Что в себя включают информационно консультационные системы

Современное состояние информационно-консультационной системы в России.

Современный этап становления системы сельскохозяйственного консультирования в стране характерен тем, что в качестве меры реализации государственной аграрной политики в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ рассматривается «Информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи». Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по основным направлениям, включающим предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовку и переподготовку специалистов сельского хозяйства. Включение в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 годы направления «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства» явилось наиважнейшим шагом для развития информационно-консультационной службы АПК, которая в настоящее время в нормативно-методических документах именуется как система сельскохозяйственного консультирования. Глава 4. Организационно-правовые формы функционирования информационно- консультационной службы, их преимущества и недостатки 72 Результаты ежегодно мониторинга развития консультационной деятельности свидетельствуют, что в АПК России функционирует система сельскохозяйственного консультирования, включающая федеральный, региональные и районные уровни. По состоянию на 1 ян- варя 2010 года в составе системы сельскохозяйственного консультирования имеется 60 региональных центров сельскохозяйственного консультирования.

Выявленные тенденции и состояние развития сельскохозяйственного консультирования свидетельствуют о том, что в России формируется специализированная система сельскохозяйственного консультирования, основу которой составляют центры сельскохозяйственного консультирования на федеральном, региональном и район- ном уровнях. Результаты деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования свидетельствуют о том, что консультирование становится все востребованнее среди сельских товаропроизводителей.

4. Методы работы информационно-консультационной системы.

Индивидуальные методы деятельности ИКС представлены раз- личными формами

— Консультация в хозяйстве

— Консультация в офисе

— Консультирование при неформальных встречах по телефону

— Консультирование по переписке

— Консультирование при неформальных встречах

Основные преимущества и недостатки индивидуальных ме-тодов работы ИКС.

Главными из них являются следующие:

1. Индивидуальные методы позволяют работнику консультационной службы лучше узнать интересы товаропроизводителя и его потребности. Работник консультационной службы может самостоятельно ознакомиться с хозяйством во время своих визитов, таким образом он получает информацию по различным реально существующим проблемам.

2. Во время двусторонней беседы возможно соотнести и обобщить информацию, полученную от сельского товаропроизводителя, и информацию, имеющуюся у работников ИКС в области различных исследований проблем и причин их возникновения, с целью поиска возможных путей решения. 3. Работник ИКС может помочь товаропроизводителю в выборе между альтернативными путями решения задач и прояснить его от- ношение к ним.

4. Грамотно применяя индивидуальные методы, работник консультационной службы может поднять доверие к себе и службе у сельского товаропроизводителя. Недостатки:

2. Даже в странах с хорошо развитой системой дорог работники ИКС не в состоянии посещать на регулярной основе большое количество товаропроизводителей.

3. Работники консультационной службы иногда дают неверную информацию, если они не готовы признать, что у них нет всех необходимых сведений или они следуют каким-то собственным убеждениям. Руководству службы в таких случаях бывает сложно следить за этими негативными моментами.

4. Товаропроизводитель никогда не обращается за помощью и не открывает всю свою информацию, если у него нет полного доверия к сотруднику ИКС.

Групповые методы работы ИКС

При использовании групповых методов устанавливаются дело- вые рабочие контакты ИКС с товаропроизводителями, развиваются различные формы взаимодействия между членами групп.

— Полевой день, демонстрация

— Лекция Семинар, выступления

При реализации групповых методов формируются целевые группы товаропроизводителей (в составе 20–40 человек), осуществляется развитие и совершенствование их деятельности, организуются групповые встречи на регулярной основе и т. п. При проведении групповой дискуссии группа должна состо- ять из 10–12 человек, и меньше – при применении активных методов обучения. Немаловажно и то, чтобы состав членов группы имел примерно одинаковый уровень образования и профессиональных навыков, а Деловая дискуссия Лекция Семинар, выступления Небольшие выставки Полевой день, демонстрация2. Групповые методы работы ИКС также уровень хозяйствования. В противном случае более образованные и высококвалифицированные члены группы будут подавлять остальных ее участников. Работая с группой, работник ИКС не должен занимать в ней роль лидера, а оставаться всего лишь советником, наблюдателем, консультантом. Его деятельность должна быть направлена на: − развитие инициативы в производственной деятельности; − самостоятельное решение о том, какая помощь необходима членам группы и т. п.

Массовые методы работы ИКС

В деятельности ИКС одним из важнейших инструментов являются средства массовой информации (СМИ). Передача информации потребителю осуществляется с помощью теле-, аудио- и видеотехники, радио, электронных средств (Интернет), печатных средств (специализированные журналы, газеты, брошюры, плакаты, буклеты). Использование средств массовой информации в работе ИКС позволяет быстро и сравнительно дешево донести информацию до большого количества людей (рис. 10). СМИ должны использоваться в тех целях, которым они в наибольшей степени отвечают, а именно: − для распространения новых идей, повышения интересов товаропроизводителей к новшествам; − для предупреждения о возможных случаях распространения болезней, карантинных сорняков, появления массовых вредителей и т. п.;

-Информация на щитах на оживленных магистралях

-Информация в интернет

— интервью на телевидении, радио

— Информационно- консультационные публикации в прессе

Чтобы массовые методы в деятельности ИКС давали эффект, пользовались спросом и интересом у товаропроизводителей, пре- доставляемая информация должна отвечать следующим требо- ваниям: 1. Технические термины должны излагаться доступным язы- ком, абстрактный язык и жаргон в сообщениях исключается. 2. Сообщение должно быть структурировано и иметь ясную аргументацию, излагаемые в сообщении идеи должны быть логичны- ми, главные и второстепенные части должны резко отличаться друг от друга. 3. Основные аспекты в сообщениях должны формулироваться кратко, аргументацию следует направлять на достижение главной задачи. 145Глава 8. Методы консультирования и инструменты консультационной работы 146 4. Сообщение или информация должны быть изложены так. Чтобы они вызывали стимул у товаропроизводителей прочесть, про- слушать, просмотреть их.

5. Структура информационно-консультационной системы РФ. Функции информационно-консультационной системы различных уровней.

В организационном плане государственная система информационно-консультационного обеспечения АПК должна быть интегрированной и многоуровневой, включающей в себя федеральные, региональные и районные (межрайонные) структуры информационно- консультационной деятельности.\

Основными функциями субъектов системы сельскохозяйственного консультирования федерального уровня являются:

− определение приоритетных направлений и координация развития системы;

− организация государственной поддержки, формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности;

− привлечение информационно-консультационной службы к реализации государственной агропродовольственной политики; − организационная и методическая помощь субъектам системы, в том числе формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям;

− создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации;

− мониторинг развития сельскохозяйственного консультирования, изучение потребности и разработка предложений по расширению видов и объемов консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению

На региональном уровне системы сельскохозяйственного консультирования представлены структуры, на которые возложены функции региональных центров сельскохозяйственного консультирования субъектов Российской Федерации. Они взаимодействуют с региональными органами управления АПК, зональными и региональными научными и образовательными организациями. Для формирования и развития системы сельскохозяйственного консультирования, координации информационно-консультационной деятельности на региональном уровне могут создаваться координационные советы.

Районные центры сельскохозяйственного консультирования функционируют в форме юридических лиц различных организацион- но-правовых форм и/или структурных подразделений региональных организаций. Они непосредственно работают с сельхозтоваропроизводителя- ми, оказывают им практическую помощь в освоении инновационных разработок, передового производственного опыта, а также в принятии и реализации управленческих, организационно-экономических и тех- нических решений, решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей и развития сельских территорий. Районные (межрайонные) представительства обеспечиваются правовой, методической, информационной и материально- технической поддержкой регионального и федерального уровня ИКС (рис. 10). Взаимодействие районных центров по горизонтали строится в основном с местными органами власти и организациями, входящими в АПК района. Такое сотрудничество позволит организовать более эффективную консультационную работу, задействовав все местные ресурсы, и положительно влиять на устойчивое развитие сельских территорий и улучшение уровня жизни сельского населения. Деятельность районных центров направлена на развитие сельских территорий, улучшение благосостояния, информированности, образовательного и культурного уровня сельского населения. Это, прежде всего, государственная задача, в решении которой заинтересованы местные органы власти, поэтому создание и функционирование районных центров происходит в неразрывной связи с местными3. Структура и задачи аграрной информационно-консультационной сети органами власти. Они обеспечивают центры ресурсами (предостав-ляют помещение, транспорт и т.д.), финансируют проводимые общественно значимые работы, включенные в программы развития терри- торий. Районные центры в свою очередь оказывают информационную и консультационную поддержку местным органам власти, участвуют в проводимых ими мероприятиях. Взаимодействие осуществляется на основе соглашения о сотрудничестве.

Основными задачами районного уровня являются: − оказание содействия сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового производственного опыта; − консультирование сельхозтоваропроизводителей по вопросам ор-ганизации и управления производством, переработки и реализации продукции, экономики, финансов, бухгалтерского учета, налогообложения, законодательства и др.

Дата добавления: 2016-05-05 ; просмотров: 777 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Применение современных информационных технологий в рамках информационно-консультационной службы

РубрикаИностранные языки и языкознание
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления17.07.2013
Размер файла130,0 K

Что в себя включают информационно консультационные системы. Смотреть фото Что в себя включают информационно консультационные системы. Смотреть картинку Что в себя включают информационно консультационные системы. Картинка про Что в себя включают информационно консультационные системы. Фото Что в себя включают информационно консультационные системы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Применение современных информационных технологий в рамках информационно-консультационной службы”

Введение


На сегодняшний день о системе информационно-консультационного обслуживания в России можно говорить как о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями, развивающейся системе.

информационная технология консультационная служба

Глава 1 Цель, задачи, основные принципы и направления деятельности информационно-консультационной службы. Роль ИКС в развитии аграрного сектора экономики


Организации, занимающиеся предоставлением консультационных услуг, специализируются на одном или нескольких направлениях консультирования, ориентируются на отдельные отрасли. Под сельскохозяйственным консультированием сегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспекты финансово-хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей и предпринимателей) и социального развития сельской местности.


Основной целью развития информационно-консультационной службы АПК является содействие ускорению реформ в АПК, направленных на повышение устойчивости и эффективности производства, улучшение социально-экономических и экологических условий жизни на селе, обеспечение продовольственной безопасности страны, на базе освоения достижений отечественной и мировой науки и техники, использования современных информационных технологий.


Среди основных функций, выполняемых службой, можно выделить следующие:


формирование, постоянное обновление и пополнение информационных ресурсов и предоставление информации по различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;


обучение сельских товаропроизводителей новым методам эффективного ведения хозяйственной деятельности;


консультирование по вопросам эффективного управления хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу, оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;


интеграция знаний и информации из различных источников, ориентация аграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельских товаропроизводителей с целью выработки практических рекомендаций, инициирование изменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций в аграрном секторе;


обеспечение механизма обратной связи органов управления и научно-исследовательских институтов с сельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мер государственной аграрной политики;


организация демонстрационной деятельности с целью проведения испытаний новых технологий и их внедрения.


1.2 Роль ИКС в развитии сельского хозяйства


По официальным данным ИКС возникла в середине ХIX века в Ирландии и Великобритании. Целью ИКС в то время было системное обучение жителей села и вовлечение их в активную общественную жизнь. За время своего существования в этих странах ИКС прошла длительный и сложный путь развития. Итогом этого стало создание сложной по структуре и монофункциональной организации.


В разных странах информационная служба возникала, как правило, в неблагоприятные для экономики моменты, т.е. во время кризисов. Именно в кризисные периоды общество активно занималось поисками путей выхода из кризиса и находило их в создании информационно-консультационной службы, которая становилась, если не панацеей разрешения кризиса, то действенным рычагом для улучшения ситуации.


Основные этапы ИКС:


Глава 2. Экономическая характеристика агаповского района


В годы советской власти с 1919 года менялись границы области и районов. Окончательно район утвердился в своих границах в 18 января 1935 года Постановлением ВЦИК, которое утвердило в Челябинской области сеть из 64 районов. В части, округа относящейся к образованию Агаповского района, отмечено: «В состав Магнитогорского округа выделить присоединенную к Магнитогорскому горсовету сельскохозяйственную территорию в самостоятельный Агаповский район с центром в п. Магнитном». 19 апреля 1937 года президиум Челябинского облисполкома утвердил мероприятия областной комиссии о переносе райцентра в п. Агаповка.


В 2007 году с. Агаповка отметило свой 105-летний юбилей.


Район граничит с административной территорией г. Магнитогорска, поэтому одним из основных направлений экономики является производство продуктов питания для жителей города.


Расстояние от областного центра 280 км и 20 км от ближайшей железнодорожной станции Магнитогорск.


Общая площадь района составляет 261206.9 га.


2.2 Цели и задачи Агаповского района в контексте экономической, финансовой, агропромышленной и социальной политики


Агаповский муниципальный район является сельскохозяйственным районом. Земельный фонд района составляет 233,7 тыс. га. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 220,7 тыс. га, из них пашни 147,8 тыс. га. В районе несколько сельскохозяйственных предприятий и множество организаций различных форм собственности, 1 снабженческо-кредитный потребительский кооператив «Уральский злак», 2 снабженческо-сбытовых кооператива по закупу и реализации молока у населения «Селяночка», «Наваринский», 1 снабженческо-сбытовой кооператив «Лидер» (реализация запчастей).


Дальнейшим развитием сельского хозяйства является увеличение производства высококачественной продукции растениеводства и животноводства, эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения, увеличение посевных площадей, применение инновационных ресурсосберегающих технологий в отрасли растениеводства и животноводства, реализация программы по социальному развитию села, что позволит привлекать молодых специалистов и повышать уровень занятости в сельской местности.


2.3 Расчет общего числа задаваемых вопросов


три-десять вопросов на одно действующее предприятие;


один вопрос на 50…100 жителей района.


Для каждого конкретного случая число вопросов и их направленность могут быть уточнены в зависимости от специфики района.


Таким образом, число задаваемых вопросов:


на территории района действуют 13 сельскохозяйственных предприятий, 147 крестьянских (фермерских) хозяйств, 560 предприятий и организаций различных форм собственности, 712 индивидуальных предпринимателей, следовательно:


13*5=65, 147*3=441


560*5=2800, 712*3=2136


Всего вопросов на действующие предприятия 5442.


число жителей Агаповского района 28797, следовательно


28797 /100*1=289


Всего вопросов на общее число жителей Агаповского района 289


Итого вопросов по району 5729


Вывод: Изучив характеристику Агаповского муниципального района, можно свидетельствовать о том, что это объект с увлекательной и интересной историей, развитой инфраструктурой и мощными производственными предприятиями.


Глава 3. Разработка проекта организации ИКС Агаповского района

Описание формы общения

Подготовка ответов, не требующих привлечения дополнительной информации и формируется на основе личных знаний консультанта. Возможные формы общения: а, б, в, г

Подготовка ответов, требующих привлечения дополнительной информации из собственной картотеки ИКС.

Возможные формы общения: а, б, в, г

Подготовка ответов, требующих привлечения дополнительной информации из источников вне системы ИКС. Возможные формы общения: а, б, в, г

Подготовка ответов, требующих дополнительной консультации, изучения проблемы, экспертной оценки результатов. Возможные формы общения: б, в, г

В Подготовка ответов, требующих проведения специальных исследований, изысканий, проведение опытов на полях и фермах. Возможные формы общения: в

Перечень приведенных признаков подготовки ответов охватывает не весь диапазон возникающих ситуаций, но при определенной степени приближения перечисленных признаков можно отнести практически все возникающие ситуации.

Систематизация консультационных услуг, оказываемых товаропроизводителем АПК приведем в таблице № 3. На основании мониторинга информационных потребностей сельских товаропроизводителей, анализа видов услуг, оказываемых консультантами региональных ИКЦ, практической значимости для производства и сложности подготовки услуги подразделяются на группы с определением степени сложности К3.

Социальные вопросы: проблемы сельских жителей в части семейных отношений, отдыха, здоровья, пенсий, ритуальных погребений

Юридические вопросы: правовые и трудовые взаимоотношения судебные процедуры, разрешение споров по кредиторской и дебиторской задолжности и другое

Технические вопросы: механизация трудоемких процессов в с/х производстве

Технологические вопросы: обновление технологических процессов в животноводстве и растениеводстве

Экологические вопросы: борьба с сорняками, защита окружающей среды, защита растений и животных от вредителей и болезней

Финансовые вопросы: финансы, кредиты, налоги, бухгалтерский учет и отчетность

Организационные вопросы: организация предприятий, реорганизация, реформирование, банкротство, разработка стратегии развития производства, реализация инновационных проектов

В подготовке ответов товаропроизводителям АПК участвуют консультанты различного уровня. При этом наиболее сложные запросы передаются для подготовки на более высокий уровень, что является обоснованием увеличения нормативов времени.

Если для консультантов ИКС характер оказываемых услуг является много плановым, требующим всесторонних знаний и большого практического опыта, то отраслевые консультанты исследовательских институтов и образовательных учреждений готовит ответы лишь по своему профилю. Естественно требуется меньше затрат времени на их подготовку.

При привлечении внештатных консультантов организационных структур предприятий АПК или частных консультантов, работающих по контракту. Им для подготовки разовых ответов приходится отвлекаться от своей конкретной работы. И не смотря на практический опыт прибегать к справочной литературе и это учитывается при обосновании нормативов времени.

Источник

Реферат: Информационно-консультационные услуги

1 глава. Теоретическое обоснование темы…………………………………6

1.1. Основные этапы становления системы сельскохозяйственного консультирования………………………………………………………………6

1.2. Отечественный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства…………………………………………………………….9

1.3. Опыт работы информационно-консультационной службы за

1.4. Структура системы на современном этапе развития ……………………18

2 глава. Характеристика предприятия……………………………………..23

2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………….23

2.2 Организационная структура и структура управления предприятием……28

2.3 Участие хозяйства в программах различного уровня…………………….30

2.4 Пользование предприятием услуг ИКС……………………………………32

3 глава. Совершенствование деятельности предприятия в области использования услуг ИКС…………………………………………………….34

Актуальность и производственная значимость информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе страны в современных условиях резко возрастают в связи со спадом производства в этой жизненно важной отрасли, оттоком высококвалифицированных и опытных специалистов из села, слабым внедрением достижений науки, современной техники и передового опыта.

Направления данной деятельности в АПК всегда были достаточно многогранны, а в последние годы она становится объективно необходимой в связи с увеличением потребности в информации о системе знаний по технологии и организации агропромышленного производства и, особенно, о конъюнктуре рынка сельскохозяйственной продукции, ресурсов и средств промышленного производства.

Консультационная деятельность направлена на оказание практической квалифицированной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в организации и повышении эффективности производства продукции, его переработки.

В АПК многих стран мира тезис «обучение через всю жизнь» активно реализуется через систему ИКС. В России во многом эти функции выполняют в учебных заведениях системы дополнительного профессионального образования и ВУЗах. В последнее время ИКС многих регионов взяли на себя эти функции. Из-за сложности сегодняшних проблем консультационной службе необходимо опираться на более широкий круг учебных дисциплин, помимо традиционных, а также на различные дополнительные источники информации.

Консультационной службе необходимо избегать выдачи готовых ответов. Обоснованные суждения требуют большой работы, как со стороны экспертов, так и общественности. В консультационная служба не стремится выдавать информацию и указывать, как должен развиваться процесс, но скорее она учит людей, как получать информацию и ею пользоваться.

Основная роль ИКС в сельскохозяйственном производстве состоит в оказании помощи фермерам принимать лучшие решения, которые помогут им наилучшим способом достичь собственных целей. Для эффективного развития производства сельские товаропроизводители должны принимать оптимальные управленческие решения.

Внедрение нововведений для принятия (индивидуально или коллективно) лучших управленческих решений требует высокого уровня компетенции сельских товаропроизводителей. Главная задача агентов ИКС состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям повысить уровень компетенции в указанных областях знаний.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма КРиММ», которое специализируется на производстве картофеля и овощей открытого грунта.

Цель курсового проекта – раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса и выявить информационно- консультационные услуги, которые необходимы для успешной деятельности сельскохозяйственных производителей, предложить мероприятия по совершенствованию информационно- консультационной службы в АПК.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть основные этапы становления системы сельскохозяйственного консультирования;

структуру системы информационно-консультационной системы;

рассмотреть отечественный и зарубежный опыт информационно-консультационного обслуживания сельского хозяйства;

путем анкетирования выявить какие услуги необходимы сельхоз товаропроизводителям, консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, экономике, технологии производства, маркетингу и праву; оказание правовой, экономической и методической помощи сельским товаропроизводителям.

1 глава. Теоретическое обоснование темы

История развития сельскохозяйственного консультирования в России начинается в конце IX- начале XX века. Первый успешный опыт сельскохозяйственного консультирования был отмечен в Пермской губернии (в 1887 г.) и получил широкое распространение. К 1913 году в ряде губерний России уже функционировали полноценные службы «общественной агрономии». В них трудилось 9 тыс. специалистов.

В советский период информация о научно-технических достижениях и передовому производственному опыту распространялась через систему научно-технической информации. С положительной стороны проявили себя научно-производственные системы. [4]

Первые сельскохозяйственные информационно-консультационные центры (ИКЦ) в современной России были созданы на этапе становления фермерского движения в рамках международных проектов (Тасис, Британского фонда Ноу Хау (БФНХ) и др.). Эти центры, как правило, создавались в виде автономных некоммерческих организаций или при образовательных учреждениях.

Наиболее системно на государственном уровне ИКЦ начали создаваться с 1996 года благодаря реализации проекта поддержки аграрной реформы в России ARIS (Agriculture Reform Implementation Support), осуществляемого за счет кредита мирового банка реконструкции и развития.

В этот период приказом Министра сельского хозяйства был создан Совет информационно-консультационной службы (ИКС) АПК, разработана и утверждена Концепция развития информационно – консультационной службы АПК России на период до 2010 года.

В период действия проекта АРИС информационно-консультационная служба АПК была создана в 26 регионах России. В регионах, где работали фермерские консультационные центры, функции ИКЦ были возложены на них. Одновременно консультационные центры начали создавать в виде государственных предприятий, некоммерческих организаций и на базе образовательных учреждений. В ряде регионов функции регионального центра выполняли структурные подразделения органов управления АПК.

Перспективы развития сельскохозяйственного консультирования с 2008 года связаны, прежде всего, с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая содержит подпрограмму (направление) «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».

Развитие сельскохозяйственного консультирования предусматривается рядом нормативных документов и межведомственными соглашениями:

— в постановлении Правительства Российской Федерации «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса» от 10 февраля 2000 г. № 117 ставится задача «Завершить в 2001 году организацию информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей, полнее использовать в этих целях потенциал аграрных образовательных и научных учреждений»;

— совместным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 30 декабря 1999 года № 285/892/111. Данный приказ определяет развитие информационно-консультационной службы приоритетным направлением в сфере производства сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов на период до 2015 года;

— соглашениями о сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса, заключаемыми Минсельхозом России и субъектами Российской Федерации, в которых включались статьи, отражающие взаимные обязательства по созданию и поддержке функционирования региональной информационно-консультационной службы;

В концепции развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена приказом Минсельхоза России № 342 от 25 июня 2007 г.) среди приоритетных направлений развития аграрной науки и научного обеспечения АПК России, прежде всего, выделяются « организационно-экономические основы развития инновационно-
консультационной деятельности в АПК». В данной концепции также предусматривается, что «отработанные в производственных условиях научные решения через информационные электронные сети, информационно-консультационную службу Минсельхоза России рекомендуются к внедрению в хозяйства различных форм собственности».

1.2. Отечественный опыт информационно-консультационного

обслуживания сельского хозяйства

Теоретическое обоснование деятельности ИКС изложил А.В. Чаянов в своей работе «Основные идеи и методы работы общественной агрономии» (1918). По его замыслу во взаимоотношениях с государством общественная агрономия должна играть активную роль, способствуя выработке соответствующей аграрной политики. Только при этом условии общественная агрономия сможет решать стоящие перед ней задачи [11, с. 65].

В качестве одной из основных функций ИКС А.В. Чаянов видит увеличение темпов развития сельского хозяйства. Новые научные открытия, результаты опытов или новые возможности рынка дают возможность сельским товаропроизводителям увеличить объем производства продукции без увеличения издержек или уменьшить издержки без снижения объема производства. Однако товаропроизводители будут использовать эти возможности только после того, как они о них узнают. ИКС может стимулировать развитие сельского хозяйства путем ускорения процесса обучения, что не только в интересах товаропроизводителей, но и в интересах общества в целом. А.В. Чаянов видит главную функцию ИКС в повышении уровня компетенции фермеров для того, чтобы они имели возможность грамотно принимать собственные управленческие решения. Это необходимо, потому что в сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты только самим товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией, а не чиновником из местной администрации или федерального центра. В 1918 году при Петровской академии под руководством ученого был создан семинарий по аграрным вопросам, а в 1922 г. на базе последнего организован первый в стране научно исследовательский институт сельскохозяйственной экономии. А.В. Чаянов был назначен его директором.

В институте работали видные экономисты того времени. За время своего существования, до 1930 г., институтом будет проведено ряд экспедиций и исследований, выпущено много крупных работ, построенных на в высшей мере корректных данных с применением самых современных, включая математические, методов.

О самом А.В. Чаянове во введении к восьмитомному изданию его трудов, выпущенному Сорбонной в 1967 г., будет написано: «Наделенный способностью глубоко проникать в сущность вещей, он с редко встречающейся легкостью переходит от экспериментальных наблюдений к теоретическим обобщениям и от этих обобщений к практике» [11].

К сожалению, научные и практические изыскания представителей организационно-производственной школы войдут в противоречие с курсом партии на коллективизацию сельского хозяйства. Представители этой школы во главе с А.В. Чаяновым будут репрессированы, и жизнь многих из них оборвется в расцвете творческих сил. 3 октября 1937 г. трагически оборвется жизнь А.В. Чаянова.

Становление и укрепление административно–командной системы в нашей стране на долгие годы прервет в экономике процесс инициативного поиска и выработки самостоятельных решений. На смену самодеятельности хозяйствующих субъектов придет администрирование, порой грубое и некомпетентное, со стороны партийных и государственных органов. Последствия этого особенно отразятся на сельском хозяйстве.

Несомненно, за годы Советской власти будет осуществлен качественный прорыв в области общего и специального образования, в налаживании системы подготовки и переподготовки кадров, в развитии фундаментальной и прикладной науки. Однако кадры, лишенные инициативы и поставленные в условия зависимости от трафаретных решений «верхов», будут бессильны в использовании своего творческого потенциала.

Возрождение ИКС в России начнется только в 90-е годы ХХ века, спустя столетие с момента возникновения первых служб общественной агрономии. При изучении вопросов истории ИКС, обращает на себя внимание тот факт, что становление и развитие сельскохозяйственных консультационных служб на Западе и в России происходило примерно в одно и то же время. Порой в России эти службы создавались раньше. Например, в Соединенных Штатах служба extension будет создана лишь в 1914 г. Профессор Ван ден Бан, подчеркивая первенство русской общественной агрономии, приводит статистические данные, согласно которым в 1913 г. в сельском хозяйстве России работало 9000 консультантов, в то время как в Нидерландах – только 35, несмотря на то, что население России в ту пору было лишь в 10 раз больше [10].

История развития ИКС в нашей стране имеет глубокие корни и заслуживает всяческих похвал. Однако в данном случае численность российских консультантов несколько завышена, поскольку речь, скорее всего, идет об общей численности земской и государственной агрономической службы, где более половины ее состава принадлежало к так называемому вспомогательному персоналу, имеющему в основном низшее образование. Но, тем не менее, если не обращать внимания на общественные условия, в которых происходило развитие сельского хозяйства страны и становление земского института общественной агрономии, то можно сказать, что российская ИКС в ту пору находилась на передовых позициях в мире. Однако если посмотреть на характер деятельности этой службы и решаемые ею задачи, то сравнение с Западом будет не в нашу пользу. В России быстрый рост численности земского агрономического персонала был вызван прежде отсталостью крестьянского земледелия и постоянной угрозой очередного бедствия – неурожая. Причины этой отсталости общеизвестны, корни ее кроются в соответствующей политике государства, о чем уже шла речь. В свое время на них указывал и А. В. Чаянов. В своей работе «Что такое аграрный вопрос?» он в качестве одной из причин этой отсталости указывает на низкий уровень знаний русского крестьянина. «Известно, что у нашего народа нет не только необходимых ему сельскохозяйственных знаний, но даже часто и простой грамотности. На 1000 человек населения у нас в Европейской России приходится грамотных несколько более 229. Между тем в Австралии грамотных приходится на 1000 человек населения – 816, в Германии – 980, в Бельгии – 998» [11]. Российским земским агрономам приходилось решать задачи, которые Запад уже давно и безболезненно решил. Основной крестьянской массе приходилось объяснять казалось бы очевидные истины, доказывать им пользу травосеяния, применения минеральных удобрений, новых усовершенствованных орудий труда, сортов растений, пород животных и т.д. На это порой уходили годы. Однако общий строй российских земельных порядков, крестьянская бедность, выкупные платежи, налоговый гнет, малоземелье, общинное землепользование и т.д. не способствовали прогрессу в русской деревне. Движение в этом направлении будет предпринимать лишь наиболее инициативное и предприимчивое меньшинство. Иные общественные условия будут складываться на Западе, который пойдет по фермерскому пути развития сельского хозяйства. Бурный рост городов и развитие промышленности в середине XIX века потребуют увеличения объемов производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Возможности прежних технологий возделывания почвы, выращивания сельскохозяйственных растений и содержания скота войдут в противоречие с реальными запросами рынка. Потребуется технико-технологическое перевооружение отрасли. Развитие сельскохозяйственной науки, с одной стороны, и техники, с другой, сделают свое дело, обеспечив соответствующее предложение. На должный уровень будет поставлена система сельскохозяйственного образования. Однако консультационная служба для сельских товаропроизводителей будет создаваться немного позже. В Западной Европе – примерно в 90-е годы XIX века. И толчком для этого послужит, прежде всего, аграрный кризис, который даст о себе знать именно в эти годы. По сути дела Европа впервые столкнется с кризисом перепроизводства, прежде всего зерна, цены на которое будут неумолимо падать. В этих условиях на карту будет поставлена судьба многих фермерских хозяйств, занимающихся растениеводством. Именно эти проблемы во многом поспособствуют становлению системы сельскохозяйственного консультирования.

Таким образом, если появление общественной агрономии в России было вызвано причинами постоянной угрозы голода в деревне, то развитие системы сельскохозяйственного консультирования на Западе в первую очередь нужно связывать с аграрным кризисом конца XIX в., впервые отчетливо выявившего незащищенность фермера в условиях игры рыночных сил.

1.3. Опыт работы информационно-консультационной службы

Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционирует консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить народ продуктами питания должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии сельскохозяйственного производства. Сложившийся тип семейного фермерского хозяйства с его коммерческой организацией в значительной мере зависел от постоянной технической модернизации производства. Самим фермерам, находящимся вдали от научных и учебных центров, при отсутствии средств связи, трудно было следить за новинками сельскохозяйственного производства и использовать их в своих хозяйствах. Для этого были необходимы специальные службы. В одних странах, как, например,

Дания более 100 лет назад такая служба была создана самими фермерами. Она представлена двумя уровнями: общенациональным и местным. Местный уровень – это сеть, организованная крестьянскими ассоциациями и ассоциациями малоземельных крестьян, которая состоит из 95 фермерских центров, консультанты которых предлагают фермеру необходимые консультации и услуги. Консультационная служба управляется непосредственно пользователями через фермерские организации. Общенациональный уровень представлен консультативным центром датского сельского хозяйства, который передает местным центрам информацию о новых научных разработках в Дании и за рубежом, а также результаты собственных исследований.

Датская консультационная служба выполняет следующие задачи:

• Дает фермерам современные знания о методах производства и экономике;

• Дает советы в конкретных ситуациях по вопросам планирования и организации производства;

• Проводит регистрацию и обработку экономических данных, способствуя рентабельному ведению хозяйства;

• Организует курсы повышения квалификации и профессионального мастерства фермеров:

• Служит связующим звеном между фермерами и научно – исследовательскими учреждениями;

В США созданию такой службы (экстеншн сервис) послужил закон об организации науки, сельскохозяйственного образования и распространения знаний среди фермеров, принятый в 1862 году. Эта задача возлагалась на сельскохозяйственные колледжи, которые создавались в каждом штате. Поскольку ни фермеры, ни власти штатов не имели необходимых для этого средств, то всем колледжам была выделена земля, с доходов от использования которой они частично финансировались.

Система информационного обеспечения фермеров сформировалась как самостоятельная в последние десятилетия. Сама программа экстеншн стала структурным элементом университетской системы, выполняя роль информационного моста между наукой, органами управления сельским хозяйством и сельскохозяйственным производством.

В конце прошлого века во время европейского сельскохозяйственного кризиса правительство Голландии перешло к политике повышения и укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства страны. Было положено начало созданию системы сельскохозяйственных знаний, включающей в себя исследования, образование (повышение квалификации) и внедрение (освоение научно-технических достижений). Объединение исследований, образования и внедрения представляет собой основу сельскохозяйственной модели Голландии, которая признана одной из самых эффективных в мире, благодаря системе сельскохозяйственных знаний научно-техническая информация к голландским фермерам поступает намного быстрее, чем в других странах.

Успех сельскохозяйственной политики во многом связывают с тем, что вопросы образования, исследования и внедрения находятся в компетенции Министерства сельского и рыбного хозяйства и окружающей среды Голландии. В структуре Министерства имеются национальные консультационные центры (DLV), которые оказывают информационную помощь работникам образования и советникам внедренческих организаций (J КС), имеющим непосредственный контакт с фермерами.

Во Франции большую часть в консультационных услуг предоставляют сельскохозяйственные палаты, которые были организованы в 50-х годах при финансовой помощи правительства. В структуре Сельскохозяйственных Палат страны имеется 94 региональных отделения, где работает около 11 тысяч экспертов, а также сотни консультантов из торговых сельскохозяйственных предприятий. Они предоставляют широкий спектр услуг: от анализа почв до экономического прогноза развития хозяйства. Государство оплачивает от 30 до 40 процентов эксплуатационных затрат Сельскохозяйственных Палат, а также проведение отдельных программ и мероприятий. Все обслуживание проводится по установленным расценкам.

В Финляндии сельскохозяйственное консультирование ведется более 200 лет проводят через сельскохозяйственные консультационные центры Членами сельскохозяйственной консультационной организации на основе добровольного объединения являются сельхозпроизводители, члены их семей, другие сельские предприниматели. Общее число членов около 210 тысяч. Они организационно объединены в общества землевладельцев, сельскохозяйственные общества и общества домохозяек, а также другие сельские организации. В каждой губернии Финляндии имеются сельскохозяйственные консультационные центры. Кроме непосредственного консультирования служба организует курсы повышения квалификации, учебные поездки, экскурсии, услуги по снабжению.[17]

1.4. Структура системы на современном этапе

В настоящее время система сельскохозяйственного консультирования включает федеральный, региональный и районный уровень (приложение 1).

Федеральный уровень системы сельскохозяйственного консультирования представлен: отделом сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров в Департаменте научно-технологической политики и образования Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»; Федеральным учебно-методический центром сельскохозяйственного консультирования и учебно-методические центры при подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждениях. Функции федерального уровня также выполняют отраслевые центры сельскохозяйственного консультирования при головных НИИ и Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии.

С целью общественного регулирования развития и совершенствования деятельности системы сельскохозяйственного консультирования и развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению созданы общественная организация – ассоциация консультационных организаций (АСКОР).

Основными функциями субъектов системы сельскохозяйственного консультирования федерального уровня являются:

— определение приоритетных направлений, разработка концепции, выработка стратегии и координация развития системы сельскохозяйственного консультирования;

— организация государственной поддержки, формирование единого нормативно-правового и информационного пространства для субъектов консультационной деятельности;

— организационная и методическая помощь субъектам системы сельскохозяйственного консультирования;

— создание условий для подготовки высококвалифицированных консультантов, организация их переподготовки и повышения квалификации;

— мониторинг развития сельскохозяйственного консультирования, изучение потребности и разработка предложений по расширению видов и объемов консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, распространение передового опыта работы центров сельскохозяйственного консультирования.

Система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня состоит из структурного подразделения органа управления АПК и/или совета, координирующего развитие консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению, регионального и районных центров сельскохозяйственного консультирования.

Региональные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:

— организационно-методическое руководство развитием сельскохозяйственного консультирования на уровне субъекта Российской Федерации;

— осуществление региональной кадровой политики центров сельскохозяйственного консультирования, организация повышения квалификации консультантов;

— формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям и передовому опыту, представляющих интерес для региона, и обеспечение специалистов районных центров сельскохозяйственного консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения информационным продуктами;

— организация объектов информационно-инновационного сопровождения и мероприятий для пропаганды инновационных достижений и распространения передового опыта;

— организация и проведение практических и обучающих семинаров, выставочных и демонстрационных мероприятий для сельских товаропроизводителей;

— мониторинг потребности в инновационной продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;

— оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

— взаимодействие с федеральными структурами системы сельскохозяйственного консультирования. [16]

Районные центры сельскохозяйственного консультирования могут быть юридическими лицами различных организационно-правовых форм и/или структурными подразделениями регионального центра в форме юридического лица.

Районные центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют консультационное обеспечение в пределах компетенции системы сельскохозяйственного консультирования формами и методами консультационной деятельности, оказывают помощь при внедрении инноваций, решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития сельских территорий и жизнеобеспечения их населения.

В табл. 1 представлена динамика структуры системы за последние три года. По состоянию на 1 января 2009 года в составе системы сельскохозяйственного консультирования имеется 56 региональных информационно-консультационных центров. [19]

системы сельскохозяйственного консультирования

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Информационно-консультационные услуги
Раздел: Рефераты по менеджменту
Тип: реферат Добавлен 01:56:37 18 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 1114 Комментариев: 12 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать