Что в липецке с отоплением
Липчане возмущены огромными счетами за отопление
Областные власти обещают разобраться в причинах и наказать виновных
Непомерные суммы за отопление — октябрьские квитанции многих повергли в шок. В редакцию программы «Вести Липецк» обратились жители и областного центра, и, в частности, города Грязи. Напомню, отопительный сезон начался еще в конце сентября. Но люди не ожидали, что тепло окажется настолько золотым. Ситуация с платежами сейчас вопрос номер один, это обозначил Константин Востриков, вице-губернатор, который курирует эту сферу. Ну а что советуют людям юристы и история одного дома, где суммы за тепло дошли до почти 10 тысяч рублей.
Первые квитанции за отопление по многим адресам вызвали бурю. В областном центре есть примеры, когда суммы в платежках за октябрь шестикратно больше, чем год назад. Или город Грязи, дом, где зашкаливает не только относительный, но и абсолютный размер платы. Улица Пионерская, дом 9/10. Цифры, возмущаются люди, не поддаются никакой логике.
В октябре месяце — 2700, прошлый год. Вот сейчас октябрь — 9700 за 2021. У нас что, холод тут? Семь тысяч — откуда они взялись? Что, за 10 дней, за сентябрь то, что мы? — возмущаются клиенты «Квадры».
Если дом платит за тепло по нормативу, он платит весь отопительный сезон равные суммы. Если по счетчику — тоже на первый взгляд понятно — сколько потребили — столько начислили. И третий вариант. Счетчик как бы есть, но теперь оказался выключен из расчетов. Так у жителей Пионерской, которые обнаружили не только запредельные суммы.
«Квадра» присылала за предыдущий отопительный сезон платежные документы, в которых отражались показания общедомового прибора учета. За октябрь 21-го года пришла квитанция от «Квадры», в которых отсутствуют показания счетчика общедомового учета, — возмущаются липчане.
Когда счетчик или сломался — или его показания не переданы — насчитывали по среднему. Причем и за октябрь, и за сентябрь. Не передали показания — где-то причина взлетевших платежей в этом — обозначил вице-губернатор Константин Востриков. Помимо этого, он допустил вопросы к начислениям и расчетам самой «Квадры». И отметил, что вопросы возникли даже там, где кроме общего счетчика есть и свои в квартирах.
Константин Востриков, заместитель главы администрации Липецкой области:
Каждую жалобу мы готовы оперативно рассмотреть, дать свое заключение. Если там какие-то ошибки, заставить так же оперативно «Квадру» сделать перерасчет. По каждому дому будет дано заключение, что с прибором учета: работает, не работает, если он выведен, почему выведен. Каким образом производился расчет. Поэтому при нарушениях, выявленных ГЖИ, мы будем жестко реагировать в отношении управляющих компаний по вопросу прибора учета. И жестко реагировать в отношении «Квадры», если расчеты были неправильные.
Как доказать, что понес убытки? Юристы советуют запросить показания общего счетчика за спорный период. Управляющая компания обязана предоставить такие сведения в течение одного дня. Параллельно должно последовать обращение в Госжилинспекцию или же прокуратуру. По чьей вине проблемы с узлом учета или передачей показаний?
Александр Шкурко, руководитель юридического агентства:
Если будет установлено, что управляющая компания все-таки нарушила свои обязательства и потребитель заплатил по выставленному счету больше, например, 9 тысяч выставили, а должен был заплатить четыре, то есть 5 тысяч разницы — это будут те убытки, которые понес потребитель. И он вправе предъявить их лицу, нарушившему свои обязательства. И не надо забывать, что частично отношения между управляющей компанией и потребителем регулируются Законом о защите прав потребителей.
Жители дома на Пионерской сейчас как раз и пытаются прояснить, что пошло не так. В случае с их домом — в конце августа актом зафиксировано, что нет технической возможности установки в доме счетчика. 16 ноября управляющая компания направила обращение в «Квадру», чтобы там сделали перерасчет, исходя из норматива. Пока не ясно, в чью пользу будут выводы.
«Мы устали жить без горячей воды и нормального отопления»
Жильцы дома №30 по улице 8 Марта жалуются на еле теплые батареи, а для принятия душа им приходится по несколько часов спускать воду из крана.
Липчане обратились в редакцию GOROD48 со своей бедой – десятилетиями в их доме проблемы с отоплением — батареи чуть теплые, а из крана вместо горячей воды течет еле теплая. И если раньше проблема решалась приходом слесарей ЖЭКа, то в этом году, с их слов, они остались одни со своей бедой.
Пока мы трогали радиаторы в квартире Ольги Филатовой и ее соседки, на улице собралось человек десять — все жильцы дома №30. Разного возраста люди делятся своей общей бедой. Молодая мама рассказывает, что дети из-за такого отопления часто болеют. А Алексей Шмелев заботится о лежачей больной тёще, но с такой водой из-под крана уход за ней одно мучение.
17 ноября дом проверяла жилищная инспекция. Проверка установила, что температура теплоносителя, на входе в дом составляет 60 градусов, а по трубам в квартирах течет вода с температурой 34 градуса. 22 ноября дом вновь проверяла комиссия из представителей жилищной инспекции, управляющей компании и «Квадры». Общения с жильцами дома не сложилось. А после встречи в некоторых стояках горячая вода пропала вовсе. 25 ноября жильцам сообщили, что всему виной энергетики.
В липецком филиале ПАО «Квадра» говорят, что 30 ноября специалисты компании совместно с представителями Государственной жилищной инспекции и управляющей компании провели обследование режима теплопотребления дома №30. Проверку инициировала ГЖИ на основании обращения жителей на неудовлетворительную услугу по отоплению. В ходе обследования квартиры заявителя специалисты установили, что температурный режим в помещении соответствует нормативным значениям (20-21 °С). Т.е. нарушения качества теплоснабжения абонентов нет.
Затем сотрудники филиала проверили режимы теплопотребления абонентов, расположенных в этом же районе. В результате выявлены здания, с чрезмерным потреблением тепловой энергии. Ответственным за регулировку систем внутридомовых коммуникаций направлены письма с требованием устранить все нарушения до 8 декабря. В этот день энергетики намерены провести повторную проверку.
В Государственной жилищной инспекции Липецкой области в свою очередь сообщили, что выявлены нарушения со стороны теплоснабжающей организации, поэтому в скором времени будет подготовлено представление за некачественное оказание услуг. Если же после устранения нарушений со стороны «Квадры» проблема останется, то вопросы появятся к управляющей компании.
Липчане уже не знают, как жить дальше, ведь морозы уже не за горами. К тому же с недавних пор из подвала их дома, по земле, столбам и дереву протянут силовой кабель в соседнее здание. Такое положение вещей добавляет общей нервозности и всеобщему негодованию жильцов дома.
Снижением платы липчан за отопление займется Общественный совет по ЖКХ
В администрации области разбирались с волной негатива, возникшей после первых счетов отопительного сезона.
Если начало отопительного сезона в Липецкой области и Липецке прошло без серьезных аварий, то первые платежи за тепло вызвали множество нареканий. Почему в соседних многоэтажках одни платят за отопление всего 1 700 рублей, а другие – аж 6 000 рублей, сегодня разбирались в администрации Липецкой области. Там прошло заседание Общественного совета по ЖКХ. Его участникам стали руководители города и области, представители управляющих компаний, ГЖИ, ресурсники и даже ученые. Сегодня обсуждались две темы: текущая – жалобы последних двух недель на размер начислений за отопление и стратегическая – повышение энергоэффективности домов для снижения платы жильцов.
Руководитель Государственной жилищной инспекции Липецкой области Юрий Букреев отметил, что с начала отопительного сезона липчане 3 567 раз пожаловались. Большая часть жалоб касается завышения начислений за услугу, чаще всего это происходило из-за неисправного коллективного прибора учета потребленного ресурса. В этом случае ресурсники выставляют счета по среднемесячному потреблению. То есть в начало отопительного сезона жильцы получают счета, сформированные по итогам завершения прошлого отопительного сезона – января, февраля и марта, деленные на три. А эти месяцы в плане платежей за отопление самые «жирные».
Конкретные примеры странного начисления платы за отопление привел директор УК «Стахановская» Дмитрий Синельников. В подведомственности его «управляшки» находится ряд домов на Юго-Западе Липецка – это не самые новые панельные многоэтажки. С началом отопительного сезона и доставкой первых платежек жильцы одной из высоток обратились к Дмитрию Синельникову за помощью в разборе с суммами начислений.
Но закон всегда можно усовершенствовать, особенно, когда к таким решениям подталкивает практика. Вице-губернатор Липецкой области Константин Востриков напомнил, что платежи за отопление регулируются постановлением №354, но в него можно предложить правки. В министерство строительства России от имени региональной администрации заявят поправку, которая должна четко определисть, как ресурсники должны выставлять платежи в таких ситуациях.
Губернатор Липецкой области Игорь Артамонов напомнил, что региональная администрация не первый год просит энергетиков перестроить работу с жильцами. Но начало каждого отопительного сезона все равно пока превращается в шквал жалоб. Причем, как выразилась Евгения Уваркина, липчане пишут сразу во все инстанции: и туда, и сюда, и, на всякий случай, губернатору. Поэтому подсчитать сколько реально липчан возмущены счетами за отопления невозможно. Только в ЕДС пожаловались на коммуналку около 7 500 раз.
Его мнение поддержал кандидат технических наук, доцент кафедры промышленной теплоэнергетики ФГБОУ ВО ЛГТУ Алексей Шарапов. Проведя исследования формирования платы за отопление, он пришел к выводу, что в формуле есть константы и единственная переменная – объем потребления услуги. Это тот фактор, на который может повлиять жилец квартиры. То есть, чтобы платить меньше – нужно и потреблять меньше. Как это сделать? Стать энергоэффективнее, то есть утеплить фасад и заменить окна. Поможет и автоматизированный тепловой пункт, но здесь снижение платежей зависит от квалификации ответственного за него сотрудника. Потому что настроить работу пункта можно грамотно, а можно и заморозить жильцов, которые все также много будут платить за отопление.
Евгения Уваркина не давала спуску Алексею Курило. Она потребовала конкретного ответа на конкретный вопрос: «Когда вы говорите, что «Квадра» работает в правом поле, вы можете ответить на вопрос – если УК передала вам показания за жильцов, но нет данных от нежилых помещений, то можете ли вы выставлять счета – средние или по нормативу – не в целом по дому, а тем, кто вам не предоставил сведения? И такая практика, как мне говорят коллеги, в других субъектах есть – там на жильцов не раскидывают ответственность за недобросовестного плательщика. Данные по общедомовому счетчику у вас есть! Почему люди должны страдать?». Ответа мэр Липецка не услышала: проработкой вопроса займется рабочая группа Общественного совета по ЖКХ. Как и тем, почему жильцы при выставлении счетов по среднемесячному потреблению фактически, по выражению Юрия Букреева, платят за воздух.
— Который год энергетики не могут дружно работать с коммунальщиками, а виноватой оказывается власть. Каким образом мы сведем одних с другими, так чтобы они не соскочили в этот раз? – задал вопрос Игорь Артамонов. – Энергетики ссылаются на УК, УК – на энергетиков. А липчане недовольны платежами и качеством услуг. Нам эта ситуация в корне не нравится. Придется заниматься воспитанием.
Заседания Общественного совета по ЖКХ планируют сделать постоянными. Будет сформирована рабочая группа, выполняющая поручения губернатора Липецкой области. К слову, у Игоря Артамонова, который начал разбор полетов в сфере отопления сразу после назначения, нет ощущения, что он борется с ветряными мельницами от «комммуналки». Губернатор региона видит позитивные тенденции.
В Липецке замерзают жители сразу нескольких домов
Энергетики ведут ремонтные работы в районе проспекта Победы.
— С 25 октября на улицах Депутатской и Индустриальной в семи или восьми домах нет отопления, в чем там дело? — спросила депутат Вера Урываева.
Оказалось, что энергетики меняют теплосеть по инвестпрограмме, пояснил директор подразделения Липецкого филиала ПАО «Квадра» Виталий Маклаков. Задержка по срокам произошла из-за того, что подрядчики не вовремя поставили лотки, сославшись на ковидную ситуацию и нехватку персонала. Оборудование уже получено и ночью на улице Мичурина заменят 80 метров теплотрассы. Из-за того, что часть потребителей переключили на другую котельную, мощностей не хватает. Однако к понедельнику работу планируют доделать и переключить сети.
Вера Урываева выразила надежду, что в ближайшее время тепло в проблемные дома подадут. При этом она эмоционально высказалась о маленьких штрафах для тех, кто не укладывается в сроки.
— Штрафы для теплосферы — это укус комара, пять тысяч рублей — это смешно! Человека, который без маски в магазин заходит на 30 тысяч рублей могут оштрафовать, — заявила Вера Урываева.
Виталий Маклаков пообещал, что жителям домов, где были существенно снижены параметры теплоснабжения, сделают перерасчет за отопление.
Вице-спикер горсовета Борис Пономарев спросил о домах на улице Ленина и Интернациональной, в которых до сих пор капитально не отремонтировали крыши. Зима уже начинается.
Представитель Фонда капремонта Липецкой области Илья Абрамов пояснил, что не закончены ремонты в шести многоэтажках. На улице Ленина сложности с подрядчиком. И пообещал завершить работы по капитальному ремонту крыш до конца года. А тем подрядчикам, которые нарушили сроки, выставить претензии.
— На улице Ленина полтора месяца никто не работает, — возмутился Борис Пономарев.
— Подрядчик не может вытянуть тот объект, который на себя взял, — невозмутимо ответил Илья Абрамов.
Председатель городского департамента ЖКХ Евгений Лепекин добавил, что в ближайшую пятницу проблемные объекты по капремонту осмотрит мэр города.
Депутат Евдокия Бычкова рассказала о жалобе жителей улицы Баумана, которым пришли квитанции за тепло со слишком высокими суммами. Евгений Лепекин пообещал разобраться в этой ситуации.
Вспомнили сегодня депутаты и о еще одной застарелой проблеме — коммунальных раскопках. В Липецке на данный момент 97 открытых раскопок. В стадии просроченных — 11. В этом году было выписано 52 протокола. Взыскано штрафов на 269 тысяч рублей.
«Поступают сигналы, что в некоторых домах нет отопления»
Такая фраза сегодня прозвучала на сессии горсовета.
— Поступают сигналы, что в некоторых домах нет отопления, вы их знаете. Я прошу максимально оперативно реагировать на такие сигналы, — попросил Евгения Лепекина вице-спикер горсовета Борис Понамарев.
— Все дома в Липецке с теплом. В некоторых есть вопросы по параметрам теплоносителя. Мы работаем над этой проблемой, — ответил Евгений Лепекин.
— Мэрия нас заверила, что тепло включено во всех домах, но это не значит, что во всех домах тепло. Поэтому у депутатов возникают вопросы по домам, в которых температура не дотягивает до нормы. Как нам сегодня сказали, из семи критичных домов в четырех вопрос уже решен. За домами, в которых еще недостаточно тепло, мы будем пристально смотреть, — заявил председатель горсовета Александр Афанасьев.
— В последние несколько дней поступают жалобы на высокие начисления за тепло. Подскажите, как людям действовать в этой ситуации, — попросил депутат Владимир Гугнин.
— Этим занимается Госжилинспекция, как ответственный орган за проверку начислений. Мы также готовы оказать всяческую помощь, — пояснил Евгений Лепекин.
— Этот вопрос находится под жестким контролем губернатора, — добавила мэр Евгения Уваркина.
Евгения Уваркина пояснила, что, во-первых, энергетики должны разъяснить жителям разницу в начислениях по нормативу и по теплосчетчикам. По нормативу плату за тепло начисляют в каждом месяце одинаковую, а по счетчику — столько, сколько пришло в дом тепла. В теплом октябре разница платы по нормативу и по счетчикам была особенно заметна. Во-вторых надо решить проблему с тем, что в ряде домов, при наличии теплосчетчиков, жителям по каким-то причинам начисляют плату за тепло по нормативу.
Кстати, Госжилинспекция обещает реагировать на жалобы о холодных батареях в течение 15 дней.