Что в русском языке вызывает у автора восхищение
ГДЗ, русский язык, 7 класс, Ладыженская, упр. 14, Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания.
Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово?
Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания.
• Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку на с. 9) не употребляется при
характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?
Наклоняюсь 3 к голубому цве..ку и с уд..влением
узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от преж-
него двойного3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-
марьи. По правд., говоря, Иван не настоящий цве-
ток. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет
его ф..олетовый, за что его и называют две..ком. Настоящий цветок,
с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь..
упали на эту осе(н, нн)юю землю1 семена, чтобы в нов..м году опять
покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голу-
бой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где те-
перь твоя1 Марья.
(М. Пришвин)
11. Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного ивана-да-марьи. По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его фиолетовый, за что его и называют цветком. Настоящий цветок, с пестиками и тычинками — только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку: «Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»
Тво-я
т — [т] — согл., глух., тв.
в — [в] — СОГЛ., ЗВОН., ТВ.
о — [а] — глас., безуд.
4 б., 5 зв.
Зём-лю
з — [з’] — согл., звон., мягк. е — [э] — глас., ударн. м — [м] — согл., звон., тв.
л — [л’]— согл., звон., мягк.
ю — [у] — глас., безуд.
5 б., 5 зв.
I. Наклоняюсь — глагол (что делаю?).
II. Н.ф. — наклоняться; несов. вида, неперех., 1 спр., в изъяв, накл., в наст, вр., в ед. ч., в 1 л.
III. (Что делаю?)
I. Двойного — прилаг. Цветка (какого?) двойного.
II. Н.ф. —двойной; относит., в ед. ч., в род. п., в м.р.
III. Цветка (какого?)
Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 1, с. 6
Май 18
Канакина. 4 класс. Учебник №1, упр. 1, с. 6
1. Прочитайте высказывания о языке и речи. Объясните, как вы их поняли.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Паустовский)
Наш язык — это важнейшая часть нашего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (Д. Лихачёв)
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. (К. Паустовский)
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. (К. Паустовский)
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. Куприн)
Знание русского языка,— языка, который всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы,— теперь уж не такая редкость. (Ф. Энгельс)
Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Толстой)
. Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского — велик и могуч. И мы, разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научиться великому русскому языку. (В. Ленин)
Благодаря русскому языку мы, представители разноязычных литератур, хорошо знаем друг друга. Взаимное обогащение литературного опыта идет через русский язык, через русскую книгу. Издание книги любого писателя нашей страны на русском языке означает выход к самому широкому читателю. (Ю. Рытхэу)
Восхищение
Восхищение — чувство радостного удовлетворения, состояние очарованности, восторг.
Ребёнок знакомится с этим чувством, будучи предметом восхищения родителей. Один из подростков охарактеризовал чувство восхищения как «смесь удивления и чего-то прекрасного». А как мы расстраиваемся, если в ответ на совершённый нами хороший поступок слышим безразличное «ну и что» или даже грубое «а кто тебя об этом просил» — слова, которыми нас словно возвращают с небес на землю. Восхищение подобно свету, в нём присутствует положительная энергия. Однако, взращивая это чувство, нужно соблюдать меру. [1]
Восхищение — сильное чувство. Вероятно, его функция — пробуждение инициативы. Это чувство созидательно для его носителя, оно помогает людям находить друг друга и любимое дело. Нам свойственно восхищаться природой и искусством, а также человеком. Восхищаясь человеком, мы способны приписать ему свойства, порожденные нашей фантазией. Но реальный человек может не соответствовать тому образу, который создала наша фантазия. И тогда на смену восхищению может прийти разочарование и вместе с ним обида на того, кем мы восхищались. Но он не виноват, причина того, что происходит — наше затянувшееся восхищение. [1]
Примечания
Беспокойство · Боль · Боязнь · Гнев · Гордость · Грусть · Досада · Замешательство · Злорадство · Изумление · Метанойя · Надежда · Напряжённость · Неуверенность · Ностальгия · Огорчение · Одиночество · Отчаяние · Печаль · Радость · Скука · Счастье · Сожаление · Тоска · Тревога · Увлечённость · Удивление · Удовлетворение · Удовольствие · Унижение · Фрустрация · Эйфория · Энтузиазм
Полезное
Смотреть что такое «Восхищение» в других словарях:
восхищение — Восхищение … Словарь синонимов русского языка
восхищение — См. восторг безуметь от восхищения, быть в восхищении, захлебываться от восхищения, приходить в восхищение, таять от восхищения. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… … Словарь синонимов
Восхищение — Восхищение ♦ Admiration Во французском языке слово «восхищение» когдато употреблялось как синоним слова «удивление». Например, у Декарта читаем: «Восхищение есть внезапное удивление души, заставляющее пристально вглядываться в предметы,… … Философский словарь Спонвиля
восхищение — ВОСХИЩЕНИЕ, восторг, преклонение, самозабвение, упоение, экстаз, книжн. экзальтация ВОСХИЩЕННЫЙ, восторженный, упоительный, книжн. экстатический ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, обворожительный, очаровательный, пленительный, прелестный ВОЛШЕБНЫЙ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ВОСХИЩЕНИЕ — ВОСХИЩЕНИЕ, восхищения, мн. нет, ср. Чувство радостного удовлетворения, состояние очарованности, восторг. Быть в восхищении от чего нибудь. Прийти в восторг. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВОСХИЩЕНИЕ — ВОСХИЩЕНИЕ, я, ср. Высшее удовлетворение, восторг. Прийти в в. от чего н. Выразить своё в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
восхищение — • безграничное восхищение • безмерное восхищение • беспредельное восхищение • бурное восхищение • глубокое восхищение • горячее восхищение • дикое восхищение • жуткое восхищение • невыразимое восхищение • неописуемое восхищение • огромное… … Словарь русской идиоматики
Восхищение — (церковнослав., буквально «взятие вверх», родственно слову похищать, от хитити «хватать, похищать», ср. захватить «увлечь») – состояние высшего удовлетворения, восторженное состояние, неистовая радость. Возможные проявления – употребление… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Восхищение — Имена существительные ВОСХИЩЕ/НИЕ, восто/рг, преклоне/ние, самозабве/ние, упое/ние, экста/з, книжн. экзальта/ция. Высшая степень удовлетворения, удовольствия от чего либо, проявляющаяся сильным подъемом радостных чувств. ОЧАРОВА/НИЕ и … Словарь синонимов русского языка
восхищение — вызвать восхищение • действие, каузация вызывать восхищение • действие, каузация выразить восхищение • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
Русский язык. 4 класс
Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Тема: Виды речи. Речь и её назначение.
Цель нашего урока – систематизировать знания о языке и речи.
Язык нужен людям для:
Речь бывает устная и письменная.
Особенности устной речи:
Для устной речи важно:
Особенности письменной речи:
Больше времени для построения высказывания.
Правила письменной речи:
Давайте вспомним, что значит хорошая речь.
Важнейшее условие общения – знание правил речевого этикета. Эти правила помогают человеку достичь целей в общении.
Как называется тот человек, с которым вы общаетесь? (адресат, собеседник)
От чего зависит наша речь? (от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся)
Русский язык – один из распространенных мировых языков. Русским языком владеет около 260 млн человек по всему миру. На нем говорят в Организации объединенных наций и на Международной космической станции.
Россия – многонациональное государство. И у каждой национальности есть свой язык. Но русский язык – общий, государственный язык Российской Федерации. На русском языке говорят все жители России, его изучают во всех школах, на нем издаются государственные документы и газеты, выходят программы по телевидению и радио.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Перед вами громадина – русский язык! Наслаждение зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Интересные факты о русском языке:
Слова «речь» и «язык» имеют несколько значений. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре.
Задание 1. Какие языки, на которых говорят народы Российской Федерации вы знаете?
Подпиши к изображениям национальностей их родные языки.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание 2. Закрасьте зеленым вежливые слова, а красным невежливые:
Задание 3. Подчеркните правильные варианты образования форм глагола:
Задание 4. Выделите правильный вариант в каждой паре
Задание 5. Как правильно сказать?
Задание 6. Исправьте ошибки в фразеологизмах.
Задание 7. У слова «речь» несколько значений. В каком значении слово «речь» использовано в предложениях? Соотнесите предложения и значения.
1) Отовсюду были слышны поздравительные речи.
2) Об этом не может быть и речи.
3) У этого мальчика затруднительная речь.
4) Звучит многоязычная речь.
5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
6) О чем речь?
Задание 8. Слово “язык” многозначное. В каком значении слово «язык» использовано в диалоге из рассказа М. Горького?
– Ты таким языком (1) со мной не смей говорить!
–А у меня один язык (2) (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Задание 9. Напишите, как бы вы поздоровались с разными людьми:
Задание 10. Угадайте фразеологизм по картинке
_________________________________________
_________________________________________
_________________________________________
Задание 11. Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился текст:
Задания 12* Определите, какое слово задумано по характеристике звуков. Сделайте буквенную запись.
1-ый звук этого слова – согласный, непарный по твёрдости-мягкости в слове нарочно.
2-й звук этого слова – 2-й звук слова чьи.
3-й звук этого слова – ударный гласный слова поняли.
4-й звук этого слова – 1-й звук слова термос.
Задание 13* Прочитайте текст Константина Георгиевича Паустовского о русском языке.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Что в русском языке вызывает восхищение автора?
Напишите ответ на это вопрос.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания правильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
В этом деле Андрей хорошо разбирался, можно сказать …
небу, низкие, по, тучи, ползли.
1. Выберете слово, которое подойдёт для описания неправильной речи:
2. Закончите предложение подходящим фразеологизмом.
Сегодня Марина успела сделать все свои дела, работала …
в, плавали, жёлтые, лужах, листья
ВОСТОРГ И ВОСХИЩЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
В.И. Шаховский является создателем лингвистической теории эмоций [Шаховский, 2008]. В его работах эмотивное в языке получило системное описание, им разграничены эмотивность, экспрессивность, оценка [Шаховский 1987], продемонстрирована полистатусная природа эмоций, дан анализ категоризации эмоций в языке и их вербализации в речи, в том числе в межкультурном и историческом аспектах [Шаховский, 2008, 2002]. Работы В.И. Шаховского создали базу для изучения эмотивных, эмотивно-оценочных речевых актов и речевых актов эмоционального воздействия [Труфанова, 2000].
Психологам неизвестно количество и состав испытываемых человеком эмоций, лингвистам неизвестно количество и состав эмотивных речевых актов. С одной стороны, психологи утверждают, что эмоций столько, сколько существует слов для их названия, нет названия, нет эмоции [Галунов, 1978, с. 3; Лук, 1982, с. 7; Якобсон, 1958, с. 49]; с другой стороны, лингвисты пишут о том, что одна и та же эмоция может иметь несколько названий, что значения слов-названий эмоций содержат одинаковые семные наборы [Плотников, 1984, с. 202–204; Шаховский, 1987, с. 94]. К числу последних относятся названия восторг и восхищение. В данной статье мы имеем целью показать различие между ними.
Современные толковые словари и словари синонимов, кроме «Нового объяснительного словаря русского языка» Ю.Д. Апресяна [2000], не указывают различия между ними. В словарях Д.Н. Ушакова. С.И. Ожегова, С.А. Кузнецова, например, восторг определяется через восхищение, а восхищение через восторг. Восхищение – чувство радостного удовлетворения, состояние очарованности, восторг [ТСУ], высшее удовлетворение, восторг [ТСО], 1. процесс действия по гл. восхищаться I. 2. Результат такого действия; высшая степень проявления радости, состояние очарованности кем-либо или чем-либо; восторг [ТСЕ]. Восторг – необычайно радостное состояние, чувство восхищения [БТСРЯ], подъём радостных чувств, восхищение [ТСО]. В словаре Ю.Д. Апресяна говорится, что данные синонимы различаются по следующим смысловым признакам: 1) обязательность словесного или иного выражения эмоции (большая в случае восторгаться, чем в случае восхищаться; глагол восхищаться может сочетаться с наречиями втайне, тайно, в душе, в глубине души, невольно, искренне, что нехарактерно для восторгаться); 2) соотношение рационального и эмоционального начала в составе эмоции (в восхищаться в равной мере представлены и рациональная оценка объекта, и эмоция; в восторгаться большую роль играет непосредственная эмоциональная реакция на объект; рациональное начало делает возможным восхищение тем, что идеально отвечает своему назначению, хотя, может быть, находится в противоречии с нашими этическими принципами; восторгаться, обозначающее непосредственную эмоциональную реакцию на объект, в такой ситуации было бы неуместно); 3) факт непосредственного восприятия объекта, вызывающего эмоцию (восторгаться предполагает непосредственное восприятие объекта в большей мере, чем восхищаться; эмоция восхищаться возникает в результате восприятия или умственного созерцания объекта, положительные свойства которого, по рациональной оценке субъекта, являются выдающимися или исключительными, т.е. намного превосходящими нормальные ожидания субъекта); 4) свойства объекта, вызывающие эмоцию (восхищаться можно глубокими и не бросающимися в глаза свойствами объекта; восторгаются обычно тем, что лежит на поверхности, привлекает внимание необычностью, поражает воображение; инженер может восхищаться неожиданностью реализованного в электронной игрушке технического решения, а ребёнок восторгаться самой электронной игрушкой, ничего не зная о её устройстве); 5) интенсивность и глубина чувства (восхищение глубже, восторг интенсивнее; поэтому восхищение может длиться дольше, чем восторг; глагол восхищаться сочетается с наречиями так, как, особенно, безмерно); 6) роль психического склада субъекта в возникновении эмоции (восхищаться может любой человек, а восторгаются чаще люди, склонные к экзальтации; поэтому восхищение может быть соразмерным реальной ценности объекта, восторг почти всегда чрезмерен и граничит с неоправданным умилением; женщины восторгаются чаще, чем мужчины, а дети чаще, чем взрослые) [Апресян, 2000, с. 34–37].
Глагол восторгаться, отмечается в словаре Ю.Д. Апресяна, имеет два круга употреблений. В современном русском языке он используется преимущественно в значении акта речи, т.е. описывает словесное выражение эмоции. Второй круг употреблений – обозначение собственно эмоции – стилистически квалифицируется как уходящий, или необиходный, в современном русском языке, говорится, что эта функция всё больше переходит к обороту быть в восторге. Восхищаться в форме совершенного вида предполагает, как правило, словесное проявление эмоции [Апресян, 2000, с. 34–37]. В словаре Ю.Д. Апресяна указано, что нейтрализация, хотя и неполная, различий между восторгаться и восхищаться имеет место в контекстах, в которых речь идёт о неумеренном или преувеличенном выражении восхищения эстетически привлекательными объектами [Апресян, 2000, с. 34–37].
Материалом для нашего анализа послужили примеры, собранные в национальном корпусе русского языка. Используя методику, разработанную Т.А. Графовой [Графова, 1991], мы исследовали речевые акты, в авторском вводе к которым содержатся слова восхищаться, восхищение, восторгаться, восторг, восторженно, восхищённо, с восхищением, с восторгом (сказал).
Первоначально слово восторг обозначало более приземлённое чувство, чем восхищение. Слово восторг заимствовано из старославянского языка, производное от въстъргати «взрывать», «срывать», в свою очередь, префиксального производного от търгати «рвать». Значение: подъем радостных чувств