Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области

История крупных аварий и катастроф на территории Москвы и Московской области

Мы привыкли к стабильности и постоянству. Мы ступаем по твердой поверхности Земли и верим, что она всегда будет служить нам опорой. Мы знаем, что вслед за зимой придет лето, станет тепло и солнечно, и так будет всегда. Мы думаем, что мир вокруг нас не может внезапно измениться, и, исходя из этого, формируем свой образ жизни и приоритеты, планируем свои действия.

Со временем кроме природных катаклизмов в мире появились еще и техногенные катастрофы. Связанны они непосредственно с деятельностью человека на производстве, в хозяйственной и бытовой сфере и подразделяются на чрезвычайные ситуации, происходящие в результате аварий, пожаров и взрывов, внезапных обрушений зданий и сооружений.

25 мая 2005 в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций.

Техногенная авария, от которой, по некоторым подсчётам, пострадали около двух миллионов человек, началась на электроподстанции № 510 «Чагино», расположенной на юго-востоке Москвы, в районе Капотня. Здесь высокое напряжение 500 киловольт (кВ), приходящее в столицу по магистральным линиям электропередачи (ЛЭП), трансформируется для городских нужд в более низкое — 220 киловольт (кВ) и 110 киловольт (кВ).

Подстанция «Чагино», построенная в 1964 году, оборудована шестью понижающими трансформаторами. Аналогичные функции выполняют ещё шесть подстанций, расположенных вдоль Московской кольцевой автодороги (МКАД) и объединённых в Московское энергетическое кольцо, от которого электроэнергия подаётся в Москву, Московскую и соседние области.

Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть картинку Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Картинка про Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области

Предварительные версии причины

Непосредственной причиной аварии, как считают, стало сочетание нескольких факторов, среди которых — износ оборудования, отсутствие резервных мощностей и небывало высокая температура, сохранявшаяся в Москве в течение нескольких дней (свыше 30 °C). Кроме того, Москва — очень сложный район, здесь сложнейшая топология электрических схем, на жаргоне энергетиков: «медная доска». Это единственный регион, в котором со времён СССР нет САОН (специальная автоматика отключения нагрузки). Повышенная уязвимость московской электросети сыграла важную роль в произошедшем.

В целом же рассматривались следующие версии:

· Старое оборудование. В сентябре 2004 года «Вестник Мосэнерго» писал: «Возможности усиления отключающей способности масляных и воздушных выключателей, установленных на подстанциях Мосэнерго, исчерпываются», «…наиболее опасным по масштабам и последствиям аварийным режимом является разрыв Московского кольца 500 кВ по причине превышения токов короткого замыкания на шинах 500 кВ над отключающей способностью выключателей».

Именно эти выключатели должны сработать в случае аварийной ситуации и локализовать аварию. Но «…на шинах 500 кВ ПС „Чагино» 8 выключателей уже не справляются с отключением». «Чагино» в чёрном списке и по сетям 220 кВ. В список подстанций с выключателями, не отвечающими нынешним требованиям безопасности, уже попал не один десяток этих предприятий: Пахра, Очаково, Восточная, Карачарово, Угреша, Болятино, Тополь, Новые Подлипки, Метростроевская, Сокольники, Наро-Фоминск, Андроньевская и др. Всего же, по данным ведомственного издания, «требуется заменить 19 выключателей из 63 в сети 500 кВ, 29 выключателей из 595 в сети 220 кВ, 119 выключателей из 2521 в сети 110 кВ».

o Справка: Подстанция «Чагино», находящаяся на балансе ОАО «Магистральная электросетевая компания» (выделена из состава ОАО «Мосэнерго»), построена в 1964 г. На ней было установлено оборудование 1958 и 1961 гг. выпуска.

· Жара. Когда температура воздуха поднимается выше нормы (а нормой считается 26 °C), резко возрастает потребление электроэнергии. Люди начинают активно пользоваться вентиляторами, кондиционерами. Кроме того, поскольку многие остаются дома, то включают телевизоры, бытовую технику. В это время отдельные линии электропередачи могут быть перегружены в 1,5—2 раза. Повышается температура охлаждающей жидкости (масла) в трансформаторе. При старой изоляции возможно возгорание масла даже при небольшом превышении эксплуатационных параметров, изоляцию «пробивает», возникает разряд, и пары масла воспламеняются, иногда со взрывом («хлопок») и — отключается электрооборудование. В то же время, ещё более серьёзные последствия вызвала бы подобная авария в зимний период: при низких температурах воздуха нагрузки на электросеть возрастают многократно, тогда, как выработка электроэнергии ограничивается необходимостью нагрева воды для отопления. По словам Виктора Кудрявого, бывшего главного инженера «Мосэнерго» и бывшего заместителя министра энергетики РФ (в правительстве Михаила Касьянова), в случае зимнего отключения город ожидала бы «Крупнейшая техногенная катастрофа. Устойчивость системы отопления такова, что за 18 часов, кровь из носа, ток надо дать. Иначе в трубах начнутся гидроудары, и разрушения системы отопления станут необратимыми».

· Непрофессионализм руководства РАО «ЕЭС России» и «Мосэнерго». А именно, отсутствие на руководящих должностях специалистов в сфере энергетики. Недостаточное выделение средств на модернизацию и обновление мощностей отрасли, либо нецелевое использование выделяемых на модернизацию средств. Отмечается ряд существенных недостатков в концепции реформирования российских энергосистем: снижение ответственности управляющих и эксплуатационных организаций, нерациональное разделение полномочий, отсутствие единой системы диспетчеризации и др.

Источник

Крупнейшие техногенные катастрофы Москвы. От Лужкова до Собянина

Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть картинку Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Картинка про Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области

ИА FederalCity предлагает обзор крупнейших техногенных катастроф, произошедших в Москве в 2000-е годы в период руководства городом двух его мэров – Юрия Лужкова (1992–2010 годы) и Сергея Собянина.

Пожар на Останкинской телебашне 27–28 августа 2000 года

Пожар на Останкинской телебашне с 27 по 28 августа 2000 года стал крупнейшей техногенной катастрофой, произошедшей в Москве после распада СССР. Во время пожара погибли три человека, вещание большинства российских телеканалов на Москву и Московскую область было приостановлено.

Возгорание возникло на высоте 460 м, выгорели 3 этажа. Гибель людей произошла из-за падения с высоты около 300 метров скоростного лифта. Погибли заместитель начальника УГПС СВАО Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и слесарь-ремонтник Александр Шипилин.

Из-за высокой температуры оборвались 120 из 149 тросов, скрепляющих бетонную конструкцию башни, однако башня устояла, а тросы впоследствии были восстановлены.

Некоторое время были сложности при передаче сигнала каналов ОРТ и РТР.

Обрушение «Трансвааль-парка» 14 февраля 2004 года

В спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк», построенном на юго-западе Москвы в районе Ясенево и открытом в 2002 году, 14 февраля 2004 года произошло обрушение конструкции крыши сооружения.

В момент аварии в аквапарке находилось до 1300 человек. Обрушение произошло в субботу, выходной день, из-за чего посетителей было больше, чем обычно.

Обрушение произошло на площади в 5 тыс. м², купольная крыша упала на зону водных развлечений. В результате трагедии 28 человек (из них 8 детей) погибли, 12 получили тяжелые увечья, около 200 получили различные ранения.

Причиной обрушения крыши была названа ошибка при проектировании.

Авария в энергосистеме Москвы 25 мая 2005 года

В результате крупной аварии несколько районов Москвы на несколько часов остались без электроэнергии. Часть Подмосковья, Тульской, Калужской и Рязанской областей также оставались некоторое время без электроснабжения. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций. По некоторым подсчетам, от аварии так или иначе пострадали около 2 млн человек.

Авария началась на электроподстанции № 510 «Чагино» на юго-востоке Москвы в районе Капотня. Наряду с еще семью подстанциями «Чагино» входит в Московское энергетическое кольцо, от которого электроэнергия подается в Москву, Московскую и соседние области.

После двух возгораний 24 и 25 мая подстанция «Чагино» была отключена. По этой причине создалась критическая ситуация на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ): завод не должен был оставаться без электроэнергии, так как необходима постоянная работа насосов, откачивающих газ, образующийся в ходе непрерывного технологического процесса нефтеперегонки, и подающих технологическую воду для охлаждения нефтеперегонных установок.

Через несколько часов после аварии на «Чагино» подача электроэнергии на МНПЗ была возобновлена по резервной схеме из ТЭЦ-22 в городе Дзержинском Московской области.

Авария привела к сбоям в работе московского энергокольца и во всей объединенной с ним энергосистеме европейской части России. Произошло каскадное отключение подстанций в нескольких районах Москвы, городах Подмосковья и близлежащих областях. Отключились также пять московских электростанций ТЭЦ и еще 15 питающих центров. В Московской области без электричества остались 34 района. Полностью обесточена оказалась Тула.

Из-за энергоаварии на резервные источники электропитания были переведены здания Совета Федерации и Генерального штаба, службы центрального командного пункта и узла связи космических войск, штаба дальней авиации и штаба тыла вооруженных сил, Главного штаба ракетных войск стратегического назначения, Главного центра испытания и управления космических войск, Западного командного пункта системы предупреждения о ракетном нападении космических войск.

Из-за перебоев с поставкой энергии проблемы в работе испытывали банки, московские биржи РТС и ММВБ, часть российского сегмента Интернета, операторы мобильной связи Москвы и Московского региона. Торговые сети на юге столицы прекратили или сократили торговые операции, в течение 25 мая не работали все предприятия в промышленных зонах столицы (ЗИЛ, Московский подшипниковый завод, Микояновский, Бирюлевский и Таганский мясокомбинаты, Царицынский молокозавод, почти все производители мороженого и других скоропортящихся продуктов питания.

На птицефабриках Петелино и Тульская погибли более 1 млн кур, на Ступинском металлургическом комбинате в доменных печах застыл расплавленный никель. Понесли убытки автозаправочные станции Южного, Юго-Восточного и Юго-Западного округов, не имеющие собственных систем автономного питания.

Без воды какое-то время оставались районы на юге и юго-западе Москвы (Коньково, Орехово-Борисово).

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю: из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро, движение частично или полностью отсутствовало на нескольких линиях.

Была осуществлена эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях.

По другим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

В московских лифтах оказались запертыми больше тысячи человек.

Каждый восьмой светофор на улицах Москвы был отключен, дорожная обстановка была очень сложной.

От 500 до 2000 пассажиров опоздали на свои авиарейсы из Домодедово из-за остановки экспрессов от Павелецкого вокзала. На железных дорогах Московского региона произошли массовые сбои, встали Павелецкий, Курский и частично Белорусский вокзалы.

Подключение всех затронутых аварией потребителей было закончено только к 16:00 26 мая.

Потери Москвы от аварии составили 1,708 млрд рублей, Московской области – 503,94 млн рублей, Тульской области – 436,8 млн рублей.

Авария произошла из-за сочетания нескольких факторов: износа оборудования, отсутствия резервных мощностей, жаркой погоды в течение нескольких дней (свыше 30 °C). Свою роль сыграла сложная топология электрических схем Москвы и отсутствие специальной автоматики отключения нагрузки, а также непрофессионализм руководства РАО «ЕЭС России» и «Мосэнерго» и отсутствие единой системы диспетчеризации. На руководящих должностях этих компаний не было специалистов-энергетиков. Кроме того, на модернизацию и обновление мощностей отрасли не выделялось достаточно средств, использование выделяемых на модернизацию средств зачастую было нецелевым.

Обрушение Басманного рынка 23 февраля 2006 года

Обрушение произошло в 5 часов 20 минут по московскому времени, вскоре начался пожар. В результате трагедии погибли 68 человек. Среди них были граждане России, Грузии, Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, работавшие на рынке. Ещё 33 человека получили травмы различной степени тяжести. Площадь обрушения составила более 3 тысяч м², в спасательной операции приняли участие 993 человека.

Собственником рынка был Департамент имущества Москвы. Среди версий о причине аварии говорилось об ошибке проектирования, нарушении правил эксплуатации здания, ненадлежащем исполнении обязанностей должностными лицами при осмотре технического состояния здания. Версия теракта была отвергнута, о чем сообщил мэр Москвы Юрий Лужков.

Было установлено, что непосредственной причиной трагедии стал обрыв одного из тросов, на которых держалась крыша. Трос был испорчен коррозией и перегружен из-за внеплановой перестройки здания и отсутствия капитального ремонта. Конструкцию кровли утяжелял увлажненный утеплитель, элементы ее конструкций были сильно поражены коррозией.

Виновные в обрушении рынка до сих пор официально не определены.

Взрыв и пожар на газопроводе в Москве в 2009 году 9–10 мая 2009 года

Крупная техногенная катастрофа произошла на юго-западе Москвы в ночь с 9 на 10 мая в районе Озерной улицы и Мичуринского проспекта. После взрыва на газопроводе начался пожар, из-за которого пострадали около 70 автомобилей.

В момент взрыва пострадали пять водителей и пассажиров машин, проезжавших по МКАД недалеко от места происшествия. Высота пламени горения газа составила около 200 метров, только через несколько часов она снизилась до 30-40 метров.

В тушении пожара участвовало 52 пожарных расчета. Горение газа на месте взрыва было остановлено только через 15 часов.

Причинами аварии стали нарушения при строительстве и ремонте и некачественный материал. Ведомство считает также, что действия руководителей, специалистов и рабочих Мосгаза по локализации аварийной ситуации «были не согласованы и не организованы». Комиссия по расследованию причин аварии признала виновными в ЧП семь человек.

Катастрофа в Московском метрополитене 15 июля 2014 года

15 июля 2014 года в утренний час пик на перегоне между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии три передних вагона электропоезда «Русич» на скорости 70 км/ч столкнулись с поперечной стеной съезда на другую линию и сошли с рельсов.

Один из вагонов был очень сильно деформирован, спасателям пришлось эвакуировать людей после использования гидравлических инструментов. Всего из метро на поверхность спасатели вывели 189 человек, для эвакуации пострадавших были использованы 10 автомашин скорой помощи и вертолет медицины катастроф.

Примерно в 10.55 на место происшествия прибыл мэр Москвы Сергей Собянин, он заслушал доклад оперативных служб о ходе их действий.

В результате катастрофы, которая стала крупнейшей техногенной аварией в московском метро, погибли 24 человека. Из них 20 человек скончались на месте катастрофы, четверо скончались от полученных травм в больнице.

Общее количество пострадавших – 217 человек, 150 из них были госпитализированы, 47 человек были в тяжелом состоянии.

Причиной аварии стал неправильный ремонт стрелочного механизма.

Размыв дамбы Канала имени Москвы и частичное затопление Тушинского тоннеля 10 января 2019 года

Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть картинку Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Картинка про Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области

10 января в результате проседания грунта площадью 5 на 15 метров на канале им. Москвы между гидроузлами 7 и 8 произошел размыв части дамба и частичное затопление хлынувшей водой Тушинского тоннеля. Размыв почвы произошел под земляной насыпной дамбой в районе стыка автомобильного тоннеля – между грунтом и стенкой.

В результате обвала грунта со стороны правого берега канала образовалась промоина, через которую поток воды и глины хлынул на проезжую часть. Движение на Волоколамском шоссе в зоне происшествия было полностью остановлено. К 18:00 последствия аварии на проезжей части были устранены, остановлен поток воды и возобновлено автомобильное движение в обе стороны.

Порядка 330 тысяч кубометров воды было спущено в результате промыва грунта в Тушинском тоннеле, сообщил журналистам руководитель «Канала имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Заммэра Москвы Петр Бирюков сообщил, что выводы о причинах аварии будут сделаны после исследования специалистами, но не исключил, что затопление тоннеля могло быть быть вызвано нарушениями при расширении Волоколамского шоссе и строительстве тоннеля в начале 2000-х годов во время работы мэром столицы Юрия Лужкова.

Лужков заявил, что инцидент с подтоплением Тушинского тоннеля в столице не имеет отношения к работе его команды в начале 2000-х годов, поскольку работы по каналу имени Москвы не относились к компетенции столичного правительства.

Инцидент в Парке Горького

Накануне аварии на Канале в Москве произошел другой инцидент: в новогоднюю ночь обрушился деревянный мост с людьми, из-за чего пострадали 13 человек. Мэр Москвы Сергей Собянин поручил Департаменту культуры Москвы уволить руководителя Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. Им была с октября 2016 года Марина Люльчук, возглавлявшая до этого госучреждение «Объединенная дирекция «Мосгорпарк».

«Всем пострадавшим, несмотря на то, что большинство не москвичи, будет выплачена компенсация в сумме до 500 тыс. рублей», – сообщил Сергей Собянин.

В Москве в 2000-х произошли также крупные пожары. 24 ноября 2003 года из-за пожара в общежитии Российского университета дружбы народов погибли 43 человека, главным образом иностранные студенты. 30 января 2015 года произошел пожар в библиотеке Института научной информации по общественным наукам РАН, который продолжался 27 часов. Огнем было уничтожено более 5 миллионов экземпляров изданий, никто из людей не пострадал. 8 октября 2017 года случился крупный пожар в строительном центре «Синдика». Произошло обрушение кровли на площади 3000 м².

Источник

Реферат: История крупных аварий и катастроф на территории Москвы и Московской области

студентка 103 группы:

Воронкова Александра Сергеевна

а) Предварительные версии причины

б) Научное описание

г) Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ)

е) Последствия для Москвы и Подмосковья

3. Пожар на Останкинской телебашне

б)Ущерб городскому хозяйству

в) Интересные факты

Мы привыкли к стабильности и постоянству. Мы ступаем по твердой поверхности Земли и верим, что она всегда будет служить нам опорой. Мы знаем, что вслед за зимой придет лето, станет тепло и солнечно, и так будет всегда. Мы думаем, что мир вокруг нас не может внезапно измениться, и, исходя из этого, формируем свой образ жизни и приоритеты, планируем свои действия.

Со временем кроме природных катаклизмов в мире появились еще и техногенные катастрофы. Связанны они непосредственно с деятельностью человека на производстве, в хозяйственной и бытовой сфере и подразделяются на чрезвычайные ситуации, происходящие в результате аварий, пожаров и взрывов, внезапных обрушений зданий и сооружений.

25 мая 2005 в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций.

Техногенная авария, от которой, по некоторым подсчётам, пострадали около двух миллионов человек, началась на электроподстанции № 510 «Чагино», расположенной на юго-востоке Москвы, в районе Капотня. Здесь высокое напряжение 500 киловольт (кВ), приходящее в столицу по магистральным линиям электропередачи (ЛЭП), трансформируется для городских нужд в более низкое — 220 киловольт (кВ) и 110 киловольт (кВ).

Источник

Возможные источники техногенных ЧС на территории Московской области

Техногенная ЧС состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.

Наиболее опасные техногенные ЧС:

· транспортные аварии (катастрофы);

· пожары и взрывы (с возможным последующим горением);

· аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ;

· аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) радиоактивных веществ (РВ);

· аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов;

· внезапное обрушение зданий, сооружений, пород;

· аварии на электроэнергетических системах;

· аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения;

· аварии на очистных сооружениях;

Критерии некоторых техногенных ЧС приведены в Приложении 5.

Наибольшую опасность для населения и территории представляют возможные аварии и катастрофы на потенциально опасных объектах (ПОО).

Потенциально опасный объект объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС.

Основные требования по предупреждению ЧС на ПОО и объектах систем жизнеобеспечения установлены Приказом МЧС России «Об утверждении Требований по предупреждению ЧС на ПОО и объектах жизнеобеспечения» от 28.02.03г. №105.

Классификация ПОО по степени опасности приведена в таблице 5. Данная классификация не распространяется на РОО.

Классификация ПОО по степени опасности*

Класс опасности (в зависимости от масштабов возникающих ЧС)Масштаб возможной ЧС (при аварии на ПОО)
1 классЧС федерального характера
2 классЧС межрегионального характера
3 классЧС регионального и межмуниципального характера
4 классЧС муниципального характера
5 классЧС локального характера

*По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера при аварии на ПОО в зависимости от масштабов возникающих ЧС (Приказ МЧС России «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на ПОО и объектах жизнеобеспечения» от 28.02.2003г. №105)

Критерии особо опасных, технически сложных и уникальных объектов установлены Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ.

Перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов приведен в Приложении 6.

Прием в эксплуатацию этих объектов без оборудования их СМИС не допускается.

Кроме ПОО, на территории РФ имеется значительное количество объектов государственного управления, транспортной, финансово-кредитной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, культуры и др., которые являются важными для нормального функционирования страны и обеспечения национальной безопасности на требуемом уровне.

Многие из этих объектов являются критически важными для РФ и требуют обеспечения высокого уровня защищенности от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

Наибольшую потенциальную опасность для населения и территории Московской области представляют возможные аварии и катастрофы на следующих ПОО:

· радиационно опасных объектах (РОО);

· химически опасных объектах (ХОО);

· пожаро-взрывоопасных объектах (ПВОО);

· гидротехнических сооружениях (ГТС);

· биологически опасных объектах (БОО);

· объектах систем жизнеобеспечения населения.

Радиационно опасные объекты

Радиационно опасный объект (РОО) – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которого может произойти облучение ионизирующим излучением (ИИ) или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных, растений, объектов экономики и окружающей среды.

· предприятия ядерного топливного цикла (ЯТЦ): урановой и радиохимической промышленности, места переработки и захоронения радиоактивных отходов;

· атомные станции (АС): атомные электростанции (АЭС), атомные теплоэлектроцентрали (АТЭЦ), атомные станции теплоснабжения (АСТ);

· объекты с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ): корабельными, космическими, войсковыми атомными электростанциями (ВАЭС);

· ядерные боеприпасы (ЯБ) и склады для их хранения.

При радиационных авариях (РА) на РОО происходят выбросы радиоактивных веществ (РВ) в атмосферу и гидросферу, что приводит к радиоактивному загрязнению окружающей среды и, как следствие, к облучению персонала объекта, а в тяжелых случаях и населения.

Зонирование территории в районе размещения РОО приведено на рисунке 1.

Классификация РОО по степени опасности приведена в таблице 6.

По потенциальной радиационной опасности устанавливается четыре категории (I…IV) РОО.

Потенциальная опасность РОО определяется его возможным радиационным воздействием на население и персонал при РА.

Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Смотреть картинку Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Картинка про Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области. Фото Что вам известно о техногенных авариях произошедших на территории московской области

Рис. 1. Зонирование территории в районе размещения РОО

Потенциально более опасными являются РОО, в результате деятельности которых при аварии возможно облучение не только работников РОО, но и населения. Наименее опасными РОО являются те, где исключена возможность облучения лиц, не относящихся к персоналу.

Классификация РОО по потенциальной опасности*

Категория РОО

Радиационное воздействие

персонал РООнаселениеIIВ пределах СЗЗперсоналIIIТерритория объектаперсоналIVПомещение объекта, где проводятся работы с источником ИИперсонал

* Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)

Радиоактивное загрязнение местности при авариях на атомных станциях (АС) качественно характеризуется теми же параметрами, что и радиоактивное заражение при ядерном взрыве (ЯВ), однако имеет и целый ряд особенностей, существенно влияющих на состав и содержание мероприятий по защите населения и территорий.

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности установлено Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 г. №3-ФЗ.

Требования к ограничению техногенного облучения в нормальных условиях эксплуатации источников ионизирующего облучения, ограничение природного и медицинского облучения населения определены Нормами радиационной безопасности НРБ-99/2009 и приведены в Приложении 7.

Требования по ограничению облучения населения в условиях радиационной аварии (РА) определены в НРБ-99/2009.

Требования к администрации, персоналу и гражданам по обеспечению радиационной безопасности, методы и средства индивидуальной защиты и личной гигиены, медицинское обеспечение радиационной безопасности, организации работ с источниками ИИ, санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности, указания по заполнению таблицы «Санитарно-эпидемиологическое заключение» определены в ОСПОРБ-99/2010.

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 2271 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *