Что в социологии понимается под репрезентативностью
Понятие репрезентативности в социологическом исследовании, типы выборок
Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.
Любой научный проект предполагает установление объекта и предмета, который конкретизирует: что именно намерен изучать автор, в каких пределах и на каком примере. При этом принято выделять лишь 1 объект в каждом исследовании.
В зависимости от области науки среди объектов исследования могут оказаться целые группы людей. Подобное встречается в психологических и социологических проектах, где автор изучает поведение или мнение конкретных лиц (в зависимости от выбранного признака классификации и пр.).
Проведение социологического исследования
Как мы видим, объект исследования – един, а вот число испытуемых может разниться от 1 до нескольких тысяч. Сегодня мы расскажем об особенностях формирования выборки в социологической научной работе и раскроем понятие репрезентативности выборки.
Выборка в социологическом исследовании
Выборка в социологическом исследовании представляет собой конкретизацию респондентов согласно определенным признакам: пол, возраст, место работы или должность, образование, место проживания и пр.
Выборка предполагает, что из общей массы (генеральной совокупности) будут «выбраны» респонденты или участники социологического мероприятия. Результаты исследования могут быть частными (нерепрезентативными) и обобщенными (репрезентативными).
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Репрезентативность в социологическом исследовании представляет собой способность полученных результатов отражать общие тенденции, возможность переносить полученный результат на более широкий круг лиц.
Репрезентативность в социологическом научном исследовании можно интерпретировать, как своеобразное качество выборки, которое позволяет получить результаты по отдельной группе лиц, но при этом итоги могут быть перенесены на все человечество (или более широкий круг лиц), подчеркивать тенденции в обществе.
В чем проявляется репрезентативность выборки в социологическом исследовании?
Эксперты полагают, что в социологии действует принцип: больше – лучше. Выборка в социологии считается репрезентативной, если количество испытуемых велико.
Качественная и количественная репрезентативность
В социологическом научном изыскании невозможно повторить опрос или эксперимент и получить при этом один и тот же результат. Поэтому здесь целесообразно моментально фиксировать результат. Даже если задать один и тот же вопрос одному и тому же респонденту в разное время, то можно получить совершено разные ответы.
Поэтому в таких экспериментах точность и качество результатов берут числом испытуемых: чем объемнее выборка, тем лучше. Чем больше совпадений по одним и тем же заданиям, тем больше человек придерживаются данной позиции.
Замечали ли Вы, что в опросах ВЦИОМ принимает участие не 10,20 или 50 человек, а тысячи. Такой подход позволяет точно определить тенденции в обществе, настроение отдельных групп и пр.
Какие типы выборок выделяют в социологических исследованиях?
Исследователь должен определить цель социологического мероприятия, а также определить:
Самыми распространенными типами выборок в социологических исследованиях выделяют:
Случайная предполагает, что в опросе принимает участие любой человек (независимо от возраста, социального статуса, образования и пр.). Важно отметить, что случайные выборки всегда является репрезентативными и отражают мнение общества в целом.
Данная выборка предполагает распределение респондентов по группам согласно заявленному единому признаку (например, по месту проживания, региону, конкретной организации и ее филиалам и пр.). Здесь важно изначально определить количество групп и количество участников в каждой из них. Лучше всего придерживаться принципа равномерности, чтобы в каждой группе было одно и то же число испытуемых.
Данный способ подбора испытуемых предполагает, что из одного общего списка (генеральной совокупности) с определенным интервалом будут избраны отдельные лица (например, каждый пятый человек).
Здесь подбор респондентов осуществляется «методом тыка». Достаточно выбрать первого встречного и включить его в группу испытуемых.
Данный способ заключается в том, что каждый респондент делится контактами своего окружения, которые автоматически попадут в число испытуемых.
Такой способ предполагает целенаправленный подбор респондентов согласно конкретным параметрам (квотам). В числе наиболее распространенных квот выделяют пол, возраст, образование и пр.
Каждый исследователь самостоятельно определяет оптимальный объем выборки и требования к испытуемым, исходя из задач социологического исследования, при этом важно, чтобы выборка была репрезентативной.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Репрезентативность
Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.
Пример
Предположим, совокупность — это все учащиеся школы (600 человек из 20 классов, по 30 человек в каждом классе). Предмет изучения — отношение к курению. Выборка, состоящая из 60 учеников старших классов, гораздо хуже представляет совокупность, чем выборка из тех же 60 человек, в которую войдут по 3 ученика из каждого класса. Главной причиной тому — неравное возрастное распределение в классах. Следовательно, в первом случае репрезентативность выборки низкая, а во втором случае репрезентативность высокая (при прочих равных условиях).
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Репрезентативность» в других словарях:
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (отфранц. representatif показательный, характерный), представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть… … Философская энциклопедия
Репрезентативность — свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной совокупности. По английски: Representativeness Синонимы: Представительность См. также: Выборочные совокупности Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
репрезентативность — представительность, характерность, показательность Словарь русских синонимов. репрезентативность сущ., кол во синонимов: 3 • показательность (8) • … Словарь синонимов
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от франц. representatif показательный) представительность выборки экономических показателей (чаще всего статистических), используемых для анализа экономических процессов и явлений. Репрезентативность зависит как от достоверности имеющихся… … Экономический словарь
репрезентативность — и, ж. representatif adj. Представительность, показательность. НС 2. Легкая изящная стилизация городского пейзажа под старинную гравюру сообщает неповторимый колорит эпохи. Панно свойственна торжественность и репрезентативность. сближая его с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Репрезентативность — обоснованность переноса результатов, полученных при анализе выборочной совокупности на генеральную совокупность. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от французского representatif представляющий), в статистике методы определения параметров выборочной совокупности (частей объекта, множества), изучение которой позволяет с достаточной обоснованностью представить состояние генеральной… … Современная энциклопедия
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от франц. representatif показательный) в статистике соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, показателям, характеризующим всю генеральную совокупность. Расхождение между указанными показателями представляет… … Большой Энциклопедический словарь
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ — (от фр. representatif показательный) англ. representativeness; нем. Reprasen tativitat. 1. Представительность. 2. Показатель к. л. наблюдений в статистике и др. науках. 3. Свойство выборки отражать характеристики изучаемой генеральной… … Энциклопедия социологии
Репрезентативность — (от франц. representatif представляющий что либо) важнейшее свойство той или иной выборки информации, состоящее в отражении (представлении) ею особенностей всей генеральной совокупности (напр., всей ценопопуляции). О репрезентативности выборки… … Экологический словарь
репрезентативность — Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности. Термин «репрезентативная выборка» ввел впервые применительно к социально экономическим исследованиям норвежский статистик А. Киаэр в … Справочник технического переводчика
Репрезентативность социологического исследования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие репрезентативности в социологическом исследовании
Репрезентативностью называется способность выборочной совокупности максимально точно отображать характеристики генеральной совокупности.
Другими словами, репрезентативность – это качество выборки. Выборка может быть репрезентативной или нерепрезентативной. Если в социологическом исследовании применялась большая группа людей, то выборка будет репрезентативной.
Выборка – это отобранное определенное количество элементов генеральной совокупности. Репрезентативная выборка характерна тем, что все элементы генеральной совокупности представлены в той же пропорции.
Репрезентативность выборки социологического исследования определяется двумя случайными компонентами: ошибками, которые были допущены при регистрации и случайными ошибками.
Например: если объект социологического исследования сложный и имеет несколько элементов, то потребуется большее количество интервьюеров. Не всегда все интервьюеры имеют хорошую квалификацию, что может привести к ошибкам при регистрации. В отличие от этого, проведение выборочного исследования интервьюерами, которые более подготовлены и проинструктированы, ведёт к уменьшению количества ошибок, то есть к случайным ошибкам.
Построение выборки сводится к трём основным проблемам:
Готовые работы на аналогичную тему
Важно помнить, что показатели выборки и генеральной совокупности не должны превышать 5%. Если такая пропорция нарушается, то выводы такого социологического исследования не будут соответствовать действительности.
Типы выборок
Выборки делятся на: случайные и целенаправленные.
Случайная выборка является наиболее точной и репрезентативной. Суть данной выборки в том, что благодаря случайному отбору, все единицы генеральной совокупности имеют одинаковые шансы попасть в выборочную совокупность. Такой вид выборки обычно используется перед выборами, референдумами и другими массовыми мероприятиями. Помимо того, что данная выборка даёт нам точность, она имеет сложности в применении. Для того, чтобы провести случайною выборку, социолог должен иметь список элементов генеральной совокупности, что не всегда даётся легко. Случайный отбор требует большого объема выборки для получения точных результатов.
Разновидностями случайной выборки бывают серийная, районированная, механическая и другие.
Целенаправленная выборка – это вид выборки, где отбор осуществляется по критериям доступности, типичности, равенства и т.д. Целенаправленная выборка делится на стихийную, метод снежного кома и квотную.
Репрезентативность социологического исследования
Что такое репрезентативность социологического исследования
Репрезентативность социологического исследования — свойство выборки точно воспроизводить признаки генеральной совокупности.
Генеральная совокупность — общее количество всех возможных объектов исследования.
Выборка — это часть генеральной общности, отобранная с помощью специальных методов для получения данных обо всей совокупности в целом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Понятие репрезентативность обладает следующими свойствами:
Чем определяется репрезентативность
Репрезентативность социологического исследования определяется двумя типами ошибок:
Ошибки при регистрации делятся на:
Систематические ошибки при регистрации:
Ошибки представительности или репрезентативности подразделяют на:
Связь репрезентативности и выборки
Выборочная совокупность может быть:
Когда необходима выборка
В социологических исследованиях, объектом которых является большое количество людей, рационально использовать выборочную совокупность, поскольку опрос генеральной общности требует много времени и усилий.
Для исследования необходимо опросить жителей одного района небольшого города. Численность данного района составляет 200 тыс. человек. Один опрашиваемый за час способен анкетировать трех человек. При 8-часовом рабочем дне за день он опросит 24 человек. Следовательно, первичное анкетирование займет 8333 дня или 22 года. Предположим, что опрос проводят несколько человек. За каждую анкету они получают 10 рублей. Организатору соцопроса придется заплатить 2 млн. рублей.
Таким образом, использование выборки менее затратно с точки зрения энергии и финансов. Однако выборочная совокупность не всегда уместна. В случае с переписью населения, выборами президента, референдумами такой способ неприемлем.
Примеры репрезентативности в социологическом исследовании
Предположим, в городе проживает 10 тыс. человек, среди которых 58 % мужчин и 42 % женщины. Чтобы социологическое исследование было репрезентативным, необходимо сформировать соответствующую выборку. Для этого нужно учесть гендерный состав населения. Допустим, отобранная совокупность составит 1000 человек. Значит, среди них должно быть 580 мужчин, 420 женщин. Это пример репрезентативной выборки.
В небольшом городе изготовлением съедобных букетов из фруктов занимаются 17 производителей подарков. Чтобы узнать портрет среднего покупателя данного товара, необходимо провести опрос среди всех 17 компаний. В этом случае выборочная совокупность будет репрезентативной.
Простыми словами о выборке
Привет. Я UX-исследователь в СКБ Контур. Чаще всего в работе я использую качественные методы исследований — глубинные интервью и модерируемые юзабилити-тестирования. Количественные исследования без подготовленной инфраструктуры со стороны разработки более ресурсозатратные, поэтому самостоятельно их провести сложнее.
Но самое сложное для меня в проведении количественного исследования — это выборка. Мне ближе гуманитарная сторона исследовательской работы, поэтому разобраться в выборке сложнее, чем в техниках ведения интервью. Если у тебя такая же проблема, эта статья будет полезна.
Ниже я попробовала просто рассказать о выборке, репрезентативности и методах отбора при проведении количественного исследования.
Выборка и репрезентативность
Опрос — это количественный метод, направленный на получение точной, объективной и статистически значимой информации. Если качественные методы помогают в формулировке гипотез, то количественные — масштабируют и проверяют эти гипотезы на всей целевой аудитории.
Поэтому важно проводить отбор респондентов таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала состав всей генеральной совокупности.
В социологии есть термин — единица наблюдения. Это может быть один человек, группа или сообщество в зависимости от целей исследования.
Генеральная совокупность — это вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к теме исследования.
Например, если ты проводишь продуктовое исследование, то скорее всего твоя генеральная совокупность — это все пользователи сервиса или определенный сегмент.
Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, которую вы изучаете в ходе исследования с помощью разработанных вами инструментов (анкета, гайд и прочее).
Например, в ходе исследования было опрошено 400 респондентов среди всех пользователей сервиса. Это твоя выборочная совокупность.
Выборка должна быть репрезентативной, иначе результаты количественного исследования будут сомнительными.
Репрезентативность — обеспечение в выборочной совокупности наличия всех видов единиц генеральной совокупности в достаточном количестве.
Репрезентативность имеет качественное и количественное выражение. Качественная репрезентация обязывает включить в выборку все возможные варианты респондентов, особенно, если какой-то признак влияет на опыт использования сервиса.
Например, выборка не будет репрезентативной если ты опросишь только новых пользователей (если это не оправдано целями исследования). Особенно это исказит результаты исследования, если длительность использования напрямую влияет на проверку гипотезы.
На практике, особенно в онлайн-опросах, качественная репрезентативность может страдать. Ею можно пренебречь, если вы уверены, что на проверку гипотезы не повлияет принадлежность респондента к той или иной группе. Онлайн-опросы предполагают стихийную выборку и поэтому предусмотреть присутствие всех типов респондентов сложно. Про стихийную выборку подробнее я расскажу ниже.
Чтобы соблюсти количественную репрезентацию нужно обеспечить достаточное число респондентов, в том числе по каждой группе внутри выборки.
Например, если ты пригласишь на опрос 80% новых пользователей и лишь 20% пользователей с опытом — это тоже исказит результаты (опять же если это не предусмотрено дизайном исследования).
И, конечно, для того, чтобы масштабировать результаты опроса на всю генеральную совокупность (в нашем примере — на всех пользователей), нужно в целом рассчитать количество человек, которое ты планируешь пригласить для прохождения опроса.
Что значит «достаточное» количество человек для выборки.
К примеру, если проводить исследование на выборке в 50–100 человек, то погрешность в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800–1000 человек.
Но увеличивать до бесконечности число опрашиваемых нет смысла. После определенного количества респондентов ошибка выборки остановится на одном уровне.
Ошибка выборки — разность между характеристиками выборочной и генеральной совокупности. Это отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности.
Где-то после 400 респондентов ошибка выборки не меняется. Поэтому обычно в опросах выборочная совокупность составляет 300–400 человек. При таком значении ты можешь уверенно переносить результаты исследования на всю аудиторию при соблюдении качественной репрезентации и корректно составленной анкеты.
Если генеральная совокупность небольшая, то и выборочная совокупность будет меньше стандартных 300–400 респондентов.
Если хочешь разобраться с формулой расчета выборки подробнее про нее можно узнать здесь.
Также ты можешь провести сплошной опрос. При сплошном опросе ты опрашиваешь всю генеральную совокупность.
Например, если есть интересный и немногочисленный сегмент пользователей (30–100 человек), ты можешь опросить их всех. Или это стартап и уже есть первые пользователи. В таком случае тоже можно провести опрос по всей генеральной совокупности.
На практике требованиями количественной репрезентации иногда пренебрегают в силу нехватки ресурсов на обзвон (если это телефонный опрос) или времени на сбор ответов. Или если опрос проводят для сбора гипотез, а не для принятия конечного решения.
Здесь важно понимать, какое решение должно быть принято на основе исследования. Если это важный продуктовый или бизнес-вопрос, то лучше потратить время и деньги на проверку гипотезы с репрезентативной выборкой, чтобы не получить неверные выводы. А если, это, к примеру, опрос для сбора отклика по новой фиче, то можно остановиться на 30–60 респондентах. Основные выводы ты сделаешь, а пользователи по мере работы в сервисе расскажут о том, что ты мог пропустить.
Методы отбора
В количественном исследовании по сравнению с качественным не важно кто перед тобой, потому что все выводы строятся по совокупности ответов респондентов и материал собирается в обезличенном виде. Поэтому в идеале в выборку респонденты должны попадать случайным образом, чтобы сделать результаты максимально свободными от искажений.
Чтобы этого достичь можно использовать один из методов формирования выборки.
Случайные выборки
Они предполагают, что в выборке каждый элемент генеральной совокупности имеет заранее заданную вероятность быть отобранным в исследование.
Простая случайная выборка. Сначала нужно присвоить каждому потенциальному респонденту идентификационный номер. Дальше с помощью генератора случайных чисел определить номера, которые будут включены в выборку для опроса.
Механическая выборка. Как и в простой выборке пользователям присваивается порядковый номер. Только отбор происходит не с помощью генератора случайных чисел, а с шагом равным n. Например, каждый сотый.
Стратифицированная выборка. Для такой выборки нужно поделить генеральную совокупность на сегменты или страты. После чего респонденты внутри каждой группы отбираются случайным образом. Из каждого сегмента выделяют пользователей пропорционально их доле в генеральной совокупности.
Кластерный отбор или гнездовая выборка. Группа потенциальных респондентов отбирается случайным образом из всей генеральной совокупности. Далее внутри этой группы опрашиваются все пользователи. Например, можно опросить всех пользователей, которые зарегистрировались в сервисе в прошлом квартале.
При таком отборе риск искажений выше и важно учитывать внешние и внутренние факторы. Может быть в прошлом квартале в жизни пользователей произошло что-то важное, что повлияло на их желание воспользоваться сервисом. Тогда эта группа будет сильно отличаться от генеральной совокупности.
Неслучайные выборки
Обычно такие методы отбора применяют, если нет возможности или ресурсов для формирования случайной выборки. Например, у тебя мало времени на опрос или нет данных о генеральной совокупности или респонденты труднодоступны.
Квотная выборка. Такой метод можно применять, если у вас есть знания о составе генеральной совокупности. Например, вы знаете, как ваши пользователи распределяются в разрезе по должности, отрасли компании, возрасту и так далее. Тогда можно пропорционально этим долям сформировать выборку: в каждом разрезе выбрать такое число респондентов, которое будет отображать статистику по всей аудитории.
Стихийная выборка. Это метод без особых правил. В опрос попадают все, кто захочет пройти опрос. Такая выборка типична для онлайн-опросов, размещенных в свободном доступе.
«Снежный ком». Тоже достаточно популярная и простая методика. Каждого респондента просят порекомендовать нового среди его друзей, коллег и знакомых, которые подходили бы под параметры исследования. Такая выборка часто применяется когда самостоятельно найти интересующих респондентов затруднительно. Например, пользователи, занимающие высокую должность или с высоким доходом.
«Типичный представитель». Из генеральной совокупности отбираются респонденты с типичными признаками целевой аудитории. Только определить, что взять за такой признак, обычно сложно.
Отдельно стоит сказать про многоступенчатые выборки. На практике чаще всего (иногда интуитивно) исследователи используют как раз многоступенчатый метод. Такой отбор предполагает наличие двух или более этапов формирования выборки. Проще говоря, это микс нескольких методов отбора.
Например, ты собрал статистику по своей аудитории и знаешь, что большинство пользователей находятся в Москве. Это будет первая ступень отбора по «типичному представителю». Далее среди пользователей-москвичей ты приглашаешь на опрос каждого сотого (механическая выборка).
Проводя количественное исследование, не забывай о репрезентативности и продумывай подходящий метод отбора респондентов. Хорошая подготовка — половина успеха.