Что важнее чин или человек почему
Чин или человек…
Если глупец, пошляк, стяжатель, подхалим кажутся нам смешными, безобразными, стало быть, они воспринимаются как отступления от нормы. Обратимся к рассказу «Толстый и тонкий».
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
— Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! — радостно восклицает толстый.
— Батюшки! — изумляется тонкий.— Миша! Друг детства.
Приятели вспоминают дни детства, гимназию, рассказывают друг другу, кто как живет.
А живут они по-разному. Тонкий дослужился до «коллежского асессора» — чин небольшой и жалованье плохое, но ничего: жена дает уроки музыки, а он, тонкий, приватно делает портсигары из дерева и продает по рублю за штуку. В общем — перебивается кое-как. А толстый?
— Я уже до тайного дослужился. — говорит он тонкому,— Две звезды имею.
И вот уже сразу перечеркнута картина восторженной встречи двух людей, двух приятелей, друзей детства. Не два человека перед нами — толстый и тонкий, а два чина — большой и маленький, тайный советник и коллежский асессор. Один стоит на верхней ступени служебной лестницы, а другой где-то там внизу, со своей женой Луизой, урожденной Ванцеибах, с сыном Нафанаилом, с узелками, картонками и с портсигарами по рублю за штуку.
«Тонкий вдруг побледнел, окаменел. » Слова толстого парализовали его, убили в нем все живое.
«Сам он съежился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. »
Напрасно морщится толстый, слыша угодливую речь тонкого, с заученно подобострастными, неживыми интонациями. Они уже не друзья детства. Неслучайно тонкий заново представляет толстому жену и сына. Еще бы — тогда он знакомил с ними приятеля Мишу, а теперь — «Милостивое внимание вашего превосходительства. вроде как бы живительной влаги. » и т. д. и т. п.
Да и напрасно морщится толстый — ведь если бы ему пришлось встретиться с человеком выше его по чину, наверно уж самому пришлось бы играть роль «тонкого» — заискивать, унижаться, благоговейно пожимать начальственную руку.
Ты не у дел? Стало быть, ты бездельник. Живешь плохо? Значит, сам плох. Не в чести? Значит, нечестен, а если и честен, то к чему честь, коли нечего есть. Такова равнодушная и подлая философия мира, построенного на неправде и несправедливости, мира, где человек человеку — либо хозяин, либо слуга, повелитель или покорный исполнитель воли и прихотей «вышестоящего».
Сила чеховского юмора в том, что, нигде прямо не выступая против общественного правопорядка, писатель с огромной выразительностью передает атмосферу времени, высмеивает дух лакейства, угодничества, чинопочитания, пресмыкательства. В лучших произведениях молодого Чехова юмор возвышается до сатиры. Полицейский надзиратель Очумелов, (рассказ «Хамелеон», 1884) при всей его индивидуальной характерности, с подвижностью флюгера отражает реальное соотношение между людьми в мире социальной несправедливости. Высмеивая толстых и тонких, хамелеонов, Пришибеевых, писатель разоблачает их не как носителей извечных людских пороков, но как прямое порождение современной им социальной жизни.
Герои, люди разного социального положения и веса, не просто встречаются, но, казалось бы, вступают в столкновения друг с другом. Вот-вот — и произойдет ссора, скандал, конфликт. Но ничего не происходит. Чехов намеренно ставит своих «героев» — пока это слово звучит у него не иначе как в кавычках — в такие положения, что, казалось бы, уже никак нельзя не возроптать, не возмутиться, не взбунтоваться, наконец. Однако малейшая вспышка протеста кончается ничем, конфузом, пшиком. Так кончился, например, «бунт» Дездемонова: вместо того, чтобы высказать прямо в глаза «всю правду» начальнику, самодуру и толстопузу, он, неожиданно оробев, отдает последние двадцать пять рублей на лотерею, которую устраивает начальникова супруга («Депутат, или повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало», 1883). Точно так же либеральный тост в защиту прав личности от произвола «его превосходительства» конфузно завершается пожеланием здоровья. его же превосходительству, покровителю и благодетелю («Рассказ, которому трудно подобрать название», 1883).
Стоит лишь появиться главе департамента, стоит лишь встретиться недовольным чиновникам с его начальственным взглядом, как сразу же смолкают либеральные речи, призывы к протесту, крики о том, что «одним словом, господа, жить так далее невозможно!» — все мгновенно стихает, улетучивается, забывается. «Тонкий» подчиняется «толстому». Ведь не будет же спорить какая-нибудь карточная «семерка» с «тузом», и любая некозырная «дама» уступит «козырю».
Это сопоставление: люди—карты, закономерно рождается у молодого Чехова. Конечно, не все и не вообще люди, а именно люди, переставшие быть людьми, превратившиеся в обладателей чинов, носителей знаков отличий.
В рассказе «Винт» (1884) чиновники наклеивают на игральные карты фотографии действительных статских советников, их супруг, коллежских советников и прочих чинов четырех ведомств, заменяющих игрокам четыре масти.
Картина игры в карты одновременно и фантастична и до малейшей детали правдоподобна:
«—Хожу со статского. Бросай, Ваня, какого-нибудь титуляшку или губернского.
— Зачем нам титуляшку? Мы и Пересолиным хватим.
— А мы твоего Пересолина по зубам. по зубам. » На первый взгляд самое смешное здесь в том, как неожиданно совмещаются два совершенно различных плана: масти и достоинства карт, с одной стороны, чины и ведомства служащих, с другой. Но еще смешнее и одновременно печальнее то, что фантастическое оказывается возможным, неожиданное — оправданным, подсказанным жизнью.
3 «Трудно за юмором угоняться. »
Персонаж Антоши Чехонте — преимущественно образ отрицательный. Молодой сатирик мог бы повторить слова героя щедринской сказки, написанной в 1880 году, в том самом году, когда Чехов вступил на литературное поприще: «Сколько я ни старался добродетельную куклу сделать — никак не могу! Мерзавцев — сколько угодно, а что касается добродетели, так, кажется, экого слова и в заводе-то в этом царстве нет!»
Внешне персонажи Антоши Чехонте вполне человекоподобны. У них есть и свое счастье, и своя любовь, и своя поэзия. Но все это только одна видимость, бутафория.
. Молодой человек, сверкая лакированными ботинками и изнемогая от волнения, едет к княжне, к милому, восхитительному созданию. Долго он не решается приступить к разговору, мнется, конфузится, а затем, собравшись с духом, делает, наконец, предложение.
— Предложение в высшей степени выгодное. — жарко шепчет он, склонившись к ней.— Мы в один год продадим миллион пудов сала! Давайте построим в наших смежных имениях салотопенный завод на паях!
Княжна подумала и сказала:
Предложение состоялось, но это совсем не то предложение, какого можно было ожидать. Впрочем, это даже и не совсем неожиданная концовка. С первых строк, внешне восторгаясь героем, автор издевается над ним, над его дешевой, затасканной, лакированной красивостью, над его банальной, взятой напрокат поэтичностью.
«Я люблю Машеньку, люблю страстно, больше жизни!» — бурно исповедуется герой рассказа «Два письма» (1884) в письме к дорогому дядюшке, умоляя его о содействии. Из ответа дорогого дядюшки выясняется, что непонятное, но красноречивое письмо племянника прочитали все дядюшкины соседи, никто его всерьез не принял, но письмо понравилось и влюбленного сочли «как бы сочинителем». Показывал дядюшка это письмо и самой Машеньке Мурдашевич и ее мужу, немцу Урмахеру, за которого она вышла замуж. Немец прочел и похвалил.
«И теперь,— заканчивает свой ответ дядюшка,— я всем показываю твое письмо и читаю. Пиши еще! А икра у Мурдашевича очень вкусная».
Так оборачивается любовь «героев» Антоши Чехонте рублем, «миллионом пудов сала», вкусной икрой Мурдашевича.
Лучшие из рассказов Антоши Чехонте, изображая частное, затрагивали и общее, наводили читателя на далеко идущие выводы о том, что же мешает человеку быть человеком. Не случайно с первых лет своей деятельности Чехов разделил участь передовых русских писателей, его современников и предшественников: произведения молодого юмориста вызывали самое настороженное отношение цензуры; сплошь и рядом на них накладывалась резолюция: «К напечатанию не дозволять».
И надо ли удивляться тому, что самый сильный рассказ молодого Чехова, знаменитый «Унтер Пришибеев», сразу же был встречен цензурой в штыки.
Ополчаясь против всего недозволенного законом, унтер и сам пришиблен, сам готов вытянуться во фрунт, выпятить грудь колесом и пожирать глазами начальство. Рыча на всех, он виляет при виде хозяина — совсем как цепной пес.
Ни в одном рассказе Антоши Чехонте не звучала еще такая сила насмешки и презрения к штатным и внештатным блюстителям бюрократического порядка, к должностным и добровольным держимордам, к охранителям неправого закона, пуще всего боящимся того, чтоб «народу волю давать».
В рассказе «Хамелеон» не было жертвы. Мастер Хрюкин, которого укусила собака, лицо комическое. В «Унтере Пришибееве» уже предстают перед нами люди, которые действительно страдают от произвола и могут быть названы жертвами пришибеевщины. И это знаменательно. В пестрой и шумной толпе самодовольных, невежественных и лицемерных персонажей Антоши Чехонте все чаще мелькают иные лица — молчаливых, бедно одетых, нечиновных, страдающих людей.
«Сиротливая» старушка, одетая в глубокий траур, пережившая свою единственную дочь, разоряемая вечно пьяным родственником («Приданое», 1883).
Женщина с «заплаканными, тупыми от горя, почти безумными глазами» («75000», 1884).
Гувернантка Машенька, живущая в «чужих людях» и подвергающаяся оскорблениям, хорошо знакомым «людям зависимым, безответным, живущим на хлебах у богатых и знатных» («Переполох», 1886).
Маленькая, худенькая Анюта, «очень бледная, с кроткими серыми глазами» («Анюта», 1886).
Извозчик Иона, оставшийся наедине со своим неизбывным, никем не разделенным горем («Тоска», 1886).
Эти герои человечны, их страдания неподдельны, и рассказ о них требует уже иного тона.
«Да и, правду сказать, трудно за юмором угоняться! — признается Чехов в письме к редактору «Осколков».— Иной раз погонишься за юмором да такую штуку сморозишь, что самому тошно станет».[6]
Анализ повести «Станционный смотритель» (подробный)
Произведение представляет собой одну из частей сборника под названием «Повести Белкина, созданного в период Болдинской осени автора, когда он вынужден оставаться в родовом поместье из-за сильного распространения в России смертельно опасной холеры.
По жанровой направленности произведение является повестью, написанной в сочетании двух стилей сентиментализма и реализма.
Повествование в повести осуществляется от имени постороннего наблюдателя, а композиционная структура выстраивается на основе общепринятых литературных канонов с использованием постепенного развития действия путем кульминации, переходящей в развязку.
Основной темой повести представляется изображение обездоленного человека, являющегося в общественном мнении маленьким представителем. При этом повесть характеризуется многогранностью тематической содержательности, поскольку помимо темы маленького человека раскрывается проблема нравственных взаимоотношений, а также любовная тема.
Основными героями произведения являются отец и дочь Вырины, представленные в образах простых людей Самсона и Дуни.
Самсон Вырин изображается в повести в качестве станционного смотрителя, доброго, общительного пятидесятилетнего мужчины, безмерно любящего собственную дочь, не жаждущего богатства и известности. Образ станционного смотрителя является хрестоматийным примером изображения маленького человека, неспособного противостоять жизненным обстоятельствам.
Дуня Вырина представляется в лице молодой, красивой, милой девушки, отличающейся наивностью, добротой, отзывчивостью, мечтающей о лучшей жизни.
Сюжетная линия произведения разворачивается в момент ухода Дуни из родного дома в связи с возникшим у нее любовным чувством к проезжему гусару, заставляющим ее забыть о собственном отце, которого она очень любит, однако ее влечет большое и светлое чувство.
После отъезда дочери Самсон опускается и становится обрюзгшим стариком, ищущим успокоения собственной души в алкоголе, который становится причиной его скорой смерти. Дуня приезжает в родной дом уже после смерти любимого отца, посетив его могилу и со слезами на глазах вспомнив собственную жизнь с родителем, раскаиваясь в отношении совершенного ею поступка.
Второстепенным персонажем повести представляется гусар Минский, описываемый в образе богатого человека, не привыкшего отказывать себе в удовольствиях, забравшего с собой девушку по причине собственной прихоти.
Отличительной особенностью произведения является использование автором средств художественной выразительности в виде лубочных картинок, передающих человеческую боль, тоску, отчаяние, страдания от потери собственного ребенка.
Своеобразием повести представляется изображение писателем проблемы одиночества, раскрывающейся посредством описания взаимоотношений родителей и детей.
Смысл повести заключается и необходимости проявления человеческой заботы, сострадания, милосердия по отношению к близким и родным людям.
Самсон Вырин
Станционный смотритель не был стариком. Ему было лет 45-50. Что называется, мужчина в расцвете лет. Он любил свою дочку, гордился ею и был счастлив до тех пор, пока на станции не появился гусар Минский, сманивший надежду и опору Самсона Вырина – Дуню. У смотрителя была надежда, что он вернет домой любимую дочь. Он отправился пешком до Петербурга.
В столице он остановился у старого своего приятеля, сослуживца. Это говорит о том, что Самсон Вырин бывал в Петербурге, знал город. С помощью приятеля он быстро нашел и Минского, и Дуню. Но Минский не позволил отцу встретиться с дочерью, фактически вытолкал в шею, когда отец пришел в дом, где Минский снимал для Дуни комнату.
Случившееся надломило смотрителя. Он переживал за свою дочь, начал пить. Вскоре закрыли почтовый тракт, и старый смотритель остался не у дел. Служба еще как-то заставляла смотрителя держать себя в руках, общение с проезжими отвлекало от тяжких мыслей. А оставшись без занятия, старый смотритель совсем сдался, стал пить без меры и вскоре умер.
Популярные сочинения
Дуне в начале рассказа было не более 14 лет. Это была бойкая, энергичная и хозяйственная девушка. Она помогала отцу на станции. Готовила чай, иногда еду, если проезжающие задерживались из-за нехватки лошадей. Она умела находить общий язык с проезжающими, гневливых успокаивала.
Дуня находилась в том возрасте, когда девочка превращается в девушку. Она тоже очень любила отца, но в ней уже начали просыпаться женские инстинкты, она сознавала, что нравится мужчинам. Немного заигрывала, кокетничала с ними. Наверняка мечтала о принце, который увезет ее из этой «дыры», где ее не было никакого просвета.
Но в один прекрасный день появился на почте гусар Минский, который сначала несколько дней притворялся больным, и Дуня была принуждена ухаживать за ним. Гусар оказался тем «принцем» на белом коне, который увез красавицу в столицу. Дуня плакала, потому что она жалела о покинутом отце, но в то же время была счастлива покинуть станцию.
Дуня приехала к отцу, как только у нее появилась возможность. Приехала с двумя сыновьями. Возможно, она заставила жениться Минского на себе. Может быть, он сам сделал ей предложение. Но приехала она к отцу «барыней», полной чувства собственного достоинства. И остается только сожалеть, что Самсон Вырин не дожил до того дня, когда он смог бы увидеть свою дочь счастливой.
Как изменился Вырин…
Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.
Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.
Минский
Минский является героем второго плана. Он оказывает влияние на ход событий, изменяет жизнь главных героев повести. Но при этом он не знаком повествователю, с ним Минский нигде и никогда не встречался. Это был молодой и симпатичный гусар, судя по всему, из состоятельной дворянской семьи. Дуня понравилась ему сразу. Минский больным притворился, чтобы выиграть время и уговорить Дуню бежать с ним. Как только она согласилась, он сразу «выздоровел», и даже повеселел. Только старый смотритель ничего не заподозрил. Минский – благородный человек не только по происхождению, но и по поступкам. Пообещал отцу, что его дочь станет счастливой и сдержал свое слово. Он даже отпустил Дуню в поездку, чтобы та могла встретиться с отцом.
Проблематика
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она позволяет себе стать его любовницей, она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Здесь финал получается счастливым, гусар все-таки берет девушку в жены, но и в те времена такое было редкостью. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от одной семьи, строя другую. Жених девушки вел себя непозволительно грубо, именно он сделал ее сиротой. Они оба легко переступили через горе маленького человека.
На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов был простить буквально все. Такое происходит по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются «выбиться в люди», добиваются целей, гонятся за материальным преуспеянием и не вспоминают о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Рассказчик
В предисловии упоминается, что Иван Петрович Белкин слышал эту историю от титулярного советника А. Г.Н. Это IX чин по табели о рангах, существовавшей в царской России вплоть до 1917 года. «Находился я в мелком чине»,- говорит о себе господин А.Г.Н, и можно предположить, что в момент рассказываемых событий он сам находился в чине XIII, или XIV. Он был молодым человеком, и потому его часто отправляли по делам гражданской службы в различные поездки. А. Г.Н. был человеком любознательным, и не тяготел к чинопочитанию. Поэтому предпочитал на станциях проводить время в обществе смотрителей, которых уважал, и от которых услышал немало интересных историй. А.Г.Н был человеком нежадным и незлобивым. Он охотно угощает смотрителя пуншем. Некоторых из них, как Самсона Вырина, помнил долго и встречался с ними, как со старыми знакомыми.
Можно предположить, что в этой повести Пушкин выразил собственное отношение к «почтовой станции диктаторам». Ему, литератору, было интересно общение со станционными смотрителями, от которых он получал интересные истории, сюжеты, эпизоды для своих произведений.
Анализ повести «Станционный смотритель» (подробный)
30-е годы XIX века — время расцвета пушкинской прозы. Осенью 1830 г. в Болдине были написаны «Повести Белкина». Болдинская осень была для писателя чрезвычайно плодотворной. За три месяца создано около тридцати стихотворений, две последние главы романа «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии» и другие произведения.
Из пяти «Повестей Белкина» особенно выделяется «Станционный смотритель»: проблема отцов и детей на фоне социальных контрастов, нравственные идеалы, память сердца. В повести изображены представители богатых и бедных, верхних и нижних слоёв общества. К первым относится гусар Минский. Ко вторым — станционный смотритель с дочерью Дуней, которая затем попадает в новую среду и остаётся в ней. Героям сочувствует рассказчик Белкин, человек простой и небогатый.
При изучении этой повести целесообразно обратиться к биографии поэта: какие события в его личной жизни происходили во время создания произведения или предшествовали ему, в каком состоянии духа, с каким настроением принимался он за свой литературный труд.
В жизни Пушкина назревали перемены: близилась свадьба с Натальей Николаевной Гончаровой. Материальное положение обеих семей было незавидным. Чтобы как-то поправить дела, Пушкин отправился в родовую деревню Болдино в Нижегородской губернии, которую вместе с примыкающими землями и дедовским домом выделил ему к свадьбе отец. Пришлось долго ехать, вникать в скучные, далёкие от поэзии дела. А в Болдине Пушкин скоро узнал, что выехать обратно невозможно из-за холерного карантина.
Холера началась и в Москве, где оставалась его невеста. Мрачное настроение рассеивается, когда поэт получает от невесты письмо, полное искреннего чувства. Теперь не страшит его болдинское заточение. Природа, со всей её прелестью и покоем, пленяет поэта, заставляет забыть о суете и треволнениях. К тому же в разгаре осень — любимая пора, «пора трудов и вдохновенья».
Даже в то время, когда устройство своей судьбы, казалось бы, должно было полностью поглотить поэта, он создаёт одно из самых остросоциальных своих произведений. «Станционный смотритель» — повесть о «маленьком человеке», небогатом, подвергающемся унижению.
Жизнь простого, незаметного человека в любой момент может быть сломана, растоптана сильными мира сего. И Пушкин не остаётся равнодушным к этой болезни общества, не в силах забыть о ней даже в такой момент жизни, когда для любого другого человека мрачные стороны общественного бытия отодвинулись бы на второй план. Пушкин в сравнительно небольшом произведении глубоко раскрывает социальные причины конфликта и трагедии в жизни главного героя повести, открывает тем самым новую страницу в истории русской литературы, подготавливая почву для творчества Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова и других писателей.
«Станционный смотритель», хотя и назван повестью, но ближе к рассказу. Его и сейчас продолжают называть повестью, поскольку он включён в цикл небольших произведений, названный Пушкиным «Повести Белкина». Однако в современном литературоведении повестью называется более крупное произведение, в котором немало действующих лиц, более сложная, чем в рассказе, сюжетная основа.
Недалеко от Санкт-Петербурга, на станции Выра открыт музей — Дом станционного смотрителя. В музее представлены комната для «проезжающих» и комната Дуни, воспроизводится обстановка той эпохи. Обратите внимание на созвучие в названии станции (Выра) и фамилии героя повести — Вырин. И вместе с тем необходимо подчеркнуть, что образ этот является художественным обобщением, недаром он послужил образцом для создания образа «маленького человека» в русской литературе.
Исследователи неоднозначно решают проблему автора (рассказчика) в пушкинских «Повестях Белкина». Говорят, например, о «мнимом авторе» Иване Петровиче Белкине «и о других рассказчиках», с чьих слов будто бы записаны повести (Н. Я. Берковский). Следует добавить к этому, что рассказ нередко ведётся от лица самих героев, но что за каждым из повествователей стоит истинный автор — Пушкин, что все события изображаются, в конечном счёте, в свете его позиции. Образуется сложная система, о сущности которой продолжают спорить литературоведы.
Пушкин относится сочувственно к своему герою, простому, «маленькому человеку», «поручая» повествование о его судьбе очевидцу, который на себе испытал унижения, вкусил горечь социального неравенства и поэтому способен понять страдания Самсона Вырина, «мученика четырнадцатого класса». Человек в небольшом чине терпел унижение: на почтовых станциях вдруг отдавали приготовленных для него лошадей тому, кто выше чином, а на губернаторском обеде слуги несли блюда мимо него гостям поважнее. Человека ценили не за личные его достоинства, не за ум, а за чин.
Скрытой иронии полны слова рассказчика о том, что раньше, по молодости лет, он возмущался такой несправедливостью, а теперь привык к ней и даже не представляет, что было бы, если бы вдруг ум стал цениться выше чина. В самом деле, как же быть тогда бедным слугам: кому первому подавать еду? Такой «неразрешимый» вопрос выдаётся за основную причину, препятствующую тому, чтобы восторжествовала справедливость, и этим создаётся комический эффект. Читатель смеётся, понимая, в чём истинная причина, и потешается над наивностью рассказчика, за которой проглядывает лукавая ирония самого Пушкина.
К простым, небогатым людям рассказчик относится сочувственно, понимает их, видит их достоинства. Позиция рассказчика, его психологическая зоркость, чуткость к незаметным явлениям проясняют многие события, поступки героев.
Описание внешности Самсона Вырина даётся в динамике. Сравнивая два портрета одного и того же человека, можно задуматься над тем, о чём могут свидетельствовать перемены, которые произошли во внешности смотрителя всего за три-четыре года, каковы причины таких перемен.
Вот первая портретная зарисовка: «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зелёный сертук с тремя медалями на полинялых лентах». В тексте имеется и другое описание внешности героя при второй встрече с ним рассказчика: «… я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». Давайте выделим из текста противоположные признаки. В первом случае «человек лет пятидесяти, свежий и бодрый», во втором «хилый старик», седой, со сгорбленной спиной. Лицо его, вначале — свежее, теперь — «давно небритое», с глубокими морщинами, что свидетельствует о полном безразличии к своей внешности. Всё это наводит на мысль о том, что за эти три-четыре года что-то случилось с человеком. Может быть, его постигло какое-то горе, от которого он никак не может оправиться. Мысль о перемене к худшему подтверждается и при сравнении двух описаний окружающей обстановки: нет больше цветов на окнах, «и всё кругом показывало ветхость небрежение».
Дуня привлекает не только своей внешностью. Природный ум позволил ей использовать для своего развития общение с образованными людьми, которые останавливались на их станции. Пушкин, принадлежавший к известному древнему дворянскому роду, подчёркивает мысль о том, что и простые люди способны усвоить непривычную для них культуру, сравняться с теми, кто хвалится своим происхождением.
Образ Минского раскрывается в повести, главным образом, через его отношение к станционному смотрителю. Едва появившись на станции, Минский при известии, что лошадей нет и ехать дальше нельзя, «возвысил было голос и нагайку», т. е. начал кричать, замахнулся на смотрителя. Чем бы кончились угрозы, если бы не появилась Дуня?
Притворная «тяжёлая болезнь» не помешала Минскому пить вино и есть с большим аппетитом, значит, он претворялся больным. А затем гусар, затеявший увезти Дуню, стал добиваться, чтобы Самсон Вырин проникся доверием к нему и разрешил Дуне поехать с ним недалеко к её родственнице. Для этого Минский шутил, помогал смотрителю в его работе (вписывал подорожные в почтовую книгу). Известие, что гусар увёз Дуню с собой, сломило «бедного отца», он «пошёл домой ни жив ни мёртв». «Старик не снёс своего несчастия». «Бедняк занемог сильной горячкою». Важная деталь: станционный смотритель, ведающий лошадьми, отправляется в Петербург пешком.
В небольшом произведении Пушкин создаёт сложные характеры. И даже Минский, виновник несчастья, а в конечном итоге и гибели главного героя повести Самсона Вырина, — вовсе не законченный злодей. Перечитывая начало четвёртой части произведения, можно отметить, что Минский, увидев отца Дуни, разыскавшего его, «вспыхнул, взял его за руку», начал говорить в «крайнем замешательстве». Очевидно, в нём проснулась совесть. Он даже произносит слова: «…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения…». Гусар пытается успокоить бедного смотрителя, обещает ему не оставлять Дуню. Наконец, он даёт несчастному отцу деньги, что в глазах самого Минского является благородным поступком.
Но как отнёсся к такой щедрости смотритель, который в полной мере сознаёт свою неравноправность? Ведь даже явившись к виновнику своего несчастья, человеку, похитившему его единственную дочь, Самсон Вырин вместо обвинений «дрожащим голосом произнёс только: «Ваше высокоблагородие. сделайте такую Божескую милость. ». Однако, даже несмотря на свою робость, увидев деньги, которые сунул ему на прощанье гусар, Вырин, пешком проделавший путь до Петербурга, вдруг взбунтовался: «Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…».
Чем же вызван внезапный бунт смирного, знающего своё место человека? Вспомним, что в начале повести рассказчик так отзывался о станционных смотрителях: «люди мирные». Наверное, очень значительной должна была оказаться причина, побудившая такого человека к возмущению. Как бы ни был беден смотритель в сравнении с богачом Минским, его возмущает стремление сильных мира сего всё измерять деньгами, даже любовь и человеческие привязанности.
Вот и Минский надеется, что так просто откупится от отца, для которого после смерти жены любимая дочь осталась единственным утешением. Но у простых людей были иные, истинно нравственные представления о взаимоотношениях людей, основанные не на денежных расчётах, а на уважении и доверии. Что касается обещаний Минского, то как может Самсон Вырин верить человеку, так коварно обманувшему его? Да и не было на памяти смотрителя ни одной благополучной судьбы у девушек простого звания, похищенных богатыми повесами.
При повторном появлении Самсона Вырина, решившего «хоть раз ещё увидеть бедную свою Дуню», Минский грубо выгоняет его. Блестящий гусар, богач не способен понять простого человека, так сильно переживающего разлуку с дочерью, обеспокоенного её судьбой, а затем доживающего свои годы, не имея никаких известий о ней, в полной уверенности, что судьба её сломана, искалечена, что она ведет жизнь, которая хуже смерти; «поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…» — делится Самсон Вырин с рассказчиком, которого сильно тронула эта история и который, разделяя опасения смотрителя, признаётся: «…Долго не мог я забыть старого смотрителя, долго думал я о бедной Дуне…».
Минский хочет, чтобы его избранница порвала с прежней жизнью, а значит, и с родным отцом, которого гусар и за человека-то не считает, потому что у того нет ни богатства, ни знатности, и который может бросить тень на него, Минского. В угоду блестящему, но бездушному миру, куда он ввёл Дуню, её похититель навсегда разлучает отца с любимой дочерью.
То, что Дуня не отреклась от отца, утешило рассказчика. Вот почему не жалеет он (а сначала, не зная, пожалел) ни о поездке, ни об истраченных на неё деньгах.
С образом Дуни связана проблема отцов и детей, проблема высших нравственных ценностей. Чтобы понять замысел автора, потребуется экскурс в изображаемую эпоху, когда женщина, а тем более совсем юная девушка не была полноправной и могла жить только в семье (с родителями или, после венчания, с мужем). Без такой защищённости общество отторгало её.
Минский, конечно, добивался, чтобы дочь смотрителя ради так называемого приличия забыла об отце. И всё же несколько лет спустя Дуня — Авдотья Самсоновна — теперь богатая барыня, приезжает со своими детьми в родные места, к отцу, которого так любит, и, узнав, что он умер, горько рыдает.
И последняя фраза, которой рассказчик заканчивает своё повествование, позволяет догадываться, как рад он известию о том, что Дуня не забыла отца. Даже в новой среде, роскошной, но равнодушной, она сохранила большое человеческое чувство — привязанность к отцу, который так любил её.
И снова сравнивает писатель два мира. И сравнение это не в пользу того общества, где столько фальши и бездушия в отношениях между людьми, даже при благополучной развязке любовной истории. Позднее Гоголь в повести «Шинель» вслед за пушкинским «Станционным смотрителем» обратится к трагедии простого, «маленького человека», поднимет голос в его защиту.
Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2014
Краткое содержание
Повествование начинается с короткого отступления, в котором рассказчик думает о том, насколько это унизительная работа — смотритель. На него никто не обращает внимание, его «швыряют», в некоторых случаях даже избивают. Ему не говорят «спасибо», а ведь часто эти люди довольно занимательные собеседники, и они могут немало рассказать.
После рассказчик описывает Вырина, который находится на должности смотрителя. Автор попал на эту станцию по воле случая. Здесь он познакомился непосредственно со смотрителем, а также его дочкой Дуней. Рассказчик отмечает, что юная особа довольно привлекательна.
Через время автор заново попадает на эту станцию. В этот момент читатель узнает смысл «Станционного смотрителя». Рассказчик опять встречает Самсона, но вот его дочь не наблюдает. После Вырин поведал, что в один из дней на станцию прибыл гусар, он сильно болел, и ему пришлось задержаться.
Дуня присматривала за ним. Гость быстро пошел на поправку и начал собираться домой. На прощание гусар предложил подвести девушку до церкви, однако обратно она не вернулась. Через время Вырин узнал, что юноша не был болен, просто претворялся, чтобы хитростью заманить Дуню и отвезти в Питер.
Пешком Самсон идет в северную столицу и пытается отыскать мужчину. Найдя гусара, он попросил отдать девушку, однако получает отказ. После бедный отец отыскивает дом, где похититель держит Дуню. Он заметил ее, она богато одета, Вырин любуется дочкой. Когда она подняла голову и увидела отца, то испугалась и упала на ковер, после гусар прогнал несчастного старика. Далее смотритель уже никогда не видел дочку.
Еще через какой-то промежуток времени рассказчик опять приезжает к Самсону, где узнал, что станцию распустили, а смотритель скончался. В его доме проживает пивовар с супругой, последняя отправляет сына показать, в каком месте похоронили Вырина. От мальчика автор узнал, что в один из дней в город приехала зажиточная барышня с детьми. Она тоже спрашивала про смотрителя, а когда узнала, что он скончался, долго рыдала на могиле. Дочь раскаялась, однако было уже поздно.
Жанр и композиция
Непосредственно писатель, по его мнению, указал цикл произведений, как «повести», хоть, по большому счету, все они являются небольшим романом. По какой причине Пушкин так обозначил жанр? Писатель говорил: «Романы и повести читают все и везде» — то есть, больших отличий автор не видел, а выбор просто пал в пользу не такого масштабного эпического жанра, указывая на небольшой размер произведения.
Для некоторых частей повести характерны основные черты реализма. Главный персонаж «Станционного смотрителя» — реальный герой, его можно было встретить в ту эпоху в настоящей жизни. Это одно из первых произведений, где Александр Сергеевич поднял проблему «маленького человека». В нем автор указывает на то, как проживает этот незамеченный остальными людьми персонаж.
Структура произведения дает возможность читателю посмотреть на окружающий мир глазами автора, в его словах скрыта непосредственно личность Александра Сергеевича:
Что-то наподобие эпилога собой представляет последний визит, когда Вырин уже умер. В нем рассказывается о раскаяниях его дочки.
История написания
В 1830 г. Пушкин приезжает в Болдино, чтобы уладить определенные финансовые вопросы. Он уже хочет возвращаться домой, но в стране в это время начинается эпидемия холеры, и отъезд пришлось задержать на довольно продолжительное время.
Этот творческий период развития Пушкина назвали в последующем Болдинская осень. Именно тогда были созданы одни из наилучших произведений автора, в частности, цикл рассказов под названием «Повести Белкина», который состоит из 5 сочинений, одно из них «Станционный смотритель».
Его писатель завершил 15 сентября.
Во время принудительного заключения автор очень сильно тоскует от расставания с очередной дамой сердца, потому муза Пушкина была безрадостна и часто настраивала на грустные мотивы.
Вероятно, определенную лепту в написание произведения привнесла и непосредственно осенняя атмосфера — время ностальгий и увядания. Главный герой «Станционного смотрителя» настолько же быстро увядал, как опавшая листва с веток.
Основная тематика
Главная тематика этого произведения Пушкина — личность «маленького человека». Также в нем в нескольких аспектах раскрывается тема любви: