Что в настоящее время является наиболее значимой причиной предотвращения вторичного сиротства
Вторичное сиротство. Как предупредить отказы от приёмных детей?
Содержание этой страницы
Предупреждению вторичного сиротства, как одной из актуальных проблем в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, было посвящено заседание Клуба приёмных родителей «Мы вместе», которое состоялось 29 ноября 2019 года в правлении по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар.
О факторах и причинах вторичного сиротства рассказала собравшимся начальник отдела социально-психологической и методической работы Управления Кушнаренко Ирина Борисовна. К таким факторам относятся: неконструктивная мотивация замещающих родителей (жалость, желание скрасить одиночество, быть как все, желание сохранить брак путём принятия в семью ребёнка и др.); несоответствие ожиданий замещающего родителя возможностям ребёнка; сложность протекания адаптационного периода у приёмного ребёнка; психологическая и эмоциональная неготовность к новой роли замещающих родителей.
Проблемам социализации приёмных детей, переживших вторичное сиротство, было посвящено выступление ведущего специалиста отдела социально-психологической и методической работы Управления Большак Натальи Кузьминичны.
Последствия отказа для ребёнка чудовищны. После такого шага со стороны приёмных родителей ребёнок перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Исходя из этой новой позиции, он меняет своё поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем — теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго — от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить. Устроить их снова в семью крайне трудно — часто вторая попытка также может закончиться возвратом.
Заключительная часть заседания была посвящена профилактике эмоционального выгорания, как одного из способа предупреждения вторичного сиротства. О стадиях этого феномена, способах восстановления своего психоэмоционального состояния рассказала замещающим родителям ведущий специалист, психолог обособленного подразделения отдела работы с приёмными семьями ГКУ КК «Краевой методический центр» Науменко Надежда Юрьевна.
Замещающая семья должна обладать большим психолого-педагогическим потенциалом, разнообразным диапазоном воспитательного воздействия. Замещающая семья – особенный мир, который отличается от мира обычных семей. Ведь приёмный ребёнок – это человек, за свою короткую жизнь уже успевший пережить и расставание с кровной семьёй, а зачастую и пребывание в реабилитационном центре или в детском доме. Организация профессионального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребёнка в семье – одна из основных задач всех лиц и учреждений, заинтересованных в благополучии замещающих семей: органа опеки и попечительства, ГКУ КК «Краевой методический центр» и самой замещающей семьи. Сопровождение позволяет получить замещающим семьям бесплатную квалифицированную поддержку специалистов, помогает справиться с трудными ситуациями в семье, даёт уверенность в воспитании приёмных детей, а самое главное – является одним из основных компонентов профилактики вторичного сиротства.
Что в настоящее время является наиболее значимой причиной предотвращения вторичного сиротства
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.
Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
Для обеспечения стабильности проживания ребенка в семье и предотвращении вторичного сиротства, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи, в МСУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» создано отделение подготовки семейного устройства и сопровождение замещающих семей.
Именно сопровождение семьи и своевременное выявление детского и семейного неблагополучия являются теми формами оказания помощи замещающим семьям, на которые возложены ожидания по снижению количества приемных детей, имеющих опыт возвращения в госучреждения. Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи.
Перед замещающими родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием, как разрешать конфликтные ситуации.
Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше.
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин:
— это непонимание взаимодействующих сторон;
— неуважение друг к другу; кризисы, которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей;
— конфликты между супругами; развод;
— незнание элементарных правил поведения;
— основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфическах факторов.
При возникновении конфликтогенной ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации.
Чем опасен такой ход развития конфликта, тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон, дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения. Тогда на помощь приходят знания о том, как предупредить конфликт.
Упражнение «Шаг за шагом»
Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям. В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения.
Этапы выхода из конфликтных ситуаций:
Первый этап « Прояснение»
1. Сначала необходимо выслушать ребенка.
2. Уточнить — в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.
6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
Второй этап «Банк идей»
1. Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”
2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
3. Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
4. Если предложений много, их можно записать на бумаге.
Третий этап «Важный выбор»
1. Провести совместное обсуждение предложений.
2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
3. Определить и осознать истинные желания друг друга.
4. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.
Четвертый этап «Контроль»
1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
2. Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.
Анализ упражнения:
1. Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?
2. Какой из этапов вам показался более сложным?
3. Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?
4. Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?
Если устранить конфликтную ситуацию не получается самостоятельно и требуется помощь третьих лиц, замещающие родители могут обратиться за помощью к психологу по телефону 6-00-22.
Причины вторичного сиротства
Значение усыновления
Усыновление позволяет ребёнку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.
Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов. Верхнего ограничения по возрасту для усыновителей не существует. Однако одинокий усыновитель должен быть старше усыновляемого ребёнка не менее чем на 16 лет. В отличие от установления опеки над ребёнком, где решение принимается органами опеки и попечительства, решение об усыновлении принимается судом и регистрируется в актах гражданского состояния. Проверка состояния воспитания и содержания ребёнка должна проводиться органами опеки один раз в год в течение трёх лет после усыновления и далее может быть снята.
Усыновление имеет приоритет над опекой. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. По закону о федеральном банке данных, дети, устроенные под опеку или в приемную семью, снимаются с учета и на усыновление не предлагаются. Детей в возрасте до 1 года, как правило, не отдают под опеку, так как их шанс на усыновление довольно велик.
Порядок усыновления
Основными этапами процедуры усыновления для российских граждан являются:
1. Обращение в органы опеки по месту жительства и знакомство с сотрудниками, отвечающими за работу с усыновителями.
2. Прохождение медосмотров, сбор справок и подготовка необходимого пакета документов.
3. Подача собранного пакета документов в органы опеки, рассмотрение документов специалистом опеки, обследование жилищных условий и оформление акта данного обследования.
4. Получение заключения о возможности быть усыновителем.
5. Поиск ребёнка. Получение направления на знакомство с ребёнком (детьми). Если по месту собственного проживания нет детских учреждений или не удалось подобрать ребёнка, то обращение в любой другой орган опеки или к региональному оператору банка данных о детях оставшихся без попечения родителей с имеющимся на руках заключением о возможности быть усыновителем.
6. Знакомство с ребёнком, при желании, независимое медицинское обследование ребёнка, принятие окончательного решения о желании усыновить данного ребёнка.
7. Подача заявления в суд, ожидание даты заседания суда. В это время орган опеки по месту проживания ребёнка готовит заключение о целесообразности усыновления конкретного ребёнка и документы на ребёнка для суда.
8. Рассмотрение заявления судом. Получение копии решения суда на руки.
10. Регистрация ребёнка по месту проживания усыновителя.
]Разнообразие форм устройства детей-сирот
Усыновление является единственной формой устройства детей-сирот в иностранные семьи.
]Безвозмездная опека
В случае когда дети добровольно переданы под опеку родителями по заявлению о назначении их ребёнку опекуна (попечителя) они остаются на содержании своих родителей. А в случаях, когда родители умерли, или находятся в местах лишения свободы, или когда дети оставлены в детских учреждениях, или их родители лишены прав, опекунам выплачивается пособие на содержание ребёнка.
[Возмездная опека
Приёмные семьи создаются на основании договора между приёмными родителями и органами опеки. В отличие от усыновления, где ребёнок принимается в семью на правах кровного, приёмные дети находятся на воспитании у приёмных родителей лишь до момента достижения совершеннолетия. Приёмный ребёнок не может претендовать на наследство приёмных родителей.
С конца 1990-х годов один из негосударственных детских домов, «Приют Св. Николая» в Новосибирске, первым начал работать с биологическими семьями. Сотрудники этого детского дома начали посещать родителей своих воспитанников, пытаясь установить какая помощь может быть оказана, чтобы помочь родителям детей вернуться к социально-полноценной жизни: больным помогали достать лекарства, безработным- найти работу, алкоголикам- закодироваться и т. п. В результате 23 ребёнка из 50 в этом детском доме смогли в итоге вернуться в свои родные семьи.
]Международное усыновление
В 2000 году Россией была подписана, но до сих пор не ратифицирована Гаагская конвенция «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления» от 29 мая 1993 года. В развитие Конвенции о правах ребёнка в ней формулируются важные общие требования к международному усыновлению, направленные на соблюдение прав всех заинтересованных лиц, и в первую очередь ребенка, а также определяются общие правила взаимодействия заинтересованных государств. [26][27][28]
На европейском пространстве действует Европейская конвенция об усыновлении детей 1967 г. В 2008 г. Европейская конвенция 1967 г. была пересмотрена. В частности, в п. 1 (b) ст. 5 была закреплена норма, предусматривающая обязательное получение согласия ребенка на усыновление, если он находится в достаточно сознательном возрасте (минимальный возраст, с которого требуется получение согласия ребенка на усыновление, устанавливается государствами-участниками конвенции в рамках национального законодательства, но не может превышать 14 лет). Кроме того, ст. 7 конвенции признает право на усыновление за разнополыми парами, состоящими в зарегистрированных гражданских партнерствах, а также за одинокими лицами. Также конвенция оставляет на усмотрение государств право разрешать усыновление однополым парам, живущим вместе и имеющим устойчивые взаимоотношения. Согласно п. 1 ст. 9 возраст усыновителей устанавливается между 18 и 30 годами, а предпочтительная разница в возрасте должна быть не менее 16 лет. Конкретный минимальный возраст усыновителей государства-участники конвенции закрепляют в своем национальном законодательстве, учитывая вышеуказанное предписание. [29]
]Стоимость
]Другие особенности
]Проблемы
В декабре 2012 года в Госдуму РФ был внесён законопроект, одна из поправок к которому предусматривает запрет усыновления российских детей гражданами США. По оценке правительства, [46] этот законопроект противоречит Семейному кодексу, Конвенции о правах ребёнка и Венской конвенции о праве международных договоров. А Совет по правам человека при президенте выпустил заключение, в котором заявил о том, что положения законопроекта противоречат Конституции и международным договорам России, а также указал на нарушения 72-й статьи и положений федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ при его принятии. [47]
Кроме того, Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления и поэтому на нее не распространяются ее требования и права. Согласно Конвенции запрет на иностранное усыновление недопустим и подписание Россией закона на запрет усыновления детей гражданами США противоречит ему. Единственной страной СНГ которая ратифицировала и соблюдает указанную Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления является Казахстан. Указанная Конвенция дает возможность защищать права детей и регулирует все вопросы в отношении иностранного усыновления.
]Вторичное сиротство
Причины вторичного сиротства
Коммерческий характер устройства детей в семью привёл к тому, что, как это описала председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина:
«А может, зря? В детдоме ему будет лучше»: феномен вторичного сиротства
Практически каждая семья с приемным ребенком переживает непростой период адаптации. Многим кажется, что раз ребенка из детского дома забрали в семью, то все, что он может испытывать, – радость и благодарность. Но это далеко не всегда так. В ситуации устройства в новую семью ребенок испытывает двойной стресс: он оставил пусть и нелюбимый, но привычный и понятный детский дом и переехал к практически незнакомым людям, которые к тому же требуют от него выполнения каких-то правил.
Если период адаптации и взаимной «притирки» затягивается, родители начинают эмоционально уставать и могут дойти до полного истощения. Сомнений «А может, зря. » становится все больше, и многие не справляются.
Одной из основных причин «вторичного сиротства» (когда ребенка из приемной семьи возвращают в детский дом) становится то, что ожидания усыновителей не совпадают с реальностью.
Не секрет, что с приемным ребенком возникают проблемы: воспитанники детских домов часто отстают в развитии из-за недостатка внимания. Как правило, у большинства из них травмирующее детство, плохо повлиявшее на их душевное состояние.
Ребенку для нормального развития недостаточно еды, сна и теплой одежды. Младенец испытывает потребность в телесном и эмоциональном контакте со взрослым. Понятно, что сотрудники детских домов даже при желании физически не могут уделить каждому малышу достаточно времени. Это приводит к отставанию в развитии и эмоциональным нарушениям, возникающим в результате дефицита индивидуальных отношений.
Множество исследований доказывает, что детская центральная нервная система начинает подстраиваться под ту среду, в которой находится ребенок. Постоянный стресс приводит к изменениям мозга, которые отвечают за эмпатию – способность понимать свои и чужие эмоции. Критический возраст для необратимости этих изменений – два года:
если в первые два года детдомовец не попадает в семью, реабилитация займет много времени и будет очень сложной.
Многие приемные родители сталкиваются с яктацией (произвольным самоукачиванием): чтобы уснуть, ребенок качает из стороны в сторону головой. У некоторых детей со временем возникает необходимость раскачиваться с большей амплитудой, всем телом. Таким образом, ребенок успокаивает сам себя, справляется со стрессом, компенсируя недополученную в младенчестве порцию укачиваний на руках. В каждом интернет-сообществе приемных родителей есть тема, посвященная этому:
1. Шум – от активного раскачивания трясется и скрипит кровать, это мешает спать всем остальным. К раскачиванию зачастую присоединяются «песни» и завывания.
2. Вытираются волосы – на макушке постоянный колтун, волосы обламываются, если стричь совсем коротко, то стираются до кожи. Ребенок с лысиной – это что-то.
3. В социуме это выглядит странно, косятся, могут и дразнить начать.
4. Самое главное – от качки ребенок впадет в одурманенное состояние, примерно так же, как если перед сном бутылку пива хлопнуть – голова кружится – и баиньки.
Изменение состава замещающей семьи (развод или рождение родного ребенка) тоже часто становится причиной возврата ребенка.
В органах опеки и в школах приемных родителях стараются отсеять усыновителей с ложной мотивацией. Бывает, что кандидаты хотят с помощью ребенка решить свои проблемы, например восполнить боль утраты от гибели своего родного ребенка.
Нельзя не упомянуть и про так называемые подростковые возвраты. Семья забирает из детдома малыша, все более-менее благополучно, а в подростковый период ребенок становится грубым и неуправляемым. Казалось бы, даже кровные дети в этот период «чудят» и добавляют родителям седых волос. Но в случае с приемным ребенком у усыновителя появляются мысли о «дурной наследственности» и «плохих генах». Боясь не справиться, люди попадают в ловушку «Мой родной ребенок так не поступил бы».
Судя по обсуждениям на форумах приемных родителей, особенно важно, чтобы все члены принимающей семьи были рады ребенку. Не стоит надеяться на то, что сердце несогласного когда-нибудь дрогнет. Период адаптации только увеличит противоречия в семье, и ребенок окажется «виноватым» в этом разладе.
Как помочь ребенку адаптироваться в новой семье?
В центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» советуют замещающим родителям, как себя вести для наиболее благоприятной и быстрой адаптации ребенка к приемной семье:
1. Выясните, какой режим был у ребенка в учреждении. Если ему нравилось засыпать позже, то пусть и у вас дома режим сместится.
2. Узнайте его предпочтения в еде, не настаивайте, если ребенок будет отказываться от каких-то продуктов.
3. Можно попросить у воспитателей взять с собой игрушку, к которой он больше всего привязан.
4. Первое время не перегружайте ребенка впечатлениями: поток гостей вполне может подождать, пока ребенок не почувствует себя увереннее.
5. Устраните в его комнате источники громких звуков и резких запахов: сильно пахнущие растения и косметические средства.
6. Постарайтесь, чтобы знакомство с домашними животными произошло плавно и в доброжелательном ключе.
7. Если что-то ребенку нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь выдать все сразу: умеренность гораздо важнее компенсации обделенности.
8. Необязательно совершать дальние поездки, походы в музеи и на праздники, пусть ребенок вначале ознакомится с домом.
9. Нельзя надеяться, что ребенок сразу выразит эмоциональную привязанность.
10. Старайтесь быть с ребенком вместе как можно чаще, разговаривайте с ним.
11. Не реагируйте резко на страшные рассказы и нецензурные слова: накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день.
Эльза Ахметова, директор центра «Семья»:
– Мы сразу же берем в оборот замещающую семью, сопровождая с самого начала весь процесс. Адаптационный период может длиться и два-три дня, а может – и долгие годы, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
чем дольше ребенок находился в учреждении, тем сложнее ему будет адаптироваться и тем больше усугубляются его депривации.
Но все можно корректировать. Практически у каждого ребенка есть неврологические проблемы со здоровьем. Чем раньше начинается лечение, в том числе и медикаментозное, тем быстрее наступит благополучный результат.
Семья тоже бывает готова к разным детям. Усыновление даже маленького ребенка вносит серьезные коррективы в жизнь приемной семьи: нужно быть готовым уйти в декретный отпуск, отодвинуть карьеру на второй план, доходы семьи при этом вдвое падают, несмотря на все причитающиеся пособия. Порой человек просто не привык жить в таком режиме – ты постоянно занят ребенком, не имея возможности выйти в свет и заняться своими делами.
Наступает эмоциональное выгорание, очень схожее с послеродовой депрессией.
Во-первых, это не значит, что вы с ребенком «не подходите» друг другу, что притирка будет длиться вечно, что вы плохие родители и вам «не дано». Нужно понимать, что сложности неизбежны и практически каждая приемная семья через них проходит.
Во-вторых, очень помогает общение с опытными замещающими родителями, которые могли бы рассказать о своем опыте, дать совет и просто поддержать.
В-третьих, в особо сложных кризисных ситуациях, когда кажется, что выхода, кроме возврата, нет, стоит обратиться к специалистам – детскому, семейному психологу, специалистам из органов опеки. Объективный и профессиональный взгляд может помочь сохранить семью и не совершить безвозвратного шага.
«Лучше отказаться заранее, чем травмировать ребенка»
Органы опеки выдают кандидатам направление в школы приемных родителей. Мы уже писали, что свидетельство об ее окончании является обязательным документом.
Подготовку будущих приемных родителей осуществляют несколько учреждений: на базе Республиканского центра семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкирского института социальных технологий, Института дополнительного образования БГПУ им. М. Акмуллы и других. Программы для всех учреждений разработаны Министерством образования РФ и Министерством образования РБ.
Правда, тут кандидатам, возможно, придется подождать. Как нам сообщили в отделе опеки и попечительства администрации Стерлитамака, срок, за который набирается минимальное количество участников в группе (шесть человек) – около двух месяцев. Занятия длятся около 80 часов.
В ишимбайском филиале Республиканского центра семейного устройства детей-сирот честно сказали:
– В ближайшее время даже не планируется формирование групп: город маленький, людей, желающих взять ребенка, мало. В прошлом году больше шести месяцев ждали, когда группа из 10 человек сформируется.
– Основная цель обучения в школах приемных родителей – довести до сознания кандидатов, к чему быть готовым. Кто-то может сиюминутно решить, что хочет усыновить ребенка, не задумываясь, через что нужно пройти и чем придется пожертвовать. Кто-то увидит, например, красивую картинку у друзей, воспитывающих приемного ребенка, и решит: «Тоже хочу».
Около 30% кандидатов в процессе обучения в итоге отказываются от данной затеи, и это нормально.
Я всегда говорила, что отказ – это тоже серьезное и ответственное решение, и лучше принять его на данном этапе, чем травмировать ребенка потом, – комментирует Эльза Ахметова.
Усыновить ребенка через «ВКонтакте»
Так называемое открытое усыновление широко практикуется на Западе, где биологическая мама еще до родов подбирает приемных родителей своему малышу. Она может обратиться в учреждения по усыновлению, где ей покажут целый каталог бездетных пар, готовых в обмен на новорожденного взять на себя все расходы по содержанию во время беременности.
В России принято «закрытое» усыновление, так как разглашение сведений об усыновлении может причинить нравственные страдания ребенку, помешать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка. Ответственность за разглашение тайны усыновления даже прописана в статье 155 Уголовного кодекса РФ.
Но при этом стихийно и подпольно разворачивается усыновление через социальные сети.
«Молодая обеспеченная семья возьмет ребенка на усыновление. Будем еженедельно выплачивать оговоренную сумму. Готовы принять до родов у себя и полностью обеспечить на время беременности. С 0 до 3 месяцев отроду».
Много сообщений и от биологических мам:
«Беременная, не замужем, живу в общежитии. Если кому-то нужен ребенок, заберите, пожалуйста, после родов, чтоб не попал в детдом!».
Многие беременные подчеркивают, что будут передавать ребенка на усыновление только через органы опеки и «продавать ребенка» не намерены.
Вовсю работает бизнес посредников в поиске новорожденных детей, которые обещают взять все лишние хлопоты и переговоры с биомамами на себя. Правда, просят за свои услуги они немало – до 100 тысяч рублей.
Через «фейковый» аккаунт мы связались с одной женщиной, чьи комментарии встречаются почти в каждой группе по усыновлению. Автор написал ей, представившись женщиной, желающей усыновить новорожденного в обход органов опеки.
Корр.:Владислава, добрый день!
Корр.: Я увидела ваш комментарий в группе, что вы можете помочь с усыновлением. В чем заключается помощь?
В.: Помощь заключается в поиске ребенка и оформлении документов в короткие сроки.
Корр.:Расценки подскажите, пожалуйста.
В.:70 тысяч рублей. Предоплата – 60% от суммы. Это за всю работу.
Корр.: Каковы предельные сроки, когда я смогу забрать ребенка?
В.: Срок работы – три-четыре недели. Гарантии оформляю у нотариуса и пересылаю вам.
Корр.: А ходить в органы опеки и собирать справки буду я сама?
В.: Нет. Все делать будем сами. От вас подписи нужны будут, но это уже, когда мы привезем ребенка и документы.
Корр.: В выборе ребенка я же участвую?
В.: Естественно. Я высылаю фото, и вы выбираете. Позже вас знакомлю, и если вас все устраивает, оформляем.
Корр.: Подскажите еще, пожалуйста, обучение в школе приемных родителей все равно же нужно будет проходить?
В.: Нет, не надо. Свидетельство о прохождении сделаем сами. Если вы конкретно со мной будете работать, то будет все так, как я и написала.
Если в органы опеки пойдете, будет мучительно долго.
Люди стоят по два-три года – и толку нет, поэтому и приходится обращаться к нам на платной основе. На данный момент есть биомама, готовая отдать ребенка. Девочка родится 4 апреля.
Корр.:Но ведь это же в обход органов опеки, получается.
В.:Мы сами все документы оформляем, никаких проблем у вас не будет. Если вы хотите, я могу сделать, чтобы био (биологическая мать – прим. ред.) родила по вашим документам, тогда и опека вас доставать не будет. И органы опеки всегда и всем говорят: «Два месяца, не больше». А потом то это не так, то детки нет того возраста, то еще что-нибудь. И тянут два-три года.
Это только документы сделать у них два месяца, а все остальное – жди у моря погоды, когда появится тот самый ребенок.
В Семейном кодексе есть статья, обговаривающая, что родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом. То есть, по сути, подобное открытое усыновление в России вполне легально, только нет никаких регулирующих механизмов. Сейчас все это напоминает куплю-продажу младенцев по подложным документам, звучат мутные схемы с вписыванием в свидетельство о рождении «липовых» отцов и родами по подложным документам.
То есть этот процесс никак не контролируется, и стихийно возникают договоренности с вполне конкретными суммами о передаче ребенка. Человеку не требуется даже проходить школу приемных родителей, что по закону является обязательным условием для усыновления.
В Сети пытаются найти лазейки и те, кому в органах опеки по тем или иным причинам отказали в усыновлении:
– По поводу «агентов по усыновлению» ничего сказать не могу, но это явно незаконно. Может, они просто собирают таким образом деньги с доверчивых людей, а может, и находят какие-то лазейки в законодательстве. Весь процесс и все документы должны проходить через органы опеки, – комментирует Эльза Ахметова.
То есть, имея деньги, через «агентов по усыновлению» абсолютно любой человек может забрать себе ребенка?
Почему опека не контролирует?
У опеки нет эффективных способов и механизмов выявления семейного насилия на ранних стадиях до передачи в семью ребенка. Было уже не раз озвучено, что органы опеки должны взаимодействовать с правоохранительными органами и между структурами должен быть постоянный информационный взаимообмен. Вся информация, вплоть до жалоб от соседей, должна оперативно поступать в органы опеки. Однако это поможет отсеять только явных дебоширов: бывает, что приличный с виду человек с отсутствием даже штрафов за стоянку держит в страхе всю семью.
Органы опеки и правоохранительные органы не знают многого из того, что творится с детьми за закрытыми дверьми приемной семьи. Ребенок запуган и молчит, соседи не вмешиваются, родственники покрывают насильника.
Мы уже писали, что в Башкортостане с этим тоже не все гладко: ради отчетов и хорошей статистики детей отдают кому попало.
Почему дети молчат?
Дети подолгу молчат, из-за чего насильники продолжают воспитывать беззащитных детей, имея практически полный контроль над ними. Кому рассказать? Приемная мама может не поверить, обвинить саму жертву и сдать «проблемного ребенка» обратно в детдом. Органы опеки начнут проверку, в результате которой тебя опять же, скорее всего, вернут в приют. И уже не факт, что кто-то тебя удочерит/усыновит. Ребенку лучше до 18-летия остаться в детском доме, где, судя по новостям, зачастую творится тот же ад?
Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.