Что в коране написано о хиджабе
Хиджаб – самый популярный головной убор!
Смысл слова «хиджаб» в наше время понятен практически всем людям, причём независимо от вероисповедания и конфессиональной принадлежности. Отчасти в этом заслуга СМИ, публикаций в различных мировых изданиях, где это слово всё чаще появляется в разном контексте.
С каждым днём мир всё больше узнаёт об Исламе, и в наши дни уже никого не удивит, а тем более не отпугнёт девушка в хиджабе, ведь все мы привыкли видеть стильно одетых мусульманок, которые умеют красиво повязать платок.
Мы часто видим в новостях спортсменок в хиджабе, что также уже никого не удивляет. Но самая главная причина популярности и интереса к этому головному убору – это, конечно же, неуклонный рост числа мусульман.
Уже именитые мировые дизайнеры, такие как «Dolce & Gabbana», «Burberry», «Nike» и многие другие, создают свои коллекции, учитывая предпочтения мусульманок. И с каждым днём все больше и больше женщин начинают проявлять интерес к хиджабу.
Известный историк моды Александр Васильев в одном из своих интервью сказал: «Мы все свидетели того, как Ислам влияет на тенденции в моде. Юбки в пол, платья оверсайз, широкая одежда… Всё это тому подтверждение».
Почему мусульманки носят хиджаб?
Хиджаб — это не только головной убор, хиджабом называют одежду мусульманки, скрывающую все её тело, кроме лица и кистей рук. Это обязанность и один из важных аспектов жизни каждой женщины, покорной Создателю.
Те, кто мало знаком с Исламом, но почему-то считает себя вправе высказываться негативно о мусульманах, ошибочно полагают, что ношение хиджаба – это показатель того, что мусульманки угнетены и бесправны. Как девушка, пришедшая в Ислам и добровольно надевшая хиджаб, ответственно заявляю: ЭТО НЕ ТАК! Абсолютно любая женщина согласится с тем, что она чувствует себя гораздо комфортнее в длинном широком платье, чем в облегающих джинсах, согласится, что даже просто накинув платок на голову, она чувствует себя более женственно. И хотя ношение хиджаба – это обязанность, на самом деле в этом заключается забота о женщинах и большое благо.
Хиджаб в Коране
Женское покрывало, хиджаб, защищает женщину от непристойного отношения, а также подчёркивает её достоинство и скромность. Всевышний Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
(смысл): «О Пророк! Скажи своим жёнам, своим дочерям и остальным верующим женщинам, чтобы они опускали на себя широкие покрывала (которые скрывают их). Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Ахзаб: 59)
То есть хиджаб нужен для того, чтобы мусульманкам не наносили вред, путая с грешницами и блудницами. Ни в одной другой идеологии, религии или культуре права женщин не защищают и не оберегают так, как в Исламе.
Есть такое слово в русском языке – «опростоволоситься». Оно означает оказаться в глупом, казусном положении. Дословно же оно означает показать свою голову «простой», то есть непокрытой. На Руси это считалось позором для женщины. Со временем, к сожалению, западная мода внесла свои коррективы в нравы и вытеснила эти традиции.
Впервые надев хиджаб, я в полной мере ощутила эту защиту и заботу! Оказывается, всё это время я испытывала жуткий диссонанс между своим внутренним состоянием и внешним видом… И вот всё встало на свои места. Уже 15 лет, хвала Всевышнему, я одета в счастье! Говорю так, потому что это на самом деле потрясающее чувство радости и комфорта, знакомое каждой из моих сестёр по вере!
Как мы уже сказали, помимо очевидных достоинств хиджаба, его ношение является обязанностью для мусульманки. Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
(смысл): «И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры и берегут свои органы (от того, что запретил Аллах, и пусть не показывают их другим), и пусть не показывают мужчинам свою красоту, кроме того, что видно (лицо и кисти рук)». («Сафват ат-тафасир», сура Ан-Нур: 31)
Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины закрывали своё тело от посторонних.
Хадисы про хиджаб
يَا أَسْمَاءُ إِنَّ الْمَرْأَةَ إِذَا بَلَغَتِ الْمَحِيضَ لَمْ تَصْلُحْ أَنْ يُرَى مِنْهَا إِلاَّ هَذَا وَهَذَا وَأَشَارَ إِلَى وَجْهِهِ وَكَفَّيْهِ
«“O Асмаъ, поистине, когда женщина достигает возраста половой зрелости, у неё не должно быть видно ничего, кроме этого и этого”, – и он показал на своё лицо и кисти рук». (Абу Дауд, 4104)
2. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا كَانَ الفُحْشُ فِي شَيْءٍ إِلَّا شَانَهُ، وَمَا كَانَ الحَيَاءُ فِي شَيْءٍ إِلَّا زَانَهُ
«Непристойность всегда чернит собой всё, к чему бы ни примешивалась, а стыдливость всегда украшает». (Ибн Маджах, 4185; Ибн Хиббан, 551; Тирмизи 1974)
3. От Я‘ля (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن الله عزَّ وجلَّ حَييٌّ سِتِّيرٌ، يحب الحياءَ والسَّترَ، فإذا اغتسلَ أحدُكم فليَسْتَتِرْ
«Поистине, Всевышний Аллах – стыдливый и укрывающий. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается от чужих взоров». (Абу Дауд, 4012)
Условия хиджаба:
1) одежда должна закрывать всё тело, кроме лица и кистей рук;
2) одежда не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать кричаще ярких цветов;
3) не разрешается прозрачная ткань;
4) не дозволяется облегающая одежда;
5) одежда не должна иметь запаха парфюмерии;
6) также запрещена одежда, походящая на мужскую.
Важно отметить, что все эти требования к одежде женщины должны соблюдаться перед посторонними людьми, а наедине с супругом мусульманка может позволить себе самые экстравагантные наряды, причёски и макияж. Всё это даже поощряется в случае, когда это усиливает любовь и укрепляет отношения в семье.
Виды хиджаба
Обычно упускается из виду тот факт, что хиджаб – это гораздо большее, чем просто одежда. Существует не только внешний хиджаб, но и внутренний – нрав, поведение, манера говорить, скромность и т. д.
Внутренний хиджаб
В наш век технологий, интернета и соцсетей все убеждаются, что мусульманки успешны во всех сферах деятельности. Наши сёстры из самых разных уголков планеты показывают на своём примере, что хиджаб никак не мешает им получать образование, находить себя в политике и спорте, открывать свой бизнес и т. д.
Человек, ослеплённый предрассудками, не может заметить этого, но женщина в хиджабе ангельски красива, она полна уверенности в себе, является носительницей идей чистоты и истинной красоты.
Однако разумный человек понимает: если девушка закрытая, значит, она скромная. Ведь одним из лучших качеств является скромность, и выходит, что девушка, которая надевает закрытую одежду, претендует на то, чтобы быть лучшей среди открытых женщин, а следовательно, вызывает большее доверие.
Одеяние богобоязненности является лучшим, поскольку упоминается в Священном Коране.
Верхнее одеяние не всегда служит защитой от греха. И мы не говорим, что все покрытые мусульманки идеальны. Девушка, которая надела хиджаб, не является той, которая выполнила все предписания религии, и не убережена от ошибок.
Но всё же как верно то, что количество переходит в качество, так верно и то, что девушка, скрывая свои волосы и тело, становится духовно чище и лучше. Она не позволит себе ничего из того, что совершают иногда женщины, которые не соблюдают этих норм в своей одежде.
Вот почему в дополнение к внешнему хиджабу необходим и внутренний, в котором присутствует чувство богобоязненности и трепет перед Господом, что и удерживает от совершения проступков.
Проблемы, с которыми может столкнуться девушка, которая решила надеть хиджаб
К сожалению, бывает и такое. Проблем может быть несколько. В основном это зависит от того, в какой семье девушка росла, готово ли ближайшее окружение принять её такой, какой она стала.
Бывает, что круг общения может не одобрить её выбор, и тогда, естественно, это станет для неё проблемой, или родители могут быть против её решения. С одной стороны, она хочет быть со своими подругами и общаться на равных, с другой – хочет соответствовать тем убеждениям, которые в ней укрепились.
Особое внимание тут нужно обратить на то, что большую часть своей жизни она не носила хиджаб. С решением надеть его кардинально меняется жизнь. Здесь необходимо обрести гармонию и мир внутри себя. А целеполагающим является её мотив: почему она сделала этот шаг? Если это внутреннее желание, ей легче будет преодолеть проблемы. А если это требование со стороны отца, брата или мужа, то здесь будет сложнее.
Другая проблема, с которой она столкнётся, это перемены в самой себе. Возникает вопрос, как девушка к себе относится? Ответ обычно подразделяется на две категории: а) нравится, б) не нравится.
Среди мужчин бытует заблуждение, что девушка украшает себя для других мужчин, на самом деле это миф – девушка наряжается для другой девушки, и это ясный факт, поскольку ей важно, как её воспринимают представительницы её же пола.
Она может оценить себя более объективно, и когда она сталкивается с такой проблемой, появляются сомнения: «Что теперь обо мне будут думать?», – и некоторые этого не выдерживают.
Есть масса случаев, когда девушке кто-то объясняет, доносит до неё, что хиджаб – это обязанность, возложенная на неё Всевышним, и она под впечатлением от этих слов покрывается. Но иногда этот переход от внешних изменений к внутренним может не произойти. Поэтому мы, хоть и довольно редко, наблюдаем, как девушка снимает хиджаб.
Те, кто знаком с этой темой, знают, что в последнее время эти случаи активно обсуждались, в частности, в соцсети Instagram. Проблема здесь в несоответствии внешнего вида и духовного состояния девушки, она не до конца понимает, зачем это нужно, общество и окружение давит, что и влечёт за собой душевный конфликт.
В западных странах врачи-мусульманки в медицинских учреждениях без препятствий надевают хиджаб. Мусульманки работают в полиции и желают соответствовать нормам шариата – пожалуйста, для них разработана специальная полицейская форма, и никто от них ничего не требует.
Надеемся, что и в нашей стране у наших сестёр совсем скоро будет такая возможность, хотя и сейчас эти проблемы при желании можно легко уладить. Хиджаб – это выбор каждой девушки, который она должна сделать сама, ибо нет принуждения в нашей прекрасной религии!
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Амина Евпатова
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Хиджаб: достоинства и значимость
«Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».
Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.
Достоинство хиджаба
1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику.
Аллах в Коране сказал:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение…» («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них» («ан-Нур», аят 31).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин)» (ат-Тирмизий).
2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь
Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
Смысл: «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милостивый» («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.
3) Хиджаб – это чистота.
Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ
Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.
В другом аяте сказано:
فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ
Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.
4) Хиджаб – это признак богобоязненности.
Аллах в Коране сказал:
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ
Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше…» («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.
Условия хиджаба.
У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:
1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).
2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.
3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.
4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.
5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.
6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.
7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.
На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.
Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.
Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.
У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:
1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:
وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين
«Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий» («Асналь-маталиб»).
Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».
3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).
4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.
Подбородок женщины
Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.
Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.
Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»
Цвет хиджаба
Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود
«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.
Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها
«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).
Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):
أتي رسول الله <صلى الله عليه وسلم>بثيابٍ فيها خميصة سوداء
«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил:
من ترون نكسو هذه الخميصة
«Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту?» Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:
ائتوني بأم خالد فأتيه
«Приведите ко мне Умму Халид!» Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).
Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.
Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.
Туника и брюки
Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.
Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:
لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).
Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?
Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.
Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.
Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.
Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.
Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути.
Хиджаб и его история. Хиджаб в Коране. Взгляды из Франции, Кыргызстана, Ирана и Египта
Обзор о хиджабе и его истории, в том числе мы рассмотрим тему хиджаба в Коране.
Подготовлено по материалам русскоязычного государственного вещания Кыргызстана (смотрите также видеосюжет), Ирана и Египта (слушайте также запись радиопередачи), а также публикации французских исследователей Корана.
Приводимые стихи (суры) Корана сверены по переводу Корана известного русского арабиста и переводчика Крачковского.
В наши дни в хиджабе мусульманки пытаются играть и в большой футбол.
При том, что Коран прямо не гласит о необходимости ношения хиджаба.
В наши дни в хиджабе мусульманки пытаются играть и в большой футбол.
При том, что Коран прямо не гласит о необходимости ношения хиджаба.
Как известно, в Коране прямо не говорится о том, чтобы женщины носили хиджаб — т.е. покрывали бы голову, или все тело с головы до пят, или же полностью закрывали лицо.
Конкретно говорится только о том, чтобы бы они покрывали «разрезы на груди и члены».
Так на прямой вопрос одной мусульманки, «скажите, пожалуйста, в какой суре Корана сказано о том, чтобы женщины носили хиджаб?», отвечающий ей богослов с популярного сайта «Ислам для всех» привел только две нижеследующие суры Корана, в которой хоть как-нибудь рассматривается вопрос формы одежды для женщин:
«О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают (т.е., как указывают богословы, интерпретирующие данный стих, таким образом будут отличать от рабынь и блудниц); и не испытают они оскорбления. Аллах прощающ, милосерд! (Сура Корана № 33 «Сонмы», стих 59 (дано по переводу Корана известного русского арабиста и переводчика Крачковского);
И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или невольникам и слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, — может быть, вы окажетесь счастливыми! (Сура Корана № 24 «Свет», стих 31, дано по переводу Крачковского).
При этом богослов отмечал, что запрет на форму одежды, и в частности на покрытии волос на голове, идет не из Корана, а из и Сунны (т.е. мусульманского предания о высказываниях и поступках Пророка) и мнений мусульманских ученых всех времен.
В свою очередь, как отмечали два современных исследователя ислама Адель Рифаат (Adel Rifaat) и Бахгат Эльнади (Bahgat Elnadi), выпустившие в 2005 году во французском издательстве Grasset под псевдонимом «Махмуд Хусейн» книгу АсСира («Житие», Al-Sîra, le Prophète de l’islam raconté par ses compagnons) о времени пророка Мухаммеда, в Коране термин «покрывало» упоминается три раза. И в каждом из трех случаях используется отдельное слово: «джульбаб», «химар» и «хиджаб».
Цитируем: «Первый стих (аят) об этом был ниспослан в Медине. Сподвижники Пророка жили в маленьких и часто некомфортабельных домах. По ночам женщинам приходилось выходить на улицу для отправления естественных потребностей, и молодые люди пользовались этим, чтобы приставать к ним самым бесцеремонным образом. Они пожаловались Мухаммеду, которому быль ниспослан аят:
«Скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления». Здесь употреблено арабское слово «джульбаб», означающее «покрывало» или «плащ».
Позднее, в аяте, посвященном целомудрию (это понятие распространяется как на женщин, так и на мужчин), в Коране уточняется:
«Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены. И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди. и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения».
Здесь покрывало обозначается арабским словом «химар». Это требование обращено к женщинам, которые по бедуинскому обычаю заворачивались в широкие куски материи, и к мужчинам, которые из-за жары часто не надевали нижнего белья.
Слово «хиджаб», означающее «завесу», появляется в третьем аяте, довольно загадочном: «A когда просите их (жен Пророка) о какой-нибудь утвари, то просите их через завесу. Это вам чище для ваших сердец и их сердец».
В данном случае, непонятно означают ли слова «через завесу», что с ними нужно разговаривать через ставни, или что они сами должны накрываться завесой? Или же, как полагают многие суфии, речь идет о «завесе целомудрия», которая идет от сердца и не предполагает ношения какой-то специальной ткани. Возможны разные толкования, но в Коране на этот счет больше ничего не сказано.
Разумеется, интерпретация всех трех аятов могла варьироваться в зависимости от места и времени».
Об обстоятельствах, при которых появился этот последний стих (аят), в котором упоминается термин «хиджабе» исследователи в упомянутом интервью журналу сказали следующее:
«В хрониках говорится, что однажды за ужином (сподвижник Пророка) Омар сказал Пророку: Это невозможно! Мы едим рядом с женщинами, наши руки соприкасаются». Так появилась идея о завесы для жен Пророка. Во времена Пророка в повседневной жизни не существовало разделения полов, которое сегодня жестко соблюдается в некоторых мусульманских странах. Мужчины и женщины вместе принимали пищу. Муслим, один из крупнейших знатоков хадисов, рассказывает, что Пророк, приглашенный на трапезу одним из своих сподвижников, спросил, приглашена ли Аиша (имеется ввиду третья жена Пророка Мухаммеда Аиша. Прим. Portalostranah.ru ). Узнав, что нет, он три раза отклонял приглашение. И согласился прийти лишь тогда, когда Аиша смогла его сопровождать». Конец цитаты.
В тех мусульманских странах, где религия в течении прошлого XX века была отделена от государства, таких как Турция, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан и некоторых других, в последние годы идет постоянная борьба, когда сторонницы мусульманской формы одежды требуют, чтобы им разрешили носить хиджаб в государственных в государственных учреждениях, включая образовательные.
Так в Турции в 2013 г . уже был снят введенный в 1925 году, запрет на появление женщин в хиджабах в госучреждениях и учебных заведениях.
Однако ношение не только хиджаба, но и просто головного платка, совсем не является обязательным в Турции, и во многих других исламских странах, в том числе и в некоторых из тех мусульманских стран, где ислам государственная религия.
Итак, среди мусульманских стран, где платок на голове для женщин не обязателен и не особенно приветствуется, по состоянию на 2015 г ., назовем: Азербайджан, Бахрейн, Египет, Иорданию, Ирак, Казахстан, Кыргызстан, Кувейт, Ливан, Марокко, Тунис, Турцию, Сирию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. (В упомянутых странах не принят платок на голове и для женщин-ведущих теленовостей и др. программ гос. ТВ). В Объединенных Арабских Эмиратах и Омане предписания на обязательное ношение платка нет, но его ношение одобряется.
В Кыргызстане, где в последнее время сторонники исламской морали выступают за ношение хиджаба в школах. В этой связи Первый телеканал государственной Кыргызской телерадиокомпании в главной программе «Итоги недели» на русском языке от 22 февраля 2015 г . посвятил вопросу мусульманской одежде для женщин и хиджабу отдельный сюжет.
Канал в частности передавал, ссылаясь на сохранение степной традиционной культуры кыргызов, цитируем:
«У кыргызского народа своя культура, свои традиции и даже своя национальная одежда, которая передается веками из поколения в поколение. И чем приобщаться к чужой культуре путем одежды, не лучше ли развивать свою.
Представитель мечети шейха Заида в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты, одна из главных мечетей Эмирата Абу-Даби) Абдусалам аль Мадани постоянно носит белую длинную одежду. Но это никоим образом не относится к религии, — говорит он. Это традиционная одежда арабов. То же самое касается и женщин.
В Священном Коране не нет определения, какая одежда является мусульманской или немусульманской. Ислам требует чистой и опрятной одежды, а то что одевают хиджаб в других странах, в Объединенных Эмиратах, например, называют копированием арабского стиля.
Говорит Абдусалам аль Мадани: «У арабок этот стиль просто вошел в привычку, стал традиционным, но он абсолютно не связан с исламом. Так одевались, чтобы укрыться от попадания песка на тело и в волосы в пустыне. Также скрывались от солнца. Потому что в арабских странах постоянно лето. В исламе нет определения одежды. Главное — надо ходить чисто, аккуратно и не слишком вызывающе», передавало слова эмиратского представителя кыргызское телевидение.
Далее можно посмотреть упомянутый сюжет «Как должно одеваться мусульманину» главной программы «Итоги недели» на русском языке от 22/02/ 2015 Первого телеканала государственной Кыргызской телерадиокомпании (который мы частично процитировали)
На 3 мин. 52 сек. сюжета — мнение арабского представителя из мечети шейха Заида в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) Абдусалама аль Мадани о происхождении хиджаба:
Однако в некоторых исламских странах, например, в такой как Иран, хиджаб считается обязательным. Отметим, что в этой стране хиджаб стал обязательным (после длительного перерыва в несколько десятилетий) после победы Исламской революции 1979 года. При этом и в Иране не утверждают, что Коран напрямую предписывает ношение хиджаба, но говорят о том, что ношение хиджаба полезно для нравственности.
«Аллах говорит в 30-31 аятах суры «Свет»: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Это — непорочнее для них. Воистину, Аллах осведомлен о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали своей целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, пусть они прикрывают покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы мужчинам, кроме своих мужей».
Аллах в аятах сур «Свет» и «Сонмы» затрагивает отношения между женщиной и мужчиной, а также пределы хиджаба женщин. Разумеется, что соблюдение этих пределов необходимо для обеспечения всеобщего целомудрия и социальной безопасности. В аятах, перевод которых Вы прослушали, Аллах рекомендует мужчинам оберегать свой взгляд.
Взгляд — самый доступный путь для установления связи между людьми. Передается из уст (богослова) Кашефи, автора книги «Захират-аль-мулук», что самым скорым посланцем дьявола в человеке являются глаза. Глаза играют важную роль в грехопадении человека, особенно среди мужчин. Другие члены человеческого организма не пользуются такой чувствительностью. Согласно научно-физиологическим исследованиям, одна физическая и психологическая разница между женщиной и мужчиной заключается в том, что мужчины намного чувствительнее и уязвимее, чем женщины, перед визуальными возбудителями страсти. Уязвимость женщин связана с тем, что они склонны к выставлению себя на показ.
Вопрос о взгляде заслуживает внимания с нескольких точек зрения. Некоторые взгляды проистекают из любви и симпатии. Этот вид взгляда одобряется исламом. Божий Пророк (Да благословит Аллах его и его семейство!) говорит по этому поводу, что такой взгляд в лицо сведущего улема, справедливого имама, взгляд в лица родителей из доброты и в лицо брата, которого любишь ради богоугодности, равен богослужению. Но иногда бывает, что взгляд проистекает из соблазна или страсти. Этот вид взгляда порицается из-за его разрушительный характер. Пристальный и пылкий взгляд — это начало заблуждения и порой начало падения и аморальности. Никто без контроля своего взгляда не может обуздать свои плотские желания и влечения, поскольку пылкие глаза возбуждают страсть и в таком случае уже очень трудно сохранять самообладание и предотвращать последующие последствия. Тот, кто смотрит чувственным взглядом, все время пребывает в состоянии беспокойства, страдания и сожаления ввиду того, что не имеет доступа к желанному.
Непорочный потомок Пророка имам Садик (Мир ему!) говорит: «Чувственный взгляд — одна из ядовитых стрел дьявола, которая влечет за собой мучение и раскаяние». В другом месте его светлость говорит о вознаграждении за воздержание от неуместного взгляда: «Тому, кто, увидев женщину, повернет свой взгляд в другую сторону, скоро Аллах предоставить возможность попробовать плод своей веры». Было бы уместно отметить, что воздержание от взгляда не означает, что мужчины и женщины должны закрывать глаза. Имеется в виду контроль взгляда.
В этой же связи необходимо, чтобы женщины в обществе пользовалась подходящим покрывалом, поскольку даже частичное обнажение женского тела вызывает расстройство в общественных нормах и подталкивает общество к аморальности.
Аллах говорит в 31-ом аяте суры «Свет»: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие. Пусть не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением, которые видны. Пусть они прикрывают головными покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы».
Этот аят подчеркивает, что женщины не должны показывать свои прелести ввиду их физической привлекательности. По мнению толкователей Корана, под этой фразой подразумевается то, что женщины должны не выставлять напоказ части своего тела, вызывающие мужскую похоть, в том числе и украшения.
Конечно, у женщин более сильная склонность к использованию предметов украшения, чем у мужчин. Следовательно, женщина для демонстрации своей внешней красоты может кокетничать, чтобы привлекать к себе внимание других. (Иранский богослов, годы жизни: 1919 — 1 979 ) профессор Мотахари пишет, что женщина является олицетворением красоты, а мужчина — олицетворением страсти, и поэтому, следует рекомендовать женщинам не выставлять себя напоказ.
Разумеется, если женщины достойным образом покрывают себя, не выставляют себя напоказ и не привлекают к себе внимания, чувственный взгляд мужчин будет ограниченным и в итоге его отрицательные последствия ограничатся.
Ислам считает, что женская привлекательность нужна в семейном кругу. Женщина должна украшать себя ради мужа и при своих близких. Это показывает, что женщины не вынуждены всегда и все время покрывать себя. В исламе некоторые близкие к женщине мужчины представляются как «махрам» для нее. Под «махрамом» подразумеваются близкие родственники, с которыми по законам шариата запрещен брак. При них женщины могут появляется без платка или чадры. Ислам настаивает на том, чтобы женщина обязательно снимала при муже хиджаб и даже ухаживала за своей красотой и внешностью.
В Коране Аллах перечисляет близких родственников женщины, при которых женщина может присутствовать без хиджаба. В Коране говорится: «Пусть женщины не показывают своей красы мужчинам, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своим женщинам, или своим невольникам, или слугам из мужчин, у которых нет вожделения, или детям, которые не ведают о женской наготе», отмечает русская программа иновещания Радио «Голос Исламской Республики Иран» от 27/07/ 2008, в последнем и некоторых других случаях несколько расширенно переведя упоминавшейся выше стих 31 суры Корана № 24 «Свет», в котором (по дословному переводу знаменитого русского арабиста и переводчика Корана Крачковского) говорится: «пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений».
А далее, собственно, текст передачи:
«Сегодня мы поговорим о джильбабе. Джильбаб — цельная женская одежда для мусульманок, укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, ступни и глаза. Эта та часть, которая покрывает тело, и это может быть длинное просторное платье из плотной ткани, длинный плащ, пальто. Больше подходит под определение верхней одежды, т.е. одевается на другую одежду.
Сегодня мусульманки заменяют джильбаб также на длинные юбки и просторный верх. Часто слышим такие слова, как абая, кафтан и галабея — в принципе, это синонимы, и их можно назвать альтернативой джильбабу. Они шьются из более легких тканей и с более широким покроем, отличаясь друг от друга фасоном и странами-производителями.
Мусульманские женщины должны соблюдать хиджаб перед любым мужчиной, за которого они теоретически могут выйти замуж. Это значит, что ношение хиджаба не обязательно перед отцом, братьями, дедушками, дядями или маленьким детьми.