Что в старину означали слова кудель веретено прялка
Значение слова «веретено»
1. Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посредине. Левой рукой Олеся быстро сучила белую, мягкую, как шелк, кудель, а в правой у нее с легким жужжанием крутилось веретено. Куприн, Олеся. || Основная часть прядильных машин, при помощи которой производится закручивание и наматывание нити.
2. Стержень, служащий осью вращения частей различных механизмов.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В псковском диалекте: веретено — злая баба.
По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.
ВЕРЕТЕНО’, а́, мн. тёна, тён, тёнам-тена́м, ср. 1. Ручное орудие для пряжи в форме точеной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом, при верчении превращающее навитую на него пряжу в нить. Или дремлешь под жужжанье своего веретена? Пшкн. || Механическое приспособление такого рода (на фабрике). Крутильное в. Перемоточное в. 2. Ось в нек-рых машинах и снарядах, на к-рой что-н. вращается (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
веретено́
1. ручное прядильное орудие в виде длинной, тонкой палочки с заострёнными концами и утолщением посредине ◆ Кружащееся веретено медленно двигалось вниз, вытягивая и закручивая нить из большого клока шерсти, который она держала одной рукой. Фазиль Искандер, «Святое озеро», 1969 г. (цитата из НКРЯ)
2. основная часть прядильных машин, при помощи которой производится закручивание и наматывание нити
3. техн. стержень, служащий осью вращения частей различных механизмов ◆ Видимо, у древних мореплавателей веретено рулевых весел делалось из крепкого дерева, возможно, ливанского кедра. Юрий Сенкевич, «Путешествие длиною в жизнь», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
4. биол. то же, что веретено деления, структура, возникающая в клетках в процессе деления ядра ◆ Во время митоза от центриолей звездообразно расходятся микротрубочки митотического веретена, обеспечивая ориентацию и движение хромосом, и образуется лучистая зона, или астросфера. Рудольф Самусев, Юрий Селин, «Анатомия человека», 2003 г. (цитата из НКРЯ)
5. перен. любой продолговатый объект, утолщающийся в середине и сужающийся на концах ◆ Зимний аскетизм цвета с лихвой окупается обилием форм: острые конусы елей, веретена туй и можжевельников, снежные холмы над шаровидными формами сквозь легкие цветные штрихи ивы и дерена. Мария Ожерельева, «Диалог через века (Путешествие по саду архитектора с томиком Жака Делиля в руках) // «Ландшафтный дизайн»», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Черная лагуна с золотыми веретенами отраженных огней, там, где днем взлетали в воздух тяжелые литые тунцы, держались миг, переливаясь на солнце, рушились с плеском в воду. Александр Проханов, «Господин Гексоген», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
Что в старину означали слова кудель веретено прялка
Зимой в новогодние праздники я гостила у бабушки. Мы решили заняться рукоделием и достали большую коробку с различными принадлежностями. На самом дне коробки я нашла странную деревянную заостренную палочку.
– Что это?- спросила я у бабушки.
– А это, Лизонька, веретено. Оно мне от бабушки досталось.
Мне вспомнилась сказка Шарля Перро «Спящая красавица»: «..Она быстро схватила веретено и едва успела прикоснуться к нему, как предсказание злой феи исполнилось: принцесса уколола палец и упала замертво…»
– Бабушка, а для чего нужно веретено?
– С помощью веретена и прялки в старину женщины спрядали нить. А уж из нити и вязали, и ткали, и….
Актуальность: сейчас многие увлекаются вязанием, но техника прядения используется довольно редко. Забытые предметы старины хранят много полезной и интересной информации. Это часть культуры нашего народа.
Гипотеза: предполагаю, что смогу под руководством бабушки спрясти нить в домашних условиях, используя старинные веретено и прялку.
Цель работы: узнать что такое веретено и прялка и как их использовали
Задачи:
– ознакомиться с историей старинных предметов и их назначением;
– попробовать самой спрясти нить из шерсти;
– обобщить результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
– изучение и анализ литературы, публикаций, материалов и Интернет-ресурсов по данной теме;
– систематизация и обобщение изученного материала;
– консультация у мастеров – умельцев прядения;
– анкетирование учащихся класса по теме исследования;
– выполнение практической работы
Много лет назад, во времена глубокой старины, мастерицы свивали длинные нити из волокон льна, шерсти или хлопка, используя первый «механизм»: свои ловкие руки.
Но дело у них пошло значительно быстрее, когда появилось веретено.
Веретено – это ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострёнными концами и утолщением посередине.
Веретено, как устройство для наматывания нитей, было придумано очень давно, более 20 000 лет назад, когда человек научился создавать нити и ткани из них. Во многих сказаниях, мифах и преданиях, у разных народов, можно встретить упоминания веретена. Веретена изготавливали из сухого дерева, обычно из березы. Длина веретена может быть от 20 до 80 сантиметров. У каждой рукодельницы было свое веретено. Делал веретено из березы отец для своей дочери-подростка или парень для любимой девушки.
Процесс прядения веретеном состоит из двух чередующихся операций: скручивания нити и наматывания ее на веретено. У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы рукодельницы-пряхи тянут нить из кудели левой рукой, а правой – вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.
Производительность была низкой, а рука быстро уставала. Поэтому существенным прорывом в этой области стала изобретенная в Древнем Риме ручная прялка.
История прялки также уходит в далекое прошлое. Предполагают, что изобрели её в Индии.
Ручная прялка имела неизменную конструкцию. Ее горизонтальная нижняя часть предназначалась для пряхи, здесь она сидела в процессе работы. Это место называлось «донце». Вертикальная же часть прялки состояла из двух элементов: лопаски или лопати и ножки или шейки. Нитки от ручных прялок получались неравномерными, да и качество сильно зависело от исходного материала.
А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая стала существенным прорывом. Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.
Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга.
Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы. В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать три действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. Но все также приходилось вручную делать их частичное закручивание. Это влияло на производительность, замедляя процесс получения пряжи.
Первая прядильная машина, способная одновременно прясть не одну, а восемь нитей, была изобретена в 1764 г. британцем Джеймсом Харгривсом. По легенде, однажды его юная дочь Дженни, играя, опрокинула отцовскую прялку, и Джеймс заметил, что даже в горизонтальном положении колеса она продолжает работать. Это натолкнуло мужчину на мысль об изменении конструкции прибора. Свою механическую прядильную машину Харгривс назвал в честь дочки – «Дженни». Вскоре его изобретение стало настолько популярным, что обозленные ткачи из его города сожгли дом изобретателя. Но Харгривс с семьей перебрался в другое место, запатентовал свою «Дженни» и работал над ее усовершенствованием.
Со временем промышленные прялки стали электрическими, а количество веретен – стало исчисляться сотнями. Сегодня на фабриках с помощью автоматизированных машин изготовляются миллиарды метров нитей в год.
Прялка была не только рабочим инструментом. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие способы украшения.
Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.
Сейчас можно увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока прялок, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее.
Прялка входила в народные обряды и традиции не только на Руси и в Российской империи, но и в других краях. Она чаще всего сопровождала женщину от рождения и до замужества и далее в замужней жизни. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину младенца, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.
Пряли в основном зимой и осенью. А весной, на Масленицу, женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.Считалось, что чем дальше они доедут, тем уродится длиннее лен. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени.
Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:
• Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет – значит, не судьба.
• Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.
• На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.
• Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.
Я решила провести опрос среди одноклассников, чтобы выяснить, знакомы ли они со старинными предметами рукоделия и знают ли их назначение.
В исследовании было опрошено 28 человек. Я задавала им следующие вопросы:
1. Знаете ли вы что такое веретено и прялка?
2. Каково их назначение?
3. Пользуются ли этими предметами ваши мамы или бабушки?
4. Пробовали ли вы сами работать с этими предметами?
Выяснилось, что никто из класса не знает как эти предметы называются и для чего предназначены. Потому что ни у кого из ребят бабушки и мамы не работают с этими предметами.
Я решила попробовать спрясти нитку из шерсти с помощью веретена. Из пучка шерсти нужно вытянуть потихоньку шерсть и пальчиками (как солишь супчик) начинаем закручивать получившуюся нить и наматывать её на веретено.
Это у меня получилось.
Затем нужно закрутить веретено правой рукой и отпустить его на нити вниз до самого пола. Веретено будет крутиться, закрутит нить и останется только смотать готовую нить.
Но это у меня не получилось.
Как работать с прялкой мне объясняла и показывала моя прабабушка. Когда она рассказывала и показывала, было всё очень понятно. Мне казалось, что у меня всё очень легко получится. Но когда я сама села за прялку и попробовала спрясть нить, у меня ничего не получилось.
Я попробовала прясть и пришла к выводу: чтобы научиться прясть и работать было легко и просто нужно сильно постараться, много тренироваться и всё получится!
Да, сейчас действительно мало кто прядёт вручную – прабабушки, всю жизнь прявшие, уже ушли, остались их дочки (наши бабушки), которые не всегда прядению учились. Но и они уходят или руки не гнутся, глаза не видят, «когда-то могла, а сейчас и показать-то не смогу»…
Но носки, варежки, шапочки, связанные из шерсти, спряденной своими руками, теплые, мягкие, пушистые.
Теперь я обязательно научусь у своей прабабушки мастерству прядения. Потому что это умение пригодится мне в будущем, как хозяйке.
История веретена и прялки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«История веретена и прялки»
Выполнила: Учитель трудового обучения Тарасенко Е.В
История веретена и прялки……………………………………………… стр.
— Пословицы и поговорки о веретене…………………………………….. стр.
— Прялка в прядении и поговорках………………………………………… стр.
Собрать материал об истории возникновения веретена, прялки.
познакомиться с историей возникновения веретена, прялки, их разновидностями;
научиться видеть в современном мире знаковые символы прошлого;
развить умение рассуждать, творчески подходить к вопросам и проблемам,
которые имеют множество ответов и решений;
Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.
Методами исследования являются:
анализ материала из интернета
История веретена и прялки.
Пряха.
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца.
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса.
Прялка была, вероятно, изобретена в Индии между 500 и 1000 годами нашей эры. Это «устройство» достигло Европы через Ближний Восток во времена Европейского Средневековья.
История прялки начинается с изобретения ручного веретена. В таком виде она просуществовала тысячелетия, делая весь процесс трудоемким и сложным. Прядильщица должна была делать ряд однообразных движений: вытягивание, скручивание и наматывание.
Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.
«Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно – кудель – привязывалось к верхней части прялки – лопасти, а на сиденье прялки – донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
В псковском диалекте: веретено — злая баба.
По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.
Прядение с помощью веретена:
a — кудель,
b — веретено с намотанной на него пряжей,
c — пряслице
Пословицы и поговорки о веретене.
Знай, баба, свое кривое веретено (своё дело).
Знай гребень да веретено.
Не веретеном в бок, терпеть можно.
Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).
Без веретена пряжи не спрядёшь.
Остры веретена намозолили ладони.
Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.
Кривое веретено не надежа (не оденет).
Кривое веретено не исправится.
Девку веретено одевает.
Чужое веретенце бери, да и свое припаси.
Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.
Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе)
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно».
(Частушка, Холмолгорский район.)
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже с зеркальцами!) расписные (даже по торцам!),
гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы,
пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа
«Кого люблю того дарю»,
советы, поучения:
«Пряди, прялку береги, за отца бога моли».
Или вот такое: «Пряди, моя пряха, пряди не лениса» или тут же можно было прочесть лукавый ответ: «Я бы рада пряла, меня в гости звали» (орфография сохранена).
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених – невесте, муж – жене. В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.
Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок. Надо сказать, что прялочные поверхности, не так уж и простые: и «башенки» сверху, и «серьги внизу, и бока резные, и стояк с «яблоком».
Прялки были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье. А с лопастями – на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
«На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой? Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!
Прялки с лопастью – лопаской, личиной, головкой, пером – по-разному называли верхнюю часть таких прялок – были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска. Поэтому такие прялки назывались «копылками», «корневухими».
Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.
В христианизированной традиции появляются народные сказания о том, что Бог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу Еву) прясть.
Важность прядения в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на «пряху» и «не пряху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету – изба «пряха»; если печь помещалась слева от входа – изба «не пряха»).
Прялка неотъемлемо связана с народными обычаями и обрядами.
Прялка и прядение в поговорках.
У ленивой пряхи и про себя нет рубахи
Какова пряха, такова на ней и рубаха
Прялка не Бог, а рубаху даёт
Пряха не волк — в лес не убежит
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом
Не ленись прясть, хорошо оденешься
Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.
У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире.
На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали.
У сербов на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым».
В Славении первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур.
Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить».
Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядёт тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или её заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребёнка, то он заболеет.
Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке.
Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял её, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», связывая молодых «на долго и счастливо». Пояс в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. По числу узлов рождалось число сыновей.
У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью или веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью.
Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин.
Около 1490 года Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом.
Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.). Ее изобретателем стал каменотес Юргенс из Брауншвейга. Суть его усовершенствования заключался в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались для работы.
Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание.
Эту проблему удалось решить только в 1735 году, когда механик Джон Уайт изобрел вытяжной прибор. Этот прибор впервые заменил человеческие пальцы. На подобной прялке можно было использовать только подготовленный материал. Поэтому волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.
Слайд 21. Приложение 14.
Чтобы механизировать процесс подготовки хлопка к пряже, была изобретена чесальная машина. Теперь весь процесс получения пряжи стал полностью автоматизированным, что позволило в 1741 году собрать первую в истории прядильную машину. Ее создателем стал все тот же Джон Уайт.
Можно сказать, что прядильная машина оказалась прообразом всех последующих станков и механизмов. В каком-то смысле ее появление символизировало собой рождение современного мира.
Но машина Джона Уайта все же не получила широкого распространения. Поскольку была слишком громоздкой и дорогой.
Слайд 22. Приложение 15.
Следующим изобретением, которое оставило свой след в истории прялки, стала прядильная машина Харгвиса. Она носила название «Дженни» по имени дочери изобретателя.
«Дженни» имела значительный недостаток: пряжа получалась хоть и тонкой, но достаточно слабой. Чтобы хоть как-то ее усилить приходилось добавлять в пряжу нитку изо льна.
Более удачной оказалась прядильная машина Аркрайта. На основе машины «Дженни» Аркрайту удалось разработать свою прялку, которая полностью автоматизировала процесс пряжи. Прядильщику оставалась только следить за бесперебойной подачей материала в машину.
Прядильная машина Аркрайта давала нити такой крепости, что необходимость добавлять лен просто отпала. Вследствие автоматизации всех процессов его агрегат получил возможность работать непрерывно, потому получил название «ветромашина».
Объединив достижения изобретателей, Самуэль Кромптон создал мюль – машину. Именно она и внесла последнее слово в историю создания универсальной прядильной машины.
А прялки отошли в далекое прошлое.
Заключение.
Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Да разве можно всё описать вот так просто всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня.
Параллельно с развитием самой прялки постоянно совершенствовался ее привод. На замену ручным прялкам пришли самопрялки. В более поздние времена в качестве тяговой силы использовали животные (ослы). На смену живой силе пришли паровые двигатели, а в век глобальной электрификации сердцем прялок стал электродвигатель. Электрический привод стал применяться не только в промышленных машинах. Свое применение он так же нашел в бытовых прялках. Небольшие размеры электродвигателя помогли создавать удобные компактные электропрялки. Производительность которых стала значительно выше.
А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.
Собирая материал об истории прялки мы узнали много нового и интересного, связанного с народными обрядами и традициями, с историей прядильного производства. Этот материал мы предлагаем использовать на уроках технологии и истории. С этим проектом мы выступали на уроке технология в нашем классе. Всем очень понравилось.
Белов В.И. Очерки о народной эстетике. М.: Логос, 1982.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: «Просвещение», 2006.
Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор.- СПб. «Паритет», 2004.
Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПб. 1998.
Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники. Энциклопедия.-СПб.: «Азбука – Классика», 2003.