Что вам известно о музыке как об отдельном виде искусства
Гипотезы происхождения музыкального искусства
Аннотация: В статье рассматриваются гипотезы происхождения музыкального искусства. Рассмотрены некоторые теории происхождения музыки. Описаны истоки формирования музыкального искусства.
Ключевые слова: музыкальное искусство, происхождение, теория, музыка, гипотезы.
Социологические исследования показывают, что в современной среде музыкальное искусство все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений людей. Оно способно формировать психический и моральный облик личности, оказывать влияние на мировоззрение, ценностные ориентации и идеалы, развивать вкусы и творческий потенциал, без которых невозможно дальнейшее движение в обществе открытого типа.
Музыка не могла возникнуть сразу и из ничего. Она формировалась на протяжении длительного времени из таких форм человеческой коммуникации, которые не были музыкой, но формировали в себе некоторые её признаки и компоненты. То есть, это была уже музыка и вместе с тем не музыка. Музыка была моментом, аспектом трудового, обрядового, комплексного художественного акта. [2]
Истоки доисторической музыки – устные традиции. В дальнейшем устные музыкальные формы стали называть фольклором. Здесь же, возникли и первые музыкальные инструменты.
После изучения музыки у разных народов, первейших истоков фольклора древнейших племён, было выдвинуто несколько научных гипотез, поясняющих происхождение музыки. Согласно версии одной из них, музыка как вид искусства возникла на основе танца, опирающегося на ритм. Подтверждают эту теорию культура Африки, Азии и Латинской Америки. Так, например, в африканской и латиноамериканской музыке ритм зачастую преобладает над мелодией, имеет ярко выраженный характер. В любом случае, без ритма музыки не бывает (она может быть даже без мелодии, но не без ритмической основы. [4]
По другой гипотезе господство также отдается ритму, лежавшему в основе возникновения музыки. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов. [5]
Заключительная же считается результатом трудовой деятельности человека в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.
Эволюционная теория Ч. Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания, наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как элемент брачного соперничества самцов, по аналогии с пением птиц. Преимущество в сфере продолжения рода получал не только самый сильный, но и самый голосистый. То есть истоки музыки следует искать в звуко-интонационном конкурсе мужской части племени. [6]
Теория доречевого происхождения музыки говорит о том, что она возникла в попытках разработки еще не развившейся речи, состоящей из плавных звуковых переходов, подъемов и подвываний. (К. Штумпф, В. Гошовский) Первобытным людям нужно было привлечь внимание, предупредить об опасности, подать условный сигнал, что привело к выработке способности фиксации звука на одной высоте, определенным интервалам между тонами, выработке умения создавать более благозвучные сочетания, повторять короткие мотивы. Средством звучания был голос и подручный инструмент. Ритм помогал выделить значимые тоны, размечал цензуры, способствовал формированию ладов. [8]
Каковы бы ни были конкретные пути формирования музыки, ясно, что она возникала в рамках предшествующих ей целостных художественных образований. Тем самым определяется, что с самого начала своего бытования музыка существовала не просто в системе искусств, а в рамках единого нерасчлененного искусства, которое, в свою очередь, было включено в целостные жизненные комплексы и не выделялось из совокупного жизненного процесса.
1. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет
4. Веллашек К. Примитивная музыка: изучение истоков и развития музыки, песен, музыкальных инструментов, танца и пантомимы у первобытных рас.
6. Дарвин, Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь / Ч. Дарвин.— Санкт-Петербург: Наука, 1991.
Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.
День искусства в средней группе В дни зимних каникул в нашей группе проводятся тематические дни. Хочу предложить вашему вниманию день искусства. Утро. Дети находят в.
Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.
Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.
Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка «Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара» ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.
Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.
Подарок и краткая история его происхождения! Хочу поделиться с вами радостью!Я давно и безумно хотела собаку!И хотела именно Шарпея, и именно мальчика шоколадного окраса!Вот такая можно.
Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.
Презентация «Театр как вид искусства» для дошкольников Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию.
Уроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.
Музыка – как вид искусства.
Видов искусства огромное множество и все они по особому воздействуют на человека. С раннего детства музыка оказывает воздействие на ребёнка. Ещё будучи в утробе матери, ребёнок приобщается к музыке, которую слушает мать, эта музыка влияет на самочувствие и развитие ребенка. Музыка является одним из самых действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует тонкие вкусы к прекрасному. Уже давно доказано, что основы музыкальной культуры закладываются в дошкольном возрасте. Возраст до школы является той благодатной почвой, в которую упадёт и прорастёт семя музыкальной культуры. Как раз в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, и это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.
В школе одним из основных средств музыкального воспитания является пение. Оно является наиболее близким и доступным для детей видом творчества. Дети с радостью поют. Через исполнение песен, дети учатся воспринимать музыку, эмоционально выражать свои переживания и чувства. Содержание песни помогает им понять музыку и даёт возможность быстрее усвоить мелодию. Мелодию с голоса преподавателя дети воспринимают очень легко. Профессиональное исполнение песни педагогом внушает уверенность в силы и возможности детей, что со временем они тоже смогут красиво исполнять песни. Благодаря пению у детей развиваются музыкальные способности: слух, чувство ритма. Пение играет огромную роль в развитии речи.
Высказывания великих людей о музыке и других видах искусства.
Я (администратор этого сайта) подумал, что если вы уже посмотрели цитаты, прикрепленные к каждому из немногих жанров, то вам будет интересно посмотреть больше цитат великих людей о музыке и об искусстве в целом. Здесь собраны самые простые и понятные из цитат.
Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон.
Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.
Аристотель.
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель.
Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их на свои крылья.
Анатолий Васильевич Луначарский.
Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, — жива.
Анатолий Васильевич Луначарский.
Музыки вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую принято считать за общечеловеческую, все-таки национальная.
Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Для меня словосочетание «человек и песня» звучит как «человек и воздух». Если воздуха не хватает, человек задыхается.
Михаил Аркадьевич Светлов.
Мелодия — душа всего… Без мысли нет поэта, без мелодии — музыки.
Владимир Васильевич Стасов.
Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа, с его историческим развитием.
Владимир Васильевич Стасов.
Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
Владимир Васильевич Стасов.
Музыка — высшее в мире искусство.
Лев Николаевич Толстой.
Музыка заставляет меня забыть себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение; мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу… Она, музыка, сразу непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку. Я сливаюсь с ним душою и вместе с ним переношусь из одного состояния в другое.
Лев Николаевич Толстой.
Музыка — это стенография чувств.
Лев Николаевич Толстой.
Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление.
Антон Павлович Чехов.
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Мелодия — это мысль, это движение, это душа музыкального произведения.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
Василий Александрович Сухомлинский.
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств.
Василий Александрович Сухомлинский.
Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана.
Морис Жозеф Равель.
Музыка для меня та же поэзия и из всех видов поэзии глубже всех захватывающая.
Ромен Роллан.
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.
Ромен Роллан.
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Ромен Роллан.
Не существовало эпох, совсем незнакомых с музыкой.
Ромен Роллан.
Одна нота не делает мелодии, нужны различия. Нужны даже несогласия… Прелесть мелодии рождается из сочетания несходства.
Жан Анри Фабр.
Мелодия есть вид тавтологии, она замкнута в себе, она довольствуется собой.
Людвиг Витгенштейн.
Мелодия не есть смесь звуков, как считают все те, кто не одарен музыкально.
Людвиг Витгенштейн.
Нет ни в какой пустыне орды, у которой не было бы песен.
Густав Густавович Шпет.
Подобно тому, как гимнастика способствует до известной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу.
Аристотель.
Из всех наук и искусств всех древнее музыка.
Квинтилиан.
Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи.
Сюнь-цзы.
Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека.
Мартин Лютер.
Тот, кто не получает удовольствия от музыки, создан без гармонии.
Джозеффо Царлино.
Музыка глушит печаль.
Уильям Шекспир.
Музыка ужасна, когда ни такта в ней, ни меры нет.
Уильям Шекспир.
Цель музыки — трогать сердца.
Иоганн Себастьян Бах.
Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
Жан Жак Руссо.
Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.
Кристоф Виллибальд Глюк.
Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
Вольфганг Амадей Моцарт.
Вся прелесть музыки — в мелодии.
Йозеф Гайдн.
Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни.
Бертольд Ауэрбах.
Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах.
Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
Людвиг ван Бетховен.
Музыка — народная потребность.
Людвиг ван Бетховен.
Музыка — посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Людвиг ван Бетховен.
Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия.
Людвиг ван Бетховен.
Мелодия — единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.
Рихард Вагнер.
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Рихард Вагнер.
Музыка — истинная всеобщая человеческая речь.
Карл Юлиус Вебер.
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Иоганн Вольфганг Гёте.
Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку.
Иоганн Вольфганг Гёте.
Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник там, где речь умолкает.
Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Из всех искусств музыка — самое человечное и распространенное.
Жан Поль.
Музыка — поэзия воздуха.
Жан Поль.
Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают.
Владимир Федорович Одоевский.
Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть.
Владимир Федорович Одоевский.
Музыка — это язык души; это область чувств и настроений; это — в звуках выраженная жизнь души.
Александр Николаевич Серов.
Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Иван Сергеевич Тургенев.
В художнике безусловная правда не в банальном, протокольном смысле, а в высшем, открывающем нам какие-то неведомые горизонты, какие-то недосягаемые сферы, куда только музыка способна проникнуть.
Петр Ильич Чайковский.
Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности.
Петр Ильич Чайковский.
Музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит свое, на общую пользу.
Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей.
Петр Ильич Чайковский.
Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.
Музыка выражает то, что мы не можем сказать и то, о чем невозможно молчать.
Музыка как искусство
Музыка как особый вид творческой деятельности, художественное содержание которой связано с определенными историческими, мировоззренческими, национальными и эстетическими идеалами времени, а также с личностью создателя. Искусство слухового впечатления.
Рубрика | Музыка |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.06.2012 |
Размер файла | 31,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
музыка творческий эстетический искусство
Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать такими свойствами, как определенная высота (звук природы может не иметь одного основного тона), длительность, громкость и тембр.
Спор о природе и содержании искусства вообще между сторонниками материалистической и идеалистической эстетик особенно затруднителен по отношению к музыке, т.к. музыка из всех искусств, быть может, самое эфемерное создание. Смысл и содержание музыкального творения больше, чем «чистая форма», но творение это и не сводимо к жизненным проявлениям, аналогам жизненных ситуаций, к человеческим эмоциям, хотя опосредованно связано с действительностью.
Однако в музыкальном искусстве присутствует различная степень конкретизации содержания. Прежде всего, в т.н. синтетических жанрах (опера, балет), в музыке со словом (хоровые и вокальные жанры), а также в таком роде произведений, которые называются программной музыкой. В них есть аналогия жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом или с идеей, эмоциональным настроем.
Особенности музыки как искусства слухового впечатления
а) прямое психофизиологическое воздействие звуков музыки;
б) сложноопосредованные эмоциональные связи, складывающиеся в жизненной практике, в процессе восприятия музыки;
в) предметно-эмоциональные ассоциативные связи, которые также складываются в жизненной практике человека.
Таким образом, возникшие в процессе восприятия музыки ассоциативные представления (зрительные, слуховые, комплексные и т.д.), становятся эмоционально окрашенными образами (М.П. Блинова, А.Г. Костюк, В.Д. Остроменский, Г.Н. Кечхуашвили и др.).
Следовательно, «в механизме воздействия музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее в воздействии музыки, как и других произведений искусства, заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому, что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций (переживаний), мыслей». При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки.
Индивидуальные свойства воздействия музыки основаны, прежде всего, на некоторых особенностях слуховых впечатлений по сравнению, например, с впечатлениями зрительными. Экспериментальным путем установлено, что слух приносит приблизительно в 30 раз меньшее количество прямой информации о внешнем мире, чем зрение. Однако психофизиологическое воздействие звуковой среды много сильнее, чем оптической, так как в структуре биологического развития человека она занимает специфическое место, господствующее при восприятии речи, музыки и других сложных звуковых сигналов (НО). Активность зрительных впечатлений слабее слуховых, так как последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающих звук./На преимуществах воздействия звуковой сигнализации основаны особенности влияния музыки, связывающие музыку с речью, которая также в первую очередь обращена к органам слуха.
В настоящее время в науке имеется достаточно свидетельств, подтверждающих влияние музыки на речь. О взаимосвязи первой и второй сигнальных систем в процессе восприятия музыки и о доминирующей роли второй психологи высказывались неоднократно. В отечественной психолингвистике речевые функции в условиях преходящего угнетения правого и левого полушарий мозга изложены в работах А.Я. Балонова, В.Л. Деглина, Т.В.Черниговской и др. При поочередном отключении на музыкальном фоне правого и левого полушарий мозга (в патологии) зафиксированы следующие явления: при временной «нетрудоспособности» левого полушария опознание предметных звуков и мелодий не оживляет обычно спаянных с ними словесных ассоциаций, испытуемые не только не могли назвать услышанную песню, но и вспомнить слова, относящиеся к ней, хотя до эксперимента знали и мелодию, и текст. На основе данного наблюдения ученые делают важный для нас вывод о взаимосвязи правого и левого полушарий в процессе опознавания музыкальных образов и предметных звуков: правое их распознает, левое обеспечивает их словесную символизацию, а также организует понимание речи, ее экспрессивную окраску и словесную память. При отключении правого полушария обедняются словесные формулировки, описывающие интонационные оттенки речи; увеличивается время, необходимое для опознания и называния интонаций. Однако его отключение не сказывается на словарном запасе в целом, за исключением некоторого снижения разнообразия словесных определений, опознанных интонацией.
Отключение левого полушария ведет к оскудению словарного запаса. Попутно исследователям удалось установить, что словесная функция левого полушария направляется и активизируется той чувственной, образной информацией, которую поставляет ему правое полушарие. Это позволяет предположить, что содержательность, образность и интонирование собственной речи в большей степени зависит от правого полушария, которое под воздействием музыки «раскрашивает» речь экспрессией, одновременно регулируя избыточную активность речевых центров.
Темп и ритм, выражающие скорость чередования музыкальных фраз, как правило, соотносятся слушателем с частотой дыхания. При этом влияние метроритмической организации музыки проявляется двояко: «учащение пульсации фраз приводит к нарастанию возбужденности, а укрупнение фраз к успокоению», так как «почти каждая эмоция обладает свойственным ей типом дыхания». Ритмическая организация музыкальной ткани, т.е. временное членение, организует и ритм восприятия, чья интенсивность находится у него в зависимости. Музыка воздействует на вегетативную систему в целом, изменяя ритмы сердечной деятельности (В.С. Мархасин, В.М. Цеханский). И в этом влиянии не предусматривается ничего необычного: физиологи, психологи и нейрохирурги давно заметили, что, например, при совершении движения расширение сосудов в мышце несколько предшествует самому движению и, следовательно, определяется не изменением в мышце, а мысленным решением совершить действие (ЮЗ).
Художественные, в том числе музыкальные ассоциации присваиваются с детских лет наряду с овладением словесными обозначениями интонаций, звуков, настроений и чувств, поэтому в процессе длительного общения с музыкой возникают рефлекторные дуги, связывающие музыкальную информацию и слова, на которые эта информация «переводится». Происходит закрепление ассоциативных музыкально-речевых связей в форме условного рефлекса. При последующем восприятии схожей музыкальной формы, т.е. имеющей знакомые выразительно-изобразительные средства, ритмическую организацию и т.п., слова-«сигналы» актуализируются, и человек определяет лексическими средствами известные компоненты музыкального образа, свои эмоции и чувства, ассоциативные представления. Таким образом, воспитание способности к ассоциативному мышлению, сама ассоциирующая деятельность в процессе восприятия музыки становится могучим фактором учебной деятельности (В. Тасалов), помогающая ученику, у которого восприятие искусства носит конкретно-образный характер, правильно воспринять и осмыслить содержание учебного материала.
При изучении учебной литературы по детской и возрастной психологии выяснилось, что особое внимание психологов и педагогов вызывает проблема соотношения обучения и развития, с одной стороны, и связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоции), с другой. Учитывая единство процессов обучения и развития (С.Л. Рубинштейн), действие которого обязательно в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения, имеет основание для рассмотрения возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в аспекте проблемы исследования.
Определение основных тенденций в развитии психических процессов в дошкольном возрасте способствовало тому, что произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия. В исследовании Н.Н. Поддъякова прослежено возникновение ориентировочных действий у детей. Только в тех случаях, когда пробовательное действие приводит к результату, ребенок осуществляет исполнительное действие.
Какие методы ни были найдены, завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать “непосвященных” схоластической премудростью.
Музыка, как один из видов искусства, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Она, непосредственно обращаясь к чувствам, вызывает независимые от воли человека, глубокие эмоциональные реакции. Музыка отражает определенные жизненные моменты и создает особое отношение к ним. Музыкальное искусство пользуется языком звуков, содержание ее составляет внутренний мир человека, его переживания, чувства. Выразительность музыки, сила ее огромного воздействия основана на активности слуховых впечатлений, на тесной связи с речью, являющейся основным средством общения людей. Полнота художественного восприятия зависит от уровня художественного развития человека. У девиантных и делинквентных подростков этот уровень довольно низок. Музыкальное образование и воспитание предполагает открытие эмоционально-личностных возможностей учащихся, их духовное становление. Музыка несет воспитывающее начало, поэтому использование музыки в целях оздоровления души и тела имеет тысячелетнюю историю.
Музыкальная педагогика считает, что музыка, основанная на классических и народных традициях, всегда стремится воплотить этико-эстетический идеал, пробудить в человеке добрые чувства.
Д.Д.Шостакович писал: “Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспитывающего злобу, ненависть, разбой. Может такие и создавались, но они бесследно исчезали, так как не могли быть большим искусством. Люди хранят в своей памяти только то, что помогает в борьбе за лучший мир”.
Музыкальное искусство, глубоко проникая в эмоциональную сферу, призвано осуществить связь души ребенка со смыслом окружающей жизни. Задача педагога помочь ему в этом.
Глава 2. Отличие музыки от других видов искусств
Платон (5-4 век до нашей эры) относил музыку к разряду этики. Он считал, что музыка оказывает очень сильное моральное воздействие на слушателей, а потому нужно подвергать ее очень строгой цензуре, чтобы нравственные устои слушателей случайно не пострадали по вине недобропорядочных музыкантов. Он считал, что чем музыка проще, тем лучше. Сложная музыка никуда не годится, потому что вызывает у людей депрессию и нервные расстройства.
Согласно христианской доктрине, музыка должна быть подчинена словам, мелодия в церковной музыке использовалась для акцентирования текста.
Начиная с 17 века пробудился интерес ученых к музыке. Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) пытался связать музыку с движением планет.
Рене Декарт (1596-1650) видел основу музыки в математике. Иммануил Кант (1724-1804) ставил музыку на нижнюю ступень в иерархии видов искусства по той причине, что она лишена слов. Бессловесность музыки по Канту делает ее развлекательной, но бесполезной для высокой культуры. Но в сочетании с поэзией она, конечно, может иметь смысл.
Гегель утверждал, что музыка, в отличие от других видов искусства, не существует объективно, независимо от слушателя, и реализуется только тогда, когда ее кто-то слышит.
В 19-м веке о музыке, наконец, стали говорить сами композиторы и исполнители. Тон в музыкальной критике стали задавать Шуманн, Берлиоз и Лист.
При всем при том, в нашем мире практически полностью отсутствует музыка любви: чмокающие и хлюпающие звуки считаются музыкально неэстетичными. Заметьте, что в живописи обнаженное тело выступает образцом эстетики, но музыкальное воспроизведение звуков, издаваемых этим телом, недопустимо никакими канонами. Я имею в виду, разумеется, не голос, а непроизвольные звуки: храп, отрыгивание, испускание газов и так далее.
Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,
Способны на грабеж, измену, хитрость,
Темны, как ночь, души его движенья
И чувства все угрюмы, как Эреб;
Чтобы рассеять возможное непонимание, замечу, что этим миром, может быть все что угодно: маскарад в Рио-де-Жанейро, похороны в Венеции, завтрак в Арктике, двое влюбленных в саду на лавочке, внутренний мир отдельно взятого человека, безжизненный (или наооборот) Марс, люди, чувства, фантазии, города, реки, страны…
Музыка, не касаясь идей, будучи совершенно независима и от мира явлений, совершенно игнорируя его, могла бы до известной степени существовать, даже если бы мира не было вовсе, чего о других искусствах сказать нельзя. Отличие музыки от других видов искусства состоит в том, что если последние лишь изображают, передают идею, то музыка сама есть Идея.
Человек создал множество культурных ценностей за время своего существования. Многие из этих видов искусств являются мировыми и общеизвестными, другие же мало признаны, новаторски, что отнюдь не убавляет их ценность как вид искусства. Человек славен своим богатым внутренним миром. Способы его проявления весьма разнообразны. Это могут быть и картины, и прекрасные скульптуры, это могут быть замечательные книги и стихотворения. Но ничто не может сравниться с таким видом искусством как музыка. Музыка с самых древних времён являлась символом той или иной народности. Сочиняя музыку и песни, каждая народность привносила что-то новое, уникальное, тем самым закрепляя своё имя в истории. Музыка разновидна как ни что другое в мире. В нашем обществе существует множество разновидностей музыки, что говорит о бескрайнем воображении и таланте человека. Музыка как искусство имеет крайне широкую и разнообразную историю. Количество всевозможных исполнений и музыкальных инструментов исчисляется сотнями. Музыка продолжает развиваться и по сей день. С каждым новым исполнителем музыка, как вид искусства приобретает что-то новое, что-то значимое.
Размещено на www.allbest.ru
Подобные документы
реферат [45,1 K], добавлен 15.05.2003
реферат [1015,0 K], добавлен 26.01.2010
Музыка античной эпохи в Греции, ее роль в общественной и личной жизни. Струнные щипковые и духовые инструменты древних греков. Теория музыки Пифагора. Музыкальное искусство древнего Египта. Понятие о музыкальных интервалах, их разновидности и обращение.
реферат [278,9 K], добавлен 14.01.2010
Классификация основных жанров музыки: народного, профессионального композиторского и традиционного. Песенная культура, инструментальная музыка и современное композиторское творчество казахского народа. Поэтические традиции, эпос и искусство айтыса.
презентация [371,2 K], добавлен 13.10.2013
Формирование музыки как вида искусства. Исторические стадии становления музыки. История становления музыки в театрализованных представлениях. Понятие «музыкальный жанр». Драматургические функции музыки и основные виды музыкальных характеристик.
реферат [31,6 K], добавлен 23.05.2015
Музыка как вид искусства. Тональная мажоро-минорная система. Понимание звука как строительного материала музыки. Звук-абсолют в восточной традиции дзенского искусства. Семь ступеней звукоряда. Внутренние процессы, протекающие в спектре одного звука.
статья [22,6 K], добавлен 24.07.2013
Периоды развития музыкального искусства и его жанров. Творческий гений М.И. Глинки. Развитие хоровой и камерной музыки. Вершины музыкального романтизма, творчество П.И. Чайковского. Новое направление в русской духовной музыке, «мистерия» А.Н. Скрябина.
реферат [38,1 K], добавлен 04.10.2009