Что важнее быть или казаться
Что лучше: быть или казаться?
Как Вы считаете, что на самом деле лучше: быть или казаться?
Почти уверен, что Вы ответили на этот вопрос мгновенно, и без какой бы то там ни было тени сомнения: «Разумеется, «быть» намного лучше, чем «казаться»». Быть сильным, лучше чем казаться сильным. Быть успешным, намного приятнее, чем успешным выглядеть. Быть сексуальным и надежнее, и предпочтительнее, чем производить такое впечатление. И здесь я с Вами не могу не согласиться.
Притворство, оно во все времена ценилось не больно высоко и при первой возможности людьми высмеивалось и заслуженно наказывалось. Так, если мужчина, который долгое время изображал из себя этакого супермена, способного справится с любой проблемой и который по этой причине пользовался всеобщим уважением и почетом, вдруг, при первой же опасности пасовал или спасался бегством, окружающие не просто лишали его своего уважения в будущем, они публично его высмеивали, придумывали унизительные прозвища и подтрунивали над ним так, что человек понимал – лучше бы он с самого начала признался им в трусоватости своей натуры, а не корчил из себя «Бетмена». Честное признание вызвало бы больше уважения, чем его не оправдавшееся позерство.
Или другой случай: мужчина без устали рассказывает девушкам о том, как он страстен, вынослив и восхитителен в постели, и, честно говоря, именно таким он и выглядит. Но, оказавшись наедине с одной из соблазненных его рассказами женщин, почему-то пыхтит, кряхтит и совершенно бесстрастно делает свое дело за одну… или, максимум, полторы минуты. Если стыд не помешает ей, эта девушка посчитает почти своей обязанностью предостеречь остальных девушек от подобных разочарований и перед всеми остальными раскрыть его беспочвенное бахвальство.
«Быть» очень даже важно. Но всегда ли его превосходство перед «Казаться» так очевидно? Вы вот никогда не слышали о сильных и умелых бойцах, которым приходилось постоянно доказывать свою силу просто потому, что они производили впечатление хилых и беспомощных созданий, которых можно безнаказанно обидеть? Их жизнь превращалась в постоянный спарринг. Да, разумеется, они отвечали обидчикам достойно. Так, что те запоминали урок надолго и больше не решались переступить этим ребятам дорогу. Но вот другие, те, которые подобного урока не получали, они снова принимали их за доходяг и ввязывались в драку. Быть бесконечным победителем поединков не может никто. В таких случаях гораздо проще и безопаснее было бы не быть, а выглядеть сильным. Тогда большинства единоборств можно было бы избежать, отпугнув потенциальных противников своим грозным видом. А освободившееся время потратить на более приятные и нужные дела.
Или другой пример: парни, которые в постели способны удовлетворить сумасшедшую нимфоманку, но которые при этом внешне выглядят скромно, бесстрастно и скучновато. При всех их легендарных талантах, сомневаюсь, чтобы к ним в постель строились очереди. Поскольку большинство действительно красивых женщин никогда не узнают об их сексуальности. По одной простой причине: они никогда не дадут им шанса проявить себя.
Удачливый бизнесмен, который приходит на деловые переговоры в поношенном костюме, автор изумительного учебника по созданию бизнеса, который ездит на работу в трамвае, талантливый преподаватель психологии, который не может найти общий язык со своими детьми. Квалифицированный терапевт, который встречает пациентов сухим кашлем – как бы эффективны, грамотны и квалифицированы все они не были, наше отношение к ним из-за того, что они выглядят не соответствующе, никогда не будет адекватным. Мы не поверим им. Мы не согласимся сотрудничать с ними. Мы не станем прислушиваться к их советам. И вот уже их «Быть» становится намного менее значимым.
«Казаться», как Вы видите, тоже очень важно. Но что важнее?
Все очень просто. Если Вы хотите быть эффективным человеком, Вы должны направить свое внимание и на «быть», и на «казаться». Тогда и только тогда Вы сможете достичь в своей жизни максимума. Сильный человек, который выглядит сильным, будет всегда пользоваться уважением окружающих, а силу свою применять лишь в крайних случаях. Сексуальный мужчина, который выглядит сексуальным, никогда не будет испытывать недостатка в женской любви и внимании. Эффективный бизнесмен, который производит впечатление очень эффективного бизнесмена, будет завоевывать доверие потенциальных партнеров легко и навсегда.
И еще: Быть каким-либо человеком, когда вы кажетесь таким намного проще. Казаться кем-то, кем Вы являетесь на самом деле, тоже до неприличия просто. Используйте «Быть» и «Казаться» вместе, в тандеме и трудности в Вашей жизни станут лишь далеким и не очень правдоподобным воспоминанием.
О том, как быть и казаться «Настоящим мужчиной» я рассказал в электронной книге к тренингу «Атрибуты и Артефакты Настоящего мужчины». Прочитав эту книгу, выполнив несложные упражнения, которые даны в рабочей тетради к этой книге, Вы сможете не просто стать Настоящим мужчиной, но и сделать этот факт очевидным для остальных.
Важнее быть или казаться? Кого ждет больший успех в новой эпохе
Нужно быть. Или все-таки казаться?
© Михаил Салтыков / Коллаж / Ridus.ru
Интернет и медиа в целом то и дело зажигают звезды. В прошлом десятилетии постоянно появлялись яркие, нестандартные персонажи, которые привлекали внимание аудитории, но их популярность очень быстро ушла и сами они сгинули. Сюда можно смело отнести выходцев из «Дома-2» первой, второй и последующих волн, Свету из Иваново и так далее. Имя им легион.
«Не важно быть, сумей прослыть», — советовал когда-то в песне герой Петра Васечкина из популярного советского фильма, и будущие поколения к нему прислушивались.
Но сегодня, несмотря на век «цифры» и хайпа, оказалось вдруг в ходу альтернативное правило — «быть, а не казаться». В противном случае тебя смоет волной очередных новобранцев. Почему так получилось?
«Ридус» разбирался в вопросе.
В деревню, в глушь
Май Абрикосов.
Немногие уже помнят первых участников гремевшего на всю страну проекта «Дом-2» Ольгу Солнце Николаеву, Мая Абрикосова, Романа Третьякова, Степана Меньщикова и многих других ярких и, как тогда казалось, интересных молодых людей. В рамках проекта они зажигали, были интересны публике, собирали аудиторию, делали рейтинги. Покинув шоу, каждый в свое время, они пропали, точнее оказались не интересны практически никому.
Ольга Николаева сегодня ведет не слишком активную жизнь в социальных сетях, пишет какие-то книги, иными словами, живет обыденной жизнью. Ее визави на проекте Май Абрикосов и вовсе ухал «в глушь, в Саратов», точнее в Воронежскую область, где занимается фермерским хозяйством. Такая же неприметная судьба оказалась и у других некогда ярких участников «Дома-2». Выбились, что называется, в люди единицы.
Еще один яркий пример «пустой» звезды — Света из Иваново, или Светлана Курицына. Свою минуту славы она получила в 2011 году, когда сказала пару слов на камеру корреспонденту «Московских новостей» Евгению Гладину.
— Меня зовут Светлана, я из города Иваново. «Единая Россия» очень много сделала достижений: они подняли экономик… экономику, мы стали более лучше… одеваться, и не было того, что щас, — это очень большие достижения! В сельском хозяйстве очень хорошо.
Гладин:
— Что именно в сельском хозяйстве они сделали?
— Стало больше… земель за-а… много, ну… я не знаю даже, как сказать… засеивать больше земель… а-а-а вот, овощи там, рожь — вот это всё. Что ещё сказать… Так как у нас страна многонациональная, у нас в Москве очень много людей, которые очень помогают нам… с других городов…
Гладин:
— Вы считаете, это достижение «Единой России»?
— Да, это большое достижение! Очень хорошее даже! Видите, ну… да… Видите, ну, у нас в Иванове очень хорошая стала медицина… а… что ещё… благоустройство в городах хорошее… с жильём… никаких проблем. Люди подмогают очень хорошо». Так девушка оценила ситуацию в стране.
Ее фраза «более лучше одеваться» ушла в народ и стала мемом. После этого Курицына проснулась знаменитой, у нее брали интервью, а телеканал «НТВ» пригласил ее в 2012 году вести передачу «Луч света», которая вышла в эфир в июле. В декабре 2013-го программа закрылась. Света из Иваново исчезла из информационного пространства. Насколько известно, сейчас Светлана живет и работает в Москве, звезд с неба не хватает.
«Говоря о том, почему важно именно быть кем-то, что-то представлять из себя, мне воспоминаются истории из детства Моцарта и Майкла Джексона. Моцарт родился в семье придворного музыканта зальцбургского архиепископа. Он с детства жил за клавиатурой. Вероятно, он научился нажимать на клавиши одновременно с тем, как начал ходить. Конечно, он был гением, но эта гениальность не сыграла бы своей роли без прилежания. Именно оно позволяет достичь высот, не растерять талант, каким бы он ни был. То же самое и с Майклом Джексоном. Несмотря на трудное детство, деспотичного отца, но, по его воспоминаниям, живя за кулисами, он внимательно наблюдал за тем, что делают другие артисты, повторял это, оттачивал свои движения, учился подавать себя, подавать себя публике. Это и есть прилежание, за счет которого Джексон достиг феноменального успеха», — полагает кандидат философских наук Иван Федоров.
По его словам, первоначальный импульс, который дается человеку, например участие в каком-то шоу, на телевидении, легко пропадет, если человек не приложит собственных усилий к тому, чтобы развиваться. Понятно, что, когда человек молод, на него только поэтому бывает интересно смотреть, но возраст берет свое, и в спину дышит толпа тех, кто хочет занять свое место под солнцем.
«Поэтому звезды-однодневки и сдуваются: они к своему первоначальному успеху не прикладывают в последующем ежедневный тяжелый труд», — констатирует философ.
Он отмечает, что полно и таких, кто не жалея себя пашут каждый день, хоть многим их труд может показаться пустяковым. Речь идет о звездах «Инстаграма», например.
Те же Анастасия Ивлеева и Яна Рудковская работают, можно сказать, в режиме конвейера. Да, безусловно, у них есть собственные команды, но при развитии личного бренда без собственного участия не получится ничего.
«Это не та история, когда работает кто угодно, но не лично ты. Нельзя развить собственный бренд, не принимая в этом никакого участия», — говорит Федоров.
Феномен Бузовой
Ольга Бузова.
Маркетолог Татьяна Бурова, говоря о самореализации, приводит в пример вездесущую Ольгу Бузову.
«Она начинала как все на „Доме-2“ и является свидетелем того, как люди сдувались. У нее, несмотря на некий „легкий, недалекий“ образ, хватило ума, чтобы осознать, что на пустом образе глупой блондинки ничего добиться нельзя. К работе над собой она подключила недюжинное трудолюбие. И, надо сказать, работает она много и тяжело, в чем в чем, а в том, что Бузова, сделав сама себя, не почивает на лаврах. Она в буквальном смысле человек-оркестр. Проще сказать, чем она не занимается, чем перечислить проекты с ее участием. Возможно ли было бы это все, если бы девушка не отличалась трудолюбием? Конечно, нет», — утверждает маркетолог.
Она уверена, что карьера Бузовой будет и дальше активно развиваться именно потому, что она очень много работает, пробует себя в разных жанрах, ее имя всегда на слуху.
«Много ли людей способны пахать в таком режиме? Когда практически нет выходных, постоянный недосып, гастроли, переезды, репетиции? Единицы. Большинство сдувается при первых же трудностях, а потом начинается жалость к себе и отговорки в духе „я перерос этот жанр, эту профессию“. Ты не перерос, ты просто не захотел попытаться прыгнуть выше головы, для тебя это сложно», — констатирует Татьяна Бурова.
Успех приходит к тому, кто много работает
Концерт.
«В таких однодневках публику и их самих привлекает кажущаяся легкость: вроде бы не нужно ничего делать, а слава, внимание и следом за ними доход приходят сами собой. А чтобы засветиться, тоже не нужно ничего, достаточно лишь немного быть ярче остальных», — говорит кандидат психологических наук Алена Волина.
Она отдельно отмечает, что такие персонажи сколь быстро стали знамениты, столь быстро и наскучили публике. Вроде они нравятся всем, но очень скоро становится понятно, что таких, как они, множество и на какой-то одной персоне свет клином не сошелся. А с возрастом проходит и легкость, очарование, на их место приходит обыденность.
«Это, кстати, примета современного мира — популярность наступает моментально. Но если ее не поддерживать, не работать, то и уходит она мгновенно, и вчерашние герои сегодня оказываются у разбитого корыта. Кстати, это играет злую шутку с теми, кто ищет популярности. Им ведь кажется, что достаточно один раз собрать миллионную аудиторию и больше ничего не делать — оно потом как-то само. Это иллюзия. Но успех так не работает, успешен как раз тот, кто очень много работает. Это простая банальность, но другого секрета нет», — констатирует Волина.
Конечно, у тех, на кого когда-то обрушилась внезапная слава, в сухом остатке будет некий фан-клуб, состоящий из нескольких сотен человек, но этого недостаточно для того же зарабатывания денег — такой персонаж неинтересен рекламодателям. А нарастить аудиторию бывшим звездам просто нечем — они не могут ничего предложить людям, кроме давно ушедшей популярности. А это скучно, банально и неинтересно. Потому что нужно быть, а не казаться.
Журнал «ПАРТНЕР»
БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ
Г. Калихман (Дортмунд)
БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ
Что важнее: быть или казаться? А это как для кого. Чаще всего это зависит от того, с кем мы общаемся в данный момент: с близкими людьми или с посторонними. Вряд ли имеет смысл притворяться перед близкими людьми, которые слишком хорошо нас знают. Зато перед чужими мы можем развернуться в полной мере. Вспоминаю такой случай. Много лет назад мне предстояло встретиться с бывшим сослуживцем, приехавшим на несколько дней в командировку в Германию. Вместо того, чтобы ехать на своей старой, видавшей виды машине, я одолжил у приятеля шикарный автомобиль Audi-Cabrio. И всё это только для того, чтобы произвести впечатление на человека, которого я пять лет не видел и неизвестно когда снова увижу. Выражаясь современным языком, я хотел серьезно себя позиционировать. А если говорить языком нестареющей классики, человек нередко стремится «сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему предназначена» (Н.В.Гоголь)
Кем мы хотим казаться? Кто-то хочет, чтобы ему завидовали, и старается казаться более успешным, преуспевающим и счастливым. Другому, наоборот, нравится противоположная роль. Он хочет, чтобы его жалели, и старается выглядеть более бедным, больным и несчастным, чем он есть на самом деле. И всё-таки большинство из нас хотят быть похожими на людей своей социальной группы. Как говорится в известной пословице: «Среди горбатых сам горбат родись – или кажись». Широко распространено заблуждение, что так называемые «простые люди» являются более искренними, правдивыми, в общем – более настоящими. Меня всегда возмущало общепринятое в советской литературе словосочетание «советский простой человек», который «по полюсу гордо шагает, меняет движение рек, высокие горы сдвигает». Что же означает в данном контексте слово «простой»? Я полагаю, оно означает не думающий, т.е. такой, который готов без колебаний выполнить всё, что ему говорят или приказывают. А всякие размышления и сомнения – это декаданс, или, попросту говоря, разложение и упадок.
Слова «искренность» и «лицемерие» являются антиподами. По определению, считается, что искренность – хорошее, а лицемерие – плохое качество. В большинстве случаев так оно и есть, но бывают и исключения. Простейший пример. Я встречаю на улице знакомую женщину, которая по каким-то причинам сегодня выглядит не такой привлекательной, как обычно. Неужели я со всей присущей мне искренностью должен сообщить ей о своем наблюдении? Да ни в коем случае! Я не стану себя меньше уважать оттого, что, покривив душой, скажу, что она, как всегда, обворожительна, или просто промолчу.
Когда о ком-то хотят сказать что-нибудь хорошее, но не находят подходящих слов, просто говорят, что он – искренний человек. Совсем недавно, отдавая последнюю дань уважения первому президенту России, художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек сказала, что Борис Николаевич был искренним президентом. Я не был близко знаком с покойным и мне трудно судить, насколько справедливы слова Галины Борисовны, но мне кажется, что искренность – не самое главное достоинство, которым должен обладать политический деятель такого уровня. Я бы высказал противоположное утверждение: для президента великой страны умение скрывать свои чувства более важно, чем безудержная искренность. Кстати, одно из значений слова «распущенность» можно трактовать как неумение или нежелание скрывать свои чувства. Рискну высказать такое парадоксальное утверждение: распущенность – это гипертрофированная искренность.
«. трудно, наблюдая за собой, думать хорошо о человеке». Как легко и беззаботно жилось бы человеку, если бы внутри у него были только добрые и возвышенные чувства. Но человек устроен гораздо сложнее и, следовательно, гораздо интереснее. В одном из «гариков» Игоря Губермана есть такие слова: «. трудно, наблюдая за собой, думать хорошо о человеке».
К счастью, это только половина правды. А вся правда заключается в том, что в душе каждого человека заключаются противоположные чувства: альтруизм и эгоизм, бескорыстие и жадность, доброта и злобность, смелость и трусость, милосердие и жестокость и многое-многое другое. Какое из этих чувств в данный момент преобладает, зависит от конкретных обстоятельств.
Классики марксизма утверждали, что бытие определяет сознание. Продолжая и развивая эту мысль, можно было бы ожидать, что хорошая жизнь пробуждает в человеке лучшее, что в нем есть, а плохая – низменные чувства.
Вряд ли этот вывод является верным. Мы знаем немало случаев, когда моральные уроды вырастают в идеальных жизненных условиях, а из относительно неблагополучных семей выходят благородные люди. И всё-таки это всего лишь исключения, которые подтверждают общее правило. В качестве иллюстрации этой мысли хочу привести небольшой отрывок из романа Ильи Эренбурга «Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца». В этом отрывке еврейский цадик спорит с Богом по поводу того, куда отправить умершего негодяя Майзеля – в рай или в ад. Вот что говорит цадик Богу: «Если ты судишь Майзеля за то, что он плохо жил на земле, я тебе отвечу, что в этом виноват вовсе не мертвый Майзель. В этом виноват, скорее всего, ты. Если бы ты сначала показал людям рай, они все были бы такими замечательными, как твои ангелы. Но ведь ты показал им сначала самый настоящий ад, потому что ты не станешь отрицать, что жизнь – это ад и даже два раза ад. Что же ты удивляешься, что люди в аду жили так, как будто они в аду? Где же тогда справедливость, и зачем ты говоришь, что судишь людей? Скорее всего, ты их пытаешь.»
Всегда ли внешний облик человека соответствует его внутреннему содержанию? Далеко не всегда. Классический пример такого несоответствия описан в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Но это, можно сказать, не роман, а аллегория. Если же говорить о реальной жизни, вспомним роман И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Остап Бендер пришел в контору «Геркулес», где работал подпольный миллионер Корейко. Бендер не знал Корейко в лицо и пытался угадать, кто из служащих является подпольным миллионером. Наконец, ему показалось, что он «вычислил» Корейко, лицо которого «носило характернейшие черты Шейлока, Гарпагона и Скупого Рыцаря», вместе взятых. Оказалось, что он ошибся. Подпольным миллионером являлся совсем другой служащий – «просто ничтожество, советский мышонок».
А еще можно сказать, что не только внутренняя сущность человека формирует его внешнюю оболочку, но и тот образ, который он выбрал для себя, оказывает самое непосредственное влияние на его внутреннее содержание. Например, еврейские мудрецы считают, что человек, прикинувшийся хромым и на основании этого просящий милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле. Проецируя это заключение на нашу иммигрантскую действительность, можно сказать, что некто, являющийся достаточно здоровым для того, чтобы убирать в чужих квартирах, и в то же время получающий пособие по инвалидности, когда-нибудь станет «полноценным» инвалидом.
А разве редко бывает так, что люди, обуреваемые корыстными побуждениями, одевают совершенно несвойственные им маски? Человек, стремящийся занять место в парламенте, пытается представить себя в качестве страстного патриота или народного радетеля, который ночей не спит и думает о благе народа. При этом он не знает и знать не хочет, в чем, собственно, это благо состоит и как за него радеть. Зато он твердо знает, что депутатское кресло принесет ему неисчислимые выгоды.
А те, кто поднялись к самым вершинам власти и находятся под постоянным обстрелом телекамер и фотоаппаратов, должны постоянно заботиться о своем имидже. Они по определению не могут оставаться самими собой. Смешно смотреть, как люди, которые еще недавно были воинственными атеистами, в одночасье превратились в фанатичных ревнителей веры. Простим им это лицемерие, которое в какой-то степени является частью их работы и не причиняет большого вреда другим людям.
Вместе с тем, мне представляется непростительным поведение проходимцев и шарлатанов, которые ничего не смыслят в медицине, но выдают себя за непревзойденных целителей и пытаются внушить людям несбыточные надежды. Стоит только прочитать фантастические письма «исцеленных», чтобы потерять всякое доверие к колдунам, волшебникам, шаманам, контактерам с космосом и прочим представителям «эзотерического цеха». Впрочем, никто не требует от них медицинских дипломов и лицензий, позволяющих заниматься подобной «трудовой деятельностью». А жаль! Жаль также, что немало разумных и образованных людей посещают сеансы этих шарлатанов. Впрочем, это вполне объяснимо. Когда человек болен, он не хочет упустить даже самую призрачную возможность излечения.
Всякий может изобразить честного человека… Французский моралист Мишель Монтень говорил: «Всякий может изображать честного человека, но быть порядочным в глубине души – вот вершина возможного».
Позволю себе не согласиться со знаменитым моралистом. Если кто-то, борясь с собой, побеждает внутреннюю нечестность и всегда поступает как порядочный человек, то для окружающих он таковым и является, и неважно, какова его внутренняя сущность. И если я делаю над собой усилие и, преодолевая собственную трусость, совершаю смелый поступок, то разве такой поступок достоин меньшей похвалы, чем тот, который продиктован внутренней смелостью? Я считаю, что судить об истинных чувствах и намерениях человека – прерогатива Господа.
Должен ли человек постоянно проявлять свою внутреннюю сущность или ему позволительно, а иногда даже желательно одевать какую-то маску? Правомерно ли вообще говорить о какой-то внутренней сущности? Каждый человек многолик, т.е. многосущностен. В каждый отдельно взятый момент он проявляет ту грань своей сущности, которая является для него наиболее подходящей в данной ситуации. Когда я пишу эти строки, то пытаюсь вжиться в образ мыслящего, интеллигентного автора журнала «Партнер». В другой момент проявляется моя сущность любителя лихо пообедать. Иногда мне удается роль любящего мужа, отца и деда. Некоторые мои роли требуют специальной подготовки, например, роль преподавателя математики или квалифицированного шахматиста. Играя эти роли, я никого не обманываю – каждая из них выражает какую-то грань моей сущности.
Каждый выбирает сам себя. Подводя итоги, можно сказать, что в личности почти каждого человека есть негативные стороны, которые следует скрывать не только от окружающих, но даже от себя самого. До тех пор, пока зло спрятано и находится в латентном состоянии, человек может бороться с внутренними демонами. Поэтому, выбирая образ жизни и линию поведения, постараемся казаться и, следовательно, быть более честными, добрыми и благородными, чем то существо, которое находится внутри нас. Человеческая природа уникальна, и нам дарована возможность самим делать выбор. Вот как написал об этом поэт Юрий Левитанский:
Что важнее в обществе: быть или казаться
Содержание статьи
Качества, влияющие на положение человека в обществе
Безусловно, на положение человека в обществе и отношение к нему общественности оказывают влияние его личностные качества. Харизма, амбициозность, уверенность в себе, целеустремленность, коммуникабельность, выразительность речи и иные качества помогают человеку выделяться среди окружающих людей.
Приобретенные качества также помогают занять высокий статус в обществе. Имея отработанную манеру держатся на публике, поведенческую гибкость и ораторские навыки, человеку легче привлечь всеобщее внимание и достичь намеченных целей. К мнению таких людей чаще прислушиваются, уважают их решения и поступки.
Поведение человека в обществе, его заслуги и достижения, вызывающие восхищение общественности, также способствуют его успеху и признанию. Награды, уникальные качества, востребованность, наличие талантов делает человека известным. Одобрение его обществом способствуют укреплению его авторитета и росту популярности. Он становится интересен и узнаваем. Поэтому положение в обществе зависит также от репутации человека.
Истинное положение в обществе
Истинное положение в обществе достигается за счет качеств и достижений человека. Такой человек действительно стремился и прикладывал усилия к высокому положению в обществе. Он пришел к цели за счет своих достоинств, талантов, достижений и труда.
Иногда высокое положение в обществе занимают люди, которые прилагали к нему минимальные усилия. Например, высокий пост достался им по-наследству и в других случаях, когда статус человека был предопределен, а его личностные качества не имели значения. Тем не менее даже в таком случае человек сможет наслаждаться преимуществами, которые даст ему пост.
Существуют также ситуации, при которых человек занимает определенную должность, например, является руководителем известной компании, однако не имеет безоговорочного общественного признания и влияния. Его распоряжения и приказы вызывают у подчиненных внутреннее противоречие и несогласие, а потому выполняются ими не в полной мере.
Напротив, неформальный лидер в таком коллективе, за счет всеобщего уважения и авторитета, способен убедить сотрудников выполнять те или иные задачи. При этом окружающие будут одобрять его действия, соглашаться с ним, несмотря на отсутствие служебных обязательств. Такой лидер имеет влияние на окружение и пользуется привилегиями в обществе независимо от своего служебного статуса.