Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

Подготовка к творческой работе с предварительным анализом текста К.Г. Паустовского

Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть картинку Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Картинка про Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

Ход урока

I. Оргмомент. Постановка темы и цели урока.

II. Оформление тетрадей (число, тема урока).

III. Слово о писателе.

Небольшой отрывок, с которым мы будем знакомиться, взят из книги Паустовского «Золотая роза». В ней, как и в книге «Мещорская сторона», писатель обращается к мыслям о благотворном влиянии природы на человека, о красоте природы, способной исцелить человека от равнодушия, душевной черствости.

Но любовь к природе возникает у Паустовского нераздельно с любовью к родному слову.

К.Г.Паустовский и сам творит со словом настоящие чудеса. Давайте убедимся в этом.

IV. Выразительное чтение текста (заранее подготовленный ученик читает отрывок)

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. «Развидняет», как говорят об этой поре суток в народе.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет теплым парным молоком. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.

Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звезды, а заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

. И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него только эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому. Потому что в этих стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи.

К.Паустовский. Золотая роза («Алмазный язык»)

V. Работа с текстом.

Учитель. — Какие мысли и чувства вызвал у вас прослушанный текст?

Восхищает живая, дышащая природа Паустовского.

Слово писателя проникнуто любовью к родному языку.

Удивляет красота и простота слова Паустовского.

Учитель. — Попробуйте записать свои мысли в тетради.

Ученики работают в тетрадях.

Учитель. — Как вы поняли текст? О чем он?

Об утренней и вечерней заре, о красоте природы в это время суток.

О том, что А.С.Пушкин нашел самые точные слова, чтобы изобразить зарю как одно из прекрасных природных явлений.

Учитель. — Как вы понимаете такие слова Паустовского?

Учитель. — Оформите в тетради свои выводы о теме и главной мысли текста.

Ученики оформляют записи в тетради.

Учитель. — Что же помогает Паустовскому выразить главную мысль текста? Обратим внимание на его структуру. К какому типу речи можно отнести данный текст?

Учитель. — Аргументируйте свой ответ.

1. Выдвигается тезис.

2. Приводятся доказательства.

— Подумайте, с какой целью писатель включает в рассуждение описание зари?

Ученик. Во-первых, Паустовский доказывает, почему это слово является одним из прекрасных слов русского языка, во-вторых, мы начинаем понимать, что оно вызывает у автора много ярких ассоциаций (работаем со значением слова)

Учитель. — Какие ассоциации вызывает у писателя слово «заря»?

. В заре есть что-то девическое, целомудренное (работаем со значением слова)

. Созерцая природу, Паустовский понимает, что слово «заря» таит в себе много загадок. Ведь это не только утренняя заря, но и вечерняя, которую мы часто (!) принимаем за солнечный закат.

. Это слово вызывает в памяти Паустовского пушкинские строки, за которыми стоит богатство и сила нашего языка

Учитель. — Запишите в тетради вывод, к какому типу речи относится данный текст.

Ученики оформляют записи в тетради.

Учитель. — Читая текст Паустовского, чувствуешь красоту и гибкость русского слова. Ведь не случайно в своем произведении писатель говорит о том, что к каждому человеку приходит свое время открытий. Это происходит, когда мы заново открываем для себя смысл слова, которое недавно было еще далеким и непережитым. Оказывается, в каждом таком слове, по мнению Паустовского, заложена бездна живых образов. Почувствуем себя в роли исследователей. Обратившись к тексту художника слова, подумаем, чем интересно у него описание зари?

. Паустовский передает тончайшие оттенки цвета, многообразие звуков: чистая и слабая синева, меркнущее небо, червонное золото, бирюза; кричат коростели, бьют перепела, гудит выпь.

Словарная работа

Учитель. — Можно ли пейзаж Паустовского назвать лирическим? Какие слова подтверждают это?

Учитель. — Каким стилем речи воспользовался писатель, описав утреннюю и вечернюю зарю?

Учитель. — С какой целью писатель вводит художественное описание природы?

Учитель. — Зачитаем рассуждение писателя (три последние абзаца). Почему Паустовский обращается к строкам поэзии А.С.Пушкина? Ответьте на вопрос словами Паустовского.

Учитель. — О каком «волшебстве» говорит писатель?

Учитель. — Попробуем, опираясь на строки А.С.Пушкина, убедиться в справедливости слов Паустовского.

. И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Читаем и отмечаем:

2. Покоряет образность, выразительность строк поэта (отмечаем олицетворения, метафору).

3. Простота, безыскусность слова.

Выводы записываем в тетради.

Учитель. — Так о чем же рассуждает Паустовский?

О многообразии русского слова, ведь, по словам Паустовского, «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Учитель. — Можно ли утверждать, что кроме признаков художественного стиля, в тексте присутствую признаки другого стиля речи? Какого?

Учитель. — Назовите признаки публицистического стиля речи.

Учитель. — Сделайте вывод о стилевой принадлежности текста (художественно-публицистический).

Учитель. — Запишите этот вывод в тетради.

VI. Итоги урока, домашнее задание.

Учитель. — Читая и анализируя текст К.Г.Паустовского, мы с вами пытались пройти нелегким путем вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно все: слово, выразительные средства, структура текста, его стиль. Все это помогает создать законченный, композиционно стройный, интересный текст. Учитывая то, о чем мы сегодня говорили на уроке, напишите, в чем, по-вашему, заключается «волшебство» русской речи? (см. приложение №1, приложение №2)

Источник

Проверочная работа, с. 3 – 7

Сен 18

Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть картинку Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Картинка про Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

Проверочная работа, с. 3 – 7

Проверочная работа

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Возвращаясь с охоты, автор увидел, как его собака приближалась к выпавшему из гнезда воробью, а взрослый воробей кинулся спасать своё детище, заслонив его собой.

1. Случай на аллее.
2. Опасность близко.
3. Старый воробей заслонил своё детище.
4. Трезор отступил.
5. Только любовью движется жизнь.

Жалость, сострадание, сопереживание.

Собака: уменьшила, начала красться, приближалась, остановился, попятился, признал.
Воробей: сорвался, упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, трепетало, одичал, охрип, замирал, жертвовал.

(Старый, черногрудый, взъерошенный, искажённый, отчаянный, жалкий, одичавший и охрипший, маленький, трепещущий).

Воробей — главный герой произведения.

«Самоотверженный поступок», «Любовь сильнее смерти», «Отважное сердце», «Сила любви».

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Поединок описан, как самый напряжённый момент в рассказе. Поединок, конечно, состоялся. Победителем вышел воробей. Сила любви сломила напор Трезора. Любовь одолела страх.

«Любовь» и «смерть». Автор заостряет наше внимание на том, что любовь сильнее всего на свете!

» Любовь. сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.»

Любовь сильнее всего на свете. Настоящая любовь всегда самоотверженна.

Источник

Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

1. О каких великих людях и событиях рассказывается в произведениях этого раздела? Расскажите о самых сильных впечатлениях. Подтвердите примерами из текстов.

В произведениях этого раздела рассказывается о военных годах России. О Куликовской битве, войне с Наполеоном в 1812 году, о войне 1941-45 года. Меня больше всего впечатлил рассказ Фронтовое детство, потому что это реальная жизнь автора в военные годы. Он остался сиротой и стал сыном полка.

2. Как мы называем нашу Родину сейчас? А в старину? Вспомните, что рассказал о значении этого слова С. Романовский.

3. Прочитайте заключительные строки текста В. Пескова «Отечество». Объясните, почему писатель хотел, чтобы мы помнили о прошлом, ценили настоящее и не забывали заветы наших предков. Почему это важно для каждого человека?

«Старое. Новое. Вечное.» Потому что понятие Родины — это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней.

4. Какими великими ценностями, кроме большой территории и богатых недр, одарила нас Россия? Прочитайте ещё раз текст И. Ильина на с. 58. Подумайте и сформулируйте свой ответ.

Коме территорий и богатых недр у России есть мудрость и доблесть в нашей истории… Есть ещё культура сердца, совести и чувства; есть культура служения, храбрости и подвижничества. Россия есть страна древней и самобытной духовной культуры. И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

5. Обратитесь к репродукциям картин И. Глазунова и П. Корина. Кто изображён на них? Какие чувства и мысли вложили художники в свои картины? Что изобразил А. Дейнека на своей картине? Расскажите, какие чувства она вызывает у вас.

Дмитрий Донской и Александр Невский. Они хотели показать миру героев.
Дейнека изобразил оборону Севастополя. Идет ожесточенный бой, картина вызывает переживание за русских солдат.

6. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась. Составьте по ней рассказ.

Мне понравилась картина В.Лактионова «Письмо с фронта». Она очень солнечная и вызывает улыбку и радость за героев картины, которые получили долгожданную весточку с фронта. Они улыбаются читая письмо, значит новости хорошие. Может быть в письме солдат пишет о том, как враг отступает и вот уже близка наша Победа.

7. Какие стихи, прочитанные по теме, вы отобрали бы для выразительного чтения? Прочитайте их друг другу и оцените качество чтения. Какие правила культуры общения вы должны помнить?

Выбираем понравившиеся стихи и читаем друг другу. Не перебиваем друг друга, критику высказываем только обоснованную.

8. Прочитайте строки из стихотворения В. Шефнера. Подумайте, какие важнейшие слова горячо произносит поэт? Почему среди этих слов есть слово «Родина»?
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

9. Подготовьте материал к читательской конференции по теме «Моя Родина». Организуйте выставку книг. Найдите в библиотеке пословицы и поговорки, стихи и рассказы о Родине.

Идем в библиотеку и берем книги о Родине.

Источник

ГДЗ, русский язык, 7 класс, Ладыженская, упр. 14, Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания.

Прочитайте. Передайте чувство удивления и восхищения, которое вызвал у автора голубой цвет. В каком значении употреблено выделенное слово?
Спишите, расставляя в последнем предложении пропущенные знаки препинания.
• Какой из синонимов к слову кудрявый (см. рамку на с. 9) не употребляется при
характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

Наклоняюсь 3 к голубому цве..ку и с уд..влением
узнаю в нём Ивана: это один Иван остался от преж-
него двойного3 цве..ка, всем извес(?)ного ивана-да-
марьи. По правд., говоря, Иван не настоящий цве-
ток. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет
его ф..олетовый, за что его и называют две..ком. Настоящий цветок,
с пест..нами и тычинками—только ж..лтая Марья. Это от Марь..
упали на эту осе(н, нн)юю землю1 семена, чтобы в нов..м году опять
покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голу-
бой цветок поз(?)ней осени я говорю пот..хоньку Иван Иван где те-
перь твоя1 Марья.
(М. Пришвин)

11. Наклоняюсь к голубому цветку и с удивлением узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного ивана-да-марьи. По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листочков, а только цвет его фиолетовый, за что его и называют цветком. Настоящий цветок, с пестиками и тычинками — только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть эту землю Иванами да Марьями. Провожая глазами голубой цветок поздней осени, я говорю потихоньку: «Иван, Иван, где теперь твоя Марья?»
Тво-я
т — [т] — согл., глух., тв.
в — [в] — СОГЛ., ЗВОН., ТВ.
о — [а] — глас., безуд.
Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть картинку Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Картинка про Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши
4 б., 5 зв.
Зём-лю
з — [з’] — согл., звон., мягк. е — [э] — глас., ударн. м — [м] — согл., звон., тв.
л — [л’]— согл., звон., мягк.
ю — [у] — глас., безуд.
5 б., 5 зв.
I. Наклоняюсь — глагол (что делаю?).
II. Н.ф. — наклоняться; несов. вида, неперех., 1 спр., в изъяв, накл., в наст, вр., в ед. ч., в 1 л.
III. (Что делаю?) Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть картинку Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Картинка про Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши
I. Двойного — прилаг. Цветка (какого?) двойного.
II. Н.ф. —двойной; относит., в ед. ч., в род. п., в м.р.
III. Цветка (какого?) Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть картинку Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Картинка про Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

Источник

Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Смотреть картинку Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Картинка про Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши. Фото Что в русском языке вызывает у автора восхищение запиши

Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пушкину нравилось читать книги? Запишите ответ.

(1)Пушкин начал писать очень рано. (2)Сестра его рассказывала, что ещё девятилетним мальчиком до поступления в Лицей он пробовал сочинять. (3)Он разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. (4)Когда одну из них Ольга Сергеевна осмеяла, Пушкин не обиделся, а сам на себя сочинил по-французски эпиграмму.

(5)Многих древних и современных писателей Пушкин тоже полюбил в раннем детстве. (6)Едва научившись читать, он забирался в отцовский кабинет, доставал из книжного шкафа какой-нибудь томик в красивом переплёте и погружался в чудесный мир фантазии. (7)В семье книги очень ценили. (8)Отец Пушкина, Сергей Львович, прекрасно знал литературу, мастерски декламировал, сам писал изящные стихи. (9)Василий Львович, дядя Александра, был признанным поэтом. (10)В гостиной у Пушкиных постоянно бывали писатели и поэты, говорили и спорили о литературе. «(11)В самом младенчестве, — вспоминал о сыне Сергей Львович, — он показывал большое уважение к писателям. (12)Когда к нам в гости приезжал Николай Михайлович Карамзин, шестилетний Александр вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз». (13)А когда маленького Сашу уводили из гостиной в детскую и укладывали спать, няня Арина Родионовна принималась напевать ему песни, рассказывать русские народные сказки. (14)Он засыпал под певучий голос няни.

(15)Книги, разговоры писателей и поэтов в гостиной, сказки и песни няни — всё это питало душу маленького Саши, откладывалось в памяти и позже повлияло на его творчество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *