что такое государственный информационный ресурс
Что такое государственный информационный ресурс
Государственные информационные ресурсы [10] — это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
информационные ресурсы субъектов РФ.
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
обеспечения прав и безопасности граждан;
поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.
Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.
Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:
библиотечная сеть Российской Федерации;
архивный фонд Российской Федерации;
государственная система статистики;
государственная система научно-технической информации.
2.3.1. Библиотечная сеть РФ
В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.
Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:
публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);
систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);
информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
библиотечную систему высших учебных заведений;
сеть муниципальных библиотек;
сеть сельскохозяйственных библиотек;
другие системы и сети.
При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.
На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:
Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн единиц хранения;
Российская национальная библиотека — 30 млн единиц хранения;
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.
На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.
Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.
Библиотеки РАН объединены в четыре системы:
система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн единиц хранения;
система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн единиц хранения;
отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн единиц хранения;
отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн единиц хранения.
Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн единиц хранения.
Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.
Что такое государственный информационный ресурс
Государственные информационные ресурсы [10] — это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства. Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
информационные ресурсы субъектов РФ.
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
обеспечения прав и безопасности граждан;
поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д.
Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ но стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.
Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:
библиотечная сеть Российской Федерации;
архивный фонд Российской Федерации;
государственная система статистики;
государственная система научно-технической информации.
2.3.1. Библиотечная сеть РФ
В этой сети хранится главным образом опубликованная и тиражированная информация, представленная в виде различных отечественных и зарубежных изданий. Эти ресурсы обеспечивают максимальную ретроспективу и охватывают все направления, темы и отрасли знаний. Библиотеки обеспечивают доступность этой информации для массового пользователя.
Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек и включает:
публичные библиотеки всех уровней (федерального, регионального и муниципального);
систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, входящую в российскую государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ);
информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН);
библиотечную систему высших учебных заведений;
сеть муниципальных библиотек;
сеть сельскохозяйственных библиотек;
другие системы и сети.
При построении сетей сочетаются отраслевой и региональный принципы.
На федеральном уровне крупнейшими публичными библиотеками являются:
Российская государственная библиотека (РГБ) — 38 млн единиц хранения;
Российская национальная библиотека — 30 млн единиц хранения;
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы.
На региональном уровне имеется 217 центральных библиотек всех 89 субъектов РФ и 49,7 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек.
Наряду с обслуживанием индивидуальных пользователей библиотеки также ведут обслуживание организаций.
Библиотеки РАН объединены в четыре системы:
система библиотек Сибирского региона, включающая 67 библиотек с фондом 13,5 млн единиц хранения;
система библиотек Санкт-Петербургского региона, включающая 41 библиотеку с фондом 16,5 млн единиц хранения;
отраслевая система библиотек по естественным наукам — 13 млн единиц хранения;
отраслевая система библиотек институтов РАН гуманитарного и общественного направлений — 13 млн единиц хранения.
Библиотечная сеть вузов включает 500 библиотек — 300 млн единиц хранения.
Состояние библиотечной сети в период реформ резко ухудшилось. Практически прекратилось финансирование пополнения фондов со стороны государства.
Государственные информационные ресурсы: основные понятия, формирование и обеспечение
Современное общество называют информационным. Это связано с тем, что различные новости и сведения являются востребованными товарами на рынках. Во всех сферах информация приобретает особую значимость, для ее сбора, хранения и обработки создаются специальные системы. Государство является одним из крупнейших производителей и в то же время потребителем этой базы данных. Расскажем о том, как осуществляется государственное управление информационными ресурсами, как они обеспечиваются, формируются и используются.
Исходные понятия
Вам будет интересно: Журнал «Этнографическое обозрение»: содержание, история, главные редакторы
Для понимания специфик информационных ресурсов необходимо определиться с тем, что это такое. Под этим термином понимают сведения, зафиксированные на любом носителе и передаваемые для снижения неопределенности. Информацию можно доносить от одного человека к другому, от машины к субъекту, путем автоматизации. А также в форме сигналов ее могут передавать живые существа и растения. Для такой цели информация должна быть облачена в форму сообщения. Это может быть текст, речь, схема, изображение, система кодов.
Вам будет интересно: Комаров Дмитрий Константинович, журналист: биография, личная жизнь, карьера
Сущность информации можно определить через понятие знания. Человек, получая сообщение, должен декодировать сведения и извлечь смысл сказанного, то есть что-то, что не было ему известно до этого момента. Если ничего нового нет, то сообщение считается несодержательным. К исходным понятиям также относятся сведения об источниках информации. Сюда включаются документы, зафиксированные на материальных носителях. Также информация может быть представлена в виде данных: сигналов, цифр, букв, изображений. Они, в свою очередь, фиксируются на разных носителях.
Понятие информационных ресурсов
Для осуществления любой деятельности человеку необходимы ресурсы. Под ними понимают некие объекты, помогающие достигать целей. Из них выделяют материальные, природные, энергетические, трудовые и финансовые. И важнейшими в деятельности современных предприятий и людей являются информационные ресурсы. Их главным отличием от прочих является то, что они представляют собой результат интеллектуальной деятельности населения. Их создателями выступает квалифицированная и творческая часть жителей страны, поэтому такие данные составляют национальное достояние.
Вам будет интересно: Биография журналиста Сергея Доренко
Частные и государственные информационные ресурсы относятся к виду возобновляемых и могут подлежать распространению и тиражированию. В основном они представлены в виде книг, документов, баз данных, произведений искусства. То есть это все то, что накоплено обществом за историю своего существования и развития. Они объединяют все знания и опыт человечества в виде первичной и вторичной информации. В первом случае это объем знаний, который постоянно увеличивается в результате деятельности людей. Во втором случае – это информация, обработанная и зафиксированная на каких-либо носителях.
Сегодня количество таких сведений стремительно растет. Каждый человек имеет возможность создавать собственные информационные ресурсы в виде текстов, фотографий, аудио и видеофайлов. В законе такие информационные ресурсы определяются как документы и их массивы. Владеть ими могут как отдельные личности, так и организации, и группы людей, в том числе и государство.
Виды информационных ресурсов
Существует множество оснований для классификации информационных ресурсов. По содержанию они могут быть поделены на: научные, общественно-политические, персональные данные, нормативно-правовые, экологические и прочие. По форме можно выделить документированные и недокументированные информационные ресурсы. Первые, в свою очередь, делятся на текстовые, графические, аудио, фото и видеодокументы, электронные. По форме собственности выделяют: государственные информационные ресурсы, муниципальные, принадлежащие общественным организациям и частные.
Базу данных страны можно разделить по уровням госструктуры на федеральные сведения, субъектов РФ, муниципальные, отдельных ведомств. Согласно критериям ограничений существуют ресурсы всеобщего и служебного пользования, информация, доступ к которой предоставляется по соглашению сторон, и запрещенная.
Управление информационными ресурсами
Каждое государство организует систему руководства информационными ресурсами для достижения следующих целей:
Для достижения этих целей необходимо решить несколько важнейших организационных задач. Система государственного управления информационными ресурсами призвана обеспечить:
Вам будет интересно: Наталья Эстемирова: биография, личная жизнь, семья, фото
Состав государственных информационных ресурсов
В целом все информационные ресурсы страны можно разделить на две большие группы: те, которые необходимы для функционирования отдельных государственных органов, и те, которые нужны внешним пользователям. Вторая группа создана для того, чтобы собирать сведения и обеспечивать к ним доступ со стороны граждан и различных организаций. К ним относятся библиотечная и архивная сети страны, а также системы статистики и научно-техническая. А информационные ресурсы государственных органов – это комплексное обеспечение сведениями о деятельности пенсионных фондов, судов, социальных служб, министерств и ведомств.
Формирование и использование информационных ресурсов
В работе различных государственных органов образуется множество документов, которые необходимо эффективно хранить и организовывать их использование. Формирование государственных информационных ресурсов включает следующие виды деятельности:
Государственная политика в сфере информационных ресурсов
Информационные ресурсы органов власти
У каждого министерства, региональных правительств, различных ведомств есть собственный комплекс информационных ресурсов. При этом государственная система должна быть выстроена таким образом, чтобы между организациями разных структур и уровней была единая сеть. Кроме того, существуют и внутренние информационные ресурсы государственной организации. Например, у любого регионального правительства должен быть сайт, на котором граждане и определенные компании могут получить сведения о работе органа власти. Также они имеют и внутренние сети, в рамках которых происходит обмен сообщениями между сотрудниками. Правительствам регионов также подчиняются местные государственные информационные системы и ресурсы: библиотеки, архивы, органы статистики.
Библиотечные сети
Для обеспечения населения разносторонними необходимыми знаниями в стране функционируют библиотечные системы. Их особенностью является то, что они хранят только обработанную, опубликованную и растиражированную информацию. В соответствии с законом «О библиотеках» в России работают такие виды библиотечных сетей:
Кроме вышеперечисленных, есть также школьные, профсоюзные, армейские и прочие. Библиотеки охватывают всю страну и бесплатно обеспечивают население информацией. В эту государственную систему входит более 150 тысяч учреждений.
Архивы
К системе государственных ресурсов относится и архивная сеть страны. В этих учреждениях России находится 460 миллионов информационных единиц. Документы принимаются на хранение следующими учреждениями:
Государственная архивная сеть принимает документы на постоянный учет, а временное комплектование осуществляют различные предприятия, ведомственные и отраслевые архивы. Главной задачей систематизированного учреждения является качественное хранение информации и предоставление справочной документации по ней гражданам и предприятиям.
Система статистики
Государство кроме хранения и распространения информации занимается ее сбором. Для этого создана система органов статистики, которая обеспечивает формирование ресурсов о самых разных аспектах жизни страны. Объектами такого рода учета являются показатели социально-экономического развития и демографические, состояния различных отраслей, общественное мнение, наличие трудовых ресурсов и многое другое. Статистические информационные ресурсы органов государственной власти позволяют оценивать эффективность их работы, данные о жизни населения, о функционировании экономики. Дают представление о том, как живет страна.
Система научно-технической информации
В России функционирует сеть по сбору, хранению и использованию информации, образующейся в результате исследовательской и научно-технической деятельности. Она необходима для ученых, которые генерируют новые идеи, изобретения и должны быть в курсе новых открытий. Также создание государственных информационных ресурсов в научно-технической сфере необходимо предприятиям, которые планируют внедрять инновации в производство, в коммерческую деятельность. В данную систему входят сеть библиотек и исследовательские центры. Они занимаются сбором информации, а также распространением опубликованных данных. Эта сеть также аккумулирует патентные сведения, которые могут использоваться компаниями и частными лицами.
Государственные интернет-ресурсы
Для качественного обслуживания в России создаются информационные ресурсы государственной власти и организуется их представительство в Сети интернет. Это позволяет получать гражданам сведения о работе госструктур, справки о конкретных людях и организациях, статистические данные, оформлять различные документы. Главным интернет-ресурсом является сайт Госуслуги, который позволяет населению получить информационное обслуживание, не выходя из дома. Также существуют сайты библиотек, архивных учреждений, органов власти, которые упрощают доступ населения к базе данных.
Значение информационных ресурсов в современном государстве
Сегодня сложно представить успешную страну, не заботящуюся о собственных информационных ресурсах. Они имеют чрезвычайную важность в деятельности предприятий и в жизни граждан. При этом государственные информационные ресурсы призваны обеспечить население качественными, достоверными сведениями. Сегодня, когда жизнь каждого человека изменяется из-за растущей информатизации, органы власти должны эффективно контролировать эти процессы и управлять ими, чтобы не случилось хаоса в этой сфере.
Защищаемая информация и информационные ресурсы
2.1. Защищаемая информация и информационные ресурсы
В соответствии с Федеральным законом №149 «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 информация делится на две категории:
Установлены категории информации, доступ к которым нельзя ограничить в соответствии с федеральным законодательством (ст.8 ФЗ №149):
В статье 5 Федерального закона «О государственной тайне» определен перечень сведений, составляющих государственную тайну. Они разбиты на следующие категории:
Предметом данного курса является защита информации ограниченного доступа, не относящаяся к государственной тайне. В рамках курса такая информация называется конфиденциальной.
Перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации, определен в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»:
Как видно из текста Указ Президента РФ определяет некоторые виды тайн. На самом деле их гораздо больше. Рассмотрим более подробно основные виды тайн в законодательстве РФ:
Нарушение режима коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что несоблюдение даже одного из вышеперечисленных пунктов работодателем может стать причиной ненаказуемости сотрудника, разгласившего коммерческую тайну. В соответствии с п.4 ст.14 Федерального Закона [11] лицо, которое не имело достаточных оснований считать информацию коммерческой тайной, не может быть привлечено в ответственности за ее использование.
Известный эксперт в области защиты информации Алексей Лукацкий нашел 65 видов различных тайн в законодательстве РФ. Ознакомиться с полным перечнем можно по ссылке на его статью: http://www.securitylab.ru/blog/personal/Business_without_danger/13824.php
Отдельно следует отметить такой вид конфиденциальной информации как персональные данные.
Классификация информации по категориям доступа представлена на рисунке 2.1.
Следует отметить, что определение из ГОСТ 1999 года, приведенное выше, не затрагивает такой немаловажный аспект как индивидуальные знания отдельных людей или коллективные знания, то есть недокументированную информацию. Приведем альтернативное определение информационного ресурса.
Информационные ресурсы можно классифицировать по разным признакам: по целевому назначению, по виду носителя, по способу представления, по содержанию, по географическому признаку и т.д.
2.2. Государственные информационные ресурсы, негосударственные информационные ресурсы, находящиеся в ведении органов государственной власти и организаций
Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица являются собственниками тех информационных ресурсов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.
Российская Федерация и ее субъекты являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Российская Федерация имеет право выкупа информации, относящейся к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, которые можно отнести к государственной тайне, может распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.
Субъекты, представляющие в обязательном порядке документированную информацию (информационные ресурсы) в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Такие информационные ресурсы находятся в совместном владении государства и субъектов, предоставивших информацию.