Что вам близко в русской литературе 20 века
В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века?
Литература русского зарубежья, а также произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным соображениям, пришли к читателю в основном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской литературе вновь образуются различные течения и направления (например, постмодернизм и др.).
Какое литературное направление является ведущим в русской литературе XX века? Ответ обоснуйте.
Ведущим направлением в русской литературе XX века является реализм при наличии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отразить жизнь. Развивая традиции реалистической литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литературоведении ведутся дискуссии о методе социалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских писателей был провозглашен в качестве ведущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадеева, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям реализма и найти в них следование традициям русской классики XIX века.
Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, выступали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либеральные дворяне, воспитанные в университетах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой формации. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Островского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях
Н. А. Некрасова. Для литературы советского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и верящий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по родине, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).
Русская литература 20 века
теория по литературе 📖 разное
Рассказываем о русской литературе 20 века — доступно, интересно и кратко! Данный материал можете смело использовать для соответствующих сочинений.
Дореволюционная литература
Конец XIX — начало XX вв. — серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.
Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести «Отец Сергий» и «Хаджи-Мурат», в 1913 г. — хрестоматийный рассказ «После бала».
Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой». Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.
Конец XIX — начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес («Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.
В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна («Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и др.), юмористические сборники А. Аверченко («Веселые устрицы», «О хороших в сущности людях»).
После публикации рассказов «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско» за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.
Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: «Стихи о Прекрасной даме» А. Блока, «Вечер» А. Ахматовой, «Радуница» С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского («Нате!», «Вам»).
Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса «На дне» (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман «Мать» считается «фундаментом» соцреализма.
Довоенная литература
Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.
Последним «крестьянским» поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока «Двенадцать». Главным «пролетарским» поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.
Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.
Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.
В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу «Донские рассказы». С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея «Тихий Дон». Одновременно писатель работает над романом «Поднятая целина».
В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: «Записки юного врача», «Белая гвардия», «Собачье сердце». Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века «Мастер и Маргарита» (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.
Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова — писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества («Усомнившийся Макар»). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести «Котлован» и «Ювенильное море», роман «Чевенгур» были впервые изданы лишь в 80-е гг.
Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера («Двенадцать стульев», «Золотой теленок») — настоящий шедевр в области юмористической литературы.
В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», знаменитый цикл рассказов о любви «Темные аллеи».
В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова — «Машенька». Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов «Защита Лужина», «Дар», «Приглашение на казнь».
Литература, посвященная Великой Отечественной войне
Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).
В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», стихотворения К. Симонова («Жди меня, и я вернусь», «Сын артиллериста»), цикл А. Ахматовой «Ветер войны» и т. д.
В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова «Наука ненависти». Писатель начал работу над романом «Они сражались за Родину». Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение «Судьба человека». В 1946 г. была опубликована легендарная «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.
Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…» (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.
Литература второй половины XX века
В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление «деревенской прозы» (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), В. Г. Распутина («Деньги для Марии», «Прощание с Матерой»), В. П. Астафьева («Затеси») и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.
В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака «Доктор Живаго», что привело к бешеной травле автора в СССР.
В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе «Один день Ивана Денисовича»). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для «самиздата», передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов «В круге первом», «Раковый корпус». В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея «Красное колесо»).
В 1955 г., после публикация скандального романа «Лолита», мировая слава приходит к В. В. Набокову.
С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»).
С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев — один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества «взрослых» произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.
Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались «чуждые советскому строю» поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.
Советская «легальная» поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.
Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина («Generation P»), П. Санаева («Похороните меня за плинтусом»), В. Сорокина («Сердца четерых») и др.
Литературный процесс в XX веке
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.
XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:
Особенности литературы 20 века:
1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).
Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.
Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).
Особенностями этого направления являются:
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.
У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.
4.Роман в 20 веке
Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.
5.Весь литературный процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.
24.11.2016, 23309 просмотров.
Литература конца 19 – начала 20 века (обзор).
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражён,
Когда поражена свобода.
Произведения критических реалистов, пришедших в литературу в 1890-1900 годы, были лишены той громадной обобщающей силы, которая отличала великие творения русских классиков. Но и эти писатели глубоко и правдиво изображали отдельные стороны современной им действительности.
Безрадостную, беспросветную жизнь «маленьких людей» изображал во многих своих рассказах Л. Н. Андреев (1871- 1919). Фото 2.
Протестом против всяческого произвола и насилия звучали многие произведения А. И. Куприна (1870-1938):
«Молох», «Гамбринус» и особенно известная повесть «Поединок», в которой резко критиковалась царская армия.
Традиции русских классиков продолжила и развила возникающая пролетарская литература, отражавшая самое важное в жизни России того времени – борьбу рабочего класса за своё освобождение. Эта революционная литература была едина в стремлении сделать искусство «частью общего пролетарского дела», как того требовал
В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература».
Ряды пролетарских писателей возглавил Горький, с огромной художественной силой выразивший героический характер новой эпохи.
Начав свою литературную деятельность с ярких, революционно-романтических произведений,
Горький в период первой русской революции заложил фундамент реализма высшего типа – реализма социалистического.
Вслед за Горьким пути к социалистическому реализму прокладывал
А. С. Серафимович (1863-1945) – один из самых ярких и своеобразных писателей пролетарского лагеря.
На страницах большевистских газет «Звезда» и «Правда» печатал свои разящие сатирические стихи и басни талантливый революционный поэт Демьян Бедный.
Большое место в марксистских органах печати занимали также стихотворения, авторами которых были не профессиональные литераторы, а поэты-рабочие, поэты-революционеры. Их стихи и песни («Смело, товарищи, в ногу» Л. П. Радина, «Варшавянка» Г. М. Кржижановского, «Мы кузнецы» Ф. С. Шкулева и многие другие) рассказывали о труде и быте рабочих, звали на борьбу за свободу.
А в то же время в противоположном, в буржуазно-дворянском лагере росли растерянность и страх перед жизнью, желание уйти от неё, укрыться от надвигающихся бурь. Выражением этих настроений было так называемое упадническое (или декадентское) искусство, возникшее ещё в 90-е годы, но ставшее особенно модным после революции 1905 года, в эпоху, которую Горький назвал «самым позорным десятилетием в истории русской интеллигенции».
Открыто отрекаясь от лучших традиций русской литературы: реализма, народности, гуманизма, поисков правды, декаденты проповедовали индивидуализм, «чистое», отрешённое от жизни искусство. Единое по сути, декадентство внешне было весьма пёстрым. Оно распалось на множество враждовавших между собой школ и течений.
Важнейшими из них были:
символизм (К. Бальмонт, А. Белый, Ф. Сологуб);
акмеизм (Н. Гумилёв, О. Мандельштам, А. Ахматова);
футуризм ( В. Хлебников, Д. Бурлюк).
С символизмом было связано творчество двух крупнейших русских поэта: Блока и Брюсова, которые глубоко чувствовали неизбежность гибели уродливого старого мира, неотвратимость надвигающихся социальных потрясений. Оба они сумели вырваться из узкого круга упаднических настроений и порвать с декадентством.
Их зрелое творчество было пронизано глубокими, взволнованными раздумьями о судьбах родины и народа.
В рядах футуристов начал свой творческий путь Владимир Маяковский, но очень скоро он преодолел их влияние.
В его дооктябрьской поэзии с огромной силой прозвучала ненависть к старому миру, радостное ожидание грядущей революции.
Проникнутое революционной романтикой и глубоким пониманием закономерностей жизни творчество Горького, тонкий лиризм тревожно-страстной поэзии Блока, бунтарский пафос стихов молодого Маяковского, непримиримая партийность пролетарских писателей – все эти многообразные достижения русской литературы конца 19 – начала 20 веков были восприняты литературой социалистического общества.
Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века.
Конспект урока литературы № 1
Ф.И.О. Белых Кристина Сергеевна
Лицей №11 Класс 11 «В»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: охарактеризовать специфику развития русской литературы на рубеже 19-20 вв.; определить идейно-тематическое своеобразие русской словесности в 20 веке.
Обзорно охарактеризовать развитие русской литературы на рубеже 19-20 веков, в 20 веке после 1917 года;
Определить содержание ключевых понятий занятия: декаданс, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм ;
Определить проблематику и идейно-тематическое своеобразие русской литературы указанного периода;
Выявить эстетические принципы ключевых направлений модернизма в развитии русской литературы рубежа веков;
Определить отличия литературы указанного периода от литературы 19 столетия.
Воспитывать любовь к русской литературе как к изучаемому предмету посредством использования на уроке разнообразных средств наглядности (иллюстраций, фрагментов худ. текстов и др.);
Воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету;
Содействовать воспитанию уважительного отношения к классному коллективу через организацию слушания устного ответа товарища и оценку индивидуальной работы;
Способствовать развитию связной речи учащихся путём выполнения устных заданий;
Способствовать развитию навыков самостоятельной работы школьников;
Развивать внимание учащихся с помощью смены видов речевой деятельности;
Развивать умение анализировать поэтический текст;
Развивать эмоционально-эстетическую сферу школьников и т.д.;
Перечень оборудования: ноутбук, мультимедийный проектор
Еремина О.А. Литература. Поурочные разработки: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – С. 118-135.
Литература: методические рекомендации / под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2009. – С. 173-200.
Литература: учебник / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М: Дрофа, 2008. – С.3-8.
Литература: учебник / под ред. В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение, 2008. – С.188-206.
Метод: слово учителя
Прием: Приветственное слово учителя
Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста.
Метод: слово учителя
Прием: Ведущее слово учителя
Сегодня на уроке нам представится возможность соприкоснуться с историей рубежа веков, который именуется серебряным веком.
Метод: слово учителя
Прием: Ведущее слово учителя
Двадцать девятое сентября
Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 столетия. Характеристика литературного процесса начала 20 века
2. Подготовка к восприятию нового материала
Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа
Для того чтобы погрузиться в атмосферу рубежа веков. Вспомним, что же происходило в это время, с какими историческими событиями связан рубеж веков?
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово
Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа
Как вы думаете, В каком состоянии НАХОДИЛИСЬ люди в этот период ИСТОРИИ СТРАНЫ?
Метод: слово учителя
Прием: обобщающее слово И вопреки всему люди не переставали творить и несомненно это состояние неопределенности отразилось в их творчестве. Конец XIX — начало XX вв. стало временем яркого расцвета русской культуры. В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
Происходит слом в жизни народа, уход от традиций.
Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа
Сейчас посмотрите на экран, здесь представлены картины художников рубежа веков. Обратите внимание на то, что изображено на картинах, какие краски используют авторы?
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово
Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека.
Устные ответы учеников
Первая русская революция 1905-1907г. Февральская и Октябрьская революция 1917г. и первая мировая война 1914-1918г.
Устные ответы учеников
Люди растеряны, напуганы, в стране хаос. Народ живет в страхе того, что их жизнь может оборваться в любую минуту.
3. Изучение нового материала
Метод: слово учителя
Прием: Ведущее слово учителя
Как мы уже сказали изменения, претерпели все виды искусств, но самым главным остается изменения в литературе. Алексей Толстой в своем произведение «Хождение по мукам» описывает жизнь Петербурга рубежа веков. Ваша задача прослушать фрагмент из аудиокниги, данный фрагмент будет сопровождаться видеофильмом. Будьте внимательны, фрагмент большой, старайтесь зафиксировать важные слова, характеризующие данную эпоху (аудиофрагмент будет длиться 4 минуты)
В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским.
Прием: Репродуктивно-эвристическая беседа
Итак, первый вопрос. НА какие стороны Петербурга обращает автор?