько стоит команда в дрифте?
Константин Копылев, team-менеджер «Лукойл Рейсинг HGK Дрифт»:
Миллиарды на колесах. На чем ездят участники списка Forbes
Миллиарды на колесах. На чем ездят участники списка Forbes
Русский дрифт: победа Гочи и новый успех дебютанта Carville
Пилот, который проводит на высшем уровне первый сезон, вторую гонку подряд провел лучше именитых товарищей по команде
Низкие температуры воздуха и асфальта стали главными темами по ходу предпоследнего этапа Российской дрифт-серии, прошедшего в минувшие выходные на автодроме ADM Raceway в подмосковном Мячкове. Резкое похолодание накануне начала гоночного уик-энда серьезно усложнило задачу гонщикам, ведь для быстрой езды в заносе необходимо, как это ни странно, хорошее сцепление шин с покрытием. Об этом мы недавно детально писали в материале, подготовленном с помощью одного из участников RDS – петербургской команды Carville Racing.
Напомним, главной интригой нынешнего сезона является противоборство лучших российских дрифтеров и двух ирландских легионеров. В Подмосковье два лагеря, можно сказать, разошлись миром. Победу в гонке одержал лучший дрифтер России – Георгий Чивчян (трехкратный чемпион RDS и двукратный победитель Межконтинентального кубка), которого вторая победа за сезон вывела на третье место общего зачета. С другой стороны, первую строчку турнирной таблицы теперь занимает британец Джек Шенахан.
Коллектив Carville Racing, выступающий поддержке брендов STARTVOLT (под ним выпускаются узлы и детали автомобильных электросистем) и Airline (широкий спектр автомобильных аксессуаров), тем временем начинает привыкать, что дебютант сезона Антон Клямко вполне способен выступать на одном уровне с гораздо более опытными, успешными и популярными товарищами по команде – Никитой Шиковым и Кристапсом Блушсем. На мячковском этапе петербуржец во второй раз подряд проявил себя лучше москвича и рижанина. Антон дошел до четвертьфинала, победив по пути сенсацию нынешнего сезона – латвийского пилота Николаса Бертанса, который в этом году одержал победу на этапе Российской дрифт-серии с первой попытки. И остановить Клямко смог только новый лидер общего зачета.
При этом нельзя сказать, что этап складывался для представителя Carville Racing безоблачно. В первой квалификационной попытке пилот выехал одним из задних колес с асфальта – и автомобиль закрутило, что принесло гонщику ноль очков. Ошибка во второй попытке оставила бы Антона за пределами финальных заездов – но пилот, выражаясь словами комментаторов, «одержал победу над собственной нервной системой» и обеспечил себе «проходные» баллы.
Шиков и Блушс тоже попали в финальную сетку – однако оба выбыли из борьбы в первом раунде парных заездов. Москвич уступил все тому же Шенахану – сломавшийся во время заезда амортизатор привел к зрелищному вылету с трассы.
Рижанин же в борьбе со своим соперником допустил несколько обидных ошибок, не оставивших Блушсу шансов на прохождение в следующий круг. Впрочем, в общем зачете именно Кристапс по-прежнему является лучшим из трех пилотов Carville Racing – он занимает 12-е место.
Окончательно расстановка пилотов в турнирной таблице определится 16 и 17 октября по ходу финального этапа Российской дрифт-серии, который пройдет на трассе в Сочи. В ожидании гонки можно почитать собранные на специальной странице материалы, подготовленные нами в сотрудничестве с Carville Racing – о ставшем легендной дрифта победителе «Ле-Мана», о тонкостях устройства дрифт-кара и о том, почему мастерам езды боком нужно не меньше навыков, чем звездам Ф1 и WRC.
Георгий Чивчян (Гоча)
Все дрифтеры России знают Георгия Чивчяна (Гочу),а благодаря фильмам Анатолия Зарубина «Гоча/Япония», «Гоча/Япония-2», о нем знают не только в России, но и во всем мире. Эти фильмы видел каждый, кто следит за развитием дрифта в России, а кто не видел, просил ссылочку на YOUTUBE, чтобы посмотреть вечером в дружной компании. Фильмы про парня, который стал первым русским дрифтером, принявшим участие в D1GP, удививший родоначальников и более опытных пилотов. В этой статье мы представим краткую биографию Георгия Чивчяна.
В 2008 году Гоча впервые принял участие в настоящих кольцевых соревнованиях. На них он перегрел и сжёг тормозные колодки. Это был хороший опыт, так как молодой человек выяснил разницу между нагрузками на машину во время езды по гоночной трассе и городским дорогам. К сожалению, новых колодок на его Сильвию в Красноярске не оказалось. Именно тогда и пришла идея расширить ассортимент своего маленького автомагазина под названием «Форвард Авто». Через месяц на его прилавках лежали тормозные колодки с различными характеристиками, которые подходили на любое спортивное авто.
Через две недели Гочи понадобился радиатор, силиконовые патрубки. Отзывы о его магазине стали быстро распространяться между автомобилистами, потому что там можно было найти многие необходимые детали. Затем Гоча заказал комплекты интеркулеров большого размера, фитинги и шланги для топливной системы, а также рычаги на ШС. Постепенно его «Сильвия» превратилась в корч, а ассортимент «Форвард Авто» увеличился до 25 000 наименований. Заказывая любые комплектующие, Гоча ориентировался исключительно на опыт (свой и друзей). Продолжая участвовать в кольцевых гонках, он с нетерпением ждал момента, когда в соревновательной программе появится дрифт. Со временем было принято решение взять инициативу в собственные руки и объединившись с Аркадием Цареградцевым, он стал проводить свои «дрифт-гонки».
Стоит отметить, что тюнинг S15 не имела конечного вида, а с каждым новым сезоном менялась не только настройки, но и различные узлы элементов. Ведь требования к технике постоянно росли, а для поддержки высокого уровеня конкурентоспособности, нужно было прибегать к тюнингу. В дрифте хорошие результаты можно показывать, только если много работаешь над своим автомобилем. К примеру, настройки подвески Гоча меняет по 3-4 раза за сезон. У каждой машины свой характер, и она либо подходит к определённой дисциплине автоспорта, либо нет.
По мнению Гочи, его «Сильвия» создавалась для дрифта. Поэтому довольно сложно улучшить подвеску S15, не потеряв общего баланса. Хотя именно она и играет в дрифте ключевую роль. Изменяя характеристики подвески, можно заставить ехать авто так, как тебе нужно. В подвеске S15 присутствует ряд ноу-хау, которые Гоча лично протестировал в условиях гонки и запустил в серийное производство. Приобрести все необходимое можно в «Форвард Авто»
Гоча постоянно совершенствует конструкцию двигателя своей «Сильвии». К примеру, он может заменить прокладку ГБЦ и настроить большую степень сжатия. Используя более стойкое к детонации топливо, тем самым повысит отдачу и улучшит отклик. Сейчас под капотом S15 установлен SR20VET. После того как на DET стали ломаться коромысла толкателей клапанов (рокера), Гоча задумался о применении VET-головки. У родного мотора «Ниссан-Сильвии» они всегда были больным местом. При превышении мощности 350-370 л. с. на рокера существенно возрастает нагрузка. В дрифте мотор намного чаще, чем в других дисциплинах, достигает зоны максимальных оборотов и остаётся в ней довольно длительное время. Из-за конструктивных особенностей классический клапанный механизм DET не может надёжно работать в подобных условиях. На VET-головках толкатели отсутствуют, поэтому и проблем с ними нет.
Инженеры «Ниссана» кардинально изменили конструкцию рокера: кулачки распредвалов через регулировочные шайбы передают усилие сразу на штоки клапанов. Ну а конструкция ГРМ приобрела систему VVL, схожую с «хондовским» VTEC. Это помогло повысить крутящий момент на низких оборотах и увеличить мощность на высоких. Ну и, конечно, самым приятным для пилота машины с SR20VET является более широкий диапазон оборотов (от 9000 до 9500 об/мин).
При создании нового мотора возникали и сложности. Так как «головку» брали от двигателя с поперечным расположением в машине, то пришлось учесть много нюансов с навесным оборудованием (в S15 двигатель расположен продольно). И никакие манипуляции с ГБЦ не заменили необходимости тщательной работы с шатунной-поршневой группой, от степени сжатия которой зависят многие факторы. Ну и никто не отменял момент щепетильной сборки, влияющей на итоговую надёжность агрегата.
В одном из интервью Гоча заявлял, что конструирование этого механизма «Сильвии» было довольно напряжённым. Модернизация системы охлаждения S15 продолжается по сей день. Профессиональные гонщики знают, что линейная скорость движения болида в заносе существенно ниже, чем у кольцевых автомобилей. Но даже на таких оборотах автомобиль едет не прямолинейно, а под определённым углом к вектору движения, накладывая при этом ограничение на обдув радиатора. И чем больше угол заноса, тем меньше их охлаждение. В итоге порочный круг замыкается: больший угол заноса увеличивает нагрузку на двигатель и снижает обдув радиатора, если он расположен под капотом. Моторы серии SR с алюминиевым блоком довольно интенсивно отдают охлаждающей жидкости своё тепло. Следовательно, в радиаторе необходимо обеспечить его продуктивное рассеивание, что является сложной инженерной и технической задачей.
Улучшая S15, Гоча не забывал совершенствовать и свои водительские навыки. Годы практики не прошли даром. В 2013 г. он выиграл Супер Дрифт Битву. Этот день стал поворотным моментом не только в жизни Георгия, но и во всей истории российского дрифта. Главный судья гонок Александр Смоляр рассказал Гочи о договорённости между D1GP и RDS, согласно которой, пилоты РФ могут поехать на этап в Одайбу (Япония). Вначале Гоча воспринял данное предложение как что-то неосуществимое. Он даже не представлял, что его можно претворить в жизнь. Главная сложность состояла в том, чтобы взять в Японии в аренду конкурентоспособный автомобиль. Помимо этого почти на всех этапах D1GP на тренировки отводится минимум времени. Порой его не хватало на освоение траектории. А сделать подобное не на своей машине способны только профессионалы высокого класса. Обдумав всё это, было принято решение отложить идею о поездке в азиатскую страну в долгий ящик.
Где-то за месяц до начала D1GP красноярскому дрифтеру от лица Примринга и RDS-Восток позвонил Дмитрий Семенюк. Он предложил помощь в транспортировке машины. Закончив телефонный разговор, Гоча уже собирал чемодан. Решение о поездке в Японию было принято. И только оказавшись за рулём своей S15 на Одайбе, пришло осознание того, какую непростую работу проделали для осуществления его цели Дмитрий Семенюк, Виталий Веркиенко и команда «Форвард Авто». Хотя выступление на D1GP можно назвать их общей мечтой. Объединившись, они смогли воплотить её в жизнь.
В целом заезды прошли очень неплохо. Гоче удалось попасть в ТОП-16, где первым его соперником стал Хибино Тетсуя. Во втором заезде японец ошибся, зацепив бетон. Это привело к повреждению подвески и неспособности продолжать гонку. Россиянин тоже выступал не без ошибок и в финальном повороте даже умудрился развернуться, но всё-таки заработал больше баллов, чем Тетсуя. В ТОП-8 попал Эммануэль Амандио – молодой и талантливый пилот из Малайзии. Гоча здорово начал первый заезд, но перед финишем не смог вписаться в дугу и столкнулся с машиной соперника. В итоге поворотный кулак S15 сильно согнулся. За пять минут подобную поломку нельзя устранить, поэтому Гоча сошёл с дистанции. Сам он считает своё выступление удачным. Ведь попасть в ТОП-16 на гонках такого уровня – это отличный результат.
В 2014 году Гоча вновь решил попытать счастья на D1GP. Многие японцы встретили его по-дружески и подходили побеседовать. Эти соревнования прошли для красноярского гонщика не так удачно. Всё закончилось техническим сходом. Вероятной причиной была поломка какого-то соединения из-за сильной вибрации, ведь мотор работал на предельных оборотах. Техсход не очень расстроил Гочу, так как им был приобретён новый опыт и поставлены амбициозные цели. На данный момент Чивчян является самым перспективным российским дрифтером, и его главные победы ещё впереди.