Что в храме хранится в киоте

Что в храме хранится в киоте

Другие названия: кивот, ковчег для иконы

Что такое киот?

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киотеСлово «киот» происходит от греческого κῑβωτός — «ящик, ковчег». Это шкафчик или застекленная рама для хранения иконы. Его основное назначение – обеспечить максимальную сохранность иконы, защитив ее от непосредственных прикосновений, пыли, влаги, а также перепадов температуры. Не менее важна декоративная функция.

Особенности декора

Киот – значимый элемент убранства храма или домашнего святого уголка. Храмовый киот может быть самостоятельным произведением церковного искусства или повторять художественное решение иконостаса.

Обрамляя икону, киот служит ее украшением. В соответствии с этим киоты обычно тщательно декорируют: покрывают резьбой, иногда – росписью, нередко дополняют басменными вставками.

Если икона это «окно в Горний мир», то киот – ее рама. Поэтому очень многие киоты по своему строению и облику напоминают затейливо украшенные наличники окон. Другое значение киота – дом для иконы. Поэтому у значительной части киотов мы можем увидеть «крышу», «стены», «основание». Нередко киот составлял общую композицию с ризой иконы.

Варианты конструкции

Киоты могут быть домашними и храмовыми, настенными, напольными, аналойными и настольными. В них может находиться одна или несколько икон. Иногда киот бывает встроен в иконостас. Пристолпными называются киоты, устроенные у колонн храма.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киотеЧто в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киотеЧто в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киотеЧто в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

В зависимости от размера образа и его местоположения (дома или в храме), киот может быть как совсем небольшим, так и грандиозным, превышающим человеческий рост.

В храмах можно увидеть киоты с сенью – особым козырьком или декоративной крышей, с ведущими к ним ступенями – по сути, такой киот становится своеобразной часовней внутри храма, он создает для заключенного в нем образа (образов) особое молитвенное пространство. Столь основательными конструкциями обычно выделяют чтимые, чудотворные иконы.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

В наши дни создаются киоты, в которых поддерживается особый влажностно-температурный режим, обеспечивающий сохранность иконы. Как правило, в такие киоты помещают образы, являющиеся произведениями искусства. Встречаются и киоты с пуленепробиваемыми стеклами.

Полезный совет

Приобретая киот, следует озаботиться тем, чтобы он способствовал сохранности иконы и ни в коем случае не вредил ей. Для этого следует предусмотреть ряд параметров.

• Икона в киоте должна быть надежно зафиксирована. При этом образ должен стоять достаточно свободно, чтобы его ничто не деформировало.

• Между стеклом киота и поверхностью иконы должно оставаться достаточное пространство.

• Крышка киота должна надежно закрываться. Если киот будет находиться в храме или другом общественном помещении, вероятно, следует предусмотреть качественный замок.

Из истории

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киотеКак и иконостасы, киоты создавались в художественных стилях, предпочитавшихся в обществе в различные эпохи. До нас дошло немало киотов в стиле барокко, есть образцы классицизма, радуют взор и удивляют свежими решениями киоты, созданные мастерами русского модерна. Впрочем, все они имеют некие общие черты, переходившие из века в век.

Особым явлением можно назвать киоты, создававшиеся на Русском Севере. Они представляли собой единую композицию, состоящую из образа и его обрамления. Это могла быть не только икона, но и, к примеру, вырезанная на дереве полуобъемная фигура свт. Николая Чудотворца. Бытовали киоты-триптихи, складни: центральный образ дополнен закрывающимися створками, на которых написаны образы святых. Наконец, в киот могла быть встроена резная композиция, состоящая из орудий Страстей Христовых: Крест, копие, губка, терновый венец и т.п.

Символика

В богослужебных текстах «кивотом Божества» именуется Пресвятая Богородица. Киот – это некое вместилище, хранитель святыни, принимающий на себя часть ее сакрального значения. В славянском переводе Библии кивотом назван древний Ковчег Завета. Воздавая почитание иконе, благочестивые люди обрамляют ее красивым, тщательно украшенным и нередко дорогим киотом.

Источник

Киот для иконы — объясняем тщательно

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Для чего нужны киоты для икон? Где купить киот и в чем его основное предназначение?

Приобретая икону у человека возникает благочестивое стремление оказать святыне должное почтение сохранить её на долгие годы, передать внукам и правнукам. И решить эту задачу поможет киот, который не только защитит икону от негативных воздействий окружающий среды, но и придаст иконе завершенный вид, послужит красивым дополнением интерьера дома, храма.

Киот представляет из себя небольшой деревянный ящик с лицевой стороны закрытый стеклом.
Застекленный киот создает вокруг иконы щадящий микроклимат, предотвращает воздействие на неё влажного, или наоборот сухого воздуха, сквозняка, защищает от пыли, прямых солнечных лучей и механических воздействий.

Киоты для икон могут быть напольными и настенными (навесными), на данной странице представлены навесные образцы киотов. Все киоты имеют крепление на стену, а так же могут просто устанавливаться на полочку для икон.

История киота

На самом деле киот представляет собой приспособление с интересной историей происхождения. Прежде всего оно было создано для того, чтобы защитить ауру иконы и создать для нее подобие храма. Что касается первых в истории человечества киотов, то они были созданы для того, чтобы в них хранились не иконы, а другие реликвии, к примеру, скрижали завета. Иудеи использовали киоты для хранения свитков Торы — божественной книги. Христиане, в свою очередь, использовали киоты для хранения мощей Святых.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Киот аналойный сложный резной с сенью

Свою огромную популярность киот завоевал в эпоху Средневековья, когда в нем было принято хранить исключительно иконы. В это же время к таким приспособлениям начали относиться, как к самостоятельным произведениям искусства, которые стали неотъемлемой частью интерьера храма.

Киоты для икон, купить в Москве

У нас вы сможете купить киот не только в Москве, но и заказать киот с доставкой в любой регион России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Мы предлагаем приобрести, как простые, не дорогие киоты, так и сложные резные киоты из ценных пород древесины, которые сами по себе являются самостоятельными произведениями искусства.
Киоты изготавливаются из разных пород древесины, дополняются декоративными элементами (золочение, чеканка, резьба).
Мы предлагаем два вида киотов, различающиеся между собой способом открытия киота:
«Пенал» – (задняя стенка киота выдвигается по принципу “пенала”).
«Книжка» (задняя и передняя часть киота открывается как «книжка», при этом эти части соединены петлями с одного бока и застежкой с другого).

Киот “книжка”

Дубовые киоты с простой рамкой

Дубовые киоты с золотой рамкой

Дубовые киоты с золотой рамкой и закругленными углами

Дубовые киоты с простой рамкой, закругленными углами и резной короной

Дубовый киот с простой рамкой, и резной короной

Дубовый киот с багетной рамкой и закругленными углами Дубовый киот с резной рамкой

Киоты с басмой

Киоты приобретенные в нашей мастерской изготавливаются вручную с соблюдением вековых традиций и имеют пожизненную гарантию, при бережном хранении.

Для чего используют

Главная функция такого ящика — это прежде всего сохранение росписи. Такой застекленный ларь позволяет нам и любоваться красотой образа, и защищает от пыли, солнечных лучей, лампадной и свечной копоти, сквозняков и перепадов влажности.

В художественном смысле киот завершает образ, как рама для картины. Красиво украшенный, резной, с позолотой, он может быть и как самостоятельный декоративный элемент, и как усиление росписи, находящейся внутри.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Историческая справка

Киот как специальное приспособление для хранения икон широко распространяется в период средневековья. В это же время к нему начинают относиться как к самостоятельному произведению искусства, благодаря чему он становится неотъемлемой частью церкви.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Правильная конструкция

Киот — это не только украшение, его главная функция — защита хрупкой росписи от внешнего воздействия и сохранение ее на долгие годы. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору материалов и форме.

На первый взгляд незамысловатая конструкция имеет ряд обязательных правил при изготовлении.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Виды деревянных киотов

Самый распространенный материал для изготовления — дерево, также для изготовления используют металл, стекло или пластик.

Форму и оформление мастера подбирают соответственно иконе, для которой изготавливается украшение.

Настенные

Настенные лари могут быть различных форм, декоративно оформленные, простые, застекленные, с открывающейся дверцей или без стекла, для одной иконы или нескольких. Главное отличие — крепление для подвешивания на стену. Располагаться икона в таком деревянном киоте может в церкви, на улице или дома.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Напольные

Напольные, как и настенные шкафчики, по форме и оформлению могут быть самыми разнообразными. Как правило, изготавливаются для икон больших размеров, из-за чего сами большие и даже громоздкие. Поэтому располагаются на полу в церквях или на улице рядом с ними.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Резные

Резьба — самый красивый и многогранный вид украшения. Ее используют вокруг по раме или в верхней и нижней части, как рамочный узор или отдельный рисунок. В таком обрамлении иконы Пресвятой Богородицы или Спас Нерукотворный выглядят особенно празднично и торжественно.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Прямые

Самой распространенной формой ларя является прямоугольник или квадрат, соответствующий размеру иконы. Часто встречаются с закругленными углами. Простые прямые киоты чаще используют дома. Они бывают с застекленными дверцами и без, в основном небольших размеров для удобства переноски.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Арочные

Иконы могут быть разными, поэтому и обрамление для них изготавливают в соответствии с формой. Ящики арочной формы чаще изготавливают для мерных икон, изображающих святого, чьим именем нарекают младенца, например Святую Софию, Святую Евдокию, Василия Анкирского или Преподобного Серафима. Такие иконы имеют размер, равный росту малыша.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Фигурные

Помимо стандартных форм, киоты могут быть с фигурной короной — верхней частью. Рисунок может быть разнообразным, от простого, волнообразного или с мысами, до сложных, витиеватых узоров, украшенных резными элементами или крестом.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Как сделать киот своими руками

Несмотря на кажущуюся сложность, такой ящик вполне можно изготовить своими руками. Материалы, форма, цвет, фурнитура зависит от предпочтений заказчика, но есть и общие правила. В первую очередь необходимо измерить икону, для которой будет изделие, запастись необходимыми материалами и инструментами и следовать инструкции.

Инструменты и материалы

Чтобы изготовить ларь, необходимо приобрести определенные материалы и инструменты.

В первую очередь потребуются:

Выбор материалов более кропотлив и зависит от вкуса изготовителя, поэтому представленный набор носит скорее рекомендательный характер.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Пошаговая инструкция

Помимо размеров и внешнего облика, необходимо определиться с видом киота: напольный он будет, подвесной или переносной. Изначально можно сделать простой чертеж, чтобы в дальнейшем следовать ему и уже не возвращаться к замерам.

Затем необходимо изготовить каркас из деревянных досок. Они могут быть из сосны, березы, дуба или плодовых деревьев, сечением 15 на на 50. Планки должны быть нарезаны по размерам чертежа, строго под прямым углом. Каркас собирается при помощи клея, смазывая им стыки и соединяя по чертежу. После чего конструкция должна просохнуть, затем ее можно обработать наждачной бумагой.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Следующий шаг — разметка и изготовление дверцы. Изначально изготавливается рамка для стеклянной дверцы, используя деревянную раскладку и сусло для нарезки под углом 45 градусов. Собирается и затягивается рамка и раскладка также с помощью клея. Нужно следить, чтобы на стыках не было щелей.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

После из оргалита изготавливается задняя стенка, она должна быть на 5 миллиметров меньше лицевого периметра.

Далее раму шкурят и с помощью фурнитуры навешивают на просохший каркас. Затем прибивается стенка из оргалита и в раму вставляется стекло с помощью герметика.

На завершающем этапе изделие при необходимости шпатлюют, наносят морилку или масло, лакируют.

Источник

Предназначение и разновидности киотов

Киот — это специальный ящичек для хранения икон. Изделия различаются по размеру, форме, материалу, из которого изготовлены.

Как выглядит?

Киот для иконы представляет собой футляр, в который вставляется икона. Изделия бывают настенными, угловыми, напольными. Предназначены киоты для сохранения изображений святых от разрушительного воздействия факторов внешней среды: перепадов температуры, светового излучения, пыли, грязи, бактерий. А также внутри киота для изображения создается благоприятный микроклимат. Поэтому нельзя назвать его просто ящиком.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Киоты для дома чаще всего представляют собой открывающийся и закрывающийся шкафчик. Настенные изделия тоже бывают домашними.

Важно! Изображение ни в коем случае не должно соприкасаться со стеклом. Между двумя поверхностями необходимо оставлять воздушное пространство минимум в два-три см. Если образ сделан на полотне, расстояние от него до стекла составляет не меньше пяти мм.

Крепится изображение при помощи небольших брусочков из дерева. Иногда размеры могут не совпадать. Нельзя подпиливать края иконы, чтобы вставить ее в изделие. Образ должен храниться в соответствующем ему по размеру киоте. Нельзя допускать, чтобы шпонки иконы были плотно прижаты к стенкам хранилища. Между ними должен оставаться минимум один см.

Вопреки некоторым мнениям, предмет не должен быть герметичным. Наличие вентиляции обязательно. Иначе трудно будет избежать образования плесени.

Важные моменты коротко:

При соблюдении этих простых правил изображение может сохраняться долгие годы.

Но все чаще стекло в предмете стали заменять пластиком. Однако нужно учитывать, что он не только не способен так же хорошо защитить икону, но и сам приводит к ее повреждениям. Из-за оргстекла доступ воздуха становится значительно хуже. В результате образовывается прекрасная среда для размножения бактерий.

Немного истории

Изначально киоты создавались не для хранения изображений святых, а для хранения других вещей. Иудеи сохраняли в них священные книги, христиане — мощи святых.

Наибольшую популярность такое хранилище приобретает в период Средневековья. В это время в ящичках стали хранить исключительно иконы.

Древние изделия соответствовали архитектуре святилища, в котором они находились.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Ну и новые технологии сделали свое дело. Теперь приобрести творение можно не только в храмах, но еще и в интернете, однако стоимость будет выше.

Существующие различия

Изделия различают в зависимости от таких факторов.

По месту расположения:— на стене,
— на полу,
— угловые,
— подвесные,
— аналойные.
По месту нахождения:— в храме,
— в церкви,
— дома.
По внешнему виду:— прямые,
— резные,
— фигурные.
По количеству икон:— для одного изображения,
— для двух.
По материалу, из которого изготовлен:— из ценных пород дерева,
— из металла,
— из пластмассы.
По украшениям:— с резьбой по дереву,
— окрашенные,
— лакированные,
— посеребренные,
— позолоченные.

Стоимость предмета тоже будет зависеть от этих факторов. При изготовлении некоторых произведений используют даже драгоценные камни или металлы. Самые дешевые изделия — из дерева.

Можно просто ответить на вопрос, что же такое киот. Ведь его еще называют храмом или домом для иконы. Создание киотов — дело, требующее хорошего мастерства. Многие увлекаются этим, изготавливая их своими руками. Из обычного ящичка может выйти удивительное произведение искусства.

Источник

История происхождения и особенности киота

Все без исключения иконы требуют бережного отношения к себе и хранения в правильно созданных условиях. Если не следовать этому правилу, то со временем может произойти потускнение красочного слоя изображения, деформация полотна, на котором написан образ Святого и т. д. Чтобы уберечь икону от таких неприятностей, следует позаботиться о наличие приспособления для хранения икон — киота. Что такое киот и как его выбрать?

История киота

На самом деле киот представляет собой приспособление с интересной историей происхождения. Прежде всего оно было создано для того, чтобы защитить ауру иконы и создать для нее подобие храма. Что касается первых в истории человечества киотов, то они были созданы для того, чтобы в них хранились не иконы, а другие реликвии, к примеру, скрижали завета. Иудеи использовали киоты для хранения свитков Торы — божественной книги. Христиане, в свою очередь, использовали киоты для хранения мощей Святых.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

Киот аналойный сложный резной с сенью

Свою огромную популярность киот завоевал в эпоху Средневековья, когда в нем было принято хранить исключительно иконы. В это же время к таким приспособлениям начали относиться, как к самостоятельным произведениям искусства, которые стали неотъемлемой частью интерьера храма.

Конструкция и особенности

Киот представляет собой небольшой легкий ящик, предназначенный для хранения иконы и ее защиты от влияния негативных факторов — сырости, солнечных лучей, паров кислот и т. д. Настенные киоты, к примеру, киот малый аналойный, предназначены для хранения икон в домашних условиях. Такие приспособления представляют собой подобие открывающихся или глухих ящиков, для изготовления которых могут использоваться такие материалы, как дерево, стекло и пластик. В то же время икона, помещенная в киот, должна вентилироваться, поэтому такой футляр априори не может быть герметичным (это бы поспособствовало появлению плесени и окислов на поверхности иконы).

В то же время киот нельзя назвать обыкновенным ящиком, а все потому, что внутри него создается особый микроклимат, защищающий икону от грязи, пыли, копоти, испарений кислот и т. д. В полости киота икона закрепляется с помощью брусочков из дерева, гофрокартона или бумаги высокой плотности. Если размеры иконы не соответствуют размерам киота, то ни в коем случае нельзя искусственно корректировать ее параметры путем спиливания и т. д. Такие действия могут привести к порче иконы. Также не рекомендуется допускать того, чтобы поверхность иконы плотно соприкасалась со стеклом киота, так как между двумя поверхностями должно быть воздушное пространство.

Киот, обеспечивающий подходящие условия для хранения икон дома, должен соответствовать таким требованиям:

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

В храмах для хранения икон используются переносные киоты, которые обычно имеют крупные размеры. Также в продаже можно найти приспособления для хранения икон, которые украшены декоративными элементами — резьбой, искусственными камнями и т. д.

Ныне приобрести киоты можно не только в храмах, но и в интернет-магазинах. Стоимость приобретения полностью будет зависеть от его размеров, используемых материалов и дизайна. Наиболее дорогостоящими будут киоты, для производства которых были использованы драгоценные металлы и камни, наиболее дешевыми — деревянные. Также доступно изготовление киота на заказ, однако такое изделие будет стоить гораздо дороже того, которое уже есть в продаже.

Источник

Реставратор — это не роскошь, или Как Церкви сохранить иконы

Приблизительное время чтения: 11 мин.

Как в храмах сохранить старинные иконы от разрушения? Почему их нельзя протирать тряпкой и ставить возле батареи? Зачем нужен стеклянный киот? Что должен знать об уходе за святынями каждый настоятель и церковный староста? Об этом в редакции журнала «Фома» беседовали в 2010 году с Галиной Сергеевной Клоковой, известным реставратором, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

— Галина Сергеевна, давайте начнем с личного вопроса. Как получилось, что Вы, изначально светский реставратор, после двадцати лет работы в Московском государственном академическом художественном училище 1905 года вдруг стали преподавать в ПСТГУ?

— Когда-то я работала в ВХНРЦ (Всероссийском художественном научно-реставрационном центре) и очень много ездила с исследовательскими и рабочими (реставрационными) командировками по стране. Я возглавляла экспедиции по обследованию церквей Ярославской, Липецкой, Рязанской областей, Красноярского края, была членом комиссии по охране памятников Московской области. Тогда-то и увидела, в каком удручающем состоянии находятся иконы. Музейные реставраторы, даже имея самое горячее желание помочь, мало что могли бы сделать: во-первых, их очень мало, а во-вторых, им пришлось бы выкраивать время на выходных или за счет своего отпуска. То есть для провинциальных храмов это совсем не помощь. Тут нужны церковные реставраторы.

Поэтому, когда открылся Свято-Тихоновский университет, я сама напросилась туда на работу — учить реставраторов.

— А чем подготовка реставраторов в ПСТГУ отличается от обучения тому же самому в светском вузе?

— Мы учим студентов по серьезной шестилетней программе профессионального вуза, но, кроме того, добавили еще корпус богословских дисциплин, литургику, церковный обиход. То есть наши выпускники знают не только как реставрировать иконы, но и что такое служба в церкви, почему открывают Царские врата, зачем батюшка или диакон машет кадилом и так далее. Помимо всего прочего, это дает понимание реальной жизни икон в храме.

Нам очень бы хотелось, чтобы наши выпускники были более востребованы сегодня не только в музеях, но и в Церкви. Ведь именно такие специалисты сумеют исследовать и сохранить иконы, которые сейчас находятся в церковных собраниях.

Где и как хранят иконы

— Существует ли сегодня практика взаимодействия Церкви и музеев, в частности, в вопросе реставрации?

— Да, конечно, но таких примеров мало. Например, Ярославский музей передал в Толгский женский монастырь Толгскую икону Божьей Матери — древнюю икону, почитаемую и верующими, и специалистами-искусствоведами. В монастыре за иконой тщательно следят, специалисты и хранители музея регулярно приезжают ее осматривать. В случае необходимости вызывается музейный реставратор.

Но одно дело, когда икона уникальная и за ней следят не только опытные храмовые ризничие, но и музейные специалисты. И совсем другое дело, когда ни первых, ни вторых нет. Увы, отрицательного опыта очень много. Даже в храме вроде бы глубоко воцерковленные люди умудряются нанести иконам страшный вред — не преднамеренно, разумеется, а в силу некомпетентности, незнания элементарных вещей.

Например, почему нельзя икону протирать тряпкой? С точки зрения бабушки-уборщицы — ну как же не протереть, если она грязная? Тем более к празднику! И берет бабушка чистенькую тряпочку да мыльце… В итоге — катастрофа.

Дело вот в чем: икона состоит из дерева, паволоки, левкаса, красочного слоя и покрытия. Все эти слои тонкие и гигроскопичные, то есть и забирают влагу, и отдают ее. Что происходит, когда влага попадает на красочный слой? В каждой иконе есть мелкие кракелюры — трещинки, через которые влага достигает левкаса. Это нарушает связь между слоями, из-за чего начинается шелушение. Очередной раз протерли икону тряпочкой — и вместо красочного слоя получили белое пятно.

И это лишь самый простой пример. Я уж не говорю о сильных перепадах температуры вследствие неправильного проветривания помещений — такие перепады очень влияют на состояние древесины. Материалы, из которых состоит икона, по-разному отдают влагу, из-за чего древесина трескается и икона распадается на части.

— Можно ли утверждать, что в музеях созданы идеальные условия хранения икон?

— Вовсе нет. Идеальные условия созданы только в самых крупных музеях страны — таких, как Третьяковка, Эрмитаж, в которых были выстроены специальные хранилища. Это депозитарии с особыми условиями хранения произведений искусства. А вот в провинциальных музеях все отнюдь не так лучезарно. Это касается и условий хранения (когда под хранилища приспосабливались практически любые помещения, а не специально выделенные), и количества специалистов, и оплаты их труда. Увы, государство всегда держало музеи на нищенском пайке. Знаете, сколько было в СССР аттестованных специалистов-реставраторов? Около тысячи человек. Сравните с количеством инженеров или врачей. Причем эти специалисты в основном концентрировались в Москве, Ленинграде, сколько-то их было в Ярославле, Костроме, Вологде и Великом Новгороде. А в остальных регионах — один-два реставратора на область. Правда, в Белоруссии, Грузии и Украине ситуация была получше, но в целом в республиках и тем более по провинции дела обстояли неважно. В каждом музее должны были быть реставраторы, даже ставки на это имелись, но занять их было некем. В постсоветские годы ситуация лишь усугубилась.

— Так в чем же тогда преимущество музея перед храмом?

— В музее всегда знают, когда открывать форточку для проветривания, а когда этого категорически нельзя делать: иконам ведь ни в коем случае нельзя находиться на сквозняке. В музее икону никогда не поставят на подоконник или возле батареи, никогда не будут мыть влажной тряпкой, натирать подсолнечным маслом или луковым соком, чтобы была поярче, — как это, увы, нередко случается в храмах. Я уж не говорю про свечи, которые зачастую ставят впритык к образу, что заканчивается самым настоящим ожогом иконы. Думаю, незачем объяснять, как это пагубно. Кроме того, в музее все иконы учтены, а в храме порой даже серьезной охраны нет.

Поэтому очень важно, чтобы в храмах появилось не только охрана, но и люди, которые будут заниматься учетом и контролем за иконами.

Учет и контроль

— Понятно, что в музеях учтена каждая единица хранения, а как обстоит ситуация с церковным учетом и контролем?

— В музеях хранится полное описание вещи со всеми признаками, инвентарным номером, весом, клеймами (для церковной утвари) и фотографиями. В случае кражи музей предоставляет эту информацию в милицию. Да, такая практика существует и в церквях, но, к сожалению, не во всех. Кстати, в свое время именно для этого учета мы ездили в экспедиции от управления охраны памятников Министерства культуры. Мы обследовали всё в храме, всё ставили на учет, фотографировали каждую вещь. Регистрировали и ставили инвентарный номер, делали обмеры и заполняли по специальной форме паспорта иконы (формы эти были разработаны управлением охраны памятников). Один экземпляр формы оставался в церкви, другой поступал в местный орган управления охраны памятников, третий — в министерство. Кроме того, в Ярославской и Липецкой областях (где наблюдались чудовищные кражи) к комиссии был прикреплен сотрудник милиции, который на обороте иконы специальным маркером ставил отметку, увидеть которую можно было лишь в ультрафиолете.

Так вот, те церкви, которые были обокрадены, но в которых имелись такие паспорта, сумели вернуть свои пропажи.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

— И эта практика учета церковной утвари до сих пор существует?

— К сожалению, она прекратилась еще в перестроечные годы. Государственное финансирование исчезло, а у Церкви на это достаточных средств пока нет. Вложений это требует действительно больших: сюда входит и проезд нескольких специалистов туда-обратно, и работа по обследованию каждого предмета — от огромных до крошечных. На один храм у нас уходило до пяти дней.

Сейчас такую работу тем более нужно проводить. У нас в ПСТГУ есть кафедра теории и истории христианского искусства, которая готовит не вообще искусствоведов, как, скажем, в МГУ, Строгановке или РГГУ, а искусствоведов — хранителей и ризничих в храмах. То есть специалистов, призванных не только сохранить, но именно учесть церковные ценности. Однако, несмотря на то, что специалистов выпускается много, они не так востребованы, как нам бы того хотелось. Мне вновь хочется повторять: реставраторские кадры есть и сегодня очень важно привлечь их к работе.

— То есть в церквях сегодня существует должность хранителя?

— Конечно. Но, увы, занимают ее часто непрофессионалы, люди, далекие как от искусствоведения, так и от реставрации. Очень важно думать, как исправить эту ситуацию. Впрочем, сегодня не мало существует и выдающихся хранителей. В Москве мне известны два таких грамотных специалиста: это Елена Васильевна Крохина, профессионал высокого уровня, которая работает в церкви Митрофана Воронежского, и отец Георгий Мартынов, который служит в Храме Христа Спасителя. В Софийском соборе Великого Новгорода работает Татьяна Юрьевна Царевская, доктор искусствоведения, которая тщательно наблюдает за состоянием икон. ПСТГУ активно сотрудничает с ней. В случае надобности она связывается с нами, и мы высылаем своих студентов и выпускников в помощь.

Что делать?

— Тогда мы переходим к извечному нашему вопросу: что делать? Ситуация печальная — но можно ли изменить ее к лучшему?

— Думаю, там, где люди хотят ее изменить к лучшему, она в итоге и улучшается. Но начинать нужно с элементарного просвещения — и прежде всего с просвещения священников. Каждый настоятель должен понимать, для чего в его штате реставратор. Ведь гораздо выгоднее и целесообразнее иметь своего реставратора и ризничего, чем за огромные деньги нанимать «шабашника» разовым порядком. К тому же, если все будут знать реставратора и он будет всех знать, ему как минимум будет стыдно портить икону. Как потом в глаза-то людям смотреть: старосте, священнику? Реставратор в храме прежде всего будет наблюдать за состоянием иконы и не только укреплять шелушиночки, но и профессионально реставрировать.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

— Но проблема-то масштабная. С чего здесь следует начинать, как вы считаете?

— Несколько лет я читала в ПСТГУ курс для будущих пастырей, потом мои переработанные лекции вышли в виде книги «Как сохранить церковные ценности». Считаю, что такие лекции нужно читать в обязательном порядке в духовных академиях, семинариях и училищах.

Если реставраторов в ПСТГУ мы готовим штучно, то пастырей — огромными потоками. А ведь священник — это человек, от решений которого непосредственно зависит происходящее в храме, в том числе и состояние икон.

Я, конечно, не обольщаюсь, что все прослушавшие мой курс не просто усвоят материал, но и будут затем применять его в своем священническом служении. Однако если хотя бы один из десяти моих учеников будет стремиться сберечь иконы, находящиеся в зоне его ответственности, — это уже результат.

— Что конкретно может священник?

— Прежде всего настоятель храма, равно как и староста, должен знать элементарные вещи и добиваться их исполнения. Например, надо категорически запрещать уборщицам мыть чем-либо икону, протирать ее какими-либо веществами (в том числе и освященными, потому как это совершенно ничем не оправданно). Также необходимо запретить влажную уборку «по-морскому» — это когда сперва заливают пол водой и затем протирают его тряпкой. Возникающая из-за этого влажность чрезвычайно опасна для икон. Про недопустимость размещать иконы у батарей или на подоконниках, об опасности сквозняков я уже говорила — это очень серьезные требования, и их надо соблюдать неукоснительно. Наша кафедра, кстати, разработала краткую памятку для церковнослужителей, как обращаться с иконами.

Кроме того, иконы обязательно должны храниться в киотах под стеклом. Именно под стеклом икона лучше всего сохраняется, ведь стекло защищает и от резкого перепада температур, и от свечных ожогов, и от влажности. В киотах со стеклами создается буферный микроклимат, резко ослабляющий воздействие внешних условий. Да, это требует средств от прихода — но совершенно не запредельных. Расходы на реставрацию иконы будут гораздо выше. Не нужно забывать и то, что реставрация — дело чрезвычайно медленное.

Что в храме хранится в киоте. Смотреть фото Что в храме хранится в киоте. Смотреть картинку Что в храме хранится в киоте. Картинка про Что в храме хранится в киоте. Фото Что в храме хранится в киоте

— А в каком состоянии и сколько икон поступает к вам на реставрацию?

— Сейчас наш факультет в сотрудничестве с ГосНИИР работает над целым иконостасом одной сельской церкви. Впрочем, случай это редкий и даже единичный. Обычно из храмов приходит одна-две иконы. Мы работаем с несколькими регионами и в общей сложности помогаем 14 монастырям и 62 церквям. Многие из икон поступают в ужасающем состоянии: изъеденные жуком, темные, с разрушенным красочным слоем, с большими утратами. Как удалось довезти икону из Воскресенского монастыря, которая сейчас находится у нас на реставрации, я даже и не представляю. Священнику, который это делал, наверное, Господь помогал. Иногда привозят образа и в хорошем состоянии. Обычно это происходит по инициативе прихожан, которые заметили разрушения. Очень важно понимать, что многие разрушения икон можно легко предупредить и даже исключить, вовремя сообщив о них. При этом важно знать, что, например, если икона темная — это вовсе не означает автоматически, что она нуждается в реставрации. Иногда лучше ее оставить, ведь если иконе ничего не угрожает, то при дефиците реставраторов лучше ее не трогать. Но если стали заметны осыпи — значит, надо вызывать скорую реставрационную помощь.

Во многих церквях считают, что серьезные разрушения невозможно восстановить, в то время как возможно все, особенно если к делу приступают специалисты и профессионалы. Реставратор — это как врач, который, видя несчастного, изломанного болезнью человека, бросается его спасть. И работа эта действительно благодарная.

— Давайте как-то подытожим наш разговор. От кого все-таки в большей степени зависит сохранность икон в храмах?

— Прежде всего от настоятеля и старосты, которые должны быть грамотными в этом вопросе. И не только понимать сами, как следует обращаться с иконами, но и проводить серьезный ликбез со своими сотрудниками, служащими храма и прихожанами. Настоятели должны понимать две вещи: во-первых, что любая находящаяся в храме икона, пусть и не самая древняя, всегда остается большой ценностью и произведением церковного искусства, а во-вторых, что ответственность за ее сохранность всегда ложится на весь приход. Поэтому приходские реставраторы, опытные ризничие — не роскошь, а необходимость. Вообще, хороший реставратор — это как хороший участковый врач в старые времена, который приходил на дом мерить давление или вызывал к себе пациента при необходимости — словом, наблюдал. Таким должен быть и реставратор в храме.

Галина Клокова

12 ноября 1940 — 29 мая 2021

Окончила Московское художественное училище памяти 1905 года и факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

С 1965 по 1992 годы работала в ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря в должности художника-реставратора. С 1978 по 2004 годы заведовала реставрационным отделением в Московском училище памяти 1905 года.

С 1992 года заведует кафедрой реставрации икон Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Художник-реставратор высшей квалификации, заслуженный работник культуры Российской Федерации, автор книги «Как сохранить церковные ценности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *