что такое графический эквалайзер
Графический эквалайзер
Графический эквалайзер, это один из распространенных типов эквалайзера, который состоит из определённого количества слайдеров добавляющих и вырезающих различные частотные диапазоны звука. Благодаря тому что он выполнен в виде “движковых” регуляторов, положение ручек как-бы “отображает” АЧХ устройства в графическом виде, откуда и произошло название графического эквалайзера. Количество и ширина фильтров зависит от области применения. Типичный графический эквалайзер для профессиональной коррекции звука имеет от 25 до 31 полос, необходимых для быстрого подавления обратной связи и коррекции АЧХ помещения. Такой эквалайзер называется 1/3-октавным эквалайзером («третьоктавный EQ»), потому что центральная частота каждого фильтра находится на расстоянии одной трети октавы от своих соседей. Также распространены эквалайзеры в две третьих октавы, они являются менее точными при формировании желаемого тембра и называется 2/3-октавными эквалайзерами.
Каждая полоса графического эквалайзера характеризуется постоянной центральной частотой, фиксированной шириной (Q) полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры «полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику (пиковые фильтры).
Графические эквалайзеры имеют набор узких полосовых фильтров, каждый из которых может усиливать или ослаблять по амплитуде гармоники в своей полосе. При ситуации когда необходимо поднять к примеру 4 рядом стоящих полосы, результат не будет иметь гладкой прямой АЧХ в области повышения, между пиками этих полос будут образовываться провалы. Если же вырезать частоты, то между провалами будут образовываться пики. Есть разработчики, которые решают эту проблему за счет снижения добротности фильтров (Q), так что соседние форманты сливаются друг с другом. Это порождает новые проблемы, когда фильтр будет иметь эффект зависимости от настройки своих соседей. Иными словами, масштабы слайдеров будут сильно неверными. Такой графический эквалайзер визуально неправильный; вы видите не то, что вы получаете.
Срединные частоты полосовых фильтров графического эквалайзера обычно «равномерно» распределены по октавным интервалам. Каждая октава соответствует степени 2, поэтому шаг в октаву со срединной частоты 100 Гц будет выглядеть следующим образом: 200 Гц. 400 Гц. 800 Гц и т.д. Для шага в 1/3 октавы коэффициент умножения будет равен 2 в степени 1/3, что примерно равно 1.26. При первой срединной частоте в 100 Гц следующие частоты будут равны 126 Гц, 159 Гц, 200 Гц и т.д. Предпочтительные для использования в эквалайзерах частоты фильтров описаны в специальном стандарте ISO.
Графический эквалайзер и его настройка
Графический эквалайзер является радиоэлектронным устройством, а в большинстве случаев и компьютерной программой. Им оснащают акустические автомобильные системы Hi-Fi уже давно.
К примеру, графический 7 полосный эквалайзер, который очень популярен, помогает корректировать амплитуду сигнала, его громкость в зависимости от тембра и высоты звука.
Что такое графический ЭКВ
Примечание. Эквализация – это процесс обработки звука эквалайзером.
Эквалайзер графический art
Сегодня эквалайзеры или ЭКВ можно встретить не только в обычных системах, но и в аппаратурах студийного, профессионального типа. Они задействованы в бесчисленных программах ПК, так или иначе, касающихся работы со звуком.
Ими наделяют видеопроигрыватели, аудиомагнитолы, различные редакторы и многую другую аппаратуру. Оснащаются ЭКВ также и инструменты электромузыкального типа, комбоусилители и т.д.
История создания
Эквалайзер графический корвет
ЭКВ и его история начинается еще в 30-е годы прошлого столетия и не где-нибудь, а в самом Голливуде. Именно здесь появились первые в мире фильмы со звуком, а некачественное звучание музыкальных композиций и голосов актрис в первое время вынудило человека придумать какое-нибудь средство.
Судьбе было угодно выбрать основателем ЭКВ Джона Волкмана, который перенял идею этого прибора, применявшегося ранее для настройки звуковых потерь при передаче сигнала.
Индикатор графического эквалайзера
Примечание. Интересно, что первый в мире ЭКВ являл собою прибор, имеющий два регулятора (ползунка). Оба могли переключать и выбирать частоты.
Типы ЭКВ
Как известно, существует два типа ЭКВ:
Получив требуемое количество настраиваемых по уровню ЧП, а также диапазон корректировок уровня, данный ЭКВ становится со временем очень популярным. Не проходит много времени, как изобретение Волкмана применяется в различных сферах деятельности человека.
Подключение графического эквалайзера по схеме
Интересно, что графические ЭКВ, применяемые в профессиональных целях, снабжены 15 или 31 полосами на один канал. Обычные, используемые в автомагнитолах — меньшим количеством, 7-12.
Примечание. Важно знать, что при работе с ЭКВ усиление определенной частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала. Так, чрезмерное усиление способно привести уже не к нормализации, а наоборот, к искажению звукового сигнала.
Также, будет полезно знать, что ЭКВ применяются широко в различных сферах деятельности человека, но основное их назначение всегда одно: получить адекватный сигнал звучания исходного материала.
Графический ЭКВ современного типа
12 полосный графический ЭКВ
Графический ЭКВ является одним из самых распространенных типов, состоящим из слайдеров. Что такое слайдеры – это специальные компоненты, добавляющие и вырезающие различные частотные диапазоны звука.
Другие особенности:
Кроме всего прочего, графические ЭКВ наделены набором узких полосовых фильтров, каждый из которых в зависимости от амплитуды гармоники в своей полосе, усиливает или ослабляет сигналы.
Индикатор к графическому ЭКВ на заднее стекло
Интересен и следующий факт: наибольшее распространение сегодня получили графические ЭКВ недорогих фирм. Они вынуждены ради экономии применять в устройствах дешевые компоненты и детали. В следствии такого сценария получается в целом несимметричная АЧХ.
Как им пользоваться
Прочитав данную инструкцию, можно быстро научиться управлять графическим ЭКВ. Напомним читателю, что этот регулятор поможет изменить частотные характеристики, включающие тон звука, песни или инструмента.
Графические ЭКВ используются также для усиления басов, добавления ВЧ и тому подобное.
Обработка звука графическими эквалайзерами
Вот как надо управлять графическим ЭКВ:
Примечание. Следует помнить, что левая часть ЭКВ после “0” отвечает за НЧ, а правая – за ВЧ. Что касается СЧ, то она располагается, как правило, между 400 Hz и 1,6 КHz. Обычный графический ЭКВ наделен значениями от – 62 Hz до 16 КHz.
Настройка графического ЭКВ
Рекомендации
Мощный графический ЭКВ
Вот что надо помнить:
Примечание. С другой стороны, динамики по-разному передают звук и в зависимости от месторасположения передача частот может меняться. ЭКВ в таком случает призван исправлять данные недочеты.
Видео обзор даст более подробную информацию о графических ЭКВ и их настройке. Не менее ценная информация содержится в фото – материалах.
Приведенная здесь инструкция по регулировке, не единственная в своем роде. Цена на графические ЭКВ, если они приобретаются в отдельности, разная и все зависит от конкретной модели.
Графический эквалайзер
Каждая полоса графического эквалайзера характеризуется постоянной центральной частотой, фиксированной шириной (Q) полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня (одинаковый для всех полос). Как правило, крайние полосы (самая низкая и высокая) представляют собой фильтры«полочного» типа, а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику (пиковые фильтры).
Частотная характеристика 9 полосного графического эквалайзера.
Схема параллельного графического эквалайзера.
Графические эквалайзеры имеют набор узких полосовых фильтров, каждый из которых может усиливать или ослаблять по амплитуде гармоники в своей полосе. При ситуации когда необходимо поднять к примеру 4 рядом стоящих полосы, результат не будет иметь гладкой прямой АЧХ в области повышения, между пиками этих полос будут образовываться провалы. Если же вырезать частоты, то между провалами будут образовываться пики. Есть разработчики, которые решают эту проблему за счет снижения добротности фильтров (Q), так что соседние форманты сливаются друг с другом. Это порождает новые проблемы, когда фильтр будет иметь эффект зависимости от настройки своих соседей. Иными словами, масштабы слайдеров будут сильно неверными. Такой графический эквалайзер визуально неправильный; вы видите не то, что вы получаете.
Цифровой графический эквалайзер KarmaFX.
Срединные частоты полосовых фильтров графического эквалайзера обычно «равномерно» распределены по октавным интервалам. Каждая октава соответствует степени 2, поэтому шаг в октаву со срединной частоты 100 Гц будет выглядеть следующим образом: 200 Гц. 400 Гц. 800 Гц и т.д. Для шага в 1/3 октавы коэффициент умножения будет равен 2 в степени 1/3, что примерно равно 1.26. При первой срединной частоте в 100 Гц следующие частоты будут равны 126 Гц, 159 Гц, 200 Гц и т.д. Предпочтительные для использования в эквалайзерах частоты фильтров описаны в специальном стандарте ISO.
Эквалайзер — темная «лошадка»?
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Недавно купили младшей дочери плюшевую игрушку. Она обожает лошадей и счастливо пополнила свою коллекцию. Назвала звучным именем Эквалайзер. И тут я понял, как много работаю.
Попробовал объяснить ребенку, что означает эквалайзер, и заметил удивленное лицо жены. Оказывается, о назначении этого прибора не знают и взрослые! А вот и тема для очередной статьи. Давайте вместе разберемся, что же делает эквалайзер и где этот зверь «живет».
Для тех, кто решил, что знание для него лишнее — забегу вперед. Они повсюду! Эти устройства есть даже на гаджете, с которого вы читаете эту статью.
Что такое эквалайзер и как он «родился»
Эквалайзер — это тембр блок или программа, которая позволяет регулировать звук: добавлять или убирать басы, делать тише или громче определенную звуковую зону, например, какой-либо инструмент в композиции. Сегодня он присутствует практически в любой бытовой технике (связанной со звуком, конечно).
Жаль, производители обходят вниманием эту деталь и не объясняют, как им пользоваться. А ведь он та самая волшебная палочка, которая отредактирует плохой звук, уменьшит помехи и сделает более или менее сносным изначально «подвальное» качество записи.
Откуда же взялась такая замечательная штука?
Вопреки ожиданиям, первыми начали пользоваться эквалайзером не музыканты, а звукорежиссеры в кинематографе. Правда, не уверен, была ли тогда такая профессия — звукорежиссер, ведь кино только появилось — дело было в 30-х годах прошлого века.
Эквалайзер применяли, чтобы сделать запись голоса актеров более естественной, убрать треск и помехи. Первый подобный прибор Langevin 251A был всего с двумя ползунками и выбором частот. Почти сразу же компания Cinema Engineering представила шестиполосное устройство, по принципу которого и работают современные эквалайзеры.
Во время Второй мировой войны интерес к коррекции звука поутих — было не до музыки. Зато в 60-х вместе с повальным увлечением роком бурно развивалась и деятельность инженеров, появлялись все более совершенные эквалайзеры. Их уже использовали не только в профессиональной технике вроде оборудования для кинотеатров и студий звукозаписи — эквалайзерами начали оснащать обычные магнитофоны, затем пришел черед плееров и наушников.
Принцип работы эквалайзера и область его применения
Основное назначение эквалайзера сводится к получению адекватного (линейного) звучания исходного материала.
При работе важно помнить, что усиление какого-либо отдельного сигнала приводит к усилению всей композиции, вместе с помехами и посторонними звуками. Поэтому чтобы выделить один фрагмент, надо уменьшить звучание остальной части записи.
Знаю, при новом инструменте первым делом хочется поиграться и подвигать все ползунки, залезть во все настройки. Но без надобности эквалайзер лучше не трогать, тем более что в современной акустике он часто редактирует звук самостоятельно.
В каких случаях он полезен:
Кроме «частников» эквалайзер вовсю используют и в качестве сценического оборудования. На концертах возникает эффект «обратной связи», когда усиливающие звук колонки вступают в конфликт с микрофоном. Из-за этого появляется гудение — без многополосного эквалайзера звукорежиссер оказывается как без рук.
В результате работы аппарата звуковой резонанс выравнивается, и концерт проходит более или менее хорошо. Но на всякий случай я никогда не беру билеты в первые ряды.
Виды эквалайзеров
Несмотря на широкое применение, видов эквалайзеров всего два: это графический и параметрический.
Графический эквалайзер
Встречается в аппаратуре для частного использования, но его можно встретить и среди сценического оборудования. Он делит музыкальную композицию на полосы, каждая из которых характеризуется постоянной рабочей частотой, фиксированной шириной полосы вокруг рабочей частоты, а также диапазоном регулировки уровня, одинакового для всех полос.
Если представить регулируемую частоту на графике, то полосы верхнего и нижнего регистра являются «полочными», а все, что находится между ними, представляет собой «колоколообразную» кривую.
Принцип работы с подобным эквалайзером понятен даже новичку: весь частотный диапазон делится на полосы, каждую из которых можно поднимать или опускать, но не более чем на 12 Дб. Однако здесь не без изъяна — между полосами образуются специфические пересечения кроссфейды.
Если опустить несколько полос, между ними появятся пики — довольно неприятный эффект, ведь узкие полосы начинают выпирать из общего стройного ряда. Чем больше полос у эквалайзера, тем менее заметен очередной кроссфейд.
Для наглядности скажу, что в эквалайзерах для домашнего пользования обычно бывает от 7 до 18 полос, в профессиональных устройствах уже до 31 полосы.
Из достоинств графических эквалайзеров приведу следующие:
К недостаткам стоит отнести:
Параметрический эквалайзер
Чаще всего это именно профессиональная техника, поскольку данный вид позволяет совершить более точную настройку звука.
В отличие от графического, параметрический эквалайзер не имеет так много полос, как правило, их всего 3–5 штук. Но большого разнообразия и не нужно! Дело в том, что настройка производится не целиком всех дорожек, а только одной, но зато сразу по нескольким параметрам:
Рабочая частота, она же Frequency, это участок, от которого ведется отсчет работы эквалайзера. В параметрическом аппарате рабочую частоту можно выбрать точно, тем самым погасив резонанс не касаясь других частей спектра.
Чаще всего виртуальные эквалайзеры (программы) позволяют выбрать тип фильтра, с помощью которого можно управлять частотным спектром.
Полостной фильтр — самый популярный, выполняет основную функцию параметрического эквалайзера — регулирует частоты в выбранном диапазоне на определенное количество Дб с заданным графиком кривой.
Незаменим, когда надо свести несколько звуков со схожим спектром, чтобы каждый звук хорошо читался.
Обрезной фильтр — обрезает низкие и высокие звуки, которые выходят за значения заданной кривой. Чаще всего встречаются двухразрядные (12 дБ/окт.), или четырехразрядные (24 дБ/окт.) фильтры, реже одно- (6 дБ/окт.) или трехразрядные фильтры (18 дБ/окт.). Разряд — это количество Дб, на которое изменяется громкость при изменении частоты на октаву.
Шельфовый фильтр — похож на обрезной, поскольку также действует в пределах заданной кривой. Однако «шельф» переводится как «полка», что и объясняет принципиальное различие между фильтрами.
Шельфовый фильтр равномерно изменяет частотный диапазон выше или ниже заданной частоты, следовательно, уменьшая амплитуду, фильтр уменьшает и громкость одинаково как через одну октаву, так и через пять.
И также этот фильтр работает как в «+», так и в «—», а значит, не только отсекает лишнее, но и способен придать звуку дополнительную окраску. Обрезной фильтр только убирает, ничего не добавляя в композицию.
Иногда встречаются эквалайзеры смешанного типа, графического и параметрического, но это редкое явление.
Советы по настройке эквалайзера
Итак, принцип работы эквалайзера и что он регулирует поняли, а как воспользоваться этим знанием?
В целом разобраться и приступить к работе достаточно просто. С чего начать?
В общем, взболтать, но не смешивать. Иногда лучшее применение эквалайзера — это его отключение. Избытком энтузиазма можно только испортить нормальный трек.
А вот еще пара советов, как работать с эквалайзером:
Как видите, работа с эквалайзером требует хорошего слуха и профессиональных навыков. Но это вам пригодится только, если окажетесь за пультом звукорежиссера, а во всех наушниках Bose эквалайзер уже встроен и редактирует музыку автоматически.
Марк Авершин, приглашенный эксперт
Разница между графикой и параметрическим эквалайзером
Звуковые эквалайзеры используются для изменения частотных характеристик аудиосистемы. При обсуждении темы об эквалайзерах звука, сначала можно подумать о типах, встречающихся в домашних кинотеатрах и/или автомобильных стереосистемах. Тем не менее, многие современные аудио или связанные с аудио устройства имеют некоторую форму встроенного звукового эквалайзера. Это может быть простой и простой портативный динамик Bluetooth с ручками для настройки низких и высоких частот. Или это может быть на ощупь более надежным, например, что часто присутствует в аудио/музыкальных приложениях для мобильных устройств или в программном обеспечении для ПК/настольных звуковых карт.
Лучшие звуковые эквалайзеры предназначены для обеспечения большего и более точного контроля тона и частоты – значительный шаг вперед по сравнению с простыми регуляторами низких и высоких частот. Они могут повышать (повышать) и понижать (уменьшать) выход децибел определенных полос (частот звука). Некоторые домашние стерео ресиверы/усилители предлагают встроенные средства управления эквалайзером звука с различными уровнями сложности. Вы можете увидеть их в виде набора отдельных ползунков или циферблатов. Или они могут быть представлены в цифровом виде через светодиодный/ЖК-экран и изменены с помощью кнопок на устройстве или пульте дистанционного управления.
Если ваш ресивер/усилитель не позволяет вам настроить выход звука системы так, как вам нравится, вы можете получить отдельный аудиоэквалайзер, чтобы сделать это. В то время как есть много типов звуковых эквалайзеров, два наиболее распространенных на выбор – графический и параметрический. Вот что вы должны знать о них.
Графические эквалайзеры
Графический эквалайзер – это более простой тип звукового эквалайзера, чаще всего с несколькими ползунками или элементами управления для усиления или обрезания полос. Но количество отдельных элементов управления может варьироваться в зависимости от марки и модели. Например, типичный пятиполосный графический эквалайзер будет иметь ползунки для пяти фиксированных частот: 30 Гц (низкие частоты), 100 Гц (средние частоты), 1 кГц (средние частоты), 10 кГц (верхние средние частоты) и 20 кГц ( тройной или высокочастотный). Десятиполосный эквалайзер имеет ползунки для десяти фиксированных частот – обычно те, которые упоминались ранее, а также другие значения между ними. Чем больше полос, тем шире контроль над частотным спектром. Каждая из фиксированных частот может быть увеличена или уменьшена до максимальной/минимальной степени. Диапазон может составлять +/- 6 дБ или, возможно, +/- 12 дБ, все в зависимости от марки и модели.
В двух словах, графические эквалайзеры предлагают:
Параметрические эквалайзеры
Как и графический эквалайзер, каждая частота может увеличиваться/уменьшаться до децибел/громкости. Но в то время как графические эквалайзеры имеют фиксированные частоты, параметрические эквалайзеры могут выбирать центральную/основную частоту. Например, если графический эквалайзер имеет фиксированное управление на 20 Гц, параметрический эквалайзер можно настроить на управление частотами на 10 Гц, 15 Гц, 20 Гц, 25 Гц, 30 Гц и так далее. Выбор регулируемых частот (например, на одну, пять или десятки) зависит от производителя и модели.
Параметрический эквалайзер также может контролировать ширину полосы/диапазон – наклон, который влияет на соседние частоты – каждой отдельной частоты. Например, если центральная частота составляет 30 Гц, широкая полоса частот также будет влиять на частоты от 15 Гц до 45 Гц. Узкая полоса пропускания может влиять только на частоты до 25 Гц и до 35 Гц. Несмотря на то, что все еще сохраняется наклонный эффект, параметрические эквалайзеры лучше способны нацеливать и точно настраивать форму определенных частот, не слишком сильно мешая другим. Этот подробный контроль за тоном и звуком позволяет более точно регулировать его в соответствии с конкретными/личными вкусами и/или целями (например, для микширования или записи).
В двух словах, параметрические эквалайзеры предлагают: