Что вам известно о техногенных авариях
19 крупнейших техногенных катастроф мира
Разлив топлива в Норильске заставляет нас вспомнить о других техногенных катастрофах, которые привели либо к массовым человеческим жертвам, либо к масштабным экологическим бедствиям. Для того чтобы природа смогла очиститься от причиненного ущерба, порой требуются десятки, а то и сотни лет.
История знает немало катастроф, непосредственно в момент которых было не так уж много погибших. Однако их воздействие на окружающую среду действительно можно считать катастрофическим, и порой даже представить невозможно, как же минимизировать этот ущерб. Именно к таким ЧП можно отнести проблемы на АЭС.
Авария на Чернобыльской АЭС
Взрыв АЭС на Фукусиме
По поводу причин аварии на фукусимской АЭС до сих пор идут дискуссии. Есть предположение, что ее изначально расположили слишком близко к воде и горам, что привело к чрезмерным рискам повреждения из-за цунами и землетрясений. Так и произошло. 9-балльное землетрясение и последовавшее затем цунами лишили ядерную установку электроснабжения, а следовательно, и возможности охлаждать реакторы, что привело к их взрыву и затем к пожарам. Эвакуированы более 200 тыс. человек. Радиоактивному заражению подверглась гигантская территория, а зараженная вода до сих пор выливается в мировой океан.
В большинстве других случаев крупнейших техногенных катастроф среди основных причин также обычно были человеческий фактор, недостатки технологических решений, халатность, устаревшее оборудование, непродуманная экономия. Часто к этому добавляется и природный фактор – наводнения, землетрясения, лавины и т.д. Рассмотрим некоторые из самых громких катастроф.
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon
Одна из тяжелейших экологических катастроф. Предполагается, что к ней привела целая цепочка нарушений, что являлось следствием погони компании BP за прибылью с полным пренебрежением правилами техники безопасности. В частности, была нарушена технология цементирования скважины, что привело к взрыву буровой установки, пожару на платформе и колоссальному разливу нефти.
После того, как платформа затонула, из открытой скважины в течение 152 дней беспрепятственно вытекала нефть. Океану и прибрежным районам Мексиканского залива был нанесен непоправимый ущерб, поскольку в воду попали не менее 5 млн. баррелей нефти.
Взрыв на заводе по производству удобрений в городе Уэст
Разлив патоки в Бостоне
На заводе Purity Distilling Company, который занимался производством спиртного, накануне введения «сухого закона» усиленно производили в запас алкоголь. Как предполагается, именно из-за повышенных нагрузок лопнули стенки металлического резервуара объемом 8,7 тыс. кубометров, который под завязку был заполнен мелассой (патокой). Ее поток высотой до 2 метров хлынул на улицы Бостона.
Напор вязкой липкой жижи был настолько мощный, что сдвинул с места грузовой состав. Многие здания были затоплены на высоту до метра. Очистка города от патоки проводилась в течение нескольких месяцев.
Взрыв на химзаводе Phillips
На химзаводе Phillips Petroleum Company в Пасадене (штат Техас) на клапанах гигантского бака с газом случайно закрыли воздуховоды, хотя в диспетчерской это не отражалось. В итоге образовалось облако пара, которое от случайно искры взорвалось. Из-за этого сдетонировали еще несколько баков. Сила взрыва была такова, что специалисты зарегистрировали колебания почвы в 3,5 баллам по шкале Рихтера, а осколки разлетелись в радиусе почти 10 км.
Взрыв на фабрике в Энсхеде
Фабрика по изготовлению пиротехники S.F. Fireworks в свое время была построена за окраинами голландского города Энсхеде (Enshede), однако постепенно город разрастался, и в итоге предприятие оказалось, по сути, посреди плотной жилой застройки. В результате случайного возрогания в одном из цехов огонь перекинулся на два заполненных контейнеров с фейерверками, которые незаконно находились на территории. Огонь стремительно распространился на всю фабрику, что привело к масштабном взрыву, звук которого был слышен на расстоянии более 30 км. Практически выгорел и был разрушен городской район Ромбек.
Разлив раскаленной стали на заводе Qinghe Special Steel Corporation
На сталелитейном заводе Qinghe Special Steel Corporation, расположенном в Китае, как установило следствие, использовалось некондиционное оборудование и не соблюдались меры безопасности. В итоге с подвесного транспортера сорвался ковш, в котором находились 30 тонн раскаленной до полутора тысяч градусов жидкой стали. Поток раскаленного металла хлынул в помещение с рабочими. Температура вокруг места катастрофы была настолько высокой, что пожарные очень долго не могли подобраться к заводу.
Взрыв ж/д состава с нефтью в Лак-Мегантик
На территории Канады эта железнодорожная катастрофа стала одной из самых смертоносных. ЧП стало следствием целого ряда нарушений и всеобщей халатности. Поезд компании The Montreal, Maine and Atlantic Railway перевозил 74 цистерны с сырой нефтью. На тепловозе из-за недобросовестного ремонта стали подтекать и дымить горюче-смазочные материалы.
Машинист оставил состав на ночь на запасном пути и ушел ночевать. А тем временем на тепловозе произошло возгорание растекшихся горюче-смазочных материалов. В результате давление в тормозной магистрали упало до такой степени, что тормоза отказали, и началось неуправляемое движение поезда. В итоге он на скорости 105 км/ч влетел в центр города, сошел с рельсов и взорвался. Взрывом и горящей нефтью был разрушен практически весь центр города.
Взрыв на химическом заводе в Фликсборо
Это крупнейшая к тому времени техногенная катастрофа в промышленном секторе Англии. Химический завод «Нипро» в Фликсборо выпускал капролактам, который использовался для производства синтетического волокна. Первоначальной причиной стал разрыв обходного трубопровода, что спровоцировало цепную реакцию. Факел заводской водородной установки поджег это гигантское облако паров циклогексана, что привело к чудовищному по силе взрыву. Сам завод практически был сметен с лица земли. За пределами предприятия были полностью разрушены или повреждены более 2 тыс. зданий.
Разрушение гидроагрегата на Саяно-Шушенской ГЭС
Среди наиболее вероятных причин этой катастрофы называют усталостные разрушения шпилек гидроагрегата № 2 – возможно, после ремонтных работ неудовлетворительного качества. В результате разрушения гидроагрегата № 2 на станцию под огромным давлением хлынул мощный поток воды, который затопил машинный зал и иные помещения. В результате все гидроагрегаты Саяно-Шушенской ГЭС оказались затопленными и вышли из строя. Кроме гигантского экономического ущерба и человеческих жертв, данная авария отмечена значительным негативным влиянием на экологию региона.
Взрыв на платформе «Пайпер Альфа»
Платформа по добычи нефти «Пайпер Альфа» шотландской компании «Оксидентал Петролеум» размещалась в Северном море в 200 км к северо-востоку от Абердина. Причина взрыва этой платформы так и не была установлена экспертами, однако многие из них сходятся во мнении, что была утечка газа, который воспламенился от случайно искры. Погасить огонь удалось только спустя три недели.
Пожар на складах порта Тяньцзине Биньхай
В порту Тяньцзиня на складах фирмы «Жуйхай» с опасными химическими веществами произошло самовозгорание нитроцеллюлозы, которая под лучами солнца высохла и перегрелась. В течение минуты взорвались один за другим два контейнера с опасными веществами. Они спровоцировали еще 8 взрывов. На месте контейнерной площадки образовался огромный кратер. Были разрушены сотни зданий (в том числе три многоквартирных дома), уничтожены тысячи автомобилей и другой техники. Общий ущерб достиг 9 млрд. долларов США.
Прорыв плотины Валь-ди-Ставе
Плотину Валь-ди-Ставе на севере Италии, как установили специалисты, прорвало банально из-за плохого технического обслуживания. В ее верхней части засорилась дренажная труба, а вода из-за обильных дождей продолжала поступать. В итоге из-за возрастающего давления начался размыв породы, ослабление берегов и, в конечном итоге, прорыв дамбы. Гигантский поток смыл 8 мостов 63 здания.
Оползень в поселке Намбийя
Намбийя – это шахтерский поселок. Местные жители добывали полезные ископаемые в окружающих поселок горах, которые в итоге превратились буквально в швейцарский сыр из-за большого количества огромных прокопанных дыр, тоннелей и пустот. Одновременно пустая порода складывалась в гигантский террикон. Техника безопасности при этом не соблюдалась, состояние гор и террикона никто не контролировал, да к тому же несколько дней шли проливные дожди. В итоге почва размокла, и с террикона сошел гигантский оползень, который накрыл шахтерский поселок, расположенный буквально у входа в шахты.
Взрыв газа и крушение поездов под Уфой
По негативному стечению обстоятельств, в этот момент шли сразу два встречных поезда – «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск», переполненных пассажирами. Люди буквально сгорали в огненном потоке, а на сохранившихся телах находили оплавленные золотые украшения (температура плавления золота – 1000 градусов). Вековые деревья в тайге были повалены взрывом на расстоянии трех километров от дороги. Мощность взрыва специалисты сравнивали с бомбардировкой Хиросимы.
Взрыв на судне «Гранкан»
В порту города Техас-Сити из-за пожара на борту французского судна «Гранкан» (Grandcamp) произошла детонация почти 2,1 тыс. тонн нитрата аммония (аммиачной селитры). В результате в порту началась цепная реакция взрывов и пожаров – причем не только на стоявших рядом судах, но и в береговых нефтехранилищах. Сам порт и огромная часть города были разрушены. Сумма ущерба была гигантской по тем временам – 100 млн. долларов. В итоге против правительства США был подан первый в истории коллективный иск.
Взрыв на химическом заводе в городе Бхопал
Несмотря на то, что окончательное количество жертв этого взрыва так и не было установлено, данная катастрофа считается одной из самых страшных техногенных катастроф в истории с максимальным количеством погибших. Причиной взрыва на химзаводе американской компании Union Carbide суд назвал халатность руководства и персонала.
В результате взрыва произошел аварийный выброс 42 тонн ядовитых паров метилизоцианата. Это чрезвычайно ядовитое вещество в жидком виде хранилось в трех огромных резервуарах. Произошел нагрев емкостей выше температуры кипения, давление в резервуаре выросло, и произошел разрыв аварийного клапана. Ядовитое облако паров накрыло территорию на расстоянии до двух километров от эпицентра взрыва, в том числе переполненный железнодорожный вокзал.
Прорыв дамбы Баньцяо
Причиной этой трагедии стало совершенно беспрецедентное наводнение во время одного из тайфунов. Эксперты сходятся во мнение, что вины строителей дамбы в произошедшем нет. Она была построена еще в 50-е годы с запасом прочности на тысячу лет, но не устояла перед чудовищным напором воды. Из-за тайфуна в этой местности всего за сутки выпала годовая норма осадков.
После прорыва дамбы образовалась 10-метровая волна шириной более 11 км, которая накатывала со скоростью около 50 км/час. Было разрушено водой около 6 млн. зданий.
Самые страшные техногенные катастрофы 21 века (18 фото)
Каждый год в мире происходят десятки страшных техногенных катастроф, которые наносят существенный вред мировой экологии. Сегодня я предлагаю вам почитать о нескольких из них в продолжении поста.
13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попали 63 000 тонны мазута.
26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.
Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории — временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция — 318 млн долларов.
19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало ещё четыре взрыва, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти всё руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.
17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.
Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.
Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7.3 миллиарда рублей, включая ущерб экологии. На днях в Хакасии стартовал процесс по делу о техногенной катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году.
22 апреля 2010 в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара, затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.
11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила 4 из 6 реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.
Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккрелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил тогда 5.2 млн терабеккерелей.
Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.
Разрушенная электростанция Mari на Кипре
Десять крупных техногенных катастроф в мире
На месторождении «Каламкас» в Мангистауской области 25 марта произошел крупный пожар. Обошлось без жертв и пострадавших. Казалось бы, большая потеря, но с развитием промышленности такие катастрофы случаются потому, что в добывающих и перерабатывающих отраслях очень много факторов риска. Zakon.kz сделал обзор на 10 крупных техногенных катастроф в истории человечества.
Взрыв на буровой установке в Оклахоме
Взрыв в Мексиканском заливе
Жертвы были не только человеческие, пострадала и природа. Через повреждения труб скважины на глубине 1500 м в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 млн баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тыс. кв. км, что составляет около 5% площади Мексиканского залива.
Авария в России
Взрыв метана в Китае
Одновременно в шахту была направлена группа спасателей, которая должна была выяснить причины повышения содержания метана. Однако спасатели не успели спуститься в забой, поскольку ко времени их прибытия вход в него уже был завален.
В 2008 году правительство КНР вынуждено было закрыть около 1 тыс. шахт, так как они не отвечали нормам безопасности, однако аварии на шахтах продолжаются едва ли еженедельно.
Взрыв в Северном море
6 июля 1988 года платформа по добычи нефти в Северном море под названием «Пайпер Альфа» была разрушена в результате взрыва. На платформе находилась вертолетная площадка и жилой модуль для 200 нефтяников, работающих посменно. Пожар, охвативший платформу, не дал персоналу даже возможности послать сигнал SOS.
В результате утечки газа и последующего взрыва погибли 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе, только 59 осталось в живых. Понадобилось 3 недели, чтобы погасить огонь при сильнейшем ветре (80 миль в час) и 70-футовых волнах. Окончательную причину взрыва установить так и не удалось. Согласно самой популярной версии на платформе случилась утечка газа, в результате чего для пожара хватило малой искры.
Чернобыльская авария
Авария на Тенгизе
23 июня 1985 года на скважине № 37 Тенгиза с глубины более 4 километров произошел выброс нефти и газа в атмосферу. Горящий столб поднимался на высоту 200 метров.
Работы по глушению гигантского пожара продолжались больше года и завершились только в июле 1986 года. Было испробовано множество способов погасить пламя, скважину удалось заглушить с помощью направленного взрыва изнутри.
В атмосферу было выброшено 3,4 млн тонн нефти, 1,7 млрд кубометров газа (в том числе 516 тыс. сероводорода), 900 тыс. тонн сажи. Радиус отрицательного воздействия аварии достигал 400 километров.
Катастрофа в Бхопал
В декабре 1984 года в индийском городе Бхопал в результате аварии на химзаводе, принадлежащем американской химической компании Union Carbide и производящем пестициды, произошел выброс ядовитого вещества метилизоцианата. Причиной трагедии стал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана. В результате 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 тонн ядовитых паров. Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал, находящийся в 2 км.
Жертвами аварии стали 18 тысяч человек, из которых 3 тысячи погибли непосредственно в день аварии, а 15 тыс. — в последующие годы. По другим данным, общее количество пострадавших оценивается в 150—600 тысяч человек.
Разливы в Персидском заливе
В 1983 году с 10 февраля по 18 сентября в Персидском заливе произошло несколько разливов нефти месторождения Навруз. Один из них был спровоцирован ударом танкера о платформу, а в марте произошло нападение иранских вертолетов, после чего горючее загорелось. Воздействие волн и коррозия стали причиной того, что началась утечка со скоростью 1500 баррелей в сутки. Кроме того, был случай попадания топлива в море во время нападения на соседнюю платформу. В общей сложности объем всей нефти, оказавшейся в Персидском заливе, оценивается в 80 млн галлонов или 260 тыс. тонн нефти.
В истории человечества таких катастроф происходит очень много. И причины аварий – разные. Иногда в результате трагедий погибают сотни и тысячи человек, в некоторых случаях обходится без жертв. На устранение техногенных аварий направляются все силы спасателей, медиков, гуманитарная помощь. Тем не менее, технологии добычи полезных ископаемых улучшаются из года в год. И если сравнить по этому обзору, то можно увидеть разницу между количествами жертв в прошлом веке и сейчас – их становится меньше, либо нет вообще.
Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна. На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа». Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.
Виды происшествий
Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.
Выделяют 4 типа катастроф:
Бедствия техногенного характера
Природные и техногенные катастрофы
Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить. Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого. Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.
Почему возникают бедствия техногенного характера?
Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли. Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы. Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.
Классификация
Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:
Возникновение техногенных катастроф в России
Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека. Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями. Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:
Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.
Причины техногенных катастроф
Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:
Влияние происшествий техногенного характера на природу
Объекты потенциальной опасности:
Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы. Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям. Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.
Защита от техногенных аварий
Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:
Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.
Катастрофы техногенного характера за рубежом
На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:
По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка. По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек. Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.
Глобальная катастрофа
Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!