Что в законе говорится о привлечение обучающихся к труду

Что в законе говорится о привлечение обучающихся к труду

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Источник

Прокурор разъясняет

Временная занятость подростков нацелена на создание дополнительных гарантий для несовершеннолетних граждан, получение профессиональных навыков, адаптацию к трудовой деятельности во время летних каникул и свободное от учебы время, а также на профилактику правонарушений.

По общему правилу лица, достигшие возраста 16 лет, могут вступать в трудовые отношения в качестве работников (ч. 3 ст. 20 Трудового кодекса РФ).

Вместе с тем допускается заключение трудового договора и с работниками более юного возраста. Согласно ч. 2 ст. 63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен с работником по достижении им возраста 15 лет, если соискатель: получил основное общее образование; продолжает осваивать программы основного общего образования по иной форме обучения, чем очная; оставил обучение в общеобразовательном учреждении.

В соответствии с ч. 3 ст. 63 ТК РФ трудовой договор может быть заключен и с подростком, достигшим возраста 14 лет. При этом необходимо соблюдение следующих условий:

работник, достигший возраста 14 лет, является учащимся;

работа, на которую трудоустраивается подросток, относится к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью;

выполнение работы должно производиться только в свободное от учебы время и не нарушать процесс учебы (желательно получить справку из учебного учреждения о расписании учебных занятий, что позволит избежать нарушения установленного ­порядка ­привлечения подростка к труду, установленного ТК РФ);

на заключение трудового договора с таким работником получено согласие родителя (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.

Необходимо отметить, что для заключения трудового договора требуется согласие только одного из родителей.

При трудоустройстве несовершеннолетний работник согласно ст. 65 ТК РФ должен представить в кадровую службу ­следующие документы:

В том случае, когда несовершеннолетний устраивается на работу впервые, оформление трудовой книжки и пенсионного свидетельства осуществляет работодатель.

С несовершеннолетним работником может быть заключен трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (например, на время каникул). Целесообразнее заключать срочный трудовой договор, поскольку расторжение трудового договора по инициативе работодателя с лицом, не достигшим возраста 18 лет, допускается только с согласия государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК РФ).

Лица, не достигшие возраста 18 лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному медицинскому осмотру (обследованию) (ст. 69, ч. 1 ст. 266 ТК РФ). Осмотры (обследования) проводятся за счет средств ­работодателя (ч. 2 ст. 266 ТК РФ).

Перечень работ, на которых нельзя применять труд работников, не достигших возраста 18 лет, утвержден постановлением Правительст­ва РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет». Нормы нагрузок определены постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

Для несовершеннолетних ­работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени:

для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю;

для работников в возрасте до 16 лет, продолжающих учебу в образовательном учреждении и работающих в свободное от учебы время, – не более 12 часов в неделю;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет, продолжающих учебу в образовательном учреждении и работающих в свободное от учебы время, – не более 17,5 часов в неделю.

Для несовершеннолетних лиц продолжительность ежедневной работы (смены) в соответствии со статьей 94 ТК РФ не может превышать:

для работников в возрасте от 15 до 16 лет – 5 часов;

для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 7 часов;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часов;

для указанной категории учащихся, совмещающих учебу ­с работой, в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часов.

Время отдыха, несовершеннолетним ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время, продолжительность отпуска составляет ­31 календарный день.

В отношении работников в возрасте до 18 лет не допускается:

Оплата труда, несовершеннолетних работников учащихся и работающих в свободное от учебы время производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель также за счет собственных средств может установить доплаты к заработной плате ­несовершеннолетних (ч. 3 ст. 271 ТК РФ).

Материальная ответственность, на работников в установленных случаях может возлагаться полная материальная ответственность, которая состоит в обязанности возместить работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Согласно статье 242 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет несут полную материальную ответственность лишь за:

При этом ТК РФ запрещает заключение с несовершеннолетними ­договоров о полной материальной ответственности работников (ст. 244 ТК РФ).

Ответственность за нарушения трудового законодательства

За неисполнение соответствующих требований трудового законодательства может повлечь привлечение к административной ответственности:

Источник

Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?

Главная > Консультации > Омбудсмен > Могут ли детей привлекать трудовой практике в школе?

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Ответ можно найти в ФЗ «Об образовании в РФ», который не обязывает обучающихся проходить трудовую практику.

Школьники имеют право на посещение мероприятий по своему выбору, которые проводятся в образовательном учреждении (ст.34 Закона). Привлечение обучающихся без их собственного согласия, без согласия их родителей/законных представителей к труду, не предусмотренному образовательной программой — запрещается. Поэтому прежде, чем привлекать обучающегося к работе следует оповестить его родителей/законных представителей о том, что обучающийся может быть привлечен к трудовой практике. В данном случае необходимо их письменное согласие. Принуждать детей к труду в школе без их согласия и согласия их родителей является незаконным. Решение о добровольной помощи во время трудовой практики или решение об устройстве на работу несовершеннолетний обучающийся может принять только с согласия родителей и с учетом своего мнения. Это означает, что если трудовая практика не предусмотрена Уставом или образовательной программой какого-либо предмета, то к ней привлекаются учащиеся по добровольному согласию, соблюдая законодательство по охране труда несовершеннолетних.

Если отдельные виды трудовой практики предусмотрены Уставом школы или образовательной программой, то они являются обязательными и не требуют письменного согласия родителя. Такими видами деятельности могут быть работы на уроках труда. Например, работа на различных станках, пошив различных изделий, приготовление пищи и т. д. В данном случае труд — это составная часть учебного процесса. Выполнение такой трудовой деятельности не должно быть противопоказано учащемуся по медицинским показаниям. Для того, чтобы интересы всех участников образовательного процесса были соблюдены по введению в школе трудовой практики необходимо привлечь общественный орган управления школой, такой как Управляющий совет или вынести данный вопрос на общее родительское собрание.

Учитывая мнение управляющего совета, школа может разработать локальный акт (Положение о летней практике), который будет регламентировать продолжительность работ, возможных формах и характере выполняемых работ, периода работ и т. д. во время летней практики обучающимися.

Какие работы могут выполнять обучающиеся без ущерба и опасности для здоровья?

К работе во время летней практики привлекаются только здоровые обучающиеся. Обучающиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья освобождаются от прохождения практики. Обычно время, которое обучающиеся могут потратить на прохождение практики в день от 1.5 до 3 часов. Строго определенных нормативов времени не существует. Немаловажно проинструктировать обучающихся о правилах безопасности во время прохождения трудовой практики, а также напомнить о важности соблюдения всех требований руководителя летних практических работ.

Работа в школе во время трудовой практики — это безвозмездная работа, которая не влечет за собой возникновение трудовых отношений. В школе использование принудительного детского труда запрещено, но несовершеннолетние обучающиеся имеют право устроиться на работу. При этом трудовое законодательство защищает несовершеннолетних детей, ограничивая их во времени, которое они могут уделять работе и видах работ, на которые они могут быть привлечены.

Закон предусматривает возможность для обучающихся совмещать получение образования с работой, если это не наносит ущерб освоению образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана (п.27 ст.34 Закона). Трудовое законодательство выделяет несовершеннолетних в особую категорию работников, для которых устанавливается и минимальный возраст приема на работу, и специальные требования к максимальной продолжительности рабочего дня. Возраст, с которого несовершеннолетний может быть принят на работу — это 14 лет, но при условии, что есть согласие родителя, работа не мешает учебе, работа является легкой для ребенка (ст. 63 ТК РФ).

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I–VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Источник

Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 марта 2017 г. N 08-621

О РАЗМЕЩЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ НА САЙТЕ

Кроме этого, Департамент напоминает о возможности использования в образовательной деятельности информационно-методических материалов по указанной тематике, размещенных на сайтах: psychologia.edu.ru и metodkabi.net.ru.

И. о. директора Департамента

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ВИДОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ

И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.

Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.

В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.

ЦЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Обозначим цели, связанные с воспитанием детей и подростков:

— воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности, направленных на благо общества, заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;

— содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;

— прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;

— содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Разнообразные виды труда, предусмотренные общеобразовательной программой, неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Содержание и значение их меняется на том или ином возрастном этапе.

На этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда.

Труд является равнозначным элементом общеобразовательной программы и необходимым условием полноценного развития личности. Поэтому трудовая деятельность должна стать для детей и подростков естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Выделяют три функции трудового воспитания:

Задачи трудового воспитания:

— формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

— развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;

— воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

— вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания определяется этими задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями и традициями школы и т.д.

Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:

— Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.

— Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.

— Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В современной образовательной системе существует ряд разработанных и успешно функционирующих способов организации трудового воспитания в рамках основной общеобразовательной программы, включающей программу духовно-нравственного развития, воспитания (на уровне начального общего образования), воспитания и социализации (на уровнях основного общего и среднего общего образования):

1) организация постоянных и временных ученических коллективов, проектных групп, направленных на выполнение определенной работы;

2) создание и поддержание трудовых традиций в школе;

3) индивидуальные поручения, требующие трудовой деятельности;

4) проведение ярмарок, конкурсов, проектов, трудовых десантов и т.д.;

5) проведение профессиональных проб.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентируют школу на расширение возможностей саморазвития личности и компетентного выбора жизненного пути, задавая вектор поиска и разработки новых образовательных технологий воспитания качеств, лежащих в основе личной эффективности и успешности человека.

Механизмы организации трудового воспитания:

— включение в основные общеобразовательные программы мероприятий, направленных на формирование трудолюбия, уважительного отношения к труду, его результатам и др. в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;

— совершенствование локальной нормативно-правовой базы;

— совершенствование учебно-методического обеспечения;

— обновление кабинетов труда, межшкольных учебных комбинатов, внедрение моделей взаимодействия школы с организациями профессионального образования и потенциальными работодателями, заинтересованными в перспективных кадрах;

— формирование основ экономической культуры школьников через активные формы проведения занятий и творческих работ (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).

В уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся (приложение).

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:

На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии

Воспитатели, педагоги-психологи, родители воспитанников

Занятия по формированию трудовых навыков

Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.)

Воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители воспитанников

Беседы с родителями о формировании у детей начальных трудовых навыков

Методическая поддержка и повышение квалификации работников дошкольных образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. сформированные навыки самообслуживания;

2. устойчивый интерес к труду взрослых;

3. готовность оказывать взрослым посильную помощь;

4. формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества

Классные руководители, педагоги-психологи

Проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов

Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места

Классные руководители, педагоги-психологи, ответственные за технику безопасности, учителя-предметники

Организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи

Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами

Классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

Экскурсии в предметные кабинеты школы

Классные руководители, учителя-предметники

Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях

Классные руководители, педагоги дополнительного образования

Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий

Педагоги-психологи, классные руководители, родительский актив

Методическая поддержка и организация курсов повышения квалификации работников образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, институтов повышения квалификации

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники

Организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.)

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. формирование навыка самостоятельной деятельности;

2. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

3. формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;

4. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

5. развитие осознания добросовестного и творческого труда;

6. формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;

7. развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;

8. общая ориентация в мире профессий.

— осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира;

— воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса;

— опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности;

— осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.

Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда)

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги дополнительного образования, учителя-предметники, педагоги-психологи

Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники

Просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами

Классные руководители, библиотекари

Экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора школ, руководители предприятий, организации профобразования, родители

Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.)

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Проектная и исследовательская деятельность

Участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.)

Ответственные за профориентационную работу, специалисты центров профориентации и допобразования

Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, руководители предприятий, организации профобразования, с привлечением родителей обучающихся

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;

2. развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях;

3. осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;

4. реалистичная самооценка;

5. развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;

6. знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;

7. способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.

— уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;

— развитие профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;

— коррекция образовательных и профессиональных планов.

Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и образовательных услуг и т.д.)

Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, специалисты центров профессиональной ориентации

Индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры)

Педагоги-психологи, специалисты центров профориентации

Ответственные за профориентацию, учителя-предметники, педагоги-психологи

Проектная и исследовательская деятельность

Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи и др.

Организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.)

Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, руководители образовательных организаций, педагоги дополнительного образования

Методы активизации профессионального самоопределения, формирование трудовых навыков

Психологи, специалисты центров профориентации

Экскурсии на предприятия и в организации профессионального образования

Классные руководители, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, родительский актив

Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, руководители школ, предприятий, учреждений профобразования, центров профориентации

Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций

Специалисты учебно-методических центров, психологических и педагогических институтов, институтов повышения квалификации

Организация получения профессиональной подготовки по выбранным профессиям

Руководители и специалисты школ, предприятий, учреждений профобразования

Классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и др.

Показатели эффективности работы на данном этапе:

1. совершенствование навыков самоорганизации и потребности реализации трудовых навыков;

2. сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

3. осознание своих возможностей и ограничений;

4. информированность о социально-экономической ситуации в крае, городе, селе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности;

3. способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда;

4. трудовая мотивация;

5. профессиональная подготовка по профессии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.

2. Высокая личная заинтересованность и производительность труда.

4. Ответственное отношение к умственному и физическому труду.

5. Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).

6. Осознание своих возможностей и ограничений.

7. Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);

8. Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.

9. Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.

10. Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09» (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. N 15172).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. N 08-1036) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТРУДУ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННОМУ

(локальный нормативный акт)

приказ N ___ от _____________

Принято Советом Учреждения

протокол N ___ от _____________

В целях реализации требований части 3 статьи 30 Федерального закона в пределах компетенции в установленной сфере деятельности в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона, «Порядок привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой» принят с учетом мнения Совета обучающихся образовательной организации.

1.2. Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений образовательной деятельности образовательной организации, предусмотренной образовательной программой Участие обучающихся в труде, предусмотренном образовательной программой, является обязательным.

Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено образовательной программой в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).

Привлечение к такому труду является для обучающихся обязательным и не требует их согласия, а также согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

1.3. Привлечение обучающихся к труду должно соответствовать гигиеническим критериям допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков.

1.4. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, реализуется в соответствии с принципом добровольности с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося. Нарушение данного принципа является нарушением права обучающегося на защиту от принудительного труда.

Лица, из числа педагогических и иных работников образовательной организации, виновные в организации принудительного труда обучающихся, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей)

несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду

2.1. В образовательной организации запрещается привлекать обучающихся без их согласия к труду, не предусмотренному образовательной программой, и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей).

2.2. Отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.

2.3. Образовательная организация не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающимся, выразившим согласие на участие в труде.

2.4. Недопустимо учитывать отказ обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой: при выставлении отметок текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о награждении обучающегося похвальным листом «За отличные успехи в учении», похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов»; при принятии решения о награждении обучающихся, завершивших освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедших государственную итоговую аттестацию и имеющих итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, золотой или серебряной медалью.

2.5. За отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к обучающемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. N 185, а также меры педагогического воздействия.

2.6. Отсутствие отказа обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформленного в соответствии с п. 6 настоящего Порядка, подтверждает согласие обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося к привлечению обучающегося к труду, не предусмотренному образовательной программой.

3. Организация труда, не предусмотренного

3.2. Привлечение обучающихся к труду в образовательной организации осуществляется поэтапно. Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.

3.5. При организации труда обучающихся образовательная организация руководствуется нормативными актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иными правилами и нормами, регулирующими условия и порядок трудовой деятельности работников, не достигших 18 лет.

3.6. Обучающиеся, достигшие 14-летнего возраста, получающие общее образование, вправе с согласия одного из родителей (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося заключить трудовой договор для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда и без ущерба для освоения образовательной программы, в том числе в рамках организации летней практики в школьных бригадах.

4. Организация труда с привлечением обучающихся

4.1. Вопросы организации труда обучающихся отнесены настоящим Порядком к компетенции Совета Учреждения, который принимает соответствующее решение на основе добровольного участия обучающихся, с учетом мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

4.2. Совет Учреждения вправе принять решение об организации трудовой практики в период летних каникул обучающихся. Реализация трудовой практики может осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования).

4.3. В случае принятия Советом Учреждения решения об организации учебной трудовой практики в период летних каникул обучающихся Совет Учреждения разрабатывает и принимает соответствующий локальный нормативный акт, регулирующий вопросы организации трудовой практики. Сроки и порядок прохождения трудовой практики определяются распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Советом Учреждения.

5. Заключительные положения

5.1. Порядок вступает в силу с ___________ и действителен в течение _____ лет с момента его утверждения распорядительным актом директора образовательной организации.

Порядок является обязательным для всех участников образовательных отношений образовательной организации в части регламентации образовательных отношений, их касающейся.

5.2. Родители (законные представители) обучающихся обязаны соблюдать требования локальных нормативных актов, которые устанавливают порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Порядком, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

К иным обучающимся образовательной организации меры дисциплинарного взыскания не применяются во время их болезни и (или) каникул.

5.4. В случае изменения действующего законодательства Порядок подлежит пересмотру на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Изменения и дополнения вносятся в Порядок распорядительным актом директора образовательной организации по согласованию с Советом Учреждения с учетом мнения Совета обучающихся, Совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также профессионального союза работников учреждения (при их наличии).

5.6. Настоящий локальный нормативный акт, пронумерованный, прошитый, заверенный подписью директора образовательной организации и скрепленный печатью, включен в реестр локальных нормативных актов учреждения и хранится в папке «Локальные нормативные акты» в делах образовательной организации.

Мнение Совета обучающихся при принятии локального нормативного акта учтено, протокол Совета обучающихся от «__» __________ 201_ г. N _________.

Председатель Совета обучающихся ____________/________/

Юридический адрес: ______________________

Приказом по ___________

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИВЛЕЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ТРУДУ

1.1. Положение о привлечении обучающихся к труду разработано на основе части 4 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», Постановления Минтруда России от 7 апреля 1999 г. N 7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», «Санитарно-эпидемиологических требований к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58, письма Роспотребнадзора от 24 июня 2013 г. N 01/7100-13-32 «О выполнении перечня поручений по результатам работы мобильной приемной от 31 мая 2013 года», Устава ____________, утвержденного распоряжением начальника Управления по образованию _____________ от _____________.

1.2. Положение регламентирует порядок привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой.

1.3. Обучающийся привлекается к труду при наличии его добровольного согласия и согласия его родителей (законных представителей).

1.4. Данное согласие оформляется в форме отдельного документа (заявления).

1.5. Привлечение обучающихся без их согласия и без согласия их родителей (законных представителей) к труду запрещается.

2. Направления и формы организации труда обучающихся

2.1. Направлениями труда обучающихся являются: обслуживающий труд, общественно полезный труд.

2.2. Обучающиеся могут привлекаться к самообслуживанию по наведению чистоты и порядка в здании школы, в форме дежурства по школе и классу.

2.3. Обучающиеся могут привлекаться к благоустройству территории в форме проведения субботников, акций по озеленению, акций по оформлению территории гимназии, проведения месячников по благоустройству территории школы.

2.4. Обучающиеся гимназии могут привлекаться к благоустройству территории городского округа в форме субботников, проведения месячника по благоустройству.

2.5. Формы организации труда обучающихся зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся. Основной является коллективная форма. Трудовые объединения школьников могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.

2.6. Администрация школы выделяет учителей для участия в организации труда обучающихся, осуществляющих педагогическое руководство их трудовой деятельностью.

2.7. Обучающийся, активно участвующий в труде, награждается Почетной грамотой, которая зачисляется в портфолио личных достижений.

3. Порядок организации труда обучающихся

3.1. Труд обучающихся организуется в течение учебных четвертей учебного года, во время, не связанное с образовательным процессом, в каникулярное время не проводится.

3.2. Дежурство по классу проводится не чаще одного раза в месяц, дежурство по школе не чаще одного раза в учебную четверть. Продолжительность дежурства:

3.4. График проведения работ определяет классный руководитель по согласованию с заместителем директора по воспитательной работе. График работ может корректироваться с учетом погодных условий, вида проводимых работ и занятости обучающихся.

3.5. При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к облегченному физическому или интеллектуальному труду при добровольном согласии обучающегося и его родителей (законных представителей).

4.1. Администрация школы организует труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, согласовывает виды работ, условия труда и несет личную ответственность за безопасные условия труда обучающихся.

4.2. Обучающиеся допускаются к участию в труде после предварительного медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.

4.3. Запрещается привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту, опасным в эпидемиологическом отношении, в ночное время, в праздничные дни, связанным с применением ядохимикатов, а также с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.

4.4. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе труда, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются в установленном порядке. Должны быть немедленно устранены организационно-технические причины несчастного случая и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.

4.5. Контроль за обеспечением безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляет комиссия по охране труда.

СОГЛАСИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ЕГО РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО

ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ТРУДУ

В целях формирования трудовых навыков и сознательного отношения к труду мы даем согласие на привлечение (Ф.И.О. обучающегося) _______________ к труду.

Специалисты (наименование образовательной организации) обязуются следить за тем, чтобы труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда под присмотром ответственных лиц из числа сотрудников школы и в соответствии с «Положением о привлечении обучающегося к труду».

Настоящее согласие вступает в силу со дня его подписания и действует в течение всего периода обучения в (наименование образовательной организации).

Данное Согласие может быть аннулировано по нашему письменному заявлению.

Ф.И.О. и подпись обучающегося

Ф.И.О. и подпись родителя (законного представителя)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *