Что в составе катализатора
Состав автомобильных катализаторов
Каталитические нейтрализаторы – неотъемлемая часть выхлопной системы транспортного средства, необходимая для очистки выхлопов от токсичных компонентов. Фильтрация газов происходит за счет напыления из драгоценных металлов. Благодаря дорогостоящему составу автомобильные катализаторы представляют ценность даже после истечения срока эксплуатации. Поступая во вторичную переработку, они используются в различных отраслях промышленности – от нефтехимии до изготовления ювелирных украшений.
Состав автомобильного катализатора
Внутри стального корпуса устройства расположен металлический или керамический носитель из множества ячеек, покрытых напылением из редкоземельных металлов. Палладий, платина, родий характеризуются высокой стоимостью, поскольку получение этих элементов в природе – трудоемкий процесс, отнимающий у добывающих предприятий массу ресурсов. Драгоценное покрытие обеспечивает фильтрацию выхлопов, окисляя вредные компоненты и преображая:
В результате в воздух выбрасываются вещества, не представляющие угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
Обратите внимание, что по мере использование ценное напыление стирается – в среднем, катализаторы подлежат замене после прохождения 100 – 120 тысяч километров. Срок службы изделий зависит от изначального количества драгоценных металлов в составе. Самыми «насыщенными» и качественными считаются запчасти импортного производства, которые изготавливаются в соответствии со строгими экологическими требованиями. В России стандарты экологичности продукции пока не так высоки, поэтому отечественные производители нередко заменяют драгметаллы на более дешевые элементы.
Можно ли извлечь металлы из катализатора в домашних условиях
Самостоятельная добыча драгметаллов из автокатализатора – сложная процедура, требующая практических навыков и знаний. Существует несколько технологий извлечения ценных элементов:
Применение этих способов целесообразно лишь в том случае, если вы работаете с крупной партией катализаторов. В противном случае, стоимость продажи металлов не окупят расходы на их получение. Гораздо проще и удобнее сдать отработанные детали в пункт приема металлоконструкций, где всю работу за вас сделают профессиональные сотрудники – вам останется только дождаться оценки драгметаллов и получить вознаграждение.
Что содержится в катализаторе
8 800 600 12 72 — наша бесплатная, горячая линия
+7 (903) 130-29-99 — прием в цеху / выезд специалиста
Катализатор является важной деталью строения выхлопной системы. Именно этот инструмент помогает тщательно очищать и выпускать «обезвреженные» отработанные газы в атмосферу. Дело в том, что в неочищенном выхлопе автомобиля содержится несколько особо опасных элементов, которые могут нанести непоправимый вред экологии.
Этими элементами являются:
Благодаря уникальному составу напыления, находящегося на поверхности матрицы устройства, происходит преобразование вышеупомянутых элементов в азот и углекислый газ. Что же касается недогоревших углеводородов, то они заканчивают реакцию уже в полости катализатора, что препятствует распространению опасных веществ в атмосфере.
Строение автомобильного нейтрализатора
Структура автомобильного нейтрализатора напоминает небольшой цилиндр. Основной корпус изделия изготовлен из плотного листа металла, который предотвращает возможность перегрева устройства и сильных механических повреждений. Каталитический конвертер также имеет несколько патрубков на разных концах корпуса, соединяющих устройство с одной стороны с двигателем, а с другой стороны с глушителем.
Внутри прочного устройства находится основная часть, которая и отвечает, собственно, за качественное очищение отработанных газов. Внутренняя составляющая изделия имеет форму пластины или матрицы, поверхность которой разбита на равные каналы, напоминающие своим строением шахматную доску. Важной особенностью является уникальное напыление, располагающееся на каналах. Уникальность заключается в составе из ценных металлов, обеспечивающих быстроту и качественность очищения выхлопа.
Последовательная деятельность всех компонентов нейтрализатора направлена на:
Стоит отметить, что качественный катализатор стоит достаточно дорого, особенно, если речь идёт об импортном изделии. Это обусловлено наличием большого количества дорогостоящих металлов в составе каталитического слоя, что способствует более качественной очистке отработанных двигателем газов. Именно каталитический слой представляет особую ценность не только во время работы устройства, но и после выхода его из строя.
На сегодняшний день существует скупка катализаторов в Москве, благодаря чему можно выручить приличные средства за непригодную деталь. Что может быть лучше, чем материальная выгода от сломанной запчасти? Пожалуй, только внушительная сумма. Стоимость одного килограмма каталитического конвертера отечественного производства на скупке составляет порядка 5-ти тыс. рублей. Ещё более приятным нюансом станет стоимость импортного изделия – до 30-ти тыс. рублей.
Ценность автомобильного катализатора
Так как действие по очищению выхлопа в выхлопной системе транспортного средства зависит от такого устройства, как каталитический конвертер, стоит разобрать, что же способствует этому процессу.
Основой деятельности изделия является каталитический слой. Это специальный состав, содержание которого насчитывает наличие разнообразных ценных металлов:
Все эти элементы не вступают в реакцию, но являются основой ускорения очищения и повышения его качественности. В ходе непрерывной работы устройства процентный состав дорогостоящих компонентов постепенно уменьшается, что приводит к остановке нормальной работоспособности конвертера. Следствием прекращения деятельности устройства становится поступление неочищенных выхлопных газов в окружающую среду. Так как нейтрализатор ремонту не подлежит, рациональным решением будет продать катализатор в Москве, а вырученными средствами покрыть часть расходов на новое устройство. Компании по переработке вторсырья принимают отработанные катализаторы для извлечения ценных металлов и передачу их в рыночный оборот. Таким образом, реализовав ненужное устройство, вы сможете получить тройную выгоду:
Наша компания осуществляет приём катализаторов в Москве. Обратившись к нам, вы сможете удостовериться в качественности наших услуг и конкурентной ценовой политике. Мы работаем на постоянной основе не только с юридическими, но и физическими лицами, для которых реализация отработанных нейтрализаторов – отличный вариант для дополнительного заработка.
Процедура проведения оценки катализатора
Мы имеем достаточно большой опыт работы в сфере приёма и переработки каталитических конвертеров разных категорий, поэтому можем со всей ответственностью заявить, что все этапы по оцениванию и утилизации производятся в кратчайшие сроки и только с выгодностью для наших клиентов.
Процесс включает в себя следующие этапы:
Каждое действие производится исключительно в присутствии продавца, который может убедиться в честности и прозрачности выполняемых манипуляций. Квалифицированные сотрудники обеспечат грамотную и точную оценку, а также поспособствуют экономии времени любого клиента.
Катализатор выхлопных газов. Мифы и заблуждения.
Катализатор (не котолизатор — это совсем другое устройство и для других целей…), он же каталитический нейтрализатор, каталитический преобразователь или каталитический конвертер — это устройство в выхлопной системе автомобиля направленное на снижение токсичных выбросов в атмосферу путем восстановления оксидов азота до азота и кислорода, дожига угарного газа и несгоревших углеводородов. В химии катализатор — это вещество ускоряющее или вызывающее химическую реакцию, но само при этом на расходующееся. Такими веществами являются медь, никель, золото, палладий, родий, хром и большинство драгоценных и редких металлических элементов. Принцип работы автомобильного катализатора как раз и основан на способности веществ-катализаторов к ускорению химических реакций. Чаще всего расположен катализатор сразу после приемной трубы, однако иногда его устанавливают прямо на приемной трубе, т.н. катколлектор. Делают это для более быстрого прогрева, так как эффективно работает он только при температурах свыше 300-400С. Однако большой минус такого расположения слишком высокие температуры в рабочем режиме и неприлично маленький срок службы катализатора.
Основные вещества, присутствующие в выхлопе, являются безвредными.
Однако процесс горения не совершенен и помимо безвредных веществ при работе двигателя выделяются крайне токсичные, канцерогенные и довольно вредные для людей вещества.
углеводороды (CHx)
оксиды азота (NOx)
окись углерода (CO)
Современные катализаторы являются трехкомпонентными, т.е. оснащены тремя каталитическими преобразователями, по одному на каждое вещество, которое необходимо снизить. Трехкомпонентный катализатор представляет собой металлический корпус из нержавеющей стали, в котором находится «сотовая» керамическая конструкция или реже конструкция типа «керамические бусины». Сотовая конструкция бывает металлической или керамической и покрыта веществами-катализаторами, обычно это платина, родий или палладий (в последнее время на некоторых моделях начинают применять золото, которое что удивительно дешевле других металлов-катализаторов). Керамическая конструкция более распространена, так как дешевле в производстве, однако у такой конструкции есть большой минус — хрупкость. Достаточно небольшого удара, чтобы керамические соты треснули и осыпались. В каталитических преобразователях используются два вида катализаторов: восстанавливающий и окислительный.
Восстанавливающий катализатор использует платину и родий, чтобы уменьшить выбросы оксидов азота. Когда молекула оксида или двуокиси азота встречается с молекулами катализатора, от нее отделяется атом азота, высвобождая кислород. Атом азота же связывается с другим атомом азота, образуя газообразный азот N2.
Окислительный катализатор уменьшает количество несгоревшего топлива СН и окиси углерода СО путем их сжигания (окисления) с помощью платины и палладия. Этот катализатор также помогает оксиду углерода вступить в реакцию с несгоревшим кислородом, образуя углекислый газ. В упрощенном виде эти химические реакции выглядят следующим образом:
Вследствие этих реакций токсичные, вредные вещества CO, CHx и NOx восстанавливаются или окисляются в безвредную воду H2O, азот N2 и углекислый газ CO2.
Каталитические преобразователи дизельных двигателей плохо справляются с сокращением выбросов NOx. Одна из причин в том, что дизельные двигатели сами по себе функционируют в более низком температурном режиме, чем бензиновые, а преобразователи работают лучше при нагреве. Ведущие эксперты в области «зеленого» автомобилестроения придумали новую выхлопную систему, которая помогает исправить этот недостаток. Они впрыскивают водный раствор мочевины в выхлопную трубу до того, как газы достигнут преобразователя. При этом возникает химическая реакция, которая уменьшает количество NOx. Карбамид, также известный как мочевина — органическое соединение углерода, азота, кислорода и водорода. Его можно обнаружить в моче млекопитающих и земноводных, что и объясняет такое название. Мочевина реагирует с NOx с получением азота и водяного пара, снижая количество оксидов азота в выхлопных газах дизельных двигателей более чем на 90 процентов.
Причины выхода катализатора из строя.
Для керамических катализаторов:
-Удар, например, о камень (достаточно небольшого удара, чтобы керамические соты рассыпались).
-Попадание воды на раскаленный катализатор, например, если заехать в лужу на прогретой машине (также может привести к тому, что соты рассыпятся).
-Неисправность в системе зажигания. Если при пуске двигателя не происходит воспламенение, то топливо может попасть в приемную трубу, а затем и в катализатор и бензин может взорваться в катализаторе (что также может привести к тому, что соты рассыпятся), многократные пропуски зажигания быстро разрушают и даже оплавляют катализатор.
Для всех катализаторов:
-Некачественный (низкое октановое число, содержание смол, дизтоплива) и этилированный бензин.
-Попадание паров и частиц несгоревшего масла (зола не имеет значения) быстро забивают соты.
-Попадание в катализатор антифриза или «левых» жидкостей для промывки топливной системы.
-Переобогощенная топливно-воздушная смесь покрывает катализатор сажей и забивает его.
-Долгая работа двигателя на холостом ходу, пробочная езда, постоянные автозапуски и прогревы.
Признаки неисправного катализатора
-Автомобиль начинает «тупить», ухудшаются динамические характеристики, автомобиль перестает «тянуть», плавают обороты на холостом ходу, двигатель может не разгоняться выше определенных оборотов, катализатор может раскалиться докрасна и даже оплавиться кожух.
-Двигатель начинает «дизелить», громко и жестко работать (сильный подпор выхлопным газам).
-Характерный звон и дребезжание в районе катализатора (соты катализатора рассыпались).
-При перегазовке из выхлопа высыпается «крупа» или белая-серая пыль — частицы катализатора.
Катализаторы не подлежат ремонту, а только замене на родной, либо на универсальный аналог. Также возможна замена катализатора на пламегаситель, с ухудшением норм экологичности до Евро-0 с невозможностью въезда в города большинства цивилизованных стран.
Предпочтительней ставить универсальный катализатор:
-Если автомобиль младше 5-10 лет.
-Если вы не хотите загрязнять атмосферу.
-Если вы планируете выезжать за границу.
-Если вы самостоятельно проходите техосмотр.
-Если работа ДВС без катализатора имеет сложности.
В других случаях более предпочтителен недорогой вариант с пламегасителем и обманкой либо прошивкой.
Средний срок службы современных катколлекторов (находящихся в непосредственной близости к ДВС) около 100-150т.км., катализаторов который устанавливаются снизу авто, после «паука», не менее 250т.км. Нередки случаи жизни катализаторов более 500т.км., только у старых авто, разработки 90х годов, сейчас такое не встречается и считают за чудо, если катализатор прожил 250-300т.км. Все дело в толщине и прочности керамики — раньше не экономили…
Заблуждения и мифы по поводу катализаторов.
-Вопреки расхожим мнениям гаражных, диванных аналитегов и автомастеров, осыпающийся катализатор не может навредить двигателю, вызвать абразивный износ, даже с фазовращателями на впуске и выпуске и катколлектором. Подсос керамической пыли в двигатель попросту НЕВОЗМОЖЕН, особенно если углубиться и посмотреть диаграммы работы двигателя. Выпускные клапана на этапе впуска закрыты ВСЕГДА, когда давление в выхлопной системе превышает давление в камере сгорания. Поэтому керамическая пыль не может попасть в камеру сгорания и наделать задиров на юбках поршня и хоне цилиндров. Тем более при разборках таких двигателей (которые имеют явные задиры и разрушенный катализатор) никакие впрессованные частицы или частицы в масле или фильтрах нигде обнаружены не были. Максимум что может сделать катализатор — постепенно разрушиться и улететь в атмосферу, а вот последнее совершенно не полезно для людей, микрочастицы катализаторной пыли, попадая в легкие (вместе с сажей от дизельных двигателей и пылью выбитой шипами из асфальта) навсегда остаются там и постепенно, накапливаясь — вызывают СИЛИКОЗ, с рубцеванием и разрушением тканей легких и провоцированием развития рака. Как вам такой расклад — любители «псевдозеленых» технологий? Небольшое количество окисей азота и углеводородов покажутся просто страшилкой. Поэтому при малейших признаках разрушения — удаляйте катализатор, меняйте на пламегаситель, спасите жизни окружающих от керамической пыли.
-Вопреки все зеленеющим технологиям, при прогреве двигателя (особенно в мороз) катализатор не работает вообще, а для более быстрого прогрева комп начинает жутко богатить смесь. Адская углеводородная вонища с утра у стоянок (у некоторых богатит аж до черного коптящего дыма в самом начале прогрева — что там про безвредный выхлоп с катализатором?) от только что заведенной машины не только от того что катализатор не работает (если он еще есть…), но и от богатой смеси, предназначенной для прогрева этого самого катализатора. Выходит что авто, комп которых рассчитан на быстрый прогрев катализатора при запуске — загрязняет атмосферу гораздо сильнее, чем те, у которых катализатора нет изначально!
—Правильно рассчитанный инжекторный двигатель, с широкополосной лямбдой, а также двигатель с непосредственным впрыском в катализаторе не нуждаются совершенно. Их выхлоп в нормальных режимах работы, а также при прогреве не содержит ничего вредного (высоких температур нет — окиси азота отсутствуют, смесь чуть бедная или нормальная, поэтому СО и СН в выхлопе тоже не будет), исключая режим работы с «прогревом» катализатора. Особенно бесполезен катализатор ДВС с непосредственным впрыском, т.к. их режимы работы предполагают почти постоянное обеднение смеси с разным соотношением воздух/топливо, вредные выбросы таких двигателей — минимальны.
-Наличие катализатора в системе приводит к росту расхода топлива (при прогреве и при низких температурах — к существенному росту, т.к. катализатор греется несгоревшим топливом), снижению момента и мощности (из-за дополнительного сопротивления в выхлопе), снижению надежности всей системы в целом и добавляет дополнительных расходов на поддержание всей систем в работоспособном состоянии — дополнительные дорогие лямбда-зонды, собственно сами катализаторы, усложнение конструкции выхлопной системы, вместе с ее утяжелением. Думаю многие заметили, что чем «экологичней» автомобиль — тем он дороже…
Вместо того, чтобы правильно настраивать двигатели и исключать появления в выхлопе окисей азота, углеводородов и моноксида углерода (таких способов сейчас существует огромное количество), производители навешали болванок с керамикой, которые еще и нужно прогревать несгоревшим топливом и повышенной температурой выхлопных газов. Т.е. мы жертвуем расходом топлива и ресурсом всей системы лишь ради того, чтобы катализатор всегда был нагрет как минимум до 300-400С, чтобы он мог дожигать несгоревшее топливо, которое подается с избытком для прогрева этого самого катализатора! Идиотизм, да и только…
Т.о. катализатор выхлопных газов был бы очень полезен во времена карбюраторных двигателей с постоянно богатой смесью и плавающей стехиометрией, из-за отсутствия нормальной обратной связи. Но в современных двигателях, очень точно регулирующих смесь до десятых долей %, имеющих широкополостные лямбда-зонды, высокоточные форсунки, а то и непосредственный впрыск применение катализаторов единственное — получение сертификата Евро с все возрастающей цифрой…к сожалению, все современные «экологичные и зеленые» системы и нормы придуманы лишь для одного — извлечения прибыли, из потребителей, организаций, автопроизводителей и всех остальных…все это не борьба за экологию…это борьба ЗА БАБЛО.
Состав катализатора
Ухудшающаяся экологическая ситуация в мире в целом вызывает озабоченность уже не одно десятилетие. Именно поэтому, понимая какой колоссальный вред природе наносят автомобильные выхлопы, крупнейшие автопроизводители оснащают свою продукцию особой деталью, о наличии которой на авто не все владельцы или водители даже знают.
Речь о каталитическом нейтрализаторе автомобильных выхлопов или в сокращенном названии просто катализатор. Монтаж детали осуществляется под днищем авто, поэтому его сразу и не обнаружишь, особенно учитывая какой замысловатой может быть конструкция выхлопной системы современного авто.
Тем не менее на всех современных автомобилях катализаторы устанавливаются еще на заводском конвейере, так что к потребителям транспортные средства поступают в полном комплекте.
Какое основное предназначение фильтра, а так же какой состав катализатора? Разберем эти аспекты подробнее.
Конструкция каталитического преобразователя состоит из трех основных компонентов и пары датчиков.
Корпус автодетали, как правило, представлен утолщенной трубой в форме параллелепипеда. Это внешний защитный кожух катализатора.
Внутри кожуха под изоляционным слоем размещается наполнитель (иначе называемый монолитом) — основной компонент катализатора. Из-за материала данного наполнителя все катализаторы формируют две основные группы: керамические и металлические.
Как понятно из названия материала монолит делают из огнеупорной керамики или металлических листов. В первом случае используется огнеупорная керамика, а во втором — стальные листы.
Из керамики делают особую матрицу с большим количеством мелких сквозных ячеек. А стальные листы волнообразно изгибают и сворачивают спиралью. Получается тоже мелкоячеистая структура, но с ячейками чуть большего размера.
В выхлопную систему автомобиля внешний корпус катализатора монтируется посредством двух патрубков: входного и выходного. К ним же подсоединяются два лямбда-зонда (на входе и выходе), контролирующие качество работы катализатора.
Разобрав вкратце то, из чего состоит катализатор автомобиля, необходимо прояснить и принцип работы данной детали. Зная, как работает фильтр, можно понять, когда катализатор придет в негодность и какие симптомы об этом укажут.
Принцип работы катализатора
Принцип работы каталитического нейтрализатора основан на химической реакции, спровоцированной металлами-катализаторами: платиной, палладием, родием, иридием или золотом.
Все указанные драгоценные металлы способны ускорять протекание процессов доокисления при соприкосновении с отработанными газами, поступающими из цилиндров двигателя внутреннего сгорания.
Данные ценные металлы наносятся в виде напыления (каталитический слой) на поверхность ячеек наполнителя. Именно поэтому размер ячеек был как можно меньше, а их количество как можно большим. Так достигается максимальная совокупная площадь соприкосновения отработанных газов со слоем.
Попав через входной патрубок внутрь катализатора, горячие выхлопы заполняют все ячейки и вступают в реакцию с драгметаллами. Входящие в напыление платина и палладий провоцируют и ускорят реакцию доокисления превращая в обычный водяной пар остатки СН. А в обычный углекислый газ превращается токсичный газ CO. Отравляющие оксиды азота в безопасные компоненты превращает родий.
Интервал температуры газов, при котором работа фильтра максимально продуктивная варьируется от 350 до 750°С.
Выход за пределы этого интервала приведет или к прекращению очистки (температура ниже 350°С) или к оплавлению ячеек. В результате эффективность работы катализатора существенно ухудшится.
Срок службы катализатора
Работая в агрессивных условиях срок качественной эксплуатации каталитического нейтрализатора, по заверениям автопроизводителей, составляет прядка 120-150 тыс. км. Однако на практике срок короче на что влияет ряд важных факторов.
Прежде всего, это манера вождения. Агрессивная езда по плохим дорогам может привести к удару по корпусу камня или прочего препятствия. И хотя внешний стальной корпус выдержит, внутренние керамические соты наполнителя могут треснуть и частично разрушиться. Если во время движения раздается грохот в районе размещения катализатора, значит, часть ячеек откололась и ударяется о стенки кожуха.
Закупоривание ячеек также существенно сокращает срок службы катализатора. Масло, попадающее внутрь катализатора, при высокой температуре плотно «запечатывает» соты фильтра, не давая выхлопным газам свободно проходить по туннелям ячеек и распадаться на безопасные компоненты.
Оплавление ячеек. В случае превышения предельного температурного значение (от 800°С и выше) керамические соты начинают оплавляться. Это также приводит к тому, что пропускная способность катализатора резко падает, что тут же сказывается на функционировании всей силовой установки автомобиля. Динамика набора скорости существенно падает, расход топлива и масла возрастает.
Отработанный катализатор не даст эксплуатировать автомобиль в прежнем режиме. Чтобы не мучить ни себя, ни силовую установку, следует удалить каталитический нейтрализатор из выхлопной системы авто. Однако перед этим необходимо сделать важный выбор: убрать забитый катализатор навсегда или заменить катализатор бу на новую оригинальную деталь?
Но в любом случае после извлечения фильтра его следует правильно утилизировать. Выбрасывать на свалку, безусловно, не стоит, так как катализатор можно выгодно продать.
«Сколько стоит б у катализатор?». Вопрос, который интересует всех, кто хочет не просто избавиться от сломанной детали, но и заработать определенную сумму денег.
Если сдача детали осуществляется каким-то непонятным посредникам, то рассчитывать на достойное вознаграждение не стоит. Данные дельцы скупают отработанные катализаторы по минимальным ценам, чтобы потом самим заработать на правильной утилизации.
Такую переработку осуществляют легальные компании, в том числе и наша. Поэтому рекомендуем напрямую обращаться к нам, минуя посредников.
Мы предлагаем целый комплекс услуг:
Именно такой системный подход гарантирует объективный ответ на вопрос «Сколько стоит килограмм катализатора?» Гарантируя открытость оценки и ее оперативность сделка между нами и владельцем ТС, сдающего отработанные катализаторы, будет взаимовыгодной.