Что в чтении актера прозвучало особенно значительно
Искусство чтеца для поэтов
Я с недавних пор часто слушаю поэтов, выступающих со своими стихами, или читающих стихи знаменитых предшественников, любимых авторов.
Иногда это интересно и оригинально, а иногда — совершенно невыносимо. И как же редко бывает, чтобы все совпало: и сами стихи и их подача выступающим.
Бывает, конечно, и вполне профессиональное чтение, то есть такое исполнение, когда забываешь, что это озвучивают текст. Когда каждое слово, каждая мысль, произнесенные вслух, находят отклик у слушающих. Но для этого нужно много работать именно над художественным словом, а это и наличие определенных способностей(дикция, тембр и сила голоса) и кропотливая работа над текстом. Может быть, поэту, читающему свои произведения это и не нужно?
Недавно слушала вроде профессионала. Молодой парень читал с листа незнакомые ему стихи перед подготовленной аудиторией. Слушатели увидели и услышали чтеца с прекрасной дикцией, актерской внешностью, приятным тембром голоса, способного к перевоплощению. Но сами великолепные стихи почти пропали от старания чтеца показать свои актерские возможности. А нужно было просто ненавязчиво озвучить предложенное, соблюдая знаки препинания, начало и конец строки, строф. И лишь чуть-чуть дать себе — любимому возможность отойти от обыденной речи, все-таки стихи.Чтобы уже слушатели сами воссоздавали в своем мозгу то, что написано автором произведения. Чтобы было так, будто вся аудитория просто читает глазами новый для себя текст.
Потом выступала молодая поэтесса. Энергичная, с высоким красивым голосом, она сначала захватила внимание. Но заунывность и навязчивые повторы интонации « в стиле Беллы Ахмадулиной», повышенная громкость, быстро надоели. Что не позволило даже вообще задуматься о содержании стихов. Осталось впечатление лишь о бьющей по ушам силе звука и форме подачи, не самой приятной.
Три способа чтения стихов с эстрады:
Главная ошибка — заунывность и подвывание. Или оглушающая громкость звучания.
2. Чтецкое (декламатарское).
Размеренное ритмичное проговаривание по строкам, с точным учетом всех знаков препинания и выделением последнего слова. Но при этом декламатор знает о чем говорит и видит все, о чем сказал поэт, а значит, мысленно «передает картинку» слушателям. И не только картинку, но и авторское настроение. Чтец на первый план ставит произведение, с которым хочет познакомить слушателей. Он относится к нему бережно, раскрывает постепенно, хотя знает о читаемом произведении почти все возможное. Чтец отделен от того, что читает, он рассказывает о том, что пережил и почувствовал автор, когда писал.
Главная ошибка декламации. Конечно, декламатор знает неизмеримо больше о читаемом произведении, чем неискушенный слушатель. Но профессиональный чтец стоит между автором и слушателем, а потому нарушает прямой контакт между произведением и чувствами зрителей. Восприятие слушающих искажается под воздействием представлений декламатора. Ведь если бы слушающий просто читал с листа, у него возникли бы совершенно иные, собственные душевные отклики, образы и мысли.
Как правило, актер играет здесь и сейчас. Он, читая чужой текст, перевоплощается в литературного героя, от лица которого написано произведение. Но актерская индивидуальность такова, что в отличие от декламатора, чтец-актер будет говорить со слушателями от своего собственного лица. А оно, это самое лицо, будет наверняка не тем, что задумывал поэт. То есть, основные мысли останутся те же, но актер так их оживит и раскрасит, чтобы возбудить интерес у публики, в том числе, к собственной персоне, что слушающие могут вообще забыть о начальных замыслах автора литературного произведения.
Заканчивая свои изыскания, думаю, поэтам следует в первую очередь использовать для выступлений первый, иногда второй способ и в очень редких случаях третий.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы. Дам много баллов!
СОРОКОВЫЕ
Cороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?
3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?
4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Стихотворения в прозе (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 252-253)
Учимся читать выразительно
Выучите наизусть одно из стихотворений в прозе и прочитайте его в классе, заключив чтение собственным отзывом на прочитанный текст.
В стихотворении «Два богача» Тургенев сравнивает богача Ротшильда и простого мужика. В чью пользу сравнение и почему?
Сравнение в пользу простого мужика, так он готов отказаться от еды, но чтобы приемный ребенок жил в семье.
Творческое задание
Подготовьте устное рассуждение «О богатстве материальном и душевном».
Фонохрестоматия
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
И. С.Тургенев. «Русский язык»
Прислушайтесь к музыке, сопровождающей чтение тургеневского стихотворения в прозе. Помогает ли музыка Модеста Петровича Мусоргского полнее прочувствовать мысли и переживания поэта? В чём музыка созвучна содержанию стихотворения?
Музыка торжественная, она полностью созвучная содержанию стихотворения. Она передает ликование автора перед русским языком.
«Близнецы»
1. Что более всего поразило автора в бранящихся близнецах? Почему ему стало жутко?
То, что они ненавидели друг друга. Ему стало жутко от их взаимных бранных слов.
2. Как актёр средствами выразительного чтения сумел передать эмоциональное состояние автора?
Актеру удалось передать это с помощью возмущения в интонации.
«Два богача»
1. Когда автор говорит о Ротшильде, он «умиляется». С каким чувством читает эти слова актёр? Нет ли здесь иронии? Есть ли у актёра основание читать с иронией?
У актера есть основание читать с иронией, так как именно ее вложил автор в слово “умиляюсь”. Потому что после этой фразы автор рассказывает, чему он действительно умиляется.
2. Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?
Размышляем о прочитанном
1. В чём особенности творческой позиции И. С. Тургенева?
Сам автор говорил об этом так: «. писатель не может, не должен поддаваться горю! Он изо всего должен извлекать пользу. Писатель, говорят, человек нервный, он чувствует сильнее других. Но потому-то он и обязан держать себя на узде, обязан решительно всегда наблюдать и себя и других. Ну вот, например, случилось с тобой большое горе, — садись и запиши, то-то и то-то случилось, то-то и то-то испытываю. Горе пройдёт, а превосходная страница останется. Иногда такая страница может сделаться ядром большого творения. ». Современники говорили, что писатель был очень требователен к себе.
2. Подготовьте на основе прочитанного небольшой диалог о писателе («Разговор о жизни и творчестве Тургенева»).
Макс, что ты знаешь о жизни Тургенева?
То, что он любил Спасское и не раз туда возвращался. Даже в ссылке был. Есть версия, что из-за некролога Гоголю. А ты что думаешь?
Совершенствуем свою речь
Объясните значение слов и словосочетаний, введите их в свою речь: кроткий румянец, могучее светило, окрестные места, малый был неказистым, сомнение, обаяние, держать себя в узде, изумление.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Афанасий Фет (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 202-204, 206-209)
Проверьте себя
1. Вы прочитали небольшой очерк о поэзии Фета. Что в нём для вас оказалось новым, неожиданным?
Я был поражен детством поэта. Ведь Фет стыдился своей фамилии, винил во всех бедах не только отца, но и мать. Несмотря на эти факты, он отучился в пансионе и смог поступить в университет. И также его стихи понравились Гоголю.
2. Какие стихотворения поэта вам известны? Прочитайте их вслух, когда будете пересказывать статью о Фете.
“Ель рукавом мне тропинку завесила”, “Ласточки пропали”.
3. Какие «намёки», краски, звуки наполняют мир стихотворений поэта?
Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе.
Размышляем о прочитанном
1. Как вы понимаете строки стихотворения: «ель рукавом мне тропинку завесила», «кругом всё гудёт и колышется», «тонко взывающий рог», «сладостен зов мне глашатая медного»?
2. Какие художественные приёмы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создаёт чередование длинных и коротких строк (стихов) в стихотворении?
Фет использует такие приемы:
звукопись (аллитерация и ассонанс) (звуки «с»,»ш»,»м».»н»,»е»,»о»),
эпитеты(“мертвые листья”, “медный глашатый”),
метафоры (“ель тропинку завесила”, “все гудит”),
инверсия (“обратный порядок слов”).
Чередование строк добавляет стихотворению определенную ритмику.
Творческое задание
О чём это стихотворение? Об одиноком путнике в лесу, где «всё гудёт и колышется»? О его тревоге, потому что он один в лесу? О непонятном ему самому настроении («Шумно, и жутко, и грустно, и весело. »)? Или о той радости, которая рождается звуком рожка («тонко взывающий рог»)? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Я считаю, что это стихотворение об одиноком путнике, который верит в то, что сможет найти выход из леса. Он искренне рад звукам рога. Порой надежда творит чудеса и не дает опустить руки в трудную минуту. Только сильный духом человек поверит в свое спасение. Он будет рад любой детали, которая поможет выбраться.
Фонохрестоматия
«Ель рукавом мне тропинку завесила. »
1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?
Мне понравилось прочтение. Актриса передала всю гамму чувств, которые испытал путник.
2. Какие чувства, ощущения преобладают в первой части стихотворения (до звучания музыки)?
Ощущение одиночества, страха и тревоги.
3. Испытывали ли вы когда-нибудь такое состояние, чтобы было «шумно, и жутко, и грустно, и весело» сразу, одновременно? Если да, то когда это было? Почему?
Да, мне знакомо это состояние. Например, когда я ухожу гулять, а уроки не сделал. Мне весело от того, что я могу провести время с друзьями, но я понимаю, что дома будет серьезный разговор. В такой момент я испытываю перечисленную гамму чувств.
4. Как вы думаете, почему такое смятение чувств переживает лирический герой стихотворения?
Потому что он знает, найдет ли он выход и есть ли он вообще.
5. Какие чувства звучат в строке «Сладостен звон мне глашатая медного!»? Почему звук рога кажется лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?
Чувство свободы. Он кажется сладостным, потому что путник понимает, что среди пугающей природы он не один.
6. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.
Размышляем о прочитанном
1. Если в предыдущем стихотворении поэт говорит о радостях пробуждающейся от зимы природы, не называя времени года, которое имеется в виду, то в стихотворении «Ещё майская ночь» бурный восторг перед прилетевшим «из царства вьюг и снега» маем. Что же приводит поэта в восторг?
Автор восхищается, что наконец ушло царство льда и пришел май. Он рад соловьиному пению, звездному небу, убранству берез.
2. Какую художественную роль играет повторение восклицания «Какая ночь!»? Чего больше в этом стихотворении — грусти или восторга? В каких строках говорится о том, что и то и другое настроение есть у поэта, созерцавшего ночь, и эти настроения он хочет передать читателю?
Такое повторение начала строк называется анафорой. Она используется Фетом для усиления эффекта его радости. Он восклицает о том, какая же ночь наступила! Мне кажется, что в этом стихотворении больше восторга.
Строки, передающие грустное настроение автора: “Разносится тревога и любовь”,
“Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор”.
“Невольной — и последней, может быть”.
Фонохрестоматия
«Ещё майская ночь»
1. Какими средствами выразительного чтения актёр усиливает состояние «неги», «тревоги», «любви»?
Актер читает стихотворение с восхищением, которое подчеркивает интонацией. Соблюдает определенную ритмику.
2. Почему последняя строка стихотворения как будто замирает в устах актёра?
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, сохранив атмосферу неги и восторга, сохранив плавность стиха.
Размышляем о прочитанном
1. Почему поэт призывает читателя учиться «у дуба, у берёзы»?
Потому что природа в некоторых ситуациях сильнее человека. И такой выдержке стоит поучиться.
2. Почему зима представляется поэту жестокой? Какая картина зимы нарисована поэтом? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы, мужество деревьев (дуба, берёзы) и кратковременные радости ясных весенних дней?
Мужество деревьев выражено с помощью метафоры “Они стоят, молчат”.
Радость весенних дней тоже отображена метафорой: “теплом и жизнию дыша”.
3. Подумайте, только ли о зиме и весне, о дубе и берёзе идёт речь в стихотворении. К чему призывает Фет в своём стихотворении?
Речь идет не только об этом, а о все природе в целом. Фет показал, какие трудности могут пережить деревья для своего счастья. Стихотворение учит человека быть стойким, неприхотливым и верить в светлое будущее.
4. Как вы понимаете строки: «Учись у них — у дуба, у берёзы», «Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора», «Но верь весне. Её промчится гений. »?
Фонохрестоматия
«Учись у них — у дуба, у берёзы. »
1. «Жестокая пора», «застыли слёзы», «всё злей метель», «холод лютый»—эти выражения определяют эмоциональное содержание первых двух строф. При помощи каких средств выразительности актриса передаёт это содержание?
Актриса удалось передать содержание этих строф ритмичностью чтения, тембром, создающим атмосферу вечной мерзлоты и действительно страшной атмосферы.
2. Какие мысли, чувства поэт утверждает в последней строфе? Какова эмоциональная окраска последних строк?
Последняя строфа содержит такой смысл: никогда не унывай, какой бы безвыходной ситуация не казалась, выход всегда есть.
Последние строки стихотворения дарят ощущения умиротворения, надежности и спокойствия.
3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передавая динамику, движение, развитие эмоционального содержания стихотворения.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы. Дам много баллов!
СОРОКОВЫЕ
Cороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
1. Каким настроением пронизано стихотворение Давида Самойлова? Как вместе с настроением меняется интонация актёра, читающего стихотворение?
2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональное содержание строфы, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия? Как это звучит в чтении актёра?
3. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя? Как это передаёт актёр?
4. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем?