Что в консультировании определяется как всякая реакция консультанта противоречащая поведению клиента
Что в консультировании определяется как всякая реакция консультанта противоречащая поведению клиента
1. «Фрейдовская ошибка» — это:
• ошибки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента
2. Адресованное консультанту выявление недовольства по поводу некоторых психологических трудностей, которые клиент хотел бы устранить, но не может сделать это самостоятельно, — это:
• жалоба
3. Беседа консультанта с 5-7-летним ребенком должна длиться не более
• 20 минут
4. Бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков называется:
• компенсацией
5. Бессознательное уподобление себя другой личности, неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности, — это:
• идентификация
6. В отношениях психолога с клиентами желательно:
• не переходить на дружеские отношения
7. В первой фазе второй стадии консультирования (стадии «исповеди» клиента) психолог должен:
• больше слушать клиента, не задавая вопросов
9. Всякая реакция консультанта, противоречащая «двойственному» поведению клиента, с целью показа ему способов психологической защиты, с помощью которых он стремится избежать обсуждения важных тем, а также мешающих увидеть и решить свои насущные проблемы в реальной жизни, называется:
• конфронтацией
10. Вывод о наличии и мере выраженности тех или иных психологических особенностей клиента, сформированный в результате психодиагностического обследования, называется:
• психологическим диагнозом
11. Гипотезы консультанта основываются, в первую очередь, на:
• том, что рассказывает клиент о себе и о своих проблемах
12. Деловая ориентация клиента, при которой клиент преувеличивает возможности консультанта, называется (по В.В. Столину):
• неадекватной
14. Желательным во время консультирования является то, чтобы психолог
• не давал советы клиенту, предоставляя ему информацию в «нейтральной» форме
15. Завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из сознания психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, связанными с психологическими проблемами человека, — это:
• отреагирование
Что в консультировании определяется как всякая реакция консультанта противоречащая поведению клиента
Несмотря на значение интерпретирования, не следует им злоупотреблять; когда в процессе консультирования слишком много интерпретаций, клиент начинает защищаться от них и сопротивляется консультированию. Не надо забывать, что консультант, как и любой человек, может ошибаться, т.е. его интерпретации бывают неточными или вообще не соответствующими действительности. Поэтому интерпретационные утверждения неуместно формулировать авторитарным, категорично-поучительным тоном. Клиенту легче принимать интерпретации, формулируемые как допущения, когда ему позволяется отвергать их. Лучше всего интерпретативные положения начинать словами «полагаю», «вероятно», «почему бы не попробовать посмотреть так» и т.п. Гипотетический характер интерпретаций отнюдь не умаляет их ценности, если они оказываются точными и приемлемыми для клиента.
Конфронтация
Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.
George и Cristiani (1990) выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:
1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй — противоречие чаще всего представляется, словечками «но», «однако». В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречий. Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.
Навыки поддержания консультативного контакта
Невербальное общение. Невербальное поведение человека очень существенно в процессе общения. В консультировании мы также посылаем клиентам невербальные сообщения и «считываем» их невербальные реакции. Крайне важно, чтобы консультант отмечал невербальные послания клиентов, реагировал на них и одновременно осознавал влияние своего невербального поведения на клиентов. Консультант должен контролировать свое невербальное поведение, чтобы превратить его в инструмент консультирования.
Консультанту важно помнить о важности контакта глазами. Физическая обстановка должна позволять консультанту и клиенту полностью видеть друг друга. При этом следует помнить, что контакт глаз не должен быть непрерывным.
Поза консультанта должна быть открытой. Скрещенные руки и ноги обычно интерпретируются как оборонительная, безучастная и отступательная поза. Время от времени консультант может слегка наклоняться к клиенту, выражая свою вовлеченность и участие в контакте (с другой стороны, не следует приближаться к клиенту чрезмерно и слишком быстро, потому что это может возбудить тревогу, показаться требованием скорого и тесного контакта).
Важно, чтобы консультант был в меру расслаблен. Так как большинство клиентов волнуется в ситуации консультирования, напряженность консультанта может увеличивать беспокойство клиента. Консультант должен стараться своим невербальным поведением показать клиенту свою эмпатическую вовлеченность в консультативный контакт.
Слушание клиента. В начале беседы вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком.
Выслушивание, прежде всего, представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Правильное выслушивание — это активный процесс. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными «ключами» к пониманию проблем клиента.
Выслушивание может служить не только пониманию другого человека. но может быть и само по себе исцеляющим. Известно, что когда человек полностью «выговаривается», это приносит ему облегчение. Внутреннее чувство, не выражающее себя в слове, в действии, не объективизируемое во вне, обречено остаться внутри, не достигнув своего адресата, ведь язык чувств формируется как необходимо направленный по отношению к чему-либо или кому-либо во вне. Последствием невыраженного чувства является феномен алекситимии («чувство без слова», термин, введенный П. Сифнеосом)[12], сопутствующий целому ряду психосоматических заболеваний.
Вербальное общение. Несмотря на значение невербального общения в консультировании, важнейшие события происходят на вербальном уровне. Суть вербального поведения консультанта составляют способы его реагирования в период консультирования, которые могут быть определены как основные техники: техники прояснения проблемы клиента, выдвижения гипотез в консультировании, техники интерпретации и т.д. (см. раздел 3).
Навыки конфронтации. Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Конфронтация в консультировании определяется как всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, «игры», хитрости, извинения, «пускание пыли в глаза», т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.
George и Cristiani (1990) выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:
1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.
2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей и трактовки ее удобным для себя способом.
3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.
Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем.
Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Необходимо тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, однако не стоит все высказывать одновременно (ведь это не представление анализа случая коллегам). Конфронтация с клиентом ни в коем случае не должна быть категоричной. Желательно чаще использовать фразы: «мне кажется», «пожалуйста, попробуйте объяснить», «если я не ошибаюсь», которые выражают определенные сомнения консультанта и смягчают тон конфронтации.
Тема 6. Позиция консультанта как фактор эффективного взаимодействия с клиентом
Позиция консультанта является важным условием эффективности взаимодействия с клиентом и создания благоприятной психологической атмосферы для актуализации личностных ресурсов обратившегося за помощью. Выделяют три основные возможные позиции консультанта по отношению к клиенту:
— позиция равенства,
— позиция “сверху”,
— позиция “снизу”.
Наиболее традиционной и, главное, эффективной в консультировании является позиция равенства и партнерства по отношению к клиенту. Она способствует тому, что в процессе консультирования клиент чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У клиента нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку консультант открыт, не оценивает и не судит его. Сам консультант в данной позиции также менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитетен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему, тем труднее им соответствовать.
Позиция «сверху» встречается гораздо реже в консультировании, поскольку вместе с ней налагаются гораздо большие требования и ответственность на консультанта. Хотя с авторитетом, занимающим позицию “сверху”, больше считаются, к нему больше прислушиваются. Ю.Е. Алешина отмечает: «Именно в непререкаемом авторитете состоит секрет успеха многих гипнотизеров — и действительных профессионалов, и шарлатанов. Их позиция и ореол славы обеспечивают им успешное воздействие»[13].
Позиция психолога во время приема и его поведение не должно являться чем-то застывшим, неизменным. Хороший профессионал умеет в случае необходимости занять позицию “сверху”, говоря о чем-то с непоколебимым знанием и авторитетом, или “снизу”, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.
Позиции в общении можно различать не только с точки зрения распределения контроля и власти в общении, но и с точки зрения их содержания. Так, могут быть дополнительно выделены:
— доброжелательная позиция принятия партнера,
— нейтральная позиция,
— враждебная позиция непринятия партнера.
Принципам психологического консультирования соответствует доброжелательная позиция принятия партнера. Хотя в некоторых ситуациях консультант может занимать и нейтральную позицию. Так, например, нейтральная позиция становится необходимым условием в целом ряде ситуаций семейного консультирования, когда на прием к психологу приходит семья, супружеская или детско-родительская пара. Консультанту для успешной проработки предлагаемой проблемной ситуации в данном случае важно сохранять нейтральную позицию, не принимая сторону кого-либо одного из членов семьи.
Кроме уже рассмотренных видов позиций консультанта могут быть выделены позиции, задаваемые стратегическими целями и методами, используемыми психологом в ходе консультирования. Выше мы уже отмечали, что среди стратегий консультирования могут быть выделены две основные направленности консультанта:
— на поддержку,
— на изменения.
Выбор той или иной стратегической направленности консультантом в каждом конкретном консультативном случае должен быть очень гибок, и определяться не только профессиональным стереотипом консультанта, но и характером запроса, содержанием проблемы и индивидуальными особенностями клиента. Хотя ограничение направленности только в сторону изменений, или поддержки, редко когда бывает эффективным. Хороший консультант умеет находить компромисс и сочетать две эти направленности в консультировании (см. Документ 7: «Практическое исследование воздействия позиций в консультировании»).
Наряду с позициями взаимодействия в консультировании выделяются и различные позиции восприятия консультанта, от которых зависит понимание, интерпретация и способы совладания с проблемной ситуацией. Дадим описание трех основных позиций восприятия в процессе взаимодействия.
Первая позиция восприятия – ваша индивидуальная точка зрения, ваша собственная реальность – то, что вы чувствуете, что вы думаете, основываясь на собственном опыте. Она дает возможность оставаться собой.
Вторая позиция восприятия – точка зрения другого человека: как он все видит, слышит, ощущает. Воспринимать точку зрения другого человека – не значит обязательно разделять ее. Эта позиция дает возможность более точного понимания другого.
Третья позиция (метапозиция) восприятия – способность видеть себя и присутствующих со стороны. Данная позиция восприятия является наиболее объективной, дает возможность давать советы консультанту самому себе.
Эффективное консультирование предполагает владение искусством использования и управления всеми тремя позициями восприятия.
Психолог Флемминг Фанч дополняет три основные рассмотренные выше позиции восприятия еще одной – это позиция того, кто не является активным участником происходящего и получает информацию о нем на расстоянии (познакомьтесь с Документом 8: «Позиции восприятия» по книге Флемминга Фанча).
Таким образом, консультативный контакт во многом определяется искусством управления консультантом процессом своего восприятия и тем, какую он вырабатывает позицию во взаимодействии с клиентом.
Ряд психотерапевтов негативно относятся к конфронтационным приемам и противопоставляют их эмпатическим (эмпатическая психотерапия). Базируется это заблуждение на смешении психотерапевтического и социально-психологического смысла термина, когда К. понимается как «противоборство» психотерапевта и пациента или группы; на переоценке значения эмпатических приемов, являющихся основой установления контакта и диагностического этапа в работе с пациентами, но недостаточных для психокоррекционных вмешательств, эффективного завершения большинства краткосрочных форм психотерапии; на личностном избегании «жестких, психохирургических» техник, ставящих под угрозу «добрые» отношения с пациентом и психологический комфорт психотерапевта, но необходимых для радикальной помощи пациенту; на неконтролируемой идентификации с защитными установками пациентов («Хочу, чтобы зуб не болел, но сверлить не надо»).
Конфронтация является сложной техникой, требующей от консультанта утонченности и опытности. Она часто воспринимается как обвинение, поэтому применима лишь при достаточном взаимном доверии, когда клиент чувствует, что консультант понимает его и заботится о нем. Для правильного использования техники конфронтации важно знать и понимать ее ограничения. Kennedy (1977) выделяет несколько основных случаев:
1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.
3. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Консультирование не та ситуация, где консультант должен демонстрировать свою мудрость и силу в целях самовозвеличивания. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.
три основных случая конфронтации в консультировании:
1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах, или между мыслями и чувствами, намерениями и поведением и т.п. В этом случае можно говорить о двух ступенях конфронтации. На первой констатируется определенный аспект поведения клиента. На второй — противоречие чаще всего представляется, словечками «но», «однако». Конфронтацией такого типа стараются помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он раньше не замечал, не хотел или не мог заметить.
2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей. Например, клиентка жалуется: «Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня». Реальная ситуация такова, что муж поменял работу по требованию жены после долгих ссор, поскольку на прежней работе он мало зарабатывал. Теперь муж зарабатывает достаточно, однако редко бывает дома. В данном случае консультант должен показать клиентке, что проблема состоит не в любовных отношениях, а в финансовом положении семьи, необходимости, чтобы муж больше зарабатывал, хотя из-за этого он вынужден часто бывать в отъезде. Клиентка не оценивает усилий мужа добиться большого благосостояния семьи и трактует ситуацию удобным для себя способом.
3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем. Например, консультант высказывает клиенту удивление: «Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону».
несколько основных случаев ограничений конфронтации:
1. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемое поведение. Это не средство выражения консультантом враждебности.
o Конфронтация не предназначена для разрушения механизмов психологической защиты клиентов. Ее назначение — помочь клиентам распознать способы, которыми они защищаются от осознания реальности.
2. Конфронтацию нельзя использовать для удовлетворения потребностей или самовыражения консультанта. Задача консультанта не победить клиента, а понять его и оказать помощь. Неправильное применение техники конфронтации часто свидетельствует о том, что в процессе консультирования специалист решает личные проблемы.
Использование к-ции в консультировании обосновано простыми правилами:
· необходимо тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, однако не стоит все высказывать одновременно; не следует забывать, что речь идет не о представлении анализа случая коллегам;
· необходимо подробно изложить клиенту и его близким последствия противоречивого поведения, в том числе в процессе консультирования;
· необходимо помочь клиенту найти способы преодоления его проблем.
Реакция конфронтации может выстраиваться с несколькими целями:
Техники психологического консультирования по телефону и Skype — конфронтация
смущение клиента приводит к тому, что он сам себе противоречит. И этот факт требует его внимания, чтобы он мог справиться с ситуацией. К примеру: «Вы говорили до этого, что вам очень хорошо вдвоем с отцом, а теперь говорите о нем раздраженно».
Ориентировать внимание клиента на реальность ситуации, а также ответственности за его поведение. К примеру: «Я на самом деле хочу наладить отношения с вами, но чувствую пассивность с вашей стороны».
Техника конфронтациииспользуется в психологическом консультировании на этапах глубинной проработки проблем и конфликтов клиента, что обычно свойственно более поздним стадиям терапии. Конфронтация определяется как предъявление консультантом клиенту его неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознавания и проработки, когда консультант противостоит двойственному поведению клиента либо его установкам. Цель конфронтации — демонстрация клиенту несостоятельности, двойственности его поведения,используемых им защитных механизмов и иных противоречивых фактов и феноменов его поведения, которые могут мешать нормальной адаптации личности.
2. Техника может использоваться в психологическом консультированиив следующих случаях:
• противоречий в поведении клиента:
— консультант обращает внимание клиента на противоречивость его поведения, мыслей, чувств или на противоречия между демонстрируемым поведением и испытываемыми чувствами;
— целью использования конфронтации в этом случае является стремление помочь клиенту увидеть само противоречие, которое он не осознает, не осознавал раньше или не хочет осознавать в данный момент. Пример: «Вы говорите, что вам все равно, как ведет себя ваша дочь, однако сейчас вы переживаете за нее»;
• противоречий в ситуации:
— консультант обращает внимание клиента на то, что ситуация не такова, какой он пытается ее себе представить, стремясь удовлетворить свои потребности или сохранить чувство безопасности;
— цель использования конфронтации — осознание клиентом неадекватности его восприятия проблемы или ситуации, которая его беспокоит, и формирование адекватного взгляда. Пример: «Вы недовольно тем, что муж всегда в командировках, но ведь это вы настаивали на том, чтобы он нашел более оплачиваемую работу»;
• уклонение клиента от обсуждения каких-либо важных вопросов и тем:
— консультант обращает внимание клиента на его уклонение и нежелание обсуждать важные, значимые или болезненные для него темы, вопросы, события и т. п.;
— цель конфронтации — подведение клиента к осознанию используемых им механизмов защиты, а также погружение клиента для работы с более глубокими слоями его личности. Пример: «Вы сказали, что хотите поговорить о чем-то важном, но вот уже полчаса рассказываете о каких-то пустяках».
3.Существуют следующие правила применения техники конфронтации:
• конфронтацию нельзя применять на ранних этапах консультирования, так как уровень доверия между консультантом и клиентом еще недостаточно глубок, и поэтому такая интервенция консультанта может быть не воспринята клиентом и вызовет негативные чувства;
• конфронтация применима только тогда, когда клиент уверен в том, что консультант заботится о нем и понимает его;
• консультант должен понимать целесообразность и своевременность использования конфронтации, а также осознавать свои мотивы;
• высказывание консультанта должно быть тщательно подготовлено и обдумано, он должен взвесить все плюсы и минусы применения конфронтации;
• нельзя использовать конфронтацию для «наказания» клиента за какие-то неудовлетворительные поступки или выражать таким образом свое недовольство клиентом и враждебность по отношению к нему;
• нельзя разрушать механизмы защиты клиента, если у клиента нет внутренней готовности к этому, конфронтация должна быть направлена на осознание этих механизмов, а не на их разрушение;
• нельзя использовать конфронтацию слишком часто, так как это может подорвать доверие клиента и разрушить терапевтический контакт;
• конфронтация не должна быть агрессивной или категоричной, консультант должен уметь интонационно правильно выразить свою мысль, не ущемляя и не унижая при этом клиента, используя фразы типа «мне кажется»или «обратите ваше внимание на то, что. «.
Конфронтация. Конфронтация используется в сложных случаях для демонстрации клиенту способов психологической защиты и применима только в случае хорошего контакта и взаимного доверия.
Варианты применения конфронтации:
1) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах имеет две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) но (однако). В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия;
2) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;
3) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.
Провоцирование
Иногда оказывается полезным поставить под сомнения слова клиента. Хотя провоцирование и конфронтация не всегда ассоциируются с консультированием, существуют ситуации, в которых их использование вполне уместно. Например, в случае если:
· клиент делает заведомо ложное утверждение (например: «В этой организации нет ни одного человека, с которым можно было бы поговорить»);
· клиент начинает клеветать на себя (например, «Мне никогда ничего не удавалось. Я всегда был неудачником, начиная с раннего детства»);
· клиент, по-видимому, избегает определенных вопросов (например, «У меня все хорошо. совсем хорошо. На самом деле, мне интересно, и чего же я это здесь сижу и разговариваю с вами»).
Провоцирование в консультировании также должно быть поддерживающим. Никогда не следует сообщать клиенту о том, что вы его намеренно провоцировали. Цель, с которой используется провоцирование, состоит в том, чтобы помочь клиенту немного продвинуться вперед, дать ему возможность взглянуть на собственную проблему с другой стороны. Как и в случае с советами, это вмешательство также следует применять очень осторожно и тактично. Его нельзя использовать в форме дисциплинарного воздействия, кроме того, консультанту не надо объяснять клиенту, что это был «разговор в открытую».
1. Принцип конфронтации
Клиента побуждают быть смелым и противостоять образам, которые порождают тревогу. Успешное противостояние порождает трансформацию и устранение тревоги. Пугающая символическая фигура обычно является частью самого себя, и противостояние требует смелости (Джейн, о которой шла речь в Предисловии, пришлось полагаться на свою смелость, чтобы суметь противостоять дереву). Очень часто противостояние происходит с пугающими созданиями — с драконом, который появляется из пещеры, болота или моря; с рычащим животным, которое мчится из леса. Обо всем этом — болоте, трясине, море и лес — можно сказать, что они представляют бессознательное.
2. Принцип трансформации
Хотя трансформация может произойти и при конфронтации, как мы увидим на примере с Маргарет и драконом, иногда трансформация должна быть более ясно направленной. Превращение пугающего объекта в нечто более приемлемое — это не просто способ выстоять; новый объект часто показывает значительный психологический рост.3. Принцип кормления
Там, где конфронтация не подходит или неприемлема — проблема может быть.слишком серьезной, — консультант может предложить, чтобы клиент накормил пугающую фигуру и та сделалась ленивой и сонной. Для клиента кормление — часто более мягкий способ обходиться с опасным существом, для консультанта он также легче. В то же время это означает, что клиенту приходится брать на себя контроль и идти на риск. Часто кормление — это то действие, которое уместно предпринять. Свирепое животное, внезапно вышедшее из пещеры с непоколебимым намерением сожрать клиента, нужно накормить.
4. Принцип примирения
Клиент становится другом враждебной символической фигуры, обращаясь к ней, прикасаясь к ней, вступая с ней в дружбу. Это то, что была готова сделать Джейн (в предисловии). Дружба с этой символической фигурой означает ассимиляцию части, которая отвергалась и отделялась, так что она больше не представляет негативной силы в психике клиента.
5. Принцип магической жидкости
Рекой мы будем заниматься позже, а пока скажу, что ручей или река представляет поток психической энергии и потенциал эмоционального развития. Искупаться в реке или пить из нее частоока-зывается терапевтически благотворным. Купание в реке показательно и тем, как оно воспринимается, и тем, что можно обнаружить в глубине.6. Принцип изнурения и убийства
Для исследования жизненных обстоятельств, их восприятия и объяснений клиентом собственных действий можно использовать такие технические средства динамической психотерапии, как прояснение, конфронтация и интерпретация. Кернберг (2000) следующим образом определяет эти виды вмешательства.
«Прояснение есть исследование вместе с пациентом всего неопределенного, неясного, загадочного, противоречивого или незавершенного в представленной им информации. Прояснением называется такой первый, когнитивный, шаг, при котором все, что пациент говорит, не ставится под сомнение, но обсуждается, чтобы выяснить, что из этого следует, и оценить, насколько он сам понимает свою проблему или насколько испытывает замешательство перед тем, что остается неясным.
Конфронтация открывает перед пациентом такие сведения, которые кажутся противоречивыми или непоследовательными… Прежде всего пациенту указывают на что-то в его действиях, что он не осознавал или считал вполне естественным, но что терапевт воспринимает как нечто неадекватное, противоречащее другой информации или приводящее в замешательство. … Конфронтация требует такта и терпения, это не агрессивное вторжение в психику пациента и не движение к поляризации взаимоотношений с ним.
Интерпретация в отличие от конфронтации связывает здесь-и-теперь сознательный и предсознательный материал с предполагаемыми или возможными бессознательными функционированием или мотивацией. Иными словами, интерпретация имеет дело со скрытыми активизировавшимися тревогой и конфликтами. Конфронтация сопоставляет и реорганизует то, что можно было наблюдать; интерпретация же добавляет к этому материалу гипотетическое измерение причинности и глубины. Таким образом, терапевт связывает актуальное поведение пациента с его глубинными тревогами, мотивами и конфликтами, что позволяет увидеть основные трудности за текущими поведенческими проявлениями» (Кернберг, 2000).
Использование техник на первой сессии, особенно таких как отражение чувств, конфронтация и интепретация, носит характер пробного вмешательства. То, как клиент реагирует на пробные вмешательства консультанта, свидетельствует о степени его готовности использовать терапевтический потенциал психотерапии, т.е. тех средств, которые может предложить ему терапевт. Как точно замечают Шерман и Фредман, «каждую конкретную технику одновременно можно рассматривать и как психодиагностический тест» (Шерман, Фредман, 1997). То, насколько клиент откликается на пробные вмешательства, отражает его уровень открытости-закрытости, способность входить в контакт с собственными чувствами, умение использовать иную точку зрения для понимания своих проблем и другие важные факторы при оценке уместности того или иного вида психотерапии.