что такое горизонтальное обучение
Мир Психологии
Рассмотрим в своей статье идею о горизонтальном обучении. Что это такое и что оно даёт в жизни молодому поколению людей, родившихся в эпоху интернета? Идея распределённого образования на основе сотрудничества строится на платформе совместного решения проблемы. В этом случае коллективный опыт скорее всего приводит к желаемым результатам. На данном этапе мы используем традиционные формы обучения. Учитель или профессор просто передаёт знания учащимся и студентам, при этом он устанавливает авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз и один на один с учителем. Знания каждого ученика оцениваются персонально. Коллективное суждение считается подсказкой и наказывается выставлением плохой отметки.
Интерес к знаниям и свободным рассуждениям пропадает. Отвечать надо только то, что написано в учебнике и говорить надо то, что желает слышать учитель. Они начинают хитрить и говорить то, что нравиться учителю.
Совсем по другому принципу строится горизонтальное обучение. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как разъяснение друг другу поставленной проблемы.
Найти истину-значит понять, как всё взаимосвязано. Когда мы тесно взаимодействуем друг с другом, тогда открываем эти взаимосвязи. Учёба в школе напоминает дрессировку в цирке. Ученики обязаны реагировать на поставленные вопросы и отвечать то, что от них ожидают. Горизонтальное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Роль учителя в данном случае заключается в поддержании разговора и управлении работой учащихся.
При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей мёртвых знаний, в активных участников процесса своего собственного образования. Цель такого обучения в научении масштабно мыслить и размышлять, а не исполнять и повторять чужие мысли. Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в аудитории во взаимную и сетевую.
Каждый из учащихся отвечает за получение знаний другими. Это обязы‑ вает учеников понимать других, принимать разные взгляды и точки зрения. Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, позволяет каждому встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой.
Научному сообществу тоже необходимо переходить от изолированных дисциплин к сетям на основе сотрудничества, в различных областях знаний. Необходимо подходить к системной постановке общих вопросов для междисциплинарных решений стоящих перед обществом задач.
Появляются новые междисциплинарные области: поведенческая экономика, эко психология, социальная история, эко философия, биомедицинская этика, социальное предпринимательство. В школах при таком обучении снижается агрессия, другие асоциальные проявления поведения, улучшается дисциплина, крепнут межнациональные связи, появляется тяга к учёбе и развиваются умственные способности учащихся.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Идея распределенного образования на основе сотрудничества вытекает из того, что если люди совместно решают проблему, то коллективный опыт скорее приводит к желаемым результатам.
Первым из ученых, кто увидел огромную ценность горизонтального обучения, была Л. Аберкромби из больницы Лондонского университета. Во время исследования, проведенного в 1950-х гг., Аберкромби обратила внимание на любопытный факт: если студенты-медики сопровождали врача во время обхода группой и совместно обсуждали состояние больного, то они ставили более точный диагноз, чем в тех случаях, когда участвовали в обходе поодиночке. Взаимодействие в группе позволяло студентам обсуждать гипотезы, выдвигаемые каждым, высказывать мнения, отталкиваться от взаимных наблюдений и в итоге приходить к общему мнению относительно состояния больного.
Мы так привыкли к традиционной среде обучения, что редко отступаем назад и критически смотрим на характер учебного процесса. Мы просто считаем метод нашего обучения фундаментальным методом передачи знаний и принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Однако в действительности мы учимся структурировать свою реальность и организовывать наши взаимоотношения с окружающим миром. Кеннет Браффи, профессор английского языка и литературы из Бруклинского колледжа Университета Нью-Йорка, проанализировал ключевые операционные допущения современного процесса обучения и описал их роль в формировании нынешнего образа мыслей.
Браффи начинает с учителя, чья задача заключается в передаче знаний учащимся. Он выполняет ее, устанавливая авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Иначе говоря, учитель вызывает учеников к доске и требует от них рассказать что-то заученное или дать ответ на поставленный вопрос. Предполагается, что каждый ученик должен в точности исполнить задание учителя устно или письменно. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз, и один на один. Взаимодействие учащихся друг с другом — взаимные вопросы или помощь — не приветствуется. Такое поведение подрывает безраздельность влияния учителя и создает альтернативную модель взаимоотношений — горизонтальную и интерактивную. Совместное суждение считается подсказкой. Знания каждого ученика оцениваются индивидуально.
Учащимся внушается мысль о том, что знание — это объективный феномен, который существует в форме битов информации и фактов, и что задача учителя заключается во внедрении этих битов объективного знания в голову каждого из них. Учащиеся быстро понимают по реакции учителя, что на каждый вопрос есть правильный и неправильный ответ. Их нередко осуждают и даже наказывают за изложение собственных субъективных представлений по вопросу перед классом, а высказывание сомнений в отношении взглядов учителя сурово карается. Браффи подводит итог образовательного процесса следующим образом: «Обязанностью ученика в соответствии с фундаментальными правилами обучения является “впитывание” того, что тем или иным образом излагает преподаватель. А преподаватель обязан передать знания учащимся и оценить, как они их усвоили» [16].
Горизонтальное обучение начинается с совершенно иного допущения относительно характера учебного процесса. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как объяснения, которые мы даем общему опыту, разделяемому друг с другом. Найти истину — значит понять, как все взаимосвязано, и мы открываем эти взаимосвязи в результате тесного взаимодействия с другими. Чем более разнообразны наш опыт и взаимные связи, тем ближе мы подходим к пониманию самой реальности и того, насколько каждый из нас вписывается в широкую картину бытия.
Знание, как считают Браффи и другие реформаторы образования, — это социальный конструкт, консенсус членов образовательного сообщества [17]. Если знание является чем-то таким, что существует между людьми и вытекает из их общего опыта, то характер нынешнего образовательного процесса неблагоприятен для глубокого познания. Учеба в школе нередко мало чем отличается от процесса дрессировки, производства автоматов, когда учащихся программируют реагировать определенным образом на те или иные ситуации, — во многом это походит на стандартные процессы в теории научной организации труда, под влиянием которой формировалась рабочая сила первой и второй промышленных революций.
Децентрализованное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Обучение перестает быть изолированным взаимодействием между наставником и учеником и трансформируется в коллективное взаимодействие [18].
Учащихся разбивают на небольшие рабочие группы, которым дают конкретные задания. После того как учитель сформулирует задание, он отстраняется от процесса, позволяя учащимся сформировать собственное сообщество знания. Учащимся предлагают прийти к общему мнению путем обмена идеями, постановки вопросов друг перед другом, критики аналитических выводов и учета мнения каждого [19].
Нередко группу дополнительно разбивают и каждому ее участнику предлагают стать экспертом по одному из подразделов группового задания. Эксперты должны делиться своими знаниями с группой и брать на себя руководство дискуссией, когда она касается сферы их специализации. Таким образом учащиеся обучают друг друга и приобретают опыт лидерства без захватывания власти. В итоге они привыкают к социальной фасилитации и разрешению споров [20].
Группы затем собирают на занятие в полном составе, чтобы они могли поделиться своими находками. Роль учителя заключается в поддержании разговора. Хотя он должен делиться знаниями по учебной дисциплине, которую представляет, включая оценку различных мнений по этой дисциплине, а также ее стыковки и расхождения с другими областями знаний, все это имеет форму вклада в общий разговор. Браффи предупреждает, что «преподаватели обязаны не допустить возврата иерархической организации традиционной классной комнаты, при которой учащиеся воспринимают все сказанное учителем за единственно правильный ответ» [21].
При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей знания в активных участников процесса своего собственного образования. Цель заключается в научении думать, а не исполнять. Процесс обучения, который строится на сотрудничестве, укрепляет мысль о том, что получение знаний является не индивидуальным, а общим делом.
Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в классной комнате из иерархической, централизованной и вертикальной во взаимную, демократическую и сетевую. Учащиеся понимают, что каждый из них отвечает за получение знаний другими. Ответственность предполагает понимание других, открытость для разных взглядов и точек зрения, способность прислушиваться к критике, стремление прийти на помощь другим и готовность отвечать за образовательное сообщество в целом. Все эти качества принципиально важны для развития способности сопереживать.
Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, поскольку дает учащимся возможность встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой. Критерием, позволяющим определить, когда сообщество учащихся становится действительно сплоченным и цельным, является состояние, при котором каждый член группы начинает близко принимать борьбу своих товарищей за процветание и воспринимать группу как продолжение своего «Я».
Излишне говорить, что новый подход к обучению благоприятен для междисциплинарного преподавания и мультикультурных исследований. Научное сообщество уже переходит от изолированных дисциплин с четко очерченными академическими границами к сетям на основе сотрудничества, участники которых представляют различные области и делятся знаниями распределенным образом. Более традиционный упрощенческий подход к изучению феномена начинает уступать дорогу системной постановке общих вопросов о характере реальности и смысле существования, что требует междисциплинарного видения.
Междисциплинарные научные ассоциации, журналы и образовательные программы, появившиеся в последние годы, отражают растущий интерес к взаимосвязи знаний. Новое поколение ученых начинает связывать между собой традиционные академические дисциплины и создавать более интегрированный подход к исследованиям. Сотни междисциплинарных областей вроде поведенческой экономики, экопсихологии, социальной истории, экофилософии, биомедицинской этики, социального предпринимательства и холистического здоровья вклиниваются в науку и предвещают изменение парадигмы образовательного процесса.
Одновременно глобализация образования сводит вместе представителей различных культур, каждая из которых имеет свою собственную антропологическую точку отсчета, и открывает множество свежих, новых подходов к изучению феноменов, возникших под влиянием различных историй развития культуры и национальных идей.
Изучение той или иной области с точки зрения множества научных дисциплин и культурных представлений делает учащихся менее предубежденными. Первые оценки образовательной реформы, нацеленной на распределенное обучение и сотрудничество, дают обнадеживающие результаты. Школы сообщают о заметном снижении агрессии, насилия и других проявлений асоциального поведения, уменьшении числа дисциплинарных взысканий, более широком сотрудничестве между учащимися, более социально ориентированном поведении, повышении внимания на занятиях, усилении тяги к учебе и развитии умственных способностей.
Какое образование лучше — «горизонтальное» или «вертикальное»?
Я достаточно общительный человек и меня совершенно не смущает или не пугает общение с незнакомыми людьми. Более того, чаще всего я стараюсь быстрее перепрыгнуть со small talk и поговорить с человеком хоть о чём-то более интересном.
В едь от кого угодно можно почерпнуть интересные мысли или, как минимум, узнать причины, почему у данного человека этих самых интересных мыслей совершенно нет.
Т ак вот, я часто заговариваю с людьми в спортивном зале, на пробежке, в каком-нибудь SPA-центре, на пляже и так далее. И с течением лет у меня выработался некий навык, который позволяет примерно понять то, что происходит у человека в голове, если узнать о нём совсем немного.
П одобное сворачивание мыслительного потока в узкую трубочку и полнейшая предсказуемость мыслей является следствием победившей в капиталистических странах парадигмы «вертикального» образования (глубокого и кропотливого освоения определённой специальности, вообще без заглядывания в другие разделы наук). Неким антиподом этой парадигмы являлась советская «горизонтальная» школа (тоже далеко не идеальная), где учеников заставляли, хотя бы из-под палки, познавать основы сразу нескольких фундаментальных наук и уже только после этого ударяться в «вертикальную» специализацию.
П оследние 10 лет всё чаще политики по всему миру говорят о пользе «вертикального» образования. Ведь за более короткий срок государство получает человека, готового к трудовой деятельности и владеющего минимальным уровнем квалификации, чтобы сходу начать работать.
Е сть даже такой термин — «идеальный потребитель». Человек, который ходит на работу, любит покупать себе новые игрушки и всё время находится в состоянии завышенного потребления (через кредит).
Ч то самое интересное, множество людей с высшим образованием на полном серьёзе говорит о том, что строго «вертикальное» образование — это благо: «Зачем мне терять время на какую-то «вшивую» литературу, географию, биологию, историю, обществознание и пр., если я могу потратить своё время с большей пользой и ВЫУЧИТЬ КОДИНГ!».
К огда я всё это слышу, меня, ей богу, пот прошибает и становится страшно за будущее человечества.
Ч тобы вы лучше поняли последствия такой вот «реформы» образования, приведу пример.
Н едавно, через общих знакомых, я познакомился с молодым прогером с Украины, который уже несколько лет живёт в Долине. Я даже не буду вам описывать размер ЧСВ этого человека, который «ДОБИЛСЯ», а «его-то однокурсники так и горбатятся в Киеве на галерах!».
П ерейду лучше сразу к жизненным установкам такого «среднестатистического потребителя», который добился:
Н апример, вы постоянно видите в фильмах и в соцсетях накаченных людей. По сравнению с ними, вы начинаете ощущать себя ничтожеством. Как вы закрываете эту психологическую проблему? Конечно же, вы не начинаете просто отжиматься каждый день по 100 раз.
ХА-ХА. ЭТО СЛИШКОМ ПРОСТО.
В ы идёте в фитнес-зал и покупаете дорогой абонемент, вы покупаете самую модную фитнес-одежду, вы покупаете трекеры всего, чего угодно (вплоть до количества «шептунов», которых вы выпускаете за день).
К ак итог: за всей этой мишурой, вместо того, чтобы делать, хотя бы, 100 отжиманий каждый день, вы тратите по 12 часов в неделю, чтобы раз в 3 дня сделать 50 отжиманий, но в красивой форме и в красивом зале.
П роще говоря, когда у вас нет кругозора («горизонтального» образования), а вместо него — «подзорная труба», то в эту трубу, как в калейдоскоп, вам показывают картиночки, которые складываются по непонятным для вас законам. Кстати, по этому принципу работает и «умная» лента соцсетей.
Г лавный недостаток узкого кругозора — это повальное отсутствие системного мышления. Люди не могут установить банальных причинно-следственных связей. Не понимают, что если где-то «прибыло», значит где-то «убыло». И так далее.
Н аверняка, многие из вас скажут: «Да как так может быть, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОПАЛ В ДОЛИНУ ИЗ СНГ, БЫЛ ТУПЫМ, КАК ПРОБКА?!».
О чень даже может. Далеко за примером ходить не надо. У Юрки Дудя был недавно выпуск про русских ребят (ниже), которые что-то делают в Калифорнии. И был там в качестве «человека, уже добившегося» некий Васьянов, который, безусловно, преуспел в своём ремесле видеооператора. Но он на полном серьёзе говорит, что надо покупать недвижимость, потому что «земли больше не будет». Чёрт подери, чувак, мальтузианскую ловушку преодолели ещё в 19 веке. Что ты вообще такое несёшь?
Н о откуда эта мысль появилась в голове у господина Васьянова (безусловно, успешного ремесленника)? Вы не поверите, но её ему внушил его риелтор. В этом отрывке великолепно всё: чувак на полном серьёзе пересказывает высказывание риелтора, единственная цель которого — втюхать ему побольше неликвидной недвиги.
В 2000-е в Москве риелторы тоже рассказывали, что недвижка всегда растёт в цене )))
Т ак что, ребята, прошу вас, практически умоляю: выбросите из головы идиотский миф о том, что «вертикальное» образование — это эффективно, модно и молодёжно. Иначе, ваши мысли и жизнь будет контролировать кто-то другой.
Т о, что я рекомендую абсолютно всем для начала расширения кругозора — это, безусловно, экономика. Поскольку она определяет всю нашу жизнь: политику, социальное взаимодействие и так далее.
З наете ли вы, зачем вообще нужен Центральный банк? Почему он не подчиняется правительству? Почему в Японии отрицательная ключевая ставка (процент по кредиту) и что такое вообще «ключевая ставка»?
Д умаете, что это какая-то занудная ерунда?
Т олько вот эта самая «ерунда» на 100% определяет то, где вы сегодня работаете, что едите, как одеваетесь и как развлекаетесь.
«Как я применю это в жизни прямо сейчас?»
О бычно, когда я рассказываю людям о минусах «вертикального» образования и плюсах «горизонтального», то все кивают головой и говорят: «Да-да, всё так и есть. Мне надо развиваться и в «горизонтальном» направлении тоже».
Н о когда дело доходит до того, чтобы, всё-таки, начать это самое развитие, то практически все говорят одно и то же: «Как я применю это в жизни прямо сейчас? Как мне это пригодится в будущем?».
О твечу сразу на этот вопрос: НИКАК.
Ф ундаментально, «горизонтальное» и «вертикальное» образования отличаются именно своими стимулами. «Вертикальный» вариант отлично проникает в умы людей и кажется эффективным (по причине быстрой обратной связи). «Месяц назад я начал учиться жонглировать, а уже сегодня, благодаря этому, начал зарабатывать на 2 доллара в час больше!».
Л овушка быстрой обратной связи — это то, что погубило гораздо большее число судеб, чем табак, алкоголь, наркотики и фастфуд вместе взятые.
Э волюционно наш мозг устроен таким образом, что мы ждём как можно более быстрой отдачи от нашей деятельности. Этот защитный механизм необходим, чтобы не позволять нам заниматься чем-то бессмысленным, что не способствует нашему выживанию.
И менно на этом физиологическом механизме паразитируют различные онлайн-казино и бинарные опционы. Вам сначала дают выиграть и вы не забираете деньги после первых нескольких удачных попыток: вам кажется, что вы открыли священный грааль, и теперь вам больше никогда не нужно будет работать, а ваша жизнь станет одним сплошным удовольствием. Но, спустя некоторое время, в пылу азарта вы проигрываете всё, что вложили (а может и больше).
С другой стороны, попытка заставить себя через силу изучать что-то, не получая положительной обратной связи, моментально превратится в настоящую пытку. Через силу кругозор не расширишь, а вот невроз и депрессию получишь гарантированно. Ведь ваш собственный мозг будет карать вас за непослушание, задавая логичный вопрос: «Какого хрена ты тратишь на это время, олух?».
Е динственным спасением от этого является переключение на другой эволюционный механизм, который в нас тоже заложен. Это тяга к познанию. Все вы прекрасно знаете, что маленькие дети задают десятки вопросов «Почему?» в день. Их тяга к познанию является инструментом приспособления к окружающим их реалиям. Но с возрастом, в первую очередь под гнётом социального давления, становится зазорно постоянно задавать вопрос «Почему?», а человек всё чаще начинает сталкиваться с фразами «Тебе больше делать нечего?», «Ну, и как это поможет тебе заработать?» и т. д. И у многих этот навык пропадает полностью, сменяясь «вертикальной» линией их «профессионального развития».
Е динственный путь к более качественному (то есть «горизонтальному») образованию заключается в возрождении внутри себя старых забытых механизмов детской любознательности. Если вы каждый день будете задавать себе вопросы «Почему это работает так?», «Почему это выглядит именно таким образом?», «Почему эти люди живут лучше, чем другие?», «А что такое вообще «жить лучше»?» и т. п., то в этом случае вам не нужно будет перебарывать себя и учиться чему-то через силу. Ваше обучение будет происходить органично и, как бы, само по себе. А мозг будет вас поощрять за это, поскольку вы не просто так пыхтели и пытались выучить непонятно что. Вы пытались понять, как работает мир — человеческий мозг очень любит поощрять своего владельца за это.
Т аким образом, всё тот же «Ютуб», каналы в «Телеграме» и, иногда даже, прости господи, «Инстаграм» могут превратиться из пожирателей вашего времени и внимания во вполне себе образовательные инструменты. Главное — лишь сместить ваш фокус с «инфожевачки» в сторону контента из разряда «Почему это так работает?».
Д обавьте сюда ещё Coursеra или прочее онлайн-образование на ваш выбор, и вы условно-бесплатно начнёте расширять свой кругозор, формировать системное мышление и самостоятельно управлять своей жизнью.
ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Идея распределенного образования на основе сотрудничества вытекает из того, что если люди совместно решают проблему, то коллективный опыт скорее приводит к желаемым результатам.
Первым из ученых, кто увидел огромную ценность горизонтального обучения, была Л. Аберкромби из больницы Лондонского университета. Во время исследования, проведенного в 1950-х гг., Аберкромби обратила внимание на любопытный факт: если студенты-медики сопровождали врача во время обхода группой и совместно обсуждали состояние больного, то они ставили более точный диагноз, чем в тех случаях, когда участвовали в обходе поодиночке. Взаимодействие в группе позволяло студентам обсуждать гипотезы, выдвигаемые каждым, высказывать мнения, отталкиваться от взаимных наблюдений и в итоге приходить к общему мнению относительно состояния больного.
Мы так привыкли к традиционной среде обучения, что редко отступаем назад и критически смотрим на характер учебного процесса. Мы просто считаем метод нашего обучения фундаментальным методом передачи знаний и принимаем его как нечто само собой разумеющееся. Однако в действительности мы учимся структурировать свою реальность и организовывать наши взаимоотношения с окружающим миром. Кеннет Браффи, профессор английского языка и литературы из Бруклинского колледжа Университета Нью-Йорка, проанализировал ключевые операционные допущения современного процесса обучения и описал их роль в формировании нынешнего образа мыслей.
Браффи начинает с учителя, чья задача заключается в передаче знаний учащимся. Он выполняет ее, устанавливая авторитарные взаимоотношения с каждым учеником. Иначе говоря, учитель вызывает учеников к доске и требует от них рассказать что-то заученное или дать ответ на поставленный вопрос. Предполагается, что каждый ученик должен в точности исполнить задание учителя устно или письменно. Взаимоотношения всегда вертикальные, сверху вниз, и один на один. Взаимодействие учащихся друг с другом — взаимные вопросы или помощь — не приветствуется. Такое поведение подрывает безраздельность влияния учителя и создает альтернативную модель взаимоотношений — горизонтальную и интерактивную. Совместное суждение считается подсказкой. Знания каждого ученика оцениваются индивидуально.
Учащимся внушается мысль о том, что знание — это объективный феномен, который существует в форме битов информации и фактов, и что задача учителя заключается во внедрении этих битов объективного знания в голову каждого из них. Учащиеся быстро понимают по реакции учителя, что на каждый вопрос есть правильный и неправильный ответ. Их нередко осуждают и даже наказывают за изложение собственных субъективных представлений по вопросу перед классом, а высказывание сомнений в отношении взглядов учителя сурово карается. Браффи подводит итог образовательного процесса следующим образом: «Обязанностью ученика в соответствии с фундаментальными правилами обучения является “впитывание” того, что тем или иным образом излагает преподаватель. А преподаватель обязан передать знания учащимся и оценить, как они их усвоили» [16].
Горизонтальное обучение начинается с совершенно иного допущения относительно характера учебного процесса. Знание рассматривается не как объективный, самодостаточный феномен, а как объяснения, которые мы даем общему опыту, разделяемому друг с другом. Найти истину — значит понять, как все взаимосвязано, и мы открываем эти взаимосвязи в результате тесного взаимодействия с другими. Чем более разнообразны наш опыт и взаимные связи, тем ближе мы подходим к пониманию самой реальности и того, насколько каждый из нас вписывается в широкую картину бытия.
Знание, как считают Браффи и другие реформаторы образования, — это социальный конструкт, консенсус членов образовательного сообщества [17]. Если знание является чем-то таким, что существует между людьми и вытекает из их общего опыта, то характер нынешнего образовательного процесса неблагоприятен для глубокого познания. Учеба в школе нередко мало чем отличается от процесса дрессировки, производства автоматов, когда учащихся программируют реагировать определенным образом на те или иные ситуации, — во многом это походит на стандартные процессы в теории научной организации труда, под влиянием которой формировалась рабочая сила первой и второй промышленных революций.
Децентрализованное обучение смещает центр внимания с отдельной личности на взаимосвязанную группу. Обучение перестает быть изолированным взаимодействием между наставником и учеником и трансформируется в коллективное взаимодействие [18].
Учащихся разбивают на небольшие рабочие группы, которым дают конкретные задания. После того как учитель сформулирует задание, он отстраняется от процесса, позволяя учащимся сформировать собственное сообщество знания. Учащимся предлагают прийти к общему мнению путем обмена идеями, постановки вопросов друг перед другом, критики аналитических выводов и учета мнения каждого [19].
Нередко группу дополнительно разбивают и каждому ее участнику предлагают стать экспертом по одному из подразделов группового задания. Эксперты должны делиться своими знаниями с группой и брать на себя руководство дискуссией, когда она касается сферы их специализации. Таким образом учащиеся обучают друг друга и приобретают опыт лидерства без захватывания власти. В итоге они привыкают к социальной фасилитации и разрешению споров [20].
Группы затем собирают на занятие в полном составе, чтобы они могли поделиться своими находками. Роль учителя заключается в поддержании разговора. Хотя он должен делиться знаниями по учебной дисциплине, которую представляет, включая оценку различных мнений по этой дисциплине, а также ее стыковки и расхождения с другими областями знаний, все это имеет форму вклада в общий разговор. Браффи предупреждает, что «преподаватели обязаны не допустить возврата иерархической организации традиционной классной комнаты, при которой учащиеся воспринимают все сказанное учителем за единственно правильный ответ» [21].
При горизонтальном обучении учащиеся превращаются из пассивных получателей знания в активных участников процесса своего собственного образования. Цель заключается в научении думать, а не исполнять. Процесс обучения, который строится на сотрудничестве, укрепляет мысль о том, что получение знаний является не индивидуальным, а общим делом.
Горизонтальное обучение преобразует организацию взаимодействия в классной комнате из иерархической, централизованной и вертикальной во взаимную, демократическую и сетевую. Учащиеся понимают, что каждый из них отвечает за получение знаний другими. Ответственность предполагает понимание других, открытость для разных взглядов и точек зрения, способность прислушиваться к критике, стремление прийти на помощь другим и готовность отвечать за образовательное сообщество в целом. Все эти качества принципиально важны для развития способности сопереживать.
Горизонтальное обучение усиливает чувство сопереживания, поскольку дает учащимся возможность встать на чужое место и понять, что чувствует и думает другой. Критерием, позволяющим определить, когда сообщество учащихся становится действительно сплоченным и цельным, является состояние, при котором каждый член группы начинает близко принимать борьбу своих товарищей за процветание и воспринимать группу как продолжение своего «Я».
Излишне говорить, что новый подход к обучению благоприятен для междисциплинарного преподавания и мультикультурных исследований. Научное сообщество уже переходит от изолированных дисциплин с четко очерченными академическими границами к сетям на основе сотрудничества, участники которых представляют различные области и делятся знаниями распределенным образом. Более традиционный упрощенческий подход к изучению феномена начинает уступать дорогу системной постановке общих вопросов о характере реальности и смысле существования, что требует междисциплинарного видения.
Междисциплинарные научные ассоциации, журналы и образовательные программы, появившиеся в последние годы, отражают растущий интерес к взаимосвязи знаний. Новое поколение ученых начинает связывать между собой традиционные академические дисциплины и создавать более интегрированный подход к исследованиям. Сотни междисциплинарных областей вроде поведенческой экономики, экопсихологии, социальной истории, экофилософии, биомедицинской этики, социального предпринимательства и холистического здоровья вклиниваются в науку и предвещают изменение парадигмы образовательного процесса.
Одновременно глобализация образования сводит вместе представителей различных культур, каждая из которых имеет свою собственную антропологическую точку отсчета, и открывает множество свежих, новых подходов к изучению феноменов, возникших под влиянием различных историй развития культуры и национальных идей.
Изучение той или иной области с точки зрения множества научных дисциплин и культурных представлений делает учащихся менее предубежденными. Первые оценки образовательной реформы, нацеленной на распределенное обучение и сотрудничество, дают обнадеживающие результаты. Школы сообщают о заметном снижении агрессии, насилия и других проявлений асоциального поведения, уменьшении числа дисциплинарных взысканий, более широком сотрудничестве между учащимися, более социально ориентированном поведении, повышении внимания на занятиях, усилении тяги к учебе и развитии умственных способностей.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)