Что вам известно о литературе алтайского края

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

АЛТАЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение А. л. связано с историей вхождения алтайцев (одного из тюркояз. этносов, проживающих на юге Зап. Сибири, в осн. на тер. горной системы Алтай) в состав Рос. гос-ва. Наиболее важное значение имело творчество 1-го алт. писателя из среды просветителей-священнослужителей М.В Чевалкова (1817–1901). Автобиогр. соч. «Жизнь Чевалкова», позже доп. и перераб. под назв. «Памятное завещание» (1894), стихотворения, поэмы и басни на обществ.-полит., этич. темы явились 1-ми письмен. произведениями на алт. яз., яркими образцами духов. поэзии и басенного жанра.

С обретением регионом статуса автономии в 1922 начинается приобщение народа к грамоте, развитие образования, издат. деят-ти. В газеты, буквари, учебники, издан. на алт. яз., включаются 1-е произведения начинающих писателей. В 1930-е гг. в А. л. утверждается реалистич. метод, развиваются лирич., эпич., лиро-эпич. жанры. Значит. роль в формировании совр. лит. процесса на Алтае сыграло творчество поэта, писателя и драматурга П.В. Кучияка, автора стихов, поэм, незавершен. романа «Адыйок», пьес (наиболее известна драма «Чейнеш»), а также М. Мундус-Эдокова, П. Чагат-Строева.

На 1960–90-е гг. приходится расцвет А. л. Важную роль сыграло взаимодействие литератур народов, входивших в СССР, писат. орг-ций, интенсив. перевод. деят-ть. Большинство алт. писателей прошли учебу в Литературном ин-те им. А.М. Горького, приобщаясь к традициям рус. и мировой классики. В нач. 1960-х гг. утверждаются прозаич. жанры: роман, повесть, рассказ, очерк. Значимыми явлениями стали романы Л. Кокышева «Арина» (1959) и «Созвездие Мечин» (1969), И. Шодоева «Трудные годы» (1967), Э. Палкина «Алан» (1978), повести Ч. Чунижекова «Мундузак», И. Кочеева «Искра» (1962), «Кедры шумят» (1965), А. Саруевой «Человек рожден для счастья» (1967), Д.Б. Каинчина «Голова жеребца» (1972), «Крик с вершин гор» (1976), «С того берега» (1980), К. Телесова «Где та дорога» (1968), «Следы на камнях» (1966), Б.У. Укачина «Цвет времени» (1971), «Маралы священных гор» (1971), «Убить бы мне голод» (1981), А.О. Адарова «Дорога в большой мир» (1979), И. Шодоева «Качук» (1989) и др. В ряду др. жанров утверждается традиц. эпич., лиро-эпич. и худ.-документ. повесть. Рассказ представлен своими жанровыми разновидностями (психол., лирич., юморист., фантаст. и др.). Композиция и характерология рассказов отличаются богатством и разнообразием. Вершинные произведения в данном жанре создают Д. Каинчин, А. Ередеев, К. Телесова.

В 1990-е гг., после того как вновь открывается нац. драм. театр (был закрыт в нач. 1950-х гг.), появляются инсценировки поэм Л. Кокышева «Маарка», «Патей», «Туба», романа «Арина», драмы «Туманный Аргут»; театрализуются народ. обряды и игры, сказки, эпич. сказания. Значимым явлением стала постановка пьесы М. Назаренко «Месяц малой жары» по мотивам повести Б. Укачина «Горные духи» (1979). Изв. алт. прозаик Д. Каинчин по мотивам своих произведений написал пьесы «Встреча в тайге» (1979) и «Крик с вершин гор».

Совр. алт. проза отличается сложной поэтикой, разнообразием сюжетосложения. Совр. худ. прозаич. язык характеризуется богатством интонаций, ритмики и фоники, эмоц. образностью. Алт. лирика разножанрова, в ней происходит интенсив. худ. поиск. Активно переосмысливаются традиц. лирич. жанры и нац. жанровые формы, старые формы обретают новые худ. функции. В творчестве Б. Бедюрова, Б. Укачина, А. Ередеева, Ш. Шатинова обретают жизнь двустишия (эжерликтер), четверостишия (экчеликтер), своды мыслей (дептер), вязь, узоры (чинмерилер). Алт. поэты творчески трансформируют и жанровые традиции мировой поэзии – вост. и зап. (восьми- и четверостишия, танка, верлибр и др.), а также достижения поэтов др. народов – Р. Гамзатова, К. Кулиева, Д. Кугультинова и др. Из наиболее значимых следует назвать поэму Л. Кокышева «Туба» (1958) и драму «Туманный Аргут» (1969), поэмы Э. Палкина «Амыр» (1959), «Голубое небо» (1991), «Черное пламя» (1964), П. Самыка «Алжир» (1964), «Руки отца» (1972), А.О. Адарова «Двери» (1967), «Тоньюкук» (1971), Б. Укачина «Одинокий домик среди белых снегов» (1982). В совр. поэзии Алтая переплетаются фолькл. и реалистич. традиции, преломляется опыт отеч. и мировой поэзии.

В 1980–90-е гг. алт. литераторы обращаются к осмыслению ист. прошлого. Худ. достижениями являются романы А. Адарова «Синяя птица смерти» (1990) и «Огонь, пронзивший сердце» (2001), его венки сонетов, повести и рассказы Д. Каинчина, К. Телесова (напр., сатирич. повесть «Я – Сандраш», 1989).

В кон. XX в. интенсивно развивается драматургия. В нач. 1980-х гг. изв. алт. поэт и прозаик А.О. Адаров создает пьесы «Странный человек» (1987), «Женитьба Абайима» (1986), «Век испытаний» (1989), «Письмо из каганата» (о древ. тюрках, изв. древнетюрк. каганах и правителях, 2000). Теме ист. прошлого, взаимоотношениям ойратов с Джунгарским ханством в XVII в. посвящена трагедия поэта К. Кошева «И взойдет твоя заря» (1996). В центре внимания др. его пьесы «Сотворение времени» (1997) – многогран. личность одного из основоположников алт. реалистич. лит., поэта, прозаика, драматурга, актера, собирателя и публикатора фольклора алтайцев П.В. Кучияка.

Лит.: Поэзия тюрков VI–VIII веков. М., 1965; Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1972; Палкина Р.А. Роман в литературах народов Южной Сибири: формирование и развитие жанра в связи с эволюцией прозы. Горно-Алтайск, 1979; Древняя поэзия // Поэзия древних тюрков VI–VIII вв. М., 1993; Тарбанакова С.Н. Пути развития театров Южной Сибири. Горно-Алтайск, 1994; Чинина Э.П. Русская литература XIX в. и становление письменной алтайской литературы. Горно-Алтайск, 1997; Киндикова Н.М. Алтайская литература в системе тюркских литератур. Горно-Алтайск, 2000.

Источник

Алтайская литература

Разнообразна тематика и проблематика алтайской прозы второй пол. XX в. Значит. ее часть посвящена военному и послевоенному детству («Арина», «Дети гор» Л. Кокышева, «Убить бы мне голод» Б. Укачина, «Возвращение» А. Адарова, «Дорогой отцов» Д. Каинчина и др.). Большое место в творчестве алтайских писателей занимает историч. тема. Интересует их жизнь далеких предков (повесть «Пепел звезд» Д. Каинчина), добровольное вхождение алтайцев в состав России (роман «Трудные годы» И. Шодоева), судьба алтайского народа в XIX в. (романы С. Суразакова «Улалу», «Чевалков»), Гражданская война на Алтае (повесть Б. Укачина «Цвет времени», романы И. Шодоева «На рассвете», «Катунь», Д. Каинчина «Под Белухой»), годы коллективизации (романы «Увидеть бы мне горы» Д. Каинчина, «Синяя птица смерти А. Адарова и др.). Не обходят вниманием алтайские прозаики и нравственно-этич. проблемы современности, жизнь совр. села и судьбы его тружеников. В алтайской лит-ре прочно утвердились жанры рассказа, повести, романа.

Драматургия не получила особого развития. Несколько одноактных пьес и драму «Туманный Аргут» создал Л. Кокышев. На сцене драм-театра в Горно-Алтайске ставятся спектакли по мотивам произведений совр. алтайских писателей, а также по сюжетам нар. сказок. и героич. сказаний, переводные пьесы. В 1980-х появляются пьесы А. Адарова «Странный человек» (1987), «Женитьба Абайима» (1986), «Век испытаний» (1989). Историч. пьесу создает К. Кошев «И взойдет твоя заря» (1996).

Источник

Русские писатели на Алтае

Алтай – это созвездие имен замечательных писателей России, деятельность которых органично вплелась в историю края и день сегодняшний. Одни из них родились на алтайской земле и впоследствии стали известны всей стране, другие же не были уроженцами края, но внесли весомый вклад в историю литературы России, и мы гордимся, что они побывали на Алтае.

Что вам известно о литературе алтайского края. Смотреть фото Что вам известно о литературе алтайского края. Смотреть картинку Что вам известно о литературе алтайского края. Картинка про Что вам известно о литературе алтайского края. Фото Что вам известно о литературе алтайского краяВ 1850-х годах наш край несколько раз посетил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821–1881). Он был привлечен по делу петрашевцев и отбывал срок в Омском остроге. Ф. М. Достоевский неоднократно бывал в Барнауле и Змеиногорске, чаще всего проездом в Кузнецк, в надежде на встречу со своей будущей женой М. Д. Исаевой (июнь и ноябрь 1856 г. и февраль 1857 г.). Он останавливался в доме чиновника Петра Семенова – будущего знаменитого географа Семенова-Тян-Шанского – на улице Олонецкой (ныне – Большая Олонская, 39). Здесь автор читал еще не оконченные «Записки из мертвого дома». На Демидовской площади установлена мемориальная доска с барельефом писателя в память о его пребывании в Барнауле в 1857 г.

Георгий Дмитриевич Гребенщиков (1883–1964) родился на Николаевском руднике бывшего Змеиногорского уезда. Отец его – рудоотборщик, позже хлебопашец, мать – казачка. С 12 лет мальчик пошел «в люди». С детства он много читал. Толчком к творчеству стали события 1905 г. Под их влиянием он написал свои первые корреспонденции в газету. Лучшие произведения Г. Д. Гребенщикова, которого называли сибирским Горьким, посвящены алтайской старине: «Ханство Батырбека», «Любава», романы «Чураевы», «В полях». В них он использует фольклорно-этнографический материал, глубокое знание быта и нравов старообрядцев, почерпнутые в поездках по Алтаю.

С Алтаем связано раннее творчество Вячеслава Яковлевича Шишкова (1873–1945). Здесь он пребывал с 1894 по 1915 г. Впечатления, полученные им во время экспедиций по Бие и при строительстве Чуйского тракта, отражены в его первых книгах – «Чуйские были» (1914) и «На Бие» (1914), в повестях: «Страшный кам» (1919), «Ватага» (1923).

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959). Водоворот Гражданской войны забросил в Бийск прапорщика В.В. Бианки, известного в то время под фамилией Белянина. С конца 1918 г. по сентябрь 1922 г. работал инструктором-краеведом в местном земстве, читал лекции по орнитологии, участвовал в работе Бийского общества любителей природы. Он принимал активное участие в создании зоологического отдела краеведческого музея, который в настоящее время носит его имя.

В те годы в местной газете «Алтай» частенько появлялись его заметки о природе, подписанные инициалами «В.Б.». Бийский период можно назвать переломным в жизни В. Бианки. По воспоминаниям его современников, он всегда восторженно отзывался о красоте Алтая.

Что вам известно о литературе алтайского края. Смотреть фото Что вам известно о литературе алтайского края. Смотреть картинку Что вам известно о литературе алтайского края. Картинка про Что вам известно о литературе алтайского края. Фото Что вам известно о литературе алтайского краяВ 1925 г. выходит первый сибирский исторический роман «Золотой клюв» Анны Александровны Караваевой (1893–1979). В 20-е годы прошлого столетия она жила в Барнауле, работала в партшколе и газете «Красный Алтай» (ныне «Алтайская правда»), активно участвовала в деятельности местного литобъединения. В 1921 г. в барнаульском сборнике «Сноп» был опубликован ее первый рассказ. История горнозаводского Алтая и событий того времени легли в основу одного из лучших ее произведений «Золотой клюв» («Повесть о дальних днях»). Барнаульскими впечатлениями навеяна и повесть «Лесозавод».

Сергей Павлович Залыгин (1913–2000). Детство и юность провел на Алтае, куда за революционную деятельность был сослан его отец. Личные наблюдения будущего писателя, накопленные им в период пребывания на алтайской земле, легли позднее в основу его крупных романов «Комиссия», «Соленая Падь», «После бури». Прототипом центрального персонажа «Соленой пади» – Ефрема Мещерякова – был Ефим Мамонтов, руководитель партизанской борьбы на Алтае против колчаковщины. В романе «После бури» можно легко узнать Барнаул 20-х годов XX в., улицы Песчаную, Алтайскую, здание вокзала и т. д.

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968). Будучи во время эвакуации в Алма-Ате, писатель приезжал в Барнаул для творческих встреч с А.Я. Таировым и коллективом возглавляемого им Московского камерного театра, для которого писал пьесу «Пока не остановится сердце» о борьбе советских людей с фашизмом.

Паустовский побывал также в Белокурихе на Шестой детской даче, где жили испанские дети, эвакуированные из «Артека», проездом дважды был в Бийске. «Барнаульские месяцы», как называл их сам Паустовский, а также время пребывания писателя в Белокурихе (зима 1942–1943 гг. и ранняя весна) были насыщены работой над пьесой, рассказами, романом «Дым отечества», события которого связаны с Алтайским краем. Встречи на нашей земле дали материал для таких рассказов писателя, как «Правая рука», «Спор в вагоне», «Приказ по военной школе» и др.

В 1938 г. был незаконно репрессирован и приговорен к 5 годам лагерного заключения, затем с 1944 по 1946 г. отбывал ссылку, работая строителем на Дальнем Востоке, в Алтайском крае и Караганде. Именно на Михайловской земле, в рабочем поселке Малиновое озеро, Н. Заболоцкий нес бремя исправительных работ.

Вопреки всем невзгодам, духовному голоду и болезням этот сильный духом, неординарный человек завершил поэтический перевод «Слова о полку Игореве». В голове складывались строки, позже ставшие стихотворениями. Алтай оставил в душе поэта неизгладимый след, а некоторые его поздние стихи – это воскресшие в памяти алтайские события и встречи. В 1946 г. вернулся в Москву.

Роберт Иванович Рождественский (1932–1994). Родился в с. Косиха Косихинского района Алтайского края. Имя Роберт ему дали в честь секретаря крайкома, легендарного Роберта Эйхе. Голос молодого поэта был услышан сразу, едва только журнал «Октябрь» в 1955 г. опубликовал его поэму «Моя любовь». Лучшими в творчестве Р.И. Рождественского стали поэмы «Реквием», «Письмо в тридцатый век», «210 шагов». В школьном музее с. Косиха хранятся фотографии поэта и книги с его автографами.

Что вам известно о литературе алтайского края. Смотреть фото Что вам известно о литературе алтайского края. Смотреть картинку Что вам известно о литературе алтайского края. Картинка про Что вам известно о литературе алтайского края. Фото Что вам известно о литературе алтайского краяВасилий Макарович Шукшин (1929-1974). С Алтаем неразрывно связано творчество выдающегося писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина. Он родился в с. Сростки Бийского района Алтайского края. В 1954 г. В. Шукшин поступил во ВГИК в мастерскую сценариста и режиссера М.И. Ромма. Еще в студенческие годы он попробовал себя в прозе. Ромм интересовался литературными опытами своего ученика и был первым, кто посоветовал ему печататься.

Дебют Шукшина-писателя состоялся в 1958 г. В журнале «Смена» появился его первый рассказ «Двое на телеге». Затем опубликованы другие рассказы в журналах «Октябрь» и «Новый мир». В 1963 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник его рассказов «Сельские жители», в 1965 г. в журнале «Сибирские огни» был опубликован первый роман «Любавины». При жизни В.М. Шукшина было издано 5 сборников рассказов («Сельские жители», «Там, вдали», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне»), 2 романа («Любавины», «Я пришел дать вам волю»), 2 повести для театра («Энергичные люди», «А поутру они проснулись»). Творчество В.М. Шукшина неотделимо от Алтая, который служил ему источником вдохновения. Именно Алтай подарил сюжеты прекрасных рассказов, часть из которых легла в основу киносценариев его будущих фильмов. Он снял шесть авторских фильмов, включая дипломную работу «Из Лебяжьего сообщают»: «Живет такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1969), «Печки-лавочки» (1972), «Калина красная» (1974). За 15 лет творческой деятельности Шукшин снялся в 20 фильмах («Тихий Дон», «Два Федора», «Золотой эшелон», «Простая история» и др.).

Традиционными в крае стали ежегодные Шукшинские чтения. В 2006 г. отмечали 30-летие со дня проведения первых чтений в с. Сростки на горе Пикет, откуда открывается необыкновенной красоты панорама поймы реки Катунь и предгорий Алтая. Главным событием третьих чтений стало открытие мемориального дома-музея В.М. Шукшина. С 1986 г. Шукшинские чтения проводятся в рамках краевой акции «Шукшинские дни на Алтае», которые открываются в Барнауле, проходят в Бийске и завершаются большим фольклорным праздником в с. Сростки. В программе дней – встречи с писателями, научные конференции, круглые столы, открытие выставок, фольклорный фестиваль, выступление народных театров. В 1999 г., в год 70-летия В.М. Шукшина, было объявлено о присвоении Шукшинским дням статуса Всероссийских. В 2004 г. в честь 75-летия со дня рождения В.М. Шукшина был открыт памятник писателю, установленный на горе Пикет. Автор скульптуры – народный художник РФ В.М. Клыков.

Источник

Алтайская литература. Взгляд сквозь столетия

Алтайская литература имеет богатые фольклорные и письменные традиции. Выделяют четыре основных периода ее развития: древнетюркский, охватывающий с VI по XII век, тюрко-монгольский – с XIII по XVIII век, литература второй половины XIX – начала XX веков и современный, XX – XXI века.

Древнетюркские литературные памятники, найденные на каменных плитах на берегу реки Орхон (Монголия) и в долине Енисея, учёные именуют орхоноенисейскими. Они посвящены прославлению исторических личностей и в жанровом отношении являются историко-героическими поэмами.
Стиль древнетюркской поэзии, как показали исследования известного алтайского фольклориста и литературоведа Сазона Самойловича Суразакова, близок к алтайскому фольклору, особенно к его героическим сказаниям. Поэтика древнейших образцов алтайского эпоса позволяет определить его как устную литературу.
В тюрко-монгольский период литература, по выражению выдающегося тюрколога Николая Александровича Баскакова, существовала в устном и письменном виде. Алтайские племена на протяжении пяти веков находились в составе Золотой Орды, где бытовало монгольское письмо – тодо бичик, была известна тибетская грамота. Но поскольку большая часть населения оставалась неграмотной, словесное творчество развивалось в устной форме по образцу древнетюркской литературы. Науке известны поэтические изречения алтайского предсказателя Боора, проучившегося в Тибете 18 лет, высказывания исторических личностей Шуну, Амыр-Саана. Яркое свидетельство существования устной литературы – историческое предание «Сыновья Солтона», посвящённое родословной рода кара майман. На территории республики найдены буддийские трактаты, тексты на языке тодо бичик.
После падения Джунгарского ханства предки нынешних алтайцев, проживавшие на его территории, из-за нежелания потерять свою этническую самостоятельность стали подвергаться почти тотальному истреблению. В 50-х годах XVIII века они обратились к русской императрице Елизавете Петровне с просьбой принять их в российское подданство. Эта просьба в 1756 году была удовлетворена. С этого времени развитие национального самосознания, этнополитическая, образовательно-культурная организация жизни субэтносов, позже объединённых под единым названием, пошли по пути, характерному для многих малочисленных народов сначала царской России, а потом Советского государства.
Во второй половине XIX – начала XX веков возникли условия для перехода литературы в письменную форму, был создан алфавит, что позволило графически фиксировать словесные произведения. В этот период на алтайский язык миссионерами Алтайской духовной миссии были переведены тексты из Священного Писания, молитвы, христианские заповеди.
Одним из основоположников алтайской художественной литературы по праву считается Михаил Васильевич Чевалков. В его творчестве есть автобиографическая повесть «Жизнь Чевалкова» (1860), жанр которой восходит к традициям написания родословной по обычаю тюрков. Жанр путевых заметок развили И.М. Штыгашев и Г.И. Чорос-Гуркин.
Григорий Иванович вписал в мировое художественное пространство мифопоэтический образ Алтая (Хан Алтай), ставший базовым компонентом всей последующей литературы Горного Алтая.
Литературный процесс в Горном Алтае активизировался в 1922 году, когда после постановления ВЦИК «Об образовании Ойротской автономной области» стали выходить первые газеты – «Ойротский край» (на русском языке) и «Кызыл Ойрот» (на алтайском языке).

Золотую снял узду,
В воздухе её потряс –
Золотой раздался звон.
Этим звоном привлечён
Крапчатый, в полоску конь,
Две передние ноги
Весело вперёд бросая,
Задними пускаясь в пляс,
Рысью прибежал тотчас.
Золотой уздой звеня,
Богатырь взнуздал коня,
Спину конскую погладил,
Чище чтоб она была,
Белый наложил потник,
Бронзовое в два крыла
На спине седло приладил
И стянул на конском брюхе
Ровно пятьдесят подпруг.
На плечо свой золотой
Он повесил самострел…

Мой Алтай голубой, здесь вдали от тебя я скучаю.
Здесь и цветы не те, и трава другая, и деревья здесь не родные мне.
Нет высоких гор, нет гремучих ручьёв,
нет и быстрых светлых рек,
шумно стекающих в изумрудные воды Катуни.
Ой, мне скучно здесь, дорогой Алтай.
Здесь всё чуждо мне и природа, и люди.
Пусть они устраивают политику, охрану страны и суд,
а мне, как художнику, – одна дорога и труд:
быть изобразителем красоты твоей, великий Хан Алтай.
ни политически-общественными делами,
ни кабинетно-деловыми заниматься
и быть полезным в силу своей усталости не могу.
А потому один выход – ехать домой на Алтай
изучать его искусство, служить которому я должен.
Хочется отдыхать на лоне природы – с тобой, Катунь!

Это стихотворение в прозе художник и поэт написал в 1918 году, находясь в Томске, куда он был вызван для участия в заседаниях областной Думы.
Создание Горно-Алтайского отделения Союза писателей СССР в 1959 году ознаменовало начало качественно нового, профессионального этапа в развитии алтайской литературы. Это период активного включения алтайских писателей в литературно-художественную жизнь страны. В литературно-художественном альманахе «В горах Алтая» (впоследствии «Эл Алтай») печатаются литературные новинки алтайских писателей, отзывы, рецензии критиков-литературоведов и читателей.
Наряду с писателями-фронтовиками А.Ф. Саруевой, С.С. Суразаковым, И.П. Кочеевым, И.В. Шодоевым в это время публикуются первые алтайские выпускники Литературного института им. М. Горького А. Адаров, Л. Кокышев, Э. Палкин, Б. Укачин и другие. Молодые писатели внесли в литературу Горного Алтая дух «шестидесятничества», чем заметно её обогатили.
Наибольшего расцвета во второй половине ХХ века достигла алтайская лирика, которую в тот период отличало пристальное внимание к духовному миру человека. Перенимая опыт русской литературы, алтайские поэты освоили почти все жанры, в том числе редко практиковавшиеся ранее романсы, стансы, сонеты, пародии и т.д. Алтайская лирика развивалась в едином русле советской многонациональной поэзии. Основная её тематика: родная земля и её люди, человек и природа, вечные вопросы философии. Интересны размышления поэтов о времени и судьбах алтайского народа. В 60 – 70-е годы наряду с вышеперечисленными поэтами – выпускниками Московского Литературного института писали свои стихи Ш. Шатинов, В. Самыков. Несколько позже к разряду ведущих поэтов Алтая добавились имена Б. Суркашева, Б. Бедюрова и других.
Заметный след как литературовед и русскоязычный поэт оставил Г. Кондаков. Синтез славянского и алтайского архетипов позволил ему создать выразительный образ Алтая как особого духовного пространства. Среди горно-алтайских «шестидесятников» романтической направленностью отличался А. Эдоков.
В рамках мероприятий празднования 50-летия СССР в Горно-Алтайске начиная с мая 1972-го на протяжении почти полугода проходили Дни советской литературы, значительно обогатившие читательские представления о современном литературном процессе и активизировавшие литературно-критическую деятельность. Были написаны статьи Г. Кондакова, В. Чичинова, М. Измайлова. Усилилось внимание к творчеству начинающих поэтов. Создалось литературное объединение «Синегория», в которое в разные годы входили С. Демидов, А. Жуков, С. Макитов, Л. Мельтенисова, И. Романов, Л. Смирнова, Э. Тоюшев, И. Шинжин и другие. Заявила о себе женская лирика – А. Кивериной, Н. Писаревой, Л. Зайцевой.
Поколение поэтов, вошедших в литературу в 1980-е (К. Кошев, Б. Самыков, К. Тепуков, Д. Белеков, Б. Бурмалов, Г. Елемова, С. Сартакова и другие), тяготело к поиску собственных корней, продолжению национально-поэтических традиций, осмыслению места человека в жизни. Переводы их стихов публиковались в сборнике «Когда цветёт маральник» 1985 года.
В 1986-м начал выходить литературно-художественный и общественно-политический журнал «Эл Алтай», ставивший задачу расширить интеграционные процессы в литературе региона. В то десятилетие появились новые имена в русской лирике: Н. Балакирева, О. Бондарчук, Ю. Гаев. Характерное для литературы Горного Алтая противостояние общественно-публицистических и индивидуально-лирических линий в поэзии снимает творчество В. Куницына с выходом его первого авторского сборника «Ангаков камень» (1988 г.).

Я на камнях читаю имена.
Стою один, задумчиво мечтая:
Быть может, и моя строка простая
Не пропадёт, пройдёт сквозь времена?

Но как постигнуть истину до дна?
А вдруг надежда – ложная, пустая?
Откроется ли тайна золотая?
Тут помощь Бога, может быть, нужна.

Тут бесполезны мудрецов уроки.
Уже суровые подходят строки.
Уже в горах повеяло зимой.

Крепись, народ мой! И не падай духом.
Будь чуток сердцем, а не только слухом.
Услышь в напевах сердца голос мой!

Я в тайге алтайской пробудился.
Проступал сквозь ветки свет зари.
Горный гребень высился, гордился.
От любви стонали глухари.

Я в тайге алтайской пробудился,
Свежесть рос вдохнул в родном краю,
Как с другой планеты воротился
Вновь на землю милую мою…

Предзимье. Предсугробье. День погож.
Он с семицветной радугою схож.
Шуршит листва с необъяснимой грустью.
Быть может, Бог и нам грехи отпустит…

Подготовил Сергей ТАНЗЫКОВ.
(При подготовке материала использовались статьи из научных изданий «Краткая энциклопедия Республики Алтай», 2010 г., «Алтайская литература», 2004 г.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *