что такое гомофония в музыке
Основы музыкальной теории
Полифония и гомофония
Гомофония — типичное устройство классической музыки, ему противопоставлена многоголосая полифония. В этой части сравним эти два понятия.
Поговорим о разнице между полифонией и гомофонией и об основных полифонических формах.
🎧 Послушайте два примера и посмотрите на их визуализацию. В чем разница между ними?
→ Иоганн Штраус, вальс «На прекрасном голубом Дунае», 19 век
→ Иоганн Себастьян Бах, канон из «Музыкального приношения», 18 век
Мы видим два совершенно разных устройства музыкальной материи 👇
🍰 В первом случае — слоеный пирог, где на каждом уровне происходит своя работа: наверху — мелодия, наиболее содержательная, запоминающаяся, подвижная и гибкая. В середине пирога расположились голоса, которые не движутся по отдельности, а визуализированы в виде «стопок» из нескольких нот: это гармоническое заполнение, аккорды, помещенные под мелодией и аккомпанирующие ей. Если убрать мелодию, они будут звучать пустовато и неполноценно, как минусовая фонограмма в караоке. Наконец, низ пирога — это бас. Посмотрите на его партию: она максимально «неинтересная». Так же малоинтересно выглядит фундамент, на котором стоит красивое здание — но мы понимаем, что без него оно рухнет.
🎤 Такое устройство ткани называется гомофонией или гомофонно-гармоническим складом. Симфонии Моцарта, песни Брамса, хиты Коула Портера, Боба Дилана и Владимира Высоцкого — все это гомофония. Кажущаяся нам невероятно естественной система «мелодия + аккомпанемент и/или бас» пришла в музыку довольно поздно, с началом эпохи барокко в 17 веке.
🛣 Теперь вспомним второй пример. Мы видим совершенно другую систему: нет никакой мелодии, и никто никому не аккомпанирует. Три полноценных и равноправных голоса, как три автомобиля на трассе, движутся одновременно. Как и автомобили, они соблюдают целый ряд правил, чтобы такое движение было возможным без столкновений и аварий; тем не менее, каждый из голосов — полноценная «мелодия», сопряженная во времени с другими.
🎶 Такое устройство ткани называется полифонией (ударение на «о» и только туда!). Оно лет на пятьсот старше гомофонии; примитивные полифонические формы начали появляться в 11 веке. Полифония гораздо сложнее гомофонии по устройству, но на момент своего рождения она была естественным шагом для европейской музыки: привычное одноголосие как бы мультиплицировалось (похожим путем пошла в 15 веке русская церковно-певческая музыка).
🎼 Понадобилось несколько столетий, чтобы выработать представление о раздельных функциях: мелодии (горизонтали — помните движение верхнего голоса в примере с музыкой Штрауса?) и гармонии (вертикали — помните «стопки» нот, соединенных в аккорды, которые аккомпанировали в этом примере мелодии?).
📜 С приходом и воцарением гомофонного склада полифония, однако, не исчезла. Она начала восприниматься как жест в сторону старинной музыки или интеллектуальный фокус, но продолжала полноценно существовать. У Моцарта и Бетховена, Сен-Санса и Верди мы можем найти полифонические эпизоды или целые сочинения, всегда неслучайные и приковывающие внимание из-за солидного возраста и сложности этой техники; ни один композитор не может считаться профессионалом, не владея искусством контрапункта — т.е. создания полифонической ткани.
♾ Стоит отметить еще, что полифония и гомофония — лишь две разновидности того, что принято в музыке называть фактурой (т.е. устройства звуковой материи). На самом деле их гораздо больше — а уж 20 век с его фоническими находками и электронным звуком по части изобретения фактур превзошел все остальные. Но полифония и гомофония — два полюса, между которыми так или иначе располагаются эти звуковые миры: от русского фольклорного пения (особый вид полифонии) до рэпа (особый вид гомофонии).
Коротко поговорим о полифонических формах: они очень старые, очень влиятельные и невероятно интересные.
👥 Самая простая полифоническая форма — канон. Представьте нескольких людей, которые поют одну и ту же песенку, но вступают не одновременно, как при пении хором, а каскадом: один, затем спустя такт — второй, спустя такт — третий и т.д. Получается, что песенка образует многоголосие сама с собой; это и есть канон. Примерно так:
→ Французская народная песенка 18 века «Братец Яков» (иногда приписывается Жану-Филиппу Рамо)
👌 Элементарно? О, нет. Первый вступающий голос называется пропостой (ит. «предложение»), а имитирующие его голоса, которые вступают потом, — риспостами (ит. «ответ»). Риспоста может просто повторять за пропостой на определенном временном расстоянии, как в «Братце Якове». А может делать интересные вещи: проводить свою мелодию от другой ноты, петь ее вдвое медленнее или быстрее, а то и вовсе задом наперед.
♟ Каноны очень любили в эпоху Ренессанса, где эта ученая полифония превратилась в род интеллектуальной игры. Их снабжали заголовками-подсказками, которые служили чем-то вроде зашифрованной инструкции касательно правил исполнения канона.
🎯 Вот, например, работа полумифологического французского мастера 14 века, известного как Бод Кордье (фр. «арфист»). Канон записан на двух окружностях и снабжен свернутым в улитку стихотворением. Его первая строчка — «весь как по циркулю я сочинен» — продублирована в нотах там, где должна вступать риспоста. Ниже можно посмотреть, как это выглядит. Пропоста и риспоста тут идут «по большой окружности», а нижний голос — тенор — по малой.
→ Бод Кордье, канон «Tout par compas» (14 в.)
🐚 Эпоха барокко каноны тоже любила. В этом баховском каноне из великого сборника «Искусство фуги» риспоста повторяет за пропостой на расстоянии дуодецимы (так называется интервал между двумя нотами). Не пропустите момент, где они меняются местами!
→ Иоганн Себастьян Бах, «Искусство фуги», №13
✨ А тут риспоста тоже идеально повторяет текст пропосты — но только отраженный в горизонтальном зеркале и замедленный вдвое. Внимательно следите за чудесами голосоведения:
Гомофония
Полезное
Смотреть что такое «Гомофония» в других словарях:
гомофония — гомофония … Орфографический словарь-справочник
ГОМОФОНИЯ — (греч. от homos общий, и phone звук). Созвучие; одноголосное пение; пение в унисон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМОФОНИЯ греч., от homos, общий, и phone, звук. Созвучие. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
Гомофония — с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI … Википедия
гомофония — однозвучность, пение, стиль, песня Словарь русских синонимов. гомофония сущ., кол во синонимов: 5 • однозвучность (5) • … Словарь синонимов
ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент) … Современная энциклопедия
ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греч. phone звук голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент … Большой Энциклопедический словарь
гомофония — гомоф ония, гомофон ия ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие подчиненную. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Гомофония — (греч.). У греков Г. наз. совокупное пение в унисон илиоктаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, прикотором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
гомофония — голоса … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гомофония — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гомофония — (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… … Музыкальная энциклопедия
Что такое гомофония в музыке
греч. omoponia — однозвучие, унисон, от omos — один, один и тот же, одинаковый и ponn — звук, голос
Понятие «Г.» возникло в Др. Греции, где оно означало унисонное («единозвучное») исполнение мелодии голосом и сопровождающим инструментом (а также исполнение её смешанным хором или ансамблем в октавном удвоении). Подобная Г. встречается в нар. музыке мн. стран вплоть до наст. времени. Если унисонность периодически нарушается и снова восстанавливается, возникает гетерофония, характерная для древних культур, для практики нар. исполнительства.
Элементы гомофонного письма были присущи европ. муз. культуре уже на раннем этапе развития многоголосия. В разные эпохи они проявляются с большей или меньшей отчётливостью (напр., в практике фобурдона в нач. 14 в.). Г. получила особенно большое развитие в эпоху перехода от Возрождения к новому времени (16-17 вв.). Расцвет гомофонного письма в 17 в. был подготовлен развитием европ. музыки 14-15 и особенно 16 вв. Важнейшими факторами, приведшими к господству Г., были: постепенное осознание аккорда как самостоят. звукового комплекса (а не только суммы интервалов), выделение верхнего голоса в качестве главного (еще в сер. 16 в. существовало правило: «лад определяется по тенору»; на рубеже 16-17 вв. на смену ему приходит новый принцип: лад определяется по верхнему голосу), распространение гомофонно-гармонич. по складу итал. фроттолл и вилланелл, франц. хор. песни.
К. Монтеверди. «Орфей».
Важнейшая роль в утверждении Г. принадлежит также музыке для струн. смычковых инструментов, в первую очередь для скрипки.
Развитые и полифонизированные «сопровождающие» голоса в симфониях и квартетах Моцарта и Бетховена по своей подвижности и тематич. значимости часто не уступают контра-пунктич. линиям старых полифонистов. В то же время сочинения венских классиков превосходят произведения полифоиич. эпохи богатством гармонии, гибкостью, масштабностью и цельностью муз. форм, динамикой развития. У Моцарта и Бетховена встречаются также высокие образцы синтеза гомофонного и полифонич. письма, гомофонных и полифонич. форм.
В нач. 20 в. господство Г. было подорвано. Развитие гармонии, являвшейся прочным фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за к-рым, как указывал С. И. Танеев, связующая сила гармонич. отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (П. Хиндемит, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Веберн, И. Ф. Стравинский).
Развитая Г. обладает специфич. чертами в строении своих элементов и целого. Разделение голосов на главный и аккомпанирующие связано с контрастом между ними, прежде всего ритмическим и линеарным. Противопоставляемый гл. голосу бас является как бы «второй мелодией» (выражение Шёнберга), пусть элементарной и неразвитой. Сочетание мелодии и баса всегда заключает в себе полифонич. возможности («основное двухголосие», по Хиндемиту). Тяготение к полифонии проявляется при всяком ритмич. и линеарном оживлении гомофонных голосов, а тем более при появлении контрапунктов, заполняющих цезуры имитаций и т.п. Полифонизация аккомпанемента может приводить к квазиполифонич. наполнению гомофонных форм. Взаимопроникновение полифонии и Г. способно обогатить оба вида письма; отсюда естеств. стремление объединить энергию свободно развивающихся индивидуализированных мелодич. линий с богатством гомофонной аккордики и определённостью функцион. смен.
С. В. Рахманинов. 2-я симфония, часть III.
Обычно ритмич. неразвитость голосов гомофонного аккомпанемента (включая аккордовую фигурацию), противопоставленная ритмич. богатству и многообразию гл. мелодич. голоса, способствует объединению звуков сопровождения в аккордовые комплексы.
И. С. Бах. Месса h-moll, Kyrie (Фуга)
В противоположность этому гомофонная мелодия образует органич. единство с аккомпанементом. Сочность и особого рода звуковую наполненность гомофонной мелодии придаёт восходящий к ней снизу поток обертонов гомофонного баса; мелодия как бы расцветает под действием обертонового «излучения». Гармонич. функции аккордов сопровождения оказывают влияние на смысловое значение тонов мелодии, и выразит. эффект, приписываемый гомофонной мелодии, в определ. степени зависит от аккомпанемента. Последний представляет собой не только особого рода контрапункт к мелодии, но и органич. составную часть гомофонной темы. Однако влияние аккордовой гармонии проявляется и в другом. Ощущение в сознании композитора нового гомофонно-гармонич. лада с его аккордовыми доследованиями предшествует созданию конкретного мотива. Поэтому мелодия создаётся одновременно с бессознательно (или сознательно) представляемой гармонизацией. Это касается не только собственно гомофонной мелодики (первая ария Папагено из «Волшебной флейты» Моцарта), но даже полифонич. мелодики Баха, творившего в эпоху подъёма гомофонного письма; ясность гармонич. функций принципиально отличает полифонич. мелодику Баха от полифонич. мелодики, напр., Палестрины. Поэтому гармонизация гомофонной мелодии как бы заложена в ней самой, гармония аккомпанемента раскрывает и дополняет те функционально-гармонич. элементы, к-рые присущи мелодии. В этом смысле гармония есть «сложная система резонаторов мелоса»; «гомофония же есть ни что иное, как мелодия с её акустически дополняющим отражением и фундаментом, мелодия с опорным басом и выявленными призвуками» (Асафьев).
По богатству, напряжённости и концентрированности тематич. развития такая Г. может далеко превосходить сложные полифонич. формы. Тем не менее она не превращается в полифонию, т.к. сохраняет главнейшие признаки Г.
Л. Бетховен. 3-й концерт для фортепиано с оркестром, часть I.
Литература: Асафьев Б., Музыкальная форма как процесс, ч. 1-2, М., 1930-47, Л., 1963; Мазель Л., Основной принцип мелодической структуры гомофонной темы, М., 1940 (дисс., рук. в б-ке МГК); Helmholtz H. von, Die Lehre von der Tonempfindungen. Braunschweig, 1863, рус. пер., СПБ, 1875; Riemann H., Grosse Kompositionslehre, Bd 1, B.-Stuttg., 1902; Kurth E., Grundlagen des linearen Kontrapunkts, Bern, 1917, рус. пер., M., 1931.
гомофония
Смотреть что такое «гомофония» в других словарях:
гомофония — гомофония … Орфографический словарь-справочник
ГОМОФОНИЯ — (греч. от homos общий, и phone звук). Созвучие; одноголосное пение; пение в унисон. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОМОФОНИЯ греч., от homos, общий, и phone, звук. Созвучие. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
Гомофония — с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI … Википедия
гомофония — однозвучность, пение, стиль, песня Словарь русских синонимов. гомофония сущ., кол во синонимов: 5 • однозвучность (5) • … Словарь синонимов
ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент) … Современная энциклопедия
ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греч. phone звук голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент … Большой Энциклопедический словарь
гомофония — гомоф ония, гомофон ия ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие подчиненную. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Гомофония — (греч.). У греков Г. наз. совокупное пение в унисон илиоктаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, прикотором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
гомофония — голоса … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гомофония — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гомофония — (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… … Музыкальная энциклопедия
ГОМОФОНИЯ
Полезное
Смотреть что такое «ГОМОФОНИЯ» в других словарях:
гомофония — гомофония … Орфографический словарь-справочник
Гомофония — с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI … Википедия
гомофония — однозвучность, пение, стиль, песня Словарь русских синонимов. гомофония сущ., кол во синонимов: 5 • однозвучность (5) • … Словарь синонимов
ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент) … Современная энциклопедия
ГОМОФОНИЯ — (от гомо. и греч. phone звук голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение, аккомпанемент … Большой Энциклопедический словарь
гомофония — гомоф ония, гомофон ия ж. Один из видов многоголосого пения, при котором один голос играет главную роль, а другие подчиненную. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Гомофония — (греч.). У греков Г. наз. совокупное пение в унисон илиоктаву. Позднее Г. стали считать прием музыкальных сочинений, прикотором только один голос исполняет главную мелодию, а другие голоса гармонический аккомпанемент. Термин противоположный Г.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
гомофония — голоса … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гомофония — (от гомо. и греческого phone звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Гомофония — (греч. omoponia однозвучие, унисон, от omos один, один и тот же, одинаковый и ponn звук, голос) тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии,… … Музыкальная энциклопедия