Что в вашем населенном пункте делается для восстановления природной среды
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
Природа в широком смысле— весь материальный мир в многообразии его форм.
Природа в узком смысле— совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе силу общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу становилось все сильнее. Однако человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологической ситуации и т. д. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключается основа единства мира.
На протяжении истории менялось отношение человека к природе.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ПРИРОДЕ
Исторический период | Сущность представлений о природе |
Античность | Человек — одна из составных частей природы. Идеал — жизнь в согласии с природой. |
Средневековье | Окружающая человека природа — нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом — душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом. |
Возрождение | Природа — источник радости, наслаждения. |
Становление промышленного капитализма | Природа — объект интенсивной преобразовательной деятельности; кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета. |
Современность | Природа — уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы. |
Как и общество, природа также характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система.
Признаки природы как динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системы:
· наличие подсистем природы и отдельных элементов (различные семейства животного и растительного мира);
· наличие своих объективных законов (естественные законы природы, которые существуют уже не один миллион лет);
· непредсказуемость, нелинейность развития;
· возможность влиять на общество, замедлять или ускорять его развитие.
1. Назовите черты, отличающие общество от природы. Укажите все правильные ответы:
действуют только субъективные законы исторического развития |
представляет собой совокупность взаимосвязей людей |
является естественной средой обитания человека |
формируется в результате деятельности людей |
представляет собой весь материальный мир в его многообразии |
2. (1-6).Прочитайте текст и выполните задания 1–6.
В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.
По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.
Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы — изгнание из нее всех таинственных, необъяснимых факторов.
Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых, в принципе, легко обойтись.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2) Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.
3) Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.
4) Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.
5) Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.
6) Как вы понимаете отношение автора текста к современному этапу взаимодействия общества и природы? Разделяете ли вы это отношение? Что в вашем населенном пункте делается для восстановления природной среды?
Могут быть даны следующие объяснения:
1. План текста:
1. Влияние природы на душу человека.
2. Причины изменения отношения человека к природе.
3. Возникновение угрозы существованию человечества.
4. Необходимость изменения потребительского отношения к природе со стороны человека.
2. Два проявления воздействия природы на человека и общество:
1. Образ окружающей человека природы формировал его душу.
2. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом.
3. Характеристики современного состояния отношения общества и природы:
1. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.
1. Я понимаю связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы так, что человечество пыталось понять объективные законы природы для того, чтобы научиться повелевать природой.
2. Объяснения этой связи:
1. По мере роста населения было необходимо производить всё больше и больше пищи.
2. По мере роста населения было необходимо добывать всё больше и больше ресурсов.
3. По мере роста населения и увеличения их потребностей было необходимо открывать новые источники энергии.
1. Экологическая проблема.
2. Предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы: «Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700–800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются».
6. Может быть дан следующий вариант ответа:
2. Да, я разделяю это отношение.
3. Вспомнить, что делается в моем городе для борьбы с экологической угрозой.
Задания
. (1-6). Прочитайте текст и выполните задания 1–6.
В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.
По мере роста населения и необходимости производить всё больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется всё более усиливающееся масштабное, теперь планетарное наступление на природу.
Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы — изгнание из нее всех таинственных, необъяснимых факторов.
Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых, в принципе, легко обойтись.
(По материалам энциклопедии для школьников)
1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2) Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.
3) Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.
4) Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.
5) Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.
6) Как вы понимаете отношение автора текста к современному этапу взаимодействия общества и природы? Разделяете ли вы это отношение? Что в вашем населенном пункте делается для восстановления природной среды?
Могут быть даны следующие объяснения:
Влияние природы на душу человека. Причины изменения отношения человека к природе. Возникновение угрозы существованию человечества. Необходимость изменения потребительского отношения к природе со стороны человека.
2. Два проявления воздействия природы на человека и общество:
Образ окружающей человека природы формировал его душу. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом.
3. Характеристики современного состояния отношения общества и природы:
Я понимаю связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы так, что человечество пыталось понять объективные законы природы для того, чтобы научиться повелевать природой. Объяснения этой связи: По мере роста населения было необходимо производить всё больше и больше пищи. По мере роста населения было необходимо добывать всё больше и больше ресурсов. По мере роста населения и увеличения их потребностей было необходимо открывать новые источники энергии.
Экологическая проблема. Предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы: «Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700–800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются».
6. Может быть дан следующий вариант ответа:
Как спасти природу: 8 шагов, которые может сделать каждый
2017-й год объявлен в России годом экологии. Это отличный повод вспомнить, что многое в деле защиты природы зависит от нас самих. Ведь спасать планету можно не покидая собственного дома или города. Вот только несколько шагов, которые помогут делать мир лучше каждый день.
1. Экономить ресурсы
Что касается воды, то сэкономить на коммунальных услугах и в то же время помочь природе поможет установка квартирного водосчётчика. Кроме того можно установить экономичные душевые насадки с расходом менее 10 л/минуту. А при стирке стараться загружать стиральную машину полностью и ставить более низкую температуру стирки — это поможет сократить потребление электроэнергии на 80%. Нагрев воды стоит на втором месте по энергозатратам после обогрева воздуха.
2. Раздельно собирать мусор
Старайтесь собирать отходы раздельно. Для этого можно использовать контейнеры для вторсырья, которые ставят друг на друга. Или даже просто обойтись двумя баками: одним для вторсырья, и вторым для остального мусора. Разделить пластик, стекло и бумагу можно уже перед сдачей мусора. И не бойтесь, что вторсырьё будет занимать много места. Можно всегда уменьшить его объем: связать газеты в кипы или сплющить пластиковые бутылки и картонную упаковку.
Батарейки. Бытовые батарейки нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором. Всего одна батарейка может загрязнить квадратный метр почвы тяжёлыми металлами. При этом только в Москве на свалках оказывается более 15 миллионов батареек в год.
3. Сдавать вторсырьё
Раздельный сбор отходов ведёт нас к следующему пункту в плане спасения природы – вторичной переработке. Ежегодно в России выбрасывают 70 млн тонн бытового мусора. По данным Greenpeace, на переработку идёт всего 3–5% твёрдых коммунальных отходов. При этом российские перерабатывающие предприятия настолько не загружены, что вынуждены покупать отходы за границей. А ведь пункты приёма стеклянных бутылок, алюминиевых банок или бумаги есть практически в любом российском городе.
Почти весь мусор в нашей стране отправляется на свалки. Экологи считают, что если не внедрять переработку, то через 10 лет площадь свалок в России станет равно двум площадям Азовского моря. При этом более 70% отходов, похороненных на свалках, можно было переработать вторично. Поэтому если начать самому сдавать отходы на переработку – это будет уже большим шагом к спасению природы. Найти ближайший пункт приёма вторсырья можно на этой карте: http://recyclemap.ru/
4. Выбирать эко-транспорт
Самые полезные способы передвижения – прогулки пешком и поездки на велосипеде. Причем полезно это не только для природы, но и для вашего здоровья. Кроме того, не так много вреда планете наносит и общественный транспорт. Но если без автомобиля вам не обойтись, то воспользуйтесь советами экологов, которые помогут сократить расход топлива и уменьшить воздействие на окружающую среду.
Заботьтесь об автомобиле: вовремя проходите техосмотр, меняйте воздушные фильтры, моторное масло и свечи зажигания. Придерживайтесь постоянной скорости и не превышайте разрешённый предел. Например, езда на 100 км/ч вместо 120 км/ч сэкономит 20% топлива. Если останавливаетесь более чем на минуту, выключите двигатель. И поддерживайте необходимое давление в колесах. Не до конца надутые колеса производят большее сопротивление и, как следствие, растёт расход топлива.
5. Пользоваться многоразовым
Сокращать отходы не менее важно, чем правильно их перерабатывать. Постарайтесь не использовать вещи с коротким жизненным циклом. Тем более что сегодня практически всему одноразовому, есть многоразовая альтернатива. Покупайте меньше того, что почти сразу полетит в мусорное ведро: одноразовой посуды, продуктов в лишней упаковке, одноразовых полотенец и салфеток. Выбирайте продукты в упаковке из экологически безвредных материалов: бумаги, стекла, ткани.
Срок жизни одного пластикового пакета около 12 минут. При этом такие пакеты не разлагаются, и их действие на экосистему растёт с каждым днём. Что касается биоразлагаемых бумажных пакетов, то при их производстве в атмосферу выбрасывается больше вредных веществ: углеродный след бумажного пакета в 3 раза больше, чем пластикового. И в итоге использование 1000 бумажных пакетов приравнивается к сжиганию 8 литров бензина. Если хотите помочь планете – заведите для походов в магазин несколько многоразовых хлопчатобумажных авосек или термосумку.
6. Прививать эко-привычки на работе
Бережному отношению к природе можно научить на своём примере. Станьте проводником в мир экологической жизни для всего офиса. Откажитесь от лифта в пользу лестницы и не забывайте выключать компьютер в конце рабочего дня. Если покупаете обед в кафе – берите с собой многоразовые контейнеры и термокружки. И предложите начальству организовать в офисе раздельный сбор мусора по трём категориям: бумага, пластик и стекло.
Если в офисе нечем дышать, то займитесь его озеленением. Достаточно поставить несколько дополнительных горшков с растениями. Ведь даже на космических кораблях NASA разводят растения, чтобы улучшить качество воздуха. А в хорошую погоду можно и вовсе перенести совещания на природу. Взять большой плед, термос с чаем и провести рабочую встречу в ближайшем парке. Смена рабочей обстановки не только улучшит самочувствие, но и повысит продуктивность.
7. Следить за питанием
Правильный выбор продуктов тоже поможет снизить личный экологический след. Покупайте сезонные продукты и товары местного производства. Для их доставки требуется меньше топлива и производится меньше вредных выбросов. Кроме того, чем большей продукт подвергся переработке, тем его экослед тяжелее. Самыми «тяжелыми» считаются полуфабрикаты и консервы.
Другая проблема продуктов – их упаковка. В мире каждый год выбрасывается 561 млн тонн пищевой упаковки. Поэтому отдавайте предпочтение продуктам в бумажной упаковке и берите с собой в магазин термосумку. Так вы не только сохраните свежесть продуктов и сэкономите деньги на пакетах, но и сократите количество мусора.
8. Отказаться от пластика
Полностью отказаться от пластика вряд ли получится – слишком много окружающих вещей создано из этого дешевого материала. Но можно максимально сократить потребление пластика и внести вклад в спасение природы. Например, не покупать воду в пластиковых бутылках и использовать вместо них многоразовые бутылки из нержавеющей стали или другого многоразового материала.
Как помочь экологии, что может сделать каждый, чтобы помочь в борьбе с экологическими проблемами?
Изменение климата Земли, истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана, разрушение почвенного покрова, исчезновение разных видов животных и растений — это далеко не все проблемы, о которых всё чаще говорят защитники окружающей среды. Сейчас как никогда остро ощущается необходимость разумно использовать природные ресурсы. Заботиться об окружающей среде не так сложно, как кажется на первый взгляд. Стоит лишь начать. Рассказываем о пяти способах помочь экологии, которыми вы можете воспользоваться уже сейчас, не выходя из дома. Небольшие изменения в вашей рутине могут иметь большое значение.
Сортируйте мусор
Ежегодно в мире выпускают тонны продукции, которая в естественной среде разлагается довольно долго. Поэтому после использования она должна быть правильно утилизирована и переработана для создания вторичного сырья. Иначе планета превратится в огромную свалку.
Что делать?
Отходы необходимо правильно отсортировать. Так, в один контейнер можно собирать сухую бумагу, во второй — изделия из пластика, в третий — отходы в виде остатков пищи, а в четвёртый — стекло. На улице сортированный мусор нужно выбрасывать в специальные контейнеры. Если в вашем дворе таких нет — отвозить в специальные сортировочные центры. Карту таких центров в своём городе можно посмотреть здесь.
Правильно утилизируйте батарейки
Переработка бытовых батареек помогает не только сберечь природу и уменьшить выбросы тяжёлых металлов (кадмий, свинец, ртуть), но и позволяет получить соли металлов, графита и железа без использования первичных ресурсов.
Например, одна «пальчиковая» батарейка загрязняет тяжёлыми металлами 20 квадратных метров земли и 400 кубометров воды. Батарейки, сожжённые на мусоросжигательных заводах, образуют диоксины, которые потом попадают в организм человека через воду или воздух. Именно поэтому так важно собирать и утилизировать батарейки отдельно от бытового мусора.
Что делать?
Использованные батарейки следует сдавать в специальные пункты переработки. Как правило, они есть в крупных магазинах электронной техники.
Не используйте полиэтилен
А вы знали, что выброшенные полиэтиленовые пакеты не подвергаются биологическому разложению? Теперь давайте представим: ежегодно появляется около триллиона новых пластиковых пакетов.
Но важно понимать, что сжигать их нельзя, так как это приведёт к выделению угарного газа и вредных канцерогенов, а закапывание станет причиной отравления воды и почвы. Таким образом, пластиковые пакеты образуют устойчивое загрязнение.
Что делать?
Полиэтиленовые пакеты можно заменить бумажными, тканевыми мешками или же авоськой.
Информируйте
Одной из самых больших проблем при переходе на сознательное потребление — понять, с чего начать. Вы можете доносить до окружающих людей пользу осознанного отношения к ресурсам, например, через социальные сети.
Что делать?
В цифровую эпоху распространять информацию довольно просто. Например, даже поставив лайк в «Инстаграме» на пост о сознательном потреблении или же сделав репост к себе на страницу, вы внесёте свою маленькую лепту. Поднимая охват публикаций, вы помогаете большему количеству людей узнать о проблемах экологии.
Поддержите международную акцию «Час Земли»
Каждый год в последнюю субботу марта Всемирный фонд дикой природы (WWF) проводит международную акцию «Час Земли», призывая все организации, коммерческие учреждения, школы, частные лица отключить электричество на один час. Цель акции — привлечь внимание людей к необходимости ответственного отношения к природе и ресурсам планеты.
Что делать?
Всё очень просто. Стоит лишь на час выключить свет и те электроприборы, которые не относятся к обеспечению безопасности и сохранению здоровья.
Участвовать в масштабных акциях, организовывать центры по переработке мусора в своём городе и привлекать внимание общественности к экологическим проблемам — дело хорошее. Но время и ресурсы на такое погружение в вопрос есть не у всех. Однако помогать планете и вносить свою лепту можно и понемногу. То, что для вас будет маленьким шагом к изменениям, станет большим прыжком для человечества.
Тема «Человек и общество» 8 класс
Тема «Человек и общество» 8 класс
1. Ученые определяют общество как
1) многообразие форм и проявлений живой природы 2) совокупность природных и социальных сил
3) обособившуюся от природы часть мира 4) весь окружающий человека мир
2. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в узком смысле понимают
1) форму государственного устройства 2) деятельность людей по созданию благ и услуг
3) способ осуществления власти 4) определенный этап исторического развития
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А Взаимодействие людей в обществе осуществляется различными способами и в разных формах.
Б Общество представляет собой неотъемлемую часть природы.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Найдите в приведенном ниже списке примеры употребления понятия «общество» в узком значении, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Расцвет древневосточного общества.
2) Общество включает все способы взаимодействия людей.
3) Выставка организована обществом любителей кошек.
5) Общество молодых ученых издает ежемесячный журнал. Ответ:_______________________________________________
6 Загрязнение воды и воздуха, вызванное выходом из строя очистных сооружений на химическом комбинате в городе N, служит примером взаимосвязи
1) цивилизации и культуры 2) общества и природы
3) морали и права 4) науки и техники
16. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ
A) оказание парикмахерских услуг ЖИЗНИ
Б) исполнение симфонического концерта 1) духовная
B) производство автомобилей 2) экономическая
Г) приобретение загородного дома
Прочтите текст и выполните задания 11.1-11.6
В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и через шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда как бы прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые природой, климатом, рельефом. Еще Гете замечал, что человек, живущий среди могучих и мрачных дубов, имеет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди легкомысленных березок.
По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пищи отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, уже несколько тысячелетий ведется все более усиливающееся масштабное; планетарное теперь наступление на природу.
Насилие над природой, ее разрушение дошло до такой степени, что уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700-800 лет, океан уже плохо справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины, что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются
Человеку пора срочно менять свое отношение к природе: нужно, чтобы природа снова стала для всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, в древности. Человек должен радикально пересмотреть свои потребности, избавиться от своих вредных для него самого и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе легко обойтись.
(По материалам энциклопедии для школьников)
11.1 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
11.2 Как природа воздействует на человека и общество? Используя содержание текста, укажите два проявления.
11.3 Как в тексте характеризуется современное состояние отношений общества и природы? Приведите две характеристики.
11.4 Как вы понимаете связь развития европейской науки с «расколдовыванием» природы? С опорой на знания обществоведческого курса и содержание текста дайте три объяснения.
11.5 Некоторые проблемы существования современного человечества, представляющие угрозу его выживанию, называют глобальными. Проявления какой глобальной проблемы приведены в тексте? Найдите в тексте предложение, подтверждающее глобальный характер этой проблемы.
11.6 Как вы понимаете отношение автора текста к современному этапу взаимодействия общества и природы? Разделяете ли вы это отношение? Что в вашем населенном пункте делается для восстановления природной среды?
10. Гражданам страны Z ученые задавали вопрос: «Какое воздействие оказывает природа на жизнь человека и общества?». Полученные результаты приведены в диаграмме.
Проанализируйте данные диаграммы. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных диаграммы, и запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Назвали природу источником полезных ископаемых и др. ресурсов более трети опрошенных.
2) Назвало природу источником жизни относительное большинство опрошенных.
3) Отметили влияние природы на здоровье людей больше опрошенных, чем назвали ее объектом познания.
4) Наименьшее количество опрошенных назвали природу неисчерпаемым объектом познания.
5) Более трети опрошенных отметили влияние природы на здоровье людей, в том числе как места отдыха.