Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого

Конфликт Чацкого с московским обществом

«Горе от ума» следует одной из самых распространенных схем построения комедии первой четверти XIX века: описывается борьба двух претендентов на руку девушки, причем к началу пьесы благосклонностью за счет своего положения, богатства и так далее пользуется отрицательный персонаж, щеголь и вертопрах. Второй, положительный кандидат на руку девушки завоевывает ее любовь исключительно своими высокими моральными качествами, родители девушки также принимают его сторону – добродетель торжествует, порок посрамлен.

Но «Горе от ума» все же не совсем обычная комедия: сначала Чацкий представляется как отрицательный персонаж, а Молчалин, соответственно, положительный.

Тем не менее уже во втором действии становится очевиден конфликт Чацкого и московского общества – во взглядах на жизнь и смысл жизнь, на место человека в обществе – то есть на первый план выходит мировоззренческое, идеологическое и политическое содержание произведения. Кульминация это конфликта приходится на третье действие.

Прямой конфликт Чацкого с обществом начинается с его беседы с Молчалиным – Чацкому кажется, что Софья не может любить человека «с такими чувствами, с такой душою»

В дом Фамусова съезжаются гости, и Чацкому дается возможность побеседовать с каждым из их, и с каждым разговором противостояние будет увеличиваться.

Начинается все достаточно безобидно, но в стычке Чацкого с графиней Хрюминой-младшей. Ей предшествует сцена появления графини: войдя в комнаты, полую уже съехавшихся гостей, она, словно не замечая их, говорит бабушке:

Ах, grand’maman! Ну кто так рано приезжает? Мы первые!

Грибоедов показывает, что в этом маленьком кусочке московского общества, в котором, как в зеркале, отражается вся Москва, нет дружелюбия или симпатии, а только всеобщая неприязнь. Тем заметнее будет единодушие, с которым все накинутся на Чацкого, ощутив в его взглядах и мыслях опасность не только для себя, но и для всего общественного привычного устройства.

После беседы с графиней-внучкой Чацкий уже е может остановиться: рассмеется в ответ на весьма двусмысленные замечания Хлестовой в адрес Загорецкого, заденет самого Загорецкого, еще раз презрительно отзовется о Молчалине в разговоре с Софьей – подогреваемые этим, неприязнь к нему растет, как и слухи о его сумасшествии.

События развиваются согласно вышеприведенной комедийно схеме, и в конце логично следует развенчание «отрицательного» персонажа – но симпатии зрителя оказываются именно на стороне Чацкого, а его окончательный разрыв с фамусовским обществом радостно воспринимается как должное.

Главный смысл комедии оказывается не про борьбе за руку Софьи, а в поединке Чацкого с обществом. Грибоедов дает понять, что Чацкий не единственный пример подобного социального поведения: брат Скалозуба оставил службу ради «чтения книг», хотя ему полагалось производство в очередной чин; племянник княгини Тугоуховской Федор тоже «чинов не хочет знать», сам Чацкий тоже бросил высокий пост – даже до Москвы дошли слухи о его «связи с министрами» и последующем с ними разрыве.

Претензии фамусовского общества к Чацкому мелочны и смешны: Наталья Дмитриевна возмущается тем, что ее мужу Чацкий «совет дал жить в деревне», графиня внучка сообщает, что ее он «модисткою изволил величать», Молчалин поражается, что ему Чацкий «отсоветовал в Москве служить в Архивах», а Хлёстова негодует по тому поводу, что Чацкий поднял на смех ее слова – из этого обиженный Загорецкий делает неожиданный вывод: «Безумный по всему».

Тем не менее, когда разговор заходит о причинах этого «безумия», то обвинения оказываются уже вполне серьезными, политическими: виноваты книги и образование как источник политического вольнодумства.

Настоящий смысл комедии носит уже трагический характер. Об этом писал Ю. Н. Тынянов, указав, что комичность положения Чацкого (имеется в виду место его в сюжетной схеме) «является средством трагического, а комедия видом трагедии». Грибоедов, обладая хорошо развитым чувством художественной соразмерности, опасаясь, что эту трагедийную нагрузку образ может не выдержать, если будет ассоциироваться в художественном сознании современников с функцией шутовского героя. Он находит гениальное решение, введя в IV действие фигуру Репетилова, который, внешне повторяя Чацкого, по сути является его антиподом.

Источник

Урок-конспект «Анализ первого действия комедии «Горе от ума»»

Анализ первого действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальное представление о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Сегодня прошло уде два столетия, а грибоедовскую комедию не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят. казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но «хрестоматийный глянец» не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей. Давайте и мы вместе с Грибоедовым «войдем» в дом Фамусова.

Каковы экспозиция и завязка первого действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

Знакомство с домом московского барина Фамусова, возникновение интриги: тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого – завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.

Диалог Чацкого и Софьи – сатирическое обличение Чацким московских нравов. Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Завязка общественно – политического конфликта комедии между Чацким и московским барством.

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софья влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайном от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговоров Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.

1.Подготовить устное сообщение по первому действию комедии. Где происходит действие комедии? Какое событие становиться завязкой комедии? Какая интрига движет действием? Как в первом диалоге Чацкого и Софьи раскрывается отношение героя к барской Москве?

2.Прочитать второе действие комедии. В чем суть конфликта, наметившегося между Чацким и Фамусовым? Обозначьте позиции спорящих. Как выглядит Москва в восприятии героев? Охарактеризуйте полковника Скалозуба.

3.В чем, по-вашему, состоит конфликт пьесы? Как он развивается во втором действии?

4.Проанализировать диалоги Чацкого и Молчалина. Можно ли назвать героев антиподами? Почему?

Источник

Что критикует чацкий в горе от ума. Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий)

Трагикомедия Грибоедова «Горе от ума» играет значимую роль в истории литературы. При уникальном сочетании затухающего классицизма и появлении новых художественных методов, в написании комедии Грибоедов объединил злободневный реализм и классический романтизм.

Отсюда и проявилась та зависимость героев от времени написания и столько необычного на тот момент сочетания жанров. Если ранее писатели предпочитали делить персонажей на черное и белое, то теперь допускается смещение этих границ. В частности Грибоедов позволил себе наделить героев и положительными чертами характера, и отрицательными. Наиболее ярко это выразилось в главном образе пьесы – Александре Чацком.

Вспомним его предысторию. До начала событий пьесы Александр почти три года путешествует в поисках себя и своего предназначения, как он это называет: «Ума искать». Благодаря поездке он становится приверженцем передовых взглядов на общество и общий уклад жизни.

По возвращении на Родину герой отправляется к Фамусову, чтобы скорее увидеть дочь старинного друга. Много лет назад они росли вместе. Встретившись с Софьей, Чацкий с удивлением обнаруживает, что чувства к девушке давно остыли, а новость о ее привязанности к другому человеку воспринимается им неоднозначно, вызывая внутренний конфликт чувств и стремлений. Особенно его задевает тот факт, что Молчалин куда глупее его. Но тем не менее эта ситуация вызывает столкновение между Чацким и домом Фамусова. Литературоведы обозначают его, как борьбу людей с передовыми взглядами и чинопоклонниками. Со слов Софьи мы можем еще до приезда молодого человека составить его портрет. «Чувствителен, и весел, и остер» — говорит девушка, при разговоре о мудрости и уме со своей служанкой, вспоминая именно Чацкого. А это выгодно отличает его от других персонажей.

В книгах всегда прослеживается развитие героя, особенно на фоне конфликтов интересов и мировоззрений персонажей. В данной ситуации читатель понимает всю неоднозначность и противоречивость характера Чацкого, столкнувшегося с враждебным отношением к его идеям и убеждениям. Ему приходится защищать их в своих монологах с закостенелыми приверженцами традиций аристократии. Даже в общении с близкими и друзьями, поддерживающими дворян, он использует язвительную манеру с некой долей сарказма, специально высмеивая их ошибочные суждения. При встрече с Софьей он спрашивает: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?». Также остальные персонажи нередко укоряют Чацкого в бестактности, вспыльчивости и страсти к высмеиванию чужих пороков. Особенно это проявляется в общении с девушкой.

Конечно, читатель вправе оправдывать поведение Чацкого тем, что тот возмущается безнравственностью своего сословия, стремясь хотя бы таким образом передать им свое «истинное знание». Он ставит перед собой цель – побороть невежество дворян, а не обидеть кого-то отдельного из них. Учитывая то, что герой с детства воспитывался в этих традициях, ему сложно полностью изменить самого себя и пойти против сословия, а потому у него «ум с сердцем не в ладу». Он просто не может удержаться от очередной колкости в адрес фамусовского общества или язвительного замечания по поводу рассказа об очередном уважаемом феодале, готовом кланяться до земли перед очередным правителем.

Для Чацкого характерна любовь к правому целедостижению с помощью своих способностей, а не денег. Он готов тяжело работать ради благой цели, но никогда не станет этого делать в угоду интересам влиятельных людей. Чацкий демонстративно заявляет в очередном споре с аристократами: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». А ведь по рассказам современников, таких же взглядов придерживался и сам Грибоедов. В молодом человеке мгновенно пробуждается гнев и даже ненависть при виде отношения общества к обездоленным и нищим, а также к столь «противной» ему выслуге перед высокопоставленными чинами. Для него аристократия не более, чем склонная к мотовству, лени и чинолюбию общность, старающаяся во всем подражать западу, но не самым лучшим их достижениям.

В своем монологе Чацкий укоряет боязнь аристократии и высоких чином перед лицом обычного человека, готового посвятить себя всецело науке и самопознанию, считая его безумцем и даже бунтарем. Аристократы будто боятся, что привычный для них строй вскоре будет свергнуть, а потому удерживают его с помощью отрицания новых идей. Они даже для продвижения по службе пользуются не собственными способностями, а стараются заводить полезные знакомства на балах и частных встречах. В то время, как Александр разделяет понятия отдыха и развлечений с работой. Он негативно воспринимает лицемерие перед лицом «нужного человека», не стесняясь открыто заявлять об этом в лица свои оппонентам.

Самого Чацкого тяготит «темность» их взглядов и враждебность по отношению к новаторским идеям, что приводит к «отрезвлению» его мыслей: Чацкий решает, что его пути с консервативной аристократией давно разошлись. В этом и заключается драматизм комедии: Чацкий остается в одиночестве в своих убеждениях и вынужден покинуть Москву. Но, к его чести, он не оставляет своих взглядов. Просто время для них еще не пришло.

Не секрет, что образ и характер Александра Чацкого отражает взгляды самого Грибоедова, не принимающего преклонения русских перед «иностранщиной». Он высмеивает учителей-иностранцев и использование даже в бытовых ситуациях иностранной речи в словах главного героя. Критиками образ молодого человека, приверженца новых идей, воспринимался так же неоднозначно, как и совмещение классицизма с новаторскими литературными жанрами. Однако, все убедились в идее автора о том, что несмотря на сложность укрепления новых идей в столь консервативном обществе, вскоре придет время, когда новаторство свергнет все пороки аристократии. Ведь уже тогда многие молодые люди начинают стремиться к знаниям, развитию науки, расширению экономики и использованию европейских идей об оплаченной работе, а не рабском отношении к крестьянам.

9 класс сочинение кратко

Характеристика героя

Главным героем пьесы является Чацкий Александр Андреевич. Именно его образ символизирует единственный положительный характер в комедии.

Молодой человек, оставшийся сиротой ещё в раннем возрасте, получил придворное домашнее фамусовское воспитание. Несмотря на то, что покровитель дал Чацкому сумел дать Чацкому достойное образование, однако привить ему собственное мировоззрение Фамусову не удалось. Будучи уже взрослым, образованным человеком, Чацкий вышел из фамусовского дома и начал жить отдельно. Вследствие чего, он решил бросить военную службу, но и не предпочёл чиновничью службу.

Софья, прелестная взрослая дочь Павла Афанасьевича, состояла в дружеских отношениях с Чацким, но со временем эта дружба переросла в совершенно другие чувства — в любовь. Александр Андреевич продолжал искренне восхищаться Софьей, и в скором времени хотел сыграть с ней свадьбу. Однако как человек эмоциональный, деятельный и любознательный, Чацкий ощущает угнетение скуки в Москве, поэтому он решает отправиться в путешествие, чтобы увидеть мир. Уезжает он на целых три года, а о своём отъезде Софью не только не предупреждает, но и на протяжении всего этого впереди не пишет ей ни единого письма. Вернувшись, Чацкий осознает, что любви Софьи к нему, как и не было, да и помимо этого у неё уже появился новый возлюбленный — Молчалин. Александр Андреевич бесконечно разочарован в бывшей возлюбленной и до глубины души поражен её предательством.

Гордость, благородность, готовность высказать своё мнение и умение его аргументировать — именно эти определения детально характеризуют Чацкого как человека. Он не живет прошлым, а вовсе наоборот. Негативное отношение к помещичьей жестокости и крепостному праву движет его желанием бороться за справедливость в обществе, он стремится быть полезным для народа. Потому Чацкому невыносимо пребывать в фамусовском, обделённом нравственностью, обществе. И он осознает, что не найти ему места среди всех живущих во лжи и лицемерии.

Краткая биография

Александр Чацкий рано остался сиротой, поэтому он рос в семье Павла Афанасьевича Фамусова. Он был другом отца Чацкого и отнесся со всей добротой к приемному сыну. Опекун позаботился о том, чтобы у юноши было отличное образование, но Фамусов не смог привить ему собственные взгляды на жизнь.

Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Смотреть фото Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Смотреть картинку Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Картинка про Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Фото Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого

Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно, но часто навещал Фамусова. Между Александром и Софьей, дочерью Павла Афанасьевича, разгорелся роман. Главный герой планировал сделать ей предложение, но ему наскучила светская жизнь, поэтому он отправился путешествовать по миру. Чацкий не предупредил возлюбленную о своем решении и пропал на три года.

Когда герой вернулся на родину, то узнал печальную новость: Софья не стала его ждать и начала роман с другим мужчиной. Александр расстроился, посчитав поступок любимой предательством. Чацкий открыто критикует хозяев дома и гостей. Софье надоедает это слушать, она начинает выставлять Александра сумасшедшим.

В конце комедии Чацкий понимает важную вещь: дворяне не разделяют его взглядов, он навсегда останется изгоем. Мужчина признает, что в таком обществе есть опасность лишиться рассудка, и уезжает.

Образ героя в произведении

Автором пьесы показана непримиримость столкновения Чацкого с обществом Фамусова. Чацкий, в силу своего высокого развития, не понимает, какие морали, идеалы, принципы преследуют представители фамусовского общества. Герой не кривит душой, а говорит о своих взглядах прямо, за что и окажется осужденным.

В конечном же итоге, Чацкий, оставшийся непринятым и не понятым в кругах фамусовского общества, отвергнутый любовью всей своей жизни, фактически сбегает из Москвы, он покидает это место и, на первый взгляд, складывается однозначное впечатление, что финал для главного героя трагичен. Однако, размышляя над этим, назревает вывод, что Чацкий побеждён лишь количеством мнений и неприемлемых взглядов, а не их сущностью. Со стороны общества он действительно потерпел поражение, но тот факт, что с духовной, моральной стороны Чацкий несомненно одержал победу над Фамусовым и его окружением, остается неоспоримым.

Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Смотреть фото Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Смотреть картинку Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Картинка про Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого. Фото Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение чацкого

Герой смог внести сумасшедший переполох в это общество. А суметь с достоинством доказать индивидуальность и защитить свою личность, у которой сформировано мнение и взгляд на каждое проявление жизни, аргументированно преподнести свое несогласие, открыто высказав взгляды на существующий жизненный устой — это и есть подлинная победа нравственности. И не случайно героя называют сумасшедшим. И вправду, неужели хоть кто-то смог бы возразить в фамусовском кругу? Никто, только сумасшедший.

Действительно, Чацкому нелегко осознавать, что его не поняли, потому что дом Фамусова для него все так же дорог и значим. Он вынужден покинуть эти места, так как приспособление никак не присуще для Чацкого. Он идет другой дорогой — дорогой чести. Герой никогда не сумеет принять фальшивые чувства и эмоции.

Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова — это комедия «Горе от ума». Один из главных героев комедии — Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии «Горе от ума». Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения. Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес — это образ Чацкого.

Роль в произведении

Поведение Чацкого вызывает недоумение у светского общества. Дворянин выступает противником чинов и социальных статусов. Он не понимает, как можно идти на разные нехорошие дела ради денег. Александр был настоящим патриотом, ему неприятно прислуживаться, но он всегда готов защищать Родину. Для него важны честь и достоинство.

Главный герой комедии не понимает Фамусова, Молчалина, Максима Петровича. Другие персонажи готовы льстить окружающим ради достижения собственных целей. Александр же считает, что такие люди не имеют права выступать в качестве судей человеческих жизней.

Главный герой является борцом с предрассудками. Он пытается донести важную мысль: нравственные качества личности не зависят от положения в обществе. Александр хочет избавиться от стереотипов прошлого.

Но если сделать подробный анализ личности главного героя, то можно заметить: его образ не такой уж однозначный. Дворянин отличается импульсивностью, резкостью, его выражения колкие и едкие. Он не счел нужным предупредить Софью об отъезде, обиделся на то, что она не стала его ждать.

Чтобы стать настоящим борцом, нужно не только развиваться интеллектуально. Важно понимать, каким образом и что доносить до людей. Иначе человек не найдет понимания.

Кто стал прототипом Чацкого?

Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию «Горе от ума». Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.

Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить — пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.

Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова.

Что сказал сам автор о Чацком

Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий «сбивчивый», то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.

Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем «сумасшедствии», которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви. Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.

Описание персонажа

Чацкий — довольно рассудительный мужчина. Однако он несчастлив, потому что не может смириться с действительностью и изменить что-либо, ведь окружающие от него не зависят.

Из-за этого появляются сомнения по поводу его ума. Однажды даже Пушкин сомневался в его рассудительности.

Некоторые факты о личности героя:

Люди, живущие в этом городе, добились успехов на работе благодаря хитрости и личным связям. Инакомыслящих граждан не принимают в этом обществе и не собираются понимать. Особенно Александра, от которого слышны одни упреки.

Мировоззрение Чацкого

В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума». Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием — этот момент принципиальный в комедии.

Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий — опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить «как все», но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.

Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.

Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».

Комедия была написана в годы революционных тайных организаций декабристов. Автор затронул в ней борьбу прогрессивно мыслящих людей с обществом дворян и крепостников, иными словами, борьбу нового и старого мировоззрения. В А. А. Чацком писатель воплотил множество качеств передового человека эпохи, в которой пребывал сам. По его убеждениям созданный им герой близок к декабристам

Характер и мировоззрение

Грибоедов намеренно не делал в комедии детальных описаний внешности героев. Александр воспринимается другими людьми как приятный молодой человек. Фамусов же замечает, что после трехлетнего отсутствия Чацкий стал модно одеваться. После военной службы Александр приобрел привычку держать спину прямо и вести активный образ жизни.

Главный герой получил полное образование, он член Английского клуба. Это свидетельствует о Чацком как об умном человеке, который умеет красиво говорить не только на русском, но и на иностранном языке. Хоть у него нет военного звания, он решил не связывать свою жизнь с работой чиновника. Основные черты характера Александра:

Особенность главного героя — высокое интеллектуальное развитие. Но оно не приносит ему счастья и только становится причиной горя.

В конце произведения Александра считают умалишенным. Сам же дворянин вдруг осознает, что среди людей Фамусова он не найдет понимания.

Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий — сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.

Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова

, возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.

Его любовь к этой девушке — чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя

, а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.

Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.

В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом

, используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.

Образ Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс

Произведение « Горе от ума» является отображением жизни дворянства и светского общества. В комедии хорошо описана жизнь и привычки дворянства. В светском обществе всегда царит ложь, предательство, подхалимство. И, к сожалению не уважаются права простых крепостных. В «Горе от ума» хорошо показан характер людей живущих в России.

Произведение написано тогда, когда происходил раскол общества на два лагеря. Один лагерь был за сохранение традиционных устоев, а другой лагерь-за введение новых традиций и устоев. Чацкий является главным героем произведения «Горе от ума». Своим неповторимым образом он придает произведению оригинальность.

Чацкий очень интересная личность. Он выступает против традиционных устоев дворянства. Обычно в светском обществе царило предательство, взяточничество, подхалимство. Дворяне не уважали не ценили крепостных. Против этого всего был Чацкий. Он хотел все изменить но не смог. Чацкий не уважает тех дворян, которые мыслят только в одном ракурсе. Герой гибкий человек со всесторонними интересами.

Любовь Чацкого

Чацкий в любви был очень непоследовательный. Герой испытывал свое первое чувство влюбленности в доме детства у Фамусовых. В ненавидимом им обществе находится только из-за Софьи. Герой после своего длительного отсутствия приехал обратно в Москву. За время своего путешествия он многое понял. Появился новый взгляд на жизнь на прежние идеалы. Чацкий очень хочет найти свою любовь. Чайкой не силен в любовных делах. Он не может правильно цепочку общения с Софьей. Когда Чайкой уехал за границу, то он полностью прекратил общение с Софьей. А приехав обратно в Москву начал свое общение с Софьейт так как будто они не расставались. А все дело в том, что герой испытывает духовную близости с Софьей. Он считает ее родным человеком.

Чайкой даже не в состоянии понять, что Софья может влюбиться в другого молодого человека.

У Чацкого есть эгоизм. Он очень самоуверен в любви. Узнав о том, что новой любовью Сойти является Молчалин, у него пропадает уважение к героине.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.

, общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.

Противоречия в характере героя

Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.

Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.

Своеобразное мировоззрение героя

Чацкий в комедии раскрывает

мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».

Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни

, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *