Что в человеке есть биологического а что социального

Социальное и биологическое в человеке: соотношение и единство

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм

, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и
пансоциологизм
, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Интернет-вестник

Граждански значимые качества личности возможно определить лишь через социально-значимые качества, для чего изначально необходимо дать определение самому понятию «личность». И.С.Кон считает, что понятие личности обозначает человеческого индивида, как члена общества, обобщает интегрированные в нем социальные черты [Кон 1984].

Д.А.Белухин определяет личность как устойчивую систему индивидуальных социально-значимых черт человека, которые формируются в обществе и необходимы человеку для жизни в нем [Белухин 2006].

К социально-значимым качествам, по мнению С.Л.Рубинштейна, можно отнести систему мотивов и задач (направленность), которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки людей (действия, реализующие или выражающие отношения человека к другим людям), и способность человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности [Рубинштейн 1997].

Социолог М.А.Мечников отмечает, что личность в эмпирическом исследовании необходимо рассматривать с точки зрения проявления в ней социально-значимых черт, свойств, относящихся к сущности общества в целом, а также конкретной социальной группы, в которую включена данная личность и которая определяет основные социальные функции личности [цит. по: Костюченко 2010: 10].

В педагогических исследованиях социально-значимые качества трактуются как качества, которые позволяют личности жить в существующих социально-культурных условиях (И.О.Гапонов, Т.А.Бурцева, Н.Б.Русских). Социально-значимые качества формируются и развиваются, таким образом, в обществе и обусловлены этим обществом.

Нас более всего интересует работа Костюченко А.А., в которой социально-значимые качества личности определяются как качества, способствующие решению общественно значимых задач и становлению личности как гражданина

В связи с этим рассматриваются процессы воспитания у учащихся самостоятельности, активности, ассертивности (Т. А. Бурцева, Н. Б. Русских), ответственности, социальной активности, направленности самореализации в деятельности, склонности к сотрудничеству (М.И.Бобнева, Т.А.Бурцева), социальной ответственности (Е.Н.Бобкова, С.В.Васильев, И.А.Гладышева), субъектности (И.А.Гусева, Л.М.Митина, Н.Б.Тарасова), рефлексии, эмпатии, идентификации, динамизма, эмоциональной устойчивости (К.В.Вербова, Г.В.Пар).

Проведенный анализ социально-философской, психолого-педагогической литературы и диссертационных исследований свидетельствует о том, что объем понятия «социально-значимые качества личности» и понятия «граждански значимые качества личности» не совпадают.

Особенность граждански значимых качеств заключается в том, что каждое из них интегративно, так как объединяет множество более узких, конкретных показателей (социально-значимых качеств), через которые проявляется, и комплексно, так как охватывает разные процессы сферы деятельности и характеризуется многоуровневой структурой, то есть вбирает в себя знания о данном качестве, способах проявления, умения демонстрировать способность как потенциальную возможность быть таковым. При этом граждански значимое качество — категория более педагогическая, а социально-значимое качество личности — более психологическая категория. Сказанное выше можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Мы видим, что граждански значимые качества находятся в тесной взаимосвязи между собой, сочетаются друг с другом и образуют определенную целостность, единство. Формирование и развитие граждански значимых качеств личности — процесс сложный, многоаспектный, многофакторный и достаточно длительный. Личностной зрелости человек достигает лишь будучи взрослым. Однако эти качества начинают формироваться очень рано, представляя собой на каждом возрастном этапе особое качественное своеобразие. Становление граждански значимых качеств происходит путем усвоения и присвоения индивидом общественно выработанного опыта. То есть у человека происходит присвоение норм и ценностей, формируется гражданская направленность личности, складывается определенное поведение, отношение к себе, людям, миру.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность

— способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

Межнациональные отношения и нации в современном обществе (11 класс)

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество.

Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Каков современный человек?

Каждый малыш, который появляется на свет, уже является существом биосоциальным. Это вызвано тем, что рождается он в кругу социализированных существ, а не в джунглях, например. Таким образом, получается, что малыш с самого детства понемногу впитывает в себя все социальные нормы. Он может не понимать их и не осознавать, но они все равно будут влиять на его поведение в той или иной степени. Человек рождается с недоразвитыми качествами, которые развиваются в процессе жизни в обществе. Более того, нельзя отбрасывать такой факт, как наследственность. Она дает ребенку не только определенный набор биологических свойств, но также наделяет его человеческими качествами, такими как любопытство, чувства радости и печали, подражание. Например, улыбается человек потому, что это врожденное качество, но осознанно улыбаться его побуждает окружающий социальный мир, в котором он находится.

Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть фото Что в человеке есть биологического а что социального. Смотреть картинку Что в человеке есть биологического а что социального. Картинка про Что в человеке есть биологического а что социального. Фото Что в человеке есть биологического а что социального

Также следует уделить внимание сознанию человека. Известно, что оно не является врожденным, но природа создаёт все условия для того, чтобы оно развилось. Сознательные реакции человека могут сформироваться только в том случае, если он воспитывается, обучается, овладевает какими-то навыками и познает культуры. Только благодаря социуму человек имеет возможность к духовному развитию, общению при помощи речи и т. д.

Источник

Биологическое и социальное в человеке: двойственность человека и видовые признаки, особенность борьбы социального и биологического

Двойственность человека и видовые признаки

Человек является бинарным существом. Он обладает двойственной природой: он одновременно и биологическое, и социальное существо. Такая двойственность становится причиной различных дискуссий, которые разворачиваются в научных трудах по философии (рефератах, монографиях, диссертациях и др). Именно эту двойственность биологического и социального в человеке философия и пытается понять.

Биологическое и социальное в человеке по философии кратко можно представить следующим образом.

Человек — биологическое существо, поэтому включен в биологический вид Homo Sapiens.

У этого вида есть ряд видовых признаков:

У каждого человека уникальный набор генов, что делает его неповторимым и уникальным. Все люди вне зависимости от расы и народности принадлежат к одному виду, а это значит, что они равны в правах — их называют правами человека.

Человеческие задатки и особенности формируются биологически, но в условиях социума. К примеру, у людей есть способность усваивать язык, но происходит это только в обществе.

Если говорить о биологическом и социальном в человеке кратко, то можно сказать, что человек — единство социального и биологического уровней, что и формирует человеческую личность.

Особенности борьбы биологического и социального в человеке

Человек представляет собой единство и борьбу противоположностей — социального и биологического в человеке. Младенец обладает всеми анатомическими и физиологическими признаками человека. Но, в отличие от животных, у которых поведенческие программы и образ жизни обусловлены генетически, человек усваивает такие программы в обществе — путем усвоения культуры. Не усвоив программы в раннем возрасте и будучи оторванным от общества, человек не сможет стать человеком.

Биологическое преобразуется в социальное путем социализации — в ходе освоения всего культурного поля. Как результат — происходят изменения в способе проявления человеком его видовых признаков. Например, благодаря развитию науки и медицины, люди научились справляться с многими наследственными заболеваниями.

Реализация социальной сущности человека

Человек реализует свою социальную сущность посредством определенных факторов в зависимости от природных задатков и социальный предпочтений (политических, нравственных, экономических, религиозных и др).

Среди этих факторов выделяют:

Человек сам влияет на свое становление как личности, а не является просто пассивным материалов для общества. В этом случае он является социальным существом.

Деятельность человека

У человека есть специфическое отношение к миру — деятельность. Она представлена процессом, в ходе которого человек творчески преобразует природу, выступая в роли субъекта деятельности, и делая природу объектом своей деятельности.

Труд, как материально-преобразующая предметная деятельность, способствует становлению и развитию человеческих качеств. Осознание себя субъектом деятельности крайне важно: так мы понимаем, что именно мы совершаем действие, а через действие осознаем свое бытие и связываем его с бытием других людей и всего мира. У бытия есть разные формы и слои. Каждый из них доступен человеку и актуализируется в процессе его деятельности.

Биологические потребности человека

Биологические потребности — то, что есть общего у животных и людей.

Потребности — особое состояние открытой системы животного и человека, которое характеризуется противоречием между необходимостью существования и внутренними возможностями этой системы для обеспечения ее существования.

Люди и животные удовлетворяют свои потребности по-разному.

Животные удовлетворяют свои потребности непосредственно, а люди — опосредованно. Важно отметить момент ингибирования.

Ингибирование — способность человека сдерживать удовлетворение естественных инстинктов и переносить их на будущее, удовлетворять их в определенных культурой формах и условиях.

Ингибирование играет важную роль в процессе антропосоциогенеза.

Процесс жизнедеятельности — удовольствие и воспроизведение нужд. Человек в ходе жизнедеятельности способен не только удовлетворять и воспроизводить потребности, но и развивать новые. Социальные нужды и интересы определяют социальную сущность человека — как социального существа.

Социальная сущность человека

Социальная сущность человека первого порядка

В любой своей форме человеческая жизнедеятельность — процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей. Эти потребности осуществляются на основе активного, деятельного отношения человека к условиям, в которых он существует. Такое понимание человеческой сущности не раскрывает специфику ее жизнедеятельности, которая существенно отличается от жизнедеятельности животных.

Основа, которая обусловила выход человека из животного мира, процесс существования и развития — труд — остается без внимания.

Социальная сущность человека второго порядка

Человеческая жизнедеятельность — непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей на основе материального производства. В ней особой необходимостью является производство орудий труда. Человеческое начало принято видеть именно в производстве и совершенствовании орудий труда — это становится особой социальной потребностью.

Главное условие бытия человека — работа. Таким образом, материальное производство является специфическим человеческим способом жизнедеятельности. Задача — создать новые и более совершенные орудия труда, с помощью которых можно удовлетворять жизненные потребности, облегчить труд и обеспечить рост производительности этих орудий.

Человек, занимаясь материальным производством, воздействует на природу — так возникает очеловеченная природа. Труд здесь — способ создания средств удовлетворения потребностей и условие возникновения новых.

Социальная сущность человека второго порядка происходит в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности.

Социальная сущность человека третьего порядка

Жизнедеятельность человека — непрекращающийся процесс удовлетворения, воспроизводства и создания новых потребностей. Они осуществляются в системе общественных отношений. Воспроизведение общественных отношений здесь — особая социальная потребность. Этот уровень сущности человека осуществляется в диалектике потребностей в производстве и воспроизводстве общественных отношений и деятельности, направленной на их воспроизведение.

При этом материальное производство осуществляется людьми совместно. В ходе этого процесса люди вступают между собой и с природой в качественно новые по сравнению с животными отношения. Общение здесь — все общественные отношения, в которые вступает человек: личные, политические и др.

Язык как система закодированного знания — орудие общения.

Социальная сущность человека четвертого порядка

Говоря о жизнедеятельности человека, мы говорим о процессе сознательной, целесообразной и целенаправленной деятельности. Такая деятельность связана с познанием и преобразованием мира с целью обеспечить удовлетворение потребностей. Это процесс, где воспроизведение и производство новых целей — особая социальная потребность: потребность в целеполагании. У человека есть разум, поэтому первоначально он ставит перед собой цель, а затем ищет пути, чтобы ее достичь.

Социальная сущность человека пятого порядка

Жизнедеятельность человека — процесс свободной, творческой и преобразующей деятельности. Такая деятельность направлена на окружающую действительность и самого человека — чтобы обеспечить его существование, функционирование и развитие.

Осуществляется она в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по осуществлению этой свободы и ее воспроизводству. Такая потребность — интегративная.

Источник

Соотношение биологического и социального начала в человеке

Выявить соотношение биологического социального в человеке порой бывает очень сложно, в силу того, что с одной точки зрения – культурологической, а с другой – биологической, нередко результаты исследования оказываются достаточно неполноценными на фоне упрощённого толкования. В контексте такого упрощения формируются версии панбиологизма или пансоциологизма.

Различные социальные беспорядки и безобразия оправдываются непреодолимыми природными качествами человека.

Человек – биологический организм

Касательно основного вопроса: «гены или социум» и приверженцы социал-биологизма, и социал-дарвинизма однозначно отвечают, что главная роль за генами. Однако вместе с этим и биологическая судьба человека изображается довольно-таки ярко и многообразно. Одни придерживаются мнения, что генетическая система человечества полно отражает результаты становления его как специфического биологического вида. Её устойчивость и безупречность настолько нерушимы, что она может существовать неограниченное количество лет в рамках обозримого будущего.

Другие, в свою очередь, говорят, что человек как биологический вид уже стремиться к своему концу. В силу этих обстоятельств, логично говорить о том, что человечество стремиться к увеличению жизни, тем самым преуспевая в медицине и избегая сурового воздействия естественного отбора, а также последствий неуклонных накапливающихся мутаций. Кроме этого, социальные бури и взрывы также служат подтверждением угасания человеческого рода.

Третьи, утверждают, что человек, являясь биологически молодым и незрелым, всё ещё сохраняет в себе генетическую информацию животных. А созданная социальная среда для его собственной жизни – это лишь результат деятельности уникальных его представителей, а не исторический умысел. Такие воззрения объясняются не только элитаризмом, но и теоретическим расизмом.

Обе эти доктрины берут своё начало в генетической природе человека и требуют исправления, в противном случае ближайшее будущее человечества под вопросом, поскольку ему грозит гибель из-за биологических факторов. Уберечь человечество от гибели сможет только генетика, которая способна взять в свои руки биологическую эволюцию. В контексте этих идей появляется обновлённая евгеника, которая без нашего дозволения и особого желания, всё равно высказывается в сторону осуществления целенаправленного контроля над воспроизводством человеческого рода, частичную селекцию для «пользы» человечества.

Не учитывая многочисленные генетические возможности селекции, зарождаются некоторые нравственно-психологические вопросы. Один из основных состоит в том, что необходимо установить, кто обладает генотипом с желаемыми чертами и в целом, кто должен и имеет возможность решать вопрос о том, что именно желанно.

Генетические факторы гипертрофируются, а селекционные возможности, которые свойственны социал-биологизму и социал-дарвинизму, способствуют занижению в человеке социального начала. Человек – это одновременно природное и социально-природное существо. Природа предоставляет человеку в разы меньше, чем требует от него жизнь в обществе. Логично указать ещё на одну неточность в указанных концепциях наряду с пренебрежением ими социальным моментом.

Рассуждая о биологических факторах, просто невозможно говорить только о генетических, стоит брать в расчёт и физиологические аспекты личностного развития. Именно те особенности, которые вызывают патологический эффект, потому как именно они могут повлиять на перемены в биологической составляющей человека, который, как говорилось ранее, может начать иначе воспринимать действительность и действующие на него социальные факторы.

Важное внимание нужно уделить тем теориям, которые признают значимость биологического фактора, и в то же время утверждают о возможности быстрого изменения человеческой природы в необходимое русло посредством воспитательных воздействий. Истории известны случаи, когда при помощи сильнейших социальных воздействий общественная психология менялась. Однако эти воздействия носили кратковременный характер и, что самое важное, были обратимы.

Человек после временного исступления непременно возвращается к начальному состоянию, но бывают случаи, когда в острые моменты теряются уже достигнутые высоты. Культурологическая штурмовщина и краткосрочные утомляющие рывки не могут носить исторического и социального смысла – они только негативно влияют на политическую волю и оказывают ослабляющие действие на реальность и на сами социальные рычаги.

Соотношение биологического и социального в человеке

В человеке биологические и социальные начала объединяются. От рождения человек является биосоциальным существом. Это значит, что он рождается с анатомо-физиологическими системами, которые недостаточно развиты, они формируются в свои конечные формы уже в условиях социума, но стоит отметить, что изначально они заложены в него как в человеческое существо. Механизм наследственности, который определяет биологическую составляющую человека, состоит, в том числе и из социальной его сущности.

Наследственность наделяет ребенка биологическими и инстинктивными свойствами. Маленький человек изначально обладает способностью полностью считывать поведение взрослых, подражает их действиям и звукам. Он наделён любопытством, а это является социальным качеством. ОН имеет свойство испытывать страх и радость. Более того, улыбка носит врождённый характер, а она уже является человеческой привилегией. Исходя из всего этого, можно говорить о том, что ребёнок появляется в этом мире как человеческое существо. Хотя в сам момент рождения, он, скорее, кандидат в человека. Человеком он не может стать в изоляции от общества. Оно вводит его в мир людей, и оно же регулирует и наделяет его поведение определённым социальным содержанием.

Любой здоровый человек имеет пальцы и руки, которые подчиняются его воле, он может начать рисовать, но это вовсе не делает из него художника или живописца. Это же относится и к сознанию, которое не является нашим природным достоянием. Сознательные психические явления вырабатываются в процессе воспитания, обучения, изучения языка, мира и культуры. Стоит отметить, что общественное начало проникает через психическое внутрь биологии индивида, которая является ядром его психической, сознательной жизнедеятельности.

Таким образом, человек – это целостная система биологического, психического и социального уровней, которые, в свою очередь, образовываются из двух измерений – природного и социального, наследственного и прижизненного приобретаемого. Важно указать, что человеческий индивид – это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их совокупное соотношение, которое приводит в появлению новой качественной ступени – человеческой личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *