Что в имени твоем байкал
С.А. Гурулёв «Что в имени твоём, Байкал?»
Станислав ГУРУЛЕВ
Происхождение слова «Байкал» (АРАБСКИЙ ВАРИАНТ)
АРАБСКИЙ ВАРИАНТ
Народы древнего мира и рапного средневековья устанавливали обширные научные и торговые контакты. Сведения, хотя и скудные, о Сибири, Северо-Восточной и Восточной Азии, о населении, обитавшем здесь в древности и раннем средневековье, имели народы Средней и Передней Азии, Запада. С этим связано появление версии о том, что слово Байкал происходит из арабского языка.
Арабы в VII веке создали громадную по территории империю (халифат), включавшую земли Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы. Это предопределило пышный расцвет арабской культуры и пауки, особенно в IX и X веках. Арабские ученые создали выдающиеся труды буквально во всех отраслях знания, в том числе и географии. Они вели самостоятельные исследования, кроме того, переводили произведения греческой литературы, через персов были знакомы с трудами ученых Индии. Арабам стали известны, благодаря торговым сношениям, Индия, Зондские острова, Китай. В эти страны были открыты морские пути. По суше арабы проникли в Тибет, Семиречье, на берега Иртыша и Енисея.
Сочинения Ибн-Хордадбеха, ал-Балхи, ал-Истархи, Ибн-Хаукаля, Джейхани и других составили целую эпоху в географической науке раннего средневековья. Благодаря их трудам арабы представляли мир гораздо более обширным, чем греки или римляне. К сожалению, многие труды арабских ученых до нас не дошли или дошли частично, в отрывках, в переработанном виде.
Венцом эпохи арабских географических знаний считается карта мира, составленная Идриси.
Абу Абдалла Мохаммед аль-Шериф аль-Идриси родился в 1100 году в городе Сеуте, в княжеской семье, относившейся к династии Идрисидов. В молодые годы он много путешествовал, объездив Испанию, Грецию, Малую Азию. К тридцати годам уже имел научные работы по ботанике, географии, медицине.
На карте па территории Восточной Азии показаны многочисленные озера. Некоторые из них названы. Однако среди них нельзя определенно узнать Байкал. Версию о возможности происхождения названия Байкал из арабского языка не так давно высказал историк из Душанбе Мальцев. Он пишет, что в малоизученной арабской космографии «Диковинки сотворенного» (XII век) Байкал назван Бахр-ал-Бака,что в переводе с арабского означает «море, рождающее много слез», или «море ужаса». В космографии дается описание рельефа и климата Прибайкалья, рассказывается о проживающих там народах. О самом озере сообщается следующее:
«Это море с удивительно прозрачной и приятной на вкус водой. Оно расположено за морем Алмазов. Всевышний создал его в форме двух рогов, соединенных вместе. Оно возникло из подземной расщелины. И стонало оно всегда и будет стонать вплоть до судного дня. И море это находится в постоянном волнении и реве. «
По нашему мнению, эта гипотеза вызывает самые серьезные возражения. Сейчас достоверно неизвестен ни один арабский географ и путешественник средневековья, который побывал па берегах Байкала. Возможно, сведения арабских географов о Сибири и народах, здесь проживающих, могли быть получены через посредство купцов, которые, несомненно, торговали с восточными народами, особенно с китайцами. И вряд ли обоснованно предположение, что название, данное путешественниками, могло внедриться в язык народов, живших у озера и, безусловно, имевших для него название. Как указывает известный исследователь топонимов СССР А. И. Попов, «явления. когда более древний на данной территории язык воспринимает новое название, принадлежащее иному языку, очень редки» и связаны они бывают, как правило, с «мощным воздействием сравнительно поздних политических и экономических влиянии, иногда заставляющих принимать название в новой форме».
С. А. ГУРУЛЕВ
«ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ, БАЙКАЛ?»
Новосибирск,1982, стр. 17-20
Что в имени твоем, Байкал?
Широбоков И.
Что в имени твоем, Байкал? Игорь Широбоков
Из ученых первым побывал па Байкале естествоиспытатель Д. Г. Мессершмидт, приглашенный Петром I на русскую службу. Им составлена карта Байкала и дано описание озера.
Байкал вмещает около 23 тыс. км3воды. Такой же примерно объем содержится во всех вместе взятых пяти Великих озерах Северной Америки (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио), и Балтийском море. Байкальский объем воды почти в 2 раза больше, чем в озере Танганьика; в 90 раз, чем в Азовском море; в 23 раза, чем в Ладожском озере. И лишь в Каспийском море воды в 3 раза больше, чем в Байкале, но она соленая. Таким образом, Байкал является самым крупным хранилищем жидкой пресной воды на планете и самой крупной фабрикой по поддержанию ее чистоты. Для того, чтобы представить, насколько велик объем байкальской воды, надо представить, что если бы Ангара текла непрерывно, то потребовалось бы почти 400 лет для того, чтобы через нее вытекла вся вода, находящаяся в Байкале, при условии, что в него не поступало бы в течение этого времени ни одной капли.
Если бы потребовалось наполнить байкальскую котловину, направив сюда воду всех рек земного шара, то это можно было бы сделать только за 300 дней. И наконец, если заморозить воду Байкала, нарезать из нее ледовые кубики объемом в 1 км3 и уложить их в один ряд, то этот ледяной пояс протянется от северного до южного полюса Земли и еще дальше на 3 тыс. км.
Корни тектонических нарушений под котловиной Байкала уходят в глубину до верхней мантии. Об этом свидетельствуют глубокофокусные землетрясения в зоне Байкальского рифта. Протяженность сейсмически активной зоны, которую называют еще Байкало-Хубсугульской, более 2,5 тыс. км. Кроме того, к этой же зоне относятся прилежащие области к востоку и западу от основного разлома с множеством почти параллельно расположенных котловин байкальского типа.
В 1912 г. немецкий ученый Альфред Вегенер выдвинул гипотезу, по которой материки некогда составляли единый массив суши, названный им «Пангея». На эту мысль его навело также большое сходство очертаний западных берегов Африки и восточных берегов Южной Америки и родство геологических структур коренных пород этих материков. Из биологических признаков подтверждением служат разрывы ареалов животных и растений на этих материках.При жизни Вегенера (он умер в 1930 г.) его гипотеза не получила всеобщего признания. В настоящее время большинство ученых признали ее справедливость. Кроме того, получены подтверждения раздвижения этих материков непосредственными измерениями расстояния между ними с помощью астрофизических и космических измерений.
По мнению некоторых геофизиков, Байкал можно считать зарождающимся океаном, ибо наряду с активными движениями земной коры в его районе отмечены значительные магнитные аномалии вдоль его оси. Эти аномалии по масштабам сравнимы с такими же аномалиями в районе срединно-атлантического разлома между континентами.
Ураганный ветер достигает 40 м./сек и более и дует вдоль гигантской спирали, в центре которой находится относительно спокойная область низкого давления, называемая «глазом бури». Этот «глаз» может иметь в поперечнике 40-60 км и быть относительно малооблачным, тогда как вне его на 100-200 км тянутся спиральные зоны тяжелых облаков и ливневых осадков. Полностью сформировавшийся ураган может занимать площадь более 25 тыс. км2. Как видно из сравнения, океанический ураган по размерам превосходит размеры байкальского, хотя скорости потока воздушных масс вполне соизмеримы. Ураганные ветры на Байкале также могут быть вызваны внетропическими циклонами, движущимися над регионом Восточной Сибири и Прибайкалья.
В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб, относящихся к 12 семействам:
6. Семейство Cobitidae (вьюновые) представлено двумя родами: гольцами и щиповками.
8. Семейство Gadldae (тресковые) представлено одним родом налимов.
9. Семейство Percidae (окуневые) представлено одним родом и одним видом окуней.
Подотряд подкаменщиков Cottoidei состоит из трех семейств, 11 родов и 29 видов.
10. Семейство Cottidae (бычки подкаменщики) представлено двумя подсемействами и семью видами.
11. Семейство Abyssocottidae подразделяется на 6 родов и 20 видов бычков-подкаменщиков.
Из бычков промысловое значение имеют лишь три вида:желтокрылка, длиннокрылка и большая широколобка.
12. Семейство Comephoridae (голомянки) представлено одним родом и двумя видами: большой голомянкой и малой голомянкой.
Некоторые из байкальских рыб переселены человеком в другие места обитания. Омуль, например, переселен и успешно развивается в водоемах Англии, Чехословакии, Японии, а также в Иркутском, Братском водохранилищах и в Ивано-Арахлейских озерах Читинской области. Есть наблюдения, что в Братском водохранилище уже сформировались его нерестовые косяки, которые заходили для икрометания в р. Белую. Омуль переселен также в оз. Хубсугул и, по сведениям монгольских ихтиологов, там сформировалась жилая форма. Нерестится он в притоках, впадающих в это озеро. Осетр из Байкала переселен в Ивано-Арахлейские озера.
Вопросы переселения и акклиматизации требуют очень осторожного подхода, особенно если касаются таких уникальных водоемов, как Байкал. Необдуманно, без знания экологии водоема, биологии переселяемых организмов и возможной их конкуренции с аборигенами (жилыми формами организмов данного водоема) можно серьезно нарушить существующее в нем экологическое равновесие и нанести ущерб традиционному местному промыслу.
Вместе с тем, переселение, например, севанской форели в оз. Иссык-Куль облагородило видовой состав промысловых рыб, а форель в этом озере растет быстрее, чем в Севане, и достигает в 2-3 раза большего веса. Переселение травоядных рыб белого амура и пестрого толстолобика в водоемы и особенно каналы Средней Азии (в том числи в самый большой по протяженности Каракумский канал) избавило ирригаторов от очень трудоемкой работы по очистке канала от зарастания водной растительностью.
Переселенный в Каспий червь нереис за полвека занял больше половины площади этого водоема и обогатил кормовую базу каспийских осетров и др. рыб. В каждом отдельном случае решению о переселении организмов в новый водоем должно предшествовать тщательное исследование возможных последствий, иначе доброе намерение может превратиться в биологическое загрязнение. Иногда это бывает непреднамеренно, как это случилось, например, с водным растением элодеей канадской. Случайно попав в водоемы Старого света, она к настоящему времени заняла все доступные ей биотопы. По наблюдениям гидробиологов, элодея уже появилась в заливах Байкала, например в Посольском соре, и приносит вред рыбному хозяйству.
Некоторые ученые (Г. Ю. Верещагин, М. М. Кожов и др.) считают, что омуль пришел в Байкал из приустьевых участков рек, впадающих в Ледовитый океан, в частности, pp. Енисей и Ангара. Другие (Л. С. Берг, П. Л. Пирожников, П. А. Дерягин, В. В. Покровский) считают, что предковыми формами всех сиговых рыб являются пелагические сиговые континентальных водоемов Сибири.
Самый крупный из встреченных экземпляров омуля селенгинской популяции имел вес до 5 кг и длину около 50 см. Рыбаки говорят, что в старину знавали рыб посолиднее. Однако добыть более крупный экземпляр, хотя бы для музея, не удалось.
Новорожденные личинки первый период своей жизни находятся в приповерхностпых горизонтах воды. По данным некоторых авторов, голомянки при рождении потомства погибают (в то время, как другие живородящие рыбы, например, гамбузии из пресноводных, акулы из морских, после рождения потомства остаются живыми и способны к повторному рождению потомства). Такого способа размножения, как у голомянки, неизвестно ни у одного водного организма в мире. Представляется загадкой, как он возник? И не потому ли, что он представляет своего рода тупик в эволюции этих рыб, они больше нигде в мире не встречаются и смогли появиться и выжить только в Байкале? Гибель родителей при размножении происходит и у лососевых рыб (кета, горбуша, красная). Но эти рыбы откладывают икру, они не живородящие, и своей гибелью помогают выживанию потомства. Тела погибших рыб, постепенно разлагаясь, обогащают воду в районе выклева из икры мальков органическими веществами и биогенными элементами, необходимыми для развития кормовых организмов для молоди лососевых. Однако исследования последних лет (Ж. А. Черняев) показывают, что голомянки не всегда погибают при рождении потомства. Самцы после оплодотворения самок не погибают или гибнет их незначительная часть.
Единственный представитель млекопитающих в Байкале- тюлень, или нерпа. Исследователи считают, что байкальская нерпа произошла от общего с северным кольчатым тюленем предка. При этом родоначальные формы этих двух видов более поздние, чем каспийский тюлень.
Что в имени твоем, Байкал.
Учитель географии – биологии Беломестнова И.А. МОУ Даурская СОШ Забайкальский район Забайкальский край.
Урок- конференция «Что в имени твоём, Байкал»
Цель урока: показать учащимся значимость Байкала в природе и жизни человека.
Задачи урока: Образовательная: на основе полученных знаний о природе и климате Сибири обобщить и дополнить знания о Байкале; сформировать образное представление об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение.
Развивающая: развивать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией, формировать навыки обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы, развивать эмоциональную сферу через эстетическое воспитание и оценку состояния окружающей среды.
Воспитательная: повышать интерес к предмету, побуждать к поиску новых дополнительных знаний, чувства сопричастности к решению экологических проблем.
Средства обучения: учебник, физическая карта России, атлас, дополнительная литература, слайды.
Форма урока: урок- конференция.
Методы работы: работа в группах, индивидуальная работа.
За 1 неделю до урока учащимся было дано задание разбиться на группы и подобрать материал для урока.
2. Ведущие объявляют тему, цель и задачи урока, представляют группы, в которых работали учащиеся.
3. 1 ведущий: Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты не мыслима, Россия,
И ты не мыслима Сибирь.
4. Выступление геологов.
1) Расположение озера Байкал.
2) Возраст котловины озера Байкал.
3) Размеры озера, конфигурация.
4) Характер берегов, из каких пород сложены берега.
(Класс записывает основную информацию в тетрадь).
5. Выступление историков.
1) Исторические названия озера.
2) Когда впервые на берегах озера появились русские.
3) Изучение Байкала.
4) Какое значение имеет озеро Байкал в настоящее время?
( класс записывает основные сведения в тетрадь)
6. Выступление климатологов.
1) Климат Прибайкалья.
2) Местные ветры, возникающие на озере Байкал (баргузин, верховик, сарма, култук)
( класс записывает основные сведения в тетрадь).
1) Уникальность воды Байкала.
2) Прозрачность, химический состав воды.
3) Реки, впадающие в озеро и вытекающие из озера.
4)Ледовый режим, температура воды, движение воды.
( класс записывает основную информацию)
8. Выступление зоологов.
1) Уникальность озера Байкал.
2) Роль планктона в озере.
3) Органический мир озера: флора и фауна.
( класс записывает основные сведения в тетрадь).
Чиста, уникальна, прозрачная вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая,
Струи, как косы, перебирая,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить здесь омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»,
Чтоб достояньем народа ты стал,
Славное море – священный Байкал?
1) Причины изменения природы озера.
2) Пути решения проблем Байкала.
Закрепление материала: тест.
Слайд – шоу «Байкал глазами детей» (использовались фотографии детей с поездки на Байкал)
1. Максимальная глубина озера Байкал:
А) 1600 м. Б) 1627 м. В) 1637 м. Г) 1647 м.
2. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал:
А) Баргузин Б) Селенга В) Снежная.
3. Ураганный ветер, достигающий скорости более 40 метров в секунду:
А) верховик Б) баргузин В) култук Г) сарма.
4. Живородящая рыба Байкала:
А) омуль Б) голомянка В) хариус Г) сиг.
5. Морское животное, обитающее в Байкале:
А) нерпа Б) морж В) морской котик.
6. Использование вод Байкала:
А) в быту Б) в целлюлозно – бумажной промышленности
В) в металлургии и химической промышленности.
7. Биологический фильтр Байкала:
А) рачок эпишура Б) губки В) другие животные.
8. Байкал оказывает влияние на климат прибрежных территорий?
9. Какая река приносит наибольшее количество воды в Байкал?
А) Баргузин Б) Селенга В) Ангара.
10. Происхождение озера Байкал
А) тектоническое Б) вулканическое В) ледниковое.
Проверка теста; оценки за урок.
Домашнее задание : прочитать параграф 43; записи в тетради.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Урок – игра в 7 классе по теме: «Южные материки»
Урок по географии 7 класса «Звёздный час» по теме «Северная Америка»
Урок географии 10 класса «Комплекс по производству конструкционных материалов»
Программа курса по выбору « Профессии моей семьи» (5 ) класс
Урок-презентация по теме: «Научный комплекс России и Республики Татарстан»
Презентация «Горы и равнины России»
Урок по географии для 7 класса « Природные зоны Северной Америки»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5422873 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.