что такое параметры эквивалентности
Блог Ларисы Поповой
Закупай без нарушений!
Эквивалентность товаров при размещении заказов
Это тоже по теме.
Эквивалентность товаров при размещении заказов : 16 комментариев
Здравствуйте, Лариса! А не припомните разъяснения ФАСА на предмет эквивалентности товара?
Здравствуйте! Посмотрите след. письма и решения ФАС и Вы поймете как контролирующий орган смотрит на понятие «эквивалент» Решение — ФАС России признала законным отказ Минпромторга от эквивалентных товаров от 29 декабря 2012 года и Рекомендации по осуществлению государственных закупок персональных компьютеров в РФ от 18 июля 2011 года, Если что непонятно, пишите на странице Обратная связь, я отвечу. Удачи!
Евгения, здравствуйте! Вот если Вы пишите наименование со словами «или эквивалент», необходимо указать параметры эквивалентности данного тавара ( характеристики определенного диапазона), чтобы под это подходил и другой товар. А вы можете не указывать товарный знак со словами «или эквивалент», а просто написать характеристики необходимого Вам товара.
добрый день! а если заказчик указал просто фирму и модель товара с припиской «или эквивалент», нужно ли указывать характеристики товара, параметры эквивалентности? и имеет ли он право тогда отклонить заявку с эквивалентным товаром, который по одному параметру (картридж к принтеру) не соответствует требованиям? если да, то должен ли заказчик прописать это требование: «совместимость с уже имеющимся оборудованием»; а именно с картриджами к принтеру?
Галина! Все и заказчик и поставщик должны работать в рамках требований, предусмотренных документацией. И правило должно быть таким, что заказчик прописывает характеристики, когда законодательно возможно, то марку товара со словами «или эквивалент». А поставщик обязан указать конкретные характеристики поставляемого товара с указанием марки, товарного знака и т.д.при их наличии. Ошибка поставщика, когда он пишет «или эквивалент», все это сразу отклоненная заявка. Надо указывать конкретный товар. А вот если нет совместимости и заказчику необходима конкретная комплектация, то слова «или эквивалент» заказчик не пишет.
Здравствуйте, а можно в тех задание вставить фото и под ним написать «или эквивалент». И ещё для расчёта НМЦ взять ссылки с интернета, но в них сам товар будет разных марок.
Как снизить себестоимость контракта в 3 раза,
используя эквиваленты
44-ФЗ предусматривает продажу госзаказчикам только таких товаров, которые подходят им для конкретных целей.
При этом закон в большинстве случаев не дает заказчику возможность получить товар конкретного производителя или конкретной марки.
В большинстве случаев в тендерах по 44-ФЗ поставщик имеет возможность поставить аналогичный по свойствам товар любого производителя.
Давайте объясним это на конкретном примере.
В техническом задании заказчик пишет, что хочет приобрести термопот Vitek VT-1187 GY «или эквивалент» и указывает характеристики необходимого ему термопота:
Предположим, больше никаких требований нет (хотя обычно таких характеристик будет больше).
В законе написано, что мы можем предложить заказчику аналогичный товар, имеющий такие же или улучшенные характеристики.
Поэтому, в данном случае
мы можем продать вместо Vitek VT-1187 GY вовсе не Vitek!
Это может быть термопот любого другого производителя!
Например, Яромир ЯР 1904.
Обратите внимание на характеристики Яромира.
Они другие, но полностью соответствуют ТЗ или являются улучшенными:
Дело в том, что Яромир ЯР 1904 стоит в 4 раза дешевле. И по характеристикам он даже лучше, чем Vitek VT-1187 GY, который заказчик прописал в ТЗ!
Если наши конкуренты будут продавать Vitek, а мы – Яромир, то с очень большой вероятностью мы выиграем тендер и подпишем контракт с заказчиком, так как в большинстве случаев в тендере побеждает заявка с минимальной ценой.
Предлагая заказчику Яромир, мы значительно экономим на себестоимости контракта и снижаем кратно цену своего предложения заказчику!
В итоге будут довольны абсолютно все:
Часто, и не только у начинающих поставщиков, но и у опытных, возникает вопрос: в каком случае я могу поставить заказчику эквивалентный товар?
Если Вы подали заявку с одним товаром, заявку приняли и теперь Вы, по каким-то причинам, хотите везти заказчику другой товар, в заявительном порядке это сделать уже не получится.
Что придется делать:
+ везти заказчику улучшенный товар, заранее договариваться и ждать его разрешения на замену; либо
+ везти тот товар, который Вы изначально указали в заявке, даже если Вам это невыгодно.
Если Вы не можете поставить тот товар, который указали в заявке, Ваши действия следующие:
+ найти эквивалент с улучшенными характеристиками
+ предложить его заказчику
+ добиться согласия на замену в виде подписания доп.соглашения к контракту (без него нельзя везти эквивалент, который не был указан в заявке!)
Если после Вашего предложения привезти улучшенный эквивалент заказчик откажется, варианты для Вас:
+ не подписывать контракт, оплатить штраф и попасть в РНП. Искать юр.лицо или ИП, от имени которого дальше зарабатывать в тендерах, будучи уже более осторожными.
В первом варианте, если заказчик не соглашается на эквивалент, часто бывает, что победитель тянет до последнего, подписывает контракт и в итоге находит товар по более низкой цене, так как условия заставляют его искать лучше 🙂
Если же заказчик все-таки соглашается на подписание доп.соглашения, у Вас тоже есть возможность поискать более дешевый аналог, с улучшенными характеристиками, и предложить заказчику несколько вариантов!
Не останавливайтесь на достижении согласия, ищите другие варианты товара. Всегда есть более дешевый вариант.
Как правильно описать объект закупки
Составляя документацию для закупки, крайне важно правильно описать ее объект. Если пренебречь конкретикой, то к закупке могут быть допущены поставщики, предлагающие не полностью соответствующие требованиям заказчика товары. А если конкретизировать объект слишком узко, то контролирующий орган может посчитать это нарушением законодательства. Какие же характеристики заказчику необходимо включить в описание объекта, чтобы не нарушить закон и соблюсти свои интересы?
Объект закупки должен максимально отвечать потребностям заказчика. Его описание должно объективно представить товар (работу либо услугу) и в то же время быть понятно поставщикам и подрядчикам. Эксперты рекомендуют включать в описание объекта его функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. В отдельных случаях можно указать конкретное наименование или марку объекта закупки.
Функциональные характеристики
Описывая объект закупки, в первую очередь, следует указать функции, которые он должен исполнять — основные и дополнительные. Если процедура закупки предусматривает проведение конкурса или запроса предложений, то заявки участников оцениваются именно на основании соответствия их продукции функциональным характеристикам. Например, при проведении двухэтапного конкурса на втором этапе дополнительные характеристики объекта, в том числе и упущенные заказчиком, становятся инструментом, который может дать преимущество тому или иному исполнителю.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
В целом в техническое задание можно включить только функциональные характеристики объекта — нарушения в этом не будет. Однако, как правило, для более точного описания этого недостаточно.
Технические и эксплуатационные характеристики
Без указания этих характеристик купить нужный объект будет достаточно сложно. В документации следует прописать параметры объекта и условия, которым он должен соответствовать, чтобы эксплуатироваться эффективно. Эти параметры и условия сильно зависят от объекта закупки, но в общем случае это могут быть, например, технические параметры, работоспособность, надежность, долговечность, экономичность, прочность, а также специфические характеристики внешнего вида и прочее.
Говоря об эксплуатационных характеристиках, стоит упомянуть и расходы, которые заказчик должен будет нести для поддержания объекта закупки в работоспособном состоянии. Объем этих расходов также может быть включен в техническое задание в качестве элемента описания объекта закупки.
Когда можно указать конкретное наименование товара
Закон № 44-ФЗ не позволяет заказчикам указывать в документации марку либо наименование объекта закупки. Закон № 223-ФЗ прямо такого запрета не содержит, однако контролирующий орган при поступлении жалоб со стороны участников может обязать заказчика конкретное наименование из документации исключить. К слову, это относится не только к марке или товарному знаку, но и к прочим характеристикам, присутствие которых в документации ограничило бы количество участников закупки.
Однако в следующих случаях заказчику позволено указать в документации конкретную марку, фирменное наименование, производителя либо иные подобные характеристики:
Обязательным условием при этом является включение в документацию фразы «или эквивалента», а также указание параметров эквивалентности. Бывает, что требование к марке товара заложено в проектной или конструкторской документации. В этом случае в закупочной документации необходимо указать, что встречающееся в проектной документации название марки следует читать как «марка или эквивалент» с указанными параметрами эквивалентности.
Параметры эквивалентности
Прописывать параметры эквивалентности требует законодательство. Кроме того, это полностью соответствует интересам самого заказчика. Если не указать эти параметры, то формально под характеристики объекта закупки можно «подогнать» практически любой продукт. Контролирующий орган может заставить заказчика одобрить заявки участников с совершенно несоответствующими предложениями, ведь если параметры заменителя не прописаны, то посчитать эквивалентом можно очень многие товары.
Указание марки без эквивалента
В отдельных случаях заказчику разрешается не указывать фразу «или эквивалент» — например, при закупке запчастей и комплектующих, а также в случае, когда объект закупки будет эксплуатироваться совместно с другими товарами, которые ранее были приобретены заказчиком.
При отказе от формулировки «марка или эквивалент» нужно обосновать необходимость покупки именно этого товара. В качестве такого обоснования может выступать техническая документация производителя оборудования, уже имеющегося у поставщика, совместно с которым будет использоваться новый товар. В ней должно быть указано, что применение запчастей, комплектующих или расходных материалов других производителей может привести к негативным последствиям — выходу оборудования из строя, ухудшению его производительности, нарушению условий гарантийного обслуживания.
Обратите внимание, что порой в технической документации производителя содержатся рекомендации по использованию тех или иных комплектующих и «расходников», а не прямой запрет на применение товаров других производителей. Так вот, рекомендательный характер таких положений технической документации далеко не всегда является основанием для указания марки товара в описании объекта закупки без формулировки «или эквивалент». На практике участники зачастую в подобных ситуациях подают жалобы на заказчика, а контролирующий орган их нередко удовлетворяет.
Что делать, если в описании объекта закупки указано «или эквивалент»
Эквивалент товара по 44 ФЗ — это продукция, которая соответствует параметрам технического задания, но чей товарный знак отличается от того, который предполагает закупить заказчик.
Как 44-ФЗ регулирует товарные знаки
В законе о контрактной системе нет такого определения. Оно содержится в ст. 1477 Гражданского кодекса. Под ним понимается обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право. Т. к. контрактное законодательство базируется на гражданском, закрепим, что товарный знак по 44-ФЗ — это уникальное указание производителя или самой продукции, которое идентифицирует предмет госзакупки. Как правило, он сопровождается фразой «или эквивалент», но есть исключения.
Как 44-ФЗ регулирует эквивалентность товарному знаку
В ст. 33 указано, что, по 44-ФЗ, или эквивалент — это значит, что поставщик ориентируется на товарные знаки, которые прописал заказчик в техническом задании, но не обязан поставить продукцию с этим знаком.
Поставщики вправе подобрать и другую марку, если ТРУ полностью соответствует параметрам, которые прописал заказчик, — так называемые «эквивалентные показатели».
Фразу «или эквивалент» используют, чтобы максимально точно описать продукцию, которую хочет госзаказчик. Но обеспечивая конкуренцию на торгах, заказчики не ограничивают количество участников, прописывая конкретный товарный знак без возможности поставить аналог. Из этого правила есть исключения.
В контрактном законодательстве не написано, в чем разница аналога и эквивалента по 44 ФЗ. В статье 33 говорится только об эквиваленте и ни слова про аналог. Получается, что разница только в названии, а в контексте госзакупок эти понятия используют как синонимы.
Помимо производителя или марки, в документации прописывают:
Готовим заявку с поставкой эквивалентов: наглядные примеры
Если заказчик использует понятие эквивалента в 44 ФЗ, то следуйте правилам:
Например, в закупке на поставку шин пишут следующее: «шины Matador MP 92 235/70 R16 106T ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ (в количестве 16 штук)». Вот пример указания товарного знака в аукционной документации по 44-ФЗ.
А контракт заключают на поставку шин Foman (Goform) W705 235/70 R 16 106T — это эквивалент оборудования.
Готовим заявку с неэквивалентными товарами
Из правила про аналоги есть два исключения, они прописаны п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ:
Вот примеры, что такое товарный знак по 44 ФЗ без возможности поставить эквивалент.
Указывают ли аналог в закупках по 223-ФЗ
В 223-ФЗ не написано, чем отличается аналог от эквивалента. В п. 3 ч. 6.1 ст. 3 этого закона указано, что если заказчик описывает объект закупки с указанием бренда, то он сопровождает его фразой про возможность поставить эквивалентный товар. Получается, что это синонимы в контексте закупок отдельными видами юридических лиц.
Из этого правила есть исключения. Не прописывайте возможность поставить аналог, если закупаете:
Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки
Эквивалент товара — это предложение поставщика поставить продукцию с товарным знаком, который отличается от марки, установленной в документации. Такое уточнение часто встречается в описании объекта закупки.
Что означает
В целях соблюдения принципа обеспечения конкуренции в 44 ФЗ понятие «эквивалент» выступает одним из ключевых. Заказчики не указывают в тендерной документации такие требования к продукции, которые могут сократить число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак.
Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент»; что это значит, раскрывается в п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ. То есть это возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей.
В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66) либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66).
Для максимального понятного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также, если нужно:
Или эквивалент по 44 ФЗ означает, что для участника эти сведения ориентировочные. Он может согласиться с требованиями документации или предложить аналогичную продукцию. Главное, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании. Е сли задаетесь вопросом, а в чем разница аналога и эквивалента, то знайте, что это одно и то же, разницы нет. Главное, чтобы поставщик предложил продукцию, которая полностью соответствует требованиям технического задания.
Когда можно прописывать товарный знак без указания «или эквивалент»
Из описанного правила есть два исключения, когда поставка аналогов невозможна (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ).
Во-первых, если приобретают запасные части и расходные материалы к технике, которая уже имеется у заказчика. Например, к принтеру Xerox, в соответствии с его технической документацией, могут подойти только оригинальные картриджи.
Во-вторых, если заключают контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с оборудованием покупателя. Н апример, заказчику требовались лицензия и дистрибутив только программы Kaspersky, потому что продукты других производителей конфликтуют с корпоративной системой безопасности:
Нужно ли указывать в закупках по 223-ФЗ
По общему правилу, нужно. Это указано в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. В нем зафиксировано, что если заказчик использует в описании предмета закупки ссылку на товарный знак, то ему придется использовать слова «или эквивалент».
Из этого правила есть исключения, неэквивалент можно получить, если закупаете: