Что в переводе с греческого означает симфония
Значение слова симфония
Словарь Ушакова
1. Большое музыкальное произведение для оркестра, обычно состоящее из 4-х частей, из которых первая и часто последняя написаны в сонатной форме (муз.). Симфония может быть названа большой сонатой для оркестра. Н.Соловьев.
4. Алфавитный словоуказатель к церковным книгам (церк., лит.). Симфония на ветхий завет.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. symphonia – созвучие)
музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатно-циклической форме, высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в к. ХVIII – нач. ХIХ в. (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Словарь музыкальных терминов
(гр. symphonia — созвучие)
1. Крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, симфония состоит из четырех частей, однако встречаются симфонии из большого или меньшего количества частей. Иногда в симфонии используются также певцы-солисты и хор. Классический тип симфонии создали И. Гайдн, В. А. Моцарт и особенно Л. Бетховен. Виднейшими мастерами симфонии были Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, А. Дворжак; в русской музыке А. Бородин, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин и др.
2. В XVIII в. симфонией назывались вступительные части сюит, а также оркестровые вступления к операм.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее обычно из 4 частей.
2. перен. Гармоничное сочетание звуков, красок, тонов и пр.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
СИМФОНИЯ, и, ж.
1. Большое (обычно из четырёх частей) музыкальное произведение для оркестра.
2. перен. Гармоническое соединение, сочетание чегон. (книжн.). С. цветов. С. красок. С. звуков.
| прил. симфонический, ая, ое (к 1 знач.). С. оркестр (включающий смычковые, духовые и ударные инструменты).
Словарь Ефремовой
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
ж. греч. муз. гармония, согласие звуков, многогласное созвучие.
Особый вид многогласного музыкального сочиненья. Симфония Гайдена.
Симфония на Ветхий, на Новый Завет, свод, указанье мест, где поминается одно и то же слово.
Большая Советская Энциклопедия
В творчестве композиторов венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена сложился зрелый тип С. Гайдн, автор 104 С., прошёл в своём творчестве длинный путь от близких к сюите и дивертисменту С. до своих 12 больших «лондонских» С. (1791≈95), отличающихся вполне определённой структурой цикла и отдельных частей (важнейшее значение в них приобрело тематическое развитие), возросшей ролью финала, единством концепции каждого произведения. Ранее «лондонских» симфоний Гайдна были написаны последние и наиболее значительные из симфоний Моцарта (всего около 50), в том числе лирическая соль-минорная и величественная до-мажорная, получившая название «Юпитер». Бетховен ещё более обогатил жанр С. В его С. большое значение приобрели героика, драматизм, философское начало. В большинстве своих С. Бетховен вместо менуэта включает скерцо. Особенно выделяются его 3-я («Героическая»), а также 5-я, 6-я («Пасторальная»), 7-я и 9-я С. (в финале последней привлечены квартет певцов-солистов и хор).
Композиторы-романтики сохранили традиционную схему цикла, но наполнили её новым содержанием. Видное место у них занимает лирическая С., одним из ярких образцов которой явилась С. си минор Ф. Шуберта (автор 8 С.). Эта линия нашла продолжение в симфониях Ф. Мендельсона-Бартольди (5), часто имеющих картинно-пейзажный характер. Т. о., С. обрели черты программности (см. Программная музыка ), столь характерной для композиторов-романтиков. В числе их программных С. ≈ ярко новаторская «фантастическая симфония» Берлиоза (автор 4 С.), возникшие позднее симфонии «Фауст» и «Данте» Листа. Однако программные замыслы в романтической музыке чаще воплощались в формах одночастных симфонической поэмы, фантазии и др. Р. Шуман в своих 4 С. продолжает традиции Бетховена, а также лирико-эпические симфонии до мажор Шуберта. Из трёх симфоний К. Сен-Санса особенно выделяется последняя. Симфонии Брукнера (девять) и С. Франка (одна) преломляют влияния музыки Р. Вагнера. Виднейшим автором С. в конце 19 ≈ начале 20 вв. был Г. Малер (9 завершенных С.), порой привлекающий и вокальное начало. Значительные С. на Западе создали представители новых национальных школ: во 2-й половине 19 в. ≈ А. Дворжак в Чехии, в 20 в. ≈ К. Шимановский в Польше, Э. Элгар и Р. Воан-Уильямс в Англии, Я. Сибелиус в Финляндии. Новаторскими чертами отличаются симфонии французских композиторов А. Онеггера, Д. Мийо и др. Если в конце 19 ≈ начале 20 вв. главенствовала большая С. (часто для оркестра расширенного состава), то позднее всё большую роль начинает играть скромная по своим масштабам и предназначенная для ансамбля солистов «камерная симфония».
Значительное место жанр С. занимает в рус. музыке. В особенности выделяются симфонии А. П. Бородина (2 завершенных С., 2-я ≈ «Богатырская»), П. И. Чайковского (6 С., 6-я ≈ «Патетическая», а также программная С. «Манфред»), А. К. Глазунова (8 завершенных С.), А. Н. Скрябина (3 С.) и С. В. Рахманинова (3 С.). Большое внимание С. уделяют и сов. композиторы, создавшие много выдающихся произведений в этом жанре. В их числе Н. Я. Мясковский (27 С.), С. С. Прокофьев (7 С.), Д. Д. Шостакович (15 С.), А. И. Хачатурян (3 С.). Значительные С. написаны композиторами Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии и других советских республик.
Лит.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, [пер. с нем.], Л., 1926; Попова Т., Симфония. Пояснение, М. ≈ Л., 1951; 55 советских симфоний, Л., 1961; Вейнгартнер Ф., Исполнение классических симфоний. пер. с нем., т. 1, М., 1965; Конен В., Театр и симфония, 2 изд., М., 1975; Ярустовский Б. М., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Brenet М., Histoire de la symphony á orchestre. P., 1882; Nef K., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921.
Симфония
Симфо́ния (от греч. συμφωνία — «созвучие»)
– властей – недостижимый на практике идеал взаимоотношений между Церковью и государством, заключающийся в том, что светская и церковная власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества (синергии); и по аналогии с Божественной и человеческой природой Богочеловека Иисуса Христа, «нераздельны и неслиянны». Отклонение, когда считающая себя православной государственная власть господствует над церковной иерархией, именуют цезаропапизм, а когда церковная власть притязает на политическое господство в стране именуют папоцезаризмом. Формула «симфонии властей» изложена в VI новелле Кодекса законов византийского императора Юстиниана I Великого в 534 году; позже этот принцип был закреплен во Введении в свод законов 879 года, составленном императором Василием I Македонским.
– библейская – собрание всех встречающихся в Св. Писании слов в алфавитном порядке, с указанием места, где они находятся. Чтобы исследовать особенности использования еврейского или греческого слова, следует обратиться к еврейской или греческой симфонии.В настоящее время для этой цели удобно пользоваться поиском по Библии.
– по трудам святых отцов или церковных писателей – тематические подборки высказываний (цитат) соответствующего автора.
Симфония
Симфония… как пугает это слово людей, нечасто посещающих концертные залы! Симфония нередко представляется чем-то очень сложным, малопонятным и потому скучным. Между тем, восприятие симфонии – дело не менее увлекательное, чем ее создание, если только научиться понимать ее «язык».
Так что же такое симфония? Прежде всего, это сочинение для оркестра, без солистов (в этом ее отличие, например, от концерта) – как правило, оркестра симфонического, хотя в наше время существуют симфонии и для других составов, например, Симфония для оркестра русских народных инструментов Александра Андреевича Цыганкова… Впрочем, в музыке ни одно правило не обходится без исключений, ведь каждое произведение так же неповторимо, как человеческая личность, да и каждая эпоха вносит свои коррективы. Мы убедимся в этом, познакомившись с историей симфонии.
Само слово «симфония» в переводе с греческого языка означает «созвучие», так именовались благозвучные сочетания музыкальных тонов, а древние римляне называли «симфониями» инструментальные ансамбли. В средневековой Европе это слово подразумевало светскую инструментальную музыку, в XVII столетии – сборники инструментальных пьес, а также оркестровые вступления к операм и кантатам, которые позднее стали именоваться увертюрами. У композиторов венецианской школы такие симфонии обычно состояли из двух разделов – медленного и быстрого, а у неаполитанцев быстрые разделы обрамляли медленный. Это был прообраз того, что мы понимаем под словом «симфония» сегодня.
В 30-х гг. XVIII столетия пути оперы и симфонии расходятся: оперные спектакли открываются увертюрами, а симфонии создаются и исполняются как самостоятельные оркестровые произведения, не связанные с театром. Три раздела неаполитанских оперных «симфоний» превратились в три части цикла, к которому иногда добавляется медленное вступление, а в качестве завершения нередко используется менуэт.
Классический тип четырехчастного симфонического цикла сложился в творчестве австрийского композитора Йозефа Гайдна. Разумеется, у него были предшественники, но в качестве «отца симфонии» в историю музыки вошел именно он. Симфонический цикл, окончательно сформировавшийся в его творчестве, полностью соответствовал духу эпохи классицизма с ее культом разума и меры: в каждой из четырех частей присутствует нечто такое, чего нет в других. В первой части, для которой традиционно используется сонатная форма, сопоставляются контрастирующие друг другу темы, вступающие между собой во взаимоотношения (в этом можно увидеть своеобразное преломление «театрального прошлого» симфонии). Вторая часть – медленная – сосредотачивает в себе лирическое начало (форма может быть разной – вариации, трехчастная или даже сонатная). Танцевальное начало в виде менуэта присутствует в третьей части. И, наконец, быстрый финал в форме рондо-сонаты концентрирует в себе жанровые образы. Примечательно, что у «отца симфонии» появляются первые симфонии с программными заглавиями (Шестая симфония – «Утро», Седьмая – «Полдень», Восьмая – «Вечер»), в то время как симфония рассматривалась в качестве «чистой» музыки – предельно обобщенной, без особой конкретизации образов.
Достижения Гайдна получают развитие в творчестве других венских классиков. У Вольфганга Амадея Моцарта симфонический цикл обретает единство (если симфонии Гайдна теоретически допускают перестановку частей, то у Моцарта она уже не представляется возможной), в цикле появляется драматизм, углубляются контрасты между темами.
Еще более радикальные изменения происходят в творчестве Людвига ван Бетховена. Композитор отказывается от галантного менуэта в пользу энергичного и эмоционально насыщенного скерцо, которое иной раз вырастает до гигантских размеров (в Девятой симфонии крайние разделы сложной трехчастной композиции написаны в сонатной форме). В Симфонии № 5 впервые появляется мотив, красной нитью проходящий через все части (знаменитый «мотив судьбы»). И, конечно, самый известный и радикальный «эксперимент» композитора – введение хора и солистов в финал Девятой симфонии.
В эпоху романтизма жанр симфонии получает множество преломлений – фактически, здесь можно говорить об индивидуальной трактовке жанра у каждого композитора: пятичастная «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза и двухчастная «Неоконченная» Франца Шуберта, множество программных симфоний – «Шотландская» Феликса Мендельсона-Бартольди, «Рейнская» Роберта Шумана, «Фауст-симфония» Ференца Листа. Не был забыт и бетховенский опыт использования вокально-хорового элемента: симфонии с участием хора и солистов создавали Гектор Берлиоз, Густав Малер, а в начале ХХ века так поступил Александр Николаевич Скрябин.
Новые преобразования ожидали жанр в ХХ веке: камерная симфония в творчестве Арнольда Шёнберга и Антона Веберна, десятичастная симфония «Турангалила» Оливье Мессиана… в целом можно сказать, что композиторы Новейшего времени в области симфонии (как и в других жанрах) склонны выбирать из опыта предшествующих поколений то, что в большей степени подходит для воплощения того или иного замысла. Например, у Дмитрия Дмитриевича Шостаковича есть и четырехчастные симфонии «классического» типа, и симфонии с участием хора, а Четырнадцатая симфония даже наделена чертами вокального цикла. Подобные трансформации заставляют музыковедов ставить вопрос: что же считать симфонией сегодня? Ясно одно – жанр симфонии продолжает жить и развиваться в творчестве современных композиторов.