Что в библии является знаком прощения людей

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Библия о прощении

Прощение не является…

Прощение является осознанным выбором

Самое интересное заключается в том, что Господь Бог уже давно принял решение простить человека во Христе. Об Иисусе сказано, что Он есть Агнец Божий, закланный прежде создания мира:
Откровение 13:8 «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира».
1 Петра 1:18-21 «…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».

Прощение нужно людям, причём всем людям без исключения, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23).

Богу не нужно прощение, потому что Он святой и совершенный:
Исход 15:11 «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес». Исаия 6:3 «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»
Откровение 4:8 «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Библия учит, что каждому из нас необходимо получить прощение Бога. Почему? Потому что все мы – грешники. Мы все согрешили против Бога и нуждаемся в Его прощении. Бог ненавидит грех. И поэтому не исповеданный и нераскаянный грех становится между нами и Богом, портя наши взаимоотношения с Господом:
Исаия 59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».

Что будет, если человек не получит прощение Бога?

Каждый из нас может простить друг другу обиды, но грех человеку может простить только Бог.

1. Библия учит, что Христос имеет власть прощать грехи:
Матфея 1:21 «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Евреям 9:27-28 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение».

2. Прощение является центральной частью Благой Вести о спасении:
Деяния 2:38 «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».
Деяния 5:30-31 «Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов».

Вопрос: Почему Иисус Христос может прощать грехи?
Ответ: Потому что Он есть Бог.

3. Полное и окончательное прощение может быть найдено только во Христе:
Колоссянам 2:13-14 «И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

Нежелание простить ближнего разрушает не только наши взаимоотношения с Творцом, но и с окружающими. Очень часто люди становятся нашими врагами только потому, что мы не желаем их простить:
Притчи 17:9 «Прикрывающий [покрывающий = прощающий] проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга».
1 Коринфянам 13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает всему верит, всего надеется, всё переносит».

Прощение является знаком и доказательством любви. Если мы говорим, что любим, но одновременно с этим не хотим или не можем кого-то простить, то мы обманываем самих себя, и наша любовь является ничем иным, как пародией и подделкой истинной любви, которая исходит от Бога. Не желая простить другого человека, мы причиняем вред только себе:
Марка 11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

Внимательно прочтите притчу Иисуса Христа из Евангелия от Матфея 18:21-35:
«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.
Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»
.

Эта притча демонстрирует основные принципы прощения:

Принцип Господа: Иакова 2:13: «Ибо суд без милости не оказавшему милости».

Всегда помните слова Господа Иисуса Христа из Нагорной проповеди: Матфея 5:7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Бог ненавидит и наказывает грех серьезнейшим образом. В свете этого прощение является очень ценным подарком. И поскольку наказание за грех очень велико, то и плата за грех должна быть очень высокой. Именно поэтому в Библии мы читаем о том, что только кровь может смыть, или покрыть цену греха. Евреям 9:22 «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». Безгрешный Иисус Христос умер на кресте, будучи единственно приемлемой совершенной жертвой за наш грех. Благодаря смерти Иисуса мы имеем прощение.
1 Петра 3:18a «…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных». Ефесянам 1:7 «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».

Когда Иисус умер на кресте, Он взял на Себя наказание за грех всего мира. Он взял на себя вину за наши грехи и понёс наказание вместо нас. Исаия 53:5 «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Иисус умер за грехи всего мира, но мы не получаем прощение автоматически. Любой человек, если захочет, может получить дар прощение через кровь Иисуса. Господь в Своём Слове делится с нами, что необходимо каждому из нас для получения прощения грехов:

1. Исповедание грехов. Чтобы примириться с Господом, необходимо признать себя грешником и исповедать свои грехи Богу. Мы уже говорили, что до тех пор, пока грех не исповедан, он является стеной, разделяющей нас с Творцом.
Исповедание греха восстанавливает наши взаимоотношения с Господом. 1 Иоанна 1:9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Господь всегда верен Своему Слову. И если Он сказал, что простит исповеданный грех то мы можем не сомневаться в том, что Он исполнит обещанное: 2 Тимофею 2:13 «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может».

Сегодня многие хотят получить Божье прощение, при этом ничего не делая для того, чтобы изменить свою жизнь. Но Господь прекрасно знает и видит разницу между теми, кто искренен в своём покаянии и теми, кто использует Его милость только для успокоения своей совести. Не забывайте, что «Бог поругаем не бывает». Он щедро изливает милость и благодать на приходящих к Нему с искренним смирением. Но Он не будет вечно терпеть лицемерное покаяние и злоупотребление Его милосердием. Исследуйте своё сердце и попросите Бога даровать вам искреннее покаяние, после чего положитесь за силу Святого Духа, Который произведёт в вашем сердце все необходимые перемены. Ведь для Него это такая несказанная радость – преображать в облик Божий искренне кающегося грешника.
Внутренние изменения в душе человека после его покаяния обязательно проявятся в правильных действиях и поступках.

3. Прощение окружающих. Это ещё одно условие получения Божьего прощения.
Ефесянам 4:32 «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Матфея 6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Марка 11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».

1. КОГО БОГ ПРОЩАЕТ?

Господь прощает всех тех, кто искренне кается и приходит к Нему с просьбой о прощении.

2. КОГО БОГ НЕ ПРОЩАЕТ?

Господь не прощает тех, кто осознанно грешит: Евреям 10:26-27 «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников».

Из всех известных грехов только хула на Святого Духа: Марка 3:22-30, Матфей 12:31-32 «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

1. Радость.
Какая это радость и благословение – быть прощённым Господом и иметь мир со своим Творцом! Псалтирь 31:1-2 «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!» Лука 10:20 «…Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах».

2. Господь не припоминает нам наших грехов.
Господь изглаживает даже память о наших прощённых грехах и никогда нам о них не напоминает. Исаия 43:25 «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». Иезекииль 18:21-22 «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет».

3. Господь очищает нас от всякого греха.
Псалтирь 102:12-13 «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его».

4. Получив прощение Бога, мы обретаем способность простить самих себя.
Божье прощение даёт нам силы простить самих себя и продолжить наш земной путь, не оборачиваясь назад:
Филиппийцам 3:13-14 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».

5. Получив прощение Бога, мы обретаем способность прощать окружающих.
Прощение ближнего приносит нам пользу. Прощая человека, причинившего нам боль, мы избавляемся от обиды и горечи, как от тяжёлого груза, давящего нам на плечи. Потому Бог хочет, чтобы прощение стало частью нашей повседневной жизни. Личная польза от прощения заключается в следующем:

Когда Бог прощает нас, то мы можем быть твёрдо уверены в Его прощении: что Он простил нам наши грехи и забыл о них раз и навсегда. Иисус сказал в Иоанна 6:37 «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон». Также в Иоанна 3:17 сказано: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Господь не обманывает и не отменяет Своего слова: Числа 23:19 «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» Если вы на исповеди искренне покаялись и попросили Бога о прощении, не сомневайтесь в том, что Он вас простил, даже если вы не чувствуете себя прощённым. Слово Божье намного вернее наших чувств.

Поэтому доверяйте Библии, а не своим обманчивым чувствам:
Евреям 10:16-23 «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший»,
1 Иоанна 4:16-18 «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви»,
Псалтирь 102:8-13 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его».
Псалтирь 33:18 «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет»,
Псалтирь 102:2-3 «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои».
Исаия 44:22 «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя». Римлянам 10:11 «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится».

1. Прощение обидчика подчёркивает мою слабость. Мне хочется быть сильнее и выше. Я прав и не обязан поддаваться. Истина заключается в том, что вы находитесь в плену у своей собственной гордости, которая препятствует вашему духовному росту.

2. Простить – значит лишиться контроля. Мне не хотелось бы потерять контроль, а наоборот, хочется продолжать манипулировать окружающими, пользуясь тем, что они мои – должники. Истина заключается в том, что на самом деле вы ничего и никого не контролируете, а наоборот сами находитесь в плену у своей боли и обиды.

3. Простить – значит согласиться быть обиженным ещё раз. Истина заключается в том, что независимо от ваших решений и действий, вас всё равно кто-нибудь когда-нибудь опять обидит. Вопрос лишь в том, как правильно реагировать на причинённую боль, чтобы не жить в плену страха и мнения окружающих.

4. Проблема сама собой исчезнет, если не обращать на неё внимания. На самом деле, проблема никуда не исчезнет, она лишь будет на время погребена, но в один момент всплывёт наружу. И второе будет хуже первого.

5. Месть: Обидчик должен заплатить за свои действия. Он должен быть наказан. Я имею право произвести над ним суд. Вы – не Бог, чтобы судить других. Игра в Бога до хорошего не доведёт. Отмщение принадлежит Господу.

6. Неспособность понять любовь и прощение Бога по отношению к себе. Как вы можете дать другим то, чем не обладаете сами? Сначала вам необходимо примириться с Богом, получив прощение своих грехов через жертву Иисуса Христа.

7. Неспособность простить самого себя. Чтобы прощать окружающих, сначала вы должны простить самого себя. Мы способны любить ближнего только до той степени, до которой любим самого себя.

9. Я жду, когда обидчик подойдёт ко мне первым. Это случается крайне редко.

10. Обидчик совершенно не раскаивается в содеянном. Нужно принять во внимание возможность, что он в этом не раскается никогда. Прощение в первую очередь нужно вам. Поэтому не следует с этим медлить. Чем быстрее вы его простите, тем лучше будет для вас самих.

11. Если я решусь простить, то буду лицемером, потому что я не ощущаю в себе любви и прощения по отношению к обидчику. Истина заключается в том, что вы будете лицемером, если откажетесь простить обидчика. Ваша истинная сущность во Христе – это любовь, долготерпение и прощение.

13. Предположение, что на прощение потребуется много времени. У меня нет времени на прощение. Наоборот, вы не можете себе позволить не простить обидчика. Ведь из-за этого никто не страдает и не мучается, кроме вас самих.

14. Боязнь оголить свои нежные чувства. Богу прекрасно известно, как аккуратно и нежно нужно обращаться с вашими болезненными эмоциями. Вы не умрёте и не сойдёте с ума оттого, что обнажите свои чувства ещё раз.

Источник

Что Евангелие говорит о покаянии? И как эти слова понимать?

Приблизительное время чтения: 22 мин.

Покаяние — одно из центральных понятий Благой Вести, принесенной на землю воплотившимся Богом, Господом Иисусом Христом. Воскресший Христос поручает апостолам проповедовать во всех народах не что иное, как покаяние и прощение грехов во имя Его (ср. Лк 24:46). Давайте посмотрим, что говорит Евангелие о покаянии и как комментировали эти фрагменты отцы Церкви и современные толкователи Священного Писания.

15 марта у православных христиан начался Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет новый материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Проповедь Иоанна Предтечи

Мф 3:1–10

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед. Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

На что здесь обратить внимание

«Покайтесь, говорит, в своих грехах, потому что близко уже стоит Христос, идущий позади меня (Его называет здесь Царством Небесным, как Небесного Царя, по Божеству); Он, найдя вас покаявшимися, дарует отпущение грехов» (Евфимий Зигабен, около 1118).

«Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство… надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно» (Святитель Игнатий (Брянчанинов), 1807–1867).

Проповедь Иоанна Предтечи о делах покаяния

Лк 3:10–14

Спрашивал его [Иоанна Предтечу. — Прим. ред.] народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

На что здесь обратить внимание

«Настоящие плоды покаяния — это не что-либо особенное, непосильное, а просто честное исполнение принятых на себя обязанностей» (Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Лопухин, 1852–1904).

Начало проповеди Господа Иисуса Христа

Мф 4:12–13, 17

Услышав же Иисус, что Иоанн отдан подстражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

На что здесь обратить внимание

«Христос пришел в том числе для того, чтобы дать людям образ. Поэтому Он делал даже то, в чем не имел нужды: принял обрезание, крещение. Он знал, что в веках люди будут смотреть на Него как на образец, и учитывал это. А так как начало духовной жизни есть покаяние, Он начал Свою проповедь именно с этого, чтобы никто потом не говорил: ну, этому Иоанн Предтеча учил, а Иисус — нет. Покаяние — необходимое условие встречи с Богом» (Протоиерей Димитрий Смирнов, 1951–2020).

Покаяние Симона Петра под влиянием чудесного улова рыбы

Лк 5:3–10

Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

На что здесь обратить внимание

«Это чувство собственной греховности в присутствии Божием есть драгоценный камень души. Господь ценит его больше, чем все формальные гимны восхищения и благодарности» (Святитель Николай Сербский, 1881—1956).

«Слыша евангельский рассказ об улове рыб и об ужасе апостола Петра… мы должны испытывать страх за ту легкость, с которой мы приближаемся к Богу, ожидая от Него встречи лицом к лицу. К Богу мы должны… идти с духом сокрушенным, сердцем смиренным, идти, сознавая, что никакого права мы не имеем на эту встречу и что если она случится, то только по безграничной, непонятной Божией милости» (Митрополит Сурожский Антоний, 1914–2003).

Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть фото Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть картинку Что в библии является знаком прощения людей. Картинка про Что в библии является знаком прощения людей. Фото Что в библии является знаком прощения людей

«Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»

Мф 9:10–13

Многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, чтó значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

На что здесь обратить внимание

«“Праведниками” в данном случае Господь называет тех ослепленных самомнением фарисеев и книжников, которые всю сущность религии свели к исполнению обрядового закона. Не видя своих грехов и страстей, но скрупулёзно, до мелочей исполняя всю эту внешнюю сторону религии, они считали себя праведниками, гордо презирая свой народ… так что уже не способны были к духовной жизни, к покаянию. Поэтому Господь осудил их. Но тем самым Он осудил таких же и “праведников”-христиан, которые, исполняя церковные правила, обряды, обычаи, погрязают при этом в тщеславии, гордыне, осуждении всех и вся, уча и командуя. Господь с гневом отвергает таковых и говорит, что пришел не к этим лжеправедникам, а только к тем верующим, которые, видя свое греховное состояние, смиряются и каются» (Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов).

«Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»

Лк 6:41–42

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

На что здесь обратить внимание

«Чтобы быть обличителем чужих пороков, надо самому быть беспорочным. Надо предварительно исправиться самому и потом уже, руководствуясь своим опытом, научить и брата, как ему избавиться от его грехов» (Толкователь Евангелия Борис Гладков, 1847–1921).

Укор городам, которые не покаялись, даже став свидетелями явления силы Божией

Мф 11:20–24

Начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.

На что здесь обратить внимание

«Вольный отказ от покаяния — самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие. Он усугубляется тем, что этим людям и этим городам были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей» (Протоиерей Александр Шаргунов).

Пример покаяния ниневитян и притча о нечистом духе

Мф 12:38–45

Некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.

На что здесь обратить внимание

«“Ниневитяне”: жители города Ниневии, столицы Ассирийского государства Пророк Иона, по повелению Божию, призывал их к покаянию; они вняли пророческому гласу его, и их искреннее, глубокое раскаяние отдалило на два века погибель города, которою грозил им Бог чрез пророка» (Епископ Михаил (Лузин), 1830–1887).

[На притчу о нечистом духе:] «Так бывает и со всяким человеком, если он после покаяния не будет бороться со своими устарелыми греховными привычками: как голодные звери, они после этого накинутся на его бедное сердце с еще большей лютостью» (Архиепископ Никон (Рождественский), 1851–1919).

Призыв к решительности в покаянии

Мф 18:7–9

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

На что здесь обратить внимание

«Что значит “отсечь руку”? Это не значит сделать себе увечье, ибо Господь дал нам тело не для того, чтобы мы его уничтожали, увечили. Это значит духовное отсекание своего зла, болезненное, подобно увечью телесному» (Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, 1896–1966).

Призыв не откладывать покаяние

Лк 12:58–59

Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

На что здесь обратить внимание

«Почему… совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем Потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое» (Преподобный авва Дорофей, VI век).

Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть фото Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть картинку Что в библии является знаком прощения людей. Картинка про Что в библии является знаком прощения людей. Фото Что в библии является знаком прощения людей

Призыв к покаянию и притча о неплодной смоковнице

Лк 13:19

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

На что здесь обратить внимание

«Тем [кто погиб. — Прим. ред.]Бог попустил пострадать для того, чтобы оставшиеся в живых, устрашившись случившегося с другими и покаявшись, сделались наследниками Царствия. Что же, скажешь, другой наказывается для того, чтобы я сделался лучше? Не для этого он наказывается, а за свой грех; но, кроме того, для внимательных он становится средством к спасению» (Святитель Иоанн Златоуст, ⱡ 407).

«Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между Первым и Вторым Пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение… Долготерпение Божие не имеет пределов. Однако по отношению к человечеству оно действует во временных рамках человеческой истории, а по отношению к каждому конкретному человеку — в пределах его жизни» (Митрополит Иларион (Алфеев) (читать весь комментарий к притче).

Притчи о пропавшей овце и потерянной драхме

Лк 15:1–10

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

На что здесь обратить внимание

«Нам очень легко представить себе, что человек ищет Бога. Христос же открывает истину о том, что Сам Бог постоянно ищет человека. То есть ежедневно создает максимально благоприятные условия для нашего покаяния, которое заключается в изменении образа мыслей и самой жизни А найдя, вернув человека к Себе, Он радуется вместе со Своими ангелами, будто бы приобрел бесценное сокровище» (Священник Дмитрий Барицкий) (Читать весь комментарий к отрывку на сайте Радио Вера).

Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть фото Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть картинку Что в библии является знаком прощения людей. Картинка про Что в библии является знаком прощения людей. Фото Что в библии является знаком прощения людейПритча о потерянной драхме. Эжен Бернанд

Притча о блудном сыне

Лк 15:11–32

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На что здесь обратить внимание

«Нам бы очень хотелось, чтобы наша жизнь была только наша, чтобы мы могли ее расточить по-своему и для себя. Но когда мы так живем, то в итоге посмотрим в себя, а там — свиньи отвратительные, которые в нас скопились, и мы им служим, мы за ними ухаживаем, а сами — голодные, холодные, одинокие и несчастные, абсолютно себя растратившие, среди стада свиней обретаемся Потому что нельзя вот так с Богом… А можно только сказать: “Отец”. И как только мы от сердца говорим: “Отец, согрешил пред Тобой недостойный Твой сын”, — эти слова вызывают глубочайшую любовь и милость со стороны Отца, потому что Он видит в нас не наемников, не очень даже хороших рабов, а только Своих детей» (Протоиерей Алексий Уминский) (читать проповедь целиком).

Притча о мытаре и фарисее

Лк 18:9–14

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

На что здесь обратить внимание

«Богу внешняя человеческая праведность совершенно не нужна, Богу нужны только внутренние качества души. И мотивация фарисея — это есть гордость, а мытарь, который не может свои глаза возвести на небо, ступил на путь смирения. И если смиренному человеку может Бог подать благодать, которая его очистит и спасет, то фарисею — не может… Это невозможно, потому что гордость противна самой природе Божества» (Протоиерей Димитрий Смирнов, 1951–2020).

Покаяние Закхея

Лк 19:1–10

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

На что здесь обратить внимание

«Все мы тяготимся не только бременем внешних обстоятельств, но в первую очередь невыносимой тяжестью своих душевных немощей и страстей. …Чтобы избавиться от этого ярма, мало просто следовать за Христом в общем потоке, необходимо так возненавидеть свои немощи, чтобы наш вопль первым достиг слуха Спасителя». (Священник Дмитрий Барицкий) (читать весь комментарий к отрывку на сайте Радио Вера).

Причина неверия фарисеев — их нежелание покаяться

Ин 12:37–43

Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию.

На что здесь обратить внимание

«Злой и лукавый человек, доколе остается таким… не может веровать Когда человек погрузится в глубину злобы, тогда Бог оставляет его по причине злого его произволения» (Блаженный Феофилакт Болгарский, 1050–1107).

Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть фото Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть картинку Что в библии является знаком прощения людей. Картинка про Что в библии является знаком прощения людей. Фото Что в библии является знаком прощения людей

Проклятие бесплодной смоковницы

Мф 21:18–19

Возвращаясь в город, [Иисус. — Прим. ред.] взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

На что здесь обратить внимание

«Смоковница проклята за неплодие: знамение правосудия, которое рано или поздно следует за долготерпением и казнит нераскаянных. …Этот поступок дополнял урок, заключавшийся в притче [о неплодной смоковнице, Лк 13:6–9. — Прим. ред.], показывая, что время долготерпения Божьего к грешникам имеет свой срок и конец» (Святитель Иннокентий Херсонский, 1800–1857).

Притча о двух сыновьях

Мф 21:28–32

У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

На что здесь обратить внимание

«Не будем делать поспешных и опрометчивых выводов вроде того, что блудницы и стяжатели вообще лучше людей благочестивых. Речь идет о том, что они, чувствуя, что живут дурно, способны покаяться, каются. А вот “благочестивцы” просто не заглядывают к себе в душу; они раз навсегда уверовали в собственную праведность, коль скоро ими соблюдаются некоторые требования» (Марина Журинская, 1941–2013).

Полностью комментарии Марины Журинской на эту и следующую притчи Христовы можно прочесть здесь.

Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть фото Что в библии является знаком прощения людей. Смотреть картинку Что в библии является знаком прощения людей. Картинка про Что в библии является знаком прощения людей. Фото Что в библии является знаком прощения людей

Притча о злых виноградарях

Мф 21:33–43

Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.

На что здесь обратить внимание

«Нам дан от Бога виноградник — этот мир, который нам было велено возделать, освятить, который мы должны были ввести в Божественную святость, исполнить присутствием Святого Духа… А мы этот мир взяли в собственность и действуем в этом мире, как те недостойные работники Божии. Приходящего к нам с вестью о правде мы отвергаем… холодностью, безразличием, тем, что отворачиваемся от вестника Божия и говорим ему: “Уйди! Умри, будто тебя никогда и не бывало!”

И когда к нам обращается Спаситель Христос со спасительной вестью — разве мы каемся? Мы умиляемся тому, что мы видим на Страстной седмице, тому, что читаем в Евангелии, — но разве мы меняемся так, чтобы все стало ново в нас? Разве мы не даем Ему умереть, так, как заставили Его умереть люди около двух тысяч лет тому назад?» (Митрополит Сурожский Антоний, 1914–2003).

Покаяние разбойника на кресте

Лк 23:32–33, 39–43

На что здесь обратить внимание

«Вы думаете, для уничтожения зла, причиненного 47-летнею разгульностию, надо столько же потрудиться в добрых порядках жизни… Нет, это совсем не так. Вычищается все запачканное отвращением от него и безжалостным к себе противодействием ему, с верою, упованием и любовию к Господу. Бывают сии расположения в такой силе, что в одно мгновение все вычищают. Так было с разбойником на кресте. Днесь со Мною будеши в раю, — обетовал ему Господь. А в рай не войдет ничто нечистое» (Святитель Феофан Затворник, 1815–1894).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *