что такое гомофония в музыке

Основы музыкальной теории

Полифония и гомофония

Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.

Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.

🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?

Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век

Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век

Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇

🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.

🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.

🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует. Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.

🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).

🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).

📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла. Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.

♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).

Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.

👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:

Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)

👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.

♟ Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.

🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.

Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)

🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!

Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13

✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:

Источник

Гомофония

Полезное

Смотреть что такое «Гомофония» в других словарях:

гомофония — гомофония … Орфографический словарь-справочник

ГОМОФОНИЯ — (греч. от homos общий, и phone звук). Созвучие; одноголосное пение; пение в унисон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМОФОНИЯ греч., от homos, общий, и phone, звук. Созвучие. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

Гомофония — с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI … Википедия

гомофония — однозвучность, пение, стиль, песня Словарь русских синонимов. гомофония сущ., кол во синонимов: 5 • однозвучность (5) • … Словарь синонимов

ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент) … Современная энциклопедия

ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греч. phone звук голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент … Большой Энциклопедический словарь

гомофония — гомоф ония, гомофон ия ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие подчиненную. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гомофония — (греч.). У греков Г. наз. совокупное пение в унисон илиоктаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, прикотором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гомофония — голоса … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гомофония — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гомофония — (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Что такое гомофония в музыке

греч. omoponia — однозвучие, унисон, от omos — один, один и тот же, одинаковый и ponn — звук, голос

Понятие «Г.» возникло в Др. Греции, где оно означало унисонное («единозвучное») исполнение мелодии голосом и сопровождающим инструментом (а также исполнение её смешанным хором или ансамблем в октавном удвоении). Подобная Г. встречается в нар. музыке мн. стран вплоть до наст. времени. Если унисонность периодически нарушается и снова восстанавливается, возникает гетерофония, характерная для древних культур, для практики нар. исполнительства.

Элементы гомофонного письма были присущи европ. муз. культуре уже на раннем этапе развития многоголосия. В разные эпохи они проявляются с большей или меньшей отчётливостью (напр., в практике фобурдона в нач. 14 в.). Г. получила особенно большое развитие в эпоху перехода от Возрождения к новому времени (16-17 вв.). Расцвет гомофонного письма в 17 в. был подготовлен развитием европ. музыки 14-15 и особенно 16 вв. Важнейшими факторами, приведшими к господству Г., были: постепенное осознание аккорда как самостоят. звукового комплекса (а не только суммы интервалов), выделение верхнего голоса в качестве главного (еще в сер. 16 в. существовало правило: «лад определяется по тенору»; на рубеже 16-17 вв. на смену ему приходит новый принцип: лад определяется по верхнему голосу), распространение гомофонно-гармонич. по складу итал. фроттолл и вилланелл, франц. хор. песни.

что такое гомофония в музыке. Смотреть фото что такое гомофония в музыке. Смотреть картинку что такое гомофония в музыке. Картинка про что такое гомофония в музыке. Фото что такое гомофония в музыке

К. Монтеверди. «Орфей».

Важнейшая роль в утверждении Г. принадлежит также музыке для струн. смычковых инструментов, в первую очередь для скрипки.

Развитые и полифонизированные «сопровождающие» голоса в симфониях и квартетах Моцарта и Бетховена по своей подвижности и тематич. значимости часто не уступают контра-пунктич. линиям старых полифонистов. В то же время сочинения венских классиков превосходят произведения полифоиич. эпохи богатством гармонии, гибкостью, масштабностью и цельностью муз. форм, динамикой развития. У Моцарта и Бетховена встречаются также высокие образцы синтеза гомофонного и полифонич. письма, гомофонных и полифонич. форм.

В нач. 20 в. господство Г. было подорвано. Развитие гармонии, являвшейся прочным фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за к-рым, как указывал С. И. Танеев, связующая сила гармонич. отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (П. Хиндемит, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Веберн, И. Ф. Стравинский).

Развитая Г. обладает специфич. чертами в строении своих элементов и целого. Разделение голосов на главный и аккомпанирующие связано с контрастом между ними, прежде всего ритмическим и линеарным. Противопоставляемый гл. голосу бас является как бы «второй мелодией» (выражение Шёнберга), пусть элементарной и неразвитой. Сочетание мелодии и баса всегда заключает в себе полифонич. возможности («основное двухголосие», по Хиндемиту). Тяготение к полифонии проявляется при всяком ритмич. и линеарном оживлении гомофонных голосов, а тем более при появлении контрапунктов, заполняющих цезуры имитаций и т.п. Полифонизация аккомпанемента может приводить к квазиполифонич. наполнению гомофонных форм. Взаимопроникновение полифонии и Г. способно обогатить оба вида письма; отсюда естеств. стремление объединить энергию свободно развивающихся индивидуализированных мелодич. линий с богатством гомофонной аккордики и определённостью функцион. смен.

что такое гомофония в музыке. Смотреть фото что такое гомофония в музыке. Смотреть картинку что такое гомофония в музыке. Картинка про что такое гомофония в музыке. Фото что такое гомофония в музыке

С. В. Рахманинов. 2-я симфония, часть III.

Обычно ритмич. неразвитость голосов гомофонного аккомпанемента (включая аккордовую фигурацию), противопоставленная ритмич. богатству и многообразию гл. мелодич. голоса, способствует объединению звуков сопровождения в аккордовые комплексы.

что такое гомофония в музыке. Смотреть фото что такое гомофония в музыке. Смотреть картинку что такое гомофония в музыке. Картинка про что такое гомофония в музыке. Фото что такое гомофония в музыке

И. С. Бах. Месса h-moll, Kyrie (Фуга)

В противоположность этому гомофонная мелодия образует органич. единство с аккомпанементом. Сочность и особого рода звуковую наполненность гомофонной мелодии придаёт восходящий к ней снизу поток обертонов гомофонного баса; мелодия как бы расцветает под действием обертонового «излучения». Гармонич. функции аккордов сопровождения оказывают влияние на смысловое значение тонов мелодии, и выразит. эффект, приписываемый гомофонной мелодии, в определ. степени зависит от аккомпанемента. Последний представляет собой не только особого рода контрапункт к мелодии, но и органич. составную часть гомофонной темы. Однако влияние аккордовой гармонии проявляется и в другом. Ощущение в сознании композитора нового гомофонно-гармонич. лада с его аккордовыми доследованиями предшествует созданию конкретного мотива. Поэтому мелодия создаётся одновременно с бессознательно (или сознательно) представляемой гармонизацией. Это касается не только собственно гомофонной мелодики (первая ария Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта), но даже полифонич. мелодики Баха, творившего в эпоху подъёма гомофонного письма; ясность гармонич. функций принципиально отличает полифонич. мелодику Баха от полифонич. мелодики, напр., Палестрины. Поэтому гармонизация гомофонной мелодии как бы заложена в ней самой, гармония аккомпанемента раскрывает и дополняет те функционально-гармонич. элементы, к-рые присущи мелодии. В этом смысле гармония есть «сложная система резонаторов мелоса»; «гомофония же есть ни что иное, как мелодия с её акустически дополняющим отражением и фундаментом, мелодия с опорным басом и выявленными призвуками» (Асафьев).

По богатству, напряжённости и концентрированности тематич. развития такая Г. может далеко превосходить сложные полифонич. формы. Тем не менее она не превращается в полифонию, т.к. сохраняет главнейшие признаки Г.

что такое гомофония в музыке. Смотреть фото что такое гомофония в музыке. Смотреть картинку что такое гомофония в музыке. Картинка про что такое гомофония в музыке. Фото что такое гомофония в музыке

Л. Бетховен. 3-й концерт для фортепиано с оркестром, часть I.

Литература: Асафьев Б., Музыкальная форма как процесс, ч. 1-2, М., 1930-47, Л., 1963; Мазель Л., Основной принцип мелодической структуры гомофонной темы, М., 1940 (дисс., рук. в б-ке МГК); Helmholtz H. von, Die Lehre von der Tonempfindungen. Braunschweig, 1863, рус. пер., СПБ, 1875; Riemann H., Grosse Kompositionslehre, Bd 1, B.-Stuttg., 1902; Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts, Bern, 1917, рус. пер., M., 1931.

Источник

гомофония

Смотреть что такое «гомофония» в других словарях:

гомофония — гомофония … Орфографический словарь-справочник

ГОМОФОНИЯ — (греч. от homos общий, и phone звук). Созвучие; одноголосное пение; пение в унисон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМОФОНИЯ греч., от homos, общий, и phone, звук. Созвучие. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

Гомофония — с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI … Википедия

гомофония — однозвучность, пение, стиль, песня Словарь русских синонимов. гомофония сущ., кол во синонимов: 5 • однозвучность (5) • … Словарь синонимов

ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент) … Современная энциклопедия

ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греч. phone звук голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент … Большой Энциклопедический словарь

гомофония — гомоф ония, гомофон ия ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие подчиненную. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гомофония — (греч.). У греков Г. наз. совокупное пение в унисон илиоктаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, прикотором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гомофония — голоса … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гомофония — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гомофония — (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

ГОМОФОНИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ГОМОФОНИЯ» в других словарях:

гомофония — гомофония … Орфографический словарь-справочник

Гомофония — с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI … Википедия

гомофония — однозвучность, пение, стиль, песня Словарь русских синонимов. гомофония сущ., кол во синонимов: 5 • однозвучность (5) • … Словарь синонимов

ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент) … Современная энциклопедия

ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греч. phone звук голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент … Большой Энциклопедический словарь

гомофония — гомоф ония, гомофон ия ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие подчиненную. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гомофония — (греч.). У греков Г. наз. совокупное пение в унисон илиоктаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, прикотором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

гомофония — голоса … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гомофония — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гомофония — (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *