Что в методике понимается под термином подход к обучению

Подход к обучению как методическая категория

В данной статье раскрывается сущность понятия подхода к обучению иностранным языкам.

Термин подход к обучению (англ. approach – подход, подступ) был введен в научный обиход английским методистом А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь относительно природы языка и способов овладения им. Будучи компонентом системы обучения языку, подход выступает в качестве самой общей методологической основы обучения, характеризуя существующие точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения. По мнению методистов, подход к обучению представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать (Вятютнев, 1984), используется как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний (Бим, 1988), определяет деятельность исследователя, направленную на изучение того или иного явления (Скалкин; 1981).

В методике преподавания языков не существует единой классификации подходов к обучению. Так, М.В. Ляховицкий (1981) называет четыре общих подхода, определяемых им с позиции психологии овладения языком:

1) бихевиористский – овладение языком путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы;

2) индуктивно-сознательный – овладение языком в результате наблюдения над речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи;

3) познавательный (когнитивный) – сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевыми навыкам и умениям на основе усвоенных знаний;

4) интегрированный – органическое соединение в ходе занятий сознательных и подсознательных компонентов в процессе обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми навыками и умениями.

Попытка классифицировать подходы на основе учета большего числа факторов, в том числе и лингвистических, была предпринята М-.Н. Вятютневым, который выделял и использовал шесть подходов для классификации современных методов обучения: грамматический, прямой, бихевиористский, чтения, коллективный, коммуникативно-индивидуализированный.

Если проанализировать существующие подходы к обучению языку, то нетрудно заметить, что основанием для их выделения является либо объект обучения (язык, речь, речевая деятельность), либо способ обучения (прямой, сознательный, деятельностный).

Источник

Основные методические понятия

Основные понятия и связи между ними составляют структурную основу любой научной дисциплины. В методике обучения иностранным языкам в качестве главных базисных категорий следует рассматривать приём, метод, система обучения.

Определенными качествами базисных категорий обладают и такие понятия, как средство обучения, принцип обучения и подход к обучению иностранному языку.

Что в методике понимается под термином подход к обучению. Смотреть фото Что в методике понимается под термином подход к обучению. Смотреть картинку Что в методике понимается под термином подход к обучению. Картинка про Что в методике понимается под термином подход к обучению. Фото Что в методике понимается под термином подход к обучению

Приём – элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия, например, называние предметов по картинкам, написание трудных орфограмм на доске, др.

Границы понятий «метод» и «приём» чрезвычайно подвижны и взаимопроницаемы. Так, если какой-нибудь частный способ работы над языковым материалом, например, комментирование текста, сделать основой учебного процесса, то этот приём превращается в метод обучения.

Наиболее часто практикуемыми методами в процессе обучения иностранному языку в школе следует считать 1) демонстрацию, 2) объяснение, 3) упражнение.

Под демонстрацией понимается показ функционирования устной и письменной иноязычной речи, а также использование вербальных наглядных пособий, т.е. таблиц, картин, фотографий, диафильмов, денотатных карт с текстом на иностранном языке.

Объяснение чаще всего применяется тогда, когда учащимся очень трудно осознать сущность изучаемых языковых явлений, прежде всего в тех случаях, когда изучаемое явление не имеет никакой аналогии в родном языке.

Упражнение играет доминирующую роль в учебно-воспитательном процессе и определяется как специально организованное выполнение языковых (речевых) операций или действий с целью формирования или совершенствования речевых навыков и умений. Превалирование различных активных упражнений на уроке создаёт все необходимые условия для непрерывной практики в иноязычной деятельности учеников.

Третьей базисной категорией является система обучения – всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обусловливаются отбор материала, цели, формы, содержание и средства обучения.

В связи с предложенными определениями базисных методических категорий следует остановиться на сущности таких широко распространенных терминов, как «средство» и «подход».

Для овладения иностранным языком существует 2 типа средств: 1) основное средство, каковым является естественная языковая среда, 2) различные вспомогательные средства, главное назначение которых – создать иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде. Сюда входит весь арсенал орудий обучения, начиная от раздаточного материала до ЭВМ, видеотехники и т.д.

Вспомогательные средства обучения включают комплект учащегося и комплект учителя. Основу комплекта учащегося составляет учебник иностранного языка. Кроме того сюда также входят фонограммы; фотограммы (изобразительные средства наглядности); разрезной дидактический материал (кассы с буквами, буквосочетаниями, цифрами и т.д.); альбом сюжетных картин для развития речевых умений; сборники упражнений как для изучения языкового материала, так и для овладения соответствующими видами речевой деятельности; справочники (грамматические, лексические и др.) и словари; книги для домашнего чтения.

Следующей методической категорией является подход. Если метод – это тактическая модель процесса обучения, то подход рассматривается как стратегия обучения иностранному языку. В современной методике можно выделить следующие основные подходы.

1. Бихевиористский, в основе которого лежат отношения стимула и реакции. Здесь главная задача заключается в формировании навыков посредством многократного механического повторения, а сознательность обучения, элементы повторения отводятся на задний план.

2. Индуктивносознательный подход базируется на интенсивной работе над многочисленными примерами, что постепенно приводит к овладению языковыми правилами и речевыми действиями, а также усвоению элементов теории изучаемого языка.

3. Познавательный подход предусматривает первичное усвоение теории в виде правил фонетики, грамматики, словоупотребления, а затем переход к практике.

4. Интегрированный подход представляет собой органическое соединение сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения, что проявляется в параллельном овладении знаниями и речевыми автоматизмами.

Источник

Разные подходы к организации обучения: разбираемся с терминами

Кирилл Мишук

Современное образование становится непрерывным — появился даже специальный термин life-long learning, или обучение в течение всей жизни, — ведь усилившаяся конкуренция на рынке труда заставляет компании и взрослых людей вкладывать все больше денег и времени в развитие. Хорошо, если человек уже не новичок в деле дополнительного образования и легко ориентируется в различных подходах, но что, если вы обратились к взрослому обучению впервые после окончания вуза? Как понять, что скрывается за тем или иным термином? Разбираемся в различных подходах к разработке обучения сотрудников и определяем их характерные черты и особенности.

Учитывая различия в целях обучения, можно понять, почему подход «одна программа для всех» всегда был не самым лучшим вариантом. Сейчас же даже вузы, для которых обычно характерна общая инертность системы, осознают важность гибкого подхода, формируя все больше возможностей для студентов собирать учебный план/траекторию образования под себя (в том числе с помощью MOOC, или массовых открытых онлайн-курсов, например на таких платформах, как Coursera). Также появляются технологические возможности (см., например, Knewton), которые позволяют адаптировать проведение обучения персонала под ученика с учетом особенностей его восприятия информации и уровня знаний. Любые провайдеры образования ищут способы вовлечения обучающихся и подходы для удержания внимания, поскольку, по сути, постоянно конкурируют с большим количеством доступной информации и форматов.

История персонализированного образования

Впервые понимание того, что обучение необходимо подстраивать под нужды учеников, появилось еще в XVII веке. Джон Локк в своем трактате «Мысли о воспитании» охарактеризовал человеческий разум как чистый лист, на котором записаны переживания и опыт. Также Локк указал на различия в уме и темпераменте учащихся: «Некоторые люди по неизменной структуре своего телосложения полны, другие — робки, некоторые уверены в себе, другие — скромны, послушны или упрямы, любопытны или беспечны, быстро или медленно соображают». Подобный взгляд с точки зрения современного мира кажется несколько упрощенным и наивным, но тем не менее он заставил других мыслителей задуматься о том, как различия между студентами должны влиять на их образовательный опыт.

Образование — это активный процесс, где ученик сам стремится добыть те знания, которые отвечают его интересам

Конечно, во времена, когда названные мыслители развивали и организовывали свои педагогические идеи, речи об образовании взрослых не шло, поэтому внимание в первую очередь было уделено детям и школьному обучению. Тем не менее все эти идеи и подходы впоследствии, уже в XXI веке, были переняты и андрагогикой (подходы и принципы обучения взрослых).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *