Что в гараже у ельцина
Merceds Ельцина — Пульманы и не только…
Сложно спокойно смотреть на такие фотографии в наше время…
Двадцать лет назад, в те годы, которым сейчас насильно лепят ярлык «лихих», правила дорожные и жизненные были совсем другими. Не было ОСАГО, про КАСКО тоже никто не слышал, а въехать зад новенькой иномарке было смерти подобно — анекдоты про «Запорожец» и «Шестисотый», конечно, по стране ходили — да вот только в реальной жизни ничего смешного такое происшествие не сулило.
Разрыв между основной массой автовладельцев и хозяевами жизни был огромен. Да и собственно говоря, что сегодня, что тогда, мало что изменилось…
V140 S500L TRASCO Bremen/1994…
В начале 90-х министр обороны Павел Грачев посоветовал Б. Ельцину пересесть на более продвинутый Мерседес в 140-ом кузове. Таким образом в 1994 году в ГОНе появился первый бронированный V140. Тот самый V140 от фирмы Trasco Bremen который перед вами на фото…
До поступления этого лимузина Ельцин перебивался на оставшихся в ГОНе броневиках W116, W126 а также ЗиЛах, последние были построены в двух экземплярах той же Trasco Bremen. Mercedes-Benz S500 Pullman Guard заводского бронирования, появятся в ГОНе чуть позже, после 1997 года. И данный автомобиль отойдет на второй план, для встреч различных высокопоставленных гостей…
Многие задаются обычно таким вопросом: А по чему он не в коже?
Так вот: Издревна кожа была для холопов, барин всегда сидел в бархате и сукне…
Надо отдать должное что в заграничное турне Ельцин продолжал брат старый и проверенный ЗИЛ. Наверное ЦКашное прошлое дало о себе знать…
Данный автомобиль был куплен с закрытого ГОНвского аукциона в начале нулевых. Достойный экземпляр для хорошей коллекции. Продавался, просили: 3 800 000 руб…
Ну а теперь про Пульманы и не только…
Здесь Ельцин на ней встречает Гельмута Коля.
Привычная картина, отдыхающие BMW E38 L7 и W140 перед Белым Домом. Данные машины обслуживали Администрацию…
Вариант G-wagen от от немецкого ателье BINZ со стандартной колесной базой и длинной хвостовой частью, для охраны президента…
Редкая для ГОНа машина, Volvo 960. После 1997 их в Москве уже невозможно было увидеть, хотя в Питерской 9-ке еще несколько машин прослужили где то до 2003. Volvo 960 было более сильно представлены в предприятиях обслуживающих Правительство РФ. Также неплохое количество 960 было и в Генпрокуратуре. В 90-х Volvo у народа воспринималась не хуже Мерседеса…
Один из универсалов W124, их было несколько версий с разным укомплектованием снаружи. Последние универсалы W124 дослужили где то аж до 2004…
Тот самый, один из ранних Геликов от BINZ…
Один из 2-х лимузинов V140 Trasco-Bremen. Уже в отставке…
Персональная машина Наины Ельциной, здесь запечатлена при въезде в ЦКБ навестить мужа. Один из немногих W124 седанов которые были в ГОНе. Позже Ельцин пересадит жену на W140
шампанского цвета…
Mercedes-Benz S600 V140 Группы Мост, лимузин Гусинского. Здесь запечатлен перед зданием Правительства Москвы, бывшего здания секретариата Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) на Новом Арбате. Сам стретч V140 выполнен фирмой Trasco Bremen. Это фото к тому, что многие ошибочно думают что только у Ельцина был такой…
Кортеж Березовского у банка, Менатеп — одна из компаний, фактическим владельцем которой являлся Михаил Ходорковский, банк известен тем, что в 1995 году выдал ЗАО «Лагуна», также фактически принадлежащему Михаилу Ходорковскому, кредит для покупки ОАО «НК „ЮКОС“» при приватизации — впоследствии кредит не был возвращён, банк стал банкротом и ликвидирован…
Патриарх Московский и Всея Руси — Алексей, обычно был в сопровождении с машиной ДПС Crown Victoria или из кортежа Ельцина Chevrolet Trailblazer…
Кортеж с сопровождением внедорожника Chevrolet Suburban с балкой. Очень редкий кортеж с набором именно таких машин, запечатлен в 1997-ом году…
Тот самый Субурбан при визите Клинтона в Москву.
Российские президенты и их автомобили: кто что предпочитает
За современную историю в России сменилось не так много президентов, а один из них и вовсе находится на своем посту довольно долго. Но вот машины первых лиц менялись куда чаще, так что мы решили рассказать о них подробнее.
Борис Ельцин
Правление Ельцина пришлось на сложные для нашей страны времена: до сих пор нас всех пугают возвращение лихих 90-х. Разгул преступности, бесконечные разборки, стрельба на московских улицах, развалы в центре городов и другие маркеры той эпохи навсегда сохранились в памяти очевидцев. Непростое время требует непростого авто, так что первый президент РФ ездил на ЗИЛ 41052. Автомобиль представлял собой пятитонный лимузин с основательной броней и мощным восьмицилиндровым мотором. По сей день этот ЗИЛ сохраняет статус одного из наиболее защищенных авто в мире.
В середине 90-х Ельцин стал ездить на Mercedes-Benz. Автомобиль S-класса он использовал до самой смерти. Mercedes-Benz W140 Pullman Sonderschutz впервые показали публике на автосалоне во Франкфурте, и его первым обладателем должен был стать канцлер Германии Гельмут Коль. Но тот отказался от автомобиля в пользу «друга Бориса». В 2017 году неизвестный коллекционер приобрел этот автомобиль с аукциона почти за 20 млн рублей.
Кстати, до президентства Ельцин ездил на «Чайке» ГАЗ-14. Этот служебный автомобиль собирался вручную на Горьковском автомобильном заводе, и рассчитывать на такой транспорт могли лишь чиновники высшего звена, а с 1983 по 1985 год Борис Николаевич как раз был первым секретарем Свердловского обкома.
Дмитрий Медведев
Кстати, именно во время президентства Дмитрия Анатольевича была введена нулевая норма алкоголя в крови для автомобилистов. Закон вызвал большое количество споров и в 2013 году был отменен. Еще одним нововведением Медведева стало ограничение мощности служебных авто российских чиновников. Попросту говоря, он запретил покупать дорогие эксклюзивные автомобили.
Владимир Путин
По хронологии он должен идти перед Дмитрием Анатольевичем, но, мы, по понятным причинам, решили поставить его во главе списка. С момента очередной инаугурации Путина в 2018 году бессменным служебный автомобилем нашего президента является Aurus-41231 «Сенат». Лимузин отечественного производства начал разрабатываться институтом «НАМИ» с 2013 года и спустя пять лет был представлен общественности.
На самой первой инаугурации Владимира Владимировича в 2000 году использовался Mercedes-Benz S600 Pullman Guard в кузове W140. Спустя четыре года церемониальный автомобиль не изменился. Во время большей части иностранных визитов высшего уровня российская делегация также использовала Mercedes-Benz. Но на открытие нового завода этого автопроизводителя глава государства прибыл на черном Aurus.
«Чайка» Бориса Ельцина
Возле входа в Ельцин Центр стоит особый экспонат – автомобиль «Чайка». Эта «Чайка» помнит Бориса Ельцина по тем временам, когда он руководил Свердловским обкомом КПСС (1976–1985). Также помнит она и некоторых лидеров государств, которые посещали Свердловск.
В городе в разные годы побывали Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди (1955), президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, делегация муниципального совета британского Бирмингема, глава КНДР Ким Ир Сен, президент Индонезии Сукарно, лидер Кубы Фидель Кастро (1963), президент Чехословакии Антонин Запотоцкий, президент Финляндии Урхо Кекконен, лидер Ирана Мохаммед Реза Пехлеви, президент Югославии Иосип Броз Тито, президент США Ричард Никсон, председатель КНР Мао Цзедун и многие другие.
Мы встречаемся возле «Чайки» с личным водителем Бориса Николаевича Ельцина, носителем «литературной» фамилии Булгаков. С волнением Алексей Алексеевич осматривает свою любимицу, открывает дверь «Чайки», садится за руль – и будто бы переносится в то время, когда рядом с ним, всегда на первом сидении, располагался Борис Ельцин.
«Чайка» – советский «Мерседес»
– Родная машина. Она всегда «на старте» стояла, – рассказывает Алексей Булгаков. – При этом за считанные минуты я мог поменять «Волгу» на «Чайку» и наоборот. Один раз я попробовал перед Ельциным дверь машины открыть, но он сказал, чтобы больше я так не делал. Не понравилось это ему.
– Когда приезжали лидеры государств, то где они обычно располагались?
– Если Борис Николаевич ехал с высоким гостем, то размещались на заднем сидении. Звуконепроницаемого стекла внутри не было. Сидения были особые, покрытые велюром и с гагачьим пухом внутри. Также в машине есть декоративные вставки «под дерево». Использовалась рация, на расстоянии 60–70 километров она обеспечивала устойчивую связь. Еще в «Чайке» были коробка-автомат, электроподъемники на стеклах, кондиционеры. Зарубежный приемник Grundig был. Был у «Чайки» и гидравлический усилитель, который позволял очень легко изменить ход машины. У «Чайки» было все, кроме кнопки ABS против заноса. Но в ней нет необходимости: «Чайка» – тяжелая машина, и я мог ее «вывести» на любом гололеде.
– Кому обычно звонил из машины Борис Николаевич?
– Однажды, когда у нас в Свердловской области почти не было сливочного масла, он звонил при мне члену Политбюро Андрею Кириленко. Зашел в центральный гастроном, увидел пустые полки, услышал, что народ масло просит, – и позвонил. Прямо из машины. И масло пришло.
– «Чайка» была лучшей машиной в советскую пору?
– По тем временам более высокой по классу машины, чем «Чайка» не было. Ее к нам доставили поездом. Стало приятным шоком то, что мы получили такой автомобиль. Далеко не все первые секретари обкомов имели подобные машины. Главы союзных республик – да, а руководители обкомов нет. Изготавливались «Чайки» на Горьковском автомобильном заводе, там специальный цех был.
– В каких ситуациях этой машиной пользовались?
– Когда приезжали зарубежные гости, главы государств, по торжественным случаям. 7 ноября, когда был парад, или 1 мая. По области же обычно ездили на «Волгах» или на старых «Чайках». «Чайка», которая находится сегодня в Ельцин Центре, – это парадная машина, она стояла в специальном боксе под чехлом.
– А встречи Бориса Николаевича с главами иностранных государств помните?
– Встреч с главами государств было много, не говоря уже о встречах с первыми секретарями республик. «Чайка» всегда была задействована и ни разу нигде не отказала.
– Какими техническими характеристиками обладает эта машина?
– Она не уступает «Мерседесу» и обладает всеми характеристиками, которые есть у современных зарубежных машин. Даже превосходит их по надежности. Покрепче будет, потому что сделана с учетом наших дорог.
– Проверяли ли «Чайку» специально технически перед тем, как первое лицо садилось в автомобиль?
– Техосмотр производился обязательно. Ремонта «Чайка» не требовала, нуждалась только в техобслуживании.
– Сколько лет эта машина была на ходу?
– Столько, сколько Борис Николаевич проработал в Свердловске.
– Как реагировали уральцы, когда вы проезжали по городу на «Чайке»? Были неравнодушны?
– Конечно! Смотрели, приветствовали, руками махали. Редкостью такая машина была для Свердловской области. Тогда на дорогах были «Волги», но в основном «Жигули», «Москвичи», трофейные списанные машины. Иногда, помнится, мы ехали – и все прижимались к обочине, пропускали.
– А «мигалкой» пользовались?
– Борис Николаевич не разрешал использовать «мигалки». Он говорил, что с «мигалкой» каждый дурак проедет, а вы попробуйте без нее, причем успейте приехать вовремя и не нарушая правил. В кортеже ездили, только если официальные лица присутствовали. А так, Борис Николаевич в кортеже не перемещался никогда, даже если ехали в район. И, бывает, иногда попросишь вызвать ГАИ для сопровождения – нет, бесполезно.
– Были ли у Бориса Николаевича пожелания, относящиеся к стилю вождения и скорости езды?
– Бывало, он просто часы достанет, на панель положит и говорит: «В 10.30 надо быть на НТМК». И глаза закроет. При этом он ни разу не повысил голоса, не сказал, что, мол, опаздываешь или плохо едешь. Не позволял себе этого. При его-то характере.
– Какую скорость могла развить «Чайка»? Предположим, Борис Николаевич торопится, кладет часы на панель – и машина срывается с места?
– Скорость 160 километров в час могла развить. Причем она так ехала, что дорога под колесами не чувствовалась. Ну и машин тогда немного было.
– Сколько потребовалось усилий, чтобы привести в порядок «Чайку», прежде чем она оказалась в Президентском центре Б.Н. Ельцина?
– В большей степени было необходимо наведение чистоты, полировка. Колеса другие поставили. Отопление не очень хорошо работало. Однако я считаю, что это мелочи.
– С вами о чем Борис Николаевич говорил?
– О книгах могли поспорить, о кино. Например, о фильме «Калина красная». У нас была заведующая отделом культуры, и ей этот фильм не понравился. Она считала, что Василий Шукшин не актер. А я деревню хорошо знал и прямо высказал свое мнение, что она не права. И Борис Николаевич поддержал меня полностью. Если Ельцин в чем-то был уверен, то всегда человека поддерживал. Неважно, кто выразил свое мнение, шофер или начальник.
– О каких книгах вы с Борисом Николаевичем беседовали?
– О любых. Он любил читать. Однажды Борис Николаевич подарил мне на день рождения подарочное издание Михаила Шолохова. А я ему, в свою очередь, «Бег» Михаила Булгакова. И написал ему: «Будущему генеральному секретарю коммунистической партии Советского Союза. Булгакова от Булгакова». Борис Николаевич рассмеялся. Это 80-е были.
– То есть вы тогда уже почувствовали, что он может быть первым лицом государства?
– Ему было мало места здесь, в Свердловске. Это ощущалось. Он знал больше, чем другие. И он обладал лидерскими качествами.
Встреча с Алексеем Булгаковым, личным водителем Б.Н. Ельцина
Видео: Александр Поляков / Президентский центр Б.Н. Ельцина
День Бориса Ельцина
– Выходил Ельцин с работы примерно в 20.30, – говорит Булгаков. – За 30 минут добирались до Балтыма. В 20.30 начиналась программа «Время». В «Волге» Бориса Николаевича стоял маленький телевизор, и он смотрел телепрограмму. В 21.00 он был уже дома, ужинал, отдыхал. И часов до 2–3 ночи работал. А в 7 утра я уже ждал его возле ворот дачи. В 7.15 Борис Николаевич выходил, в 8.00 был уже в обкоме партии. А в понедельник по утрам он иногда выходил из машины в центре Свердловска около Оперного театра и шел в гастроном. Потом поворачивал на улицу Луначарского и направлялся в овощной магазин. И потом только ехал на работу. Или, бывало, возле Оперного театра или кинотеатра «Салют» садился на трамвай и ехал на нем до УПИ. С народом общался.
– Делился ли Борис Николаевич своими впечатлениями о поездках, общении с людьми?
– Делиться подробностями не любил. Тяжело вздыхал, бывало, после своих поездок. Но никогда не выражался нецензурно. Самое ругательное выражение у Ельцина было «ядреный корень». Я знаю, что он у людей всегда спрашивал, как они живут. И люди всегда его узнавали. Охраны у Ельцина никогда не было. Поездки же обычно происходили спонтанно. Он и в совхозы на поля ездил…
– Снимал ли Борис Николаевич кого-либо с поста после своих инспекций?
– Снимал за нерадивость и невыполнение его распоряжений. Если он принимал решение, то его нужно было исполнять, и как можно оперативнее.
Быть с Ельциным
Для Алексея Булгакова та часть жизни, которая была связана с Борисом Ельциным, – наверное самая важная. И Борис Николаевич навсегда остался в памяти своего водителя обаятельным, сильным и волевым. Настоящим лидером.
– Я возил Бориса Николаевича, когда он еще был заведующим отделом строительства Свердловского обкома КПСС, – рассказал Булгаков. – А потом он меня просто в дежурку вызывал, все чаще и чаще. Однажды он пригласил в свой кабинет и сказал: «Будешь моим водителем». Я отказался, а он сказал: «Ты подумай, что первому секретарю отказываешь». Он тогда уже первым секретарем Свердловского обкома КПСС был. Я пошел в гараж, думаю, уволит меня. А там, наоборот, приказ висел о назначении.
– Во время переездов что он обычно делал?
– Писал он в дороге мало. Глаза, бывало, закроет и думает о своем. Как-то, помню, приехали с Борисом Николаевичем в Туринский район. Ельцин был в туфлях, узконосых и на тонкой подошве. Вокруг навоз, грязь, а он прямо по грязи этой идет. И все секретари райкомов в почти бессознательном состоянии были: как же, первый секретарь и по такой дороге. Или, помню, приехали в Березовский на стройку. А там стены заливали бетоном. И вдруг лопнул шланг, Бориса Николаевича с ног до головы бетоном облило. Но ничего, отмылись и поехали дальше.
– По стройкам Ельцин часто ездил?
– Много ездил. Не кабинетный он был человек. Приезжал Борис Николаевич в обком – сразу все разбегались кто куда, лишь бы в вестибюле никого не было. Чтоб Ельцин не думал, что люди бездельничают.
– А с днями рождения вы друг друга поздравляли?
– Помню, первый или второй год с ним работал. И вот на мой день рождения выпала моя смена возить Бориса Николаевича. Я привез его на Балтым. Мы попрощались, и он сказал: «Поезжай». И мне обидно стало. Что в день рождения до 21.00 он слова не сказал. И вот дошел Борис Николаевич до ворот, повернулся и говорит: «Подожди, сейчас Наина Иосифовна выйдет». Поздравил и подарок подарил. Помню также, как Борис Николаевич вручал мне золотые часы в Истоке. Наина Иосифовна при этом присутствовала и все помощники. И Борис Николаевич предложил тогда мне поехать по нашему «малому кругу». Малый круг – это Кашино, лес и родник. Мы иногда в жаркую погоду туда ездили, останавливались освежиться и подумать.
– Наину Иосифовну вы также возили?
– Наина Иосифовна – удивительнейший человек. Помню, уговаривал до работы ее довезти, а она «нет», ни в какую. В крайнем случае, если Борис Николаевич торопился на совещание, и нужно было оперативно что-то сделать дома, то только тогда она соглашалась воспользоваться машиной. А так обычно Наина Иосифовна на трамвае ездила. Она и сейчас не изменилась. Такой же осталась. Вся семья у них очень хорошая. И я всех возил, Татьяну Борисовну и Елену Борисовну. И Михаила Николаевича, брата Бориса Николаевича. И матушку Бориса Николаевича, Клавдию Васильевну, возил, она была удивительным человеком. С мягким характером, очень душевная. Я с большим желанием ее возил, на дачу, например.
– Когда проходили президентские выборы, голосовали ли вы за Бориса Николаевича? Переживали за него?
– И голосовал, и переживал очень сильно. Когда проходила акция «Голосуй или проиграешь», я возил актера Александра Абдулова. Он был доверенным лицом Бориса Николаевича. Абдулов – это тоже целая эпоха и ни с кем не сравним. Помню, я приехал, стою на вокзале, а Абдулова нет. Потом смотрю: идет мужчина в хлопковых штанах, рубашке, чемодан тащит, а за ним идут актер Александр Збруев и продюсер. Я довез их до гостиницы. Абдулов сразу меня спросил: «А там казино есть?» Я говорю: «Есть». Азартный он был.
– Ездил ли кто-нибудь на «Чайке» после Бориса Николаевича?
– Раза два экс-губернатор Свердловской области Эдуард Россель ездил, первый секретарь Свердловского горкома КПСС Владимир Кадочников. А так стояла машина в гараже. Кстати, Борис Николаевич всегда ездил на переднем сидении и никогда не пристегивался. И после отъезда Бориса Николаевича в Москву мы никому не давали садиться на то самое первое сидение.
«Полная версия» «Чайки» и ЗиЛа
Музей Бориса Ельцина в Екатеринбурге разработал новый формат музейной программы, вовлекающий посетителей в обсуждение событий и экспонатов. «Оne talk. Полная версия» – подробный рассказ об артефактах в экспозиции музея. Автомобили, подарки, личные вещи, легендарные документы и фотографии – то, что вызывает особый интерес во время экскурсий, то, на чем хочется подробно остановиться, но не всегда есть на это время.
Любой сотрудник Ельцин Центра может подготовить рассказ о любимом экспонате. «Оne talk. Полная версия» – это одна история об одном экспонате. За каждым из них стоит значимое историческое событие.
14 мая настала очередь особенных экспонатов музея – «Чайки» и ЗиЛа. На этих автомобилях перемещался Борис Ельцин, будучи первым секретарем обкома и президентом России.
Автомобили Ельцина
Двадцатый век.
Восьмидесятые.
Союз Советских Социалистических Республик.
Город Свердловск.
По улицам и площадям этого крупного уральского города ездили «Запорожцы», «Москвичи», «Жигули», «Волги», УАЗы, РАФы. Автомобилей иностранного производства практически не было, если не считать редких трофейных BMW-327, послевоенных EMW-340, да польских микроавтобусов/грузовичков Zuk и Nysa.
Большой удачей было увидеть советские лимузины Горьковского автомобильного завода. Но, если ГАЗ-13 «Чайка» иногда попадалась на глаза, то ГАЗ-14… Напрягаю память, но не могу вспомнить: видел — не видел. Возможно, что лицезреть «четырнадцатую Чайку» всё же доводилось, но — мельком. Даже учитывая то, что жил я в центре, не очень далеко от «Белого Дома» (более правильное название — «Зуб Мудрости»/»Чёртов Палец» и т.д.) — здания Свердловского областного комитета КПСС.
В подвальном помещении находился ГОН, в котором находились чёрные «Волги» ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, ну и, соответственно, «Чайка» ГАЗ-14…
«25 ноября 2015 года в Екатеринбурге открылся «Ельцин-Центр» с арт-галереей, кафе «1991», книжным магазином, а главное — масштабным интерактивным музеем, посвященным спорной фигуре первого президента России» — эта новость промелькнула в новостях, а также было упомянуто, что в музее будут выставлены автомобили, которыми Ельцин пользовался.
Этот факт (пожалуй — ТОЛЬКО этот!) меня и заставил посетить это место.
С 1976 по 1985 г.г. Б.Н. Ельцин был Первым секретарём Свердловского обкома КПСС.
С 1983 по 1985 г.г. служебным автомобилем Ельцина была «Чайка» ГАЗ-14. Машина использовалась для поездок по городу и области, а также во время визитов в Свердловск видных советских партийных и государственных деятелей и зарубежных гостей.
ГАЗ-14 «Чайка» советский легковой автомобиль представительского класса. Собирался вручную на Горьковском автомобильном заводе с 1977 по 1988 г.г. Было выпущено около 1120 единиц.
Представительских автомобилей ЗИЛ, выпускавшихся Заводом имени Лихачёва, в Свердловске не было. «Не по Сеньке шапка» — гласит народная пословица.
Пожалуй, впервые я увидел ЗИЛ-41052 в апреле 1990 года, когда в наш город приезжал… М.С. Горбачёв — тогда еще Президент СССР. Он приветливо махал нам рукой, сидя на заднем сидении лимузина. Впрочем, я отвлёкся.
Б.Н. Ельцин, будучи Президентом России, пользовался бронированным представительским автомобилем высшего класса ЗИЛ-41052. Этот лимузин (выпущен в 1997 году) также выставлен в музее на всеобщее обозрение.