что такое головотяпство в истории одного города

головотяп

Смотреть что такое «головотяп» в других словарях:

головотяп — головотяп … Орфографический словарь-справочник

головотяп — бестолочь, халтурщик Словарь русских синонимов. головотяп сущ., кол во синонимов: 3 • бестолочь (181) • палач … Словарь синонимов

ГОЛОВОТЯП — ГОЛОВОТЯП, головотяпа, муж. (разг., газет.). Тот; кто крайне небрежно, нелепо и бестолково ведет какое нибудь дело, управляет каким нибудь учреждением, предприятием. Головотяпам не место в Наркомпросе. (Слово пустил в оборот Салтыков Щедрин в… … Толковый словарь Ушакова

ГОЛОВОТЯП — ГОЛОВОТЯП, а, муж. (разг. презр.). Человек, к рый ведёт дела безответственно и бестолково. | прил. головотяпский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

головотяп — См. чумазый В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

головотяп — (иноск.) ограниченный и упрямый человек Ср. Головотяпы имели привычку тяпать головами обо все, что ни встретилось на пути. Стена попадется об стену тяпают; Богу молиться начнут об пол тяпают. Салтыков. История одного города … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Головотяп — Головотяпъ (иноск.) ограниченный и упрямый человѣкъ. Ср. Головотяпы имѣли привычку «тяпать» головами обо все, что ни встрѣтилось на пути. Стѣна попадется объ стѣну тяпаютъ; Богу молиться начнутъ объ полъ тяпаютъ. Салтыковъ. Исторія одного города … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Головотяп — м. 1. разг. сниж. Тот, кто небрежно и бестолково ведет какое либо дело. 2. Употребляется как порицающее или бранное слово. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

головотяп — головотяп, головотяпы, головотяпа, головотяпов, головотяпу, головотяпам, головотяпа, головотяпов, головотяпом, головотяпами, головотяпе, головотяпах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

головотяп — Это слово введено в обращение СалтыковымЩедриным, а образовано сложением основ существительного голова и (через соединительное о ) глагола тяпать … Этимологический словарь русского языка Крылова

головотяп — головот яп, а … Русский орфографический словарь

Источник

Как головотяпы превратились в глуповцев?

Головотяпы – вымышленное племя в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина, которое в древности славилось крепостью своих голов и безграничной глупостью. Этот народ отчаянно пытался установить власть в своём племени, но сами они никак не могли добиться порядка, а сторонние князья не соглашались на руководство. Как головотяпы стали глуповцами автор повествует в главе “О корени происхождения глуповцев”.

Почему “головотяпы”?

Откуда пошло название племени объяснить нетрудно: этому поспособствовала привычка биться головой обо всякие вещи, проверяя её на прочность. Случалось, что жители племени соревновались между собой, чья голова окажется крепче, из-за этого извелось много населения. Желание установить свою власть привела к тому, что головотяпы предложили соседним племенам помериться силой “чья голова крепче”, так хитро и коварно они уничтожили своих врагов. Ничего дельного, кроме “тяпанья” головами этот народ делать не умел, поэтому установить собственную власть и навести порядок в своём племени у них не получилось.

“Глупые вы, глупые!”

Такие слова сказал головотяпам князь, к которому они, отчаявшись найти владыку, обратились за помощью. Никто не хотел править над таким глупым народом, слава о котором разнеслась по всем ближайшим землям. Князь предложил им найти такого же глупого правителя, как и они сами. Это ещё больше опечалило глуповцев. Именно такое название дал князь головотяпам, потому что их глупость оказалась отчаянно беспросветной. И “по делам их” стало называться племя глуповцами, так как сказал князь.

Источник

Головотяпство Головотяп

В мирное время героизм одних — это обязательно головотяпство других.

Хорошее слово головотяпство. Знать бы ещё его нашим чиновникам.

И ввести закон: «За головотяпство — оттяпывать голову».

Головотяпство как качество личности – склонность к крайней небрежности, бесхозяйственности и бестолковости в ведении какого-либо дела.

Слово «головотяп» в русский язык ввел M. Е. Салтыков-Щедрин. Оно применяется к людям бестолковым, небрежно, халатно относящимся к какому-либо делу. В «Истории одного города» читаем: «Был в древности народ, головотяпами именуемый… Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку тяпать головами обо все, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется — об стену тяпают; богу молиться начнут — об пол тяпают». Отсюда и пошло слово «головотяп», как характеристика работника — халтурщика, нелепо ведущего порученное ему дело.

Головотяпство ничего делать не умеет, всё тяп-ляп, всё халтурка и бестолковщина.

Палача невзлюбили за головотяпство. Палач – головотяп – изверг. Взять, к примеру, казнь террориста Каляева. На эшафот Каляев поднимался с гордо поднятой головой, твердым, уверенным шагом. Крест целовать отказался. Подошел палач, накинул на него саван, помог подняться на табурет, накинул на шею петлю и отбросил ногой табурет. Тело повисло в воздухе. Палач был пьян и накинул петлю кое-как, тело начало биться в судорогах. Сцена была настолько жуткой, что начальник штаба корпуса жандармов барон Медем зарычал на палача «Я тебя, каналья, прикажу расстрелять, если сейчас не прекратишь страданий осужденного!» Через полчаса палач вынул из петли повешенного и положил его на эшафот. Крепостной врач обнажил покойному грудь, послушал, пощупал пульс, сердце Каляева не билось…

При казни женщины благородного происхождения в Германии порой жертве позволяли сидеть на кресле, а палач работал мечом.

Неумелый палач рисковал испытать на себе гнев зрителей. Одного такого палача в 1509 г. забросали камнями до смерти в Пражском замке. Вальтера Дeссера — бамбергского палача, который в 1641 г. только с третьего удара обезглавил жертву, от ярости толпы спасла вооружённая городская стража. В него уже кидали камни, и голова его была разбита до крови. Другой палач-неумеха, в июне 1665 г. был посажен в мешок за неудачную казнь одной женщины. После пяти ударов она всё ещё кричала. В конце концов, ей отрубили голову, когда она уже лежала ничком на земле.

Головотяпство прописывается по соседству с беспорядком, бесхозяйственностью и дезорганизацией. Безответственность – визитная карточка головотяпства. Как можно рыть траншею, не убедившись в отсутствии других коммуникаций? Как можно сдать дом, не установив ливневых водостоков?

Жители одного дома рассказывают: — Так, как текло сегодня, не текло никогда. Начало течь где-то в 2 часа ночи, когда мы пошли в туалет и увидели, что пол в квартире залит полностью. В течении 4-х лет всегда текло, но в этот раз текло вообще, как из ведра. То есть до 8 часов утра квартиру беспрестанно заливало. Вода лила с потолков, с дверей, по интернет-кабелям и щиткам. Люди боялись заходить в лифт и поднимались с зонтами на девятый этаж — узнать, что происходит. Я надела резиновые сапоги, и вычерпывала воду ковшом — тряпка уже не помогала. Ведер 50 как минимум вылили. Подъезд протек насквозь. До первого этажа. Корреспонденцию в ящиках придется сушить. Сейчас дождь перестал, а с потолков все еще капает. На полу воды — по щиколотку. Жителям пообещали, что дом возьмут на контроль областные чиновники. Как выяснилось, управляющая компания не внесла в первоначальную смету ремонт ливневых водостоков.

Источник

История происхождения глуповцев в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

«История одного города» – один из самых известных романов Салтыкова-Щедрина.

В городе Глупов когда-то проживал народ, называемый головотяпами. Но позже, как гласит летопись, из-за их глупости головотяпов прозвали глуповцами.

Глупость – отличительная черта характера всех глуповцев. Именно глупость – основополагающая предпосылка бед и страданий этого народа.

Жители города под названием «Глупов» веселые, они отличаются добродушием и беспечностью. А также они восторженные и легкомысленные. «…обычная глуповская восторженность, и обычное глуповское легкомыслие».

Глуповцам нравится, когда ими руководят. Это называется «начальстволюбием». Для горожан не важно, будет градоначальник умным или нет, главное, чтобы он был ласковым с жителями города.

Ели город по каким-то причинам временно остается без градоначальника, жители города чувствуют себя потерянными, даже сиротами. А если градоначальник отсутствует дольше недели, то горожане впадают в состояние анархии.

В гражданско-правовом смысле жители города несмышленный народ. Этот народ невежественный и темный, даже Бородавкин, пытавший пролить свет на их головы, не добился успеха.

Глуповцы – не самый ловкий народ. Для них такое качество является изумительным. Нет у жителей города и такой черты характера как предприимчивость.

Этот народ отличается твердостью, но и эта черта характера не приносит им положительных результатов.

Жители Глупова – очень живучий народ. Автор отмечает один факт в истории народа – даже если сегодня жителей города всех истребят, они назавтра появятся вновь.

В этом городе постоянно происходят ситуации, граничащие с фантастическими. В летописи города часто описываются волшебные преображения.

В целом о жизни горожан нельзя сказать, что она лестная, такой уровень жизни и нормальным можно назвать с большой натяжкой.

Даже если глуповцы могут позволить себе носить кожаные сапоги, они все равно носят лапти, это лишний раз показывает насколько глупы горожане. Они просто отправили весь материал в Византию и получили за это деньги.

Лучше всего жители города живут при таких градоначальниках как Микаладзе, Беневоленский, Прыщ, Иванов и Дю Шарио. Даже при Иванове, который совсем не пользовался своим умом, глуповцы живут благополучно. Можно даже сказать, что отсутствие мозгов у этого градоначальника пошло горожанам на пользу, а не во вред.

Глуповцы считают все несчастья не зависимым от них самих событием, поэтому относятся к бедам с философским спокойствием и принимают их неотвратимость.

2 вариант

Увидев бессмысленность своих решений, головотяпы пришли к единому мнению, что им нужен правитель. Однако многие князья, узнав о глупости народа, отказывались им править. Они советовали головотяпам найти такого же глупого князя, как они сами. Расстроенные после неудачных попыток отыскать правителя головотяпы снова пробовали самостоятельно навести порядок в своих поселениях, но так и не добились в этом успеха. Однажды им посчастливилось найти князя, который захотел “володеть” ими. Он обложил народ многими данями и обязал ходить вместе с ним на войну. За то, что головотяпы не смогли жить свободно и сами пожелали себе кабалы, правитель переименовал их в глуповцев.

Только после установления власти князя, головотяпы поняли всю свою глупость. Они могли бы самостоятельно управлять племенем, но вместо этого нашли себе жестоко безжалостного правителя. Глуповцы покорно выслушали требования князя, согласившись с ними. По возвращению домой они выбирают болотину, на которой основали город Глупов. Едва прибывший в Глупов князь обещал запороть всех, кто его ослушается. Глуповцы в сатирическом романе М.Е. Салтыкова-Щедрина показаны как покорный раболепный народ. Они смиренно принимают все тяготы и невзгоды, которые обрушиваются на них с появлением правителя.

Также читают:

Картинка к сочинению История происхождения глуповцев в Истории одного города

Популярные сегодня темы

Пушкин написал огромное количество разных произведений, которые стали известны на весь мир. Но самое первое произведение, которое завершил автор, называется «Повесть Белкина»

Стремление к своей цели, к своему желанию является главным смыслом жизни человека. А не имея своей цели, своей мечты – то вовсе и нет человека, как нет птицы без крыльев.

Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа

В сказке Паустовского Заячьи лапы мы видим Ваню немного упрямым, но очень человечным мальчиком. Про него можно было бы сказать: Маленький человек с большим сердцем. Он захотел зайчику помочь

Источник

что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть фото что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть картинку что такое головотяпство в истории одного города. Картинка про что такое головотяпство в истории одного города. Фото что такое головотяпство в истории одного города

Происхождение героев

Главные герои повести — глуповцы. Это собирательные образы, прототипами для которых послужило население многих городов России. Салтыков-Щедрин пишет, что когда-то Землю населяли племена людей, которых называли головотяпами. Их главным занятием было стукаться головой о разные предметы. Люди соревновались в этом занятии друг с другом и достигли в нём мастерства. У головотяпов не было правителя, и однажды им это надоело.

Лучшие умы стали думать, что делать. Они решили, что нужно найти того, кто согласится стать князем и управлять народом. Среди местного населения нельзя было кого-то выбрать, так как головотяпы были слишком глупы. В надежде, что всё образуется само, они некоторое время делали бессмысленные вещи:

что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть фото что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть картинку что такое головотяпство в истории одного города. Картинка про что такое головотяпство в истории одного города. Фото что такое головотяпство в истории одного города

«Волгу толокном замесили, потом телёнка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили» — по этой цитате можно понять, насколько неразумными были действия головотяпов. Но из бестолковых дел, которые придумали люди, не произошло ничего хорошего. Тогда они пошли искать себе князя. Они обращались ко всем, кого встречали, но люди отвечали, что им нужно найти того, кто глупее их.

Наконец, управлять бестолковым народом согласился один князь. Он назвал народ глуповцами и повелел построить населённый пункт, для которого выбрали болотистое место. Так возник город Глупов.

Описание головотяпов

Современники Салтыкова-Щедрина возмущались не зря. Автор так реалистично описал русский народ, что нельзя было этого не заметить. Мужчины и женщины ничего не могли решить сами. Всё, что они делали, приводило к убыткам и разорению. Без градоначальника они чувствовали себя сиротами — вот почему им обязательно был нужен руководитель.

В произведении есть эпизод, когда очередной правитель города потерял голову. Когда люди узнали об этом, они так горько плакали, будто остались без отца.

Отношение головотяпов к градоначальникам можно охарактеризовать как безусловно положительное. Они довольны всеми, кто приходит править, даже если это настоящие проходимцы. По мнению глупых горожан, хороший руководитель соответствует такому описанию:

что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть фото что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть картинку что такое головотяпство в истории одного города. Картинка про что такое головотяпство в истории одного города. Фото что такое головотяпство в истории одного города

Когда градоначальник весел, тогда довольны и люди, даже если руководитель при этом делает откровенно бессмысленные вещи и ведёт народ к разорению. Неразумное население не понимает, что главные качества хорошего начальника — компетентность, забота о благе народа, образованность, умение стратегически мыслить. Каждого нового правителя они считают самым лучшим.

Примером безответственного отношения горожан к своей жизни служит эпизод, описанный в главе «Органчик». Когда в Глупов прибывает очередной странный градоначальник, население ликует, даже не видя, кто будет ими править. Люди веселятся, празднуют, устраивают гуляния и ходят по кабакам. Появление нового правителя — вот чем вызвано ликование глуповцев в главе «Органчик». Но скоро наступает прозрение: оказывается, что новый руководитель без мозгов. В его голове стоит органчик, играющий две пьески со словами «Не потерплю!» и «Разорю!».

что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть фото что такое головотяпство в истории одного города. Смотреть картинку что такое головотяпство в истории одного города. Картинка про что такое головотяпство в истории одного города. Фото что такое головотяпство в истории одного города

Расплата за гражданскую незрелость

Михаил Евграфович постарался показать, что все несчастья, преследующие глуповцев, происходят не просто так. Люди получают то, что заслуживают. Они не учатся на ошибках и принимают всё, как должное. Никто не скажет им, что причина бед — неразумное поведение. В результате люди болеют, голодают, умирают по разным причинам.

Феномен заключается в том, что такие люди очень живучи. Их невозможно уничтожить или сломить. Привыкшие к несчастьям, обитатели Глупова стойко терпят лишения и становятся ещё непоколебимее. Глупость помогает им воспринимать всё происходящее как должное. Вообразить, что может быть по-другому, эти люди неспособны.

События, описанные в повести, фантастические. Но если сделать поправку на то, что писатель приукрасил реальность, становится понятно: характер основной части населения таков, каким показал его автор. Население живёт просто и легкомысленно, не думая о будущем и руководствуясь физиологическими потребностями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *