Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым

Справедливы ли законы Хаммурапи

Одним из древнейших законов был свод законов Вавилонского царя Хаммурапи. Я решил исследовать эти законы, чтобы понять, справедливы ли они были, какую роль играли в жизни Вавилонского царства, есть ли что-то общее между ними и современными законами и в чем различие.

В работе использована литература:

1. Школьная энциклопедия. История Древнего мира. В этой книге рассказывается об истории возникновения древних цивилизаций и причинах упадка могущественных империй.

3. Энциклопедия «Я познаю мир». Иллюстрированная всемирная история. В ней рассказывается о жизни различных народов, деятельности известных исторических личностей, географических и научных открытиях и многом другом.

5. Уголовный кодекс РФ содержит основные законы и устанавливает преступность и наказуемость деяний на территории РФ.

Справедливы ли законы Хаммурапи?

Глава 1. Правитель Вавилонии

В 1792 году до н. э. на трон Вавилонского царства вступил царь Хаммурапи. Искусный политик и дипломат силой и хитростью подчинил себе все Междуречье, включая Ассирию, обогатил и укрепил государство.

Земля храмов и общинников также считалась собственностью царя, отданной им в пользование. Никто, кроме царя, не обладал правом полной собственности на землю. Попав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства. Так складывалась особая форма власти-собственности, типичная для большинства государств Древнего Востока.

Жизнь и имущество подданных, независимо от их положения, принадлежали царю. Он мог поступать, руководствуясь исключительно собственной волей, то есть по произволу.

Власть царя была ничем не ограничена. Даже жрецы именовали себя не только «рабами богов», но и «рабами царя».

Хаммурапи был первым правителем древности, кто соразмерил с властью царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Хаммурапи постановил, чтобы наказание виновному определял не сам пострадавший и не его родственники, а государственный орган именем правителя.

Глава 2. Законы Хаммурапи

2. 1. Общая характеристика законов.

• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

• 282 статьи законов;

Для составления сборника законов источниками послужили обычное право, шумерские судебники и новое законодательство.

По своему юридическому положению все население страны резко делилось на свободных, находящихся под охраной законов, и рабов, рассматривавшихся подобно скоту, как имущество, находящееся в полном распоряжении господина.

Из законов Хаммурапи я узнал, что наказания и штрафы отличались в зависимости от того, к какому разряду подданных относился пострадавший. Самые маленькие наказания были за преступления, совершенные против рабов. В отношении свободных людей, обладавших всеми правами, действовало древнее правило «око за око, зуб за зуб». Если от действия врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачивал штраф. Понимание закона в Древнем Вавилоне было жестоким.

В нашей стране лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Однако Хаммурапи не хотел, чтобы его законы вредили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто оплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну.

Статьи законов Хаммурапи составлены в другой манере, чем это принято сейчас. Наши законы изложены так, чтобы, оставаясь достаточно конкретными, они в тоже время охватывали не один какой-либо случай, а всю совокупность аналогичных явлений.

Законы Хаммурапи изложены в определенной системе. Вначале следуют статьи, в которых говориться о суде, затем идут предписания, касающиеся собственности, брака и семьи, орудий труда, защиты личности.

Так, первая группа норм устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй.

Следующие статьи посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом.

Эта четвертая группа норм регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

2. 2 Законы о собственности

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. С развитием частной собственности на землю происходил упадок общины. Земли могли свободно продаваться и сдаваться в аренду, передаваться по наследству. Каких-либо ограничений со стороны общин на подобные сделки не существовало.

Земельные наделы воинов и имущество солдат подчинялись особому правовому режиму. Самым детальным образом регулировались условия аренды поля и сада. Нерадивый арендатор-издольщик, не собравший урожая вследствие лености, уплачивал натуральную арендную плату, исчисленную по норме урожая на соседнем участке. Так же регулировалась аренда скота. Много статей законов посвящено выработке ремесленных изделий на заказ (по определённой таксе), торговым и ростовщическим операциям.

2. 3 Семейно-брачные отношения по законам Хаммурапи.

Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать имущество после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность она подвергалась суровому наказанию. Но мужу разрешалось иметь побочную жену, если законная жена его не могла иметь детей.

Будучи главой семьи, отец имел сильную власть над детьми: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

В нашем обществе права детей защищаются законом. Если родители не выполняют свои обязанности, не занимаются воспитанием детей, обижают их, то суд может лишить их родительских прав.

2. 4 Договоры по Законам Хаммурапи

В Законах Хаммурапи упоминаются следующие договоры:

В ряде статей упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов, устанавливается плата за них, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось, так как среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Своими законами Хаммурапи стремился оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы подробно регулировали следующие положения:

• ограничения максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.

2. 5 Виды преступлений и меры наказания по законам Хаммурапи

Общего понятия преступления Законы Хаммурапи не дают. Из содержания можно выделить три вида преступлений:

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство, а об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Имущественными преступлениями называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж и укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены и только жены) и кровосмешение. Преступными считались действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказания по законам Хаммурапи являлось возмездие, что определяло виды наказаний:

• смертная казнь (сожжение, утопление, посажение на кол);

• членовредительские наказания (отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п. );

Характерно, что применение талиона Хаммурапи существенно расширил по сравнению с предшествующими временами, а практику денежных возмещений, напротив, резко сократил — несомненно, руководствуясь своими представлениями о справедливости, частично унаследованными от кочевых предков, а частично продиктованными желанием не давать богатым преимущества перед бедными. Хаммурапи весьма искусно дозировал наказания, постоянно стремясь соблюдать «справедливость» и сообразовываться со сравнительной тяжестью преступлений. Ущерб, причиненный одним лицом другому, даже по неосторожности, карался систематически и подчас довольно свирепо. Ни пыток, ни тюремного заключения, в Месопотамии не было (хотя смертная казнь могла быть весьма мучительна). Целью кары было лишь возмещение ущерба потерпевшему и пример прочим. В качестве доказательств принимались только свидетельства, желательно документированные. В тех случаях, когда такие доказательства были в принципе невозможны (например, при обвинении в злом колдовстве), применялся «божий суд» (испытание водой или клятва именем бога). Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же ему удавалось выплыть, то он чист перед богами и невиновен. Презумпцию невиновности проводили довольно последовательно.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили.

Наказаниями за преступления, подрывающие основу семьи, также были смертная казнь (за прелюбодеяние), членовредительство (например, отрубление руки сыну, ударившему отца).

В нашей стране (согласно статье 44 УК РФ) существуют следующие виды наказаний: штраф; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы и др.

Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились.

Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни.

Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

Исследуя законы Хаммурапи, я понял, что в древнем Вавилоне преимущества перед законами были у свободных граждан, а наказания часто были суровыми. С моей точки зрения эти законы были не совсем справедливыми, особенно по отношению к рабам. Конечно, есть несколько законов, которые, на мой взгляд, чем-то похожи на наши.

Законы Хаммурапи по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но я думаю, что иногда в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, которое можно применить сейчас.

Источник

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.
Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:
1.Уголовные
2.Административные
3.Гражданские

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т. к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.
Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:
1.Авилум – полноправные граждане.
2.Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.
3.Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.

Источник

Можно ли считать законы Хаммурапи справедливыми.

Свод законов царя Хаммурапи является одним из древнейших источников правовой культуры. Законы эти были созданы предположительно в XVIII в. до н. э. в Вавилоне, и многие десятилетия регулировали правовую жизнь шумерского общества.

Обнаружены они были в далеком 1901 году французскими археологами, и по сей день находятся в Лувре. Сохранились законы почти полностью благодаря тому, что были высечены на большом базальтовом столбе.

Условно законы Хаммурапи можно разделить на три категории:

Для удобства анализа ученые выделили в своде 282 статьи. С точки зрения современного правоведения законы эти несовершенны, т.к. не имеют общих принципов и системы изложения, а также не отражают всей полноты возможных правонарушений. Но, несомненно, кодекс Хаммурапи явился огромным достижением в сфере правового регулирования жизни и укрепления государственности.

Рассуждать на тему справедливости законов Хаммурапи достаточно проблематично. По меркам современного европейца были они очень жесткими и во многом несправедливыми. Но с точки зрения жителей древнего Вавилона соблюдение их было абсолютно естественным.

Хаммурапи законодательно закрепил разделение общества на три основные группы:

1. Авилум – полноправные граждане.

2. Мушкенум – свободные люди, ограниченные в правах.

3. Вардум – рабы, являвшиеся движимым имуществом своих хозяев.

Сословия эти были не равны перед законом. Так за причинение телесного вреда авилуму преступник обычно приговаривался к смертной казни, а за подобное же правонарушение в отношении мушкенума мог отделаться штрафом. Убийство раба и вовсе считалось лишь порчей имущества, соответственно необходимо было просто возместить его стоимость хозяину.

Вообще же, смертная казнь в различных вариантах согласно кодексу Хаммурапи была основным видом наказания. Судопроизводство определялось принципом талиона (око за око). Такие законы достаточно кровавы, но зато действенны:

• За укрывательство беглого раба – смерть

• За мародерство – смерть

• Прелюбодеяние карается смертью

• За лжесвидетельство в суде – смерть

Можно сказать, что они справедливы и несправедливы одновременно. Одно ясно наверняка: законы Хаммурапи дали мощный толчок для развития мировой судебной системы.

Источник

Суть законов царя Хаммурапи – 7 социальных правил Древнего Вавилона

Удивительно, но суть законов царя Хаммурапи проста и понятна. Это свод правил, которые являлись регуляторами взаимоотношений древних вавилонян. Они поражают своей справедливостью и жесткостью, предусмотренных наказаний. Но, может именно поэтому, они были весьма эффективны и действенны?

Уникальный артефакт, вместивший всю суть законов царя Хаммурапи

Настоящий переворот, существовавших знаний об исторических событиях Древнего Вавилона совершила находка французских археологов под руководством Жака де Моргана в 1901-1902 гг.

Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть картинку Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Картинка про Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым

Исследователи извлекли из грунта на поверхность в городе Сузы базальтовую плиту. На историческом экспонате, который ныне хранится в Лувре, высечены 282 правила, получивших название законов Хаммурапи. Они регулируют отношения между членами вавилонского общества.

Око за око – зуб за зуб

Этот принцип считается основополагающим в Древнем Вавилоне. Суть этого закона царя Хаммурапи заключается в том, что наказание за плохое деяние для человека должно быть равнозначным. Например, если вавилонянин сломал в драке руку соплеменнику, то ему также сломают руку в наказание.

Суть законов царя Хаммурапи распространялась лишь на людей, стоявших на одной социальной ступени. Если, например, вельможа причинит крестьянину телесное повреждение, то ему не станут наносить такое же. Богатый человек будет наказан лишь штрафом.

Это, конечно же, несправедливо с точки зрения современного человека. Но, в эпоху древнего мира существовало немало правил, кажущихся нам сегодня дикими. Однако даже сейчас находится немало сторонников древних правил, которые считают правильным отплатить обидчику той же монетой. Поэтому можно утверждать, что принцип «око за око…» сохранился и частично действует и в наши дни.

Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть картинку Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Картинка про Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым

Следует понимать, что главная суть этого закона царя Хаммураппи – применение насилия против насилия, является прямой дорожкой к преумножению насилия. Очень емко охарактеризовал последствия, которые влечет за собой следование этому принципу, известный общественный деятель Индии Махатма Ганди. Он сказал, что если всегда следовать правилу око за око, то мир со временем может вовсе ослепнуть.

Суть законов царя Хаммурапи: социальная помощь вдовам и сиротам

Благотворительные организации, помогающие нуждающимся, сейчас существуют повсеместно. Но, считалось, что в те древние времена мало кого интересовали проблемы людей, обделенных жизнью. Поэтому закон царя Хаммурапи, об оказании помощи обездоленным, кажется весьма странным. Тем более, что в то время часто велись войны. Многие солдаты, уйдя на службу, больше никогда не возвращались к своим семьям.

Оказывается, несмотря на то, что мы привыкли считать те времена дикими, нам вовсе не мешало бы воплотить в жизнь современного общества суть некоторых законов царя Хаммурапи. Ведь государство брало на себя обязательство помогать вдовам и сиротам воинов, погибших на поле боя за свое отечество.

Кража – смерть

Суть этого закона царя Хаммурапи заключалась в том, что любая кража должна караться смертью. Причем, неважно, что украл вавилонянин – яблоко у торговца на рынке или драгоценности у богатого вельможи.

С точки зрения современной юриспруденции принцип «кража – смерть» кажется весьма примитивным. Ведь в нем никак не учитываются причины, побудившие человека совершить такой поступок.

У закона Хаммурапи «кража – смерть» есть дополнение. Оно стало ныне популярным афоризмом. Вы наверняка его не только слышали, но и сами не раз произносили: «не пойман – не вор».

Не пойман – не вор

Этот закон царя Хаммурапи, наоборот, вполне соответствует принципам современного права. Ведь его суть в том, что человек не считается виновным до тех пор, пока суд не докажет обратного.

Обязанность крестьянина следить за оросительными каналами

В Древнем Вавилоне на законодательном уровне была прописана такая обязанность. Дело в том, что во времена правления царя Хаммурапи через Вавилон был прорыт канал, соединяющий реки Тигр и Евфрат. Он имел огромную сеть ответвлений. Это водная структура служила важнейшей составляющей процесса земледелия. Канал получил название река Хаммурапи.

Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть картинку Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Картинка про Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым

Суть закона царя Хаммурапи, обязывающего крестьянина следить за оросительной системой, заключалась в том, что если он допустит затопление хозяйства соседей, то понесет наказание. Это могло быть долговое рабство или полное лишение собственного надела земли.

Свободные браки

В Древнем Вавилоне были узаконены браки свободных людей с рабами. Суть закона царя Хаммурапи о свободном браке заключалась в том, что рожденные от такого союза дети были свободны.

Это было настоящее ноу-хау для древнего мира. Ведь рабы считались просто товаром, они не имели никаких прав во всех других государствах, кроме Вавилона. Но, историки утверждают, что это не было признаком человеколюбия или доброты со стороны Хаммурапи. Это был политический ход, который служил инструментом для сдерживания восстания рабов.

Невольники получали надежду, что пусть не они, но хотя бы их дети, имеют шанс стать свободными. Хотя, по факту, браки между свободными людьми и рабами были единичными случаями.

Суд божий

Это очень жестокий закон Хаммурапи. В Древнем Вавилоне была собственная система судопроизводства. В судах решали вопросы собственности, наследования, назначались наказания за преступления. Но, были случаи, когда суд не мог прийти к однозначному решению. Судьи затруднялись определить, виновен человек или нет. Тогда решением вопроса становился божий суд.

Суть закона царя Хаммурапи про божий суд заключалась в том, что человека бросали в реку с быстрым течением. Вынести решение, виновен или нет, предоставляли силам природы. Считалось, что если человек утонет – то его вина доказана. Выживет – факт преступления опровергнут.

Суть законов царя Хаммурапи с современной точки зрения

Знания современных людей о древнем мире окутаны пеленой тайны. Некоторые из них с трудом вписываются в эпоху, к которой их относят ученые. Время от времени археологи находят новые артефакты, которые перечеркивают устоявшиеся исторические догмы. Они заставляют переосмыслить информацию, содержащуюся в учебниках истории, а иногда и задуматься над тем, не стоит ли нынешнему обществу перенять опыт древних правителей.

Если проанализировать законы Хаммурапи с точки зрения современного человека, то можно заметить, что в них причудливым образом переплетаются жестокость и гуманизм, отсталость и прогрессивность. Это привлекает интерес к ним, заставляет задуматься, не взять ли часть из них на вооружение современному правосудию?

Источник

Урок истории в 5 классе по теме «Законы Хаммурапи»

Выбранный для просмотра документ Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.ppt

Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Смотреть картинку Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Картинка про Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым. Фото Что в законах хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым

Описание презентации по отдельным слайдам:

В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 282 закона, автором которых являлся Хаммурапи. Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Хаммурапи получил власть от богов Заслуги Хаммурапи: Увеличил территорию государства Установил единые законы государства Прочитайте текст на стр 67-68, ответьте на вопрос: Что написано на стелле?

ЗАКОНЫ – правила, обязательные для всех жителей страны

КОГО ЗАЩИЩАЛИ ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ? Прочитайте на стр 68 текст законов, и предположите, какому наказанию подвергся бедняк? «Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён».

КОГО ЗАЩИЩАЛИ ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ? Какое наказание ждёт купца, согласно закону, если его поймают? Почему за кражу осла и раба наказывают одинаково?

ЗАКОНЫ О СВОБОДНЫХ И РАБАХ Стр 69: Чем раб отличался от свободного человека?

Наказания: штраф Смертная казнь принцип талиона (око за око, зуб – за зуб)

ЗАКОНЫ О БОГАЧАХ И БЕДНЯКАХ Прочитайте текст п.5 стр 69-70 Как бедняки становились рабами-должниками? В чём разница в положении раба-чужеземца и раба-должника?

«чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость…. Чтобы притеснённому оказывалась справедливость, я начертал драгоценные слова на моей стеле и поставил перед моим изображением царя справедливого. Будущим временем, навеки! Царь, который будет в стране, да соблюдает справедливые слова, написанные мною на моей стеле, да не изменит он судебных решений страны … пусть истребит в стране своей беззаконных и злых, пусть даст благоденствие своим людям»

Вывод: Законы Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны; наличие писаных законов – важнейший признак государства законы Хаммурапи регулируют все стороны общественной жизни, защищают права собственности, устанавливают различие между рабами-чужеземцами и рабами-должниками виновность обвиняемого устанавливалась через «суд божий», действовал принцип талиона. Prezentacii.com

Выбранный для просмотра документ УРОК.docx

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.

— организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;

— исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.

— развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

— Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.

Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

— ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе

— формировать уважительное отношение к чужому мнению

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут).

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)

Метод «Чистая доска».

Где она расположена?

Почему так называется?

Назовите древнейшие города Двуречья?

Какой город стал главным в Двуречье?

Назовите его достопримечательности.

Каковы занятия жителей?

1.Двуречье, Тигр, Евфрат, Ур,Урук, Вавилон

3 этап. Постановка проблемы (слайд 3)

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся Хаммурапи. (Слайд3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

— Какие вопросы мы можем задать к этому тексту?

(Дети предлагают вопросы: КТО ЖЕ ТАКОЙ ХАММУРАПИ?

Учитель: На основе вопросов сформулируйте тему урока?

( Формулирование темы, цели) (слайд 4)

Какую мы поставим себе цель сегодняшнего урока?»

Что нам поможет решить эти задачи, что может стать источником? (ответы: учебник, презентация, документы, иллюстрации)

КОГДА ОН ПРАВИЛ? –лента времени

Учитель: Ребята, учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?

Учитель: Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):

1.Сколько лет правил царь Хаммурапи?

Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.

Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.

Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 6)

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. (ВИДЕОРОЛИК)

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 7) (Запись в тетрадь)

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка.

Учитель: Итак, на лицо противоречивый факт. Какие у вас есть предположения?

Учащиеся: Законы защищали богатых жителей. — Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

Учитель: Ребята, давайте, попробуем «оживить» хвалебную песню древнешумерской богини плодородия Иштар, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует

( Встали, руки вверх, потянулись)

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях

(Кистями рук делаем «фонарики»)

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу

(Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев)

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы

(Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб)

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу

(Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место)

5 этап. Работа с документами: школьники работают в парах по карточкам

«(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…
(п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…
(п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»

Вопросы к документу 1:

Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?

Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?

Вопросы к документу 2:

Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.

Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?

Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?

«(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…
(п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…
(п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»

Вопросы к документу 3:

Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?

Какими путями можно было попасть в рабство?

Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.

Задание на слайде (на соответствие) ( слайд 15)

Ребята, придумайте задание к этому тексту.

6 этап. Решение проблемы.

(Обучающиеся делают вывод о справедливости законов царя Хаммурапи, обосновывая свою позицию с помощью выдержек из законов).

Законы Хаммурапи нельзя назвать справедливыми, так как они защищали в первую очередь интересы свободных людей и владельцев рабов, а рабы тоже люди, но к ним относились как к товару, вещи, скоту.

Мы считаем, что законы вавилонского царя не совсем справедливы, так как за преступления, не очень тяжкие, жестоко наказывали: отрубали руки, выкалывали глаза и даже убивали. Конечно, за преступление человек должен нести наказание, но то, которое соответствовало бы его степени тяжести.

В эпоху Хаммурапи люди могли попасть в долговое рабство. Если они вовремя не отдавали долг, то они или их родственники становились рабами. Но они могли снова стать свободными, отработав в качестве раба 3 года, и с ними нельзя было плохо обращаться. Поэтому законы Хаммурапи защищали простых людей от превращения их в рабов и от жестокого обращения. И, наверное, они справедливы.

Учитель: Ребята, что вы замечаете? Какое теперь противоречие налицо?

Учащиеся: Мы пришли к противоречивым выводам. С одной стороны законы были жестокими, а с другой защищали интересы людей.

Учитель: Ребята, представьте, что если бы не было законов. Что бы происходило в обществе, стране, государстве?

Учащиеся: В стране был бы беспорядок, совершались бы преступления, люди делали бы что хотели и не подчинялись властям.

Учитель: Так значит для чего нужны законы?

Учащиеся: Чтобы в стране был порядок, чтобы меньше совершалось преступлений, чтобы людям жилось лучше.

Учитель: Скажите, когда все это есть в государстве, оно становится более…?

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся: Законы укрепляют государство. (Запись в тетрадь).

Учитель: Ребята, а вы бы хотели сегодня жить по таким законам?

Учащиеся: Конечно, нет. Так как сегодня эти законы кажутся очень жестокими и несправедливыми.

Учащиеся вместе с учителем формулируют вывод: с точки зрения того времени, законы Хаммурапи – вынужденная мера для регулирования отношений людей и укрепления государства. Кодекс отражает интересы различных слоев населения, в том числе и беднейших, защищая их от обращения в рабство. Сточки зрения современности, законы царя кажутся жестокими и несправедливыми.

ОБРАЩЕНИЕ К ЦЕЛИ УРОКА: задачи выполнены

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с самым могущественным царем Вавилонии и его законами, попытались определить, насколько эти законы были справедливыми. Чему же посвящены законы царя Хаммурапи?

7 этап. Рефлексия.(3 минуты).

Учитель: Ребята, кто считает, что понял сегодня на уроке новый материал и хорошо поработал на уроке – поднимите большой палей вверх. А те, кто считают, что не совсем разобрался в данной теме и свою деятельность на уроке оценивает как не очень продуктивную – опустите большой палей вниз.

8 этап. Домашнее задание. (2 минуты).

П.12, таблица «Справедливые и несправедливые законы Хаммурапи»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *